Научная статья на тему 'Межбанковская конкуренция: специфика и критерии оценки (на примере Республики Армения)'

Межбанковская конкуренция: специфика и критерии оценки (на примере Республики Армения) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
612
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / ВХОДНЫЕ БАРЬЕРЫ / РЫНОЧНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ / СЕГМЕНТАЦИЯ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко И. В., Егиян А. Н.

В статье отмечается, что низкий уровень конкуренции в банковском секторе является угрозой его эффективного функционирования как одного из основных источников финансирования реальной экономики. Определена специфика межбанковской конкуренции, предложены критерии ее оценки. Произведен анализ конкуренции на примере банковской системы Республики Армения, рассчитаны коэффициенты рыночной концентрации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межбанковская конкуренция: специфика и критерии оценки (на примере Республики Армения)»

Банковское дело

Удк 336.71

межбанковская конкуренция: специфика и критерии оценки (на примере республики Армения)

и. в. шевченко,

доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета E-mail: decan@econ. kubsu. ru

А. н. Егиян, аспирант кафедры мировой экономики и менеджмента E-mail: aramyeghiyan@yahoo. com кубанский государственный университет,

г. краснодар

В статье отмечается, что низкий уровень конкуренции в банковском секторе является угрозой его эффективного функционирования как одного из основных источников финансирования реальной экономики. Определена специфика межбанковской конкуренции, предложены критерии ее оценки. Произведен анализ конкуренции на примере банковской системы Республики Армения, рассчитаны коэффициенты рыночной концентрации.

Ключевые слова: конкуренция, банковский сектор, входные барьеры, рыночная концентрация, сегментация, дифференциация.

В мировой экономике, в особенности в развивающихся странах, укоренилась тенденция все большей зависимости предприятий реального сектора от банковской системы. Очевидным является также тот факт, что в постоянном банковском финансировании наиболее остро нуждаются предприятия малого бизнеса, имеющие первостепенное значение в поддержании социальной устойчивости. Углубляющаяся зависимость реальной экономики от финансового сектора указывает на то, что низкий

уровень конкуренции в банковском секторе, неизменно приводящий к снижению эффективности деятельности банков, может иметь самое непосредственное негативное влияние на экономику страны в целом.

В исследовании использованы статистические методы анализа, которые предусматривают выявление соответствия определенных параметров рынка «идеальным» для данной отрасли. Отметим, что целью исследования не является полноценный анализ конкуренции в банковской системе Республики Армения. Основными целями исследования являются:

- определение основных характеристик и специфики межбанковской конкуренции;

- представление современного инструментария оценки конкуренции на основе данных статистического анализа.

В то же время статистические данные по Республике Армения используются только в том случае, когда, по мнению авторов, необходимо привести численный пример расчета того или иного показателя.

Под конкуренцией (от лат. сопсиггепйа — сталкиваться) понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения хозяйственной организации такой целью является максимизация прибыли в результате легальных действий по завоеванию предпочтений потребителей [1].

Банковская конкуренция представляет собой процесс соперничества одних коммерческих банков с другими, а также с сильными кредитными организациями в целях завоевания прочного положения на рынках предоставляемых услуг.

Можно выделить некоторые специфические черты банковской конкуренции, к которым можно отнести:

- высокую интенсивность, сочетающуюся с широким множеством форм;

- неоднородность конкурентов, которая проявляется в том, что в конкурентный процесс наряду с универсальными банками вовлечены специализированные организации (сберегательные, инвестиционные, ипотечные банки), кредитные и лизинговые организации, пенсионные фонды и т. д.;

- факт того, что банки конкурируют не на одном, а на нескольких рынках (причем на некоторых рынках банки выступают в качестве продавцов, а на некоторых - в качестве покупателей);

- большую интенсивность видовой конкуренции по сравнению с предметной;

- факт того, что для большинства банковских продуктов не существует полноценных внешних субститутов (результатом этого является то, что основным направлением конкуренции между банками и небанковскими организациями является утечка капитала);

- существование ограничений ценовой конкуренции, что приводит к повышению роли качественных характеристик банковских продуктов и повышению уровня обслуживания;

- существование сильного потенциала для кооперации с участниками рынка.

