Научная статья на тему 'Кто приедет в Россию из «Нового зарубежья»?'

Кто приедет в Россию из «Нового зарубежья»? Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
169
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кто приедет в Россию из «Нового зарубежья»?»

131

Кто приедет в Россию из «нового зарубежья»?

Кто приедет в Россию из «нового зарубежья»?

В.И. МУКОМЕЛЬ

В 1990-х годах приток в Россию мигрантов из бывших союзных республик СССР сократился

В 1990-х годах среди факторов, формирующих прирост населения России, необычно большое место заняла миграционная составляющая. Чистая миграция в Россию из новых независимых государств, возникших при распаде СССР, более чем вдвое превысила соответствующий показатель предыдущего десятилетия. Часто думают, что этот рост был следствием резко выросшего притока населения в Россию, однако такое мнение ошибочно. Необычно большим приток был только в 1994 г., в целом же за 1991—2000 гг. из новых независимых государств в Россию прибыло меньше иммигрантов, чем за 1981—1990 гг., но так как выбытие из России в эти государства сократилось еще больше, миграционный прирост увеличился с 1,7 до 3,8 млн человек. Общий же «оборот миграции» (сумма прибывших и выбывших) между Россией и другими бывшими республиками СССР сильно уменьшился (табл. 1, рис.1).

Особенно большой спад миграционных потоков произошел в конце 1990-х годов: в 2000 г. в Россию прибыли 350 тыс. человек — в 3,3 раза меньше, чем в пиковом 1994 г. (табл. 2).

Но новых иммигрантов пока ждать больше неоткуда

Несмотря на сокращение притока прибывающих в Россию из стран СНГ и Балтии, эти страны все же остаются наиболее вероятными поставщиками иммигрантов на ближайшие годы. Пока это единственный реальный источник восполнения демографических потерь России: в миграционном обмене с развитыми странами Россия теряет население (рис. 2), а форсирование иммиграции из стран «третьего мира» возможно, но по совокупности экономических и политических условий в ближайшем будущем маловероятно.

132

В.И. Мукомель

Таблица 1 Миграционный оборот между Россией и другими бывшими союзными республиками СССР в 1980-е и 1990-е гг., в млн человек

Год 1981-1990 1991-2000

Прибыло в Россию 8,9 6,9

Выбыло из России 7,2 3,1

Миграционный оборот 16,1 10,0

Миграционный прирост 1,7 3,8

0,0 -I-------г—!-------1----1-т-------1---!----\----1----1----1---1 '"'Г ■ I--1-----1---!----1----1----1--

1980 1985 1990 1995 2000

1 — Прибыло в Россию 2 —- Выбыло из России

Рис. 1 Миграционный обмен между Россией и другими бывшими республи-

ками СССР (1980-2000 гг.)

Таблица 2 Миграционный обмен между Россией и другими бывшими республиками СССР в 1990-е гг., в тыс. человек, по годам

Год Прибыло в Россию из стран СНГ и Балтии Выбыло из России в страны СНГ и Балтии Оборот миграции Миграционный прирост

1990 913 626 1541 287

1991 692 587 1281 105

1992 926 570 1498 356

1993 923 369 1294 554

1994 1146 232 1380 915

1995 842 229 1073 612

1996 631 191 825 440

1997 583 149 734 433

1998 495 133 630 362

1999 367 130 498 237

2000 350 83 433 267

133

Кто приедет в Россию из «нового зарубежья»?

Рис.2 Россия в миграционном обмене со странами ближнего и дальнего

зарубежья. Чистая миграция, 1980-2000 гг., в тыс. человек

Сейчас большинство иммигрантов — русскоязычные, среди них преобладают русские и представители других народов России. Главной причиной их иммиграции (репатриации) в Россию служат трудности адаптации к новым социально-политическим и экономическим реалиям в странах, где они оказались после распада СССР. Отсутствие языковых и культурно-бытовых проблем, общность менталитета, образования и другие факторы облегчают их адаптацию к российским условиям. Репатриация российских соотечественников из новых независимых государств стала важнейшей компонентой миграционных процессов России в 1990-х годах.

Насколько, однако, можно рассчитывать на приток иммигрантов из «ближнего» зарубежья в будущем? Ведь в действительности, как мы видели, он снижается.

