4. Vadzinskij R. N. Spravochnik po verojatnostnym raspredelenijam. - Sankt-Peterburg: Nauka, 2001. - 296 s.: il.
5. Kapp K. M. The Gamification of Learning and Instruction: Game-based Methods and Strategies for Training and Education. - USA, Pfeiffer, co-published with ASTD, 2012 - 336 p.
6. Larichev O. I. Teorija i metody prinjatija reshenij. - M.: Logos, 2002. - 392 s.: il.
7. Mazelis A. L. Gejmifikacija v jelektronnom obuchenii. -Sbornik «Kachestvo professional'noj podgotovki cherez dialog sistemy vysshego obrazovanija i professional'noj sredy». -
Vladivostok: VGUJeS, 2013. - 4 s.
8. Nevostruev P. Ju. Igrofikacija v obrazovanii: uvelichenie urovnja vovlechennosti studentov v obsuzhdenie // Marketingovye tehnologii: ot idei do rynochnogo voploshhenija. - S. 66.
9. Spicnadel' V. N. Teorija i praktika prinjatija optimal'nyh reshenij. - SPb.: Biznes-Pressa. - 394 s.: il.
10. Sidel'nikov Ju. V. Sistemnyj analiz jekspertnogo prognozirovanija. - M.: MAI, 2007. - 453 s.: il.
11. Stukolova E. A. Innovacionnye didakticheskie modeli Shvecii // Obrazovanie i samorazvitie. - 2014. - №. 3. - S. 115.
УДК: 378.147.88+378.184+616.72-002.78 М. Н. Петрова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПОДАГРЫ КАК ВАЖНОЕ ЗВЕНО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ВРАЧА
Доказывается значимость студенческого научного кружка, позволяющего эффективно решать широкий спектр научно-педагогических задач, включая вовлечение будущих врачей в творческую деятельность, органически связанную с их профессиональным образованием. Предлагается расширить календарно-тематический план работы студенческих научных кружков кафедры пропедевтической и факультетской терапии с эндокринологией и ЛФК Медицинского института СВФУ, внедрив интегрированные темы по изучению отдельных нозологий, в частности, подагры. Приводятся данные Всероссийского многоцентрового исследования по подагре, проведенного в 2007-2012 гг. в г. Якутске. Полученные результаты наглядно доказывают актуальность этого заболевания и в наши дни, что диктует необходимость включения ряда вопросов по клинической картине, дифференциальной диагностике, поражению внутренних органов в результате подагры в программу изучения дисциплины «Внутренние болезни» уже в курсе факультетской терапии. Анализируется история подагры для комплексного, углубленного подхода к её изучению студентами младших курсов, определяется сложность и многогранность патогенеза этого заболевания. Студентам будет интересно погрузиться в эпоху открытий, узнать биографию выдающихся людей, страдавших подагрой; изучить особенности питания при этом заболевании, что будет способствовать установлению междисциплинарных связей, особенно актуальных в современном образовательном процессе. Всему этому способствует работа в студенческом научно-творческом кружке. Показаны примеры прикладного значения научно-исследовательской деятельности студентов. Посещение студенческих научно-творческих кружков и самостоятельная разработка интегрированных тем разовьет образное и пространственное мышление будущих врачей, необходимое для практической деятельности.
Ключевые слова: учебный процесс, профессиональное становление, интегрированные занятия, педагогические технологии, студенческий научный кружок, научно-творческий студенческий кружок, междисциплинарный подход к обучению,клиническое мышление, питание, подагра, многоцентровое исследование.
ПЕТРОВА Милана Николаевна - к. м. н., доцент кафедры пропедевтической и факультетской терапии с эндокринологией и ЛФК Медицинского института СевероВосточного федерального университета имени М.К. Аммосова. E-mail: [email protected]
PETROVA Milana Nikolaevna - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Therapy with Endocrinology and Physical and Exercise Therapy, the Medical Institute, the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov.
