Научная статья на тему 'Финансовая модель российских диверсифицированных холдингов'

Финансовая модель российских диверсифицированных холдингов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
922
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ХОЛДИНГ / ФИНАНСЫ / МОДЕЛЬ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / КЛАССИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронина Л. А., Попов Н. Н.

В статье исследованы вопросы формирования финансовой модели национальных диверсифицированных холдингов в посткризисный период. Рассмотрены схемы создания и функционирования холдингов в условиях нестабильности внешней рыночной среды и преодоления последствий мирового финансового кризиса. На основе исследования сущности и содержания понятия «холдинговая структура» предложена классификация холдингов по ряду признаков, связанных с их созданием и управлением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовая модель российских диверсифицированных холдингов»

28 (412) - 2010

Финансовый менеджмент

финансовая модель российских диверсифицированных холдингов*

л. а. воронина,

доктор экономических наук, заведующая кафедрой менеджмента и управления качеством Е-mail:lab@vectorplus. гы Кубанский государственный университет

Н. Н. ПОПОВ,

руководитель отдела финансового управления

ОАО «Приват-Инвест», г. Краснодар Е-таШ поспос@таИ гы

В статье исследованы вопросы формирования финансовой модели национальных диверсифицированных холдингов в посткризисный период. Рассмотрены схемы создания и функционирования холдингов в условиях нестабильности внешней рыночной среды и преодоления последствий мирового финансового кризиса. На основе исследования сущности и содержания понятия «холдинговая структура» предложена классификация холдингов по ряду признаков, связанных с их созданием и управлением.

Ключевые слова:холдинг, финансы, модель, диверсификация, управление, классификация.

Отсутствие четкого правового определения холдинга и холдинговой компании привело к тому, что в экономико-правовой и научной литературе сформировались различные точки зрения по этому поводу. В настоящее время существует несколько подходов к трактовке холдинга.

Согласно одной из них холдинг рассматривается как особый тип компании, активы которой формируются главным образом из акций (долей в уставном капитале) других компаний для установления контроля за их деятельностью [2].

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «Финансы и кредит» при Кубанском государственном университете

Оксфордский энциклопедический словарь определяет холдинговую компанию (holding company) как компанию, созданную для владения акциями других компаний, которые она таким образом контролирует [3]. Российский энциклопедический словарь дает аналогичную трактовку этого термина: «Холдинг-компания (от англ. holding — владеющий) — акционерная компания, использующая свой капитал для приобретения контрольных пакетов акций других компаний с целью установления контроля над ними» [5]. Кроме того, определение холдинга содержится в двух нормативно-правовых документах: Федеральном законе от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», касающемся исключительно банковских холдингов, и Временном положении о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденном Указом Президента РФ от 16.11.1992 № 1392 [1] (далее — Положение).

Согласно п. 1.1 Положения предприятие признается холдинговой компанией независимо от его организационно-правовой формы, если в состав его активов входят контрольные пакеты акций других предприятий. При этом под контрольным пакетом акций понимаются не только собственно

акции, но и любая другая форма участия в капитале предприятия. Главный признак такого участия, позволяющий сделать вывод о наличии холдинга, это безусловная возможность влиять на решения организации, принимать или отклонять их на общем собрании его участников (акционеров, пайщиков) и в других органах управления.

Как правило, холдинги создаются в форме объединения хозяйственных обществ, одно из которых владеет акциями (долями) другого. К таким структурам применимы положения Гражданского кодекса РФ о дочерних обществах. Так, согласно п. 1 ст. 105 Гражданского кодекса РФ хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) общество или товарищество может определять решения дочернего. Управляемые компании в свою очередь могут иметь свои дочерние общества. Таким образом, холдинговая структура похожа на пирамиду, на вершине которой находится головная компания. Однако при этом холдинг всегда характеризуется наличием единого центра принятия решений.

