Научная статья на тему 'Методы подготовки студентов ГБПОУ "Челябинский энергетический колледж им С. М. Кирова" к олимпиадам и конкурсам по специальностям и профессиям'

Методы подготовки студентов ГБПОУ "Челябинский энергетический колледж им С. М. Кирова" к олимпиадам и конкурсам по специальностям и профессиям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД / ANALYTICAL METHOD / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PSYCHOLOGICAL TRAINING / МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ / SIMULATION OF WORK SITUATIONS / РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ / DECISION OF NON-STANDARD TASKS / ОТРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ / DEVELOPMENT OF PRACTICAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Удалов Ю. А.

В статье рассмотрена система подготовки студентов колледжа к олимпиадам и конкурсам по специальностям и профессиям, а также методы, реализуемые в этой системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODS OF TRAINING STUDENTS "CHELYABINSK ENERGY COLLEGE NAMED S. M. KIROV" FOR THE OLYMPIADS AND COMPETITIONS ON SPECIALTIES AND PROFESSIONS

The author describes in this article the system of training of college students to the competitions and olympiads for specialties and professions and the methods implemented in this system.

Текст научной работы на тему «Методы подготовки студентов ГБПОУ "Челябинский энергетический колледж им С. М. Кирова" к олимпиадам и конкурсам по специальностям и профессиям»

классах [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки РФ от 27 окт. 2014 г. № 1353]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/70809794/.

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. № 1354]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/70812420/.

4. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования : компетентностный подход [Текст] / Э. Ф Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. — М. : Московский психолого-социальный ун-т, 2013. — 216 с.

УДК 377 Ю. А. Удалов, зам. директора по УМР

Челябинского энергетического колледжа (ЧЭнК) им. С. М. Кирова, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ГБПОУ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ С. М. КИРОВА» К ОЛИМПИАДАМ И КОНКУРСАМ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ И ПРОФЕССИЯМ

В статье рассмотрена система подготовки студентов колледжа к олимпиадам и конкурсам по специальностям и профессиям, а также методы, реализуемые в этой системе.

Ключевые слова: аналитический метод, психологическая подготовка, моделирование производственных ситуаций, решение нестандартных задач, отработка практических навыков.

Основная задача профессионального образования состоит в том, чтобы достичь принципиально нового качества обучения квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена на основе федеральных государственных стандартов профессионального образования, соответствующего потребностям рынка труда, создания условий развития личности, общества и производства [1; 2].

Ведущая роль в подготовке таких рабочих и специалистов принадлежит производственному обучению, в ходе которого у студентов формируются основные общие и профессиональные компетенции.

Одной из главных задач педагогического коллектива нашего колледжа является подготовка конкурентоспособного специалиста, умеющего самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации, а также ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Бесспорно, конкурсы, олимпиады являются важнейшим фактором поиска и выявления одаренной молодежи, формирования интеллектуального потенциала будущей элиты для

профессиональной научно-исследовательской, производственной, административной и предпринимательской деятельности.

И здесь очень важно правильно определиться с основными приоритетами и направлениями подготовки, ведь подготовка участника любого конкурса или олимпиады — это длительный период и работа большой и дружной команды единомышленников.

Целями любой олимпиады или конкурса являются:

- развитие интеллектуальных способностей студентов;

- актуализация полученных знаний, умений и навыков;

- повышение уровня знаний по специальности;

- повышение квалификации участников;

- повышение интереса к выбранной профессии.

По нашему мнению, чтобы достичь выполнения этих целей, необходимо проделать огромную работу, не только в освоении профессиональных компетенций, но и в развитии личности.

Поэтому подготовка к участию в таких мероприятиях должна быть комплексной и системной.

Для успешного участия в профессиональных конкурсах необходимы:

1) мотивированный студент;

2) комплексная подготовка (обучаемый студент);

3) современная материальная база, соответствующая передовым мировым технологиям, и необходимый инструмент;

4) руководитель (эксперт), организующий подготовку участника.