Это снижение во второй половине 1990-х годов было вызвано рядом причин: относительной стабилизацией в зонах этнополитических и региональных конфликтов, откуда в начале 1990-х годов прибывала основная часть иммигрантов; ужесточением российского законодательства, регламентирующего предоставление статуса беженца и вынужденного переселенца; трудностями, с которыми сталкивались переселенцы в ходе социально-экономической адаптации в России; осознанием негативных последствий чрезмерного оттока эмигрантов для обеспечения социально-политической стабильности руководством новых независимых государств; военными действиями в Чечне, отвратившими от переезда многие семьи. Некоторые из этих причин — преходящие и со временем могут отпасть; другие, напротив, могут превратиться в постоянно действующие, в устойчивый фактор сдерживания миграции в Россию.

Помимо всего прочего не последнюю роль в сокращении притока иммигрантов играет и постепенное исчерпание миграционного потенциала в странах

134

В. И. Мукомель

СНГ и Балтии — ведь значительная часть потенциальных иммигрантов уже выехали в Россию в предшествовавшие годы. Что мы знаем сейчас об оставшемся миграционном потенциале?

Иногда приводятся очень высокие его оценки, говорят о 20 млн человек, готовых переехать в Россию. Такую цифру называли бывший глава ФМС России

С. Хетагуров [РосБизнесКонсалтинг 2000] и нынешний министр по делам федерации, национальной и миграционной политике А. Блохин [Россия привлекает 2001]. Насколько обоснованны такие оценки?

Миграционный потенциал новых независимых государств

Миграционный потенциал «нового» зарубежья — максимально возможная на данный момент численность потенциальных мигрантов, которые могут выехать из этих стран при сохранении значимости и структуры выталкивающих и привлекающих факторов.

Миграционный потенциал стран «ближнего» зарубежья определяется численностью и особенностями миграционных установок представителей различных этнических групп: русских; других этнических групп российского происхождения; титульных народов стран СНГ и Балтии, живущих вне «своих» государств; коренных этносов страны проживания.

Миграционный потенциал как некая возможность миграционной активности населения и его реализация в миграционном поведении населения могут разительно отличаться: между стремлением выехать из страны и возможностью его реализации офомная дистанция. Многие потенциальные мигранты не могут покинуть государство резиденции по экономическим, политическим или иным мотивам. В то же время в чрезвычайных обстоятельствах реальные мифа-ционные потоки могут превышать расчетный миграционный потенциал: в условиях войны, вооруженного конфликта или, тем паче, погрома бегут все, включая и тех, кто и помыслить не мог о переезде.

Миграционный потенциал

русских и других российских народов

Основу миграционного потенциала стран СНГ и Балтии составляют российские соотечественники, в первую очередь русские и представители других российских этнических групп.

В двух первых колонках табл. 3 приведены оценки числа русских и представителей других российских этнических групп (к которым наряду с коренными для Российской Федерации отнесены также немцы, евреи и корейцы), живущих сейчас в странах СНГ и Балтии. Эти оценки сделаны с учетом материалов переписей, проведенных в Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, Киргизии (1999), Латвии, Эстонии и Таджикистане (2000), а также последних сделанных экспертами оценок числа русских в ближнем зарубежье.

135

Кто приедет в Россию из «нового зарубежья»?

Таблица 3 Оценка миграционного потенциала русских и других российских этнических групп в странах СНГ и Балтии, в тыс. человек

Орана проживания Численность российских этнических групп 2000 (1999) Доля потенциальных эмигрантов, % Численность российских этнических групп — потенциальных иммигрантов в Россию

Русские* Другие российские этносы*** Русские Другие российские этносы Русские Другие российские этносы Всего

Украина 10800" 350 5 5 540 18 558

Белоруссия 1142 68 4 4 46 3 48

Молдавия 501 30 12 12 60 4 64

Закавказье 290 334 58 27 85

Армения 8 1 20 20 2 0 2

Азербайджан 142 303 20 7 28 21 50

Грузия 140 30 20 20 28 6 34

Казахстан 4480 750 38 24 1702 180 1882

Средняя Азия 2061 627 615 133 748

Киргизия 603 77 34 31 205 24 229

Таджикистан 68 25 46 46 31 12 43

Туркменистан 240 55 38 40 91 22 113

Узбекистан 1150 470 25 16 288 75 363

Страны Балтии 1340 55 101 5 107

Латвия 700 30 8 10 56 3 59

Литва 290 10 6 8 17 1 18

Эстония 350 15 8 10 28 2 34

Итого 20614 2214 3123 369 3492

* Источник [Тульский 2001 ].

** Источник [www.allworld.wallst.ru]. Оценка М. Тульского (9,1 млн человек) представляется заниженной.

*** Оценка автора.

Однако численность — это лишь один фактор, предопределяющий миграционный потенциал русских и представителей других российских этнических групп. Другой, не менее важный, фактор — их установки на выезд из страны проживания.

