ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ИНФЛЯЦИИ НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ Г.Н. Чернышева, канд. экон. наук, доцент, Я.В. Бородкина, студент
Воронежский государственный технический университет
В статье рассматриваются проблемы оценки влияния инфляции на производственную деятельность предприятий. Предлагается подход, при котором используются различные индексы цен при оценке реальных показателей производственных и финансовых результатов
Инфляция - многомерный процесс, формирующийся в результате взаимодействия множества различных рыночных факторов и характеризуется обесцениванием национальной денежной единицы и общим повышением уровня цен. Предприятия, как основные субъекты рыночных отношений, неизбежно оказываются под влиянием инфляции, которая затрагивают все аспекты хозяйственной деятельности. Поскольку инфляционный фон существенно искажает оценку производственных и финансовых результатов предприятия, инфляция является дестабилизирующим фактором производственно-хозяйственной деятельности.
Под воздействием инфляции снижается покупательная способность денежных активов предприятия, замедляется динамика деловой активности, ухудшаются текущее финансовое состояние и инвестиционные возможности, а следовательно, уменьшается эффективность предпринимательской деятельности.
В связи с вышеизложенным, анализ инфляции остается одной из важных проблем, о чем свидетельствует значительное количество научных публикаций по различным проблемам инфляции в России и за рубежом.
Специфика изучения влияния инфляции связана с тем, что ее оценка осуществляется через систему показателей, отражающих "уровень" инфляции косвенным методом, на основе индексов цен.
С методической точки зрения, в настоящий момент времени, оценку инфляции проводят с применением агрегатных индексов цен: индекса Пааше и индекса Ласпейреса. Оба этих индекса не лишены недостатков:
1) Соизмерителем динамики цен в индексе Пааше выступает физический объем произведенной продукции, фиксируемый на текущем уровне.
где рьро - соответственно цена товаров и услуг в текущем и базисном периодах; - количество товаров и услуг в текущем периоде.
С одной стороны - это является правилом построения всех агрегатных индексов, но с другой стороны, существенная взаимосвязь между ценой и количеством продукции в условиях инфляции искажает величину ее темпа роста.
2) Индекс Ласперейса нарушает правила построения агрегатных индексов вследствие фиксации объема продукции на базисном уровне, но в тоже время по фиксированному набору продукции и услуг дает более точную динамику цен.
где - количество товаров и услуг в базисном периоде.
Проблема использования индекса Ласпейреса сводится к субъективному определению набора фиксированных товаров и услуг по которому оценивается изменение цен. Например, для оценки официального уровня инфляции фиксированный набор товаров и услуг в форме потребительской корзины является до сих пор в России более политическим фактором нежели экономическим.
В научном мире были предприняты попытки совмещения достоинств и недостатков указанных индексов. Это привело к появлению еще двух индексов: индекса Маршала и индекса Фишера.
В индексе Маршала соизмерителем цен предлагается средняя арифметическая из текущего и базисного количества товаров и услуг
В индексе Фишера рассчитывается средняя геометрическая из индекса Пааше и индекса Ласпейреса
На наш взгляд, использование индексов Маршала и Фишера в оценке влияния инфляции на производственную деятельность предприятий, только усложняет расчёты не устраняя при этом, недостатки индексов Пааше и Ласпейреса.
Тем не менее, при анализе проблем, связанных с обеспечением производственных результатов и финансовой устойчивости предприятий в условиях инфляции, необходимо исходить из принципа приоритетности макроэкономических условий, или из принципа приоритетности внешней среды. Это связано, по нашему мнению, с тем, что производственный результат предприятий, в конечном итоге, оценивается во внешней среде, покупателями. И критерием такой оценки выступает цена.
Инфляция, определяемая как всеобщий рост цен, оборачивается для предприятия как бы независящим от него самого, объективно заданным условием, к которому оно должно приспосабливаться в своей финансово-хозяйственной деятельности.
