6 (246) - 2007
Вопросы управления
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ ПОТОКАМИ ХОЛДИНГА
н.в. шапошникова,
доцент кафедры учета, анализа и аудита волгоградского государственного университета
с.а. тронин,
старший преподаватель кафедры финансов и кредита волгоградской государственной сельскохозяйственной академии
Современные тенденции развития корпоративных финансов определяют эффективность применения потоковых подходов в управлении финансами крупных компаний и, в частности, холдингов. Методы управления финансовыми потоками холдинга можно рассматривать в качестве базовой технологии планирования работы корпорации, именно в этой области они наиболее эффективны, поскольку деятельность подобных структур сопряжена с образованием большого количества внутренних и внешних организационно-финансовых связей.
Финансовые потоки холдинга включают следующие их разновидности, складывающиеся внутри материнской компании; в отдельных дочерних компаниях; между дочерними компаниями; между дочерними и головной компаниями; между холдингом как единым хозяйствующим субъектом и окружающей средой (государство, контрагенты, финансовая инфраструктура); между холдингом и его акционерами-инсайдерами; между холдингом и его акционерами-аутсайдерами; между дочерними компаниями и их акционерами-инсайдерами; между дочерними компаниями и их акционерами — аутсайдерами.
Подход к управлению финансовыми потоками в холдинге включает в себя, на взгляд авторов, два основных аспекта. Согласно первому из них базой управления эффективностью движения финансовых ресурсов в дочерних и материнской компаниях является анализ финансового состояния каждой структурной единицы.
Второй подход связан с управлением перераспределения потоков финансовых средств внутри холдинга между структурными подразделениями,
а именно: распределением консолидированной прибыли, привлечением финансовых ресурсов для финансирования внешних и внутренних проектов компании, построением схем по оптимизации налогообложения.
Основными особенностями, влияющими на перераспределение ресурсов внутри холдинга, являются:
• производственные особенности дочерних компаний;
• организационная структура построения деятельности холдинга и финансовая взаимосвязь между структурными звеньями;
• организационная структура управления в холдинге (определение центров ответственности, прибыли, затрат и т. д.).
Решения о распределении прибыли, инвестиций и резервов между структурными подраздел ени-ями холдинга принимаются на основе применения декомпозиционного анализа по методу компании «Дюпон», в основе которого лежит доктрина Return on Investment (ROI), т. е. анализ доходности компаний в расчете на ее собственный капитал. 1 Этот метод позволяет увязать потоки прибылей и чистых продаж компании с «моментным» размером активов.
Финансовые потоки, циркулирующие между центрами финансового управления, для дочерних фирм являются внешними, а для всего холдинга — внутренними (внутрифирменными), что и обусловливает применение различных методов консолидирования операций холдинга. Контур
1 Хайд А.. Корпоративное управление в Европе // Проблемы теории и практики управления в Европе. — 2002. — № 4. — С. 97.
консолидирования очерчивает структуру, и в данном варианте схемы финансовых потоков она выглядит как единое целое (например, субхолдинг, группа фирм одного профиля, отрасль, материнская фирма).
Для того чтобы выбрать наилучшую форму организации финансовых потоков, необходимо рассмотреть факторы, влияющие на их объем и характер формирования во времени. Существующие подходы позволяют их сгруппировать, подразделив на внутренние и внешние. Так, внешними факторами выступают, во-первых, система налогообложения предприятия. Дело в том, что налоги, сборы, выплаты во внебюджетные фонды и пенсионный фонд составляют значительную часть объема исходящего финансового потока предприятия. Каждый налог имеет свой законодательно установленный срок оплаты, его несоблюдение влечет за собой начисление пеней. Исходящий денежный поток по оплате налогов и взносов в фонды имеет жестко установленный график распределения во времени, и его неисполнение дорого обходится предприятию. Любые изменения в налоговой системе, такие как появление новых налогов и сборов, изменение ставок и баз налогообложения, отмена или предоставление налоговых льгот, изменение сроков оплаты налогов — определяют соответствующие изменения в объеме и характере отрицательного финансового потока предприятия.
Во-вторых, к числу внешних факторов относится и принятая система расчетов с покупателями и поставщиками. Данный фактор влияет как на исходящие (при закупке сырья, материалов, комплектующих, оплате услуг), так и на входящие (при реализации товаров, работ, услуг) финансовые потоки предприятия во времени. Система расчетов с покупателями и поставщиками может быть построена на условиях предоплаты, на условиях наличного платежа, а также на условиях отсрочки платежа (т. е. предоставления коммерческого кредита).
В-третьих, состояние конъюнктуры рынка. Выручка от реализации готовой продукции является основной составляющей входящего финансового потока предприятия. Повышение спроса на продукцию приводит к росту объема входящего финансового потока от текущей деятельности, уменьшение же спроса вызывает спад в поступлении денежных средств при скоплении запасов нереализованной готовой продукции на складах. С другой стороны, при наращивании оборота (желание завоевать новые сегменты рынка) необходимо поддерживать уровень запасов готовой
продукции на определенном уровне, кроме того, обычно увеличивается дебиторская задолженность, так как конкуренция заставляет продавца привлекать покупателей все более выгодными условиями коммерческого кредита.