Такие установки изменчивы и определяются в первую очередь реальной ситуацией как в соответствующих странах, так и в России. Существенное влияние на миграционные установки оказывает и возраст соотечественников — пожилые люди менее подвижны, и многие из них, особенно одинокие, настроены дожить свой век на малой родине, где прошла их сознательная жизнь, где находятся могилы родных и близких.

Практически единственный источник оценок миграционных установок — социологические обследования. Такие обследования проводились в разных странах постсоветского пространства, но, к сожалению, сопоставимость результатов обследований, часто осуществляемых по разной методике, не всегда обеспечивается. Кроме того, социологические опросы зачастую дают завышенное пред-

136

В.И. Мукомель

ставление о готовности респондентов к переезду. Выражая такую готовность, они могут не представлять всех сложностей, связанных со сменой условий и образа жизни, а также подспудно надеяться на внешнюю поддержку — со стороны России, государства проживания, международных организаций и т. д. Следует согласиться с В. Переведенцевым, что проективные вопросы, задаваемые в ходе социологических исследований, дают нечеткую картину [Переведенцев 2000, с. 72].

Учитывая вышесказанное, приводимые в табл. 3 оценки миграционного потенциала русских и других российских этнических групп в странах СНГ и Балтии могут рассматриваться как максимально возможная численность потенциальных эмигрантов из государств их нынешней резиденции1.

Таким образом, миграционный потенциал русских, проживающих в новых независимых государствах, составляет чуть более 3,1 млн человек, других российских этнических групп — около 0,4 млн, общий миграционный потенциал этих двух категорий населения — 3,5 млн человек. Эта оценка скорее завышенная, чем заниженная: со времени проведенных обследований прошло значительное время, и установки на эмиграцию, вероятно, снизились, ввиду изменившихся социально-политических и экономических условий, адаптации и отъезда части потенциальных эмигрантов. Ясно, однако, что он достаточно далек от 20 млн человек, называемых некоторыми политиками.

Полученные нами оценки миграционного потенциала не отличаются кардинально от оценок Ж. Зайончковской (4 млн человек, из которых на долю России можно отнести 3—3,5 млн человек) [Зайончковская 1999, с. 40—41].

Основной миграционный потенциал российских этносов сосредоточен к настоящему времени в Казахстане, Средней Азии и на Украине. Особую значимость играет миграционный потенциал Центральной Азии: в отличие от украинско-российского направления, где приток иммигрантов в Россию уравновешивается встречным потоком, иммиграция из Центральной Азии носит односторонний характер. В 1990—1999 гг. нетто-миграция русских из бывших союзных республик составила 3 млн человек, из которых 1085 тыс. приходится на Казахстан и 431 тыс. — на Узбекистан. В 1999 г. в Россию прибыли 202 тыс. русских и 30 тыс. представителей других народов Российской Федерации, из них 138 тыс. — из Казахстана и Узбекистана. Встречный поток на порядок меньше — 22 тыс. человек.

Ключевая проблема — оценка миграционного потенциала русских и представителей других российских народов в Казахстане и в Средней Азии, в первую очередь в Узбекистане. Ж. Зайончковская оценивает реальный миграционный потенциал русских в Казахстане не более чем в 2 млн человек, государств Средней Азии — в 1,5 млн. По мнению Е. Садовской, потенциал миграции русскоязычного населения из Казахстана несколько ниже — 1,5 млн человек. (По другим данным, 1,2—1,5 млн человек, из которых 1—1,2 млн придется на Россию [Садовская 1999, с.132]).

1 При оценке доли потенциальных мигрантов использовались материалы социологических обследований, проведенных Г. Витковской (Казахстан, Киргизия и Узбекистан, 1997—1998), С. Олимовой (Таджикистан, 1996), В. Мошнягой и В. Остапенко (Молдавия, 1998, 1996), Центром исследований русских меньшинств в странах ближнего зарубежья (Украина, 1996; Казахстан, Эстония, 1994) и ВЦИОМ.

137

Кто приедет в Россию из «нового зарубежья»?

Миграционный потенциал других народов стран СНГ и Балтии

По мере исчерпания миграционного потенциала русских и представителей других российских народов все большее значение приобретает миграционный потенциал остальных народов стран СНГ и Балтии. Уже сейчас около 37 % иммигрантов из новых независимых государств составляют представители титульных и других народов этих государств.

