Международная научно-практическая конференция
УДК 338.51
Титова Оксана Васильевна Titova Oksana Vasilyevna
к.э.н., доцент Ph.D., Associate Professor Липецкий государственный технический университет
Lipetsk State Technical University Загорская Анастасия Сергеевна Zagorskaya Anastasia Sergeevna
магистрант Undergraduate
Липецкий государственный технический университет
Lipetsk State Technical University
О ПОСЛЕДСТВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ
ON THE IMPACT OF PRICE DISCRIMINATION ON PUBLIC
WELL-BEING
Аннотация: в статье исследуется влияние ценовой дискриминации на общественное благосостояние. С этой целью исследуются теоретические основы политики ценовой дискриминации, анализируются особенности практического применения различных видов ценовой дискриминации и оценивается их влияние на общественное благосостояние. Анализ ценовой дискриминации третьей степени в сфере услуг проведен более подробно на примере ценовой политики на поездки в общественном транспорте г. Липецка.
Annotation: the article examines the impact of price discrimination on public welfare. For this purpose, the theoretical foundations of the policy of price discrimination are investigated, the features of the practical application of various types of price discrimination are analyzed, and their impact on social welfare is assessed. The analysis of third degree price discrimination in the service sector is carried out in more detail using the example of the price policy for trips in public transport in Lipetsk.
Ключевые слова: ценовая дискриминация, общественное благосостояние, потребитель, транспортные перевозки.
Keywords: price discrimination, public welfare, consumer, transportation.
«Научные исследования и инновации»
При определенных условиях для монополии может возникнуть ситуация,
невозможная на конкурентном рынке. Монополист может назначать разные цены на свою продукцию разным покупателям, чтобы максимизировать прибыль. Это явление называется ценовой дискриминацией.
Впервые понятие ценовой дискриминации было введено в экономическую теорию английским экономистом, представителем неоклассической школы Альфредом Сесилом Пигу. Он выделил общие условия, которые будут полностью сопровождать внедрение ценовой дискриминации. По мнению А. Пигу, ценовая дискриминация возможна, когда цена спроса на любую единицу товара не зависит от рыночной цены любой другой единицы товара.
Ценовая дискриминация возникает на основе разделения рынка по отраслевой принадлежности компаний-производителей, формам собственности или потребителей, а также в зависимости от того, является ли приобретаемый товар предметом потребления или средством производства.
Таким образом, ценовой дискриминацией называется установление разных цен на различные единицы одного и того же товара для одного или разных покупателей. Важно подчеркнуть, что различия в ценах не отражают различия в издержках, связанных с оказанием покупателю транспортных или других услуг. Поэтому не всегда различие в ценах можно считать ценовой дискриминацией, а единая цена свидетельствует о ее отсутствии [1, с. 34].
Цель ценовой дискриминации - увеличение прибыли продавца за счет захвата потребительского избытка.
Различают три разновидности этой политики, получившие название ценовой дискриминации первой (совершенная дискриминация), второй (дискриминация по объёму потребления) или нелинейного образования и третьей степени (дискриминация по уровню доходов) (табл. 1).
Международная научно-практическая конференция Таблица 1. Виды ценовой дискриминации и их характеристика
Вид Общая характеристика Примеры
Ценовая дискриминация первой степени (совершенная ценовая дискриминация) предусматривает установление цены на каждую единицу товара в соответствии с оценкой ее полезности покупателями, чтобы полностью учесть потребительскую выгоду (потребительский излишек) в сделке стоимость на продукцию индивидуального производств (на услуги адвоката, репетитора, гонорар артистов и т. д.)
Ценовая дискриминация второй степени (дискриминация по объёму потребления) или нелинейного образования это происходит, когда цены на товар одинаковы для всех покупателей, но различаются в зависимости от объема покупок. Следовательно, взаимосвязь между общим доходом монополиста (расходами покупателя) становится нелинейной, и цены называются нелинейными, или тарифами по нескольким позициям скидки и надбавки на цены благ, связанные продажи, товары наборами
Ценовая дискриминация третьей степени (дискриминация по уровню доходов) он предполагает, что товар продается разным людям по разным ценам, но каждая единица товара, приобретенная частным покупателем, оплачивается им по одинаковой цене. На основе ценовой дискриминации третьей степени предполагается, что сами покупатели делятся на группы или рынки, где их отпускные цены фиксированы 1) входные билеты в музеи и кинотеатры, проезд в общественном транспорте, где предусмотрены скидки (до нуля) для пенсионеров, детей, военнослужащих, студентов; 2) цены на непродовольственные товары сезонного спроса (одежда, обувь) в конце сезона могут быть ниже, чем в начале; 3) цены на авиабилеты могут дифференцироваться по будням (в будние дни ниже, чем в нерабочие дни); 4) абонентская плата за специальные журналы для индивидуальных подписчиков может быть ниже, чем для учреждений и организаций, а индивидуальные подписчики, кроме того, могут дифференцироваться в зависимости от их профессионального статуса.; 5) товары, неконкурентоспособные на внешних рынках, могут продаваться там по конкурентоспособным ценам, намного ниже, чем на внутреннем рынке, где продавцы обладают определенной монопольной властью.
