Научная статья на тему 'Методы управления коммуникациями: диагностика и конструктивизация административных дисфункций'

Методы управления коммуникациями: диагностика и конструктивизация административных дисфункций Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
795
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ ДИСФУНКЦИЯ / ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ИСТОЧНИКИ КОММУНИКАТИВНЫХ ДИСФУНКЦИЙ / THE GENERAL CAUSES AND SOURCES OF COMMUNICATIVE DYSFUNCTIONS / ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / THE DYSFUNCTION MANAGEMENT / THE COMMUNICATIVE DYSFUNCTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фомичев Андрей Николаевич

В статье дано уточненное определение понятия «коммуникативные дисфункции», определены его основные отличительные черты и особенности. Выделены и систематизированы основные причины и источники возникновения коммуникативных дисфункций. Обозначены основные цели, задачи и направления управления коммуникативными дисфункциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The communications management methods: diagnostics and constructivization of administrative dysfunctions

The article gives more accurate definition of the notion "communicative dysfunction" as well as its basic distinctive features and peculiarities. The general causes and sources of communicative dysfunctions are specified, classified and systemized. The general aims, problems and directions of the communicative dysfunction management are elaborated.

Текст научной работы на тему «Методы управления коммуникациями: диагностика и конструктивизация административных дисфункций»

А.Н. Фомичев

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КОММУНИКАЦИЯМИ: ДИАГНОСТИКА И КОНСТРУКТИВИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДИСФУНКЦИЙ

В статье дано уточненное определение понятия «коммуникативные дисфункции», определены его основные отличительные черты и особенности. Выделены и систематизированы основные причины и источники возникновения коммуникативных дисфункций. Обозначены основные цели, задачи и направления управления коммуникативными дисфункциями.

Ключевые слова: коммуникативная дисфункция, основные причины и источники коммуникативных дисфункций, дисфункциональный менеджмент.

Переоценить важность коммуникаций в современном менеджменте практически невозможно. Все, что делают руководители для достижения целей организации, требует внутриор-ганизационного и внешнего обмена информацией, поэтому четко налаженная система коммуникаций является важным условием эффективного функционирования организации и ее выживания в условиях жесткой конкурентной борьбы.

В наиболее общем виде коммуникацию можно определить как обмен информацией между людьми или социальными группами.

Коммуникация - это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов, каждый из которых очень нужен для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу1.

Процесс коммуникации возможно осуществлять при наличии следующих основных элементов: отправитель, сообщение, канал связи, получатель.

© Фомичев А.Н., 2012

А.Н. Фомичев

Отправитель - это лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее. Сообщение представляет собой предназначенный для передачи информационный массив, закодированный с помощью символов. Канал связи выступает в качестве средства передачи информации. Под получателем понимается лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее2.

Основными этапами процесса коммуникации являются:

1. Формулирование идеи и отбор информации.

2. Кодирование информации или формирование сообщения.

3. Выбор канала связи и передача сообщения.

4. Декодирование сообщения и восприятие информации.

5. Интерпретация сообщения и формирование ответа на него.

6. Передача ответа отправителю.

Рассмотрим основные из перечисленных выше этапов более подробно.

Обмен информацией начинается с формирования идеи или отбора информации. Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена. К сожалению, многие попытки обмена информацией обрываются на этом первом этапе, поскольку отправитель не затрачивает достаточного времени на обдумывание идеи.

Нужно помнить, что идея еще не трансформирована в слова или не приобрела другой такой формы, в которой она послужит обмену информацией. Отправитель решил только, какую именно концепцию он хочет сделать предметом обмена информацией. Чтобы осуществить процесс эффективно, он должен принять в расчет множество факторов. К примеру, руководитель, желающий обменяться информацией об оценке результатов работы, должен четко понимать, что идея состоит в том, чтобы сообщить подчиненным конкретную информацию об их сильных и слабых сторонах и о том, как можно улучшить результаты их работы. Идея не может заключаться в смутных общих похвалах или критике поведения подчиненных.