1. Мотивация студентов.

Работа по подготовке студента к участию в конкурсе начинается с первого курса. Это так называемый аналитический метод.

Задача цикловых комиссий профильных специальностей на первом курсе заключается в том, чтобы донести до студентов значимость и престиж выбранной профессии. Это достигается проведением:

- экскурсий (музей «Челябэнерго», музеи других предприятий);

- классных часов (встреча с выпускниками, встречи с победителями олимпиад различного уровня);

- мероприятий, проводимых в рамках недель профильных цикловых комиссий (конкурс презентаций «Я — потомственный электрик», конкурс сочинений «Я — электрик», «Я — компьютерщик» и т. д.).

У студентов первого курса появляется гордость за выбранную профессию, стремление учиться дальше.

Условно этот метод мы называем психологической подготовкой к освоению выбранной профессии.

И здесь же один из главных путей решения проблемы мотивации студентов мы видим в привлечении их к олимпиадному движению. Таким путем является участие студентов в олимпиадах по общеобразовательным дисциплинам, проводимых ежегодно под руководством Министерства образования и науки Челябинской области при участии Челябинского института развития профессионального образования. Как показала практика, участие в таких соревнованиях является неплохой школой по подготовке к последующим, более серьезным соревнованиям, хорошей закалкой боевого духа участников и отличной проверкой знаний студентов первого и второго курсов. Подготовка к этим соревнованиям начинается в нашем колледже практически с 1 сентября (составляется план подготовки, намечаются даты и сроки внутренних соревнований между энергетическим и индустриальным комплексами для выявления победителей

и будущих участников областных соревнований). Эта работа ведется практически весь учебный год, как до олимпиад по общеобразовательным дисциплинам, так и после них в виде разбора заданий, принятых решений и возможных ошибок.

Хотим заметить, что перечень дисциплин, по которым проводятся такие олимпиады, по нашему мнению, следует расширить с целью более полной и всеобъемлющей подготовки студентов к последующим соревнованиям.

На втором курсе изучение дисциплин общепрофессионального цикла готовит студентов к изучению профессиональных модулей — это начало формирования профессиональных компетенций.

Для студентов второго курса организуются:

- экскурсии на генерирующие предприятия с целью ознакомления со способом передачи и распределения электрической энергии, а также знакомства с электрооборудованием и оборудованием, используемым на других специальностях;

- учебная практика (знакомство со своей специальностью);

- знакомство с электромонтажным, слесарным, теплоэнергетическим участками колледжа, центром информационных технологий;

- встречи с выпускниками, с армейцами и победителями различных олимпиад.

Данный метод мы назовем подготовкой к освоению профессиональных компетенций, или моделированием производственных ситуаций.

Третий курс — изучение профессиональных модулей и учебная практика, например, электромонтажная по профессиональному модулю (ПМ).

В результате освоения данного модуля студент должен получить практический опыт. Если говорить о специальности «электрические станции, сети и системы», то это опыт:

- проведения подготовительных работ для сборки электрооборудования;

- сборки по схемам приборов, узлов и механизмов электрооборудования;

- заполнения технологической документации;

- работы с измерительными электрическими приборами, средствами измерений, стендами;

- выполнения работ по техническому обслуживанию электрооборудования промышленных предприятий (осветительных электроустановок, кабельных линий, воздушных линий, пускорегулирующей аппаратуры,

трансформаторов и трансформаторных подстанций, электрических машин, распределительных устройств).

Программа учебной практики основывается на изучении практических работ и выполнении индивидуальных самостоятельных работ.

Студентам, успешно прошедшим программу практики, доверяется самостоятельная работа:

- ремонт учебного оборудования;

- монтаж осветительного и силового оборудования;

- работа с современным оборудованием, в частности с электрооборудованием.

Для выполнения самостоятельных заданий формируется бригада из двух студентов, они выполняют все этапы производственных работ, от вычерчивания монтажной и принципиальной схем до монтажа необходимого оборудования и составления сметы на выполнение производственных работ.

