- развитие агросервисных организаций, социальной и рыночной инфраструктуры, обеспечивающих качественными услугами и по доступным ценам социально-экономические потребности сельских товаропроизводителей и жителей села;
- развитие научной инфраструктуры, создание разветвленной системы консалтингового обслуживания товаропроизводителей и сельского населения, включающей информационно-консультационные, экспертные, правовые, экономические, научные, технико-технологические, маркетинговые и иные услуги; принятие соответствующих правовых документов и специальной целевой подпрограммы;
- усиление системы защитных мер для предупреждения и преодоления рисков, связанных с неблагоприятными погодно-климатическими условиями, стихийными бедствиями и т.д., путем развития страхования, соответствующего требованиям ВТО; системы оповещения, консультирования, внедрения эффективных технологий, разработки целевых программ;
- совершенствование правового обеспечения и усиление контроля за соблюдением действующего земельного законодательства, в том числе в части налогообложения; совершенствование механизма правового регулирования аренды земли, воспроизводства и эффективного использования сельскохозяйственных угодий.
Проведение указанных и иных мероприятий позволит повысить конкурентоспособность АПК России, обеспечить продовольственную безопасность в условиях глобализации экономики и вступления в ВТО.
Источники
1. Российский статистический ежегодник. 2004: Стат.сб./ Росстат. - М., 2004. - 725 с.
2. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат.сб./ Росстат. - М., 2010. - 813 с.
3. Российский статистический ежегодник. 2007: Стат.сб./Росстат. - М., 2007. - 826 с.
4. Стратегия развития Томской области/ ПРО-ИНВЕСТ Консалтинг, Национальный институт конкурентоспособности, Администрация Томской области, 2005. - С. 12, С. 58
5. Ушачев И.Г. Проблемы устойчивого развития АПК России. Доклад (рукопись)/ Развитие регионального АПК, межрегиональных и внешнепродовольственных связей: Международная научно-практическая конференция (10-12 июля 2003 года)/ РАСХН. Сиб. отд-ние.
ГНУ СибНИИЭСХ; МА "Сибирское соглашение". - Новосибирск, 2003. -Краснообск, 2003. - 47 с.
6. Экспорт - импорт важнейших товаров России в январе 2011 года. - http://www.customs.ru/ru/stats/ekspress/ <Ма1!.рЬф?1<^286=9907&1286=1
7. Агропромышленный комплекс России в 2004 году: Статистический сборник / МСХ РФ. - М., 2005. - 577 с.
8. Агропромышленный комплекс России в 2008 году/ Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. - М.: Электронная версия, 2009. - 554 с.
9. Буклет «Сельское хозяйство России» за 2009/ Департаментом экономики и анализа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. - М., 2010. -http://www.mcx.rU/navigation/docfeeder/show/164.htm
10. Статистический обзор по Российской Федерации за 1 полугодие 2010 года/ Федеральная служба государственной статистики - фГу «Специализированный центр учета в АПК». - М., 2010. - 126 с.
11. Статистический бюллетень № 6 (167)/ Федеральная служба государственной статистики. - М., 2010 г. - 69 с.
12. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2009: Стат. сб./ Росстат. - М., 2009. - 654 с.
13. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Стат. сб./ Росстат. - М., 2009. - 990 с.
14. Россия в агропродовольственном рынке мира: рыночный отчет за III квартал 2010 года. Макроэкономические показатели и конъюнктура агропродовольствен-ного рынка в мире и Российской Федерации/ Мин-сельхоз России - ФГУ «Специализированный центр учета в АПК». - М., 2010. - 46 с.
15. Кириленко А.С. Теория и практика межрегиональной агропромышленной интеграции. - Иркутск: Изд-во «Арт-Пресс», 2003. - 368 с.
16. Курцев И.В. Устойчивое развитие агропромышленного комплекса Сибири: предпосылки, факторы, пути/ РАСХН. Сиб. отд-ние. СибНИИЭСХ. - Новосибирск, 2005. - 374 с.
17. Щетинина И.В. Управление собственностью в интегрированных агропромышленных формированиях/ РАСХН. Сиб. отд-ние. СибНИИЭСХ. - Новосибирск, 1999. - 162 с.
18. Экономические проблемы восстановления и развития АПК: Материалы межрегион. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 18-19 января 2001 г.)/ РАСХН. Сиб. отд-ние. СибНИИЭСХ. - Новосибирск, 2001. - 249 с.
