Этносоциология и этнополитика
МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ В РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
С.В. Рязанцев
Отдел социальной демографии
Институт социально-политических исследований РАН Ленинский проспект, 32а, 119991, Москва, Россия
В системе современных глобальных миграционных процессов Россия остается принимающей стороной. Причины подобного положения дел, его особенности и следствия для социально-экономического развития нашей страны анализируются в представленной статье.
Россия занимает промежуточное положение между двумя экономическими полюсами мировой экономики (богатым Севером и бедным Югом) - это страна, активно вовлеченная в процесс международной миграции населения. С одной стороны, россияне активно выезжают в различные страны мира на жительство и в целях заработков, а с другой стороны, территория России стала достаточно привлекательной для мигрантов из менее развитых стран Азии и Африки, государств СНГ. Кроме того, часть мигрантов из стран «третьего мира» рассматривает территорию России как перевалочный пункт, своеобразную транзитную зону для дальнейшей миграции в экономически развитые страны Запада.
В системе современных глобальных миграционных процессов Россия стала, и наверняка будет оставаться в перспективе крупной принимающей страной по двум причинам. Внутренняя причина - территория страны относительно слабо заселена, и с 1993 г. в России отмечается сокращение населения, а в ближайшей перспективе будет сокращаться и численность трудовых ресурсов при росте потребностей экономики в рабочей силе. На протяжении последних четырнадцати лет в России смертность превышает рождаемость на 800-900 тыс. человек. За 1992-2004 гг. естественная убыль составила 10,4 млн. человек. Благодаря положительному миграционному приросту в 3,6 млн. человек население страны сократилось на начало 2005 г. по сравнению с 1992 г. только на 5,3 млн. человек (без корректировки численности населения Росстатом по результатам переписи
2002 г. его величина на начало 2005 г. составила бы не 143,4 млн. человек, а 141,5 млн.). Согласно прогнозу Госкомстата РФ население страны на начало 2011 г. составит около 138 млн. человек. Сокращаться будет не только население, но и трудовые ресурсы в стране.
Внешняя причина - Россия испытывает довольно мощный «демографический пресс» со стороны некоторых развивающихся стран бедного Юга с боль-
шой численностью населения (Китая и других стран Азии, среднеазиатских государств СНГ). КНР занимает первое место в мире по численности населения -1,3 млрд. человек, ежегодно численность населения в стране увеличивается на 15-20 млн. человек. На приграничной с Россией территории Китая проживает около 100 млн. человек, в то время как на огромной территории Дальневосточного федерального округа насчитывается всего 6,7 млн. человек.
По абсолютному объему иммиграции Россия достаточно прочно обосновалась среди стран - лидеров. По доступным данным международных сопоставлений в 1990-2000 гг. Россия заняла второе место в списке стран, активно принимающих мигрантов, с показателем прибывших 13,3 млн. человек. Наша страна уступила «пальму первенства» только США, куда прибыло за тот же период около 35 млн. иммигрантов [17, с.3]. По альтернативным данным в 1991-2001 гг. Россия приняла в абсолютном исчислении 11 млн. мигрантов, что составляет в среднем ежегодно по 781 тыс. мигрантов, в то же самое время Германия принимала по 865 тыс., а США - по 924 тыс. человек [9, с.24]. По относительным показателям иммиграции Россия оказалась на третьем месте в мире, приняв за период 1989-2002 гг. 54 иммигранта на 10 тыс. жителей. Впереди только Германия
- 142 иммигранта, но при этом Россия опережает США - 32 иммигранта на 10 тыс. человек [7, с.133].
Приводимые в международной статистике данные нуждаются в пояснении из-за своеобразия российской статистики по миграции. С точки зрения статистического учета, международная миграция в России представляет собой «айсберг». «Надводная», или видимая для статистики часть - это миграция на постоянное место жительства, которая отражается в большинстве официальных статистических изданий, включая данные, приводимые в сборниках Федеральной службы государственной статистики (Росстата). В последнее время законодательные акты в сфере миграции и гражданства, а также внутренние инструкции, принятые Министерством внутренних дел России, привели к тому, что статистика учета миграции населения в стране была существенно нарушена. В частности, листки статистического учета (первичные формы регистрации мигрантов), которые заполнялись паспортными столами, с 2002 г. перестали заполняться на иностранцев (не граждан России), но по инерции это продолжают делать в некоторых паспортных столах и регионах. Можно полностью согласиться с исследователями в том, что государственная статистика миграции в России утратила одно из фундаментальных преимуществ - единство методики сбора первичной информации в масштабах страны [16, с.4].
Это вызывает сложности с полноценным анализом миграционной ситуации и не дает возможности понять без существенных искажений реальную картину, происходящую в сфере миграции в стране. Мы вынуждены использовать цифры по миграции, приводимые в публикациях Росстата, по причине отсутствия какой-либо адекватной альтернативы.
