Научная статья на тему 'Методы типизации при анализе предметных областей пользователей баз данных автоматизированных информационных систем в сфере образования'

Методы типизации при анализе предметных областей пользователей баз данных автоматизированных информационных систем в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы типизации при анализе предметных областей пользователей баз данных автоматизированных информационных систем в сфере образования»

Секция вычислительной техники

тов. Реализация данного уровня состоит в разработке комплекса распределенного расчета математических моделей отдельных компонент исходной моделируемой системы.

Распараллеливание по методу решения предполагает использование параллельных методов численного решения общей системы уравнений, описывающей моделируемый объект. Реализация данного подхода состоит в разработке параллельного ядра решателя моделирующей среды.

При распараллеливании компонент и элементарных моделей единицами распараллеливания являются операторы или машинные коды программы, реализующие план расчета модели на вычислительном узле распределенного вычислителя.

УДК 681.3.016

А.И. Костюк

МЕТОДЫ ТИПИЗАЦИИ ПРИ АНАЛИЗЕ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БАЗ ДАННЫХ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В современных условиях одной из характерных особенностей применения информационных технологий в сфере образования является широкое и интенсивное использование автоматизированных информационных систем, основанных на технологиях баз данных (БД). Поэтому повышение качества и эффективности создаваемых систем, сокращение сроков и затрат на их разработку и внедрение являются актуальными задачами.

Проведенный анализ зарубежных и отечественных СЛ8Б-средств в области автоматизации проектирования БД показывает, что они обеспечивают в основном информационную поддержку процесса проектирования [1], облегчают рутинную работу проектировщиков по формированию структурных и графических диаграмм и документированию описаний структур БД, автоматизируют процесс описания структур БД на языке описания данных выбранной СУБД. Наиболее продвинутые из них имеют удобный визуальный интерфейс, развитые сервисные средства, а также средства генерации программного кода приложений. Однако функциональные возможности данных систем зачастую ограничены и не охватывают всех важных задач создания и эксплуатации БД. При этом практически отсутствуют средства автоматизации разработки, не обеспечивается комплексное решение задач проектирования БД и получение оптимальных проектных решений. Процесс проектирования практически производится разработчиком вручную с использованием его знаний и практического опыта.

Решение проблемы снижения трудоемкости и стоимости разработки, повышения эффективности и качества, создаваемых БД, связано с использованием при их проектировании методов формализации и типизации, созданием САПР БД. Применение типовых проектных решений позволит получить более 50 % экономии затрат.

Таким образом, в основе современных методов проектирования БД должна использоваться методология многостороннего анализа, типизации предметных областей, выявления степени их общности и оптимального по заданному критерию эффективности синтеза структур локальных, сетевых и распределенных БД и модульного прикладного программного обеспечения приложений.

Известия ЮФУ. Технические науки

Специальный выпуск

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Волков А.Е. Повышение эффективности процессов информатизации в сфере образования и автоматизированная информационно-управляющая система Тольяттинской академии управления. - Тольятти, 2002. - 60 с.

УДК 378.147

А.Ю. Николава

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛИСТА

Активное внедрение в образование информационных технологий открыло возможности для дистанционной технологии обучения, ставшей неотъемлемой частью университетского и постуниверситетского образования во всем мире, что влечет за собой изменение традиционной модели обучения, меняя схему образовательного процесса.

Кафедра вычислительной техники с 1997 г. ведет обучение студентов с использованием дистанционной технологии. Контингент обучающихся - это преимущественно выпускники технических колледжей, различных вузов, имеющие практический опыт работы в сфере информатики и вычислительной техники. В этой среде реализуются принципы дистанционного образования: открытости и гибкости обучения, интерактивного общения преподавателя и студента, анализа стартовых знаний студента, индивидуализации учебных планов и графика процесса обучения, идентификации личности при контроле знаний [1].

На основе десятилетнего опыта работы были проанализированы факторы, влияющие на качество образования. Как показал анализ, наиболее эффективный результат в обучении получается при соблюдении следующих условий: студенты заинтересованы в полученных знаниях и имеют, или предполагают, их практическое применение; преподаватель стимулирует получение знаний интересно подготовленным учебным материалом, творческими заданиями, своей заинтересованностью в учебном процессе; учебный и методический материал отражает не только суть дисциплины и перечисляет задания, которые необходимо выполнить, но и широко раскрывает возможности применения знаний, полученных в процессе изучения, а также степень взаимосвязи с другими дисциплинами индивидуального учебного плана; полученные знания подвергаются самоконтролю, с помощью программы тестирования, путем ответа на контрольные вопросы и реализуются в самостоятельно выполненных заданиях; вопросы, составленные для тестов экзаменов, ориентируют студента на обобщение материала, а не на списывание ответов из первоначальных источников.

Реализация вышеперечисленных принципов и факторов способствует выпуску квалифицированных, востребованных специалистов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Гузик В.Ф., Гармаш А.Н., Костюк А.И. Управление учебным процессом в системе дистанционного обучения // Материалы VI Международной НТК «Компьютерное моделирование - 2005». - СПб., 2005. - С. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.