СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ
УДК 78 Д. Н. Павлов
МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ТЕМАТИЗМОМ В ПРОЦЕССЕ КОМПОЗИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
Подробно рассмотрены возможные методы работы над тематизмом (на примерах некоторых форм и этапов творческой работы) в процессе композиционной деятельности учащихся музыкантов-исполнителей.
Ключевые слова: тематизм, системный метод, компаративный метод, структурный метод
Работа над тематизмом в процессе композиционной деятельности учащихся музыкально-исполнительских отделений средних специальных учебных заведений предполагает выработку профессиональных навыков, а именно - овладение методами профессионально-технологического порядка. В сфере концертно-исполнитель-ской практики юные музыканты реализуют свои исполнительские умения и навыки, становясь интерпретаторами каких-либо музыкальных произведений, осуществляя их фактическое звучание. Но музыкант-исполнитель не только не становится при этом автором композиции самого произведения, поскольку не создает музыку в качестве композитора, но и в полной мере не участвует в музыкально-теоретической деятельности, так как не всегда познает творческие установки крупнейших композиторов. В связи с этим возникает проблема реализации музыкантом-исполнителем на определенно более высоком уровне бесконечных потенциалов художественного воображения - ключевого компонента творческого мышления музыканта.
Вне зависимости от того, раскроется начинающий музыкант-исполнитель в процессе сочинения музыки как будущий профессиональный композитор либо музыкант-теоретик, владеющий методами профессионально-технологического порядка, или достигнет определенной степени концертно-исполнительской зрелости, сами возможности сочинительского процесса помогают ему эволюционировать в профессиональном смысле, как исполнителю, сравнительно интенсивнее. Осваивая технику композиции, музыкант-исполнитель начинает понимать язык
музыки значительно глубже, осмыслять композиционно-логически ее содержание, что становится возможным на основе постижения приемов самого композиционного ремесла. Музыканту-исполнителю, приступающему к сочинению музыки, на начальном этапе знакомства с этим видом творческого процесса необходимо обучаться особенностям организации музыкального тематизма, наделяющего значительной выразительностью и запоминающимся обликом будущее произведение. Сочинение является наиболее естественной формой творческого самовыражения музыканта-исполнителя; однако, чтобы обладать свободой в сочинительском процессе, необходимы знания законов музыкального развития и навыки создания оригинального и перспективного тематизма.
В ранее известных отечественных трудах композиторов-педагогов О. Евлахова «Проблемы воспитания композитора» [5], М. Гнесина «Начальный курс практической композиции» [1], Е. Месснера «Основы композиции» [6], раскрывающих содержание композиционной техники, методы работы над тематизмом не выделялись и не рассматривались как отдельная категория. Представляется целесообразным применить, спроецировав в преломлении, современные методы науки о музыке к процессу ее сочинения. Современная гуманитарная наука, пройдя сложный путь развития, в ХХ в. обогатилась рядом новых методов, применяемых в философии, эстетике, литературоведении. Музыковедение, имеющее свой специфический объект и предмет, не только впитало современные методологические идеи, но и предложило свои подходы.
82
В достаточной мере они представлены и раскрыты в современной монографии Н. Гуляницкой «Методы науки о музыке» [2]. Автором исследования предлагается подход от общего к частному, от известных положений в области герменевтики, семиологии, системного, структурного, компаративного анализов - к музыкальным «событиям», конкретным «музыкальным фактам».
Целесообразным является рассмотрение возможных методов работы над тематизмом на примерах некоторых форм и этапов творческой деятельности учащихся:
1. Сочинение вокальных мелодий на стихи с ориентиром на особенности связей мелодии с поэтическим текстом - системный метод.
2. Разработка жанрово-стилистических моделей - компаративный метод.
3. Конструирование тематизма из отдельных элементов музыкального языка - интервалов - структурный метод.