Данные переписи населения 2002 г. показали, что в стране проживает на 1,8 млн. человек больше, чем по сведениям текущего учета. Поскольку случаи рождений и смертей в России все-таки регистрируются более или менее точно, то прибавка может быть отнесена на миграционный прирост. При этом вся по-
правка переписи была отнесена Росстатом на страны СНГ и распределена равномерно по предыдущим годам (рис.1). Это доказывает, что миграционный прирост был существенно больше, но есть сомнения, что он распределялся столь равномерно. И тем более, нет никаких оснований говорить о том, что имелась тенденция к росту сальдо миграции (на чем в последнее время настаивают неко-
Рисунок 1. Миграционный прирост России в международной миграции в 1995-2002 гг. по данным текущего учета и переписи 2002 г., тыс. человек
Очевидно, что миграционный прирост был выше, чем приводилось и приводится во всех официальных публикациях Росстата. Мы убеждены, что сальдо миграции в России при этом продолжало сокращаться, пусть и в меньших абсолютных объемах. Заметим, что тенденция сокращения сальдо миграции стала проявляться не с 2002 г. - времени нарушения системы учета иностранных мигрантов в России, а гораздо раньше в - 1995 г. «Подводная», только частично видимая для современной статистики и исследователей, часть «миграционного айсберга» - это временная миграция, которая связана в основном с трудовой деятельностью, учебой, покупкой жилья и некоторыми другими причинами. Она находит только косвенное отражение в статистике - это данные Федеральной миграционной службы МВД РФ о количестве привлеченных иностранных работников и россиянах, выехавших на работу за рубеж, а также данные паспортных столов МВД РФ по регистрации мигрантов по месту пребывания. Если первый вид данных при всех своих недостатках доступен для анализа, то второй тип информации не публикуется, лишь периодически озвучивается представителями МВД. С полной уверенностью можно говорить о том, что в настоящее время в стране нет данных по временным мигрантам (зарегистрированным по месту пребывания). А между тем, этот массив информации в случае его правильной организации и доступности мог бы «пролить свет» на ряд интересных и важных моментов: в том числе на реальную численность временных мигрантов (трудо-
вых, учебных и пр.), их демографический и социальный состав, цели и сроки пребывания, социально-экономические условия проживания в стране. В силу сложностей с получением регистрации мигрантами по реальному месту пребывания в стране сложился криминальный рынок поддельной регистрации, к услугам которого обращается не менее 80-90% временных трудовых мигрантов. При этом данный миграционный поток не фиксируется статистикой. Согласно примерным оценкам на 1 легального трудового мигранта в стране приходится 9 нелегальных.
Несмотря на противоречивые данные по абсолютным масштабам, каждый из потоков международной миграции имеет свою собственную специфику не только с точки зрения статистического учета, но и роли, которую он играет для демографического и социально-экономического развития России.
Данные по международной миграции, связанной с переездом на постоянное место жительство в Россию и за пределы страны, на протяжении 1990-х гг. в целом свидетельствуют о тенденции к сокращению миграции. Подобная динамика была свойственна практически всем миграционным показателям - в разное время сокращалась иммиграция, эмиграция, миграционный прирост и миграционный оборот.
Миграционный прирост в России в первой половине 1990-х гг. имел устойчивую тенденцию к росту, если не считать провала в 1991 г., который был вызван сокращением сальдо миграции за счет снижения количества иммигрантов в результате распада СССР. Своего пика миграционный прирост в России достиг в 1994 г., свою лепту в это внесли как рост иммиграции, так и сокращение эмиграции. Так, в 1994 г. по сравнению с 1989 г. количество иммигрантов возросло в России более чем на 300 тыс. человек (примерно на 50%), а количество эмигрантов, напротив, сократилось примерно на 400 тыс. человек (почти в два раза) (рис.2).
Годы
□ Миграционный прирост со странами СНГ и Балтии
□ Миграционный прирост со странами старого зарубежья
Условные обозначения: 1 - 1989 г., 2 - 1990 г., 3 - 1991 г., 4 - 1992 г., 5 - 1993 г., 6 -1994 г., 7 - 1995 г., 8 - 1996 г., 9 - 1997 г., 10 - 1998 г., 11 - 1999 г., 12 - 2000 г., 13 -2001 г., 14 - 2002 г., 15 - 2003 г., 16 - 2004 г.
Рисунок 2. Миграционный прирост России со странами нового и старого зарубежья в 1989-2004 гг., тыс. человек
Затем миграционный прирост стал стремительно сокращаться, с некоторыми небольшими всплесками, которые отмечались в 1997, 2000, 2002 гг. По итогам 2004 г. по сравнению с годом максимального миграционного прироста (1994 г.) сокращение показателя составило 20 раз! Подобная динамика свидетельствует о том, что роль миграционного прироста в демографическом развитии страны сходит на «нет». В 2004 г. показатель составил всего 39 тыс. человек, что примерно только на 5% компенсировало депопуляцию населения в стране. Если предположить, что прирост был все-таки выше, то компенсация могла быть более значительной. Но в любом случае она не могла не только перекрыть естественную убыль населения, но даже частично компенсировать ее.
Это сокращение обусловлено резким спадом количества иммигрантов, прибывших в страну, - произошло сокращение более чем в 9 раз за тот же период. В 2004 г. в Россию приехали всего 119 тыс. человек - это непривычно низкая для страны цифра. При этом сократилась и эмиграция из России - примерно в 4 раза по сравнению с 1994 г. Страну покинули в 2004 г. всего 80 тыс. человек, что также может считаться минимальным показателем за последние годы.
Данные по миграционному обороту доказывают, что масштабы международной миграции в Россию на постоянное место жительства сокращаются. По расчетам, основанным на данных Росстата, они сократились в период с 1989 по
2003 г. более чем в 7 раз. Однако о снижении миграционной подвижности населения нужно говорить с достаточной долей осторожности, поскольку эти данные смогут быть существенно скорректированы за счет тех статистических искажений, которые были описаны выше.
Роль стран СНГ и Балтии в миграционном обмене для России очень велика. На протяжении всей новейшей истории именно эти страны полностью формируют миграционный прирост России.
В своем абсолютном значении показатель миграционного прироста России за счет стран СНГ и Балтии достиг своего максимума в 1994 г., составив более 900 тыс. человек. В это же время отмечался максимальный показатель иммиграции в Россию из этих стран на уровне 1,1 млн. человек. Причиной роста этих показателей после распада Советского Союза служила мощная волна репатриации русских и других народов из вновь образовавшихся стран. Например, некоторые государства нового зарубежья приняли законы, исключающие двойное гражданство, здесь возникли и развивались межнациональные конфликты, начались притеснения русскоязычного населения. Именно этнополитические причины были определяющими в формировании мощного потока иммигрантов в Россию в начале 1990-х годов.
Постепенно поток иммигрантов и, как следствие, показатель миграционного прироста в России в обмене со странами СНГ и Балтии снизился в своем абсолютном значении довольно значительно - в 9 и 12 раз соответственно (рис.3). Снижение обусловлено не столько исчерпанием миграционного потенциала в этих странах, сколько политическими и социально-экономическими факторами.