E-mail: [email protected]
M N. Petrova
An Interdisciplinary Approach to Gout Study as an Important Link in Formation of Future Doctors Personality
The significance of student scientific society in education as an effective way to solve a wide range of scientific and pedagogical tasks, including the integration of future doctors in creative activities, organically related to their professional education was proved in this paper. It is proposed to extend the curriculum of student scientific society of the course of propaedeutic and faculty therapy by implementing integrated topics in the study of certain diseases, such as gout. The results of the Russian multicenter study on gout, conducted in 2007-2012 in Yakutsk, clearly demonstrate the relevance of this disease in modern time that dictates the need to include a number of questions on the clinical picture, differential diagnosis, and visceropathy, within the framework of gout in the program of study of discipline "Internal Medicine" in the course of faculty therapy. The history of gout for a comprehensive, in-depth approach to its study by undergraduate students, determined by the complexity and diversity of the pathogenesis of this disease was analyzed. The students will be interested in immersing themselves in the era of discoveries, reading biographies of prominent people suffering from gout; studying the dietary habits connected with this disease, which will contribute to the establishment of interdisciplinary connections that are particularly relevant in the modern educational process. All this contributes to the work of student research and creative society. The examples of practical importance of research activity of students are provided. Work in student scientific and creative societies, individual elaboration of the integrated research Projects will develop spatial and imaginative thinking of future physicians needed to practice.
Key words: educational process, professional development, integrated classes, educational technology, student scientific society, scientific and creative student group, interdisciplinary approach to teaching, clinical reasoning, gout, multicenter study.
Введение
Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину.
Врач - не только образованная и культурная личность, это руководитель, проявляющий волю, исполнительность и инициативу, способный управлять коллективом, правильно и энергично проводить медицинские, профилактические и лечебные мероприятия, поддерживать у пациентов психологическую устойчивость, стремление к выздоровлению, ведению здорового образа жизни. Философское основание подготовки будущих врачей предназначено для осознанного и активного формирования целостной личности, обладающей научным мировоззрением, диалектическим мышлением, духовной культурой, логикой. Основным методом формирования и развития личностных качеств у будущих врачей является критический анализ и самоанализ - системный метод познания и самопознания, утверждения своей личности через преодоление противоречий в активной деятельности, обучении и самовоспитании. Одной из важнейших профессий, связывающих божественное начало и человеческое естество, является профессия врача. «Врачи - посланники божьи», - так говорили в старину о людях этой профессии.
С древнейших времен медицина считалась искусством. Великий врач эпохи Возрождения Парацельс отмечал, что медицина есть более, нежели
наука. Знание опыта других может быть полезным для врача, но все знания мира не сделают человека врачом, если у него нет необходимых способностей и ему не назначено природой быть врачом. Природа и вызывает, и излечивает болезнь, поэтому врачу необходимо знать природные процессы, происходящие как в видимом, так и в невидимом человеке.
Становление личности врача
На всех этапах развития врачебной деятельности всегда уделялось большое внимание облику врача. И, говоря об облике истинного врача и об отдельных свойствах, которыми ему необходимо обладать, чтобы таковым считаться, в первую очередь, нужно подчеркнуть значение высокоразвитой способности мыслить. Душа и тело - главная собственность человека. Владеть ими свободно - естественная его потребность. Однако жить надо не для тела, а для нас самих, то есть хорошо использовать наш разум. Способность мыслить обеспечивает человеку правильную ориентацию во внешнем мире. Из всех свойств личности, включающих чувства, память, волю, желания, мнения, суждения, именно разум ведет к истине как к основе правильного мировосприятия. Разум успокаивает душу, умеряя ее крайние порывы и держа ее в равновесии. Нравственные требования к врачу нашли отражение во многих произведениях Гиппократа. Выдающийся мыслитель обращал внимание на внешний вид врача, его нравственные качества.
