Научная статья на тему 'Методы субсидиарного управления'

Методы субсидиарного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
422
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИКА ПРОИЗВОДСТВА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СУБСИДИАРНОСТЬ / СЕТЕЦЕНТРИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT. PRODUCTION ECONOMICS / CENTRALIZED MANAGEMENT. DECENTRALIZED MANAGEMENT / INFORMATION TECHNOLOGY / SUBSIDIARITY / NETWORK-CENTRIC MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Логинова Анна Сергеевна

Статья описывает методы субсидиарного управления. Раскрывается содержание принципа субсидиарности. Показаны условия, при которых централизованное управление становится не эффективным. Показано значение информации и информационных технологий при субсидиарном управлении. Раскрывается содержание информационного субсидиарного управления. Отмечена важность появлению теории дистрибутизма как разновидности субсидиарного управления. Отмечена необходимость создания единого информационного пространства как необходимого условия реализации субсидиарного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods subsidiarity management

This article describes the subsidiarity management. The article reveals the contents of the principle of subsidiarity. This article describes the conditions for which the centralized control becomes effective. Article shows the importance of information and information technology in the subsidiarity management. The article reveals the contents of the information management subsidiary. Article shows the importance of the emergence of the theory distributizma as a kind of subsidiary management. Article shows the need to create a single information space as a prerequisite for the implementation of the subsidiary management

Текст научной работы на тему «Методы субсидиарного управления»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive15/15-03/ Дата публикации: 1.07.2015 № 3 (15). С. 165-169. УДК 338.2, 004.8

А. С. Логинова

Методы субсидиарного управления

Статья описывает методы субсидиарного управления. Раскрывается содержание принципа субсидиарности. Показаны условия, при которых централизованное управление становится не эффективным. Показано значение информации и информационных технологий при субсидиарном управлении. Раскрывается содержание информационного субсидиарного управления. Отмечена важность появлению теории дистрибутизма как разновидности субсидиарного управления. Отмечена необходимость создания единого информационного пространства как необходимого условия реализации субсидиарного управления.

Ключевые слова: управление, экономика производства, информационные технологии, централизованное управление, децентрализованное управление, субсидиарность, сетецентрическое управление

Perspectives of Science & Education. 2015. 3 (15)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive15/15-03/ Accepted: 29 April 2015 Published: 1 July 2015 No. 3 (15). pp. 165-169.

A. S. Logínova

Methods subsidiarity management

This article describes the subsidiarity management. The article reveals the contents of the principle of subsidiarity. This article describes the conditions for which the centralized control becomes effective. Article shows the importance of information and information technology in the subsidiarity management. The article reveals the contents of the information management subsidiary. Article shows the importance of the emergence of the theory distributizma as a kind of subsidiary management. Article shows the need to create a single information space as a prerequisite for the implementation of the subsidiary management

Keywords: management. production economics, information technology, centralized management. decentralized management, subsidiarity, network-centric management

Введение

убсидиарный принцип управления — это организационный и правовой принцип, согласно которому задачи управления должны решаться на удаленном от центра уровне, на котором их решение более эффективно [1]. К областям данного принципа относятся теория государства и права, политология, ме-реджмент, кибернетика, информатика. Этот ^принцип стал частью Права Европейского союза как один из основных механизмов сдерживания централизации [2]. Иногда этот принцип Црактуют как сетецентрическое управление [3]. Современное управление широко использует информацию и информационные ресурсы РИлЙЧают управление (control) и менеджмент

(management). Различают информационное управление (information control — IC) [4] и информационный менеджмент (information management — IM) [5]. Субсидиарность широко применяется в боевых действиях.

Основы субсидиарного управления

Субсидиарность (лат. subsidiarius — вспомогательный) — организационный и правовой принцип, согласно которому задачи должны решаться на удаленном от центра уровне, на котором их решение возможно и эффективно. К областям применения данного принципа относятся управление восками, теория государства и права, политология, менеджмент, кибернетика, информатика.

НРЯНРЯРности является разНовидно-Штью децентрализации. Этот принцип стал ча-ВТЬЮ Права Европейского союза как один из основных механизмов сдерживания централизации.

Принцип субсидиарности восходит к идеям Платона и Аристотеля, а также к средневековому городскому праву. В католическом социальном учении эта концепция была впервые использована епископом Кеттелером и после опубликования <^егит Novarum» (1891) [6] папой римским Львом XIII стала частью официальной доктрины. Изначальной целью принципа было разрешение конфликта между личностью и обществом.