19. Всемирная торговая организация. Краткие сведения. -http://www.wto.ru/chto.asp?f=spravka&t=6
20. Члены ВТО и наблюдатели. - http://www.wto.ru/ chto.asp?f= тют^й^
21. Соглашения ВТО. - http://www.wto.ru/documents.asp?f= sogl&t=13
22. Преимущества торговой системы ВТО. -http://www.wto.ru/chto.asp?f=preim#m5
РАЗВИТИЕ ЗЕРНОВОГО ЭКСПОРТА РОССИИ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ В УСЛОВИЯХ ПРЕДСТОЯЩЕГО ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО
Ю.Ф.Чистяков, к.э.н., ст. науч. сотр. Института экономики Уральского отделения РАН
В последние годы произошло существенное изменение положения России на мировом зерновом рынке. В Российской Федерации в конце 80-х гг. был незначительный экспорт зерна. За период 19851991 гг. максимальный объем экспорта этой продукции составил 147,4 тыс.т. (1990 г.) при этом зерновой импорт в соответствующем году составил 17,7 млн т. В первые годы существования независимой российской Федерации зерновой экспорт держался на аналогичном уровне. Изменения начались в 1994 г., когда после долгого перерыва объем зернового экспорта составил 1,6 млн. С 2001 г. начался существенный рост зернового экспорта. В 2002 г. он составил 13,5 млн т, в 2007 г. - 16,9 млн т. В 2009 г. экспорт только зерна пшеницы составил 16,8 млн.т. Россия стала
занимать 3-4 место среди мировых экспортеров, наряду с Канадой. По заявлению министра сельского хозяйства РФ Е.Б. Скрынник «в 10-15-летней перспективе Россия планирует довести объем экспорта зерна до 40-50 миллионов тонн, увеличив свою долю на мировом рынке до 20%» [1]. Товарная структура российского зернового экспорта в 2008-2009 гг. выглядела следующим образом - основная зерновая культура, поставляемая на экспорт - пшеница (78,64% общего натурального объема экспорта), затем идет ячмень - 15,26%. В основном поставляется пшеница среднего качества - удельный вес этой культуры 3 и 4 класса составляет 58,56% экспорта.
Сопоставление данных о зерновом импорте и импорте, сопоставление их с объемами мясного
импорта, пересчитанными в условном зерне, позволяет понять механизм возникновения весьма существенного зернового импорта. Прежде всего, необходимо отметить, что производство зерна в России в современный период существенно сократилось по сравнению с периодом до 1991 г. В частности валовой сбор зерна (в весе после доработки) в период 1986- 1990 гг. составлял 104,3 млн т, в период 20052009 гг. - только 88,7 млнт [2] , т.е. 85%.
Валовое производство зерна в весе после доработки за девятнадцатилетний период (19902008 гг.) в целом по Российской Федерации имело тенденцию к снижению. Однако, несмотря на общее падение валовых сборов, появились излишки зерна. Высвобождение свободных ресурсов зерна связано с существенным падением поголовья скота и сокращением производства мясопродукции в России. Поголовье крупного рогатого скота в целом по Рос-
сии уменьшилось к 2008 г. по сравнению с 1990 г. на 36,9% , а поголовье свиней - на 42,2%. Уменьшение объемов зерна, идущего на кормовые цели, привело к появлению излишков зерна, которые сегодня экспортируются. Падение отечественного производства мясопродукции компенсируется за счет роста импорта этой продукции. Однако, зерновой эквивалент Российского мясного импорта существенно превышает объем зернового импорта страны. Выручка от экспорта зерна также не перекрывает затраты на мясной импорт. За период с 2000 г. наблюдалась следующая картина - начался рост валютной выручки экспортеров от вывоза зерновых, однако одновременно происходил рост затрат на закупки импортной мясопродукции. Общее сальдо экспортно-импортного баланса по этим 2 видам продукции за весь период 1992-2009 гг. отрицательное (табл. 1).
Таблица 1 - Стоимостные объемы экспорта зерна и импорта мясопродукции Россией в 1992-2009 гг.,
1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г.