Формами межбанковской конкуренции являются предметная и видовая конкуренция.

Предметная форма конкуренции целесообразна в условиях широкого распространения унифицированных банковских продуктов. Эта конкуренция в основном имеет ценовой характер, хотя допускается и факт предоставления дополнительных услуг, на-

целенных на повышение конкурентоспособности основного банковского продукта.

Видовая конкуренция, в большей степени ориентированная на неценовые формы, имеет целью удовлетворение индивидуальных потребностей клиентов. Примером видовой конкуренции может служить заключение индивидуального кредитного договора, направленного на учет интересов конкретного клиента. Безусловно, с развитием банковского сектора, а также исходя из различий в репутациях ее участников даже фактически однородные банковские услуги не воспринимаются клиентами как таковые. Иначе говоря, при равных параметрах банковского продукта определяющее влияние на выбор банка клиентом имеют репутация и имидж банка.

Различают открытую и скрытую ценовую конкуренцию. Открытая ценовая конкуренция обычно сопровождается интенсивным распространением информации о ценах на продукт, которые находятся на более низком уровне, чем у конкурентов. Особенностью скрытой ценовой конкуренции является то, что существенное повышение качества продукта является непропорционально высоким по сравнению с ростом цены на данный продукт.

Одной из отличительных черт банковской конкуренции является то, что цена банковского продукта не находится в прямой взаимосвязи с ее потребительской стоимостью. Следствием этого является отсутствие четкого разграничения между открытой и скрытой ценовой конкуренцией. Банковскому сектору, более чем какому-либо другому сектору экономики, присущи серьезные ограничения ценовой конкуренции. Речь в первую очередь идет о вмешательстве со стороны государства, которое может быть прямым (установление максимальных и минимальных процентных ставок, фиксация ставок по льготным банковским продуктам и т. д.) и косвенным (ставка рефинансирования, ставки резервирования и т. д.).

Таким образом, можно выделить следующие факторы, влияющие на банковскую конкуренцию:

- рост доли универсальных банков за счет реструктуризации специализированных;

- нарастание регионального присутствия банков;

- повышение интенсивности конкуренции, что является результатом расширения деятельности небанковских финансовых организаций;

- ужесточение конкуренции за счет глобализации банковской деятельности;

- повышение роли неценовой конкуренции.

Нельзя отрицать существование и объективных факторов, исключающих возможность соответствия банковской системы какой бы то ни было модели совершенной конкуренции. Под рынком с совершенной конкуренцией понимается рынок со множеством независимо действующих участников, который удовлетворяет следующим условиям:

- незначительный размер каждого участника рынка относительно рынка в целом;

- однородность продукции;

- высокая степень информированности покупателей;

- отсутствие входных и выходных барьеров.

Одним из главных преимуществ рынка с совершенной конкуренцией (наряду с эффективностью) является стабильность. Так, в конкурентной среде, близкой к идеальной, уход с рынка неэффективных участников не сказывается напрямую на потребите -лях (на цене), так как место неэффективных предприятий оперативно занимают новые участники рынка. Развитие же событий в банковской системе при возникновении серьезных финансовых проблем у одного из участников рынка часто происходит по совершенно другому сценарию. Имеются в виду такие многократно рассмотренные в научной литературе и доказанные на практике процессы, как «цепная реакция» среди банков и потеря доверия со стороны населения и предприятий к банковской системе в целом. Таким образом, можно утверждать, что банковская система изначально имеет эндогенные риски нарушения стабильности.

Среди основных факторов, определяющих практическую невозможность существования данной модели в банковском секторе, следует указать следующие:

- официальные входные барьеры, устанавливаемые со стороны регулятора (в виде лицензий и нормативов);

- существование сильной взаимозависимости между банками;

- асимметрия информации;

- часто присущая банкам взаимосвязанность продавцов и покупателей банковских продуктов (инсайдерские сделки);

- сильная, по сравнению с большинством прочих секторов, локализация рынков.