По мнению авторов, формирование холдинга предполагает наделение головной организации контрольными пакетами акций других компаний, что открывает возможности контроля и управления ими. При этом холдинговые компании, состоящие из формально независящих юридических лиц, связанных отношениями экономической зависимости, выступают в гражданском обороте как единые хозяйствующие субъекты. Дочернее предприятие, независимо от размера пакета его акций, принадлежащего холдинговой компании, не может владеть акциями холдинговой компании в какой бы то ни было форме, включая залог и траст (доверительную собственность) [4].

Современный опыт организации холдингов выявил ряд преимуществ и недостатков этого типа организационно-правовой формы (табл. 1).

В настоящее время существуют три апробированных варианта создания холдинговых структур: 1. В основе организации лежит маркетинговая функция: предприятия, входящие в холдинг, различаются видом производимого товара или ока-

Таблица 1

Преимущества и недостатки холдинговых структур

Преимущества Недостатки

Консолидация предприятий в отношении налогов, т. е. между материнской компанией и дочерними компаниями заключается договор об отчислениях, вследствие чего прибыль либо убытки предприятий переводятся непосредственно на холдинговую компанию Несовершенное законодательство по данной разновидности объединения предприятий

При создании холдинга материнская компания учитывает добровольность и мнение дочерней компании Нет анализа накопленного опыта функционирования холдингов в РФ

Более простой и менее дорогостоящий способ обретения контроля над другой фирмой, чем слияние, поглощение или покупка активов Монополизация производства через контроль рынка

Проведение единой политики и осуществление контроля интересов холдинга, проникновение на рынки стран через дочерние компании, где деятельность корпоративных структур ограничена Контроль и дискриминация интересов дочерних компаний

Ускорение процесса диверсификации, осуществление политики компании по освоению и развитию различных направлений ее деятельности. Структура управления громоздкая, отсутствие гибкости в принятии решений

Участие в капитале других компаний, в том числе компаний конкурентов Ослаблен управленческий контроль в отдаленных региональных дочерних компаниях

Унификация и стандартизация ведения учета, документооборота, и т. д. Законодательство предусматривает случаи ответственности основного общества по долгам дочернего (п. 2 ст. 105 Гражданского кодекса РФ). Во-первых, это касается обязательств по тем сделкам, которые совершены дочерним обществом по указанию основного. В этом случае головная компания будет отвечать наравне с «дочкой». Во-вторых, если по вине основного общества дочернее оказалось банкротом, тогда головная организация должна будет рассчитываться по тем долгам, на погашение которых не хватило имущества банкрота

Прямой или косвенный контроль цен, с защитой интересов всего холдинга Высокий риск, связанный с эмиссией ценных бумаг

зываемой услуги, а холдинг в целом ориентирован на помощь участникам в реализации продукции. В данном случае холдинг является формой сетевого взаимодействия компаний по принципу фокальной сети поставок и при соблюдении некоторых условий (например конкурсного отбора структурных единиц, осуществляющих поставки товаров или услуг) может положительным образом воздействовать на конкурентную среду [4]. Особенно интересен этот вид холдинга при падении спроса в условиях макроэкономического кризиса.

2. В основе создания находится однородная группа потребителей, на которую ориентировано то или иное предприятие холдинга. Такой подход используется обычно инвестиционными, страховыми, пенсионными и другими финансово-кредитными структурами, в том числе банками, при организации банковских холдингов.

3. При организации холдингов приоритетом является сетевая ориентация холдинга, т. е. крупная компания открывает свои филиалы на различных территориях. Примером могут служить Сбербанк России, научно-производственный холдинг «Приват-инвест», торговый холдинг «Тандер», имеющие свои подразделения во многих регионах России.

Исследования ситуации в российской и мировой экономике позволили обосновать типовые направления, на основе которых коммерческие организации могут объединяться в холдинговые компании.

Горизонтальная интеграция. Холдинговые структуры могут создаваться путем последовательного присоединения или получения контроля над компаниями, которые объединены одним видом бизнеса (машиностроение, пищевая промышленность, сельское хозяйство и пр.). Стратегическая задача этих холдингов — развитие новых рынков.