Особо мобильны этнические группы, принадлежащие к титульным национальностям государств СНГ и Балтии, но проживающие в других государствах (украинцы в Узбекистане, белорусы в Казахстане и т. д.).

К сожалению, их установки на эмиграцию из государств резиденции еще менее изучены, чем установки российских народов, а между разными оценками существуют расхождения (например, согласно опросу Г. Витковской, миграционные установки украинцев Казахстана несколько ниже, чем полученные при другом опросе, проведенном в то же время украинскими исследователями). [Эмиграционный потенциал 1998, с. 32]. Неизвестна и общая численность представителей титульных национальностей бывших союзных республик, проживающих в других государствах. Как известно, по переписи населения 1989 г., за пределами «своих» союзных республик в СССР проживало, если не считать русских, 18 млн представителей титульных национальностей союзных республик, в том числе более 10 млн за пределами России [Статкомитет СНГ, с. 391; Российский статистический 1994, с. 30—31]. Но после 1989 г. имели место значительные миграционные перемещения, стягивание населения в «свои» государства, и сегодня общая численность этой группы населения в странах СНГ и Балтии составляет, вероятно, не более 8 млн человек, а ее миграционный потенциал (с точки зрения возможностей его прибытия в Россию) может быть оценен примерно в 1 млн человек.

Наконец, последняя группа потенциальных мигрантов — коренные народы страны проживания (например, казахи, дунгане и другие в Казахстане). В первую очередь к потенциальным мигрантам относятся представители русскоязычных групп населения соответствующих стран, смешанные семьи, один или несколько членов которых — русские или представители других народов России, а также имеющие родственников в России. Оценивая возможности этих стран как потенциального источника иммиграции в Россию, следует учитывать большие различия между ними. Особенно большой миграционный резервуар представляет собой Центрально-Азиатский регион, переживающий демографический взрыв. Сейчас подвижность коренного населения здесь низка, однако она наверняка будет увеличиваться, особенно если будет расти экономическая притягательность России. В силу значительной численности населения этого региона (около 100 млн человек), его миграционный потенциал довольно существен. Другой возможный источник иммиграции в Россию — украинцы, особенно русскоязычные, живущие на Украине, хотя пока о перспективности этого источника судить трудно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Миграционный потенциал коренных этнических групп государств СНГ и Балтии составляет, по нашей оценке, не менее 3 млн человек.

138

В.И. Мукомель

В отличие от представителей российских народов, обычно стремящихся к переселению в Россию на постоянное жительство, представители других народов стран СНГ и Балтии зачастую ориентированы на временную экономическую миграцию, иногда сезонную.

Сколько потенциальных мигрантов сможет привлечь Россия?

Итак, эмиграционный потенциал стран СНГ и Балтии на ближайшие 6—8 лет, по нашей оценке, составляет 7,5 млн человек, включая 3,1 млн русских, 0,4 млн представителей других российских этнических групп, 1 млн человек, принадлежащих к титульным национальностям стран СНГ и Балтии, но не страны резиденции и 3 млн человек других, преимущественно коренных этнических, групп страны проживания.

Нельзя, однако, утверждать, что миграционные планы всех этих людей обязательно окажутся ориентированными на Россию. Для потенциальных мигрантов, принадлежащих к коренным этническим группам стран Центральной Азии, значимыми являются также и другие государства этого региона, для государств Балтии, Украины и Молдавии — страны «дальнего» зарубежья. Численность потенциальных иммигрантов в Россию будет отличаться от полученных оценок на число потенциальных мигрантов, которые могут переехать в другие страны СНГ (в первую очередь на Украину и в Белоруссию) или в государства дальнего зарубежья.

Если исходить из того, что Россия сможет использовать миграционный потенциал российских народов на 85 %, представителей титульных национальностей стран СНГ и Балтии, но не государств резиденции — на 70 % и этнических групп государств проживания примерно на половину, то «иммиграционный ресурс» России в бывших республиках СССР можно оценить в 5,2 млн человек, из которых 3 млн — соотечественники, имеющие этнические и культурные корни в России (табл. 4).

В перспективе структура миграционного потенциала будет меняться: по мере исчерпания миграционного потенциала живущих в ближнем зарубежье российских этнических групп все большую его часть будут составлять коренные этнические группы стран СНГ и Балтии.

Прогноз миграционного обмена России со странами СНГ и Балтии

При прогнозировании миграционного обмена России со странами СНГ и Балтии на ближайшие пять лет (2002—2006) были приняты три сценария, различающиеся темпами экономического развития России и новых независимых государств, уровнем политической стабильности на постсоветском пространстве. Все эти варианты — «стихийные», сценарий государственного стимулирования притока иммигрантов в Россию не рассматривался.