Лучшие работы премируются из стипендиального фонда, выражается благодарность родителям. Мотивация качественного выполнения сложных работ имеет не только моральный стимул в виде отличной оценки, но и материальный.

Студент, почувствовав вкус пусть небольших побед, способен на многое.

Для студентов третьего курса организуются экскурсии на подстанции, на заводы (ЧЭМК и цинковый завод); встречи с работодателями знакомят студентов с требованиями, предъявляемыми к ним как к будущим работникам.

Первое крупное мероприятие для студентов третьего курса — это олимпиады по специальностям, которые проходит в два тура:

1) I тур — теоретическая и практическая части по специальности;

2) II тур — профессиональные умения и навыки по специальности.

В рамках недель профильных цикловых комиссий проходит смотр-конкурс «Техническое мастерство студентов специальности».

Олимпиады профессионального мастерства, проводимые в колледже, являются отборочным этапом для участия в областных олимпиадах и конкурсах.

Ежегодно в отборочном туре принимают участие студенты третьего и четвертого курсов. Желающих попробовать свои силы всегда находится более двадцати человек. Конкурс проводится в течение двух дней. Для каждого курса разрабатывается график индивидуальных подготовок по профессиональным модулям специ-

альностей для выполнения профессионального задания.

На данном этапе нами используются такие методы, как решение нестандартных задач (в частности, для подготовки к всероссийской олимпиаде) и отработка практических навыков.

В части отработки практических навыков были подготовлены необходимое оборудование и расходные материалы. По итогам каждого занятия проводится анализ выполнения задания и разбираются все недочеты в соответствии с критериями выполнения профессионального задания.

Отработка любого задания по примерным критериям ведет к формированию у студента умений в той или иной области знаний.

Для того чтобы студенты поняли значимость и ответственность подготовки к профессиональному конкурсу, мы приглашаем их на беседу с руководством колледжа. Как правило, это дает большой положительный эффект: участники конкурса понимают, что им предстоит защищать честь колледжа, а весь коллектив колледжа оказал им доверие.

2. Комплексная подготовка (обучаемый студент).

Просматривая грамоты и результаты участия в олимпиадах по специальности за последние пять-семь лет, мы приходим к выводу, что результативность подготовки к таким мероприятиям в значительной степени зависит не только от студента, но и от коллектива преподавателей (кто-то занимается теоретической подготовкой, кто-то — практической частью, кто-то — профессиональной).

Поэтому при подготовке к соревнованиям любого вида и любого уровня составляется комплексная программа подготовки, которая включает в себя:

- паспорт программы подготовки;

- структуру и содержание программы подготовки;

- расписание подготовки студентов.

Такой системный и методически обоснованный подход к подготовке студентов к соревнованиям уже много лет позволяет нам получать достаточно высокие результаты на олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Методы подготовки участника к соревнованиям по методике WSR коренным образом меняются. Здесь особенно, как ни в каких других соревнованиях и подготовке к ним, проявляется тесное сотрудничество тандема «студент — преподаватель».

В подготовке к WSR эксперт и участник являются двумя половинками одного целого, одной командой. Между ними устанавливается полное взаимопонимание, студент должен понимать эксперта с одного взгляда, движения.

Недостаточно иметь грамотного и опытного эксперта, хотя он и выступает в роли целой бригады преподавателей. К участию в конкурсах WSR необходимо привлекать студентов (желательно второго, третьего, четвертого курсов), понимающих необходимость профессионального и личностного развития, стремящихся к самостоятельному изучению и освоению современного оборудования. Для подготовки к соревнованиям такого рода в Челябинском энергетическом колледже был создан специализированный центр компетенций (СЦК), который стал базой для подготовки как студентов, так и преподавателей-экспертов, а также для проведения соревнований.

3. Современная материальная база и необходимый инструмент.

