Г. В. Рылова. Междисциплинарная интеграция как средство повышения качества подготовки будущих
спгииапистов_________113
психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
3.Колягин Ю.М. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся средней школы: Автореф, дис.... д-ра пед. наук. - М.. 1977. - 55 с.
4. Кудрявцев Л.Д, Современная математика и ее преподавание. - М.: Наука, 1485. - 2-е изд. -176 с
5.Метельский Н.В. Дидактика математики: Обшая методика и ее проблемы. - Минск: Изд-во БГУ, 1982. -2-е изд. -256 с.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 тт. - М.: Педагогика, 1989. -Т.2. - 328 с.
7. Терешин Н.А. Мировоззренческая направленность курса методики преподавания математики. - М.: Прометей, 1989. - 109 с.
З.Эйнштейн А. Без формул / сост. К.А. Кедров. - М.: Мысль, 2003.-222с.
9.Sadker М.Р., Sadker D.M, Teachers, schools and society. - 2nd ed.- New York: McGraw-Hill, Inc., 1991. -546 p. ^
Г.В. Рылова
Россия, Чита, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет
им. Н.Г. Чернышевского
Междисциплинарная интеграция как средство повышения качества подготовки будущих специалистов
В статье рассмотрены методы и формы совершенствования учебного процесса как одного из факторов повышения качества подготовки будущих специалистов. Затронуты механизмы междисциплинарной интеграции, технология модульного обучения в русле ком пете нтностно го подхода.
G. V. Rylova
Integration branches of science as means of improving the quality of specialists' haining
The article is devoted to the methods and forms of improving the process of education as one of the factors of improving the quality of specialists' haining. The problem of the integration branches of science, technology of modulated education in the processing and competitive approaches is also covered in the article.
Изменившаяся социально-экономическая ситуация в нашей стране, новая личностно-ориентиро ванная парадигма образования, развитие многоуровневой системы высшего профессионального образования на основе государственных образовательных стандартов нового поколения поставили перед высшей школой России комплекс научно-методических проблем, связанных с подготовкой выпускников вузов к профессиональной деятельности.
Подготовленность выпускника вуза к профессиональной деятельности должна обеспечить его конкурентоспособность на рынке труда, что возможно только при высоком уровне качества обучения студентов.
Качество обучения студентов - ключевая проблема функционирования высшего профессионального образования. Следует признать необходимость использования комплексных мер, в основе которых лежат научно-педагогические методы совершенствования учебного процесса. Существо указанной образовательной проблемы -обеспечение требуемого уровня качества обучения - имеет социальную природу, следовательно, для ее разрешения возможны социально-психологические и дидактические способы, обусловливаемые методами научной педагогики.
Как основное направление внутренней педагогической политики университета (Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им Н.Г. Чернышевского) принято целенаправленное использование достижений теории обучения. Педагогическая наука отражает единые объективные законы процесса обучения, следовательно, психолого-педагогическая сущность и закономерности процесса обучения
114 ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА_2007/10
едины на различных кафедрах вуза независимо от их специфики. Поэтому возможно использование общего метода организации процесса обучения, обеспечивающего его целостность как системы.
Особое внимание вуз уделяет совершенствованию учебных планов и программ профессиональной подготовки. Чтобы соответствовать требованиям новой эпохи, образовательные программы должны быть ориентированы не на узкую специализацию, а на развитие творческого, критического мышления студентов, что позволит им справляться с ситуациями, возникающими при'^перманентных и необыкновенно динамичных технических, экономических и социальных изменениях, характерных для современной эпохи.