Этот пример иллюстрирует связь между восприятием и коммуникацией. У руководителя, который считает подчиненных способными к развитию и совершенствованию, а значит нуждающимися в информации с оценкой результатов их работы, скорее всего найдутся дельные позитивные идеи обмена информацией на указанную тему по существу. Управляющий, который воспринимает подчиненных как детей, ждущих, чтобы их поправляли

Методы управления коммуникациями...

и направляли, скорее всего заложит в свои идеи критицизм отрицательного свойства, присущий такому образу мышления.

Еще один пример потенциальных проблем на этапе зарождения идеи дает нам начальник цеха, только что принявший сообщение от высшего руководства о том, что компании нужно на 6% увеличить производство видеоигр без увеличения сверхурочных выплат. Если начальник цеха не сможет сообразить, каким путем лучше всего обменяться этой информацией с подчиненными и направит им это сообщение таким, каким оно было получено, возможны недоразумения, поскольку рабочие поймут лишь сам факт того, что изменения необходимы. Если же руководитель в самом деле продумает те идеи, которые требуют передачи, он может прийти к следующим заключениям3.

Рабочие должны понять, какие именно нужны изменения, -прирост объема производства на 6% без дополнительных сверхурочных.

Рабочие должны понять, почему нужны эти изменения, иначе они могут сделать вывод, что компания пытается выжимать из них побольше, а платить поменьше, и взбунтоваться.

Рабочие должны понять, каким образом следует осуществить изменения, - качество продукции и уровень брака не должны измениться вследствие прироста объема производства, иначе эффективность может снизиться, а не возрасти, как того требует в своем сообщении высшее руководство.

Руководители, неудовлетворительно обменивающиеся информацией, могут действовать неудачно, поскольку по отношению к ним именно так действует высшее руководство. Дело в том, что руководители высшего звена часто служат ролевой моделью для поведения подчиненных.

Если наши руководители склонны к принуждению или не откровенны в обмене информацией с нами, мы вполне можем повести себя подобным образом, обмениваясь информацией со своими подчиненными. Однако мы находимся в ином положении, чем наше начальство, поэтому вовсе необязательно действовать в том же стиле, даже если этот стиль эффективен. Что в действительности необходимо, как это осознать, какие идеи предназначены к передаче до того, как вы отправляете сообщение, и уверенность в адекватности и уместности ваших идей с учетом конкретной ситуации и цели.

Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, использовав для этого текст, слова,

А.Н. Фомичев

интонации и жесты (язык тела). Такое кодирование превращает идею в сообщение.

Отправитель также должен выбрать канал, совместимый с типом символов, использованных для кодирования. К некоторым общеизвестным каналам относятся передача речи и письменных материалов, а также электронные средства связи, включая компьютерные сети, электронную почту и видеоконференции.

Если канал не пригоден для физического воплощения символов, передача невозможна. Картина иногда достойна тысячи слов, но не при передаче сообщения по телефону. Нельзя также одновременно вести разговор со всеми работниками сразу. Можно разослать памятные записки, предваряющие собрания небольших групп, для приобщения к проблеме.

Если канал не слишком соответствует идее, зародившейся на первом этапе, обмен информацией будет менее эффективным. Например, руководитель хочет предупредить подчиненного о недозволенности допущенных последним серьезных нарушений мер безопасности, и делает это во время легкой беседы за чашкой кофе или послав ему записку по случаю. Однако по этим каналам, вероятно, не удастся передать идею сообщения столь же эффективно, как официальным письмом или на совещании. Подобным образом направление подчиненной записки об исключительности ее достижений не передаст идею о том, насколько важен ее вклад в работу, и не будет в также эффективен, как прямой разговор с последующим официальным письмом.

