Научная статья на тему 'Интеграция предметной и информационной подготовки студентов вузов на основе междисциплинарных заданий'

Интеграция предметной и информационной подготовки студентов вузов на основе междисциплинарных заданий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция предметной и информационной подготовки студентов вузов на основе междисциплинарных заданий»

неформального, т.е. более глубокого понимания сложностей реального мира.

Физические теории конца XIX века целиком базировались на восприятии знакомых объектов, например, столкновение атомов моделировалось столкновением бильярдных шаров. Развитие квантовой механики и астрономии заставило физиков пересмотреть ряд перцептивных моделей. Современному физику трудно «прощупывать» свой предмет на базе чисто перцептивных представлений, поэтому машинное математическое моделирование играет существенную роль в современной физике и химии [4-29].

Преподавателям вузов следует изживать стереотип, что традиционный способ обучения с помощью «мела и доски» более удобен и достаточно нагляден. Однако при этом упускается, что шаблон мышления преподавателя при конструировании нейронного описания переносится на студента, который в этом случае будет формально знать, как интерпретировать, но будет плохо понимать, почему именно эта интерпретация является лучшей. Такие знания не могут считаться прочными.

Можно привести аналогию балалайки и рояля. Гениальный, как Паганини, балалаечник, разумеется, сможет отобразить музыкально почти любой фрагмент произведения, но диапазон отображений на рояле шире, и средний пианист может больше сказать слушателям, чем средний исполнитель на балалайке.

Преподавателям естественных дисциплин следует продумать методику введения математического моделирования в процесс обучения. Наиболее удобным на первом этапе можно полагать совместные разработки с преподавателями математических кафедр нашего университета.

В конце работы дан обширный список публикаций по обсуждаемой проблеме. Он пригоден для использования его студентами при написании курсовых и дипломных работ.

Литература

1. Грегори В.Л., Разумный глаз, М., УРСС, 2003, 240 с.

2. Feunman R., International Jour of Theor. Phys., v 21, n 6/7, 1982, 467 pg.

3. Feynman R., Found. Phys., v 16, 1986, 507 pg.

4. Гулд Х., Тобочник Я., Компьютерное моделирование в физике, в 2-х томах. - М.: Мир, 1990.

5. Дунин С.М., Научные труды МИГУ, сер. ест. науки,

2003, с 174.

6. Матросов В.Л., Горелик В.А., Жданов С.А., Кулясов С.М. /Научн. труды МИГУ, сер. естест. науки, 2004, с. 83.

7. Жданов С.А., Матросов В.Л., Шари В.И., Лапчик М.И. /Научн. труды МИГУ, сер. естест. науки, 2004, с 56.

8. Гаджиев Т.С., Матросов В.Л. /Научн. труды МИГУ, сер. естест. науки, 1995, с. 182.

9. Мухидинов М.Г., Шадрин Г.А., Кузнецов Э.И., Матросов В.Л., см. [8], с. 184.

10.Абдуразаков М.М., Матросов В.Л. /Научн. труды МИГУ, сер. естест. науки, 2001, с. 80.

11. Королев М.Ю., Королева Л.В., см. [10], с. 138

12.Умарова Л.Х., ., Научн. труды МИГУ, сер. естест. науки, см [6], с. 140.

13.Умарова Л.Х., ., Научн. труды МИГУ, сер. естест. науки, 2005, с. 238.

14.Крысенков С.А., Мардашев Ю.С., Шадрин Г.А., см. [13], с. 258.

15.Жданов С.А., Бугайко Е.В., см. [13], с.66.

16.Одинцова Н.И., Демин Е.В., Королева Л.В., см. [13], с. 296.

17.Мардашев Ю.С., Серебров Е.Л., см. [13], с. 339.

18.Меркулов С.В., см. [13], с. 608.

19.Жданов С.А., Бугайко Е.В. /Научн. труды МИГУ, сер. естест. науки, 2006, с.76.

20.Бабурова О.В., Королев В.Ф., см. [19], с. 220.

21.Якушева Е.А., Горичев И.Г., Атанасян Т.К., см. [19], с. 394.

22.Крысенков С.А. Кругликова О.А., Мардашев Ю.С., Шадрин Г,А., Шляхова М.А., см. [19], с. 252.

23.Ефремова Д.Д., Актуальные проблемы математики, физики, информатики и методы их преподавания, Юбилейный сборник 130 лет Московский Иедагогический Государственный Университет, М., 2003, с. 152.

24. Коновалова Ю.А., см [23], с. 164.

25.Магомедов Р.М., см. [23], с 170.

26.Матросова Л.Н., Матросова В.Л., Абдуразаков М.М., см. [23], с.179.

27.Хатаева Р.С., Жданов С.А., Мельников Х.А., см. [23], с. 214.

28.Матросов В.Л., Матросова Л.Н., Жданов С.А., Шари В.И., см. [23], с. 176.

29.Матросов В.Л., Иванова Е.А., Жданов С.А., см. [23], с.69.

ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ НА

ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ЗАДАНИЙ

Г.Н. Некрасова, д.п.н., доцент Вятского государственного гуманитарного университета Н.Л. Клишева, аспирант Вятского государственного гуманитарного университета

В рамках исследования по теме «Реализация междисциплинарных связей средствами информационных технологий в процессе подготовки будущих учителей технологии», была рассмотрена проблема использования междисциплинарных заданий (МДЗ) в процессе предметно-методической подготовки учителя. Основная цель использования нами МДЗ - это установление тесной связи в преподавании нескольких дисциплин и активизация познавательной деятельности студентов с использованием средств информационных технологий в сочетании с овладением ими предметными знаниями и умениями.

В ходе исследовательской и опытно-экспериментальной работы нами были применены различные по сложности

выполнения МДЗ. Ири этом обучение студентов с их использованием осуществлялось как в процессе изучения курса «Информационные технологии», так и при изучении курса «Методика преподавания технологии в школе», а также в рамках изучения других дисциплин предметной подготовки учителя технологии («Материаловедение», «Художественная обработка материалов» и др.). Ири этом мы расценивали задания как средство интеграции информационных знаний и умений с профессиональными, и не ограничивались компьютерной поддержкой учебного процесса.

В зависимости от расстановки образовательных акцентов мы различаем МДЗ, применяемые в ходе изучения студентами дисциплин информационной подготовки с

использованием профессионально-значимого материала и МДЗ, реализуемые в процессе изучения дисциплин предметной подготовки будущих специалистов с опорой на их информационные умения.

В ходе проведенного исследования было выявлено, что применительно к подготовке учителя МДЗ различаются по сложности выполнения и степени интеграции. В связи с этим мы говорим об их разноуровневости, выделяя: задания, интегрирующие знания и умения двух дисциплин ( I уровень), задания, интегрирующие теоретический материал и практические умения более двух дисциплин (II уровень) и профессионально-ориентированные задания (III уровень). Применительно к подготовке будущего учителя они объединяют содержательную основу дисциплин предметной и методической

подготовки и выполняются студентами на старших курсах. Данные задания выводят будущих учителей на уровень приобретения профессиональных знаний и умений, так как основываются на моделировании педагогической среды или на реальной ситуации из школьной практики.

В процессе экспериментальной работы нами отмечено, что применение заданий третьего уровня способствует подготовке будущих учителей технологии к выполнению профессиональных педагогических задач. Их дидактическая основа заключается в построении студентами модели информационной педагогической среды для преподавания какого-либо школьного раздела, темы или серии уроков с использованием программных и технических средств информационных технологий. В основном это комплексные индивидуальные задания, как правило, они являются частью курсовой или выпускной работы студента.

В заключении отметим, что введение комплексных МДЗ в учебный процесс вузов оказывает положительный дидактический эффект и позволяет решать важные задачи профессиональной подготовки. Интеграция предметных, педагогических, общекультурных образовательных блоков позволяет проектировать процесс подготовки специалиста более логично с учетом его будущей профессиональной деятельности.

КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙ

P.P. Сулейманов,

канд. пед. наук, доцент кафедры информационных систем и технологий Башкирского государственного педагогического университета

Предметом изучения школьных дисциплин являются объекты как материальные, так и абстрактные. Часть характеристик объекта может быть усвоена учащимися при непосредственном взаимодействии с изучаемым объектом посредством наблюдения или

экспериментирования с ним.

В большинстве случаев объект осознается только с внешней стороны. Не всегда интересующие характеристики и признаки легко поддаются обособленному выделению. Возникает необходимость предварительно делить объект на определенные части, вычленить в нем существенное и главное; рассматривать не сам объект, а другой, наделенный несколькими наиболее существенными характеристиками объекта, называемый моделью.

При определении роли и места компьютерного моделирования в формировании понятий будем придерживаться положений о моделировании и компьютерном моделировании, отраженных в работах, цитаты которых приводятся ниже.

«Модель - это соответствующее целям моделирования и сохраняющее существенные свойства представление некоторого объекта (явления, процесса) другим объектом (процессом, явлением), которое может быть изучено подходящим инструментарием той или иной науки» [1].

В [3] приведена классификация целей моделирования:

1. Модель нужна для того, чтобы понять, как устроен объект (или как протекает процесс, происходит явление), какова его структура, каково его взаимодействие с окружающим миром (понятийная модель).

2. Модель нужна для того, чтобы определить наилучшие способы управления объектом или процессом (управленческая модель).

3. Модель нужна для того, чтобы прогнозировать прямые или косвенные последствия функционирования или развития объекта, процесса или явления (прогностические модели).

В [3] приводится еще одна цель создания модели:

4. Модель нужна для организации процесса обучения или самообучения (учебные модели).

Игровые модели (досуговые), скорее всего, нужно отнести к третьей группе.

«Для того чтобы некоторое действие считалось моделированием, необходимо:

• Наличие целей моделирования (познание, исследование, презентация, проектирование), то есть -ДЛЯ ЧЕГО производится моделирование;

• Наличие моделируемого объекта (мысленного или реального) - ЧТО моделируется;

• Наличие самой модели - другой объект, заменяющий в некотором отношении моделируемый объект (объект оригинал)» [1].

В [2] приведена общая схема последовательности действий при решении задач методом математического моделирования (рис. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.