Принцип субсидиарности исходит из автономии личности и чувства собственного достоинства. Все формы общества, от семьи до международных органов, должны служить человеку. Отсюда также следует, что источником политической власти является народ. В то же время персонализм утверждает, что люди по своей природе испытывают потребность в общении и членстве в элементарных ячейках общества. Эти ячейки выполняют роль посредников между человеком и более крупными структурами и тем самым наделяют его реальной властью. Данная схема воспроизводится на уровне средних и крупных общественных структур. Отсюда делается вывод, что делегирование властных полномочий более высоким уровням должно осуществляться исключительно по мере необходимости. В частности, государство может использовать свою власть только в той мере, в какой это необходимо для общего блага [7].

Субсидиарность обязывает государство и общество к созданию условий для полноценного развития личности, в том числе, обеспечения

со^йВльйо-эктаяоЖкч^ских'прав человека. ГосЯ! дарство обязано уважать независимость отдельных людей и организаций, но при этом должно способствовать установлению связей между ними. Хотя оно не вправе накладывать ограничения на справедливые требования личности, оно должно защищать одних членов общества от вреда, связанного с частными интересами других

Информационное субсидиарное управление

Информационное субсидиарное управление [8] заключается в обработке информации, для достижения субсидиарных управленческих целей. Управление является эффективным только тогда, когда модель управления соответствует структуре управляемого объекта. Если централизованная модель управления теряет эффективность при длительных процессах передачи управленческой информации, ее следует заменять субсидиарной моделью. Это связано с принципом информационного соответствия [4].

В настоящее время каждые 2-3 года объем информации, используемой в управлении, удваивается. Это усугубляет недостатки присущие иерархическим системам. Появляются новые требования к скорости передачи и обработки, информации. Растут масштабы и интенсивность информационного взаимодействия. Все это требует искать новые подходы к организации управления промышленными предприятиями.

Одним из современных подходов является информационный подход в управлении [4]. Использование сетевых технологий позволяет создать новую модель управления — модель субсидиарного управления [8] (рис.1).

Рис.1. Субсидиарная модель управления

166 ^^ 2307-2447

ЗдесБ'А1ЧА1,?А31УровНи ^управления по значимости. В иерархической концепции управления они трансформируются сверху вниз. В субсидиарном управлении они преобразуются в концентрические неоднородные окружности..

Реализация такой модели становится возможной при создании единого информационного пространства управления и применении сетевых технологий. Другими словами, сетевое информационное управление служит основой реализации субсидиарного управления, а их интеграция создает информационное субсидиарное управление.

Обеспечение совместимости функциональных блоков достигается интеграцией и применением методов стандартизации, гармонизации и сертификации. Ликвидация промежуточных звеньев осуществляется на основе интеграции (включая вертикальную) технологий, систем и организаций. Основой сетецентрического управления на уровне фирмы является компьютерная система управления электронным документооборотом. Таким образом, сетецен-трическая модель управления позволяет решать задачи, не решаемые в классических иерархических системах, существенно сокращает время принятия управленческих решений и повышает качество управления.

Субсидиарность способствует обеспечения социально-экономических прав человека и предприятия. Применение принципа субсидиар-ности к экономике привело к появлению теории дистрибутизма [9], которая состоит в том, что средства производства и деятельность должны быть как можно шире распределены среди населения, а не сконцентрированы в руках крупного капитала или одной фирмы. В региональном плане эта теория привеля к созданию специализированных подразделений дистрибьютеров, которые специализируются исключительно на сбыте продукции.

Принцип субсидиарности выдвигает два требования. Во-первых, для действий введения этого принципа необходимо основание. Во-вторых, масштаб действий должен быть соразмерен необходимости. При обосновании соответствия предлагаемых мер принципу субсидиарности используется ряд критериев [2, 8]:

Близость власти к гражданам. Политические решения должны приниматься на уровне, как можно более близком к населению.

Достаточность. Могут ли поставленные цели быть достигнуты в достаточной мере на более низких уровнях (в том числе, самими гражданами).

Выгода. Будет ли решение задачи на более вы-¡Коком уровне более эффективным или выгодным.

Информационные субсидиарное управление повышает оперативность анализа и управления и является в настоящее время основной формой субсидиарного управления.

