\ МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА \
Земля надежды
Земледелие может стать третьим по важности источником экспортных поступлений в казну российского государства — после «нефтянки» и «оборонки».
В 1994 году автор этих строк, находясь в научной командировке в Канаде, стал свидетелем и участником характерного для той поры происшествия. При посещении лучшей в провинции Онтарио молочной фермы (средний надой более 60 л на одну корову в день) ее хозяйка, видя, что я тщательно записываю каждое ее слово, протянула мне увесистую ротопринтную брошюру с описанием ее фермы. Но стать ее обладателем мне не удалось. Профессор университета Торонто, сопровождавший меня в поездке, буквально вырвал ее из рук хозяйки. И она, и я начали уверять его, что содержащиеся там знания сами по себе еще не позволяют наладить подобное производство, которое лишь наполовину наука, а наполовину — искусство, что огромную роль играют ноу-хау, носителями которых бывают люди, владеющие и тем и другим. Все было напрасно. Профессор так и остался глух к нашим доводам и не допустил передачи мне брошюры.
Этот случай весьма показателен, как проявление пережитков «холодной войны» или «железного занавеса» со стороны западных деятелей. А может быть, это было стремление защититься от будущей конкуренции со стороны России. Сейчас в нашей стране уже несколько молочных хозяйств, приближающихся по своим показателям к этой канадской ферме. Однако на это ушло 15 лет.
Нынешняя однотипность производственных отношений в земледелии России и западных стран при всех различиях создает реальную возможность производительного усвоения всего лучшего, что накоплено в сельском хозяйстве капиталистических государств мира, как развитых, так и развивающихся. Осуществление рыночных преобразований в российской экономике, начатое в 1991 году, положило начало подлинному включению нашего сельского хозяйства и агропрома в складывающуюся мировую агропродовольственную систему.
Важными шагами на этом пути стали меры, принятые нашей страной в переходный период, среди которых следует отметить такие:
• перестройка крупных производственных единиц (производственных организаций) — трансформация кол-
Евгений
КОВАЛЕВ,
доктор
экономических наук, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН
хозов и совхозов в акционерные общества — и предоставление им хозяйственной самостоятельности;
• создание крестьянских (фермерских) товарных хозяйств, получивших ряд льгот от государства, дешевые кредиты, право на выделение пая из крупных хозяйств, разрешение на аренду у крупных хозяйств до 50 и более гектаров земли;
• разрешение семьям работников бывших колхозов и совхозов на получение своего земельного пая, если они сразу не обменяли его на акции крупного хозяйства или на увеличение площади своего личного подсобного хозяйства (ЛПХ);
• принятие земельного кодекса, фактическое, а затем и юридическое признание частной собственности на землю, «дачная амнистия»;
• закон о сельском хозяйстве 2006 года, который установил общие нормы ведения сельскохозяйственного производства в стране и тем самым заполнил «правовой вакуум» по отношению к сельскому хозяйству;
• установление льготного кредитования для сельских хозяйств при государственном субсидировании двух третей и более (до 95%) ссудного процента, уплачиваемого сел ьхоз производителями;
• вступление России в Продовольственную и сельскохозяйственную организацию ООН ( ФАО) в 2006 году (по мнению занимавшего тогда должность министра сельского хозяйства России Алексея Гордеева, это значительно увеличило влияние России на мировую сельскохозяйственную политику);
• готовящееся вступление РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО). Это соответствует интересам мирового сообщества и стран-участниц организации. Вступление в ВТО невозможно остановить, несмотря на то, что ряд стран выдвигают не только все увеличивающиеся экономические, но и политические условия приема России, часть которых заведомо неприемлема для нашей страны.
О проблеме продовольственной безопасности
Все эти меры создали прочные основы включения российского земледелия в мировую агропродовольственную систему. Его первым и ясно видимым результатом служит возрастающий приток (хотя и с очень низких исходных показателей) иностранных капиталовложений в нашу агропродовольственную экономику, преимущественно в промышленную переработку и сбыт сельскохозяйственной продукции. Но появляются «первые ласточки» притока иностранного капитала непосредственно в сельскохозяйственное производство, например плантации французской ТНК «Бондюэль» по производству кукурузы и зеленого горошка и завода по их переработке в консервы в Краснодарском крае, производство органического продовольствия германской фирмой в Курской области для вывоза в ФРГ, английские фермы в Пензенской области, возрастающее участие иностранных сельхозпроизводителей в российской аграрной сфере.