Международными финансовыми организациями и государственными учреждениями используются различные подходы к анализу отраслевой конкуренции. Все эти подходы, по мнению авторов,

основаны на трех приведенных далее критериях уровня отраслевой конкуренции, которые могут быть использованы при оценке конкуренции в банковском секторе:

1) входные барьеры;

2) уровень рыночной концентрации;

3) уровень дифференциации продуктов и сегментации рынка.

В представленном исследовании авторы не будут рассматривать такой критерий оценки отраслевой конкуренции, как доступность информации, исходя из того, что, во-первых, сравнительно высокая доступность информации для клиентов является одним из необходимых требований для любой современной финансовой системы, во-вторых, формат статьи не предусматривает проведения полноценного маркетингового исследования в целях сбора и последующего анализа соответствующих статистических данных

Прежде чем провести анализ уровня конкуренции на примере банковской системы Республики Армения представим характеристику объекта анализа и приведем некоторые статистические данные.

На конец 2011 г. в Армении действовал 21 коммерческий банк с общим количеством филиалов в 440 ед. Отличительной характеристикой банковской системы Армении является отсутствие региональных и специализированных банков, что объясняется малым размером рынка (табл. 1).

Характеризуя банковскую систему Республики Армения, как и в случае со множеством небольших стран с развивающейся финансовой системой, имеет смысл отметить существование нерыночных факторов, способных оказать определенное влияние на уровень конкуренции в секторе. Речь, в частности, идет о политическом влиянии, родственных связях, а также о переплетении бизнес-интересов, определяющих выбор того или иного банка клиентами. Тем не менее, по мнению авторов, влияние данных факторов не является определяющим, и конкурентная среда в целом формируется на основе рыночных механизмов.

Существенное влияние на уровень конкуренции, в частности на рынке срочных вкладов физических лиц, имеют государственные и негосударственные фонды страхования вкладов. В Армении Фонд страхования вкладов физических лиц был основан в 2003 г.

Установление входных барьеров на банковский рынок, бесспорно, имеет объективные предпосыл-

Таблица 1

основные показатели коммерческих банков республики Армения на 31.12.2011, тыс. драм

место Банк Активы общий капитал накопленная прибыль (убытки)

1-е ACBA-Credit Agricole 218 625 325 45 289 185 6 373 984

2-е Ameriabank 200 942 584 34 771 943 9 232 333

3-е VTB-Armenia 182 574 133 30 535 795 12 822 348

4-е HSBC Bank Armenia 179 065 372 30 316 584 18 846 032

5-е Armbusiness 168 484 635 23 401 182 5 549 117

6-е Ardshininvest 161 568 308 31 710 833 12 239 136

7-е Converse 137 598 440 16 482 096 7 582 996

8-е Unibank 115 933 982 17 659 125 6 415013

9-е Areximbank-GPB Group 95 860 059 15 710 567 3 108 522

10-е Araratbank 87 576 361 12 241 448 4 611 372

11-е Inecobank 87 229 660 14 999 005 3 610 737

12-е Anelik 73 450 422 15 450 724 1 409 288

13-е Artsakh 67 557 116 10 289 094 2 964 113

14-е Armeconom 60 285 071 9212715 1 392 118

15-е ArmSwissBank 47 979 035 10 474 036 2 371 310

16-е Prometey 41 349 061 18 775 108 4 212 727

17-е Arm. Development Bank 36 005 945 7 768 550 2 827 035

18-е ProCredit Bank 30 245 878 5 423 863 (1 066 137)

19-е Byblos Bank Armenia 28 876 210 8 944 068 512 736

20-е Mellat 26 369 759 10 276 834 3 307 719

21-е BTA Bank 9 382 525 5 406 896 (1 135 307)

Итого... 2 056 959 881 375 139 651 107 187 192

Источник: [3].

ки, главной из которых является защита интересов вкладчиков, что, в свою очередь, имеет прямое воздействие на стабильность финансового рынка и социальную обеспеченность населения.

В качестве главных входных барьеров банковского сектора можно отметить: требования к лицензированию со стороны регулятора, нормативы на минимальный размер основного (собственного) и уставного капитала, установление квалификационных требований для занятия ряда должностей.