Выбор средства сообщения не должен ограничиваться единственным каналом. Часто желательно использовать два или большее число средств коммуникаций в сочетании. Процесс усложняется, поскольку отправителю приходится устанавливать последовательность использования этих средств и определять временные интервалы в последовательности передачи информации. Тем не менее исследования показывают, что одновременное использование средств обмена устной и письменной информацией обычно эффективнее, чем, скажем, только обмен письменной информацией. Устное сообщение, совмещенное с письменным уведомлением, сделает процесс коммуникации эффективным в большей части случаев. Ориентация на оба канала заставляет тщательнее готовиться и письменно регистрировать параметры ситуации. Однако никоим образом каждый информационный обмен не должен быть письменным. В этом случае потоки бумаг становятся неуправляемыми.

Методы управления коммуникациями.

Данный этап коммуникационного процесса станет более понятным, если представить его себе как операцию упаковки. Многие действительно хорошие продукты не находят сбыта без упаковки, которую потребитель сочтет понятной и привлекательной одновременно. Подобным образом многие люди с прекрасными идеями не в состоянии «упаковать» их с помощью символов и «вложить» в каналы, значимые и притягательные для получателя. Когда такое происходит, идея, насколько бы значимой она ни была, зачастую не находит сбыта4.

На следующем этапе процесса коммуникации отправитель использует канал для доставки сообщения (закодированной идеи или совокупности идей) получателю. Речь идет о физической передаче сообщения, которую многие люди по ошибке и принимают за сам процесс коммуникации. В то же время, как мы видели, передача является лишь одним из важнейших этапов, через которые необходимо пройти, чтобы донести идею до другого лица.

После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его. Декодирование в коммуникации представляет собой перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея.

Если реакции на полученное сообщение не требуется, то процесс обмена информации на этом должен завершиться. В противном случае получатель сообщения выполняет два заключительных этапа - формулирование ответа на полученное сообщение и передачу его отправителю.

Главной задачей процесса коммуникации в организации является обеспечение руководителей и работников на всех уровнях управления необходимой для принятия и реализации управленческих решений информацией5.

В систему коммуникаций организации входят внешние и внутренние коммуникации.

Внешние коммуникации включают в себя обмен информацией между организацией и ее внешней средой.

Организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций с составляющими своего внешнего окружения. С имеющимися и потенциальными потребителями они сообщаются с помощью рекламы и других программ продвижения товаров на рынок. В сфере отношений с общественностью первостепенное внимание уделяется созданию определенного образа,

А.Н. Фомичев

имиджа организации на местном, общенациональном или международном уровне6.

Организациям приходится подчиняться государственному регулированию и заполнять пространные письменные отчеты. В своих ежегодных отчетах любая компания сообщает информацию по финансам и маркетингу, а также приводит сведения о своем положении на рынке, возможностях карьеры и льготах для персонала и т. п.

Используя лоббистов и делая взносы в пользу разных политических групп, комитетов, организация пытается влиять на содержание будущих законов и постановлений.

Организация, где есть профсоюз, должна поддерживать связь с законными представителями лиц, работающих по найму. Если профсоюз в данной организации отсутствует, она может общаться со своими работниками ради того, чтобы профсоюз не появился. Это лишь немногие примеры из всего разнообразия способов реагирования организации на события и факторы внешнего окружения.

Внутренние коммуникации представляют собой информационные обмены между элементами организации7. Внутренние коммуникации подразделяются на следующие виды:

1) вертикальные - передача информации с высших уровней руководства на низшие;

2) горизонтальные - связывают равноправные элементы организации;

3) неформальные - основаны на личных, неслужебных отношениях.

В рамках вертикальных коммуникаций информация перемещается внутри организации с уровня на уровень. Она может передаваться по нисходящей, т. е. с высших уровней на низшие. Таким путем подчиненным уровням управления сообщается о текущих задачах, изменении приоритетов, конкретных заданиях, рекомендуемых процедурах и т. п. Например, вице-президент по производству может сообщать управляющему заводом (руководителю среднего уровня) о предстоящих изменениях в производстве продукта. В свою очередь, управляющий заводом должен проинформировать подчиненных ему руководителей об особенностях готовящихся изменений.