139

Кто приедет в Россию из «нового зарубежья»?

Этническая группа Mиграционный потенциал, всего млн человек Максимальная доля ориентированных на Россию, % Миграционный потенциал, ориентированный на Россию, млн человек

Русские 3,1 85 2,7

Другие российские этносы 0,4 85 0,3

Представители титульных этносов стран СНГ и Балтии, живущие вне своих стран 1,0 70 0,7

Коренные этносы стран СНГ и Балтии, живущие в своих странах 3,0 50 1,5

Итого 7,5 5,2

Это объясняется тем, что Россия, по нашему мнению, пока не готова к такому стимулированию ни экономически, ни психологически. Широко распространено мнение, что привлечение миграционного потенциала соотечественников не требует существенных вложений. Министр по делам федерации, национальной и миграционной политики России А. Блохин, например, заявил недавно: «Именно в этом мобильном потенциале, обустройство которого потребует минимальных затрат, заинтересована Россия». Логика министра такова: во-первых, иммигранты располагают определенными средствами, во-вторых, большинство из них (80 %) не обращаются в миграционные службы, а сами обустраиваются в России [Россия привлекает приезжих 2001].

Но какой резон обращаться за помощью, зная, что эти жалкие крохи не стоят времени, затраченного на их получение? И так ли уж малы действительные «минимальные затраты»?

По расчетам самого же ведомства, возглавляемого А. Блохиным, стоимость создания одного рабочего места составляет не менее 60 тыс. рублей в ценах 2001 г., стоимость строительства 1 м2 общей площади жилья — 4,4 тыс. рублей в ценах на 1.01.2001 г. [Проект Федеральной миграционной программы п. 17,18]. Нетрудно подсчитать, что только для трудового и жилищного обустройства 1 млн иммигрантов необходимо затратить 102 млрд рублей, в том числе 79 млрд на жилье и 23 млрд на создание рабочих мест (из расчета 1,5 рабочего места на семью). Это больше, чем расходы федерального бюджета на образование, здравоохранение, фундаментальные исследования, культуру и искусство вместе взятые.

Очевидно, что лишних 3,5 млрд долларов в бюджете России в обозримом будущем не будет, а ведь потребуются еще затраты на социальное обеспечение иммигрантов, их медицинское обслуживание, образование и т. д. Так что ни о какой целенаправленной и широкомасштабной миграционной политике России по привлечению соотечественников из стран СНГ и Балтии не может быть и речи в ближайшие годы (хотя стимулирование притока иммигрантов, на порядок меньшего, нельзя исключать). Ликвидация правительственной комиссии по миграционной политике и отказ от Федеральной миграционной про-

140

В.И. Мукомель

граммы (2001 г.) символичны: исполнительная власть не числит миграционную политику в числе приоритетов своей деятельности.

1-й вариант — инерционный

Этот вариант предполагает упрочение социально-политической стабильности на постсоветском пространстве, сохранение сложившихся различий экономического развития России и других новых независимых государств, наличие благоприятной экономической конъюнктуры и темпов роста ВВП, несколько меньших, чем в 1999—2000 гг.

Предполагается, что интенсивность притока иммигрантов и оттока эмигрантов разных этнических групп из стран СНГ и Балтии стабилизировалась, ее величина сохранится на уровне 1998—2000 гг. Социально-политическая обстановка в странах СНГ и Балтии не подвергается серьезным изменениям и остается стабильной.

По инерционному варианту прогноза в течение ближайших пяти лет в Россию будет привлечена четвертая часть миграционного потенциала стран СНГ и Балтии. Из 1,8 млн иммигрантов из новых независимых государств 1,25 млн человек — русские и представители других российских этнических групп. Среди эмигрантов в новые независимые государства они составляют около 370 тыс. человек. Наиболее мощные встречные потоки ожидаются на Украину — около 155 тыс. человек, в Казахстан — 95 тыс. и в Белоруссию — 50 тыс. человек.

2-й вариант — экономический бум в России

По этому варианту ожидается увеличение различий в экономическом развитии России и других стран СНГ вследствие опережающих темпов роста российской экономики (на уровне 1999—2000 гг., когда прирост объемов промышленного производства составлял 8—9 %, а ВВП — до 8,3 %) в условиях социальнополитической стабильности на постсоветском пространстве.