На практике (принимая в качестве минимального уровня входных барьеров и нормативов деятельности требования Базель II) регулятор каждой страны вправе изменить данные требования в сторону ужесточения. Так, например, действующий в Республике Армения норматив адекватности капитала (собственный капитал / взвешенные по риску активы) равняется 12 %, тогда как требования Базель II по данному нормативу составляют 8 %.

Не ограничиваясь привязкой размера общего капитала к активам, Центральный банк Республики Армения в 2005 г. повысил требования к минимальному размеру собственного капитала с 2,4 до 5 млрд драмов [4]. Такое изменение имело целью осуществить структурные перемены в банковской системе, в частности это касалось:

— усиления внутреннего контроля за счет увеличения среднего размера банков;

— устранения «карманных банков»;

— привлечения на банковский рынок крупных международных финансовых организаций.

И действительно, данные шаги привели к тому, что некоторые небольшие коммерческие банки были вынуждены либо завершить свою деятельность, либо обратиться к более крупным финансовым организациям (часто зарубежным) с предложением о продаже части своих акций в целях пополнения капитала.

Наиболее часто используемым на практике критерием оценки конкуренции в секторе является уровень рыночной концентрации. Этот показатель в секторе рассчитывается за счет соотношения размеров фирм, действующих на рынке, с размером самого анализируемого рынка. Полагаем, что применительно к банкам наиболее оптимальными показателями, определяющими такое соотношение, являются следующие:

- отношение активов банка к общим активам банковской системы;

- отношение собственного капитала банка к совокупному;

- отношение прибыли банка к общей прибыли рынка.

В мировой практике применяется множество коэффициентов, определяющих уровень концентрации в секторе. Наиболее распространенными из них являются:

- коэффициент рыночной концентрации;

- коэффициент Херфиндаля-Хиршмана;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- коэффициент Холла-Тайдмана.

Наиболее распространенным коэффициентом,

определяющим уровень концентрации в секторе, является коэффициент рыночной концентрации СЯ, рассчитываемый по формуле

сяг=¿а,

]

где Q - доля 7-й организации;

п - количество участников рынка.

На практике данный коэффициент рассчитывается в долях или процентах для 3-5 крупнейших участников рынка (СЯ-3, СЯ-4 и СЯ-5). Преимуществом данного коэффициента является то, что он позволяет не только оценить общий уровень конкуренции на рынке, но и показать, какие именно фирмы имеют наиболее сильное влияние на конкуренцию в секторе. В то же время данный коэффициент часто подвергается критике со стороны специалистов, так как он не учитывает разницу в возможных вариантах распределения рыночных долей между берущимися в расчет крупнейшими участниками рынка. Так, например, показатель СЯ-3 может иметь значение 90 % как при распределении долей рынка между тремя фирмами в виде 30 %, 30 %, 30 %, так и в виде 80 %, 5 %, 5 %.

Применительно к банковской системе Республики Армения коэффициенты рыночной концентрации представлены в табл. 2.

Параллельное применение коэффициента Херфиндаля-Хиршмана НШ позволяет избежать указанных ранее недостатков коэффициента рыночной концентрации. Коэффициент Херфиндаля-Хирш-мана рассчитывается по формуле

ии11=£а=1.

3 =1

Таблица 2

значения коэффициентов рыночной концентрации банковской системы республики Армения на 31.12.2011

Показатель Активы капитал Прибыль

CR-3 0,29 0,30 0,41

CR-4 0,38 0,38 0,50

СЯ-5 0,46 0,46 0,57

Источник: расчеты авторов на основании данных, представленных в табл. 1.

Значение данного показателя находится в прямой корреляции с концентрацией рынка и в противоположной - с конкуренцией. Так, при абсолютной конкуренции его значение стремится к единице, а при монополии — к 10,000.

Значения коэффициента Херфиндаля-Хиршмана для банковской системы Республики Армения представлены в табл. 3.

На основе коэффициентов рыночной концентрации и Херфиндаля-Хиршмана можно осуществить разделение рынков по типам (табл. 4) [2].

