классах [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки РФ от 27 окт. 2014 г. № 1353]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/70809794/.
3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. № 1354]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/70812420/.
4. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования : компетентностный подход [Текст] / Э. Ф Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. — М. : Московский психолого-социальный ун-т, 2013. — 216 с.
УДК 377 Ю. А. Удалов, зам. директора по УМР
Челябинского энергетического колледжа (ЧЭнК) им. С. М. Кирова, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ГБПОУ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ С. М. КИРОВА» К ОЛИМПИАДАМ И КОНКУРСАМ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ И ПРОФЕССИЯМ
В статье рассмотрена система подготовки студентов колледжа к олимпиадам и конкурсам по специальностям и профессиям, а также методы, реализуемые в этой системе.
Ключевые слова: аналитический метод, психологическая подготовка, моделирование производственных ситуаций, решение нестандартных задач, отработка практических навыков.
Основная задача профессионального образования состоит в том, чтобы достичь принципиально нового качества обучения квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена на основе федеральных государственных стандартов профессионального образования, соответствующего потребностям рынка труда, создания условий развития личности, общества и производства [1; 2].
Ведущая роль в подготовке таких рабочих и специалистов принадлежит производственному обучению, в ходе которого у студентов формируются основные общие и профессиональные компетенции.
Одной из главных задач педагогического коллектива нашего колледжа является подготовка конкурентоспособного специалиста, умеющего самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации, а также ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Бесспорно, конкурсы, олимпиады являются важнейшим фактором поиска и выявления одаренной молодежи, формирования интеллектуального потенциала будущей элиты для
профессиональной научно-исследовательской, производственной, административной и предпринимательской деятельности.
И здесь очень важно правильно определиться с основными приоритетами и направлениями подготовки, ведь подготовка участника любого конкурса или олимпиады — это длительный период и работа большой и дружной команды единомышленников.
Целями любой олимпиады или конкурса являются:
- развитие интеллектуальных способностей студентов;
- актуализация полученных знаний, умений и навыков;
- повышение уровня знаний по специальности;
- повышение квалификации участников;
- повышение интереса к выбранной профессии.
По нашему мнению, чтобы достичь выполнения этих целей, необходимо проделать огромную работу, не только в освоении профессиональных компетенций, но и в развитии личности.
Поэтому подготовка к участию в таких мероприятиях должна быть комплексной и системной.
Для успешного участия в профессиональных конкурсах необходимы:
1) мотивированный студент;
2) комплексная подготовка (обучаемый студент);
3) современная материальная база, соответствующая передовым мировым технологиям, и необходимый инструмент;
4) руководитель (эксперт), организующий подготовку участника.
1. Мотивация студентов.
Работа по подготовке студента к участию в конкурсе начинается с первого курса. Это так называемый аналитический метод.
Задача цикловых комиссий профильных специальностей на первом курсе заключается в том, чтобы донести до студентов значимость и престиж выбранной профессии. Это достигается проведением:
- экскурсий (музей «Челябэнерго», музеи других предприятий);
- классных часов (встреча с выпускниками, встречи с победителями олимпиад различного уровня);
- мероприятий, проводимых в рамках недель профильных цикловых комиссий (конкурс презентаций «Я — потомственный электрик», конкурс сочинений «Я — электрик», «Я — компьютерщик» и т. д.).
У студентов первого курса появляется гордость за выбранную профессию, стремление учиться дальше.
Условно этот метод мы называем психологической подготовкой к освоению выбранной профессии.
И здесь же один из главных путей решения проблемы мотивации студентов мы видим в привлечении их к олимпиадному движению. Таким путем является участие студентов в олимпиадах по общеобразовательным дисциплинам, проводимых ежегодно под руководством Министерства образования и науки Челябинской области при участии Челябинского института развития профессионального образования. Как показала практика, участие в таких соревнованиях является неплохой школой по подготовке к последующим, более серьезным соревнованиям, хорошей закалкой боевого духа участников и отличной проверкой знаний студентов первого и второго курсов. Подготовка к этим соревнованиям начинается в нашем колледже практически с 1 сентября (составляется план подготовки, намечаются даты и сроки внутренних соревнований между энергетическим и индустриальным комплексами для выявления победителей
и будущих участников областных соревнований). Эта работа ведется практически весь учебный год, как до олимпиад по общеобразовательным дисциплинам, так и после них в виде разбора заданий, принятых решений и возможных ошибок.
Хотим заметить, что перечень дисциплин, по которым проводятся такие олимпиады, по нашему мнению, следует расширить с целью более полной и всеобъемлющей подготовки студентов к последующим соревнованиям.
На втором курсе изучение дисциплин общепрофессионального цикла готовит студентов к изучению профессиональных модулей — это начало формирования профессиональных компетенций.