В то же время переход российского земледелия на рельсы рыночной экономики был тяжелым и мучительным. Наше крестьянство, отвыкшее от конкуренции в годы советской власти, потерявшее инициативность и чувство ответственности за свое хозяйство, с огромным трудом
ФОТОСОЮЗ
\ МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА \
^ —■ ■ ■ : "_ <_" - .- -^ __.___у ■■ ..ч . л
РИА-НОВОСТИ РИА-НОВОСТИ
приспосабливалось к новым, рыночным отношениям. В течение всего последнего десятилетия ХХ века происходило падение сельскохозяйственного производства. С 1990 по 1998 год площадь сельскохозяйственных угодий в России сократилась на 35,2 млн. га, или на 16,5%, площадь пашни уменьшилась на 14 млн. га, что равно площади пашни в Великобритании и Италии вместе взятых (Экономика сельского хозяйства России. 2000. №3. С. 2). Существенно снизилась продуктивность земледелия. Если в 1987 году средняя урожайность зерна составляла 16,8 ц с га, то в 1999-2001 годах лишь 15,1. Но самые крупные потери понесло российское животноводство. В России в ходе рыночных преобразований в деревне поголовье крупного рогатого скота сократилось с 1999 по 2007 год более чем в полтора раза, оказавшись почти на уровне 1916 года, а по числу коров значительно уступая этому году. Поголовье свиней уменьшилось более чем в два раза, а овец и коз — почти в три раза (Ковалев Е. Экспортная специализация сельского хозяйства России: утопия или возможность//МЭМО. 2001. №4. С. 40). Падение численности скота продолжалось еще несколько лет, а поголовье крупного рогатого скота все еще не восстановлено до сих пор. Непосредственными причинами этого стало вздорожание кормов в результате отмены низких государственных цен на зерно, снижение спроса на мясомолочные продукты как следствие отмены государственных субсидий на продукты животноводства и нисходящей (в то время) динамики общеэкономических показателей, включая доходы населения. Отрицательные последствия резкого перехода к рыночной экономике наложились на универсальную мировую тенденцию урбанизации и ухода сельского населения в города, создав в ряде мест, в сельской глубинке РФ, картину разрухи и запустения.
Однако к началу XXI века низшая точка падения, дно адаптационного кризиса, была пройдена, и начался все более уверенный рост аграрной экономики. В феврале 2005 года министр сельского хозяйства Алексей Гордеев смог сообщить на Первом всероссийском конгрессе экономистов-аграрников, что за предшествующие пять лет валовая сельхозпродукция выросла на 24% (Ковалев Е. Агропродовольственный сектор России//МЭМО. 2007. №4. С. 84). Это произошло исключительно за счет внутренних стимулов и резервов развития при очень малой (в те годы) помощи государства.
Среди «первых ласточек» притока иностранного капитала в сельское хозяйство России — плантации французской ТНК «Бондюэль» в Краснодарском крае, производство органического продовольствия германской фирмой в Курской области, английские фермы под Пензой.
Следует учитывать и то обстоятельство, что восстановление, а за тем и развитие, происходило и происходит в условиях жесточайшей конкуренции со стороны зарубежного субсидируемого импортируемого продовольствия, производители которого за годы адаптационного кризиса нашего земледелия заняли на внутреннем рынке страны устойчивые позиции.
Согласно данным Министерства сельского хозяйства РФ, в 2006 году стоимостной объем сельскохозяйственного и продовольственного импорта России составил $21 млрд., почти достигнув объема внутреннего производства, равного $23 млрд. Только за один год он увеличился на 24%. У ряда ученых и политических деятелей эти цифры вызвали обеспокоенность. Согласно концепции продовольственной безопасности страны, импорт не должен превышать 20% всего продовольственного потребления (Ковалев Е.В. Обострение мировой продовольственной ситуации и продовольственная обеспеченность России. Аграрно-продовольственная экономика России: тенденции и перспективы. М., 2008 . С. 20).
Государство возвращается на землю
В ходе рыночных реформ 1990-х годов политика удаления государства из производственной сферы привела к большому сокращению госзакупок. Его место в большинстве случаев заняли частные посредники, стремящиеся покупать сельскохозяйственную продукцию по минимальным ценам, независимо от того, как это сказывается на развитии земледельческого производства. Такая политика оказала отрицательное воздействие на сельскохозяйственный рост. Это стало очевидным, когда в начале XXI века относительно высокие урожаи зерна позволили стране выйти на зерновой рынок в качестве экспортера. В такие годы крайне велика потребность в гарантированных государственных закупках, поскольку цены внутреннего рынка нередко оказываются убыточными для хлеборобов.