Методы субсидиарного управления

Методы субсидиарного управления используют различные подходы поддержки принятия решений [10], системный анализ [11] и даже тЯI орию информационных единиц [12], как эл.еЯ ментов субсидиарного управления. Ключевым элементом эффективного решения проблем управления является определение «проблемного пространства управления» [13]. Проблемное пространство представляет собой пространство параметров, ассоциированное с проблемой, в него могут входить также восприятия и убеждения ЛПР. Основной принцип поиска «пространства решения» заключается в том, что проблему невозможно решить с помощью того же мышления, которое ее создало. Общая задача эффективного решения проблем заключается в том, чтобы найти способ мышления, неидентичный тому, с помощью которого создана проблема.

Процесс определения «проблемного пространства» и «пространства решения» включает в себя общий цикл сбора информации и применения ее на практике, который отражает два центральных критерия эффективного лидерства в решении проблем. Наиболее удачные решения должны наиболее полно охватывать элементы системы, поддерживающие существование проблемы. Таким образом, эффективное решение проблем должно обеспечивать равновесие между доскональностью и релевантностью.

Доскональность подразумевает проверку всех возможных факторов, работающих на ту или иную проблему или цель. Релевантность заключается в определении факторов, наиболее значимых для возникновения проблемы или достижения цели либо обеспечивающих наибольшее влияние на текущее состояние проблемы. Следовательно, в решении проблемы [14] существует непрерывный цикл, включающий:

1. доскональное изучение факторов проблемы и потенциальных элементов проблемного пространства;

2. определение того, какие из этих факторов и элементов являются наиболее значимыми для возникновения и, следовательно, решение проблемы.

Модели принятия решения в общем случае представляет собой схему, которая включает:

1) выбор альтернативных решений,

2) выбор критерия рейтингования решений,

3) выбор групп факторов, влияющих на рейтинг,

4) исследование направленных связей, указывающих на влияния решений, критерия и факторов друг на друга.

Первая группа понятий связана с описанием возможных структур моделей принятия решения и анализа предпочтительности решения [15]. Для вычисления приоритетов альтернативных решений к структуре необходимо добавить

информацию о силе влияний решений, критерия и факторов друг на друга.

Вторая группа понятий связана с описанием Ванных для моделей принятия решения [16]. После того как сформирована структура и собраны все данные, модель принятия решения готова, т.е. в ней могут быть получены рейтинги приоритетов решений и факторов. Знание приоритетов используется для поддержки принятия решения.

Третья группа понятий связана с описанием результатов, получаемых в моделях принятия решения.

Четвертая группа понятий связана с исследование факторов субсидиарности [17] того, как организованы вычисления. Знание этих факторов необходимо для понимания субсидиарных связей.

Заключение

Развитие субсидиарного управления осуществляется на основе интеграции и на основе применения логических информационных единиц [18], как средства анализа структуры и оценки целесообразности субсидиарного управления на этой основе. В областях, которые не подпадают под исключительную компетенцию государства возможно действие информационного субсидиарного управления. Любой филиал организации может действовать в соответствии с принципом субсидиарности тогда, когда цели предполагаемого действия не способны быть достигнуты в достаточной мере средствами централизованного управления и поэтому, в силу масштабов или последствий предполагаемого действия, могут быть более успешно достигнуты средствами субсидиарного управления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Paterson S. L., Brock D. M. The development of subsidiary-management research: review and theoretical analysis // International Business Review. 2002. V. 11. №. 2. p.139-163.

2. Shaw D., Nadin V., Seaton K. The application of subsidiarity in the makng of European environmental law // European Environment. 2000. Vol. 10, No. 2. p.85-95.

3. Тихонов А.Н., Иванников А.Д., Соловьёв И.В., Цветков В.Я., Кудж С.А. Концепция сетецентрического управления сложной организационно-технической системой. М.: МаксПресс, 2010. 136 с.

4. Цветков В.Я. Информационное управление. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Saarbrücken, Germany 2012 -201с.

5. http://www.managing-information.org.uk/summary.htm

6. Leo X. Rerum Novarum. 1891 //Catholic Social Thought: The Documentary Heritage. 1931.

7. Carozza P. G. Subsidiarity as a structural principle of international human rights law // American Journal of International Law. 2003. С. 38-79.

8. Цветков В.Я. Применение принципа субсидиарности в информационной экономике // Финансовый бизнес. 2012. № 6. С. 40-43.

9. Hedges L. V. Distribution theory for Glass's estimator of effect size and related estimators // Journal of Educational and Behavioral Statistics. 1981. V. 6. №. 2. p.107-128.

10. Тихонов А.Н., Цветков В.Я. Методы и системы поддержки принятия решений. М.: МаксПресс, 2001. 312 с.

11. Коваленко А.Н. Системный подход создания интегрированной информационной модели // Славянский форум, 2014. № 6 (2). С. 51-55.