Для формирования личности врача необходимо использовать комплексный подход, заключающийся в применении его в качестве средства формирования
целостной личности, сочетающей в себе социальную зрелость, гражданскую ответственность, высокую духовную и профессиональную культуру. Основными элементами формирования личности будущего врача являются воспитание нравственных качеств, что важно для студента, будущего врача, особенно в вопросах взаимоотношения с больными. Для воспитания врача также важно воспитание принципов и навыков медицинской деонтологии и врачебной этики. Этот вопрос изучают не только в курсе внутренних болезней, но и других клинических дисциплинах.
Кроме высокого уровня общего образования, специальных знаний, практических навыков и опыта, важно наличие ряда моральных и психологических качеств, которыми должен обладать специалист здравоохранения. Будущие врачи могут стать истинно современными специалистами лишь тогда, когда будут обладать высокой мировоззренческой культурой, эрудицией и методологическими навыками исследовательской деятельности. В формировании личности будущего врача значительную роль играют сами преподаватели. Воспитывать и учить нужно не только добрым словом, но и хорошим примером. Известны примеры врачей, внесших значительный вклад не только в развитие медицины, но и литературы: А. П. Чехов, В. В. Вересаев, М. А. Булгаков и др. Жизнь и работа этих людей являются яркой иллюстрацией разносторонне развитых, высокопрофессиональных личностей.
Проблема профессионального становления будущего специалиста, в нашем случае врача, является ключевым аспектом понимания места и роли студенчества в условиях модернизации российского общества. В специализированной литературе, посвященной проблемам высшей школы, термин «профессиональное становление» используется достаточно широко. Сущность этой категории может быть выявлена в сопоставлении с категориями «развитие» и «формирование». Развитие определяется как объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения. Становление является отправным пунктом всего последующего развития, начальной точкой возникновения, порождения вещей и явлений. В отличие от формирования становление - это процесс, не имеющий конечного результата. По мнению М. Я. Мудрова, в медицине нет врачей, которые закончили свое образование.
Основой становления личности врача, определяющей свойства человека в его профессиональной деятельности, являются знание, умение и стремление. Можно знать, но не уметь (молодой врач может многое знать о болезнях, но правильно поставить диагноз не может), можно знать и уметь, но не иметь стремления и желания оптимально использовать свои знания и
навыки при исполнении своего профессионального долга. Именно стремление, неустанная направленность к максимальному исполнению своего человеческого и профессионального долга врача определяется призванием к избранной специальности, осознанным влечением к ней, воспитанной идейной убежденностью и дисциплинированностью в широком смысле этого слова. С целью повышения мотивации, интереса к занятиям, практикоориентированного обучения может быть применен интегративный подход к освоению дисциплины «Внутренние болезни».
Интеграция дисциплин
На современном этапе самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у студентов-медиков целостной картины мира, препятствуют органическому восприятию профессиональных дисциплин. Интеграция обучения - это процесс сближения наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Процесс интеграции представляет собой одну из форм воплощения межпредметных связей, идея которых родилась в ходе поиска путей отражения целостности природы и содержания учебного материала [1]. Интеграция предметов в систему образования позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед высшими учебными заведениями и обществом в целом.
Методика учебного экспериментального исследования представляет собой систему взаимосвязанных операций и миниатюрную модель обычного цикла научной работы, хотя в ней отсутствует принципиальная новизна полученного результата. Корни процесса интеграции лежат в далеком прошлом классической педагогики и связаны с идеей межпредметных связей. Идея межпредметных связей родилась в ходе поиска путей отражения, целостности природы в содержании учебного материала.
Проблема интеграции естественно-математических дисциплин в медицинском образовании важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к медицинским вузам, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Интегрированное обучение естественно-математическим дисциплинам в медицинском образовании будет способствовать формированию целостной картины мира у студентов, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.
Искусство и медицина издавна неразрывно связаны друг с другом. Художники иллюстрировали справочники, запечатлевали в своих работах этапы лечения, создавали произведения, выражавшие их чувства и представления о медицине, болезнях и здоровье. Эти произведения, начиная с наскальных рисунков и заканчивая цифровыми фотографиями,
способны показать, как развивалась медицина на протяжении веков и как в процессе этого развития у человека менялось представление о собственном теле.