В 2006 году началось осуществление масштабного национального проекта «Развитие АПК», который включал в себя три направления: «Ускоренное развитие животноводства», «Стимулирование развития малых форм хозяйствования» и «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе». Проект не предполагал увеличения прямых государственных инвестиций в АПК, главное в нем было субсидирование процентных
ставок по кредитам, предоставляемым сельхозпроизводителям. На эти цели было выделено 34 млрд. руб. за два года. Столько же потом Россельхозбанк получил из государственных фондов на смягчение последствий мирового кризиса в сельском хозяйстве. На основе использования рыночных механизмов это должно было привести к притоку в агросферу значительно больших денежных средств, чем те, которые были ассигнованы государством. В дальнейшем эти суммы постоянно возрастали. Национальный проект имплицитно делал акцент на развитии наиболее крепких и эффективных хозяйств, которые способны относительно быстро поднять свой технологический уровень, или хотя бы просто вернуть взятый кредит, и существенно увеличить производство. По некоторым оценкам, сегодня в стране около 40% всех хозяйств работают более или менее результативно, производя 75% всего объема сельхозпродукции (Крестьянская Русь. Май 2006. №19. С. 3).
Однако стремление некоторой части аграриев как и прежде направлять государственную поддержку преимущественно слабым, неэффективным хозяйствам, мотивируемое интересами социальной стабильности и защиты бедняков, способствует лишь продлению кризиса нашего земледелия, замедлению темпов его роста.
В стране растет осознание важной экономической роли сельского хозяйства, которое в меньшей степени, чем другие отрасли, подвержено воздействию мирового финансово-экономического кризиса, поскольку разразившийся несколько раньше мировой продовольственный кризис резко увеличил спрос на продовольствие, прежде всего на зерно, которое сегодня стало главным объектом российского сельскохозяйственного экспорта. В принципе российское земледелие может стать третьим по важности источником экспортных поступлений, после «нефтянки» и «оборонки». Подъем агропродовольствен-ного сектора в известном смысле может стать дополнительным ускорителем всего экономического развития России, поскольку его доля в ВВП составляет, по разным данным, от 6 до 8%, а в сельской местности проживает более 38 млн. человек, или 27% населения страны.
Зерновые всходы
Ныне агропродовольственный сектор демонстрирует ярко выраженные признаки выхода из длительного адаптационного кризиса и продвижения по пути интен-
Подъем АПК может дать ускорение всему экономическому развитию страны.
Россия располагает половиной мировых черноземов, 22% пресной воды мира, трудовыми ресурсами в деревне и немалым интеллектуальным потенциалом.
сификации. Производство растет уже девять лет подряд. Важным качественным изменением стало сокращение доли убыточных хозяйств. Это свидетельствует о том, что российское земледелие сделало решающий шаг вперед по пути адаптации к рыночным отношениям и вышло на траекторию восходящего развития.
Большие успехи достигнуты в зерновом производстве. Если в середине 1990-х годов производилось в среднем немногим больше 60 млн. т зерна в год, то в 2008 году было собрано 108 млн. т, в 2009-м урожай составил 98 млн. т, несмотря на засуху, охватившую 14 регионов России. Это означает, что такой уровень становится нормой для страны. РФ вошла в тройку мировых поставщиков зерна. В 2008/2008 зерновом году было экспортировано около 23 млн. т зерна. В текущем году предполагается вывезти около 19 млн. т. (Доклад Е. Скрынник «О ходе реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы и осуществлении антикризисных мер в агропромышленном комплексе» на «Правительственном часе» в рамках 253-го заседания Совета Федерации. Агентство АгроФакт, 21.09.2009. http://www.agronews. ги/Сосв/Сосс.Сос С. 40).
А ведь еще несколько лет тому назад на экспорт шло лишь 10-12 млн. т, что в сущности равнялось тому количеству зерна, которое освободилось в результате падения поголовья скота.
Более скромные результаты получены в животноводстве, но и они имеют положительную динамику. Например, за шесть месяцев 2009 года производство скота и птицы составило 4,1 млн. т, что на 6% выше аналогичного периода предыдущего года. Ожидается получить в этом году на отечественных предприятиях 9 900 тыс. т мяса, что превышает на 6,5% уровень 2008 года (Доклад Е. Скрынник «О ходе реализации Государственной программы развития сельского хозяйства...». С. 39-40).
