Научная статья на тему 'Методы работы над тематизмом в процессе композиционной деятельности учащихся музыкантов-исполнителей'

Методы работы над тематизмом в процессе композиционной деятельности учащихся музыкантов-исполнителей Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
217
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМАТИЗМ / СИСТЕМНЫЙ МЕТОД / КОМПАРАТИВНЫЙ МЕТОД / СТРУКТУРНЫЙ МЕТОД / SYSTEM METHOD / STRUCTURAL METHOD / TEMATIZM / KOMPARATIVNY METHOD

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Павлов Денис Николаевич

Подробно рассмотрены возможные методы работы над тематизмом (на примерах некоторых форм и этапов творческой работы) в процессе композиционной деятельности учащихся музыкантов-исполнителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF WORK ON TEMATIZM IN THE COURSE OF COMPOSITE ACTIVITY OF PUPILS OF PERFORMING MUSICIANS

Possible methods of work on a tematizm (on examples of some forms and stages of creative work) in the course of composite activity of studying performing musicians are in detail considered.

Текст научной работы на тему «Методы работы над тематизмом в процессе композиционной деятельности учащихся музыкантов-исполнителей»

СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

УДК 78 Д. Н. Павлов

МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ТЕМАТИЗМОМ В ПРОЦЕССЕ КОМПОЗИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Подробно рассмотрены возможные методы работы над тематизмом (на примерах некоторых форм и этапов творческой работы) в процессе композиционной деятельности учащихся музыкантов-исполнителей.

Ключевые слова: тематизм, системный метод, компаративный метод, структурный метод

Работа над тематизмом в процессе композиционной деятельности учащихся музыкально-исполнительских отделений средних специальных учебных заведений предполагает выработку профессиональных навыков, а именно - овладение методами профессионально-технологического порядка. В сфере концертно-исполнитель-ской практики юные музыканты реализуют свои исполнительские умения и навыки, становясь интерпретаторами каких-либо музыкальных произведений, осуществляя их фактическое звучание. Но музыкант-исполнитель не только не становится при этом автором композиции самого произведения, поскольку не создает музыку в качестве композитора, но и в полной мере не участвует в музыкально-теоретической деятельности, так как не всегда познает творческие установки крупнейших композиторов. В связи с этим возникает проблема реализации музыкантом-исполнителем на определенно более высоком уровне бесконечных потенциалов художественного воображения - ключевого компонента творческого мышления музыканта.

Вне зависимости от того, раскроется начинающий музыкант-исполнитель в процессе сочинения музыки как будущий профессиональный композитор либо музыкант-теоретик, владеющий методами профессионально-технологического порядка, или достигнет определенной степени концертно-исполнительской зрелости, сами возможности сочинительского процесса помогают ему эволюционировать в профессиональном смысле, как исполнителю, сравнительно интенсивнее. Осваивая технику композиции, музыкант-исполнитель начинает понимать язык

музыки значительно глубже, осмыслять композиционно-логически ее содержание, что становится возможным на основе постижения приемов самого композиционного ремесла. Музыканту-исполнителю, приступающему к сочинению музыки, на начальном этапе знакомства с этим видом творческого процесса необходимо обучаться особенностям организации музыкального тематизма, наделяющего значительной выразительностью и запоминающимся обликом будущее произведение. Сочинение является наиболее естественной формой творческого самовыражения музыканта-исполнителя; однако, чтобы обладать свободой в сочинительском процессе, необходимы знания законов музыкального развития и навыки создания оригинального и перспективного тематизма.

В ранее известных отечественных трудах композиторов-педагогов О. Евлахова «Проблемы воспитания композитора» [5], М. Гнесина «Начальный курс практической композиции» [1], Е. Месснера «Основы композиции» [6], раскрывающих содержание композиционной техники, методы работы над тематизмом не выделялись и не рассматривались как отдельная категория. Представляется целесообразным применить, спроецировав в преломлении, современные методы науки о музыке к процессу ее сочинения. Современная гуманитарная наука, пройдя сложный путь развития, в ХХ в. обогатилась рядом новых методов, применяемых в философии, эстетике, литературоведении. Музыковедение, имеющее свой специфический объект и предмет, не только впитало современные методологические идеи, но и предложило свои подходы.