Еще в эпоху великого Гиппократа древнегреческие врачи были убеждены, что медицина поистине есть самое благородное из всех искусств. Как отмечал Н. И. Пирогов, отделить учебное от научного в университете нельзя, но научное и без учебного все-таки светит и греет; а учебное без научного, как бы ни была приманчива его внешность, - только блестит. Н. И. Пирогов высказывал мысль о том, что врач, не интересующийся произведениями великих писателей и поэтов, не врач, а ремесленник. Он говорил, выступая перед студентами на тему: «Быть или казаться», что полное миросозерцание, т. е. мировоззрение человека не может быть построено одними естественными науками без других отраслей знания, без обращения к искусству. Подготовка студентов, их воспитание предполагают формирование высококультурной личности врача с научным мировоззрением, гражданской позицией, нравственно совершенной и профессионально искусной. Н. И. Пирогов, говоря о подготовке специалистов, в «Дневнике старого врача» отмечал: «Только разностороннему предварительному развитию своих способностей они и обязаны успехом в культуре избранного ими предмета... В формирующейся личности врача наиболее эффективной и стабильной является ориентация на профессиональные ценности».
Эрнесто Че Гевара, начиная с четырехлетнего возраста, как и его родители, страстно увлекся чтением, что продолжалось до конца его жизни. В юношестве у будущего революционера был обширный круг чтения: Жюль Верн, Дюма, Гюго, Джек Лондон, позже - Сервантес, Анатоль Франс, Толстой, Достоевский, Горький, Энгельс, Ленин, Кропоткин, Бакунин, Карл Маркс, Фрейд. Он любил поэзию и даже сам сочинял стихи. Эрнесто был силён в точных науках, однако выбрал профессию врача. В городской больнице его приняли по конкурсу на работу в аллергологическое отделение. Он читал лекции по медицине в Национальном университете, стал заниматься научной работой в Институте кардиологии и лаборатории французской больницы. Именно здесь - в стремлении возвышать и облагораживать человеческие души, улучшать нравы - смыкаются воедино задачи служителей медицины и искусства. Хорошо известно, как высоко ценил музыку выдающийся советский хирург С. С. Юдин и как она вдохновляла его и помогала ему в работе. Рассказывают, что как-то во время сложной операции Юдин долго не мог найти осколок, который необходимо было удалить. И тогда хирургу помогла мелодия финала седьмой симфонии Прокофьева. Он напел ее и тут же уверенным движением извлек осколок,
грозивший жизни пациента. В музее института им. Н. В. Склифосовского хранятся нотные партитуры, которые С. С. Юдин любил и часто перечитывал перед сложными операциями. В своих «Размышлениях хирурга» С. С. Юдин писал: «А на мою профессиональную деятельность особо непосредственное влияние оказывала музыка. Например, перед особо трудными операциями я привык у себя в кабинете перелистывать партитуру шестой симфонии Чайковского. Особенно умилительное настроение и спокойствие создавали мне звуки передаваемой по радио увертюры к «Хованщине» Мусоргского - «Рассвет над Москвой-рекой». Требование творить по законам красоты в полной мере относится к медицине, врачебной деятельности. Выполнение такого требования аналогично творчеству в искусстве, создающему художественные ценности. Внутренняя связь медицины и искусства основана на общности объекта их познания и воздействия, каковыми являются человек, его внутренний и окружающий его мир вещей, звуков, цветов, их сочетаний. В определении понятия «здоровье» обнаруживаются такие стороны организма, как гармония, упорядоченность функций, т. е. соответствие физического совершенства духовной уравновешенности - гармония тела и души, биологического социального и личностного. (В 1946 году на Международной конференции по здравоохранению было принято и записано в устав Всемирной организации здравоохранения следующее определение: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»).
