УДК 371.39+371.26 ББК Ч402.79+Ч402.8
МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Д.Ф. Романенкова Челябинский государственный университет
Вопросы обеспечения качества образования при обучении с использованием дистанционных образовательных технологий являются актуальными на современном этапе развития системы образования. Исследованы методы педагогического контроля качества учебной деятельности, осуществляемой в системе дистанционного обучения.
В работе раскрыты требования к организации контроля учебной деятельности, содержание и сущность различных видов и методов контроля. На примере дистанционного довузовского обучения в Челябинском государственном университете проанализировано использование различных методов контроля качества учебной деятельности: наблюдение за учебной деятельностью преподавателем-тьютором, тестирование, анкетирование, самоконтроль, рейтинг.
Ключевые слова: дистанционное обучение, учебная деятельность, контроль качества обучения, педагогические методы контроля, довузовская подготовка.
Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет контролируемая самостоятельная деятельность обучающихся по изучению специально разработанных учебных материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий для взаимодействия всех участников учебного процесса. Управление любым процессом предполагает осуществление контроля его качества, который крайне необходим для успешного протекания педагогического процесса.
Понятие «качество» включает в себя совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленным и предполагаемым потребностям. Вопросы обеспечения качества образования при обучении с использованием дистанционных образовательных технологий являются актуальными на современном этапе развития системы образования [8, 9, 13]. Говоря об оценке качества обучения, специалисты различают понятия «качество дистанционного образования» и «качество дистанционного обучения» [4, с. 14]. Качество дистанционного образования складывается из совокупности потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающих возможность удовлетворения комплекса потребности по всестороннему развитию личности обучающегося. Совокупность показателей качества дистан-
ционного обучения может быть разделена на ряд компонентов: квалификация преподавателя и контингент студентов; методы и технологии обучения, предусматривающие традиционные или инновационные образовательные технологии, обычные или компьютерные, традиционные или активные методы обучения [6]. Выделяют ряд ключевых факторов, определяющих качество дистанционного обучения: качество образовательного контента; способность обучающегося к самостоятельной работе; профессионализм профессорско-преподава-
тельского состава; уровень организации учебного процесса; уровень подготовки обучающихся к обучению в дистанционном режиме; качество материально-технического обеспечения учебного процесса, включая качество компьютеров, телекоммуникационных сетей и т. д. [2].
В современном российском законодательстве дистанционное обучение не является формой получения образования, в то время как электронное обучение, дистанционные образовательные технологии могут применяться образовательными учреждениями при реализации любых образовательных программ независимо от форм получения образования [16]. При этом понятие качества дистанционного обучения можно рассматривать как качество учебного процесса, осуществляемого по технологиям дистанционного
обучения [4]. В аспекте данного исследования мы будем говорить об одной из составляющих качества дистанционного обучения -о качестве учебной деятельности. Осуществление оперативного контроля за учебной деятельностью обучающихся является одной из важнейших проблем дистанционного обучения. Решение проблемы контроля качества дистанционного обучения, его соответствия образовательным стандартам имеет принципиальное значение для успеха всей системы дистанционного обучения.
Контроль призван обеспечить внешнюю (контроль преподавателя-тьютора) и внутреннюю (самоконтроль обучающегося) обратную связь. Контроль качества направлен на получение информации, анализируя которую преподаватель-тьютор вносит необходимые коррективы в течение образовательного процесса. Это может касаться изменения содержания, пересмотра подходов к выбору форм и методов педагогической деятельности или же принципиальной перестройки всей системы работы.
Контроль качества бывает разных видов и форм, а также может осуществляться с помощью разнообразных методов. Методы контроля качества учебной деятельности должны обеспечивать систематическое, полное, точное и оперативное получение информации об учебном процессе.
Теорией и практикой дистанционного обучения установлены следующие педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью обучающихся:
- индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля за работой каждого обучающегося в зависимости от его индивидуальной образовательной траектории;
- систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;
- разнообразие форм проведения, обеспечивающее повышение интереса обучающихся к его проведению и результатам;
- всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, практических умений и компетенций обучающихся;
- объективность контроля, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения преподавателя-тьютора, основанные на недостаточном изучении обу-
чающихся, психолого-педагогических особенностей их психофизического развития [7].
Соблюдение указанных требований обеспечивает надежность контроля и выполнение им своих задач в процессе дистанционного обучения.