Тематизм является основой музыкального творчества. В широком смысле его понятие объединяет в себе все средства выразительности, все основные элементы музыкального языка: мелодику, ритм, гармонию, полифонию, тембровый колорит, фактуру, форму и принципы развития [7, с. 99]. В музыке классико-романтической традиции тематический материал оформляется в целостное, в той или иной степени завершенное построение - тему, выражающую основную мысль произведения (или его части) и являющуюся предметом дальнейшего развития. Такие композиторы, как Л. Бетховен, И. Стравинский, С. Прокофьев, придавали огромное значение работе над тематизмом, его изобретению и совершенствованию. Процесс вынашивания, кристаллизации и оформления тематического материала у крупнейших мастеров сопровождался затратой творческой энергии и требовал временных затрат. «Не доверяйте удачным находкам, не пишите сразу же...», «Вы слишком быстро успокаиваетесь. Отложите в сторону и позже работайте с новой силой над сочинением», - писал И. Брамс [Цит. по: 4]. Не всегда в сочинительском процессе тема или ее зерно приходят в окончательном варианте. В данном случае важно авторское отношение к ним как к моменту из «разра-
ботки» и поиск на их основе новых, более ярких художественных решений.
В процессе создания вокальных мелодий на стихи, с ориентиром на особенности связей мелодии с поэтическим текстом, продуктивным представляется системный метод работы над тематизмом. Н. Гуляницкая считает, что, рассматривая произведение с позиции системного подхода, очень важно приглядеться к материалу - как элементам музыкального языка и оценить «конструктивный принцип», назначение которого есть организация материала и создание целостности [2, с. 29-48].
Работая над вокальным сочинением, необходимо организовать музыкальный материал в единстве ключевых средств художественной выразительности, характерных для данного жанра: пластичная мелодическая линия и естественная вокальная интонация; фактурная и гармоническая стороны сопровождения, раскрывающие содержание и эмоциональность словесного текста; рельефная музыкальная форма с кульминациями и спадами. В самом начале предполагается анализ метроритма поэтического текста. После установления метра следующим этапом может стать поиск возможных ритмических вариантов: с варьированием длительностей одних и тех же слогов; с распеванием слогов; с переносами сильной доли; с ритмическим сжатием и расширением музыкального материала. Наряду с определением метроритма происходит поиск различных вариантов мелодического решения данного поэтического текста. На примере сочинения вокальной мелодии по поэтическому тексту учащемуся объясняется строение музыкального периода: соответствие строфы текста -форме периода, каждого двустишия - предложению, строки - фразе [8, с. 268-280].
Наибольшая сложность при сочинении мелодии заключается в интонационной выразительности, поскольку весьма непростым является создание пластичной и органичной мелодии, выражающей ключевую мысль поэтического текста в вокальной музыке. На примере эскизной работы И. Стравинского можно проследить этапы музыкально-композиционной работы композитора со словом. В его ранней эскизной тетради
83
записан фрагмент стихотворения С. Клычкова «Вся она убрана Кисеей венчальной...»: пример поэтапной работы над текстом, где вначале ноти-рована просодия, дублирующая стиховую, затем ее вариант более самостоятельный и только потом выписаны готовые мелодические фразы.
Осуществить «игру» с жанром, разрабатывая жанрово-стилистические модели, представляется возможным на основе компаративного метода. Н. Гуляницкая допускает его применение для сравнения произведений в недрах творчества одного или разных авторов одного или нескольких исторических периодов; для сравнения произведений разных видов искусства [2, с. 69-84].
Понятие модель имеет значение образца изделия или образца для изготовления, а также предмета, позволяющего воспроизвести изображение художественного образа. В связи с этим, разрабатывая ту или иную музыкальную жанрово-стилистическую модель, необходимо придавать ей новое качество, согласно поставленной творческой задаче, так же как и перерабатывать собственную музыкальную идею в рамках избранной модели [3, с. 31-35]. В качестве жанровых моделей для разработки могут использоваться виды бытовой и профессиональной музыки [10, с. 212].