«Научные исследования и инновации»
Ценовая дискриминация почти во всех случаях осуществляется на
регулярной основе, фирмы-монополисты систематизируют потребителей по предпочтениям, доходу, возрасту, месту жительства, характеру работы и продают свои товары в соответствии с этой классификацией. Чаще всего фирмы-монополисты прибегают к ценовой дискриминации в ходе конкуренции, чтобы привлечь дополнительных покупателей [2, а 88].
В экономической литературе нет однозначного ответа на вопрос о том, как ценовая дискриминация сказывается на общем благосостоянии, на благосостоянии потребителей, кто выигрывает, кто проигрывает, как соотносится ценовая дискриминация с вопросами эффективности и справедливости.
Оценка ценовой дискриминации неоднозначна, поскольку она имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Благоприятный момент состоит в том, что она предоставляет возможность расширить границы объемов реализации за пределы, как правило, регулируемые компанией-монополистом. Некоторые виды услуг не могли бы производиться, если бы не существовало ценовой дискриминации.
Негативные последствия ценовой дискриминации включают, в частности, неоптимальное межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ресурсов.
Формы влияния ценовой дискриминации на рынок и экономику:
- объем продаж нарушает установленные монополией лимиты, из-за разного уровня цен они близки к тем, которые были бы актуальны в случае свободной конкуренции;
- некоторые товары и услуги нельзя продавать без ценовой дискриминации;
- выравнивание дифференциации доходов между разными слоями населения (субсидии, льготы, «пенсионные» скидки, цены для состоятельного сегмента и т.п.);
Международная научно-практическая конференция
- перераспределение ресурсов между отраслями (как правило, нежелательное).
Несмотря на то, что ценовая дискриминация является манипуляцией, у нее есть несомненные плюсы. Некоторые товары становятся доступными для широкого круга покупателей. Государство может влиять на доступность благ для всех слоев населения. При увеличении объемов сбыта ценовая планка снижается на всем рынке, что стимулирует рост свободной конкуренции. В случае неэффективного распределения ресурсов, государство имеет возможность регулировать цены, что сказывается на стабилизации национального хозяйства. Возрастает благосостояние общества, т.к. товар становится доступным большему числу потребителей [3, а 76].
Как показывает практика, ценовая дискриминация может улучшить положение дел на отраслевом рынке в том случае, когда он чрезмерно монополизирован. Вместе с тем, она также может способствовать трансформации доминирующей фирмы в монополию. Однако использование ценовой дискриминации делает товары и услуги более доступными для потребителей с разным уровнем доходов. К положительному воздействию ценовой дискриминации можно также отнести явление расширения объема выпуска продукции в тех случаях, когда фирмы, обладающие значительной рыночной властью, не стремятся к монопольному положению.
В тоже время целью ценовой дискриминации является поглощение потребительского излишка.
В результате он развивается за счет потребительского излишка и отрицательно сказывается на совокупном спросе. За счет создания прочных связей между ведущими компаниями на промышленном рынке систематическая ценовая дискриминация создаст препятствия для выхода на рынок новых конкурентов.
Ценовая дискриминация также влияет на развитие отношений производства и потребления данного типа товара. Его суть заключается в том, что изолированные производители сырья включают все большее количество
«Научные исследования и инновации» производственных и технологических связей в свои внутрифирменные рамки и
поэтому постепенно растут.
Систематическая ценовая дискриминация может поддерживать и укреплять монопольное положение фирм на отраслевом рынке, позволяя крупным фирмам покупать сырье по более низким ценам, чем их более мелкие конкуренты, помогая связывать покупателей с поставщиками, предлагающими скидки на большие объемы товаров, что затрудняет выход новых конкурентов на определенные области рынка. Систематическая ценовая дискриминация может повысить эффективность ценообразования в отрасли, в то время как несистематическая ценовая дискриминация может укрепить конкуренцию, нарушая дисциплину олигопольного ценообразования [4, а 84].
Наиболее благоприятные условия для проведения ценовой дискриминации имеются в сфере услуг, поскольку они, как правило, не могут перепродаваться.
Ярким примером данного вида дискриминации является ценовая политика на проезд в общественном транспорте. Так, лица, имеющие транспортные карты, пользуются данной услугой по сниженной цене и выделяется приоритетная категория потребителей с высокой платежеспособностью и установление для них более высоких цен.
На территории Липецкой области действует автоматизированная система оплаты «Липецк-Транспорт» на основе смарт-карт Mifare Standart.
Для автоматизированной системы оплаты проезда в Липецкой области разработаны 4 типа электронных карт для разных категорий граждан:
Красная - для инвалидов 1 группы (III степени) и детей-инвалидов, которая предусматривает право льготного проезда для льготников и граждан их сопровождающих;
Жёлтая - для детей из многодетных семей (период действия электронной карты для ребенка из многодетных семей устанавливается на период учебного года).
Зеленая - для остальных категорий льготников федерального и регионального уровня.