Помимо обмена по нисходящей, организация нуждается в коммуникациях по восходящей. К примеру, банковский служащий может заметить, что новая электронная система иногда заставляет клиента ждать на несколько минут дольше, чем прежде, поскольку

Методы управления коммуникациями.

машина периодически занята или отключается. Служащие могут сделать вывод, что ожидание раздражает некоторых клиентов. Предположим, банк эффективно проинформировал каждого служащего о том, что обслуживание клиента - первоочередная задача. В этом случае служащие готовы сообщить своему непосредственному начальнику о возникшей проблеме. Этот начальник, в свою очередь, должен проинформировать вышестоящее руководство и т. д.

Передача информации с низших уровней на высшие может заметно влиять на производительность. Например, инженер технологического отдела разработал более эффективный способ раскроя листового металла для крыльев самолета и сообщает о своей идее непосредственному начальнику. Если руководитель решил поддержать предложение инженера, он сообщит о нем на следующий, более высокий уровень управления - изменение требует одобрения со стороны управляющего заводом или управляющего производственными операциями на более высоком уровне. Налицо ситуация, в которой нечто, возникшее на низшем уровне организации, должно подняться на самый верх, последовательно пройдя все промежуточные уровни управления. Этот пример иллюстрирует обмен информацией, происходящий ради повышения конкурентоспособности организации за счет увеличения производительности.

На любом из перечисленных выше уровней могло быть принято решение об отклонении новой идеи. Если предположить, что идея действительно была хорошей, сообщение инженеру об отклонении его предложения фактически означало бы, что организация не стимулирует его к поиску новаторских предложений, обеспечивающих сокращение издержек, и к выработке подобных предложений в будущем. В результате организация может лишиться многих серьезных возможностей повышения производительности и получения экономии.

Наиболее очевидным компонентом коммуникации в организации являются отношения между руководителем и подчиненным. Хотя они служат примером обмена информацией по вертикали, рассмотрим этот вид обмена информацией отдельно, поскольку он составляет основную часть коммуникативной деятельности руководителя.

Некоторые из многочисленных разновидностей обмена информацией между руководителем и подчиненным связаны с прояснением задач, приоритетов и ожидаемых результатов, обеспечением вовлеченности в решение задач организации, с обсуждением

А.Н. Фомичев

проблем эффективности работы, а также вопросов вознаграждения с целью мотивации, совершенствованием и развитием способностей подчиненных, со сбором информации о назревающей или реально существующей проблеме, оповещением подчиненного о грядущем изменении, а также получением сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях.

В дополнение к обмену информацией между руководителем и подчиненным имеет место обмен между руководителем и рабочей группой. Коммуникация с рабочей группой в целом позволяет руководителю повысить эффективность действий группы. Поскольку в обмене участвуют все члены группы, каждый имеет возможность поразмышлять о новых задачах и приоритетах организации, о том, как строить совместную работу, о предстоящих изменениях и возможных их последствиях для этого и других отделов, о недавних проблемах и достижениях, предложениях рационализаторского характера.

Кроме того, иногда рабочая группа собирается без руководителей для обсуждения проблем, усовершенствований или надвигающихся перемен. Такие отношения равенства могут способствовать повышению удовлетворенности сотрудников своей работой.

В дополнение к обмену информацией по нисходящей или восходящей организации нуждаются в горизонтальных коммуникациях. Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними нужен для координации задач и действий. Поскольку организация - это система взаимосвязанных элементов, руководство должно добиваться, чтобы специализированные элементы работали совместно, продвигая организацию в нужном направлении.