Поэтому, задача статистического анализа на уровне предприятия должна состоять в выявлении, оценке и определении тенденций инфляционных процессов, измерении влияния инфляции на финансовое состояние и производственные результаты предприятий.
Уровень инфляции для каждого предприятия носит индивидуальный характер, поскольку предприятия использует индивидуальный набор сырьевых ресурсов и предлагает рынку индивидуальный ассортиментный набор продукции.
Поэтому, при измерении влияния инфляции на финансовые и производственные результаты деятельности предприятий необходимо исходить, в первую очередь, из объема и структуры их доходов и расходов, потребляемых ресурсов.
Для проведения расчетов по измерению влияния инфляции на результаты деятельности предприятий целесообразно использовать показатели:
- валовой выпуск произведенной продукции, работ и услуг (для промышленности валовая продукция);
- себестоимость реализованной продукции по основным ее элементам (материальные затраты, оплата труда, амортизация);
- стоимость активов предприятий на конец года (оборотных и внеоборотных активов);
- стоимость основных производственных фондов на начало и конец периода;
- объем капитальных вложений.
Все перечисленные показатели в обычно определяются на всех предприятиях в фактических (текущих) ценах отчетного периода, на их основе них рассчитываются показатели прибыли, рентабельности и эффективности производства, а также факторы, влияющие на их изменение.
Для определения уровня изменения цен в производственной сфере и в сфере конечного потребления используются следующие категории индексов цен:
- индексы цен на капитальные вложения;
- индексы цен производителей (оптовых цен) на промышленную продукцию;
- индексы средних цен на сельскохозяйственную продукцию;
- индексы потребительских цен;
- индексы средней номинальной заработной платы;
- индексы цен внешней торговли (импорт-экспорт);
Техника статистического анализа влияния инфляции состоит в определении реальных значений показателей путем деления величины каждого показателя в фактических ценах отчетного периода на соответствующий индекс цен. В результате, определяется величина данного показателя в базисных ценах. Рассчитанные таким образом показатели отражают их реальное значение, без влияния инфляции.
Факторный анализ влияния инфляции на показатели предприятия можно проводить на основе сравнения номинальных (в фактических ценах) и реальных значений показателей .
При этом, для применения факторного метода в анализе влияния инфляции на прибыль и рентабельность предприятий нами предлагается выделять четыре группы индексов инфляции, которые применяются в расчетах:
1) индекс «цен реализации» для оценки объемов производства и реализации продукции (товаров и услуг), производимых предприятием;
2) индекс «цен по производственной корзине» для оценки материальных затрат. Мы предлагаем ввести понятие «производственной корзины» по аналогии с «потребительской корзиной» При этом, под «производственной корзиной» будем понимать набор сырьевых ресурсов, приобретаемых предприятием;
3) индекс изменения стоимости основных средств и капиталовложений (индекс переоценки основных фондов) для оценки амортизационных отчислений;
4) официальный индекс инфляции для оценки изменения оплаты труда.
Вышеуказанные индексы инфляции определяются на основе имеющейся на предприятии информации о движении цен при неизменной структуре выпускаемой продукции и затрат потребляемых ресурсов.
Сам факторный анализ влияния инфляции следует проводить таким образом:
1) Влияние изменения цен на стоимость продукции товаров и услуг предприятий. Пересчитывается в постоянные цены объем выручки от реализации путем деления данного показателя в фактически действующих ценах в отчетном периоде на индекс цен продукции предприятий. Разница между стоимостью выручки в фактических и постоянных ценах будет определять размер влияния инфляции на данный показатель.
2) Изменение себестоимости продукции под влиянием инфляции. Для этого используется стоимостная структура себестоимости продукции, (работ и услуг): материальные затраты, оплата труда, амортизационные отчисления и прочие затраты.
Все эти элементы переоцениваются в постоянные цены, используя соответствующие индексы цен.
Определяется разница между объемом данных затрат в фактических и постоянных ценах, которая
характеризует влияние инфляции на данные показатели.