Вертикальная интеграция. Объединение предприятий единого технологического цикла для снижения общих издержек на основе эффекта масштаба производства, выравнивания цен, повышения стоимости активов холдинга.

Диверсификация деятельности. Присоединение к группе компаний холдинга путем последовательного создания новых диверсифицированных компаний. Тактики последовательного присоединения придерживается компания «Макдональдс». В качестве вклада она передает торговую марку, технологию менеджмента на основе договора франчайзинга.

Деление больших компаний при их реструктуризации. При переводе компаний России на само-

окупаемость и самофинансирование в 1990-х гг. были созданы дочерние компании со 100 %-ным участием материнской компании.

Объединение производителей и финансовых структур. Скупки банками пакетов акций предприятий привели к тому, что они стали совладельцами предприятий из разных отраслей. Такие банки создавали управляющие компании, в которые передали пакеты акций предприятий одного вида бизнеса. Так поступили Альфа-банк, Уралсиб, Онэксим-банк и др.

Создание дочерних предприятий принципиально ничем не отличается от создания любого другого юридического лица. Организация и деятельность дочерних предприятий регулируются законодательством о юридических лицах Российской Федерации. Материнскими и дочерними могут быть предприятия различных организационно-правовых типов.

Порядок создания и функционирования дочерних структур на основе акционерных обществ детализирован в Федеральном законе от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и базируется на положениях Гражданского кодекса РФ. Федеральный закон № 208-ФЗ включает специальные разделы о дочерних фирмах и филиалах (ст. 5, 6).

На основе исследования сущности и содержания понятия холдинговых структур предлагается классификация холдингов по ряду признаков, связанных с созданием и управлением этих структур (табл. 2). Приведенная классификация позволяет сформировать научный подход к эффективной реализации функции финансового управления в различных типах холдингов и определить их сущностную характеристику в системе экономических отношений различных субъектов рынка.

Инвестиционная и финансовая деятельность в холдингах является превалирующей. В связи с этим необходимо сформировать оптимальную модель финансового управления холдингами. Современный мировой экономический кризис стал благоприятной основой для развития холдинговых структур, основой деятельности которых является четкое распределение функций между собственником и управляющим. Без слияния производств и финансовых капиталов предприятиям все труднее реализовать антикризисную программу. Поэтому объективно складывается тенденция укрупнения хозяйствующих субъектов для их выживания с целью выхода из современного кризиса.

Холдинги являются в нашей экономике адаптационной реакцией горизонтально и вертикально

Таблица 2

классификация холдингов по признакам создания и управления

классификационные признаки Вид холдинга

По функциям Чистый, смешанный

По способу образования Холдинг, созданный в результате поглощения, слияния, присоединения

По схеме корпоративного участия Перекрестный, круговой

По степени централизации управленческих функций Централизованный, децентрализованный

По характеру интеграции Горизонтальный, вертикальный, конгломератного типа

По степени участия в капитале Полностью объединивший свои активы; объединивший свои капиталы под эгидой материнской компании в объеме контрольного или блокирующего пакета; частично объединивший активы с целью участия в органах управления; ведущий совместную деятельность на основе механизмов доверительного управления

По структуре контрольного пакета Портфельный, инвестиционный

По сфере деятельности Финансовый, промышленный, диверсифицированный

взаимосвязанных подразделений на кризис национальной экономики с использованием финансовой и производственной синергии при интеграции хозяйствующих субъектов. Однако сложившаяся кризисная экономическая ситуация создает ряд проблем, препятствующих созданию благоприятного финансового, инвестиционного и кредитного климата в рамках холдингов. Назовем важнейшие из этих проблем:

— ограниченные бюджетные возможности государства в поддержке новых экономических холдинговых структур;

— отсутствие в России достаточного объема свободных финансовых ресурсов, необходимых для создания насыщенного рынка капиталов;

— нежелание абсолютного большинства коммерческих банков финансировать долгосрочные проекты.

Все вышесказанное позволяет перейти к исследованию системы финансового управления диверсифицированными холдингами.