Как известно, содержание образования конкретизируется в учебном плане, в котором задается логика освоения учебных дисциплин. Последовательность освоения учебных дисциплин обусловлена логикой становления профессиональной компетентности будущего специалиста. Такое понимание процесса становления профессиональной компетентности позволяет утверждать правомерность модульного построения учебного плана. Первый блок учебных дисциплин ориентирован на развитие ключевых компетентностей будущей профессиональной деятельности. Второй блок ориентирован на «погружение» студента в профессиональные задачи, освоение способов их решения, содействующих становлению базовой компетентности на основе ключевой. Третий блок - блок дисциплин, ориентированных на развитие специальной компетентности на основе базовой. Важно подчеркнуть, что такой учебный план будет относиться к плану так называемого «ядерцо-субъектного» типа, позволяющего максимально индивидуализировать процесс профессиональной подготовки [1, с. 40].
Компетентностный подход обусловливает другую структуру учебных программ, в которых иначе расставлены приоритеты: на первое место выносятся характеристики компетентностей как цели программы, затем предлагаются способы их формирования и становления, далее производится отбор информации, которая способствует решению конкретных задач и развивает компетентности.
В целом стратегия построения нового поколения учебных программ должна быть выполнена в логике поэтапного развития компетентностей: от понимания комплекса знаний к их трансляции на решение типовых задач профессиональной деятельности, к свободному выражению своего понимания и овладения способами деятельности, к способности решать инновационные задачи в рамках своей профессии.
Главная задача, которую должны решить программы нового поколения, - изменить их приоритетную ориентацию: перенести внимание с предметного содержания дисциплины на базовое условие познания этой предметности - языки ее описания и опыт деятельности.
Основное направление обновления профессионального образования в современном мире заключается в нахождении путей обеспечения деятельиостной позиции в образовательном процессе, способствующих становлению опыта целостного системного видения профессиональной деятельности, системного действия в ней, решения новых проблем и задач.
Становление специалиста с широким научным кругозором наиболее успешно решается при интегрированном подходе к образовательному процессу в вузе.
Идея междисциплинарной интеграции в обучении высказана в теоретических работах классиков педагогики Я.А. Коменского, И.Г. Лесталоцции, К.Д. Ушинского и др. и находит свою реализацию в исследованиях современных авторов Т.К. Александровой, Е.Ф. Бойко и др. '
В собственно дидактическом смысле под междисциплинарной интеграцией образования понимается такая система форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, которая позволит сделать обучение составной частью формирования человеческой личности.
Г.В. Рылоеа. Междисциплинарная интеграция как средство повышения качества подготовки будущих специалистов__115
В теоретико-концептуальной структуре построения интеграционно-ориентированного базиса должны адекватно и конкретно-содержательно отразиться и дидактически обосноваться следующие основные компоненты [3, с. 179].
- этико-гуманистический ^компонент, предусматривающий усиление внимания к проблемам общечеловеческого, социокультурного значения, к анализу моральной и социальной ответственности будущих специалистов за последствия своей деятельности;
- философско-методологический компонент, предусматривающий всестороннее использование философского, методологического анализа содержания различных теоретических положений, способов согласования концептуальных структур с физической реальностью, широкое использований активных методов формирования философских основ мировоззрения;
- интегративно-культурный компонент, основанный на расширении спектра практического использования межпредметных связей на уровнях научной и историко-культурной междисциплинарной синхронизации и межпредметной корреляции;
- креативно-развивающий компонент, выражающийся в последовательной замене информативных методов в обучении концептуально-аналитическими и поисковыми, способствующими переводу студента из объекта обучения в субъект, что создает условия для творческого самовыражения личности и обеспечивает креативный уровень образования, а также в широком и многоуровневом использовании личностно-деятельностных технологий обучения.
Данные компоненты составляют структуру междисциплинарного базиса образования, который, в свою очередь, может служить основой для составления учебных планов, программ естественнонаучных и гуманитарных предметов.
Анализ философско-методологической, научно-методической литературы позволяет сделать вывод о том, что междисциплинарная интеграция является важнейшей формой профессионального развития специалиста.