Мясо 1016223 1534902 1660001 2392908 2015517 2612321 2191638
Зерно 217574 4137 149842 212791 166004 233273 176953
Баланс -798649 -1530765 -1510159 -2180117 -1849513 -2379048 -2014685
1999 г. 2000 г. 2001г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Мясо 1183461 1002226 1668340 2178143 2057684 2078928 2741502
Зерно 78179 127612 302217 1010660 1161537 681145 1394254
Баланс -1105282 -874614 -1366123 -1167483 -896147 -1397783 -1347248
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Мясо 41 20362 4690569 6511137 5357200
Зерно 1595427 4178160 3455644 3405171
Баланс -2524935 -512409 -3055493 -1952029
В целом же с начала 2000-х гг. Россия занимает своеобразное положение на мировом продовольственном рынке - крупнейший импортер мясопродукции и достаточно крупный экспортер зерна при наличии кризисных явлений в отечественном аграрном секторе. Такая ситуация делает весьма уязвимым положение отечественных сельхозтоваропроизводителей перед лицом экспансии импортного продовольствия на отечественном рынке продовольственной продукции, особенно в его мясном секторе.
Однако, несмотря на сложное положение в отечественном аграрном секторе, Правительством РФ в ближайшие годы запланировано существенное увеличение зернового экспорта. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020-2030 гг., принятой российским правительством, по инновационному варианту прогноза предусматривается довести объем зернового экспорта до 35 млн т ежегодно. Как уже отмечалось, министр сельского хозяйства РФ Е.Б. Скрынник называла и еще более высокие цифры.
Реализация заявленных проектов по экспорту зерна возможна при двух условиях:
1. Резком увеличении валовых сборов зерна.
2. Незначительном росте валовых сборов зерна, при стабилизации и даже снижении объемов производства молока и мяса. Хотя программными документами продекларировано увеличить уровень самообеспеченности молоком и молочной продукцией до 90%, мясом и мясопродукцией - до 85%.
Группой исследователей сектора агропродо-вольственной политики Института экономики УрО РАН (Ю.Ф.Чистяков, А.С.Журавлев, В.В.Дрокин) сделана попытка оценки различных вариантов (сценариев) развития агропродовольственной политики
в сфере отечественного сельскохозяйственного производства на основе возможностей достижения прогнозного уровня объемов производства зерна, предложенного Минэкономразвития в проекте социально-экономического развития РФ на период до 2020-2030 гг.
Согласно этого прогноза «Россия к 2020 г. может довести производство зерна до 100-125 млн т, скота и птицы - почти до 14 млн т. Рост урожая до 100 млн т предусмотрен при инерционном варианте развития производства продукции растениеводства, до 120-125 млн т - при инновационном. Инерционный вариант характеризуется невысокой урожайностью сельхозкультур, небольшим внесением минеральных удобрений (55-60 кг на 1 га посевной площади в 2020 г.), незначительной долей посевов высокоурожайных сортов сельхозкультур.
В то же время инновационный вариант развития предусматривает более динамичный рост урожайности на основе активного обновления парка сельхозмашин, новых технологий, развития семеноводства. Рост урожайности прогнозируется с 19,8 ц/га в 2007 г. до 26-28 ц/га в 2020 г.
Внесение минеральных удобрений на 1 га посевов возрастет с 33 кг в 2007 г. до 39 кг в 2010 г. и до 110-117 кг в 2020 г.
Согласно прогнозу, производство скота и птицы (на убой, в живом весе) в 2020 г. по инерционному варианту достигнет 11,13 млн. т, по инновационному - 13,9 млн т против 8,6 млн т в 2007 г., производство молока - соответственно 33,8 млн т и 41 млн т против 32,16 млн т, яиц - 38 млрд и 39,2 млрд штук против 37,79 млрд штук в 2007 г.» [4].
В связи с тем, что основной целью исследования было определение потребности в зерне и воз-
можностей его экспорта, расчеты проводились по максимальному (инновационному) варианту. Согласно которому предусматривается рост к 2007 г. по зерну (в весе после доработки) - 153%, скоту и птице (в живом весе) - 162%, молоку - 127% и яйцу -104%. При этом объемы их по России должны достичь соответственно 125; 13,9; 41,0 млн т и яйца -39,2 млрд штук.