Условные обозначения: 1 - 1989 г., 2 - 1990 г., 3 - 1991 г., 4 - 1992 г., 5 - 1993 г., 6 -1994 г., 7 - 1995 г., 8 - 1996 г., 9 - 1997 г., 10 - 1998 г., 11 - 1999 г., 12 - 2000 г., 13 - 2001 г., 14 - 2002 г., 14 - 2003 г., 15 - 2004 г.
Рисунок 3. Основные параметры миграционного обмена России со странами СНГ и Балтии в 1989-2004 гг., тыс. человек
Сдерживающее влияние на приток населения в Россию оказывало, с одной стороны, постепенное улучшение ситуации в других постсоветских странах -социально-экономическое развитие некоторых государств и стабилизация этно-политической ситуации. При этом в нашей стране произошел ряд неблагоприятных событий (дефолт 1998 г.), а главное был резко ужесточен порядок приема мигрантов из стран СНГ и режим получения российского гражданства. Согласно новым законам о гражданстве и пребывании иностранцев мигранты из СНГ (кроме родившихся на территории России) были лишены каких-либо преимуществ в отношении оформления вида на жительство и российского гражданства. Достаточно странно, но люди, получившие гражданство через российские посольства в странах СНГ, были вынуждены подтверждать его в России. Таким образом, многих потенциальных мигрантов сама Россия отпугнула и оттолкнула от себя.
Показатель обратного миграционного потока - эмиграции из России в страны СНГ и Балтии - также имел тенденцию к снижению на протяжении последних лет - с 690 тыс. человек в 1989 г. до примерно 40 тыс. человек в 2004 г. Причин снижения миграционного оттока из России в государства нового зарубежья две. Первая причина - практически был исчерпан потенциал этнической миграции титульных народов стран СНГ и Балтии в России, вторая причина - неоднозначное социально-экономическое развитие и политические изменения в странах СНГ, также отчасти сдерживающие миграционный поток из России в эти государства.
Анализ территориальной и этнической структуры миграционного обмена России со странами нового зарубежья позволяет не только выявить тенденции, но и дает возможность установить закономерности и причины миграции.
Россия принимает мигрантов практически из всех стран СНГ и Балтии (сальдо миграции положительно), за исключением Беларуси. Россия в миграционном обмене с Беларусью имеет преимущественно отрицательное сальдо миграции, то есть отдает население (в отдельные годы Россия привлекала мигрантов из Беларуси - это 1990 г. и 1994-1996 гг.). За период 1989-2003 гг. Россия в общей сложности потеряла в миграционном обмене с Беларусью около 16 тыс. человек. Сальдо миграции в этническом разрезе за тот же период выглядит не столь однозначно: по белорусам оно было отрицательным и составляло около 24 тыс. человек, а по русским, напротив, - положительным, и составляло около 9 тыс. человек. Таким образом, в миграционном обмене с Беларусью Россия приобретала русских и теряла белорусов.
Остальные страны СНГ - это наши миграционные доноры, которые нам отдают мигрантов в разном количестве. Крупнейшим миграционным партнером России является Казахстан. Сальдо миграции с ним положительно и составляло за период 1989-2003 гг. 1,7 млн. человек. Главным образом положительное сальдо миграции формировали русские - 1,3 млн. человек. Казахи, в основном, выезжали на этническую родину - Россия потеряла за этот период 7,4 тыс. казахов. В миграционном обмене с Казахстаном Россия приобретала русских и отдавала казахов.
Крупный регион притока мигрантов в Россию из нового зарубежья - Средняя Азия, где многие государства были охвачены межнациональными конфликтами, вовлечены в гражданские войны, отличались нестабильной социальноэкономической ситуацией. Из этого региона за 1989-2003 гг. Россия получила в общей сложности 1,6 млн. человек. Главная особенность миграционного обмена со странами Средней Азии заключается в том, что отсюда Россия приобретает не только русских, но и представителей титульных народов. Так, сальдо миграции русских составило около 1,1 млн. человек, а титульных народов - 31,1 тыс. человек.
По абсолютным масштабам миграционного прироста в этническом измерении среднеазиатские государства можно разделить на две группы. Первая группа - это государства, которые отдают России не только русских, но и свои титульные народы. Например, это Узбекистан (сальдо миграции для России составило 779,2 тыс. человек, в том числе 506,0 тыс. русских и 4,4 тыс. узбеков), Таджикистан (сальдо миграции для России составляло около 376,9 тыс. человек, в том числе 234,2 тыс. русских и 32,3 тыс. таджиков).
Вторая группа - страны, которые отдают русских, но стягивают на себя представителей своих титульных народов, то есть происходит взаимная этническая репатриация титульных народов. Это Туркменистан (сальдо миграции 138,5 тыс. человек в пользу России, в том числе Россия получила 101,9 тыс. русских, а Туркменистан - 2,0 тыс. туркменов) и Кыргызстан (сальдо 326,5 тыс., в том числе Россия в результате миграции получила 248,4 тыс. русских, Кыргызстан - 3,6 тыс. киргизов). Все страны Средней Азии достаточно активно отдают мигрантов России, прежде всего, русскоязычное население, а некоторые из них (Узбекистан и Таджикистан) еще и представителей титульных народов.
Европейские страны СНГ - Украина и Молдова - в миграционном обмене России играют разные роли. Украина - страна достаточно активная в миграционном обмене с Россией с весомым показателем миграционного прироста. За период 1989-2003 гг. от этого нашего соседа мы получили 371,6 тыс. человек чистого миграционного прироста. Преимущественно в Россию возвращались русские - их сальдо составило 351,6 тыс. человек. Украинцев Россия, напротив, отдавала - сальдо было отрицательным и составило 17,2 тыс. человек в пользу Украины. В последние годы украинцы преимущественно пребывают в Россию, например, в 2003 г. сальдо миграции украинцев составило 1,6 тыс. человек в пользу нашей страны. Молдова на фоне Украины выглядит более скромно, но, тем не менее, обеспечила Россию 98,6 тыс. человек чистого миграционного прироста, в том числе 67,3 тыс. русских и 2,8 тыс. молдаван. В миграционном обмене с Украиной и Молдавией Россия приобретает русских и молдаван, а в последние годы наметилась тенденция притока в Россию украинцев.