Для студентов второго курса организуются:
- экскурсии на генерирующие предприятия с целью ознакомления со способом передачи и распределения электрической энергии, а также знакомства с электрооборудованием и оборудованием, используемым на других специальностях;
- учебная практика (знакомство со своей специальностью);
- знакомство с электромонтажным, слесарным, теплоэнергетическим участками колледжа, центром информационных технологий;
- встречи с выпускниками, с армейцами и победителями различных олимпиад.
Данный метод мы назовем подготовкой к освоению профессиональных компетенций, или моделированием производственных ситуаций.
Третий курс — изучение профессиональных модулей и учебная практика, например, электромонтажная по профессиональному модулю (ПМ).
В результате освоения данного модуля студент должен получить практический опыт. Если говорить о специальности «электрические станции, сети и системы», то это опыт:
- проведения подготовительных работ для сборки электрооборудования;
- сборки по схемам приборов, узлов и механизмов электрооборудования;
- заполнения технологической документации;
- работы с измерительными электрическими приборами, средствами измерений, стендами;
- выполнения работ по техническому обслуживанию электрооборудования промышленных предприятий (осветительных электроустановок, кабельных линий, воздушных линий, пускорегулирующей аппаратуры,
трансформаторов и трансформаторных подстанций, электрических машин, распределительных устройств).
Программа учебной практики основывается на изучении практических работ и выполнении индивидуальных самостоятельных работ.
Студентам, успешно прошедшим программу практики, доверяется самостоятельная работа:
- ремонт учебного оборудования;
- монтаж осветительного и силового оборудования;
- работа с современным оборудованием, в частности с электрооборудованием.
Для выполнения самостоятельных заданий формируется бригада из двух студентов, они выполняют все этапы производственных работ, от вычерчивания монтажной и принципиальной схем до монтажа необходимого оборудования и составления сметы на выполнение производственных работ.
Лучшие работы премируются из стипендиального фонда, выражается благодарность родителям. Мотивация качественного выполнения сложных работ имеет не только моральный стимул в виде отличной оценки, но и материальный.
Студент, почувствовав вкус пусть небольших побед, способен на многое.
Для студентов третьего курса организуются экскурсии на подстанции, на заводы (ЧЭМК и цинковый завод); встречи с работодателями знакомят студентов с требованиями, предъявляемыми к ним как к будущим работникам.
Первое крупное мероприятие для студентов третьего курса — это олимпиады по специальностям, которые проходит в два тура:
1) I тур — теоретическая и практическая части по специальности;
2) II тур — профессиональные умения и навыки по специальности.
В рамках недель профильных цикловых комиссий проходит смотр-конкурс «Техническое мастерство студентов специальности».
Олимпиады профессионального мастерства, проводимые в колледже, являются отборочным этапом для участия в областных олимпиадах и конкурсах.
Ежегодно в отборочном туре принимают участие студенты третьего и четвертого курсов. Желающих попробовать свои силы всегда находится более двадцати человек. Конкурс проводится в течение двух дней. Для каждого курса разрабатывается график индивидуальных подготовок по профессиональным модулям специ-
альностей для выполнения профессионального задания.
На данном этапе нами используются такие методы, как решение нестандартных задач (в частности, для подготовки к всероссийской олимпиаде) и отработка практических навыков.
В части отработки практических навыков были подготовлены необходимое оборудование и расходные материалы. По итогам каждого занятия проводится анализ выполнения задания и разбираются все недочеты в соответствии с критериями выполнения профессионального задания.
Отработка любого задания по примерным критериям ведет к формированию у студента умений в той или иной области знаний.
Для того чтобы студенты поняли значимость и ответственность подготовки к профессиональному конкурсу, мы приглашаем их на беседу с руководством колледжа. Как правило, это дает большой положительный эффект: участники конкурса понимают, что им предстоит защищать честь колледжа, а весь коллектив колледжа оказал им доверие.
2. Комплексная подготовка (обучаемый студент).
Просматривая грамоты и результаты участия в олимпиадах по специальности за последние пять-семь лет, мы приходим к выводу, что результативность подготовки к таким мероприятиям в значительной степени зависит не только от студента, но и от коллектива преподавателей (кто-то занимается теоретической подготовкой, кто-то — практической частью, кто-то — профессиональной).
Поэтому при подготовке к соревнованиям любого вида и любого уровня составляется комплексная программа подготовки, которая включает в себя:
- паспорт программы подготовки;
- структуру и содержание программы подготовки;
- расписание подготовки студентов.
Такой системный и методически обоснованный подход к подготовке студентов к соревнованиям уже много лет позволяет нам получать достаточно высокие результаты на олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Методы подготовки участника к соревнованиям по методике WSR коренным образом меняются. Здесь особенно, как ни в каких других соревнованиях и подготовке к ним, проявляется тесное сотрудничество тандема «студент — преподаватель».