82

В достаточной мере они представлены и раскрыты в современной монографии Н. Гуляницкой «Методы науки о музыке» [2]. Автором исследования предлагается подход от общего к частному, от известных положений в области герменевтики, семиологии, системного, структурного, компаративного анализов - к музыкальным «событиям», конкретным «музыкальным фактам».

Целесообразным является рассмотрение возможных методов работы над тематизмом на примерах некоторых форм и этапов творческой деятельности учащихся:

1. Сочинение вокальных мелодий на стихи с ориентиром на особенности связей мелодии с поэтическим текстом - системный метод.

2. Разработка жанрово-стилистических моделей - компаративный метод.

3. Конструирование тематизма из отдельных элементов музыкального языка - интервалов - структурный метод.

Тематизм является основой музыкального творчества. В широком смысле его понятие объединяет в себе все средства выразительности, все основные элементы музыкального языка: мелодику, ритм, гармонию, полифонию, тембровый колорит, фактуру, форму и принципы развития [7, с. 99]. В музыке классико-романтической традиции тематический материал оформляется в целостное, в той или иной степени завершенное построение - тему, выражающую основную мысль произведения (или его части) и являющуюся предметом дальнейшего развития. Такие композиторы, как Л. Бетховен, И. Стравинский, С. Прокофьев, придавали огромное значение работе над тематизмом, его изобретению и совершенствованию. Процесс вынашивания, кристаллизации и оформления тематического материала у крупнейших мастеров сопровождался затратой творческой энергии и требовал временных затрат. «Не доверяйте удачным находкам, не пишите сразу же...», «Вы слишком быстро успокаиваетесь. Отложите в сторону и позже работайте с новой силой над сочинением», - писал И. Брамс [Цит. по: 4]. Не всегда в сочинительском процессе тема или ее зерно приходят в окончательном варианте. В данном случае важно авторское отношение к ним как к моменту из «разра-

ботки» и поиск на их основе новых, более ярких художественных решений.

В процессе создания вокальных мелодий на стихи, с ориентиром на особенности связей мелодии с поэтическим текстом, продуктивным представляется системный метод работы над тематизмом. Н. Гуляницкая считает, что, рассматривая произведение с позиции системного подхода, очень важно приглядеться к материалу - как элементам музыкального языка и оценить «конструктивный принцип», назначение которого есть организация материала и создание целостности [2, с. 29-48].

Работая над вокальным сочинением, необходимо организовать музыкальный материал в единстве ключевых средств художественной выразительности, характерных для данного жанра: пластичная мелодическая линия и естественная вокальная интонация; фактурная и гармоническая стороны сопровождения, раскрывающие содержание и эмоциональность словесного текста; рельефная музыкальная форма с кульминациями и спадами. В самом начале предполагается анализ метроритма поэтического текста. После установления метра следующим этапом может стать поиск возможных ритмических вариантов: с варьированием длительностей одних и тех же слогов; с распеванием слогов; с переносами сильной доли; с ритмическим сжатием и расширением музыкального материала. Наряду с определением метроритма происходит поиск различных вариантов мелодического решения данного поэтического текста. На примере сочинения вокальной мелодии по поэтическому тексту учащемуся объясняется строение музыкального периода: соответствие строфы текста -форме периода, каждого двустишия - предложению, строки - фразе [8, с. 268-280].

Наибольшая сложность при сочинении мелодии заключается в интонационной выразительности, поскольку весьма непростым является создание пластичной и органичной мелодии, выражающей ключевую мысль поэтического текста в вокальной музыке. На примере эскизной работы И. Стравинского можно проследить этапы музыкально-композиционной работы композитора со словом. В его ранней эскизной тетради

83

записан фрагмент стихотворения С. Клычкова «Вся она убрана Кисеей венчальной...»: пример поэтапной работы над текстом, где вначале ноти-рована просодия, дублирующая стиховую, затем ее вариант более самостоятельный и только потом выписаны готовые мелодические фразы.

Осуществить «игру» с жанром, разрабатывая жанрово-стилистические модели, представляется возможным на основе компаративного метода. Н. Гуляницкая допускает его применение для сравнения произведений в недрах творчества одного или разных авторов одного или нескольких исторических периодов; для сравнения произведений разных видов искусства [2, с. 69-84].