Россия в миграционном обмене со странами Балтии за 1989-2003 гг. имеет положительное сальдо миграции в объеме 243,2 тыс., главным образом, за счет возвращения русского населения - 202,4 тыс. человек. Самая крупная этническая репатриация русских происходит из Латвии, которая отличается жестким режимом предоставления гражданства русскоязычному населению. В общей сложности сальдо миграции России в обмене с Латвией составило 118,5 тыс. человек, в том числе, русских - 96,3 тыс. Эстония обеспечила России миграционный прирост в объеме 70,7 тыс. человек, в том числе 59,3 тыс. - это русские. Из Литвы Россия получила 54,0 тыс. человек чистого миграционного прироста, в том числе 46,8 тыс. русских. Параллельно из России в страны Балтии происходит репатриация титульных прибалтийских народов. Россия отдала 4,3 тыс. человек, в том числе 3,4 тыс. литовцев, в Литву, 0,6 тыс. латышей в Латвию, 0,4 тыс. эстонцев в Эстонию. Масштабы этой этнической репатриации незначительные и несопоставимы с миграцией русских в Россию. В результате миграционного обмена со странами Балтии Россия приобретает русских и отдает титульные прибалтийские народы, миграция которых постепенно сокращается в своих абсолютных значениях.
Отличительная черта стран Закавказья в миграционном обмене с Россией заключается в том, что эти государства отдают практически в равной степени не только русских, но и титульное население. Причем, как в случае Армении, даже в большей степени представителей своей титульной национальности, чем русских. Всего за период 1989-2003 гг. Россия получила за счет данных государств более 1,0 млн. человек чистого миграционного прироста, в том числе около 394 тыс. русских и 245 тыс. армян, азербайджанцев и грузин. В том числе, наши крупнейшие «закавказские доноры» - Азербайджан и Грузия дали нам примерно по 400 тыс. человек, а Армения - около 225 тыс. человек. Таким образом, Закавказье является вторым после Средней Азии регионом СНГ по вкладу в миграционный прирост России, причем этот вклад практически в равной степени формируется как за счет русских, так и за счет представителей титульных народов.
В первые годы после распада СССР в этнической структуре миграционного прироста России в обмене со странами СНГ и Балтии в основном преобладали
русские - в 1993 г. их доля составила 76%. Русское население активно покидало страны нового зарубежья под влиянием как экстремальных факторов (межнациональных конфликтов, гражданских войн, роста национализма), так и под воздействием обычных социально-экономических обстоятельств. Постепенно доля русских в миграционных потоках из стран СНГ и Балтии медленно, но верно сокращалась: в 1995 г. - 63%, в 2000 г. - 55% и в 2003 г. - немногим более 54%.
В основном тенденцию к сокращению имел показатель сальдо миграции в миграционном обмене со странами СНГ и для других титульных народов России, незначительно, но сократилась доля мордвы, чувашей, удмуртов. Несколько повысилась доля татар и башкир, а также оставалась неизменной доля аварцев и чеченцев.
Этническая структура постоянной миграции из стран СНГ наряду с процессами воспроизводства населения оказывает существенное влияние на этническую структуру постоянного населения России. В настоящее время доля русских и других титульных народов России (кроме татар) в миграционных потоках из СНГ и Балтии несколько меньше, чем в постоянном населении страны. Напротив, доля титульных народов стран СНГ в миграции на порядок больше, чем в структуре постоянного населения России (например, азербайджанцы составляют
0,4% населения России и 1-3% миграционного прироста; армяне - 0,8% населения и 6-8% миграционного прироста; украинцы - 2% населения и 7-10% сальдо миграции). Таким образом, постоянная миграция из стран СНГ и Балтии отличается повышенной долей представителей титульных национальностей стран СНГ, чем способствует увеличению их доли в постоянном населении России.
Возрастная структура миграционного прироста из стран СНГ и Балтии оказывает благоприятное влияние на структуру населения России. Оно заключается в том, что в Россию происходит приток трудоспособного населения. По нашим расчетам за период с 1997 по 2003 гг. Россия получила за счет стран СНГ и Балтии более 1 млн. мигрантов трудоспособного возраста. Заметим, что миграционный прирост мигрантов трудоспособного возраста постепенно сокращается параллельно с сокращением масштабов общей миграции из стран нового зарубежья.
Трудоспособное население на протяжении последних лет преобладает в сальдо миграции России, колеблясь в диапазоне от 61% до 65%. Это несколько превышает долю населения трудоспособного возраста в общей структуре населения России по данным переписи 2002 г. На фоне предстоящего сокращения численности трудовых ресурсов в стране данная возрастная структура миграционного прироста населения в обмене со странами СНГ и Балтии благоприятна для России. Кроме этого, в миграционном сальдо также понижена доля пенсионеров в сравнении с населением страны (около 19% в миграционном приросте и примерно 21% в населении в 2003 г.).
Это свидетельствует об «омолаживающем» влиянии миграции из стран нового зарубежья на возрастную структуру населения России. Возрастная структура сальдо миграции с ближайшими соседями показывает, что этот поток важен и благоприятен для России с точки зрения возрастных параметров населения, а
также с позиции перспектив формирования трудовых ресурсов на среднесрочную перспективу.
Данные по образовательной структуре миграционного прироста России со странами СНГ свидетельствуют об аналогичном, положительном влиянии. Согласно нашим расчетам Россия только за 2002-2003 гг. получила из нового зарубежья более 31,3 тыс. мигрантов с высшим образованием, в том числе 47 докторов и 273 кандидата наук. Примерно на треть сальдо миграции специалистов высшей квалификации для России сформировали страны Средней Азии, в том числе наполовину Узбекистан. Также примерно пятая часть сальдо миграции специалистов высшей квалификации - это «вклад» двух ближайших соседей -Украины и Казахстана. Это свидетельствует о том, что страны СНГ и Балтии стали регионом, обеспечивающим Россию высококвалифицированными кадрами за счет миграции на постоянное место жительства.