К примеру, представители разных отделов в школе бизнеса периодически обмениваются информацией по таким вопросам, как составление расписания занятий, уровень требований в программах для выпускников, сотрудничество в исследовательской и консультативной деятельности и проведение рекламных компаний. Подобным же образом в больнице обслуживающий и врачебный персонал различных отделений должен обмениваться информацией о распределении ресурсов, координации деятельности рабочих групп, контроле за издержками, новых методах лечения и т. п. В сфере розничной торговли региональные управляющие сбытом могут периодически встречаться для обсуждения общих проблем, координации стратегии сбыта о обмена информацией о продукции. В компаниях наукоемких отраслей ключевые руководители

Методы управления коммуникациями.

среднего звена из производственных, маркетинговых и проектно-исследовательских отделов встречаются для координации действий по обновлению продукции. На основе базовой технологии компании могут выпускать разнообразные продукты, поэтому чрезвычайно важно через научно-исследовательский отдел получать информацию о том, чего хочет рынок. Это позволяет организации сохранять близость к потребителю и продолжать эффективно удовлетворять его запросы. Подобным образом производственники должны дать обоснование достаточно низких затрат по реализации будущих инноваций проектно-исследовательского отдела с тем, чтобы дальнейшее производство было оправдано8.

В обмене информацией по горизонтали часто участвуют комитеты или специальные группы.

Дополнительные выгоды от коммуникации по горизонтали заключаются в формировании равноправных отношений, которые являются важной составляющей удовлетворенности работников организации.

Особое место в системе коммуникаций организации занимает неформальный обмен информацией, который в отличие от формальных коммуникационных процессов осуществляется на базе личных, или частных взаимоотношений людей. Для таких отношений не существует соответствующей юридической базы, общепринятых законов, твердо установленных норм.

Формальные деловые отношения возникают в связи с совместной работой или по ее поводу, а неформальные, личные - складываются между людьми независимо от выполняемой работы.

Отношения в группах закономерно изменяются. Сначала, на исходном этапе группового развития, они бывают относительно безразличными (люди, не знающие или слабо знающие друг друга, не могут определенно относиться друг к другу), затем могут становиться конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться в коллективистские. Все это обычно происходит в относительно короткое время, в течение которого индивиды, составляющие группу, не могут измениться как личности. Как согласовать сложную динамику и ситуативную изменчивость внутригруппо-вых отношений с относительной личностной устойчивостью?

Это можно сделать, предположив зависимость межличностных отношений не только от включенных в них людей, но также и от социальных ситуаций, в которых эти отношения формируются и развиваются, т. е. встав на позиции интеракционизма в интерпретации поведения и отношений личности. Согласно

А.Н. Фомичев

интеракционистской теории, личность, будучи внутренне относительно устойчивой в своих базовых свойствах, внешне может проявлять себя по-разному в зависимости от складывающихся обстоятельств.

У каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки. То, какой стороной - положительной или отрицательной - он вступает во взаимоотношения с людьми, зависит от этих людей и социального окружения, от собственной группы, в которую он включен в данный момент времени. Иначе говоря, поведение человека в группе определено не только личностью, но и особенностями группы.

Замечена такая закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива, и чем ближе она находится к «корпорации» (так называют группу, в которой складываются отношения, противоположные коллективистским), тем большие возможности она предоставляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших личностных устремлений.

Допустим, что вне группы положительное и отрицательное в проявлениях личности уравновешено, и поэтому возникающие эпизодические отношения эмоционально нейтральны. Таковыми они являются, например, в только что образованной из случайных людей группе.

Эти отношения нестабильны и в любой момент могут непредсказуемо измениться, повернуться в любую сторону.

Таким образом, можно сказать, что человеку присуще присоединяться к другим индивидам в процессе общения по нескольким причинам.

Во-первых, человек ищет людей с близкими ему личными качествами, живущих по схожим моральным принципам, что способствует повышению эффективности общения, а также по другим характеристикам, дающим преимущество в общении для отдельного индивида именно с той группой, с которой он предпочитает общаться.