Таким образом, основываясь на результатах расчетов приведенных ранее коэффициентов, можно дать характеристику концентрации банковской системы Республики Армения:

1) согласно коэффициентам рыночной концентрации банковскую систему Армении можно уверенно охарактеризовать как низкоконцентрированную по всем показателям, кроме показателя прибыльности, по которому банковская система Армении находится либо на грани СЯ-3, либо входит в категорию средней концентрации СЯ-4;

2) согласно коэффициенту Херфиндаля-Хиршмана банковская система Армении является низкоконцентрированной по всем показателям;

3) уровень концентрации по прибыли выше, чем по активам и капиталу. Так, накопленная прибыль четырех ведущих банков составляет половину общего размера прибыли банковского сектора;

Таблица 3

значения коэффициента Херфиндаля-Хиршмана для банковской системы республики Армения на 31.12.2011

Показатель Активы капитал Прибыль

НН1 676,75 644,24 893,33

Источник: расчеты авторов на основании данных, представленных в табл. 1.

Таблица 4

классификация типов рынков на основе уровня концентрации

типы рынков значения CR-3, НН1 значения CR-4, НН1

Высококонцентрированные 70 % < СЯ-3 < 100 % 2000 < НН1 < 10 000 80 % < СЯ-4 < 100 % 1 800 < НН1 < 10 000

Среднекон-центрированные 45 % < СЯ-3 < 70 % 1000 < НН1 < 2 000 45 % < СЯ-4 < 80 % 1 000 < НН1 < 1 800

Низкоконцентрированные СЯ-3 < 45 % НН1 < 1 000 СЯ-4 < 45 % НН1 < 1000

4) показатели концентрации по активам и капиталу почти идентичны. Это свидетельствует о том, что банки придерживаются схожей финансовой политики по части капитализации, направленной на удержание размера капитала на минимальном уровне, разрешенном регулятором.

Коэффициент Холла—Тайдмана НТ имеет меньшее распространение, чем указанные ранее коэффициенты и не используется в практике большинства антимонопольных служб. Тем не менее авторы считают, что применительно к банковским системам с небольшим количеством участников (банковская система Республики Армения) использование данного коэффициента более чем оправданно. Преимуществом этого коэффициента является его чувствительность к соотношению долей крупнейших банков.

При расчете НТ используются не только доли участников рынка, но и их ранги:

НТ =-1-,

п '

^ -1

]=1

где Я - ранг фирмы (Я = 1, 2, 3....).

Чем больше концентрация на рынке, тем большее значение принимает коэффициент. Минимальное значение коэффициента равно нулю.

Применительно к банковской системе Республики Армения коэффициент Холла—Тайдмана будет иметь значения, представленные в табл. 5.

На основании данных, представленных в табл. 5, следует, что показатели коэффициента Холла—Тайдмана схожи с ранее полученными результатами. Таким образом, банковский сектор Республики Армения можно охарактеризовать как низкоконцентрированный со сравнительно высоким уровнем концентрации по прибыльности.

Следует признать, что проведенный анализ концентрации является упрощенным, для более детальной оценки необходима оценка концентрации на уровне отдельных секторальных и продуктовых рынков.

Важную роль для оценки конкуренции на рынке играет уровень ее сегментации.

Таблица 5

значения коэффициента Холла-тайдмана для банковской системы республики Армения на 31.12.2011

Показатель Активы капитал Прибыль

НТ 0,0752 0,0701 0,0942

Источник: расчеты авторов на основании данных, представленных в табл. 1.

Наличие большого числа участников рынка с примерно равными долями еще не свидетельствует о наличии высококонкурентного рынка, если эти участники действуют в различных географических, клиентских или продуктовых сегментах. Сегментация представляет собой деление рынка на определенные блоки, имеющие идентичные или схожие характеристики.

В практике банковского дела принято различать четыре основные клиентские группы:

- корпоративные клиенты;

- розничные клиенты;

- кредитно-финансовые организации;

-правительственные организации.

Внутри каждой клиентской группы можно производить сегментацию по видам банковских услуг. Существуют четыре основные группы банковских продуктов:

- кредитные продукты;

- депозитные продукты;

- инвестиционные продукты;

- прочие банковские услуги (расчетно-кассовое обслуживание, валютные операции и т. д.).

Внутри каждой продуктовой группы возможно произвести более углубленную сегментацию по конкретным банковским продуктам.