Система контроля усвоения знаний и способов познавательной деятельности, способностью, умением применять полученные знания в различных проблемных ситуациях должна носить систематический характер, строиться как на основе оперативной обратной связи (заложенной как в текст материала, так и в возможность оперативного обращения к преподавателю-тьютору), так и отсроченного контроля (например, при тестировании).
Внешние контрольные акты, проводимые преподавателем-тьютором при дистанционном обучении, разделяются на следующие:
- констатирующие, с помощью которых преподаватель-тьютор устанавливает факт выполнения обучающимися какого-либо задания;
- проверяющие, с помощью которых преподаватель-тьютор выясняет, как обучающиеся овладели каким-либо знанием, умением и навыком, компетенцией;
- итоговая аттестация, проверка соответствия знаний, умений и навыков, компетенций требованиям государственного образовательного стандарта.
Проиллюстрируем использование различных видов и методов контроля качества учебной деятельности на примере дистанционного довузовского обучения Челябинского государственного университета. Основная задача дистанционной довузовской подготовки -углубленное и расширенное изучение слушателями общеобразовательных предметов, необходимых для сдачи вступительных испытаний, на основе индивидуального подхода и самостоятельной работы слушателей. Информационно-образовательная среда дистанционного обучения сформирована на основе сочетания on-line технологий (система «Adobe АсгоЬа! Connect Pro») и off-line технологий (система дистанционного обучения «Moodle»). Каждый курс структурирован в виде модулей, включающих теоретический и справочный материал, интернет-лекции, вебинары, тесты, задания для самостоятельной работы, методические рекомендации по освоению дисциплины [10, 11].
На различных этапах дистанционного обучения используются различные виды
контроля: предварительный, текущий и итоговый.
Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков, компетенций обучающихся по всем разделам предмета, который будет изучаться. Результаты входного тестирования дают возможность преподавателю-тьютору спланировать совместную работу, диагностировать пробелы в знаниях, определить, на какие темы следует выделить больше времени, т. е. сформировать индивидуальную образовательную траекторию слушателя.
Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения материала. Текущий контроль успеваемости осуществляется методом самоконтроля и посредством тестирования обучающегося и фиксирования результатов, а также в процессе общения преподавателя-тьютора и слушателя.
Этот вид контроля обычно соотносится с завершением тем курса или модулей. Такой контроль должен обязательно предшествовать переходу к новой теме, модулю, новому виду учебной деятельности. Его итоги преподаватель-тьютор обязательно должен учитывать в своей дальнейшей работе. Текущий контроль в дистанционном обучении имеет важный дидактический смысл, поскольку дает возможность адекватно оценивать учебные результаты и вовремя корректировать ошибки и пробелы в знаниях.
Итоговый контроль проводится в конце изучения курса. Его задача - определить достигнутый уровень подготовки слушателя и оценить перспективы сдачи вступительных испытаний в университет.
Под педагогическими методами контроля качества учебной деятельности мы понимаем способы деятельности преподавателя-тьютора и обучающихся, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности, выявляется уровень усвоения учебного материала. Рассмотрим различные методы контроля, применяемые в дистанционном довузовском обучении ЧелГУ [10].
Наблюдение за учебной деятельностью. При дистанционном обучении обучающиеся и преподаватель разделены в пространстве и во времени, поэтому традиционные методы непосредственного наблюдения за учебной деятельностью заменяются методами опосредованного наблюдения. Система дистанционного обучения «МооШе» позволяет контролировать все учебные действия. Преподаватель-тьютор
видит, когда и в какой последовательности слушатель проходил учебные материалы, сколько времени потратил на изучение того или иного раздела, выполнение теста, какие допустил ошибки.
Тестирование. Одними из основных преимуществ использования тестирования являются возможность автоматизации обработки результатов и практически моментальная обратная связь между слушателем и учебным материалом. Причем тестовый контроль включает в себя организационную и воспитательную составляющие, поскольку на выполнении тестовых заданий строится существенная часть дистанционного обучения, а при отсутствии дисциплины и ответственного подхода к данной работе теряется смысл обучения [5]. Следовательно, в системе дистанционного обучения акцент необходимо делать на обучающем тестировании, которое предполагает тесную интеграцию процесса обучения и контроля обучения [15].