На примере музыкального эскиза С. Прокофьева проследим, как композитор может перерабатывать свою музыкальную идею в рамках жанрово-стилистической модели, придавая ей новое качество. В ранних произведениях композитора роль маршевых ритмов весьма велика, что связано с общим преобладанием в них моторики. Целесообразным является сравнение его двух маршей: неизданного марша £шо11, автограф которого опубликован (1906 г.), и марша ор. 12, № 1 (1913 г.). Марш 1906 г. написан под очевидным влиянием военной музыки. Элементы музыкального тематизма - мелодика, гармония, фактура - преимущественно классичны, но в этой пьесе присутствуют четкие стилевые признаки жанра марша: четный размер, регулярная акцентность, пунктирный ритм. В марше 1913 г. авторская индивидуальность проявляется уже в полную силу. Перерабатывая для издания свой детский марш, С. Прокофьев, по существу, соз-
дает новую пьесу. От марша 1906 г. остается лишь первая тема, а ее простой диатонический облик изменен усложненной гармонией, ведущей к расширению тональности произведения. Таким образом, тональный план становится более разнообразным, чем в марше 1906 г. В красочной смене эпизодов среднего раздела присутствует некоторая театральность, что отсутствовало в первоначальном варианте данного марша.
Конструирование тематизма из отдельных элементов музыкального языка - интервалов представляется возможным осуществить на основе структурного метода. Н. Гуляницкая, рассматривая данный метод, анализирует понятие музыкальный структурализм, нашедшее обоснование в структурировании музыкального материала на основе «высотных классов» [2, с. 49-68].
Перспективы конструирования тематизма на основе интервалов - «звуковысотных классов» заключаются в расширении представлений учащихся о характере темы. На основе данного метода происходит преодоление инерции восприятия темы как мелодии с сопровождением, поскольку темой может быть любая структура: интервал, аккорд, лад, серия [9, с. 5-12].
Интервалы обладают различными колористическими возможностями. Примером тому является диссонантная природа секунды, которая может раскрываться различным образом: как резкий по звучанию интервал и как интервал с мягким, затушеванным колоритом. Для достижения желаемых художественно-образных результатов учащимся необходимо осуществлять интервальный отбор. Так, эскизная разработка тематического материала у И. Стравинского показывает, насколько для композитора важен, наряду с мелодико-интонационной работой, поиск «правильного интервала». Одним из примеров может явиться первая картина балета «Поцелуй феи». Начальные страницы набросков содержат материал поискового характера. Прямые цитаты из П. Чайковского у И. Стравинского отсутствуют: очевидно, что композитор стремится найти свой собственный материал, разрабатывая квинтовую тему с плагальным кадансом, от которой в результате остается лишь квинта-зов.
84
Таким образом, эскизные записи крупнейших композиторов убеждают в необходимости тщательной проработки музыкально-тематического материала. Представляется целесообразным применить наиболее оптимальные методы работы над тематизмом в зависимости от творческого замысла учащегося в процессе его композиционной деятельности. Практика преподавания композиции показывает, что системный метод актуален для юных композиторов при сочинении вокальной музыки, когда необходимо уделять внимание связям мелодии с поэтическим текстом. Компаративный метод работы позволяет музыканту-исполнителю, сочиняющему музыку, разрабатывать жанрово-стилистические модели на основе постоянного поиска новых приемов их художественного ре-
шения. Уникальность структурного метода состоит в свою очередь в том, что конструирование тематизма может осуществляться учащимися на основе отдельных элементов музыкального языка - интервалов, и в этот ряд включают: серии, аккорды, лады - как первоосновы формирования тематизма музыкальных сочинений.
Для достижения максимальной выразительности будущего музыкального материала учащемуся музыканту-исполнителю необходимо фиксировать все возникающие творческие мысли. Выбрав индивидуальный способ ведения эскизов, нотированные музыкальные идеи следует в дальнейшем прорабатывать на основе наиболее оптимальных методов работы над те-матизмом в процессе создания целостного содержания музыкальных произведений.
