Научная статья на тему 'Междисциплинарная интеграция как одно из условий формирования профессиональной медиативной компетентности'

Междисциплинарная интеграция как одно из условий формирования профессиональной медиативной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕДИАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / МЕДИАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА / МЕДИАТОР / INTERGRATION / FORMATION OF THE PROFESSIONAL MEDIATIVE COMPETENCE / MEDIATIVE ACTIVITY / COMPUTER PROGRAM / MEDIATOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ардовская Р. В.

В статье автор делает попытку показать как содержание образования, интегрирующее профессиональные и коммуникативные задачи, способствует формированию профессиональной медиативной компетентности. Интегрирующие модули содержания включены in the компьютерную программу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTEGRATION OF DIFFERENT SUBJECTS AS ONE OF THE TERMS OF FORMING THE PROFESSIONAL MEDIATIVE COMPETENCE

In the article the author tries to show how the contents of education, intergrating the professional and communicative tasks, help the formation of the professional meditative competence. For the purpose the contents models are included in the computer program.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарная интеграция как одно из условий формирования профессиональной медиативной компетентности»

- туристические спортивно - оздоровительные походы -формированию нравственности, трудовому воспитанию, воспитанию коллективизма, развитию интеллекта;

- ритмические упражнения с музыкальным сопровождением - эстетическому воспитанию, развитию двигательных способностей;

- элементы гимнастики и акробатики - совершенствованию волевых качеств, смелости, развитию двигательных способностей.

Занятия физическими упражнениями, организацию коллективных соревнований, участие совместно со взрослыми в туристических походах ставят подростка в позицию активной деятельности, когда подросток вынужден, «преодолевая себя», выполнить то или иное двигательное задание, за каждым из которых стоят нравственные, эстетические переживания».

Ведущая роль и ответственность в коррекционной работе в процессе физкультурно-спортивной деятельности принадлежит тренеру - преподавателю.

Основная его задача заключается в активном использовании многообразия средств физической культуры и спорта для формирования положительных качеств личности и интеллекта, создание подходящей нравственной атмосферы на занятиях, способствующей преодолению эгоизма, лицемерия, нечестности, агрессивности и т.д. Кроме того, у детей и подростков, начиная с 10-12 - летнего возраста одновременно с фор-

мированием чувства собственного достоинства обостряется восприятие собственного «Я», личной позиции в коллективе.

В этом отношении регулярные тренировки в группе, где подросток является непосредственным участником коллективных действий, и воздействия средств физической культуры и спорта уникальны.

Наш практический опыт показывает, что у подростков -девиантов, впервые столкнувшихся с серьёзными занятиями физической культурой и спортом, в потребностях, интересах, стремлениях, направленности поведения, отношении к окружающим происходят серьёзные изменения. Сдвиги в физическом и духовном развитии ведут к усилению интереса к себе и своей личности, к своим достоинствам и недостаткам, к более качественному осознанию своих положительных и отрицательных нравственных и волевых качеств, к стремлению «улучшить» себя, заняться самовоспитанием и, конечно, к стремлению быть красивым, сильным и успешным.

Таким образом, процесс коррекции девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта можно определить как деятельность педагогов физического воспитания и спортивных тренеров, направленная на формирование физических, нравственно - волевых и психологических качеств, способствующих позитивной мотивации личности подростка.

Библиографический список

1. Вахромов, Е.Е. Психологические особенности самоактуализации подростков с отклоняющимся поведением: дис........канд. пед. наук. - М., 2003.

2. Педагогическая энциклопедия: в 4-х т. / под ред. И.А. Каирова // М.: Изд - во «Советская энциклопедия», 1962 - 1968.

3. Большая российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.В. Давыдова // М.: Педагогика, 1998.

4. Гонеев, А.Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков. - Курск, 1998.

5. Ковальчук, М.А. Программа подготовки педагогов образовательных учреждений к организации работы по профилактике наркомании среди детей и подростков / М.А. Ковальчук, М.И. Рожков, А.В. Волков // Ярославль: Изд - во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2002.