За этапом анализа рынка и проведения его сегментации следует выбор значимых для банка сегментов. Основными критериями выбора того или иного сегмента являются прибыльность, перспективность сегмента, доступность и т. д.

Банки могут выбрать один из следующих четырех вариантов действий по обслуживанию целевых сегментов:

1) банк может сконцентрировать все усилия на обслуживании одного сегмента. Такая политика чаще всего является краткосрочной, так как банк, как и любой хозяйствующий субъект, нацелен на завоевание новых рынков и увеличение клиентской базы. Вместе с тем к достоинствам данного подхода можно отнести возможность приобретения более развитых, чем у конкурентов, навыков работы с сегментом и экономию на рекламе;

2) банк может выбрать политику удовлетворения одной определенной потребности из всего множества потребительских групп. Такая политика является своего рода балансом между недостаточными ресурсами банка, не позволяющими ему полноценно конкурировать на всех продуктовых рынках, и амбициями по расширению клиентской базы. Придер-

живаясь данной политики, банки обычно пытаются разработать уникальный на рынке продукт, обеспечивающий им однозначное лидерство на выбранном продуктовом рынке. В качестве главного недостатка этого подхода следует указать риск, связанный с правильным выбором приоритетного продукта и последующим изменением спроса на него;

3) банк может сфокусироваться на потребительских группах. В отличие от предыдущего варианта действий, банки концентрируют свои усилия не на предоставлении одного продукта всем группам потребителей, а на предоставлении максимального количества банковских продуктов одной или нескольким группам. К положительным сторонам данной политики можно отнести закрепление за собой определенного сегмента и возможность дальнейшего осуществления ему продаж новых продуктов. Среди недостатков следует отметить противодействие со стороны конкурентов на всех продуктовых рынках и высокие маркетинговые расходы;

4) последний рассматриваемый вариант политики направлен на удовлетворение нужд всего рынка по мере их возникновения. Придерживающийся такой политики банк осуществляет оперативное

Структура кредитных портфелей комм

переключение с одного сегмента на другой. Преимуществами данного подхода являются гибкость и отсутствие расходов на долгосрочное завоевание рыночных сегментов. К отрицательным сторонам этой политики относятся отсутствие постоянной клиентуры и уникальных технологий по предоставлению определенных банковских услуг.

Для оценки уровня сегментации банковского рынка и дифференциации продуктов необходима информация о структуре активов и пассивов коммерческих банков. Такая информация для банковского сектора в целом позволяет сделать выводы о степени равномерности конкуренции на рынке. Ведь возможна ситуация, когда при низких показателях общей концентрации банки сосредотачивают свои ресурсы на разных секторальных или продуктовых рынках. В данном случае низкий уровень рыночной концентрации сочетается с фактическим отсутствием конкуренции.

В качестве примера приведем данные о структуре кредитных вложений коммерческих банков Республики Армения за 2011 г. (табл. 6).

Данные, представленные в табл. 6, свидетельствуют о том, что в структуре кредитных портфелей

Таблица 6

ческих банков Республики Армения, %

Банк Доля от общих кредитных вложений банка

Промышленность Сельское хозяйство Строи-тельс-тво Транспорт и связь Торговля Сфера обслуживания Финансовый сектор Потребительские кредиты ипотечные кредиты Прочие секторы