Следует, однако, отметить, что прирост приходится в основном на мясо птицы и свинину. Производство говядины практически не увеличивается из-за продолжающейся стагнации в этой подотрасли. В то же время, государство оказывает существенную поддержку животноводам, и в ближайшие годы можно ожидать перелома к лучшему.
В целом по животноводству в результате увеличения внутреннего производства и мер таможенно-тарифного
PH0T0XPRESS.RU
\ МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА \
регулирования импорт мяса за последние два года, по словам министра сельского хозяйства Елены Скрынник, сократился почти на 30%. По прогнозу министерства, до конца 2009 года доля импорта мяса в потреблении снизится до 25% (в 2008 году она составляла 32%). Главная задача, которую руководство страны ставит перед отраслью — компенсировать за счет собственного производства уменьшение доли импорта в мясных ресурсах на внутреннем рынке. Планируется довести этот объем к 2012 году до 18%, что обеспечит уменьшение импорта мяса по сравнению с 2008 годом почти в два раза (Доклад Е. Скрынник «О ходе реализации Государственной программы развития сельского хозяйства...». С. 39).
Полученные результаты в немалой степени связаны с возрастающей поддержкой сельхозпроизводителей со стороны государства. В 2009 году агропромышленный комплекс получил из федерального бюджета 183 млрд. руб., что на 30% больше, чем в 2008 году. В рамках антикризисного плана в АПК было дополнительно направлено 87 млрд. руб. Антикризисные меры правительства позволили сельскому хозяйству остаться одной из немногих отраслей с положительной динамикой развития (Доклад Е. Скрынник «О ходе реализации Государственной программы развития сельского хозяйства...». С. 39).
Возвращение государства в качестве поддерживающего и регулирующего фактора в агропромышленный сектор экономики на перспективу создает возможность реализации, плодотворного использования страной огромного природного сельскохозяйственного потенциала, которым она обладает. В то время как многие другие страны до предела эксплуатируют свои земледельческие ресурсы, Россия еще не полностью использует свои сельскохозяйственные, даже пахотные земли, ценность которых может только возрасти в результате глобального изменения климата. Наша страна располагает огромными просторами, половиной мировых черноземов, 22% пресной воды мира, необходимыми трудовыми ресурсами в деревне, часть которых не находит применения, и немалым интеллектуальным потенциалом.
Что делать, или Ключ к сохранению территориальной целостности
На современном этапе все большее значение приобретает исконно русский вопрос: «Что нужно сделать (кроме того, что уже делается), чтобы развитие нашего АПК стало стабильным, устойчивым, приобрело характер самоподдерживающегося процесса, чтобы страна перестала быть нетто-импортером самых ценных продовольственных товаров — мясо-молочных продуктов — и действительно превратилась в могучую экспортоориентированную аграрную державу?». На наш взгляд, для кардинального и долговременного подъема отечественного сельскохозяйственного производства необходимо «всего лишь» создать благоприятные рыночные условия хозяйствования для всех производственных единиц на селе и нейтрализовать отрицательные стороны рыночной экономики.
Во-первых, хозяйства должны быть защищены или компенсированы государством от рыночного диспаритета, существующего ныне между ценами на продовольственные и сельскохозяйственные товары, с одной стороны, и ценами на горюче-смазочные материалы (ГСМ), машины, оборудование, стройматериалы, минеральные
В 2008 году было собрано 108млн. т зерна (для сравнения: в середине 1990-х — в среднем чуть больше 60 млн. т в год), в 2009 году урожай составил 98 млн. т, несмотря на засуху, охватившую 14 регионов России.
удобрения и ядохимикаты — с другой. Кое-что в этом направлении уже делается. Например, в 2008 году государство выделило 7,5 млрд. руб. субсидий аграриям для покупки ГСМ, а затем еще 10 млрд. для тех же целей.
Во-вторых, для спасения селян от гнета посредников государство должно в полной мере вернуться на сельскохозяйственный рынок, единолично или на основе взаимодействия с частным капиталом, обеспечить закупку основных сельскохозяйственных товаров у производителей по гарантированным и рентабельным ценам, особенно в урожайные годы, когда «самонаводящиеся», стихийно складывающиеся рыночные цены снижаются, при предварительном извещении аграриев об объемах закупок и устанавливаемых с учетом мнений отраслевых союзов сельхозпроизводителей ценах. Важными шагами в этом направлении стали государственные интервенции на зерновом рынке и готовящаяся — на рынке молока, в связи с резким падением цен на свежее молоко во всем мире, включая РФ, что наносит серьезный ущерб российским молокопроизводителям.