1. Гнесин, М. Ф. Начальный курс практической композиции / М. Ф. Гнесин. - Москва : Музгиз, 1962. - 216 с.
2. Гуляницкая, Н. С. Методы науки о музыке: Исследование / Н. С. Гуляницкая. - Москва : Музыка, 2009. - 256 с.
3. Гуреев, С. Г. Играем с музыкой / С. Г. Гуреев. - Санкт-Петербург : Композитор, 2007. - 40 с.
4. Друскин, М. С. Брамс / М. С. Друскин. - Ленинград : Советская музыка, 1954. - № 12. - С. 82.
5. Евлахов, О. А. Проблемы воспитания композитора / О. А. Евлахов. - Ленинград : Советский композитор, 1963. - 132 с.
6. Месснер, Е. И. Основы композиции / Е. И. Месснер. - Москва : Музыка, 1968. - 504 с.
7. Ройтерштейн, М. И. Основы музыкального анализа / М. И. Ройтерштейн. - Москва : ВЛАДОС, 2001. - 112 с.
8. Тиц, М. Д. О тематической и композиционной структуре музыкальных произведений / М. Д. Тиц. - Киев: Музычна Украина, 1972. - 282 с.
9. Тюлин, Ю. Н. Музыкальная фактура и мелодическая фигурация / Ю. Н. Тюлин. - Москва : Музыка, 1980. - 311 с. 10. Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства / В. Н. Холопова. - Санкт-Петербург : Лань, 2000. - 320 с.
Сдано 19.12.2013
D. N. Pavlov
METHODS OF WORK ON TEMATIZM IN THE COURSE OF COMPOSITE ACTIVITY OF PUPILS OF PERFORMING MUSICIANS
Possible methods of work on a tematizm (on examples of some forms and stages of creative work) in the course of composite activity of studying performing musicians are in detail considered.
Keywords: tematizm, system method, komparativny method, structural method_
1. Gnesin, M. F. Nachalnyj kurs prakticheskoj kompozitsii [Initial course of practical composition] / M. F. Gnesin. -Moscow: Muzgiz, 1962. - 216 p.
2. Gulyanitskaya, N. S. Metody nauki o muzyke: Issledovanie [Science methods about music: Research] / N. S. Gulyanitskaya. - Moscow: Music, 2009. - 256 p.
3. Gureev, S. G. Igraem s muzykoj [We play with music] / S. G. Gureev. - St. Petersburg: Kompozitor, 2007. - 40 p.
4. Druskin, M. S. Brams [Brahms] / M. S. Druskin. - Leningrad : Sovetskaya muzyka, 1954. - № 12. - P. 82.
5. Evlakhov, O. А. Problemy vospitaniya kompozitora [Problems of education of the composer] / O. А. Evlak-hov. - Leningrad : Sovetskij kompozitor [Soviet composer], 1963. - 132 s.
6. Messner, E. I. Osnovy kompozitsii [Of a composition basis] / E. I. Messner. - Moscow: Muzyka [Music], 1968. - 504 p.
7. Royterstein, M. I. Osnovy muzykalnogo analiza [Basics of musical analysis] / M. I. Royterstein. - Moscow: VLАDOS, 2001. - 112 p.
8. Tits, M. D. O tematicheskoj i kompozitsionnoj strukture muzykalnykh proizvedenij [Thematic and composite structure of musical compositions] / M. D. Tits. - Kiev: Muzychna Ukraina, 1972. - 282 p.
9. Tyulin, Yu. N. Muzykalnaya faktura i melodicheskaya figuratsiya [Musical invoice and melodic figuration] / Yu. N. Tyulin. - Moscow: Muzyka [Music], 1980. - 311 p.
10. Holopova, V. N. Muzyka kak vid iskusstva [Muzyka as art form] / V. N. Holopova. - St. Petersburg: Lan', 2000. - 320 p.
85