Armbusiness 11,70 3,40 20,70 3,17 13,28 2,20 0,00 6,60 11,73 27,22

ШВС Вапк 22,21 0,74 15,55 0,22 30,31 1,72 0,06 7,29 17,16 4,75

VTB-Armenia 13,80 2,72 9,50 0,02 22,84 0,23 1,42 27,06 10,85 11,57

АгехтЬапк 41,17 3,79 14,24 0,96 10,09 4,10 0,16 19,03 5,55 0,92

АТзакЬ 9,74 7,47 11,70 0,77 13,71 3,97 0,59 34,30 15,05 2,71

Prometey 23,32 0,44 26,38 0,55 16,95 5,24 0,00 11,31 6,39 9,42

АтепаЬапк 39,75 1,67 4,20 11,14 19,78 0,48 0,24 8,44 5,81 8,49

ишЬапк 27,49 0,44 3,29 0,95 17,66 4,70 0,00 27,70 11,86 5,93

Converse 9,43 2,09 4,79 0,76 11,13 1,05 3,89 44,46 16,08 6,31

АСВА-Сге^ Agricole 11,78 27,67 2,31 4,50 19,72 6,57 0,00 23,52 3,78 0,15

Ardshininvest 33,67 5,75 3,06 1,86 9,60 11,14 0,00 28,22 3,00 3,71

1мсоЬапк 0,81 1,30 5,95 1,20 32,44 6,85 0,00 31,28 7,44 12,73

АмНк 31,57 3,81 5,34 1,33 20,31 9,99 0,14 18,32 5,81 3,38

АОВ 14,07 2,59 9,17 6,52 19,19 5,85 0,63 13,38 18,53 10,07

Агага&апк 7,31 0,21 4,19 1,32 35,65 8,59 0,00 20,94 7,52 14,29

ArmSwissBank 38,61 2,69 7,48 3,63 13,66 6,55 8,03 1,65 5,14 12,56

Атюсопот 15,35 12,11 1,44 0,63 25,02 8,92 0,00 14,36 10,92 11,25

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

MeUat 6,58 0,00 8,46 0,00 8,20 0,52 0,00 29,67 27,70 18,86

РГоСгс^ Вапк 25,17 6,27 0,75 1,79 45,51 0,00 0,00 1,14 6,73 12,63

ВуЬ^ Вапк 4,45 7,29 0,04 11,82 31,07 0,88 25,34 9,95 9,15 0,00

ВТА Вапк 2,77 0,37 0,00 2,20 10,28 1,74 0,72 67,98 13,79 0,16

Источник: расчеты авторов на основании данных анализа и рэнкинга коммерческих банков Армении. 31.12.2011. Информационное агентство АРМИНФО.

абсолютного большинства банков Армении преобладают одни и те же секторы или группы продуктов, воспринимающиеся банками как наиболее прибыльные и надежные в долгосрочной перспективе. Лидирующими секторами и продуктами, которым банки отдают предпочтение, являются промышленность, торговля, строительство, потребительское и ипотечное кредитование. Исключение составляют ACBA-Credit Agricole и Byblos Bank, в кредитных портфелях которых кредитование предприятий, сельского хозяйства и финансового сектора имеет долю намного больше средней, чем по остальным банкам. Однако значимость данных секторов традиционно присуща кредитной политике указанных банков.

В целом такая схожесть в структурах кредитных портфелей банков является еще одним доказательством наличия жесткой конкуренции на кредитном рынке.

Таким образом, считаем, что при изучении конкуренции в банковской системе следует придерживаться следующих общих принципов:

- следует учитывать большее по сравнению с другими секторами экономики влияние входных барьеров. В частности это проявляется в виде низкой динамики состава участников рынка и, как следствие, низких угроз со стороны новых игроков на рынке;

- необходимо учитывать, что принимая решение о выборе тактических или стратегических решений по улучшению конкурентного положения, банк вынужден обеспечивать их соответствие

ограничениям со стороны регулятора. Например, выгодное для конкурентного положения банка кредитование крупного клиента может противоречить требованиям центрального банка по риску на одного заемщика;

- важное значение имеет кооперация между банками. Банки являются не только конкурентами, но и клиентами и продавцами финансовых инструментов. Этим определяется высокая взаимозависимость между банками;

- уровень конкуренции находится в прямой взаимосвязи с развитием информационных технологий, в частности, скоринговых моделей. Такие модели предполагают широкое раскрытие информации через кредитные бюро, что, в свою очередь, приводит к снижению роли асимметрии информации как конкурентного преимущества крупных банков.

Список литературы

1. Азоев Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: Тип. «Новости». 2000. С. 13.

2. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. В 2 т. / под общ. ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа. 1999. Т. 2. С 168-169, 171.

3. Экспресс-рэнкинг банков Армении № 70. 31.12.2011 / Информационное агентство АРМИНФО. URL: http://www. arminfo. info.

4. URL: http://www. cba. am.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» выпускает специализированные финансово-экономические и бухгалтерские журналы, а также оказывает услуги по изданию монографий, деловой и учебной литературы.

Тел./факс (495) 721-8575 e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.