Понятие модель имеет значение образца изделия или образца для изготовления, а также предмета, позволяющего воспроизвести изображение художественного образа. В связи с этим, разрабатывая ту или иную музыкальную жанрово-стилистическую модель, необходимо придавать ей новое качество, согласно поставленной творческой задаче, так же как и перерабатывать собственную музыкальную идею в рамках избранной модели [3, с. 31-35]. В качестве жанровых моделей для разработки могут использоваться виды бытовой и профессиональной музыки [10, с. 212].

На примере музыкального эскиза С. Прокофьева проследим, как композитор может перерабатывать свою музыкальную идею в рамках жанрово-стилистической модели, придавая ей новое качество. В ранних произведениях композитора роль маршевых ритмов весьма велика, что связано с общим преобладанием в них моторики. Целесообразным является сравнение его двух маршей: неизданного марша £шо11, автограф которого опубликован (1906 г.), и марша ор. 12, № 1 (1913 г.). Марш 1906 г. написан под очевидным влиянием военной музыки. Элементы музыкального тематизма - мелодика, гармония, фактура - преимущественно классичны, но в этой пьесе присутствуют четкие стилевые признаки жанра марша: четный размер, регулярная акцентность, пунктирный ритм. В марше 1913 г. авторская индивидуальность проявляется уже в полную силу. Перерабатывая для издания свой детский марш, С. Прокофьев, по существу, соз-

дает новую пьесу. От марша 1906 г. остается лишь первая тема, а ее простой диатонический облик изменен усложненной гармонией, ведущей к расширению тональности произведения. Таким образом, тональный план становится более разнообразным, чем в марше 1906 г. В красочной смене эпизодов среднего раздела присутствует некоторая театральность, что отсутствовало в первоначальном варианте данного марша.

Конструирование тематизма из отдельных элементов музыкального языка - интервалов представляется возможным осуществить на основе структурного метода. Н. Гуляницкая, рассматривая данный метод, анализирует понятие музыкальный структурализм, нашедшее обоснование в структурировании музыкального материала на основе «высотных классов» [2, с. 49-68].

Перспективы конструирования тематизма на основе интервалов - «звуковысотных классов» заключаются в расширении представлений учащихся о характере темы. На основе данного метода происходит преодоление инерции восприятия темы как мелодии с сопровождением, поскольку темой может быть любая структура: интервал, аккорд, лад, серия [9, с. 5-12].

Интервалы обладают различными колористическими возможностями. Примером тому является диссонантная природа секунды, которая может раскрываться различным образом: как резкий по звучанию интервал и как интервал с мягким, затушеванным колоритом. Для достижения желаемых художественно-образных результатов учащимся необходимо осуществлять интервальный отбор. Так, эскизная разработка тематического материала у И. Стравинского показывает, насколько для композитора важен, наряду с мелодико-интонационной работой, поиск «правильного интервала». Одним из примеров может явиться первая картина балета «Поцелуй феи». Начальные страницы набросков содержат материал поискового характера. Прямые цитаты из П. Чайковского у И. Стравинского отсутствуют: очевидно, что композитор стремится найти свой собственный материал, разрабатывая квинтовую тему с плагальным кадансом, от которой в результате остается лишь квинта-зов.

84

Таким образом, эскизные записи крупнейших композиторов убеждают в необходимости тщательной проработки музыкально-тематического материала. Представляется целесообразным применить наиболее оптимальные методы работы над тематизмом в зависимости от творческого замысла учащегося в процессе его композиционной деятельности. Практика преподавания композиции показывает, что системный метод актуален для юных композиторов при сочинении вокальной музыки, когда необходимо уделять внимание связям мелодии с поэтическим текстом. Компаративный метод работы позволяет музыканту-исполнителю, сочиняющему музыку, разрабатывать жанрово-стилистические модели на основе постоянного поиска новых приемов их художественного ре-

шения. Уникальность структурного метода состоит в свою очередь в том, что конструирование тематизма может осуществляться учащимися на основе отдельных элементов музыкального языка - интервалов, и в этот ряд включают: серии, аккорды, лады - как первоосновы формирования тематизма музыкальных сочинений.