В подготовке к WSR эксперт и участник являются двумя половинками одного целого, одной командой. Между ними устанавливается полное взаимопонимание, студент должен понимать эксперта с одного взгляда, движения.
Недостаточно иметь грамотного и опытного эксперта, хотя он и выступает в роли целой бригады преподавателей. К участию в конкурсах WSR необходимо привлекать студентов (желательно второго, третьего, четвертого курсов), понимающих необходимость профессионального и личностного развития, стремящихся к самостоятельному изучению и освоению современного оборудования. Для подготовки к соревнованиям такого рода в Челябинском энергетическом колледже был создан специализированный центр компетенций (СЦК), который стал базой для подготовки как студентов, так и преподавателей-экспертов, а также для проведения соревнований.
3. Современная материальная база и необходимый инструмент.
При подготовке к соревнованиям не последнюю роль играет наличие современной материальной базы и инструмент, отвечающий требованиям программы подготовки, особенно при подготовке по программе WorldSkills. Это самая затратная статья расходов при подготовке и проведении соревнований.
Зачастую образовательная организация не имеет возможности в одиночку приобрести оборудование и инструмент. И тогда приходится использовать договоры о совместной подготовке, где очень помогает наличие СЦК.
На базе Челябинского энергетического колледжа был организован специализированный центр компетенций. Десятого и одиннадцатого февраля 2015 г. был проведен обучающий семинар для экспертов. Участие приняли 11 экспертов со всей Челябинской области. Планируются на базе СЦК обучающие семинары и для участников соревнований.
Но на сегодняшний день мы сталкиваемся с большими финансовыми трудностями. Один из выходов — поиск спонсоров, т. е. предприятий и организаций, заинтересованных в получении высококвалифицированных специалистов и готовых платить за их подготовку. Одновременно приходится брать с профессиональных образовательных организаций организационный взнос за участие в обучающих семинарах, привлекать другие образовательные организации для участия в формировании материальной базы специализированного центра компетенций.
4. Руководитель (эксперт), организующий подготовку участника.
В настоящее время экспертами являются мастера производственного обучения, а также преподаватели преклонного возраста.
Не могу здесь не назвать нашего ветерана, подготовившего не один десяток победителей олимпиад, конкурсов профессионального мастерства и соревнований по программе WSR. преподавателя Челябинского энергетического колледжа Петра Андреевича Эйхмана. Это, можно сказать, легенда нашего колледжа, наш золотой фонд. В канун 85-летия Челябинского энергетического колледжа Петр Андреевич был заслуженно награжден премией губернатора Челябинской области в сфере образования.
В настоящее время мы планируем пригласить для подготовки участников соревнований (в том числе по программе WorldSkills) и олимпиад в качестве технических экспертов выпускников, имеющих опыт работы и участия в соревнованиях по программе WSR и профессиональных конкурсах. Это позволит привлечь новые кадры и повысить уровень подготовки студентов колледжа, а также успешно решать другие организационные и материально-финансовые вопросы.
Конкурс дипломных проектов как завершающий этап подготовки специалистов СПО.
И в заключение мне бы хотелось назвать еще один важный вид подготовки — участие студентов в конкурсе выпускных квалификационных работ (дипломных проектов). Здесь мы реализуем метод исследования.
Этот конкурс проводится ежегодно под руководством Министерства образования и науки Челябинской области и является как бы завершающим этапом всей работы педагогического и студенческого коллектива образовательной организации.
Как правило, в этом конкурсе принимают участие дипломные проекты студентов, которые в годы обучения и являлись участниками различных соревнований и олимпиад.
Дипломный проект часто является венцом теоретической, а самое главное, практической подготовки квалифицированного специалиста, показывает его высокий уровень знаний и умений. Студенты-дипломники, вернее, их выпускные квалификационные работы, участвуют в конкурсе сначала на внутриколледжном, а затем и на областном уровне. И здесь снова оказываются впереди именно те студенты, кто
в течение обучения активно участвовал в различных соревнованиях и олимпиадах.
Таким образом, опыт работы руководства, педагогического и студенческого коллективов Челябинского энергетического колледжа по организации комплексного и системного подхода
Библиографический список
к подготовке студентов к соревнованиям, конкурсам, олимпиадам и полученные за десятки лет результаты, завоеванные в упорной борьбе, позволяют сделать вывод об эффективности и результативности подготовки специалистов среднего профессионального образования.
1. Зеер, Э. Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования [Текст] / Э. Ф. Зеер. — Екатеринбург : Изд-во Уральского гос. проф.-пед. ун-та, 2000. — 258 с.
2. Тулькибаева, Н. Н. Обеспечение качества образовательного процесса в профессиональной школе : теория и практика [Текст] : моногр. / Н. Н. Тулькабаева, В. М. Рогожин. — Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2009. — 183 с.