Отдельного анализа заслуживает образовательная структура мигрантов. В сальдо миграции в обмене со странами СНГ и Балтии на постоянное место жительство около 20% приходится на людей с высшим образованием. Этот показатель несколько выше, чем в постоянном населении страны - 16%. Аналогично в сальдо миграции повышена доля людей со средним специальным образованием
- на них приходится более 30% сальдо миграции, в то время как в населении страны - немногим более 27%. Подобное превышение также фиксируется по группе со средним уровнем образования. Все это позволяет сделать вывод о том, что миграционный обмен со странами СНГ и Балтии благоприятен для России и в разрезе образовательной структуры.
Результаты миграционного обмена со странами старого зарубежья складывается не в пользу России. Традиционно наша страна в большей степени отдавала мигрантов в эти государства, нежели принимала. Миграционная убыль населения в результате этого направления миграционного обмена в начале 1990-х гг. имела тенденцию к росту и достигла своего пика в 1993 г. - более 111 тыс. человек.
При этом достаточно трудно однозначно интерпретировать данные по миграционному обмену со странами старого зарубежья, поскольку иммиграция в Россию на протяжении 1989-1993 гг. отличается на порядок даже по данным одного источника - Росстата. Кроме того, сведения по эмиграции вплоть до последнего времени собирались двумя ведомствами - данные Росстата, учитывающие лиц, при выезде за рубеж снявшихся в паспортных столах с регистрационного учета по месту жительства, а также данные МВД, учитывающие граждан, получивших разрешение на выезд. При этом и те, и другие данные недостаточно точны, поскольку не отражают фактический выезд из страны - можно выехать, не снимаясь с учета; также можно, получив разрешение на выезд, остаться в России.
Мы опирались на первый источник - данные Росстата, поскольку недавно сбор данных о выдаче разрешений на выезд был прекращен. Сведения по иммигрантам также подверглись некоторым искажениям из-за неразберихи (разным толкованиям сотрудников паспортных столов в разных регионах страны) правил регистрации иностранцев в России.
Эмиграция из России в страны старого зарубежья на порядок превышает иммиграцию из них, что наглядно демонстрирует прямое сопоставление этих показателей (рис.4). Цифры показывают превышение выезда из страны (эмиграции) над въездом (иммиграцией) в 5-8 раз. Начиная с 1989 г., страну покинули около
1,2 млн. человек, в то время как прибыло в Россию всего 170 тыс. человек из стран старого зарубежья. Основными странами выезда россиян на постоянное место жительства являлись три страны - Германия, Израиль и США. Также важными направлениями эмиграции россиян стали Канада, Австралия, Новая Зеландия, страны Средиземноморья и Скандинавии.
Миграционные потоки в эти государства обусловлены иммиграционной политикой, которая построена на географических, этнических и образовательноквалификационных критериях для отбора иммигрантов. В частности, Германия, Греция и Израиль в первую очередь привлекают соотечественников - этнических немцев, греков и евреев. Такие страны как США, Германия и Норвегия привлекают представителей некоторых профессий (ученых, программистов, медицинских работников и др.). Кроме того, в последнее время открылись новые каналы для эмиграции из России для ограниченных групп населения. Например, США открыли программу приема в страну месхетинских турок из Краснодарского края, которые не могут на протяжении более чем десяти лет получить российское гражданство и регистрацию в регионе. Германия и США принимают
Условные обозначения: 1 - 1989 г., 2 - 1990 г., 3 - 1991 г., 4 - 1992 г., 5 - 1993 г., 6 -1994 г., 7 - 1995 г., 8 - 1996 г., 9 - 1997 г., 10 - 1998 г., 11 - 1999 г., 12 - 2000 г., 13 -2001 г., 14 - 2002 г., 15 - 2003 г., 16- 2004 г.
Рисунок 4. Миграционный прирост России со странами старого зарубежья в
1989-2004 гг., тыс. человек
Важнейшее направление эмиграции россиян - Германия, масштабы эмиграции в которую были самыми большими. Доля Германии в общей структуре вы-
езда на постоянное место жительства российских граждан составляет по данным 2004 г. три четверти от всей эмиграции в страны старого зарубежья. Выезд сограждан в Германию достиг своего пика в 1995 г. - 80 тыс. человек - и сейчас стабилизировался на уровне 30-40 тыс. человек. По данным за 2003 г. в Германию выехало около 37 тыс. россиян, в том числе 40% - этнические немцы и порядка 37% - русские. Миграционное сальдо России в обмене с Германией, несмотря на некоторую возвратную миграцию, отрицательно. Например, по итогам 2004 г. миграционная убыль населения России в обмене с Германией составила 28,7 тыс. человек. Аналогично четко окрашенной в «этнические оттенки» является эмиграция в Грецию - в 2004 г. в эту страну выехало 0,2 тыс. человек, в том числе 42% - этнические греки.
Традиционно на протяжении 1990-х гг. вторым направлением эмиграции россиян был Израиль, который в 2002 г. перешел на третью позицию в этом списке, пропустив США. Эмиграция в Израиль достаточно чутко реагирует не только на социально-экономические, но и на политические факторы. После финансового кризиса 1998 г. объемы эмиграции в Израиль удвоились, а после усиления противостояния Израиля и Палестины сократились в 3 раза. В 2003 г. в Израиль выехало немногим более 2 тыс. человек (в том числе половина - русские и только пятая часть - евреи), что гораздо меньше пикового 1992 г. - около 22 тыс. человек. Отличительной чертой миграционного обмена с Израилем можно считать мощный возвратный поток в Россию - по данным за 2004 г. иммиграция из Израиля была довольно большой и превысила 1,8 тыс. человек (таким образом, миграционная убыль составила всего 0,2 тыс. человек). Это свидетельствует о том, что Израиль не способен эффективно принять всех эмигрантов из России. Как показывают исследования, не все бывшие россияне способны адаптироваться в странах эмиграции (Израиль этому наиболее яркий пример), прежде всего, в силу ограниченности возможностей на рынке труда. Заметим, что эмиграция евреев из России направлена примерно в равной пропорции в три страны - Израиль, США и Германию.