Австралийский врач О. Кайл в книге «Медицинская мысль Шекспира» утверждает, что драматург обладал немалыми познаниями и в области врачевания. В своих пьесах Шекспир упоминает обо всех болезнях и лекарствах, которые были известны в его время. Более того, описание симптомов некоторых болезней не могли бы дополнить и современные врачи. Его экскурсы в медицину не только часты, но и весьма точны. Сами же описания болезней могут служить источниками информации для тех, кто занимается историей медицины, поскольку в пьесах рассказывается, как наши предки пытались лечить различные заболевания (чуму, малярию, проказу, подагру).
Становление личности врача - сложный, противоречивый процесс, подчиненный ряду общих объективных закономерностей и собственных усилий молодого человека, он требует одновременно с воспитанием личностных качеств обеспечить физическое развитие, закалку с тем, чтобы человек был сильным, ловким, выносливым, готовым к труду и к обороне. Как гласит греческая пословица: «В здоровом
теле - здоровый дух, который и построил это тело». Как человек оценивает себя, окружающих его людей, какие он ставит перед собой цели, что он считает более ценным или менее значимым, - от этого зависит его здоровье, судьба. Процесс формирования и развития личности студентов медицинских вузов непосредственно связан с обучением и воспитанием и имеет свои особенности. Прежде всего, нравственно-психологические и эстетические черты личности, такие как осознание добра и зла, справедливости, долга, чести и совести, чувства прекрасного, возвышенного, трагического, комического и другие, а также определенные вкусы и предпочтения у молодых людей, которые сформировались уже в детстве, в семье и школе. В процессе обучения в вузе они мало меняются. Этот факт ориентирует на необходимость жесткого профотбора в медицинские вузы. В первые годы обучения происходит ускоренное развитие рациональной, логической сферы личности, накопление и отбор нужной информации, главным образом, теоретической, в том числе философской, культурологической. На старших курсах активно формируется клиническое мышление на базе полученных как теоретических, так и практических знаний и умений. Сложнее изучать подсознательную сферу, архетипы. У многих обучающихся отстает в развитии волевая сфера. К концу обучения у молодого специалиста заканчивается формирование личностных структур. Только после практики в медицинских учреждениях можно достаточно четко оценить у выпускника его личностные характеристики, выраженные уже в форме определенного мировоззрения, типа личности, определить его перспективы.
К совершенным качествам личности врача относятся высокая духовность, профессиональное искусство, общая культура, фундаментальные знания в медицине, в философии медицины, в области естествознания и гуманитарных наук, особенно биологии и психологии, компьютерной техники. Врач
- больше чем профессия, - это и жизненная позиция, выражающаяся на практике в устойчивом альтруизме и подвижничестве. Поэтому гуманизм - определяющая черта личности медика.
«Лечить больного, а не болезнь» (М. Я. Мудров)
- таково традиционное требование медицины. Нет никаких сомнений в том, что образование врача, занимающегося лечебной деятельностью, не должно и не может ограничиваться одним только комплексом профессиональных медицинских знаний. Им принадлежит несомненно важнейшее и первостепенное, но не единственное место. Врач должен быть гуманным и всесторонне образованным человеком.
На исторических примерах можно проследить, что всегда, во все времена снижение уровня культуры
и духовности в отдельно взятых государствах рано или поздно влекло за собой социальные катаклизмы (войны, революции) и зачастую - распад и гибель того или иного общества, того или иного государства.
Выдающийся советский хирург С. С. Юдин писал - как прогулки, охота и спорт совершенно необходимы для сохранения физического здоровья и сил, так и театр, концерты, музеи и художественные выставки нужны для освежения духовных запросов и для той духовной гимнастики, без которой атрофируются творческие способности.
Руководствуясь вышеперечисленными принципами, кафедра пропедевтической и факультетской терапии с эндокринологией и ЛФК МИ СВФУ на протяжении всего своего существования активно использует в педагогической деятельности работу со студентами в рамках научных кружков [2].