С точки зрения финансовой составляющей создания холдинга необходимо вести речь, прежде всего, об оптимизации уровня издержек, повышении рентабельности, рационализации структуры капитала, обеспечивающей как повышение показателя ликвидности, так и финансовую независимость предприятий. Рассмотрение специфики финансовых отношений холдинга следует начать с финансовых отношений хозяйствующего субъекта. Это позволит проанализировать специфические формы отношений, присущие холдингу как группе хозяйствующих субъектов, охватывающие отдельные предприятия и организации, методы формирования и использования фондов и доходов которых существенно различаются.

Относительная самостоятельность сферы финансовых отношений хозяйствующих субъектов

определяется изменением во взаимоотношениях государства и предприятия. Если раньше государство в значительной степени регламентировало распределение совокупного общественного продукта посредством централизованного нормирования, установления жестких норм амортизационных отчислений, тарифов оплаты труда, пропорций разделения прибыли внутри предприятия и в бюджет (что, собственно, и позволяло включать финансы предприятий в общую систему государственных финансов), то в современных условиях рамки государственного регулирования несколько сузились. В компетенции государства остались установление минимальных величин норм отчислений в фонды социальной сферы, объекты и ставки налогообложения, минимальный уровень оплаты труда, уровень норм амортизационных отчислений, состав затрат, относимых на себестоимость продукции, товаров и услуг.

Некоторая часть финансовых отношений предприятий холдинга определяется гражданским законодательством. Финансовые ресурсы холдингов отличаются также разнообразием и спецификой формирования и использования децентрализованных фондов — уставного капитала, резервного капитала, нераспределенной прибыли, а также денежных потоков в форме амортизационных прибыли и отчислений. Другая важная особенность — расширение спектра финансовых отношений предприятий холдинга. Кроме отношений с государством (налоги и платежи во внебюджетные фонды), с работниками (заработная плата и удержания из нее), поставщиками и покупателями (формы способов и сроки оплаты) существует связь с финансовыми посредниками (привлечение и размещение денежных средств), инвесторами (в части формирования и использования капитала, выплаты дивидендов), другими предприятиями (например

внутрикорпоративное перераспределение средств). И все это опосредуется индивидуальным кругооборотом средств холдинга в денежной форме.

В условиях рынка холдинг и его «дочки» практически полностью обособлены от государства (лишь с некоторыми ограничениями). Они самостоятельно решают вопросы использования собственных и привлеченных средств и размещения их в активы (что раньше осуществлялось по нормативам), полностью задействуют в своем обороте средства амортизационных отчислений (значительная часть которых, а также собственных средств ранее могли быть перераспределены вышестоящей организацией), самостоятельно выбирают формы расчетов с поставщиками и покупателями, включая различные формы зачетов и используя векселя; имеют возможность привлечения средств на финансовом рынке (в условиях финансового кризиса эта возможность ограничена). Холдинги получают не только кредиты банков, но и средства инвесторов, держат средства на счетах в разных банках, полностью распоряжаются прибылью, оставшейся после уплаты налогов. Регламентация осуществляется в установлении величин норм отчислений в фонды социальной сферы, ставок налогообложения, минимального уровня оплаты труда.

В результате реализации холдингового механизма функционирования хозяйственных структур появляется эффект экономии на масштабе. Происходит сокращение совокупных затрат на функционирование холдинга по сравнению с суммой затрат на функционирование отдельных предприятий при увеличении выручки от реализации. Помимо затрат, сокращаются ресурсы за счет элиминирования внутренних статей. В частности, сокращается взаимная дебиторская и кредиторская задолженности. Также при объединении отдельных предприятий в холдинг изменяется объем потребностей в ресурсах, а также рыночная позиция холдинга. В связи с этим менеджменту холдинга необходимо оценивать объем ресурсов, которые они могут привлечь для реализации региональных проектов. Для этого может использоваться балансовое уравнение финансирования деятельности холдинга. Тем не менее необходимо отдавать себе отчет, что укрупнение — это не панацея от низкой эффективности. Зачастую крупные холдинги становятся заложниками своих масштабов: теряется управляемость, повышается бюрократизация, появляются новые ведомственные барьеры. В этих условиях необходима децентрализация управления, использование аутсорсинга, реинжиниринга бизнес-процессов.