Международная научно-практическая конференция
Фиолетовая - общегражданская.
В соответствии с приказом Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от 17.12.2020 № 30-ц "О внесении изменения в приказ управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от 16 октября 2020 года № 17-ц "Об установлении регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах городского округа город Липецк" стоимость проезда на автобусе или трамвае составляет 21 рубль по транспортной карте и 26 рублей при оплате наличными [5].
Начиная с 2013 года, тарифы на перевозки пассажиров и багажа в регионе росли ниже уровня инфляции. То есть если принять показатели 2013-го за 100 процентов, получается, что суммарно цены на все товары и услуги выросли за семь лет на 80,9 процента, а проезд в транспорте по городским и межмуниципальным маршрутам - на 61,5 процента.
Более наглядно динамика тарифов на перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам г. Липецка изображена на рисунке 1.
Рисунок 1. Динамика тарифов на перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам г. Липецк
«Научные исследования и инновации» Среди преимущественных факторов, увеличивающих стоимость, можно
выделить рост цен на коммунальные услуги, топливо, смазочные материалы,
обновление подвижного состава перевозчиками, а также дополнительные
расходы, понесенные транспортными организациями после изменения
законодательства в части обеспечения безопасности самих перевозок.
Помимо прочего, стоит рассмотреть рейтинг регионов Центрального
федерального округа (ЦФО) по муниципальным тарифам на перевозку
пассажиров по межмуниципальным маршрутам (рис. 2).
лип^ Рейтинг регионов ЦФО* по минимальным тарифам на перевозку пассажиров по межмуниципальным маршрутам, руб./пасс.-км
в пригородном сообщении
4 гле:го
в междугородном сообщении
Рисунок 2. Рейтинг регионов ЦФО по муниципальным тарифам на перевозку пассажиров по межмуниципальным маршрутам, руб./пасс.
Тариф на межмуниципальные перевозки в регионе в 2019 году повышается с 2 до 2,2 рубля за пассажирокилометр для обладателей транспортных карт и с 2,5 до 2,7 рубля для граждан, предпочитающих покупать билеты по старинке.
Сравнивая транспортные тарифы на межкоммунальный транспорт, установленные в Липецкой области и других регионах ЦФО, оказалось, что после повышения нижней границы тарифа в пригородном сообщении с 2 до 2 , 2
Международная научно-практическая конференция рубля, регион опустился только с третьего на четвертое место. Дешевле одна поездка обходится только в Орловской, Тверской и Курской областях. Такую же позицию в Центральном федеральном округе область занимает и в рейтинге тарифов на междугородние перевозки.
Стоит отметить, что поток жалоб по поводу работы транспорта на горячую линию потребительского рынка и ценовую политику за два года уменьшился в пять раз. Однако качество пассажирских перевозок в регионе необходимо регулярно контролировать.
Эффективность ценовой дискриминации в сфере услуг общественного транспорта заключается в том, что данный подход способствует росту объемов продаж транспортных карт и сглаживает различия в уровне платежеспособности разных групп потребителей. Однако ценовая дискриминация требует внешнего контроля ее применения на рынке [6, а 2].
Подводя итоги, можно сделать вывод, что монополистический диктат противоречит интересам потребителей. Это приводит к социальным потерям, связанным, в частности, с сокращением объема продаж. Однако ценовая дискриминация позволяет увеличить объем производства, приблизить его к конкурентному уровню и, следовательно, увеличить потребление, делая определенные товары доступными для менее обеспеченных слоев населения.
Библиографический список:
1. Теория отраслевых рынков [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Т.А. Кузовкова [и др.]. — Электрон. текстовые данные.— Москва: Московский технический университет связи и информатики, 2018.— 158 а— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/92446.html.— ЭБС «IPRbooks»
2. Князева, И.В. Актуальные вопросы проведения анализа состояния конкуренции на товарных рынках (методологический комментарий) [Электронный ресурс]: монография/ Князева И.В., Чирихин С.Н.— Электрон. текстовые данные. — Новосибирск: Новосибирский государственный
«Научные исследования и инновации» технический университет, 2020.— 291 а— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/98779.html.— ЭБС «IPRbooks»
3. Ценовая дискриминация и ее воздействие на общественное благосостояние [Электронный ресурс]: Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ»/ В. С. Ивлева, М. С. Сюпова, 2017, Том 8, № 2, с. 75 - 79
4. Рудалева, И.А., Зульфакарова, Л.Ф. Экономика отраслевых рынков. Конспект лекций [Текст]: / И.А. Рудалева, Л.Ф. Зульфакарова; Каз.федер.ун-т. -Казань, 2013. - 133 с.
5. Приказ Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от 15 июня 2018 г. N 32-ц «Об установлении регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах городского округа город Липецк». — [Текст]: — Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/4801202012220011(дата обращения: 25.12.2020).
6. Даутова, З. Х. Ценовая дискриминация: реальность современного рынка / З. Х. Даутова. — [Текст]: непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 1-2. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/econ/archive/14/1699/ (дата обращения: 25.12.2020).