На кафедре функционирует ряд студенческих научных кружков (СНК), в том числе интегрированные: «Терапия», «Лечебное питание», «MD (медицинский английский)». В рамках СНК «Терапия» студенты изучают дополнительную информацию об отдельных нозологиях, анализируют факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний. СНК «МО» призван помочь студентам в оформлении публикаций различного уровня, а также для чтения медицинской литературы, рекомендаций на английском языке. Невозможно отделить лечение любого заболевания от правильного питания: терапия начинается с назначения лечебного стола. Для изучения закономерностей в назначении лечебных столов, анализа влияния различных продуктов на организм создан студенческий научно-творческий кружок «Лечебное питание».
Как правило, студенты посещают несколько кружков одновременно для всестороннего и углубленного изучения конкретной медицинской проблемы, отдельного заболевания. В частности в рамках IV Конгресса «Экология и здоровье человека на Севере» 4-7 декабря 2013 года кружковцы приняли участие в симпозиуме «Подагра - междисциплинарное заболевание». Студенты подготовили презентации о жизни известных личностей, страдавших подагрой: королей, императоров, царей и полководцев, художников, музыкантов, скульпторов, поэтов и писателей.
Одним из научных направлений студенческих научных кружков кафедры являются различные аспекты питания. Пища является наиболее устойчивым элементом материальной культуры этноса. Модель питания, вариант соотношения трех основных групп органических веществ (белков, жиров и углеводов) в рационе человека в традиционной культуре тесным образом связана с особенностями климата и хозяйственной деятельности населения. Между обменом веществ организма и условиями
обитания прослеживается определенная зависимость. Компоненты пищи - это не только источники энергии и стройматериалов, необходимые для организма, но также важнейшие факторы приспособления организма человека к окружающей среде. Характер питания - это важнейший жизнеопределяющий фактор, являющийся инициатором и регулятором обмена веществ, отвечающий за процессы жизнеобеспечения организма человека. Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации к окружающей среде.
В 2014 году на V конгрессе с международным участием «Экология и здоровье человека на Севере», студенты 3 курса стоматологического отделения представили интегрированный доклад «Поговорки о еде. Медицинское обоснование», в котором привели хорошо известные афоризмы и поговорки и подвели научную базу, раскрыли причинно-следственные связи с точки зрения врача. В частности студенты процитировали классиков: «Грешник тот, кто живет для того, чтобы есть, и святой - тот, кто ест, чтобы жить. Последний достоин всяческой похвалы» (А. С. Пушкин), «Человек похож на то, что он ест. Выбирайте! (А. С. Пушкин), «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты» Ансельм (Брийя-Саварен).
Одним из метаболических заболеваний, связанных с нарушением пуринового обмена, вызванного, в частности, избыточным поступлением мясной пищи, что актуально для Якутии, является подагра. В 2007-2012 гг. ГБУ «Якутская городская клиническая больница» являлась клинической базой многоцентрового исследования по подагре, с целью изучить современное течение подагры в Республике Саха (Якутия). Считается, что подагрой страдают, в основном, люди старшей возрастной группы [3], однако результаты научной работы доказывают обратное. Мы наблюдали подагру и у молодого человека 35 лет, причем среди молодых пациентов были повторные поступления.
Полученные результаты наглядно показали актуальность этого заболевания и в наши дни, что диктует необходимость включения ряда вопросов по клинической картине, дифференциальной диагностике и поражению внутренних органов в рамках этого древнейшего заболевания в программу изучения дисциплины «Внутренние болезни» на курсе факультетской терапии. Рабочая программа дисциплины «Внутренние болезни» не предусматривает изучение подагры на аудиторных занятиях, поэтому начать изучение этой нозологии целесообразно в рамках кружковой работы.
Однако в настоящее время рабочая программа дисциплины «Факультетская терапия» у студентов
лечебного и педиатрического отделений предусматривает часы на изучение ревматических болезней только в объеме изучения ревматизма и бактериального эндокардита. У студентов стоматологического отделения к этим нозологиям добавляется изучение ревматоидного артрита и системной красной волчанки. У студентов-стоматологов изучение дисциплины «Внутренние болезни» завершается в пятом семестре обучения. Подагра изучается на V курсе, в рамках курса госпитальной терапии. Поэтому в качестве подготовки к переходу на более сложный уровень освоения дисциплины «Внутренние болезни» предлагается начать изучение подагры в плане дифференциальной диагностики и самостоятельной, внеаудиторной работы студентов в студенческом научном кружке.