Во-вторых, объединяясь с другими индивидами, отдельный человек может добиться эффекта синергии (имеется в виду эффект системности, при котором соединение отдельных частей системы

Методы управления коммуникациями.

порождает у нее дополнительные свойства, не являющиеся лишь суммой свойств составляющих).

В-третьих, подобное объединение может быть вынужденным, и происходить под влиянием внешней среды.

Основным источником коммуникативных дисфункций является используемая организацией в основных и вспомогательных видах деятельности коммуникационная инфраструктура, включающая в себя линии связи, оборудование связи, почтовые и курьерские услуги и т. п.9

Причинами возникновения коммуникативных дисфункций являются различного рода нарушения, возникающие при использовании инфраструктуры:

- утрата, порча получаемой (передаваемой) информации и документов;

- изменение, искажение получаемой (передаваемой) информации и документов;

- недостаточно качественное и полное усвоение информации получателем.

Важное значение в системе предотвращения утраты, порчи изменения и искажения передаваемой информации имеет информационное обеспечение менеджмента. Оно заключается в создании эффективной системы сбора, обработки, хранения и передачи информации.

Управленческая внутрифирменная информационная система представляет собой совокупность информационных потоков, удовлетворяющих потребности в информации различных центров принятия управленческих решений. Она состоит: из технических средств обработки информации; внутренних и внешних каналов связи; информации, зафиксированной на соответствующих носителях.

Основными целями внутрифирменной информационной системы являются:

1. Автоматизация административно-управленческого труда.

2. Повышение оперативности и обоснованности принимаемых решений.

3. Создание системы доступа, хранения, обновления и обработки информации.

4. Непрерывное развитие и совершенствование технологии обработки информации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К наиболее важным функциям, выполняемым внутрифирменной информационной системой, относятся:

А.Н. Фомичев

- определение потребности каждого менеджера в необходимой ему информации;

- разработка программного обеспечения, создание и использование банков данных;

- определение потребности в технических средствах и уровнях затрат на их приобретение и эксплуатацию;

- координация всех работ по информационному обслуживанию;

- автоматизированная обработка и выдача документов и текстовой информации.

В целях обеспечения качественного и полного усвоения информации получателями представляется целесообразным применение метода дискретной (или импульсной) передачи информации.

В основе указанного метода лежит специфика работы человеческого мозга. Качество и полнота усвоения человеческим мозгом получаемой информации определяется тремя ключевыми критериями: восприятием, вниманием и памятью.

Восприятие - это сложная система процессов приема и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Восприятие вместе с ощущением выступает как отправной пункт процесса познания, доставляющий ему исходный чувственный материал. Будучи необходимым условием процесса познания, восприятие в этом процессе всегда так или иначе опосредуется деятельностью мышления и проверяется практикой. Вне такого опосредования и проверки восприятие может выступать источником как истинного знания, так и заблуждения, иллюзии.

К числу процессов восприятия относятся: обнаружение объекта в воспринимаемом поле; различение отдельных признаков в объекте; выделение в объекте информативного содержания, адекватного цели действия; ознакомление с выделенным содержанием и формирование образа.

Внимание представляет собой направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Внимание можно представить как когнитивный процесс, который обеспечивает упорядочивание поступающей извне информации в зависимости от первичности и важности стоящих перед человеком задач.

Уже из определения внимания следует, что оно характеризуется, с одной стороны, направленностью на то, чем занято сознание,

Методы управления коммуникациями.

а с другой стороны - сосредоточенностью сознания на чем-то, требующем особой осознанности10.

Внимание связано с характером. Внимательный человек больше нравится людям, лучше учится, в жизни достигает больших высот.

К основным свойствам внимания относятся:

1) устойчивость - сосредоточение человека на каком-либо одном объекте;

2) концентрация - сосредоточение человека на каком-либо одном объекте в течение длительного времени;

3) переключаемость - способность человека переводить свое внимание с одного объекта на другой;

4) распределение - рассредоточение внимания на нескольких объектах;

5) объем - количество предметов, которые человек может держать в поле своего внимания.