Формирование финансовой модели холдинга зависит от его финансовой активности, определяющейся объемами средств, которые он может привлечь. Поэтому выделяются такие понятия:

— инвестиционные ресурсы холдинга — средства, которые имеются в распоряжении холдинга, т. е. располагаемые ресурсы всех участников холдинга;

— инвестиционный потенциал холдинга — ресурсы, которые он может мобилизовать на финансовом рынке;

— инвестиционные потребности — объем средств, необходимый всем участникам холдинга для осуществления комплексной инвестиционной программы;

— инвестиционная программа — разработанная в рамках финансовой стратегии холдинга программа, включающая направления, сроки и объемы инвестиций по всем участникам;

— потребность холдинга в инвестиционных ресурсах — разность между инвестиционными потребностями и инвестиционными ресурсами холдинга, которая выражается следующей формулой:

ПРХ = 2ИП - 2ИР,

i У

где ПРХ — потребность в инвестиционных ресурсах;

2ИП — инвестиционный потенциал всех компаний холдинга;

2.ИР — инвестиционные ресурсы всех компаний холдинга;

i = 1,... N — число компаний холдинга, имеющих инвестиционные потребности; у = 1,. N — число компаний холдинга, имеющих свободные инвестиционные ресурсы. Тогда если:

2ир < прх< 2ип,

то ситуация может быть оценена как благоприятная для осуществления инвестиционной программы.

Если сумма инвестиционного потенциала холдинга выше потребности в инвестиционных ресурсах, т. е.:

сз = 2ип - прх,

то этот избыток может рассматриваться в виде мобильного резерва или страхового запаса (СЗ) холдинга. Если в структуре холдинга имеется страховая компания, то СЗ может быть направлен в качестве страхового взноса на диверсификацию предпринимательского риска по инвестициям. В ситуации, когда структура бизнеса холдинга носит диверсифицированный характер, появляется возможность маневра инвестиционными ресур-

сами и балансовое уравнение финансирования деятельности холдинга несколько усложняется. В частности, происходит частичное элиминирование показателей инвестиционных потребностей одних бизнес-компаний холдинга и страхового запаса других. В этом случае снижаются консолидированные инвестиционные потребности холдинга, т. е. снижается важность проблемы обеспечения его консолидированной надежности. При этом необходимо отметить, что совокупный доход холдинга не изменяется, что позволяет улучшать значения показателей общей ликвидности и платежеспособности за счет более эффективного использования собственных финансовых ресурсов холдинга.

Таким образом, для управляющей компании и топ-менеджеров холдинга появляется возможность оценить совокупный дефицит финансовых ресурсов и выделить возможные направления минимизации дефицита. В частности, с использованием данного уравнения может строиться бюджет холдинга с выделением финансовых ресурсов на функционирование основных потоков деятельности холдинга, которые рассмотрены далее. В рамках холдинга может быть сформирован бюджет развития для финансирования проектов, находящихся в бизнес-инкубаторе, — например венчурных и инновационных проектов. Одно из основных преимуществ холдинга заключается в том, что в результате интеграции экономических, организационных, технологических и интеллектуальных потенциалов предприятий-участников обеспечиваются реальные механизмы самофинансирования, наращивание инвестиционных ресурсов для новых высокоэффективных производств.

Для создания эффективной финансовой модели холдинга в его структуру помимо промышленных предприятий должны входить финансовые институты, что является одной из норм законодательства. Практика функционирования финансовых институтов в холдинге выработала следующие принципы участия:

— проведение тщательного анализа денежных потоков в холдинге, разработка систем внутренних и внешних расчетов;

— четкая специализация финансово-кредитных учреждений по основным функциям финансового обслуживания предприятий — участников холдинга;

— взаимная координация и согласованность деятельности различных финансово-кредитных учреждений в составе холдинга;

— экономическая заинтересованность финансово-кредитных учреждений в работе в составе холдинга, в получении дополнительной прибыли при реализации общих задач холдинга.