Эмиграция в США имеет тенденцию к постепенному сокращению из-за постоянного ужесточения иммиграционной политики страны, особенно после событий 11 сентября 2001 г. Тем не менее, сейчас это вторая страна мира по приему наших соотечественников на постоянное место жительства. По итогам 2004 г. в США эмигрировали более 2,9 тыс. россиян, на три четверти - это русские, также в потоке представлены евреи (около 6%).
Относительно крупными направлениями эмиграции стали такие «вновь осваиваемые» россиянами страны, Канада и Австралия. Судя по активной деятельности в России фирм, оказывающих посреднические услуги по выезду за границу на постоянное место жительства, приобретению недвижимости и бизнеса за рубежом, получению вида на жительство и гражданства зарубежных стран, география эмиграции россиян только расширяется, хотя и сокращается в абсолютных цифрах.
На фоне эмиграции из России иммиграция из старого зарубежья в страну характеризуется небольшими, буквально едва заметными, значениями. По итогам
2004 г. положительное сальдо миграционного обмена Россия имела только с не-
сколькими развивающимися странами, в том числе с Афганистаном, Китаем, Вьетнамом, Нигерией и некоторыми другими. Очевидно, что хотя речь идет о небольших значениях миграции с этими странами, это не полная картина, поскольку многие иммигранты в России скрыты от статистики, так как пребывают как временные трудовые или учебные мигранты.
Главные проблемы в миграционном обмене со странами старого зарубежья следует искать в качественной структуре потока выбывающих мигрантов и миграционного прироста. Результаты анализа возрастной структуры эмигрантов выявляют повышенную долю среди эмигрантов людей трудоспособных возрастов, а также детей и подростков.
Закономерно, что в этих потоках несколько понижена доля пенсионеров -страны Запада, принимающие российских эмигрантов, проводят совершенно четкую иммиграционную политику в своих интересах - привлекаются мигранты, необходимые для их демографического развития, среди их приоритетов -трудоспособное население и молодежь.
Причем доля детей и подростков экстремально высока в эмиграционном потоке в отдельные экономически развитые страны. Мы можем опираться на данные Росстата, которые свидетельствуют, что около 40% потока эмигрантов из России в США - это дети и подростки. Это свидетельствует о двух тенденциях. Первая - выезд на постоянное место жительство носит семейный характер - выезжают родители с детьми, вторая - Россия стала страной «экспорта» детей для усыновления. Появился даже особый термин в отношении этого феномена -«ЬаЬу-Ьште88». Данные о вывозе усыновленных детей за границу широко не публикуются, сведения носят обрывочный характер, поскольку вызывают неоднозначную реакцию в российском обществе. Каждый год примерно от 4 до 5 тыс. российских детей легально усыновляются иностранцами и вывозятся из России [14, с.321]. В 2004 г. эта цифра составила 6,5 тыс. детей. В общей сложности за последние десять лет иностранцами усыновлено и вывезено из России 60 тыс. детей, в том числе 40 тыс. - гражданами США (Информация телеканала «Россия», 2005). Данные переписи США 2000 г. свидетельствуют, что основными поставщиками белых детей из Европы для усыновления их гражданами США являются Россия и Румыния. В 2000 г. примерно 82% усыновленных детей в возрасте от 6 до 11 лет приходилось на воспитанников российских и румынских детских домов [8, с.33].
Отдельным массовым потоком стала брачная эмиграция из России за рубеж. В России сформировался огромный рынок посредников - брачных агентств, которые оказывают помощь женщинам в подборе мужа-иностранца. По последним данным, свои посреднические услуги российским невестам предлагают около 1 тыс. брачных бюро. Тенденцию широкого распространения брачной эмиграции в России подтверждает повышенная доля женщин в эмиграционном потоке в страны старого зарубежья - 54,6% (данные за 2003 г.). По примерным оценкам, ежегодно 10-15 тыс. россиянок выезжают за рубеж по визам невест [6, с.10]. По данным Министерства юстиции США за последние десять лет по визам невест в эту страну въехало около 80 тыс. россиянок [13, с.58].
Россия, Украина и Молдова в настоящее время стали странами, обеспечивающими поставку женщин на брачный рынок Западной Европы и США. Не может не вызывать беспокойства вовлечение некоторых россиянок в проституцию, нарушение их прав за рубежом. Можно предполажить, что в странах Европы работают в секторе секс-услуг и развлечений не менее 1 млн. девушек из стран СНГ, из которых 300-400 тыс. - россиянки. Конечно, большая часть из них въезжает в эти страны в качестве туристок, но часть и через брачный канал миграции.
В результате эмиграции в страны старого зарубежья с точки зрения половозрастной структуры мигрантов Россия имеет негативные последствия, а именно потери трудоспособного населения, детей и подростков.
Эмиграция из России в страны старого зарубежья носит характер «утечки умов». В 1993 г. каждый пятый эмигрант имел высшее образование, что почти в полтора раза превосходило долю людей с таким уровнем образования в населении России. В настоящее время «утечка умов» продолжается (около 19% выехавших за рубеж в 2003 г. - люди с высшим образованием, в том числе 7 докторов и 31 кандидат наук). Особенно высоким уровнем образования отличалась эмиграция в США (35% - мигранты с высшим образованием) и Израиль (32%). С начала 1990 г. в США выехало более 32 тыс. россиян с высшим образованием.
В последнее время за рубеж из России активно эмигрируют специалисты в сфере космических технологий, прикладной и теоретической физики, компьютерных и тонких химических технологий, биохимии и микробиологии, генетики и математики. В последние годы в эмиграционный поток также активно вовлекаются российские программисты. Многими западными государствами Россия рассматривается как источник пополнения высококвалифицированных кадров. Например, Германия в 2004 г. приступила к реализации крупномасштабной программы, рассчитанной на привлечение около 100 тыс. компьютерных специалистов из России. В США также обсуждаются идеи увеличения квот для иностранных специалистов.