Для достижения предполагаемого объема производства зерна по инновационному варианту развития 120 млн т при урожайности 26 ц/га потребуется 46,2 млн га, при урожайности 28 ц/га - 42,9 млн га. Для производства 125 млн т зерна при урожайности 26 ц/га - 48,1 млн га, а при урожайности 28 ц/га - 44,6 млн га. Учитывая, что за последние годы наметилась тенденция увеличения посевных площадей под зерновыми, и что в 2008 г. посевные площади составили 46,7 млн га, а в 1990 г. - 63 млн га, запланированный рост объемов производства зерна в 125 млн. т может быть обеспечен даже при урожайности 26 ц/га и увеличении посевных площадей под зерновыми на 3% по сравнению с 2008 г. при увеличении посевных площадей к 2020 г. на
10% (до 50,7 млн га). Запланированный объем производства зерна в 125 млн т, можно получить и при урожайности 24,7 ц/га. Этот уровень урожайности значительно превышен уже в настоящее время в Южном федеральном округе, удельный вес посевных площадей в котором составляет более 22% к уровню РФ. Близки к этому показателю урожайности Центральный федеральный округ (удельный вес посевных площадей - 16,4%) и Северо-западный федеральный округ.
Учитывая, что за десять предстоящих лет при поддержке государства и инвесторов произойдут определенные сдвиги в совершенствовании технологии и технического оснащения в зерновой отрасли предполагаемый объем производства зерна в 125 млн т можно считать реальным.
В табл. 2 приведены прогнозные расчеты по расходу зерна на производственные (на семена и корм скоту и птице) и пищевые цели (по нормативу 105 кг/год на человека в пересчете на муку), а также предусмотрен резерв примерно 1/5 часть от произведенного объема.
Таблица 2 - Валовое производство и расход зерна по РФ на 2020 г. (проект, инновационный вариант), тыс. т ___(расчеты А.С.Журавлева)__
Валовое производство, тыс. т Расходы (на производственные и пищевые цели) Резерв Экспорт
с учетом резерва без резерва
Российская Федерация 125000 84963,7 23750 16286,3 40036,3
При этом появляется реальная возможность экспортировать свыше 16 млн т. Если не резервировать зерно, то объем экспорта может достичь около 40 млн т. Однако это делать не целесообразно в связи с возможными природно-климатическими катаклизмами. Опыт показывает, что погодные условия оказывают и будут оказывать в перспективе значительное влияние на урожай зерновых культур.
Основными поставщиками зерна на экспорт в перспективе, как и в настоящее время, остаются Южный, Поволжский и Сибирский федеральные округа. Так же эти округа обеспечивают покрытие дефицита в зерне соседних территорий.
Поставки на экспорт зерна в объемах 35 млн. тонн приведет к уменьшению его расходов на корм скоту на 18,7 млн т, что повлечет за собой снижение производства мяса на 6,2 млн т в живом весе или 4,2 млн т - в убойном. В результате обеспеченность населения страны мясом отечественного производства снижается до 49,7%, т.е. даже ниже фактически достигнутого уровня 2008 г. (55, 3%).
По другой оценке, снижение производства мяса составит 1,32 млн т. Самообеспеченность мясной продукцией в этом случае составит 72,6%, т.е. на 12,6% ниже прогнозируемого показателя в 85%.
В этих условиях возникает необходимость существенно увеличивать импорт мяса.
Таким образом, расчеты показывают, что в современных условиях существенного мясного и молочного импорта, низкого уровня потребления
мясной продукции, при существующих технологиях производства большинства видов сельскохозяйственного сырья и продовольствия, наращивание зернового экспорта до уровня 35 и тем более до 40-50 млн т приведет к падению собственного производства мясной продукции и росту импорта этой продукции. Вся система межрегионального продовольственного обмена в этом случае дезорганизуется. В наибольшей степени пострадают от такого развития событий промышленно развитые регионы с большой численностью городского населения.
Продовольственная безопасность страны в этом случае существенно снизится, возрастут риски для отечественных производителей сельхозпродукции. В условиях вступления в ВТО это может обернуться существенным усилением экспансии мировых производителей продовольствия на российском продовольственном рынке.
Источники
1. Электронный ресурс. Режим доступа-http://rian.ru/economy/20090607/173587275.html.
2. Рассчитано по: Демьянов И.С. Ситуация на зерновом рынке //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. - № 9.
3. Источник: данные РАО, таможенного комитета РФ (www.faostat.fao.org, www.rosinteragro.ru, www.customs.ru)
4. Электронный ресурс. Режим доступа -http://www.agrobel.by/?q=ru/node/17058
ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО: ПРОГНОЗ И РИСКИ ДЛЯ СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ С.Е. Щитов, к.э.н., ст. науч. сотр. Всероссийского НИИ экономики и нормативов
Вступление в ВТО России должно отвечать стратегической цели достижения экономической безопасности и, соответственно, политической
независимости. Опыт стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза показал, что при интеграции национальных рынков в международный,