В соответствии с такими ожиданиями приняты следующие гипотезы: в течение 2002—2006 гг. России удастся обеспечить опережающие темпы экономического развития по сравнению с другими новыми независимыми государствами; резко сокращается безработица, которая носит преимущественно структурный характер; дифференциация доходов, уровня жизни в России и других странах СНГ возрастает;

повышается мобильность населения стран СНГ, часть потенциальных мигрантов этих государств переориентируется на эмиграцию в Россию;

социально-экономическая мотивация переселений доминирует во всех миграционных потоках;

к концу расчетного срока, на рубеже 2005—2006 гг., Российская Федерация начинает проводить активную политику по привлечению иммигрантов из стран СНГ и Балтии; меры стимулирования рассчитаны на дополнительное, отчасти селективное, привлечение 100 тыс. иммигрантов ежегодно;

увеличивающийся спрос на рабочую силу, особенно мало- и неквалифицированную, стимулирует приток трудовых мигрантов из стран СНГ;

141

Кто приедет в Россию из «нового зарубежья»?

Таблица 5 Прогноз миграционного обмена России со странами СНГ и Балтии на 2002—2006 гг., инерционный вариант, в тыс. человек

Страна Иммигранты, всего В том числе Эмигранты, всего Сальдо миграции

русские представители других этнических групп России титульные народы, живущие не в своих странах коренные народы страны проживания

Украина 395 230 14 11 140 281 114

Белоруссия 55 30 2 4 19 90 -35

Молдавия 45 22 1 9 13 20 25

Закавказье 235 38 31 33 133 42 193

Азербайджан 73 15 7 3 48 18 55

Армения 72 4 1 2 65 11 61

Грузия 90 19 23 28 20 13 77

Казахстан 668 475 70 95 28 122 546

Средняя Азия 392 254 71 36 31 56 336

Киргизия 50 35 6 6 3 18 32

Таджикистан 58 25 9 7 17 8 50

Туркменистан 40 26 6 6 2 6 34

Узбекистан 244 168 50 17 9 24 220

Балтия 16 14 0 1 1 8 8

Латвия 9 8 0 1 0 3 6

Литва 4 3 0 0 1 3 1

Эстония 3 3 0 0 0 2 1

Итого 1806 1063 189 189 365 619 1187

сохраняется социально-политическая стабильность на всем постсоветском пространстве.

Согласно расчетам среди иммигрантов будут преобладать русские и представители других этнических групп российского происхождения. Однако неудовлетворенный спрос на рабочую силу, особенно малоквалифицированную и неквалифицированную, привлекает в Россию не только соотечественников: приток иммигрантов, принадлежащих к коренным этническим группам государств проживания, будет расти более высокими темпами, чем приток соотечественников. Особо значительно возрастет по сравнению с инерционным вариантом приток украинцев, казахов, титульных народов государств Средней Азии.

Масштабное вовлечение в миграционные процессы все новых контингентов несколько снизит адаптационные возможности иммигрантов, численность которых будет увеличиваться меньшими темпами, чем встречный поток эмигрантов.

Огромную роль играют возросшие масштабы миграционного обмена с Украиной: в отличие от Казахстана и среднеазиатских государств, откуда прибывают и будут прибывать в основном репатрианты, российско-украинские миграционные потоки будут формироваться под влиянием социально-эко-

142

В.И. Мукомель

Таблица 6 Прогноз миграционного обмена России со странами СНГ и Балтии на 2002—2006 гг., вариант российского экономического бума, в тыс. человек

Страна Иммигранты, всего В том числе Эмигранты, всего Сальдо миграции

русские представители других этнических групп России титульные народы, живущие не в своих странах коренные народы страны проживания

Украина 783 500 24 19 240 472 311

Белоруссия 121 70 4 8 39 105 16

Молдавия 78 45 2 13 18 34 44

Закавказье 415 70 48 57 240 108 307

Азербайджан 130 35 10 5 80 39 91

Армения 118 5 1 2 110 32 86

Грузия 167 30 37 50 50 37 130

Казахстан 1045 720 120 145 60 230 815

Средняя Азия 745 445 127 68 105 175 570

Киргизия 93 55 9 9 20 41 52

Таджикистан 111 40 18 13 40 22 89

Туркменистан 107 70 15 12 10 20 87

Узбекистан 434 280 85 34 35 92 342

Балтия 46 27 5 6 8 33 13

Латвия 23 14 2 3 4 15 8

Литва 15 8 2 2 3 11 4

Эстония 8 5 1 1 1 7 1

Итого 3233 1877 330 316 710 1157 2076

номической конъюнктуры в этих странах. Социально-экономическая природа миграционного обмена с Украиной определяет соразмерный поток встречных мигрантов, что характерно для стабильной социально-политической и экономической обстановки. Из 1,2 млн эмигрантов в страны СНГ и Балтии, свыше 470 тыс. (40 %), как предполагается, выедут на Украину, в том числе 245 тыс. русских и 200 тыс. украинцев.