Эмиграция внесла существенный вклад в потери Россией научного потенциала наряду с оттоком ученых в другие сектора экономики. Один выехавший за рубеж ученый, как правило, «тянет» за собой своих учеников и коллег. Как свидетельствуют результаты исследований, многие эмигранты поначалу связи с коллегами в России поддерживают, но через год-два происходит их ослабление и даже разрушение. Ученые-эмигранты видят основной смысл не в том, чтобы поддерживать научные контакты с коллегами в России, а том, чтобы помогать им при переезде на Запад. Таким образом, эмиграция ученых носит характер лавинообразного миграционного потока. Существует реальная опасность утраты в России многих научных школ и направлений исследований.
По данным российских источников число отечественных ученых, работающих за границей, оценивается в 30 тыс. человек, в том числе 14-18 тыс. - в фундаментальных науках. Эта цифра представляется нам явно заниженной. Только в Израиле, который одно время был страной - лидером в приеме эмигрантов из России, 40% научного потенциала приходится на бывших россиян. Общее количество наших специалистов в области высоких технологий и программирования,
работающих в США, оценивается в 130 тыс. человек. Численность русской технологической общины в Силиконовой долине США составляет 30-50 тыс. специалистов с высшим образованием [1, с.47]. Очевидно, что сейчас этот научный потенциал Россия для себя потеряла, а на его восстановление потребуется много времени и средств.
Поскольку заработная плата в науке остается мизерной, среди ученых и высококвалифицированных специалистов растут эмиграционные настроения. Результаты социологических опросов показывают, что около 10% ученых активно ищут себе рабочее место за рубежом, около 40% работают с различными фондами за рубежом (велика вероятность их эмиграции в перспективе по этим налаженным каналам), и 20% ориентированы на временную трудовую миграцию за границу для получения дополнительного дохода [10, с.69].
Исходя из стратегии демографического развития России необходимо безотлагательное увеличение притока иммигрантов из стран нового зарубежья на постоянное место жительство для замещения естественной убыли населения и привлечение трудовых мигрантов в объемах, необходимых для удовлетворения потребностей рынка труда.
В стране сложилась парадоксальная ситуация - существует полное противоречие между Концепцией демографического развития и практикой регулирования миграционных процессов. С одной стороны, Президент и правительство страны неоднократно декларировали необходимость привлечения в Россию мигрантов, важность и неизбежность решения демографических проблем в стране за счет миграции.
Более того, впервые в новейшей истории России в 2001 г. была принята Концепция демографического развития страны. В ней целями демографического развития России заявлена стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему росту, регулирование миграционных потоков в целях замещения естественной убыли населения. В качестве приоритетов демографического развития в области миграции и расселения провозглашается необходимость привлечения иммигрантов в Россию, в первую очередь из государств
- участников СНГ, а также Латвии, Литвы, Эстонии.
Концепция демографического развития России обозначает абсолютно адекватные времени цели: «России жизненно необходимы мигранты!». Данную точку зрения разделяют многие ведущие ученые и эксперты в вопросах миграции населения. Однако на уровне практики регулирования миграции в России сложились и существуют явные противоречия с концептуальной идеей демографического развития страны. Они проявляются на трех уровнях.
Макроуровень (уровень государства) - это несоответствие нормативнозаконодательных актов федерального уровня и действий федеральных властей в сфере миграционной политики принятой Концепции демографического развития России:
- Концепции демографического развития не соответствует принятая несколько позже (в 2003 г.) Концепция регулирования миграционных процессов в России;
- ряд нормативно-законодательных актов, задающих «правила игры» в сфере регулирования миграции в России (например, Закон о гражданстве и т.п.) не соответствуют Концепции демографического развития России;
- реорганизация Миграционной службы России и передача ее функций МВД -неэффективное мероприятие, означающее регресс или «шаг назад» в сфере формирования миграционной политики в России, что практически свело миграционную политику исключительно к функциям контроля над потоком мигрантов. При этом миграционную политику следует понимать гораздо более широко. Миграционная политика представляет собой систему общепринятых на уровне идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых, прежде всего, государство, а также его общественные институты, соблюдая определенные принципы, соответствующие конкретно-историческим условиям страны, предполагают достижение целей, адекватных как этому, так и последующему этапу развития общества.
Мезоуровень - противоречия, существующие на уровне регионов России в законодательном пространстве, общественно-политическом сознании. С одной стороны, отмечается рассогласование деятельности в области нормативнозаконодательного регулирования миграции населения, властей некоторых регионов страны с действиями федеральных властей. Порой региональные власти принимают законы, противоречащие федеральному законодательству, а их затем отменяет Конституционный суд. С другой стороны, отмечается активное использование региональными властями, политическими партиями и кандидатами в губернаторы «миграционной тематики» в политических целях, наблюдается прямая или скрытая поддержка радикально настроенных политических партий и общественных объединений в регионах, выступающих против мигрантов и защищающих интересы коренного населения.
Микроуровень - противоречия на уровне практики регулирования миграции. В России получили широкое распространение неформальные практики в виде взяточничества (поборов) с мигрантов со стороны чиновников и сотрудников милиции, которые работают в непосредственном контакте с людьми. Государственными служащими на местах искусственно созданы препятствия и возведены необоснованные барьеры к получению гражданства, регистрации по месту жительства и месту пребывания, получению работы, доступа к социальным услугам (образованию, здравоохранению, дошкольному воспитанию и пр.). В этой ситуации буквально процветают фирмы, которые за относительно небольшую плату готовы оказать помощь в регистрации по месту пребывания и жительства, получении разрешения на работу и пр. По нашим оценкам, ежегодный оборот теневого рынка по изготовлению поддельной регистрации для временных мигрантов только в Москве составляет не менее 140 млн. долларов. Кроме этого, в России окончательно не разрешены проблемы национализма, ми-грантофобии и ксенофобии.