Система дистанционного обучения «МооШе» дает возможность гибкой организации тестирования. Тестирование возможно в обучающем и контролирующем режимах. При контролирующем режиме слушатель видит оценку за тест и результаты выполнения каждого задания только после завершения теста, а при обучающем - он может отправлять каждое задание на проверку, видя при этом верный вариант выполнения задания. По результатам тестирования выставляется оценка (либо в автоматическом режиме, либо вручную преподавателем-тьютором). Вопросы тестов сохраняются в базе данных и могут повторно использоваться в одном или разных курсах. На прохождение теста может быть дано несколько попыток. Возможна установка лимита времени на работу с тестом. В системе дистанционной довузовской подготовки слушатель после выполнения теста отправляет работу на проверку, получает оценку правильности/неправильности выполнения каждого задания и имеет возможность увидеть правильный ответ. В тестах нами используются различные типы заданий с автоматизированной и ручной проверкой: единственный или множественный выбор ответа из списка, ввод краткого ответа, установление последовательности или соответствия, выбор точки на рисунке, ответ в свободной форме.
Эффективность контроля знаний методом тестирования во многом определяется качеством тестовых заданий [1, 3]. В зависимости
от проверки того или иного уровня усвоения материала, в дистанционной довузовской подготовке мы применяем тестовые вопросы различных видов, характеризующих качество и уровень обученности слушателей [12]:
- на различение (вопросы с выбором ответов, содержащие одновременно и задание и ответ; от слушателя требуется назвать их соответствие);
- на запоминание (вопросы с вводом ответа в виде числа или словосочетания, проверяющие умение воспроизводить некоторую информацию по памяти);
- на понимание (вопросы с выбором ответов, вопросы на сопоставление, требующие от слушателя умения анализировать, синтезировать имеющуюся информацию, устанавливать причинно-следственные связи);
- на проверку элементарных умений и навыков (вопросы с выбором либо с вводом ответа, требующие от слушателя умения применять полученные знания для решения типовых задач);
- на перенос (вопросы с вводом ответа, требующие от слушателя творческой, эвристической деятельности для решения нетиповых, творческих задач).
Анкетирование. Для проведения оперативного текущего контроля при дистанционном обучении очень удобно использовать разнообразные анкеты. Анкета является достаточно гибким инструментом, поскольку вопросы можно задавать множеством различных способов. В дистанционной довузовской подготовке после освоения каждой темы используется анкета, в которой слушатель делает самооценку своих учебных достижений по следующим показателям: понял(а), могу решить самостоятельно; понял(а) могу решить с подсказкой; не понял(а), не могу решить. Анкета выполняет две задачи. Первая - самооценка слушателем своих учебных достижений в соответствии с содержанием материала. Вторая - соотнесение самооценки слушателя и его реальных результатов преподавателем-тьютором. На основе полученных данных преподаватель-тьютор проводит корректирующие мероприятия.
Самоконтроль является одним из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную познавательную деятельность обучающихся. Самоконтроль есть форма деятельности, проявляющаяся в проверке поставленной задачи, в критической оценке процесса работы, в исправлении ее недочетов.
Ответственность и максимальная самостоятельность обучающихся являются решающими факторами при организации учебного процесса дистанционного обучения. В дистанционном довузовском обучении самоконтроль очень важен. Слушателям предоставляется возможность многократного выполнения тестов и самоконтроля полученных результатов сразу же после их выполнения, включая просмотр неверно выполненных заданий и правильных ответов на них, что, несомненно, активизирует учебно-познавательную деятельность.
Рейтинг. Для повышения мотивации познавательной деятельности эффективным является использование различных рейтинговых процедур, которое оказывает стимулирующее влияние на повышение эффективности деятельности слушателей, формирование и поддержание мотивации, развитие чувства ответственности за полученный результат. В системе дистанционной довузовской подготовки ЧелГУ предусмотрено формирование персональных рейтингов как по отдельным заданиям и тестам, так и по курсу в целом, что позволяет организовать балльно-рейтинговую систему оценивания.
Таким образом, педагогические средства и методы контроля качества учебной деятельности в системе дистанционного обучения направлены на обеспечение обратной связи, установление уровня усвоения знаний на всех этапах обучения, определение эффективности учебного процесса и корректировку препода-вателем-тьютором учебного процесса на основе полученной информации.
Литература
1. Аванесов, В. С. От заданий в тестовой форме к тестовым заданиям / В. С. Аванесов // Школьные технологии. - 2011. - № 2. -С. 167-170.
