№ 2 - 2008 г.
13.00.00 педагогические науки УДК 371.84:[614.23:616.314
НАУЧНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ЭЛЕМЕНТ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ
Н. Б. Бородина, Т. В. Зверева, Т. Г. Петрова, В. В. Ванюнина
ГОУ В ПО Новосибирский государственный медицинский университет
Росздрава (г. Новосибирск)
Одной из главных задач учебных заведений является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных непрерывно пополнять и углублять свои знания. На кафедре терапевтической стоматологии НГМУ научно-исследовательская работа студентов (НИРС) осуществляется в виде учебно-исследовательской работы студентов (УИРС) и работы студенческого научного кружка. При выполнении УИРС студенты овладевают навыками самостоятельной работы с научной литературой, составления рефератов и обзоров. К числу приоритетных задач студенческого научного кружка относится представление студенческих научных докладов на научно-практических конференциях разного уровня.
Таким образом, участие студентов в научно-исследовательской работе является в настоящее время эффективным путем развития у каждого студента самостоятельности и инициативы, индивидуального профессионального почерка и творческих способностей.
Ключевые слова: НИРС, УИРС, студенческий научный кружок, подготовка специалистов
Одной из наиболее важных задач, стоящих перед высшей школой, является выявление, поощрение и поддержка талантливой студенческой молодежи с целью сохранения интеллектуального потенциала страны.
Решение этой острой социальной и педагогической проблемы большинство специалистов и преподавателей высшей школы, ученых и исследователей видят в создании в вузах благоприятных условий для подготовки и становления будущих преподавателей, научных и практических специалистов высокой квалификации, усилении и дальнейшем развитии научноисследовательской работы студентов (НИРС).
Основная цель НИРС - это получение углубленных знаний в определенных направлениях науки, а также получение практических навыков в будущей профессии.
На кафедре терапевтической стоматологии НГМУ разрабатываются планы организации НИРС, определяющие виды и тематику исследований на предстоящий учебный год.
Одной из форм привлечения студентов к творческой деятельности является учебно-
исследовательская работа студентов (УИРС). Она включается в учебный процесс, проводится в учебное время и обязательна для всех студентов. УИРС является составной частью практических занятий, а также производственной практики. Именно в период практики будущие врачи-стоматологи закрепляют теоретические знания путем непосредственного и активного участия в процессе медицинской практики в ЛПУ, овладевают навыками, манипуляциями, передовыми методиками.
На нашей кафедре активно работает студенческий научный кружок, основным направлением деятельности которого является выполнение под руководством преподавателей кафедры во внеучебное время научных исследований по актуальным вопросам терапевтической стоматологии. К числу приоритетных задач студенческого научного кружка (в области НИРС) относятся содействие в подготовке и проведении конференций, олимпиад, конкурсов, семинаров; помощь студентам в самостоятельном научном поиске; развитие умения доводить научноисследовательскую работу до уровня ее реализации и многое другое.
На заседаниях студенческого научного кружка обсуждаются различные проблемы в области стоматологии: вопросы реставрации зубов с использованием современных пломбировочных материалов, новые технологии эндодонтического лечения зубов, применение лазера в стоматологии, рациональное использование армирующих конструкций, некоторые аспекты пародонтологии и заболеваний слизистой оболочки полости рта, причины изменения цвета зубов и методы профилактики и лечения зубов.
При выполнении всех видов научных работ студентам стоматологического факультета предоставляется возможность широкого использования материальной базы и производственных площадей кафедры, фондов библиотеки. Численность студентов, посещающих научный кружок, из года в год увеличивается.
На ежегодной внутривузовской конференции <Авиценна-2007> были подведены итоги научноисследовательской деятельности студентов, врачей-интернов и клинических ординаторов за 20062007 учебный год. От кафедры терапевтической стоматологии на конференции было представлено несколько докладов.
По вопросам фармакотерапии хронических воспалительных заболеваний пародонта был представлен доклад клинического ординатора 1-го года обучения А. И. Ломакиной. Доклад клинического ординатора 1-го обучения В. В. Кочергина был посвящен изменению вкусовой чувствительности языка при гемобластозах в динамике противоопухолевой терапии.
Доклад И. А. Мельниковой, О. С. Курмаевой, И. И. Коротковой < Сравнительная оценка качества пломб на студенческом приеме> занял 1-е место на стоматологической секции и 3-е место на итоговой конкурс-конференции студентов и молодых ученых <Авиценна-2007>. Студентка И. А. Мельникова участвовала во Втором Всероссийском конкурсе научных работ, который проводился в городе Пермь.
В процессе обсуждения проблем студенты обменялись опытом и знаниями, расширили кругозор. После того, как заслушали все доклады, обсудили спорные вопросы, победителям и участникам конференции были вручены грамоты и ценные подарки.
Пройдя путь от студенческой скамьи до преподавателя высшей школы, достаточно четко осознаешь, что развитию творческого потенциала личности, инициативы, потребности постоянного пополнения и совершенствования своих знаний во многом способствует научноисследовательская работа. Научно-исследовательская работа формирует и развивает способность быстрой адаптации к изменяющимся условиям приложения своих знаний и умений, содействует отбору одаренной и талантливой молодежи, создает необходимые условия для раскрытия и реализации личностных творческих способностей, а также рационализации использования свободного времени молодежи.
Таким образом, в условиях университетского образования научное творчество превращается в средство развития будущих высококвалифицированных специалистов, направленное на приобретение студентами практического опыта в будущей профессии. Научная деятельность помогает студенту быть более конкурентоспособным специалистом. Как показывает опыт, это очень важно для трудоустройства выпускников по профилю полученной подготовки после окончания обучения в университете.