6. Казанцев, В.Н. Воспитание нравственных и волевых качеств у трудных подростков в процессе спортивной деятельности // Молодые ученые и специалисты Алтая - народному хозяйству. - Барнаул, 1983.

7. Лесгафт, П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста // Собр. пед. соч. - М.: Физкультура и спорт, 1951. - Т.1.

8. Новичкова, Н.Г. Педагогическая коррекция девиантного поведения подростков средствами физической культуры: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2009.

9. Родионов, В.А. Индивидуализация сопряженного физического и психического развития школьников в процессе физического воспитания: дис .... д-ра пед. наук. - М., 2003.

Статья поступила в редакцию 10.11.10

УДК 37.02; 371

Р.В. Ардовская, докторантМосГУ, г. Вологда, E-mail: [email protected]

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕДИАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

В статье автор делает попытку показать как содержание образования, интегрирующее профессиональные и коммуникативные задачи, способствует формированию профессиональной медиативной компетентности. Интегрирующие модули содержания включены in the компьютерную программу.

Ключевые слова: интеграция, формирование профессиональной медиативной компетентности, медиативная деятельность, компьютерная программа, медиатор.

Процесс интеграции коммуникативных и профессиональных задач представляется особенно важным условием формирования у студентов неязыковых вузов профессиональной медиативной компетентности. В широком смысле под интеграцией обычно понимается процесс объединения разобщен-

ных компонентов в новую целостность. Проблема интеграции в профессиональном образовании подробно разрабатана в трудах А.П. Беляевой, М.Н. Берулава, А.А. Вербицкого,

A.В. Гвоздевой, В.Н. Давыдова, С.В. Здоровой, В.Г. Иванова,

B.В. Кондратьева, А.А. Кирсанова, А.А. Куприянова,

А.П. Лиферова, О.Л. Лямзина, И.И. Макашиной, М.И. Махму-това, Г.З. Молдахметовой, Г.В. Мухаметзяновой, А.М. Новикова, В.М. Носкова, А.И. Пайгузова, Е.Р. Сизовой, Т.А. Стар-шиновой, З.С. Сазоновой, В.Ф. Тенищевой, В.А. Титовой, Ю.С. Тюникова и др.

Интеграцию можно рассматривать на разных уровнях:

- на уровне образовательных технологий обучения;

- на уровне образовательных учреждений;

- на уровне содержания образования;

- на уровне получаемых знаний и пр.

В настоящем исследовании мы рассмотрим уровень содержания образования. Ю.К. Бабанский определяет содержание образования как систему научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни и труду [1, с. 366].

Содержание образования воплощает в себе социальный опыт, подготовленный для передачи подрастающим поколениям. Формирование содержания образования не происходит само собой, а как считает В.В. Краевский содержание образования, доведенное до уровня учебного материала, затем включается в процесс обучения, становясь уже не проектируемым, а реализуемым [2, с. 53].

И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин выделяют четыре типа элементов содержания образования:

- систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых формирует в сознании естественно-научную картину мира, вооружает правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности;

- систему умений и навыков, т.е. приобретенный опыт осуществления уже известных обществу способов деятельности как интеллектуального, так и практического характера, а также умений и навыков, специфических для того или иного учебного предмета;

- опыт творческой деятельности, призванный обеспечить готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности;

- опыт и нормы эмоционально-волевого отношения к миру, друг к другу, являющиеся вместе со знаниями и умениями условиями формирования убеждений и идеалов, системы ценностей, духовной сферы личности [3, с. 169].

На уровне взаимопроникновения специальных учебных дисциплин и иностранного языка у студента можно формировать профессиональную медиативную компетентность.