12. Tsvetkov V.Ya. Information Units as the Elements of Complex Models // Nanotechnology Research and Practice,

2014, Vol.(1), № 1, р. 57-64.

13. Соловьев И.В., Конотопов А.И. Проблемы управления сложной организационно-технической системой // Славянский форум, 2012. № 1 (1). С. 255-258.

14. Цветков В.Я. Решение проблем с использованием системного анализа // Перспективы науки и образования.

2015. № 1. С. 50-55.

15. Цветков В.Я. Основы теории предпочтений. М.: Макс Пресс, 2004. 48 с.

16. Haugland S.A. The integration-responsiveness framework and subsidiary management: A commentary // Journal of Business Research. 2010. Т. 63. №. 1. С. 94-96.

17. Manolopoulos D. The concept of autonomy in the subsidiary management research: A conceptual investigation // Journal of Transnational Management. 2006. Т. 11. № 4. С. 45-62.

18. Tsvetkov V.Ya. Logic units of information systems // European Journal of Natural History. 2009. № 2 . pp. 99-100.

REFERENCES

1. Paterson S.L., Brock D.M. The development of subsidiary-management research: review and theoretical analysis. International Business Review, 2002, V. 11, no. 2, pp.139-163.

2. Shaw D., Nadin V., Seaton K. The application of subsidiarity in the makng of European environmental law. European Environment, 2000, Vol. 10, no. 2, pp.85-95.

3. Tikhonov A.N., Ivannikov A.D., Solov'ev I.V., Tsvetkov V.Ia., Kudzh S.A. Kontseptsiia setetsentricheskogo upravleniia slozhnoi organizatsionno-tekhnicheskoi sistemoi [Concept of network-centric management of complex organizational-technical system.]. Moscow, MaksPress Press, 2010. 136 p.

4. Tsvetkov V.Ia. Informatsionnoe upravlenie. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Saarbrücken, Germany 2012. 201 p. Avilable at: http://www.managing-information.org.uk/summary.htm (accessed 15 May 2015).

5. Leo X. Rerum Novarum. 1891. Catholic Social Thought: The Documentary Heritage. 1931.

6. Carozza P.G. Subsidiarity as a structural principle of international human rights law. American Journal of International Law, 2003, pp. 38-79.

7. Tsvetkov V.Ia. Application of the principle of subsidiarity in the information economy. Finansovyi biznes - Finance business, 2012, no. 6, pp. 40-43 (in Russian).

8. Hedges L.V. Distribution theory for Glass's estimator of effect size and related estimators. Journal of Educational and Behavioral Statistics, 1981, V.6, no. 2, pp.107-128.

168 ISSN 2307-2447

9. Tikhoffiov A.N., : Tsvetkov V.Ia. MëtodyWsistemy podderzhki priniatiia reshenii [Methods and systems Of decision support]. Moscow, MaksPress Publ., 2001. 312 p.

10. Kovalenko A.N. A systematic approach to create an integrated information model. Slavianskii forum - Slavic forum, 2014, no. 6 (2), pp. 51-55 (in Russian).

11. Tsvetkov V.Ya. Information Units as the Elements of Complex Models. Nanotechnology Research and Practice, 2014, Vol.(1), no. 1, pp. 57-64.

12. Solov'ev I.V., Konotopov A.I. Problems of management of complex organizational-technical systems. Slavianskii forum - Slavic forum, 2012, no. 1 (1), pp. 255-258 (in Russian).

13. Tsvetkov V.Ia. Solution of problems using system analysis. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2015, no. 1, pp. 50-55 (in Russian).

14. Tsvetkov V.Ia. Osnovy teorii predpochtenii [Basic theory of preferences]. Moscow, Maks Press Publ., 2004. 48 p.

15. Haugland S.A. The integration-responsiveness framework and subsidiary management: A commentary. Journal of Business Research, 2010, V. 63, no. 1, pp. 94-96.

16. Manolopoulos D. The concept of autonomy in the subsidiary management research: A conceptual investigation. Journal of Transnational Management, 2006, V. 11, no. 4, pp. 45-62.

17. Tsvetkov V.Ya. Logic units of information systems. European Journal of Natural History, 2009, no. 2, pp. 99-100.

Информация об авторе

Логинова Анна Сергеевна

(Россия, Москва) Магистрант Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики (МГТУ МИРЭА) E-mail: [email protected]

Information about the author

Loginova Anna Sergeevna

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Russia, Moscow) Undergraduate student Moscow State Institute of Radio Engineering Electronics and Automation

(MSTU MIREA) E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.