Определяющий вклад в миграционный прирост России в этот период внесут контингента русских из Казахстана (560 тыс. человек, 27 % миграционного прироста), из Украины (255 тыс. человек, 12 % сальдо миграции), из Узбекистана (225 тыс. человек, 11 % миграционного прироста), титульные народы государств Закавказья (170 тыс. человек, 8 % сальдо миграции), украинцы, корейцы и немцы из Казахстана.

Увеличивающийся разрыв в уровне доходов, получаемых в России, по сравнению с другими странами СНГ, стимулирует приток трудовых мигрантов из государств содружества. Численность последних возрастет до 4—6 млн человек. (По оценкам, численность незаконных трудовых мигрантов, а подавляющее большинство трудовых мигрантов из стран СНГ и Балтии работают в России, не имея на то законных оснований, составляет от 2,5 до 3,5 млн человек, из которых около 1/3—1/2 — нелегальные мигранты их стран дальнего зарубежья.)

143

Кто приедет в Россию из «нового зарубежья»?

3-й вариант — эскалация

политической напряженности в Центральной Азии

К сожалению, нельзя исключить и такого варианта, предполагающего рост фундаменталистских и экстремистских настроений в центральноазиатских государствах СНГ, вспышку и эскалацию вооруженного конфликта (конфликтов) в этом регионе; некоторое опережение социально-экономического развития России по сравнению с другими новыми независимыми государствами; незначительное возрастание различий в уровне жизни России и других стран СНГ.

В соответствии с этим вариантом предполагается следующий сценарий развития событий:

сохраняется некоторое опережение социально-экономического развития России по сравнению с другими новыми независимыми государствами; различия в уровне жизни между Россией и другими странами СНГ возрастают, но не столь значительно, как по предыдущему варианту;

социально-экономическая мотивация переселений доминирует в миграционных потоках европейской части постсоветского пространства, отчасти — с севера Казахстана и Узбекистана;

отмечается рост фундаменталистских настроений в отдельных центральноазиатских государствах СНГ и вспыхивают вооруженные конфликты.

Такой сценарий предполагает всплеск вынужденных миграций в субрегионе и за его пределы, в первую очередь в Россию: наряду с русскими и представителями других российских этносов активно выезжает коренное население Центральной Азии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иммиграция в Россию из новых независимых государств делится на три соразмерных потока: снижающийся по сравнению с предыдущим вариантом приток иммигрантов из европейских стран СНГ и Балтии; почти неизменный поток мигрантов из Казахстана и резко возросший приток мигрантов из государств Средней Азии.

Вынужденные миграции из Центрально-Азиатского региона с лихвой компенсируют снижение иммиграции из европейских стран постсоветского пространства: сальдо миграции составляет свыше 2,5 млн человек (против 2,1 млн человек по предыдущему варианту), из которых 80 % приходится на Казахстан и Среднюю Азию.

Социально-экономическая обусловленность миграций в европейской части постсоветского пространства и отчасти в Казахстане повлечет всплеск трудовых миграций, хотя и не в таких масштабах, как по предшествующему варианту прогноза (до 3—3,5 млн человек).

Сравнение трех вариантов прогноза

По нашим оценкам при различных вариантах развития миграционной ситуации среднегодовое сальдо миграции Российской Федерации со странами СНГ и Балтии может варьировать (округленно) в пределах от 240 до 520 тыс. человек (табл. 8).