Пока же такие интервенции носят достаточно узкий, «точечный» характер из-за ограниченности средств у государства, недостатка емкостей для хранения и, как это происходит в случае с зерном, больших издержек на хранение закупленной продукции. Было бы целесообразно создать аграрные товарные биржи, по крайней мере по ряду основных сельскохозяйственных, особенно экспортных товаров, где существовала бы конкуренция не только между продавцами, но и между покупателями сельхозпродукции. И судя по всему, эта идея близка к реализации.
В-третьих, необходимо избавить селян от гнета местной бюрократии, которая донимает сельских тружеников всевозможными поборами, в идеале — от коррупции и криминальных элементов вообще.
В-четвертых, надо защитить производственные единицы от скупки, рейдерства и незаконного захвата их земель несельскохозяйственными приобретателями. До сих пор происходит разбазаривание сельскохозяйственных земель, в том числе с участием коррумпированных руководителей местной администрации и крупных сельскохозяйственных организаций, главным образом в обширных зонах, примыкающих к крупным городам. Там расположены так называемые молочные зоны, в которых экономически целесообразно производить свежее молоко (этот продукт содержит до 80% воды и его слишком
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 12 (92) 2009
\ ГЛОБАЛЬНЫЙ МАСШТАБ \
ИТАР-ТАСС
дорого перевозить на расстояния более 250 км). Разрушение молочного хозяйства в этих зонах ведет к переходу на потребление порошкового молока, против чего борются потребители, городские власти и даже Минсельхоз.
В-пятых, необходимо максимально снизить для сельхозпроизводителей риски, связанные с ведением земледельческого производства, проистекающие из неустойчивости природно-климатических условий (засух, переувлажнения, града, саранчи и т.д.) и нестабильности сбыта продукции посредством удешевления для селян и совершенствования системы страхования урожая и доведения ее масштабов и глубины охвата до 100%.
В-шестых, нужно существенно увеличить масштабы государственной помощи аграриям в деле технологического совершенствования и модернизации производства и подъема уровня технической оснащенности для всех товаропроизводителей, а не только тех, кому удалось попасть в специальные списки, составляемые администрацией. Этой цели также должно служить дальнейшее развитие системы лизинга, в который государство вкладывает все больше средств, и подключение научно-исследовательских институтов и вузов к решению конкретных проблем земледелия в условиях рыночной экономики, то есть с учетом экономической эффективности нововведений, а также долевое участие государства в покрытии расходов на капитальные усовершенствования. В Канаде, например, государство покрывает до половины расходов на долговременные технологические улучшения.
В-седьмых, необходимо предоставить на деле, а не на словах свободу сельхозпредприятиям продавать свои товары в городах без уплаты таких сумм властям (включая как официально установленные, так и незаконные поборы, которые делают этот сбыт убыточным). Этому бы способствовало дальнейшее развитие сети сельскохозяйственных рынков, которые сегодня, например, в Москве закрываются, уступая место дорогим торговым центрам.
Российские просторы, часто обезлюдевшие или незаселенные, — предмет вожделений многих стран.
Требуется облегчить условия и снизить плату за принятие товаров для реализации в супермаркетах. Иначе говоря, речь идет об оздоровлении всей товаропроводящей сети, о достижении реального, а не декларируемого господства рыночных принципов, об установлении подлинной конкурентной среды для всех товаропроизводителей, об избавлении производства и рынка продовольствия от препятствующих их развитию и нормальному функционированию преград и паразитов.
И, наконец, в-восьмых, важную роль в сбыте сельхозпродуктов могло бы сыграть совершенствование государственной системы поддержки транспортировки продовольствия и сельскохозяйственного сырья, учитывая российские расстояния и рост цен на энергоносители и железнодорожные перевозки.
В конечном счете, все пожелания можно было бы суммировать в трех самых важных пунктах:
1) дальнейшее развитие демократии и истребление коррупции;
2) увеличение финансовой, ресурсной, институциональной и административной помощи АПК;
3) борьба с пьянством и победа над ним.
Для полной реализации аграрного потенциала необходимо завершить колонизацию и освоение страны, то есть вложить огромные средства в строительство и обновление дорожной сети, полностью обеспечить селян энергией, развить образовательную и медицинскую инфраструктуру в деревне, осуществить планы по освоению неиспользуемых земель. У России нет иного выбора. Это экономический и политический императив: для некоторых стран российские просторы, часто обезлюдевшие или незаселенные, являются предметом вожделений. Иногда даже считают, что подъем сельского хозяйства, освоение, консолидация и развитие сельских территорий станет ключом к сохранению территориальной целостности России.