В-четвертых, в группе внешних факторов учитывается и возможность получения кредита, что влияет на формирование входящих финансовых потоков, а возврат заемных средств и процентов по ним — исходящий финансовый поток. Возможность получения кредита определяется общим положением дел на рынке кредитных ресурсов.
Кроме того, следует учитывать сложившуюся практику расчетов по операциям. Данный фактор влияет не на объем финансовых потоков, а на их формирование (распределение) во времени. Использование в расчетах чеков, аккредитивов замедляет финансовый поток (что положительно при расчетах с поставщиками, т. е. исходящий финансовый поток).
Кроме того, необходимо принимать во внимание и возможность получения целевого финансирования и (или) долгосрочных беспроцентных займов. Целевое финансирование получат в основном государственные предприятия. Промышленные предприятия других форм собственности получают целевое финансирование под конкретные договора. Под влиянием этого фактора формируется чистый входящий финансовый поток.
И, наконец, немаловажным экзогенным фактором является состояние конъюнктуры рынка ценных бумаг. Эмиссия акций и выпуск облигаций с последующей их продажей на фондовом рынке, получение процентов и дивидендов от портфеля ценных бумаг позволяют сформировать входящий финансовый поток. Временно свободные денежные средства можно вложить в ценные бумаги в целях получения дохода, т. е. сформировать свой портфель ценных бумаг.
В свою очередь, к внутренним факторам следует отнести, во-первых, сезонность производства и реализации готовой продукции, а также снабжение сырьем и материалами. Расхождение сроков поступлений от реализации готовой продукции и платежей по счетам поставщиков может привести от отсутствия средств для осуществления расчетов в выполнении своих обязательств (разрыв ликвидности) до избытка денежных средств (проблема эффективного использования временно свободных денежных средств).
Во-вторых, длительность финансового цикла. Чем быстрее сырье превращается в готовую про-
дукцию, а готовая продукция в деньги, тем меньше иммобилизация денежных средств в запасах сырья и готовой продукции. Таким образом, чем быстрее оборачиваются денежные средства, тем, соответственно, больше объем и выше интенсивность как входящего, так и исходящего финансового потока.
В-третьих, необходимо принимать во внимание темпы роста производства. Объем финансовых потоков изменяется параллельно динамике оборота, большой объем выпуска требует и больших средств на приобретение сырья, материалов, энергоносителей и прочее.
Следует также учитывать возможность и необходимость инвестиций. Инвестирование в незавершенное строительство, в основные производственные фонды значительно увеличивают исходящий финансовый поток предприятия. Инвестиционные программы требуют соответствующих источников финансирования, следовательно, должен быть сформирован дополнительный входящий финансовый поток.
Кроме того, свое влияние оказывает и амортизационная политика предприятия. Амортизационные отчисления включаются в себестоимость продукции; от себестоимости формируется цена на готовую продукцию; соответственно, от цены формируется денежная выручка от реализации, т. е. величина входящего финансового потока.
К числу эндогенных факторов относится и принятая финансовая стратегия. Речь идет об управлении финансами предприятия с позиций приемлемого соотношения уровня риска и доходности финансовой деятельности. Существуют три подхода к формированию активов предприятия:
1) консервативный (т. е. полное удовлетворение текущей потребности во всех видах активов + высокие размеры страховых запасов);
2) умеренный (т. е. полное удовлетворение текущей потребности во всех видах активов + нормальные страховые запасы для наиболее типичных сбоев в работе);
3) агрессивный (т. е. полное удовлетворение текущей потребности во всех видах активов + минимум страховых запасов).
Выбор того или иного подхода определяет формирование и структуру финансовых потоков предприятия (привлечение средств из различных источников и расходование средств по различным направлениям).
Таким образом, именно анализ всей совокупности внешних и внутренних факторов дает возможность аналитику разработать методику управления финансовыми потоками предприятия, которая позволяет, во-первых, обеспечить текущую платежеспособность предприятия; выявить резервы и динамику входящих и исходящих потоков в целом по предприятию, а также по центрам финансового учета; во-вторых, вести учет, анализ, планирование и регулирование финансовых и товарных потоков предприятия в целом.
Управление финансовыми потоками тесно связано с созданием оптимальных корпоративных структур. В российском законодательстве предусмотрено много разнообразных форм предпринимательской деятельности. Каждое из них имеет свою специфику и область делового применения. Акционерное общество открытого типа оптимально при создании крупных предприятий, планирующих дополнительные эмиссии акций, либо привлечение «портфельных» или стратегических инвесторов. Акционерное общество закрытого типа пригодно для некоторых видов малого и среднего бизнеса, при организации «своего» банка или кредитного учреждения. Основной же формой малого бизнеса в России является, как показывает практика, общество с ограниченной ответственностью.
Следует в заключение заметить, что в холдинговые схемы включены, как правило, автономные некоммерческие организации, товарищества и другие организационно-правовые формы. В каждом отдельном случае создание деловых схем предполагает выбор оптимальных организационно-правовых форм, причем большая группа схем основана на включении в холдинговую цепочку предприятий, пользующихся теми или иными налоговыми льготами.