В настоящее время очевидна невозможность овладения знанием как совокупностью данных и очевидна необходимость овладения методами получения знания. Таким инструментом в нашем университете (ЗабГГПУ) признана модульная технология обучения. Сущность модульного обучения заключается в последовательном усвоении студентами модулей - законченных блоков информации. Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий студента, причем не эпизодических, а системных. Для обучающихся модульное обучение открывает новые перспективы. Каждый студент может выбрать персональный «перспективный план обучения», представляющий, по сути, непрерывное изучение последовательных модулей.
Технология модульного обучения представляется как комбинированная дидактическая система, обеспечивающая возможность использования широкого спектра форм обучения, включая как классические, так и современные.
Формы организации учебного процесса должны определенным образом перераспределиться в структуре обучения в результате изменений организационных технологий.
В соответствии с существующими тенденциями в образовании современные учебные материалы должны отвечать ряду требований:
♦ опираться на модульные учебные планы;
♦ отвечать современному состоянию науки;
• оперативно реагировать на изменение содержания учебных дисциплин;
• обеспечивать эффективную самостоятельную работу студентов.
Новые учебные материалы предоставляют большие возможности для самостоятельной работы студента. Однако такие учебные материалы необходимо готовить с учетом выполняемых ими функции:
116 ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА_2007/10
• информационной (содержание теоретических данных по дисциплине, разделу или теме);
• управляющей (обеспечение рациональною расходования времени усвоения материала за счет возможностей гипертекста);
• оргаиизационно-контролирующей (регламентация порядка изучения и наличие вопросов для самоконтроля, текущей и итоговой аттестации).
Содержание контролирующего компонента можно разделить на две части:
1. Средства контроля знаний, обеспечивающие проверку качества подготовленности студентов. К ним относятся:
• текущая аттестация, контроль посещаемости, отработки практических и лабораторных занятий, текущее тестирование и т.п.;
• итоговая аттестация по дисциплине или за период обучения - зачеты, экзамены, защита курсовых работ, отчетов о практиках и т.п.;
• итоговая государственная аттестация - государственные экзамены, защита бакалаврских квалификационных работ, дипломных работ, магистерских диссертаций.
2. Средства контроля качества образования, оценивающие:
• информацию, предоставляемую в ходе контроля качества подготовленности студентов;
• качество регламентирующих материалов;
• кадровый состав преподавателей;
• обеспеченность учебного процесса материалами, приборами, реактивами и т.п.;
• адекватность педагогических и аппаратных технологий, используемых в учебном процессе.
Опыт показывает, что наиболее эффективными с точки зрения междисциплинарной интеграции являются те формы обучения, которые обеспечивают возможность «квазипрофессиональной деятельности студентов», несущей в себе черты как учебной, так будущей профессиональной деятельности [2, с. 40]. При этом моделируются не условия приема и передачи учебной информации, как это имеет место при традиционном обучении, а ситуации профессионального действия, требующие включения со стороны студента профильно-дисциплинарного анализа научного и практического содержания изученных дисциплин. Подобные формы обучения способствуют формированию умения студентов востребовать и использовать методы изучаемых дисциплин в качестве технологического средства решения профессиональных проблем. Это обеспечивает также развитие положительной мотивации к изучению всех дисциплин, представляемых в учебном плане. В результате создается возможность достижения целостного фундаментального образования.
Таким образом, мы можем утверждать, что междисциплинарная интеграция является эффективным средством совершенствования учебного процесса, направленного на повышение качества подготовки будущих специалистов.
Литература
1. Козырев, В.А. Комгтетентностный подход в построении профессиональной подготовки специалиста в области образования / В.А, Козырев и др,// Информационный бюллетень. - №1- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2006.-С.34-44.
2. Новиков А.Н. Модульная технология как средство повышения качества обучения в вузе / А.Н. Новиков, Г.В. Букалова // Стандарты и мониторинг в образовании. -2001. - №2,- С.39-42.
3. Райцев, A.B. Развитие профессиональной компетентности студентов в образовательной системе современного вуза: дис... д-ра. пед.наук: 13.00.08. - 2004.-309.