Для последовательного и эффективного решения вопросов регулирования миграции России необходима научно-обоснованная, учитывающая геополитические, экономические и демографические интересы страны, концепция миграци-
онной политики. Она должна быть составной частью стратегии демографического развития российского государства и включать следующие направления:
- привлечение иммигрантов в страну, в первую очередь, представителей титульных народов России (соотечественников) на постоянное место жительства из государств нового зарубежья для замещения естественной убыли населения страны (сальдо миграции должно быть, как минимум, не меньше масштабов естественной убыли населения);
- привлечение трудовых мигрантов из государств нового и старого зарубежья в отрасли и регионы в соответствии с экономическими и геополитическими интересами России (объемы трудовой миграции должны покрывать дефицит в трудовых ресурсах на рынке труда);
- расселение внутрироссийских мигрантов и иммигрантов из числа соотечественников, а также закрепление постоянного населения в важных с геополитической точки зрения регионах страны (прежде всего, в приграничных районах Сибири и Дальнего Востока);
- сокращение эмиграции из страны на постоянное место жительства за рубеж россиян, в том числе высококвалифицированных кадров.
Система мер миграционной политики должна находиться в правовом поле международных актов, регламентирующих перемещение населения между государствами, защищающих права мигрантов, обеспечивающих гарантии в различных сферах жизнедеятельности и при этом должна отвечать национальным интересам России.
Меры миграционной политики должны включать два основных вектора, которые органично дополнят друг друга и позволят достигнуть поставленных целей в демографическом развитии страны.
Во-первых, целевой направленностью миграционной политики должно стать привлечение населения из стран «первого круга» российских интересов - государств нового зарубежья, в первую очередь оставшихся там соотечественников. В связи с тем, что в странах СНГ отмечается новая волна притеснений русскоязычного населения (открытая дискриминация, рост национализма и неонацизма в Прибалтике) и произошли политические потрясения в странах СНГ («революции» в Украине, Грузии, Киргизии) создалась благоприятная ситуация для возвращения соотечественников на их историческую родину. Именно сейчас России необходимо воспользоваться этим шансом и максимально облегчить доступ и процедуры получения российского гражданства, расширить круг потенциальных получателей гражданства, дать четкие государственные гарантии для организации переезда в страну и обустройства на месте соотечественникам из стран СНГ. Экономика России достаточно привлекательна для мигрантов из этих стран, поэтому трудовые мигранты поедут более активно в страну и пополнят недостающее трудоспособное население, а в перспективе и постоянное население. Подобный вектор мер, конечно же, должен касаться и тех соотечественников, кто уже давно живет и работает в России нелегально и полулегально.
Важным приоритетом в реализации миграционной политики также должны стать доступные и прозрачные порядок и процедура привлечения мигрантов в страну, то есть их реальное облегчение, сокращение времени и затрат россий-
ских работодателей на получение необходимого количества временных трудовых мигрантов в качестве легальной рабочей силы.
Во-вторых, необходим постоянный контроль в сфере миграции со стороны соответствующих служб. В частности, при упрощении механизма привлечения трудовых мигрантов, контролирующие меры со стороны государства должны сохраняться в отношении законности пересечения границы, использования рабочей силы работодателями, условий труда мигрантов, соблюдения их прав и сроков пребывания, налоговых и социальных отчислений. Параллельно с либерализацией процедур по привлечению легальных мигрантов должны быть серьезно ужесточены наказания за содействие и организацию нелегальной миграции, незаконный въезд, пребывание и занятость, нарушение прав мигрантов и нелегальное использование их труда работодателями.
Также для страны важно наладить четкую систему учета миграции населения, как минимум по двум направлениям. Первое - необходимо наладить обработку данных по регистрации по месту пребывания. Второе - необходимо создать систему учета и обработки миграционных карт, которые заполняют иностранцы при въезде в страну и сдают при выезде из России.
Подобная комбинация мер позволит вывести из сферы криминала и теневой экономики использование труда мигрантов, и, в конечном итоге, будет способствовать социально-экономическому и демографическому развитию России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аммосов Ю. Калифорния ставит на нас// Эксперт. - № 32, 1 сентября 2003.
2. Архангельский В.Н., Иванова А.Е., Кузнецов В.Н., Рыбаковский Л.Л., Рязанцев С.В. Стратегия демографического развития России. - М., 2005.
3. Бирлсбрроу Е.Р., Хьюго Г., Обераи А. С., Злотник Х. Статистика международной миграции. - Женева, 1999.
4. Иностранец. - 6 ноября 2001.
5. Кузнецов В.Н. Общенациональная цель: безопасность и благополучие человека как фундаментальная проблема российских общественных наук/ Доклад на заседании Президиума РАСН. - М, 2004.
6. Маховская О. Как стать счастливой заочно// Иностранец. - № 1, сентябрь 2004.
7. Население России 2002. Десятый ежегодный демографический доклад. - М., 2004.
8. Некипелова Е. Сибиряки - впереди// Иностранец. - № 1, 12 января 2004.
9. Основные итоги всероссийской переписи населения 2002 года. - М., 2002.
10. Перминова Е. Рыночная гримаса на лице российской науки// Валовой внутренний продукт. - № 3. - Июль, - 2004.
11. Русский язык в мире: Доклад Министерства иностранных дел Российской Федерации - М., 2003.
12. Рыбаковский Л.Л., Карпова Ю.Ю. Россия и Украина: миграционный обмен населением. - М., 2004.
13. Рыклина В. Брак на экспорт// Newsweek. - № 19, 11-17 октября 2004.
14. Рязанцев С.В. Влияние миграции на социально-экономическое развитие Европы: современные тенденции. - Ставрополь, 2001.
15. Топилин А.В. СНГ: Демографический потенциал, миграция, рынок труда. - М., 2002.
16. Чудиновских О.С. Учет миграции в России: причины и последствия кризиса// www/demoscope.ru
17. International Migration Report. - N.Y.: United Nations, 2002.
INTERNATIONAL MIGRATION IN RUSSIA: CONTEMPORARY TENDENCIES AND MIGRATION POLICY IMPROVEMENT TRENDS
S.V. Ryazhantsev
Social Demography Department
Social and Political Research Institute of the Russian Academy of Science Leninsky pr., 32a,119991, Moscow, Russia
Russia has remained a host party in the contemporary global migration process system. The reasons for the established state of affairs, its peculiar features as well as the impact on the social and economic development of Russia are analyzed in the article.