Профессиональная медиативная компетентность - это интегративное качество личности, ее способность на компе-тентностной основе решать профессиональные и коммуникативные задачи в профессиональной деятельности с учетом предыдущего жизненного опыта. Для формирования у студентов неязыковых вузов профессиональной медиативной компетентности необходимо объединить педагогические усилия преподавателей специальных дисциплин и преподавателей иностранного языка для ведения совместной деятельности. Формирование профессиональной медиативной компетентности можно осуществить, привлекая тексты специальной тематики на иностранном языке, с интересным сюжетом для поддержания мотивации студентов. Для реализации интегрированного проекта в вузе следует привлекать к сотрудничеству различные специальные кафедры неязыкового вуза и препо-

давателей кафедры иностранных языков. Преподаватели могут проводить:

- параллельный анализ учебных планов и учебных программ с целью выявления таких учебных тем, которые можно интегрировать и предлагать для изучения на иностранном языке;

- распределение обязанностей между теми преподавателями, которые будут участвовать в проекте интегрирования учебных дисциплин с целью формирования профессиональной медиативной компетентности;

- разработку проекта, интегрирующего различные дисциплины (определение содержания, цели, задач реализации проекта, форм и средств подготовки студентов к профессиональной медиативной деятельности).

С целью формирования профессиональной медиативной компетентности требуется развитие языковых способностей, раскрытие творческого потенциала личности, расширение культурологического кругозора, а также изучение медиативной речи в аспекте лингвистического знания и разбора переводческих особенностей, а также закономерностей коммуникативного характера с учетом той профессии, по которой готовят данного студента.

Данная цель требует пересмотра содержания занятий, «вплетения» специальных дисциплинарных тем в языковую канву соответствующего содержания интегрированного проекта. В содержании необходимо раскрыть особенности профессиональной темы на иностранном языке для студентов, которых мы готовим к овладению профессиональной медиативной компетенцией.

Содержание обучения в высшей школе в настоящее время претерпевает целый ряд изменений, связанных с тенденцией целостности и интеграции. Интеграция тесно связывает содержание профессиональных знаний с иностранным языком, способствует совершенствованию профильной подготовки студентов, повышает мотивационно-нравственную подготовку студентов, стимулирует развитие и совершенствование личности студента.

С целью формирования у студентов профессиональной медиативной компетентности целесообразно использовать учебную дисциплину «Введение в специальность», которая обычно читается студентам одной из первых специальных дисциплин любой профессии. Параллельное преподавание этой дисциплины позволяет исключить некоторые темы учебной дисциплины «Введение в специальность», если данные темы изучаются в курсе «Иностранный язык» и студенты овладевают ими на иностранном языке. По определенной профессии можно подготовить интегрированные модули, рассчитанные на среднего студента.

Иностранный язык в данном случае рассматривается не только как предмет изучения, но и как средство интеграции знаний по профессиональному принципу. В этом случае не может быть «избыточного информирования обучаемого, повышающего надежность результата интегрированного обучения и воспитания» [4, с. 49]. Однако избыточное информирование имеет место после изучения студентом общепрофессиональных и специальных дисциплин на старших курсах. В этом случае знания на родном языке и знания, полученные на иностранном языке, могут интегрироваться, позволяя студенту воспринимать мир шире, т.е. обогащая его мировоззрение, раскрывая мир в единстве, целостности и многообразии,

интегрируя с уже освоенными знаниями, убеждениями и взглядами.

Идея интегрированного изучения предметов специального и языкового циклов на основе компетентностного подхода отражается в следующих концептуальных положениях:

1. Создание единого интегрированного модуля, включающего содержание предметов специального и языкового циклов. Концептуальное положение образуется на основе принципа модульной интеграции предметов.

2. Организация процесса обучения должна обеспечить погружение в содержательную часть медиативной деятельности. Принцип погружения в медиативную деятельность основывается на сочетании компетентностного и аксиологического подходов. Их сочетание свидетельствует о том, что субъект в процессе медиативной деятельности должен уметь получать информацию и осуществлять её переработку, реализуя проблему в коммуникативной форме.

3. Постижение студентами диалогической речи, концептуальные идеи которой заключаются:

- в диалогичности как неотъемлемом компоненте внутреннего содержания личности;

- в межкультурном диалоге, существующем в индивидуальном сознании человека в форме внутреннего диалога;

- в диалоге позитивного восприятия свободы личностью, отражающей полифоническое содержание окружающего мира;

- в диалоге как взаимодействия партнеров.