Для достижения максимальной выразительности будущего музыкального материала учащемуся музыканту-исполнителю необходимо фиксировать все возникающие творческие мысли. Выбрав индивидуальный способ ведения эскизов, нотированные музыкальные идеи следует в дальнейшем прорабатывать на основе наиболее оптимальных методов работы над те-матизмом в процессе создания целостного содержания музыкальных произведений.

1. Гнесин, М. Ф. Начальный курс практической композиции / М. Ф. Гнесин. - Москва : Музгиз, 1962. - 216 с.

2. Гуляницкая, Н. С. Методы науки о музыке: Исследование / Н. С. Гуляницкая. - Москва : Музыка, 2009. - 256 с.

3. Гуреев, С. Г. Играем с музыкой / С. Г. Гуреев. - Санкт-Петербург : Композитор, 2007. - 40 с.

4. Друскин, М. С. Брамс / М. С. Друскин. - Ленинград : Советская музыка, 1954. - № 12. - С. 82.

5. Евлахов, О. А. Проблемы воспитания композитора / О. А. Евлахов. - Ленинград : Советский композитор, 1963. - 132 с.

6. Месснер, Е. И. Основы композиции / Е. И. Месснер. - Москва : Музыка, 1968. - 504 с.

7. Ройтерштейн, М. И. Основы музыкального анализа / М. И. Ройтерштейн. - Москва : ВЛАДОС, 2001. - 112 с.

8. Тиц, М. Д. О тематической и композиционной структуре музыкальных произведений / М. Д. Тиц. - Киев: Музычна Украина, 1972. - 282 с.

9. Тюлин, Ю. Н. Музыкальная фактура и мелодическая фигурация / Ю. Н. Тюлин. - Москва : Музыка, 1980. - 311 с. 10. Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства / В. Н. Холопова. - Санкт-Петербург : Лань, 2000. - 320 с.

Сдано 19.12.2013

D. N. Pavlov

METHODS OF WORK ON TEMATIZM IN THE COURSE OF COMPOSITE ACTIVITY OF PUPILS OF PERFORMING MUSICIANS

Possible methods of work on a tematizm (on examples of some forms and stages of creative work) in the course of composite activity of studying performing musicians are in detail considered.

Keywords: tematizm, system method, komparativny method, structural method_

1. Gnesin, M. F. Nachalnyj kurs prakticheskoj kompozitsii [Initial course of practical composition] / M. F. Gnesin. -Moscow: Muzgiz, 1962. - 216 p.

2. Gulyanitskaya, N. S. Metody nauki o muzyke: Issledovanie [Science methods about music: Research] / N. S. Gulyanitskaya. - Moscow: Music, 2009. - 256 p.

3. Gureev, S. G. Igraem s muzykoj [We play with music] / S. G. Gureev. - St. Petersburg: Kompozitor, 2007. - 40 p.

4. Druskin, M. S. Brams [Brahms] / M. S. Druskin. - Leningrad : Sovetskaya muzyka, 1954. - № 12. - P. 82.

5. Evlakhov, O. А. Problemy vospitaniya kompozitora [Problems of education of the composer] / O. А. Evlak-hov. - Leningrad : Sovetskij kompozitor [Soviet composer], 1963. - 132 s.

6. Messner, E. I. Osnovy kompozitsii [Of a composition basis] / E. I. Messner. - Moscow: Muzyka [Music], 1968. - 504 p.

7. Royterstein, M. I. Osnovy muzykalnogo analiza [Basics of musical analysis] / M. I. Royterstein. - Moscow: VLАDOS, 2001. - 112 p.

8. Tits, M. D. O tematicheskoj i kompozitsionnoj strukture muzykalnykh proizvedenij [Thematic and composite structure of musical compositions] / M. D. Tits. - Kiev: Muzychna Ukraina, 1972. - 282 p.

9. Tyulin, Yu. N. Muzykalnaya faktura i melodicheskaya figuratsiya [Musical invoice and melodic figuration] / Yu. N. Tyulin. - Moscow: Muzyka [Music], 1980. - 311 p.

10. Holopova, V. N. Muzyka kak vid iskusstva [Muzyka as art form] / V. N. Holopova. - St. Petersburg: Lan', 2000. - 320 p.

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.