Прикладное значение НИРС
Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) - важная форма подготовки студентов-медиков к профессиональной деятельности. Активное участие студентов, будущих медиков, в работе научных кружков является движущей силой вовлечения их в процесс создания материальных и духовных ценностей. Работа студентов в СНК является важным звеном в подготовке врачебных, научных и педагогических кадров.
НИРС выполняет комплекс важнейших образовательных, воспитательных, научных и культурных задач, главным результатом чего является тот вклад, который она вносит в становление целостной и творчески активной личности специалиста, повышение уровня его мировоззренческой и профессиональной готовности. Одной из немаловажных сторон НИРС является выработка навыков не только самостоятельной, но и коллективной работы, что немаловажно для будущего врача. Ежедневная научная деятельность имеет большое воспитательное значение, учит студента-медика выделять главное в работе, соизмерять личные и производственные интересы, способствует его социализации.
СНК являются основной, наиболее массовой формой привлечения студентов к научной работе во внеучебное время. Занимаясь в них, студенты составляют аннотации и рефераты по отечественной и иностранной специальной литературе, овладевают навыками проведения эксперимента и обработки полученных результатов, проектируют и изготавливают наглядные пособия, лабораторные установки и технические средства обучения, готовят сообщения, с которыми выступают на заседаниях кружков, научных семинарах кафедры. Деятельность СНК направлена на углубление профессиональной подготовки, творческое становление специалиста и нравственное воспитание [1]. Как форма организации НИРС кружок универсален. Однако, исходя из целей, задач, состава студентов,
организационных особенностей, содержания, объёма и характера работы, научные студенческие кружки могут различаться. Целью предметного научного кружка является выполнение задач более высокой сложности, чем решаемые в процессе изучения той или иной дисциплины по учебному плану. Совместная работа студентов-медиков в научном кружке формирует у них такие важные качества, как чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности за порученное дело; развивает мыслительные способности; воспитывает дисциплинированность, целеустремленность и четкость в работе, аккуратность и настойчивость.
Взаимосвязь учебно-воспитательного и научно-исследовательского процессов является движущей силой высшего образования. Помимо этого, научное творчество создает студентам простор для самовыражения, формирует профессиональные интересы и личные качества будущего специалиста, выявляет ориентиры для специализации. Совместное научное творчество преподавателей и студентов — самый эффективный путь развития способностей, раскрытия талантов, становления характера исследователя, воспитания инициативы, потребности и навыков постоянного самообразования в будущем. Следует добиваться, чтобы для каждого студента участие в научном поиске стало осознанной потребностью. Важнейшим условием успешного решения этих задач является укрепление связи учебного процесса с научно-исследовательской работой в высших учебных заведениях. Воспитание творчеством должно стать традицией всех вузовских коллективов. Студенты должны вырабатывать в себе такие профессиональные черты, как инициативность, широта научного кругозора, высокая культура мышления. Задача вузов заключается в бережном отношении к инициативе и творчеству будущих молодых специалистов [2].
Уже со II курса целесообразно мотивировать студентов к участию в деятельности научного кружка при выпускающей кафедре, в котором они продолжают работать на следующих курсах. Здесь будущие специалисты закрепляют и совершенствуют приобретенные ранее знания, умения и навыки, у них развивается творческое мышление, формируется творческий подход к решению конкретных задач, умение самостоятельно принимать и реализовывать решения, использовать полученные знания в практической работе [4].
При правильной организации СНК позволяет студенту глубже понять специальность, увидеть ее с различных сторон и сопоставить со своими умственными, психологическими и физическими возможностями. В свою очередь, педагог имеет возможность выявить в студентах способность к ведению научно-
исследовательской работы, оценить общую эрудицию и потенциальные возможности будущего терапевта, хирурга или другого специалиста [2].