По нашему мнению, обучение межкультурной диалогической речи не сводится к усвоению готовых истин. В диалоге студент получает возможность понять и изменить самого себя. Обучение осуществляется с учетом принципа межкуль-турного диалога.

4. Усвоение опыта должно осуществляться в процессе творческой деятельности студентов. Данное концептуальное положение получило свое отражение в принципе поддержания мотивации и нравственных ценностей. Содержанием этого принципа является передача собственных переживаний средствами иностранного языка. Использование творчества как инструмента познания позволяет глубже понять культуру партнера путем усвоения способов медиативной деятельности и ее творческого осмысления.

Таким образом, на основе перечисленных концептуальных идей разработано содержание интегрированного обучения предметам специального и языкового циклов. Структура модуля включает дисциплины, объединенные в единую систему. Создание интегрированного модуля является системообразующей идеей разработки интегрированного содержания этих предметов. Функция интегрированного модуля в структуре содержания заключается в формировании у студентов целостного представления и понимания, в осознании механизмов становления и развития различных культур, в овладении ими способами творческой деятельности в развитии мотивационно-нравственного отношения студентов к миру. В содержание интегрированного модуля включены следующие элементы межкультурного опыта:

- система знаний;

- навыки работы со специальными текстами на иностранном языке;

- умения, связанные с представлением информации;

- умение осуществлять взаимодействие с партнерами в процессе учебной работы;

- знания о способах творческой деятельности;

- умение выражать на иностранном языке свое отношение к различным явлениям;

- рефлексивные умения.

Содержание интегрированного модуля разрабатывается с учетом согласования содержания разделов, их тематики, а также включения творческих заданий в процесс обучения. Процесс интеграции улучшает качество подготовки по иностранному языку, так как оба составляющие интегративного процесса взаимно дополняют друг друга, и ускоряют процесс формирования профессиональной медиативной компетентности, обеспечивая целостность и взаимопроникновение знаний.

Важным структурным элементом интегрированной модели обучения является описание критериев и способов оценки результатов. В качестве основных элементов нами рассматриваются:

- формирование целостной системы знаний;

- навыки аналитической работы с текстами;

- развитие навыков творческой деятельности;

- развитие интереса, значит, мотивации к профессиональной медиативной деятельности;

- развитие мотивационно-нравственной сферы;

- формирование профессионального мышления, проявляющееся в умении анализировать информацию, предлагать свою версию информации, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Рассмотрим функции и структуру содержания учебных предметов, входящих в интегрированный модуль. Целостность и интеграция содержания обучения ориентирует на восприятие системно-структурированного знания на основе интеграции материалов различных научных сфер. В действительности на базе иностранного языка может быть построена обучающая система, которая предполагает приобретение знаний, часто неизвестных и неизученных на родном языке в ходе освоения других учебных материалов. Эта обучающая система иностранному языку с использованием специального учебного материала имеет фрагментарный, неполный, недостаточный, предопределяющий и часто опережающий характер. Отбор учебного материала для формирования профессиональной медиативной компетентности проводится путем продуманного системного отбора материала, направленного на взаимосвязанное, необходимое, достаточное овладение средствами языка. Если группа студентов имеет достаточно высокий уровень подготовки по иностранному языку, то для таких студентов можно усложнить задачу. Для этого в содержательной части каждый модуль имеет специальный тематический фильм, который необходимо продублировать студентам.

В результате системного изучения коммуникативная компетентность сохраняется на всю жизнь и быстро восстанавливается даже в случае долгого отсутствия практики. Это происходит, потому что в процессе системного подхода акцент переносится с изучения элементов и структур языка на их связи и отношения.

Специальные дисциплины объединяются будущей профессией - их функции направлены на формирование у студентов профессионального мышления, системы специальных знаний о будущей профессии. Профессиональный анализ позволяет раскрыть логику профессиональных фактов, выявить их направленность, спрогнозировать их возможные последствия.