При построении эффективной финансовой модели управления холдингами банки заинтересованы вкладывать средства в группы предприятий, имеющих определенные производственные, технологические, организационно-экономические и финансовые взаимосвязи. Роль банков в процессе формирования и развития финансовой модели холдинга определяется его функциями.

Во-первых, важным условием является закрепление за банком функции финансово-расчетного центра холдинга, включающей расчетно-кассовое обслуживание всех его участников, клиринговой системы не только для участников холдинга, но и других предприятий, имеющих с ним устойчивые финансово-расчетные отношения, а также управление временно свободными активами предприятий холдинга путем кредитных, депозитных и других финансовых операций, в том числе и с государственными ценными бумагами.

Во-вторых, формирование на базе банка центрального депозитария, обслуживающего выпуск и размещение акций управляющей компании и входящих в состав холдинга акционерных обществ, договорное обеспечение и регистрация сделок с ценными бумагами позволяют ему снизить риски работы на фондовом рынке. При этом особое значение имеют операции на вторичном рынке, где можно за счет размещения второго и последующего выпусков получить значительные дополнительные ресурсы, используемые в дальнейшем для финансирования развития производства.

Еще один возможный участник формирования финансовой модели холдинга — инвестиционный институт, к основным функциям которого следует отнести портфельное инвестирование и операции с ценными бумагами. Портфельные инвестиции в отличие от кредита — форма долевого участия. Следовательно, прибыль от долевого участия будет тесно связана с рентабельностью проекта. Поэтому инвестор прямо заинтересован в успешной и быстрой его реализации. Привлечение портфельного инвестора выгодно эмитенту еще и потому, что он в отличие от использования кредита не связан жесткими сроками возврата средств и может финансировать долгосрочные программы. Таким образом, можно выделить основные задачи инвестиционных компаний, входящих в холдинг и формирующих его финансовую модель:

— организация выпуска ценных бумаг участников холдинга и размещение их на фондовом рынке, включая разработку концепции и подготовку проспекта эмиссии;

— покупка и продажа ценных бумаг участников холдинга в целях обеспечения роста их курсовой стоимости и ликвидности;

— операции с ценными бумагами с целью получения дополнительной прибыли, а также обеспечения контроля группы за секторами, сопряженными с деятельностью холдинга;

— инвестирование в высокодоходные и надежные проекты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие инвестиционных институтов тормозится слабым развитием российского фондового рынка и низкой ликвидностью акций значительного числа промышленных холдингов и предприятий. Кроме того, важной проблемой является отсутствие законодательной базы, облегчающей привлечение частных инвестиций в проекты холдинга.

В качестве специфической черты финансовой модели холдинга следует отметить расширение инвестиционных возможностей, что достигается в результате следующих мероприятий.

1. Централизация части средств участников холдинга для активизации инвестиционной деятельности — создание в рамках холдинга единого централизованного фонда отчислений, например 3—5 % от прибыли предприятий — участников холдинга.

2. Возможность создания участниками холдинга собственного банка на паевой основе для получения льготных кредитов, а с накоплением средств в банке — и долгосрочных инвестиционных вложений.

3. Организация коммерческого небанковского кредита, который в рамках холдинга может быть широко распространен, что в условиях финансового кризиса позволит более гибко использовать ресурсы участников (например введение вексельных расчетов).

4. Экономия финансовых ресурсов за счет сужения внешнего по отношению к холдингу оборота денежных средств (частичное превращение внешнего оборота во внутренний).

5. Концентрация и централизация финансовых ресурсов предоставляет возможность получения дополнительных средств за счет эмиссии ценных бумаг участников холдинга, так как повышается надежность ценных бумаг, а значит, и их ликвидность. А также за счет операций на финансовом рынке.

6. Возможность привлечения внешних источников финансовых ресурсов: льготные государс-

твенные кредиты, иностранные инвестиции, так как холдингу привлечь их будет легче, поскольку риск снижается за счет диверсификации деятельности.