2014 год, объявленный Годом науки в СевероВосточном федеральном университете под девизом: «Знанием и упорством!», ознаменовался участием кружковцев в научных мероприятиях высокого уровня: I форуме студентов федеральных вузов, Всероссийском конкурсе студенческих работ, IX Национальном конгрессе терапевтов, Всероссийском молодежном научном форуме «Эрэл», V Конгрессе с международным участием «Экология и здоровье человека на Севере». Целью проведения Года науки в СВФУ является повышение результативности и эффективности научно-исследовательской и научно-инновационной деятельности студентов, магистрантов, аспирантов, интернов, ординаторов, стажеров-исследователей и молодых ученых, а также научно-педагогических работников университета.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: популяризация науки и научно-инновационных исследований среди школьников, студентов, учащейся молодежи; увеличение публикационной и патентной активности исследователей, в том числе международной; развитие интеграционных связей с российскими, зарубежными вузами и научно-исследовательскими организациями. На эти призывы кружковцы также откликнулись с энтузиазмом. Студенты 3 курса СТО Ольга Сыморот и Нюргуяна Прядезникова разработали тему «Мировые открытия студентов-медиков», в которой привели примеры выдающихся открытий в медицине, сделанные их сверстниками, студентами-медиками разных эпох, в последующем ставшими ведущими учеными в своих областях знаний. Результаты своей работы студенты также представили на научных конференциях российского уровня; имеют публикации в изданиях, индексируемых в РИНЦ.
Заключение
Привлечение в систему воспитания студентов творческой составляющей позволяет затронуть и активизировать творческий потенциал как фундаментальное качество личности и через него комплексно проводить воспитательную работу по целому ряду направлений, стимулируя рост положительных эмоций и учебной деятельности. Таким образом, работа СНК является ведущим «педагогическим инструментом», позволяющим эффективно формировать как научно-педагогические кадры, так и будущих врачей для практического здравоохранения.
Л и т е р а т у р а
1. История педагогики и образования. От зарождения
воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. Пискунова А. И. - М., 2001.
2. Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты.
- М., 2003. - С. 125.
3. Насонова В. А., Барскова В. Г. Ранние диагностика и лечение подагры - научно обоснованное требование улучшения трудового и жизненного прогноза больных // Научно-практическая ревматология. - 2004.
- № 1. - С. 5-7.
4. Семенов Ф. В., Горбоносов И. В. Роль студенческого научного кружка в подготовке научно-педагогических кадров // Международный журнал экспериментального образования. - 2012. - № 4. -С. 213-215. URL: www.rae.ru/meo/?section=content&op =show_article&article_id=4034 (дата обращения: 28.05.2014).
R e f e r e n c e s
1. Istorija pedagogiki i obrazovanija. Ot zarozhdenija vospitanija v pervobytnom obshhestve do konca XX v.: Uchebnoe posobie dlja pedagogicheskih uchebnyh zavedenij / Pod red. Piskunova A. I. - M., 2001.
2. Kodzhaspirova G. M. Istorija obrazovanija i pedagogicheskoj mysli: tablicy, shemy, opornye konspekty. - M., 2003. - S. 125.
3. Nasonova V. A., Barskova V. G. Rannie diagnostika i lechenie podagry - nauchno obosnovannoe trebovanie uluchshenija trudovogo i zhiznennogo prognoza bol'nyh // Nauchno-prakticheskaja revmatologija. - 2004. - № 1. - S. 5-7.
4. Semenov F. V., Gorbonosov I. V. Rol' studencheskogo nauchnogo kruzhka v podgotovke nauchno-pedagogicheskih kadrov // Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperimental'nogo obrazovanija. - 2012. - № 4 . - S. 213-215. URL: www.rae.ru/ meo/?section=content&op=show_article&article_id=4034 (data obrashhenija: 28.05.2014).
^SMir^ir