В таблице показана практика применения методики расчета влияния инфляции на разные показатели деятельности ПАО «Электросигнал»:
1) индекс изменения " цен реализации" для продукции (товаров и услуг), производимых предприятием:
11=4049520/3153969=1,28;
2) индекс изменения " цен по производственной корзине " для сырья, топлива, материалов, услуг и т.д., приобретаемых предприятием:
12=2613877/1622885=1,61;
3) индекс изменения стоимости основных средств и капиталовложений по балансовой оценке:
13=927960/855394=1,08;
4) индекс изменения средней заработной платы в связи с инфляцией:
14=857310/762613=1,12.
Показатели, отражающие финансовое состояние предприятия с учетом и без учета инфляции
Показатели Номинальная (фактическая) величина показателя Метод пересчета Реальная величина показателя (без учета инфляции)
Выручка от реализации про- 3305333 3305333/1,28 2582291
дукции, работ,услуг
Материальные затраты, вклю- 1998002 1998002/1,61 1240995
чаемые в себе-
стоимость продукции
Амортизационные отчисления 59331 59331/1,08 54936
Зарплата с начислениями, 857310 857310/1,12 765455
включаемая в себестоимость
Себестоимость реали-зованной 2914643 2061386
продукции
Прибыль от реализации про- 390690 520905
дукции, работ,услуг
Валовая прибыль 390690 520905
Нематериальные активы 1332116 1332116/1,08 1233441
Материальные активы 1335246 1335246/1,28 1043161
Денежные средства и дебитор- 931804 931804/1,28 727972
ская задолженность
Общая стоимость активов 3599166 3004574
предприятия
Рентабельность общей 12,93 17,33
стоимости активов,%
Рентабельность стои-мости 26,57 35,53
собственного
капитала, %
В результате воздействия инфляционных факторов рентабельность общей стоимости активов предприятия увеличилась на 20 %, коэффициент инфляционного роста составил 1,2. Особенно существенно
инфляционные факторы повлияли на себестоимость реализованной - коэффициент инфляционного роста достиг 1,4.
Изложенный выше метод анализа влияния инфляции на производственные и финансовые результаты деятельности предприятий имеет широкий круг применения.
Разработанная методика анализа и оценки влияния инфляции носит комплексный характер, поскольку может использоваться по всей совокупности показателей, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия.
Таким образом, применение статистических методов в сочетании с традиционными подходами экономического анализа может существенно расширить возможности аналитического исследования влияния инфляционных процессов на экономику отдельных предприятий.
Литература
1. Давыдова, Л.В. Финансовые последствия инфляции в анализе и оценке финансовых результатов деятельности промышленного предприятия [Текст] / Л.В. Давыдова, Д.А. Федин // Научные ведомости БелГУ. - Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. - 2011. - № 13-1 (108). - С. 84-89.
2. Статистика уровня инфляции в России [Электронный ресурс] режим доступа http://bhom.ru/ тПа-йоп/гш/
3. Ершов, Э. Б. Ситуационная теория индексов цен и количеств [Текст] / Э. Б. Ершов. - М.: РИОР; Инфра-М, 2012. - 420 с.
4. Изюмова, Е Н Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности промышленных предприятий [Текст]: учеб. пособие / Е.Н. Изюмова и др. -2 изд. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 313 с.
5. Жуков, Е. Ф. Деньги. Кредит. Банки [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Е. Ф. Жуков, Н. М. Зеленкова, Н. Д. Эриашвили; под ред. Е. Ф. Жукова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 783 с.
6. Савицкая, Г. В. Анализ эффективности и рисков предпринимательской деятельности: методологические аспекты [Текст]: монография / Г.В. Савицкая. -М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 272 с.
® 8(473)243-76-67
Ключевые слова: инфляция, методы оценки инфляции, индексы цен, фактические показатели результатов деятельности, реальные показатели результатов деятельности, факторный анализ.