144

В.И. Мукомель

Таблица 7 Прогноз миграционного обмена России со странами СНГ и Балтии на 2002—2006 гг., вариант эскалации политической напряженности в Центральной Азии, в тыс. человек

Страна Иммигранты, всего В том числе Эмигранты, всего Сальдо миграции

русские представители других этнических групп России титульные народы, живущие не в своих странах коренные народы страны проживания

Украина 589 365 19 15 190 377 213

Белоруссия 88 50 3 6 29 98 -10

Молдавия 62 34 2 11 16 27 35

Закавказье 325 54 40 45 187 75 250

Азербайджан 102 25 9 4 64 29 73

Армения 95 5 1 2 88 22 74

Грузия 129 25 30 39 35 25 104

Казахстан 1180 780 130 170 100 215 965

Средняя Азия 1306 700 183 163 260 184 1122

Киргизия 245 120 25 30 70 50 195

Таджикистан 150 40 15 15 80 23 127

Туркменистан 146 90 18 18 20 16 130

Узбекистан 765 450 125 100 90 95 670

Балтия 31 21 3 4 5 21 11

Латвия 16 11 1 2 2 9 7

Литва 10 6 ' 1 1 2 7 3

Эстония 6 4 1 1 1 5 1

Итого 3581 2003 379 414 786 9968 2585

По всем вариантам максимальный годовой прирост населения России за счет миграции вряд ли превысит 0,5 млн человек и скорее всего составит от 300 до 350 тыс. человек. Много это или мало?

По расчетам демографов, в первой четверти XXI в. только для восполнения естественной убыли населения России необходима среднегодовая чистая миграция на уровне от 700 тыс. до 1 млн человек (в зависимости от варианта прогноза рождаемости и смертности). Миграционный потенциал «нового» зарубежья, сформировавшийся на данный момент, не позволяет обеспечить такой прирост. Ни о каком сколько-нибудь значимом вкладе миграции в решение демографических проблем России в ближайшие годы и речи сегодня быть не может.

Приведенные оценки миграционного обмена России со странами СНГ и Балтии достаточно условны. Реальные миграционные потоки будут зависеть и от того, как будут складываться социально-экономическая и политическая обстановка в странах СНГ и Балтии и от миграционной политики России и ее соседей, а здесь есть немалый элемент неопределенности. Кроме того, нельзя не видеть шаткости базовых параметров прогноза. Для их уточнения необходимы серьезные мониторинговые исследования численности и миграционных

145

Кто приедет в Россию из «нового зарубежья»?

Таблица 8 Варианты прогноза миграционного обмена России со странами СНГ и Балтии в 2002—2006 гг., в среднегодовом исчислении (в тыс. человек)

Этническая группа 1 -й вариант 2-й вариант 3-й вариант

Прибыло

Русские 213 375 401

Представители других этносов России 38 66 76

Титульные народы, живущие не в своих странах 38 63 83

Коренные народы стран проживания 73 142 157

Всего 361 647 716

Выбыло

Русские 65 119 102

Представители других этносов России 8 17 14

Титульные народы, живущие не в своих странах 8 17 18

Коренные народы стран проживания 43 79 66

Всего 124 231 199

Миграционный прирост

Русские 147 256 299

Представители других этносов России 30 49 62

Титульные народы, живущие не в своих странах 30 46 64

Коренные народы стран проживания 30 63 91

Итого 237 415 517

установок представителей разных этнических групп, ориентации на различные виды миграций (переселения, трудовая, сезонная, маятниковая миграции), мотивации мигрантов, переселяющихся в страны СНГ и Балтии, распространенности и продолжительности трудовой деятельности незаконных мигрантов. Пока такие исследования не ведутся.

И все же попытки прогнозирования миграционного обмена России с ее ближайшими соседями необходимы уже сейчас, хотя бы для того, чтобы привлечь внимание к проблеме и подтолкнуть к ее исследованию, без которого место серьезного знания занимают ни на чем не основанные мифы.

Литература

Зайончковская Ж. Россия: миграция в разном масштабе времени. М., 1999.

Перевенденцев В. Современная миграция населения России в освещении центральных газет // Миграция и информация / Под ред. Ж. Зайочковской, М., 2000.

Проект Федеральной миграционной программы на 2002—2004 гг. Приложение 2. Технико-экономическое обоснование важнейших показателей и расходования средств на реализацию мероприятий Федеральной миграционной программы на 2002—2004 гг. П.17, 18.

РосБизнесКонсалтинг. 2000. 3 марта.

Россия привлекает приезжих // Коммерсантъ. 2001. 25 июля.

Российский статистический ежегодник 1994. М., 1994.

146

В.И. Мукомель

Садовская Е. Миграционные процессы и миграционная политика в Казахстане // Миграционная ситуация в странах СНГ / Под ред. Ж.А. Зайончковской, М., 1999. Статкомитет СНГ: Демографический ежегодник за 1991. М., б. г.

Тульский М. Истинное лицо демографической катастрофы // Независимая газета. 2001. 19 июля.

Эмиграционный потенциал лиц украинского происхождения и выходцев из Украины — жителей Республики Казахстан. Киев, 1998. (на укр. яз.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.