В жизни каждого человека могут быть случаи, когда что-то лучше выполнять при рассредоточенном внимании, а иногда от человека требуется четкая концентрация внимания на каком-то предмете.

Внимание, как действие концентрации умственных усилий, возможно лишь в отношении сознательного внимания, когда оно направляется на объект под влиянием необходимости и поставленной цели, в этом проявляется избирательность внимания, когда выбирается раздражитель, на котором человек и должен сосредоточиться.

Рассредоточенное внимание также необходимо человеку в том случае, если он должен выполнять одновременно несколько действий. Большие трудности при выполнении сложных заданий уменьшаются в случае постоянных тренировок внимания, и выполнение этих заданий становится привычным. Человек достигает автоматизма, т. е. происходит автоматическая обработка информации, следовательно требуется меньше когнитивных ресурсов для выполнения этих заданий.

Память представляет собой способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.

Причем человеческая память устроена таким образом, что она в состоянии фиксировать и усваивать практически весь объем

А.Н. Фомичев

информации, поступающей в мозг. Как показывают практические эксперименты по психологии, в том числе с применением метода гипноза, подсознание хранит информацию, полученную человеком в течение всей его жизни.

Однако у большинства людей регулярно возникают трудности с воспроизведением хранящихся в подсознании данных. Данный феномен связан с тем, что существенный объем информации люди получают в виде мыслей, передаваемых в текстовой или речевой форме, приемлемых лишь для сознательной части разума. Подсознание же способно воспринимать не мысли, а мыслеобразы, т. е. определенные визуальные картины, сопоставляемые человеком с конкретными фразами, словосочетаниями и словами.

Чтобы трансформировать мысли в мыслеобразы и разместить их в ячейках подсознания (т. е. структурировать) человеческому мозгу требуется определенное время. Большие объемы полученной информации структурируются человеческим мозгом во время сна, что по одной из версий является причиной сновидений. Естественно, что при этом качество усвоения информации оставляет желать лучшего.

Небольшие объемы информации, полученные мозгом в виде интенсивных импульсов за короткие промежутки времени, структурируются сразу, непосредственно по окончании поступления информационного сигнала. Это позволяет усваивать и структурировать информацию более качественно.

В связи с изложенным наиболее предпочтительным представляется применение в процессе коммуникации дискретного (или импульсного) метода передачи информации.

Примечания

1 Гавра Д.П. Основы теории коммуникаций для бакалавров и специалистов: Учеб.

пособие. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2011. 288 с.

2 Голуб О.Ю. Теория коммуникации: Учебник для вузов. М.: ИТК «Дашков и К»,

2011. 248 с.

3 Кривокора Е.И. Деловые коммуникации: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2011.

190 с.

4 Романов А.А. Массовые коммуникации: Учеб. пособие. М.: Вузовский учебник,

2011. 236 с.

5 Сидоров Е.В. Речевая коммуникация: фундаментальные необходимости. М.: Рос-

сийский государственный социальный институт, 2010. 153 с.

Методы управления коммуникациями.

6 Стратегии бизнеса: Справочник / С.А. Айвазян, О.Я. Балкинд, Т.Д. Боснина и др.;

Под ред. Г.Б. Клейнера. М.: КОНСЭКО, 1998. 352 с.

7 Управление современной компанией: Учебник / Под ред. проф. Б. Мильнера

и проф. Ф. Лииса. - М.: ИНФРА-М, 2001. 382 с.

8 Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С. Стояно-

вой. М.: Издательство «Перспектива», 2000. 496 с.

9 Фомичев А.Н. Риск-менеджмент: Учебник. 3-е изд. М.: Издательско-торговая

корпорация «Дашков и К», 2011. 376 с. 10 Фомичев А.Н. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. М.: Издатель-ско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. 468 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.