При подготовке к соревнованиям не последнюю роль играет наличие современной материальной базы и инструмент, отвечающий требованиям программы подготовки, особенно при подготовке по программе WorldSkills. Это самая затратная статья расходов при подготовке и проведении соревнований.

Зачастую образовательная организация не имеет возможности в одиночку приобрести оборудование и инструмент. И тогда приходится использовать договоры о совместной подготовке, где очень помогает наличие СЦК.

На базе Челябинского энергетического колледжа был организован специализированный центр компетенций. Десятого и одиннадцатого февраля 2015 г. был проведен обучающий семинар для экспертов. Участие приняли 11 экспертов со всей Челябинской области. Планируются на базе СЦК обучающие семинары и для участников соревнований.

Но на сегодняшний день мы сталкиваемся с большими финансовыми трудностями. Один из выходов — поиск спонсоров, т. е. предприятий и организаций, заинтересованных в получении высококвалифицированных специалистов и готовых платить за их подготовку. Одновременно приходится брать с профессиональных образовательных организаций организационный взнос за участие в обучающих семинарах, привлекать другие образовательные организации для участия в формировании материальной базы специализированного центра компетенций.

4. Руководитель (эксперт), организующий подготовку участника.

В настоящее время экспертами являются мастера производственного обучения, а также преподаватели преклонного возраста.

Не могу здесь не назвать нашего ветерана, подготовившего не один десяток победителей олимпиад, конкурсов профессионального мастерства и соревнований по программе WSR. преподавателя Челябинского энергетического колледжа Петра Андреевича Эйхмана. Это, можно сказать, легенда нашего колледжа, наш золотой фонд. В канун 85-летия Челябинского энергетического колледжа Петр Андреевич был заслуженно награжден премией губернатора Челябинской области в сфере образования.

В настоящее время мы планируем пригласить для подготовки участников соревнований (в том числе по программе WorldSkills) и олимпиад в качестве технических экспертов выпускников, имеющих опыт работы и участия в соревнованиях по программе WSR и профессиональных конкурсах. Это позволит привлечь новые кадры и повысить уровень подготовки студентов колледжа, а также успешно решать другие организационные и материально-финансовые вопросы.

Конкурс дипломных проектов как завершающий этап подготовки специалистов СПО.

И в заключение мне бы хотелось назвать еще один важный вид подготовки — участие студентов в конкурсе выпускных квалификационных работ (дипломных проектов). Здесь мы реализуем метод исследования.

Этот конкурс проводится ежегодно под руководством Министерства образования и науки Челябинской области и является как бы завершающим этапом всей работы педагогического и студенческого коллектива образовательной организации.

Как правило, в этом конкурсе принимают участие дипломные проекты студентов, которые в годы обучения и являлись участниками различных соревнований и олимпиад.

Дипломный проект часто является венцом теоретической, а самое главное, практической подготовки квалифицированного специалиста, показывает его высокий уровень знаний и умений. Студенты-дипломники, вернее, их выпускные квалификационные работы, участвуют в конкурсе сначала на внутриколледжном, а затем и на областном уровне. И здесь снова оказываются впереди именно те студенты, кто

в течение обучения активно участвовал в различных соревнованиях и олимпиадах.

Таким образом, опыт работы руководства, педагогического и студенческого коллективов Челябинского энергетического колледжа по организации комплексного и системного подхода

Библиографический список

к подготовке студентов к соревнованиям, конкурсам, олимпиадам и полученные за десятки лет результаты, завоеванные в упорной борьбе, позволяют сделать вывод об эффективности и результативности подготовки специалистов среднего профессионального образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Зеер, Э. Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования [Текст] / Э. Ф. Зеер. — Екатеринбург : Изд-во Уральского гос. проф.-пед. ун-та, 2000. — 258 с.

2. Тулькибаева, Н. Н. Обеспечение качества образовательного процесса в профессиональной школе : теория и практика [Текст] : моногр. / Н. Н. Тулькабаева, В. М. Рогожин. — Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2009. — 183 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.