7. Возможность оптимизации налоговых платежей за счет признания холдинга консолидированным налогоплательщиком.

В рамках холдинга имеются возможности повышения надежности кредитования, а значит, и привлечения кредитов в больших масштабах. Обеспечение надежности кредитования возможно за счет:

— формирования общего залогового фонда холдинга и других форм солидарной ответственности всех участников холдинга перед банком;

— передачи в трастовое управление банку пакетов акций предприятий-участников;

— выбора между различными видами кредитных проектов (по степени риска, норме прибыли, срокам окупаемости);

— организации смешанного финансирования (партнерства) кредитуемых проектов.

Рассматривая финансовые отношения холдинга, следует уделить внимание вопросу амортизационных отчислений. Рыночные преобразования определили необходимость ускоренного списания оборудования. Ускоренная амортизация, расширение использования механизма которой предусматривает действующий Налоговый кодекс РФ, представляет собой налоговую льготу, которую получают предприятия, инвестировавшие средства в основной капитал. Включение дополнительных амортизационных расходов в себестоимость — чисто бухгалтерский прием, никак не отражающийся на действительном финансовом положении предприятий холдинга, поскольку денежные средства при этом не расходуются. Более того, сокращение бухгалтерских прибылей уменьшает базу налога на прибыль и изменяет обязательства предприятия по уплате данного налога, что снижает расходы предприятий холдинга. Фактическая ценность ускоренной амортизации для холдинга — отсрочка погашения обязательств по налогу на прибыль, поскольку в первые годы значительная часть прибыли направляется на покрытие расходов по амортизации. Таким образом предприятия избегают налогообложения. А отложенный налог в условиях рыночной экономики означает беспроцентный, необеспеченный заем на неопределенный срок, предоставленный налогоплательщику государственным бюджетом.

Структурообразующие принципы создания холдинга открывают предприятиям-участникам возможность свободно маневрировать собс-

твенными ресурсами и существенно снижать себестоимость конечного продукта. Основными факторами, увеличивающими себестоимость производства, можно считать, во-первых, неплатежи контрагентов, во-вторых, значительные налоговые отчисления. Частичное решение проблемы видится в возможности признания холдинга консолидированным налогоплательщиком. Объединение активов в инновационной финансовой модели холдинга и ведение консолидированного баланса позволят отчасти «расшить» неплатежи как внутри холдинга, так и в отношениях группы с внешними контрагентами. Сводный баланс даст возможность вести централизованный учет однородных капиталоемких групп расходов в объеме всего холдинга. Это в единстве с взаимозачетом неплатежей — шанс избежать неэффективного распыления инвестиционных ресурсов.

Статус консолидированного налогоплательщика поможет перераспределять собственные и привлекаемые ресурсы в соответствии с возникающими потребностями холдинга за счет перемещения средств формально внутри группы без изъятия в бюджет налога на прибыль и на добавленную стоимость. Вне холдинга любое перемещение средств от одного юридического лица к другому без налогообложения (кроме банковских ссуд) обязательно оформляется либо как авансовый платеж, либо как временная финансовая помощь.

Оформление и передача продукции как внутрифирменное перемещение позволит сократить данные налоговые платежи.

Финансовая модель холдинга требует направить цели управления не только на его функциональную эффективность, но и на формирование процессного управления. Это позволит преобразовать холдинг в гибкую рыночную бизнес-структуру.

Список литературы

1. Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества: утверждено Указом Президента РФ от 16.11.1992 № 1392.

2. Горбунов А. Р. Дочерние компании, филиалы, холдинги. Организационные структуры. Консолидированный баланс. Налоговое планирование. М.: Глобус. 2005. С. 58.

3. Оксфордский экономический словарь. М.: Глобус. 1996. С. 56

4. Ратнер С. В., Малхасьян С. С., Аракелян Н. Р. Проектирование и управление научно-исследовательской сетью регионального инновационного кластера // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 4.

5. Российский энциклопедический словарь. М.: Глобус. 2000. С. 345.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также

монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.

По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий

(495) 721-85-75 [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.