2. Бабина, Н.Г. Современное российское дистанционное обучение: проблемы качества / Н.Г. Бабина // Телематика'2009: Труды XVI Всерос. науч.-метод. конф. (Санкт-Петербург, 22-25 июня 2009 г.). - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2009. - С. 126-128.
3. Ефремова, Н.Ф. Тестовый контроль в образовании: учеб. пособие / Н. Ф. Ефремова. - М. : Логос, 2007. - 368 с.
4. Киян, И.В. Оценка качества педагогических технологий в системе дистанционного обучения / И.В. Киян // Успехи современного естествознания. - 2012.-№ 2. - С. 76-84.
5. Киян, И.В. Тест как инструмент
управления качеством педагогических технологий в системе дистанционного обучения / И.В. Киян // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. - 2010. - Т. 16, № 4.- С. 190-198.
6. Кузнецова, З.М. Управление качеством дистанционного образования / З.М. Кузнецова, Г.С. Фисенко // Фундаментальные исследования. - 2006. - № 1. - С. 43-45. - www. rae. ru/fs/?section =content&op=show_article& article_id=1703.
7. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сла-стенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М. : Издат. центр «Академия», 2002. - 576 с.
8. Полат, Е.С. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; под ред. Е. С. Полат. - М. : Издат. цент «Академия», 2004. - 416 с.
9. Роберт, И.В. Развитие дидактики в условиях информатизации образования / И.В. Роберт //Педагогика. - 2012. - № 9. - С. 25-36.
10. Романенкова, Д.Ф. Контроль эффективности процесса дистанционного обучения как педагогическая проблема / Д.Ф. Романен-кова // Тенденции и перспективы социальноэкономического развития России: взаимодействие общества, власти и бизнеса: материалы XXIXмеждунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. /
Урал. соц.-экон. ит-т (ф) ОУПВПО «АТиСО». -Челябинск, 2012. - Ч. II. - С. 246-251.
11. Романенкова, Д.Ф. Педагогическое сопровождение дистанционного обучения / Д.Ф. Романенкова // Инновационные информационные технологии: материалы междунар. науч.-практ. конф. / под ред. С. У. Увайсова. -М. : МИЭМ, 2012. - С. 142-144.
12. Симонов, В.П. Педагогическая диагностика в образовательных системах / В.П. Симонов. - М. : Изд-во УЦ «Перспектива», 2010. - 264 с.
13. Тихомиров, В.П. Мир на пути smart education. Новые возможности для развития / В.П. Тихомиров // Открытое образование. -2011. - № 3. - С. 22-28.
14. Трайнев, В.А. Дистанционное обучение и его развитие: Обобщение методологии и практики использования / В.А. Трайнев, В.Ф. Гуркин, О.В. Трайнев; под общ. ред. В.А. Трайнева. - 2-е изд. - М. : Дашков и К, 2008. - 294 с.
15. Углев, В.А. Обучающее компьютерное тестирование / В.А. Углев // Теоретические и прикладные вопросы современных информационных технологий: материалы VIII Всерос. науч.-техн. конф. - Улан-Удэ: ВСГТУ, 2007. - С. 312-316.
16. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - Ипр://минобрнауки.рф/документы/ 2974.
Романенкова Дарья Феликсовна, кандидат педагогических наук, начальник Регионального центра образования инвалидов, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет», [email protected]
METHODS OF PEDAGOGICAL CONTROL OF QUALITY OF STUDY ACTIVITIES IN DISTANCE EDUCATION SYSTEM
D.F. Romanenkova Chelyabinsk State University
The issues of providing quality education when teaching with distance education techniques are topical on the modern stage of education system development. The methods of pedagogical control of quality of study control are investigated.
The requirements to the control of study activities organization are revealed. The content and the point of different types and methods of control are presented. The use
of different methods of control of study activities quality is analyzed on the example of a distance pre-university education in Chelyabinsk State University: experimental observation on the study activity by tutors and lecturers, testing, questioning, self-control, rating.
Keywords: distance education, study activities, control of quality education, pedagogical methods of control, pre-university training.
Romanenkova Daria, Candidate of Pedagogical Sciences (PhD), Head of Regional Center of Education for Handicapped People, associate professor of General and Professional Pedagogy Department of Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education “Chelyabinsk State University”, [email protected]
Поступила в редакцию 2 декабря 2012 г.