Усилия студентов направлены не только на усвоение лингвистических знаний, но и на формирование умения строить необходимые фразы, осуществлять перефраз текстов, быть

способным к творческой деятельности и владеть средствами выразительности на иностранном языке. Структура учебного материала выстраивается в соответствии с основными разделами специальной лексики.

Таким образом, профессиональная медиативная деятельность основывается на междисциплинарной интеграции курса «Иностранный язык» с общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Усвоение содержания обучения происходит с помощью обучающей компьютерной программы, разработанной автором исследования совместно с программистом и преподавателем по иностранному языку. Механизмом реализации интегрированного модуля является межпредметное согласование содержания учебных программ при разработке модулей, представляющих содержание тем изучения в обучающей компьютерной программе. Речь идет об обогащении содержания учебным программным материалом, который целостно воспринимается студентами. Этот процесс способствует формированию междисциплинарного межпредметного мышления и целостного восприятия. Содержание образования, сконструированное путем сплетения специальных текстов с иностранным языком, обеспечивает согласование тематики специальных дисциплин с иностранным языком; при этом учебная деятельность должна осуществляться в виде процесса, в основе которого лежит цель и результат.

Суть обучающей компьютерной программы состоит в том, что процесс обучения конструируется с учетом следующих требований:

- синхронного изучения содержания интегрированных дисциплин: «Введение в специальность» и «Иностранный язык»;

- создания организационных условий в виде педагогической поддержки, позволяющей реализовать идею индивидуального обучения;

- процесса межкультурного диалога, который реализуется посредством использования диалогических форм обучения.

Библиографический список

Реализация данного принципа возможна при условии включения творческих заданий в модульный учебный процесс с применением обучаемой компьютерной программы. Можно утверждать, что интеграция в её разнообразных проявлениях и уровнях применения (интеграция науки, образования и производства, интеграция образования на различных его ступенях, интеграция содержания образования отдельных дисциплин и многое другое) является средством формирования профессиональной компетентности. Когнитивные компетенции необходимы для самообразования и успешной работы с информацией. К этому блоку можно отнести следующие компоненты:

- понимание сущности и структуры познавательной сферы и ее особенностей, проявляющихся как в учебной, так и в профессиональной деятельности;

- навыки, опыт работы с профессионально значимой информацией;

- способность к самообучению;

- индивидуальный стиль мышления и профессиональной деятельности.

Указанные компоненты обеспечивают готовность и способность студента к коммуникативной организации деятельности в разнообразных профессиональных ситуациях. Интегрированная подготовка студентов:

- развивает профессиональные качества личности;

- развивает умения и навыки в профессиональной ситуации;

- создает условия для саморазвития студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разумеется, формирование профессиональной медиативной компетентности является сложной задачей из-за многоплановости профессиональной деятельности и коммуникативных ситуаций. Тем не менее, учет интеграционных явлений, необходимых для формирования профессиональной медиативной компетентности, повышает уровень подготовки выпускников.

1. Бабанский, Ю.К. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. - М.1988.

2. Краевский, В. В. Общие основы педагогики: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

3. Лернер, И.Я., Скаткин М.Н. в книге Ситарова А.В. Дидактика: учебное пособие для студ. высш. уч. заведений / под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

4. Макашина, И.И. Об интеграции содержания образования будущих менеджеров торгового флота // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 10.

Статья поступила в редакцию 10.11.10

УДК 378:4

Р.З. Султанбекова, соискатель ЧГПУ, г. Челябинск, E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЕГОВОРНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ

В статье представлен комплекс педагогических условий эффективного формирования переговорной культуры будущих менеджеров. Раскрывается сущность и назначение каждого условия, особенности реализации выделенных условий при обучении иностранному языку в вузе.

Ключевые слова: переговорная культура менеджера, педагогические условия, e-learning, электронное языковое портфолио, балльно-рейтинговая система, активные методы обучения, обучающий модуль.

В условиях глобализации и развития новых форм междуна- менеджеров, обеспечивающих успешность их профессиональной родного сотрудничества все большее значение приобретает фор- деятельности в принципиально новой социально-экономической мирование профессиональных и личностных качеств будущих и политической ситуации, сложившейся в начале XXI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.