Научная статья на тему 'Методы оценки конкурентоспособности строительной продукции'

Методы оценки конкурентоспособности строительной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
593
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ / QUALITY OF CONSTRUCTION MATERIALS / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ / METHODS OF EVALUATION / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / METHODOLOGICAL APPROACHES / СТРОИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / A CONSTRUCTION COMPANY ANALYSIS HAS AN EFFECTIVE SYSTEM OF GOVERNANCE / АНАЛИЗ / ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халимбеков Хаджимурад Зиявутдинович, Мамедов Автандил Гафимович

В статье рассмотрены методические подходы к оценке качества строительной продукции как важнейшего фактора конкурентоспособности строительного предприятия, приведен анализ применяемых методов оценки, обоснован выбор методов оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Халимбеков Хаджимурад Зиявутдинович, Мамедов Автандил Гафимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS FOR ASSESSING THE COMPETITIVENESS OF THE CONSTRUCTION PRODUCTS

The paper considers methodical approaches to assessing the quality of construction products as a major factor of competitiveness of construction enterprises, the analysis of assessment methods, justified the choice of assessment methods.

Текст научной работы на тему «Методы оценки конкурентоспособности строительной продукции»

ХАЛИМБЕКОВ X.3., МАМЕДОВ А.Г.

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

В статье рассмотрены методические подходы к оценке качества строительной продукции как важнейшего фактора конкурентоспособности строительного предприятия, приведен анализ применяемых методов оценки, обоснован выборметодов оценки.

HALMBEKOVК^, MAMEDOVА.а

METHODS FOR ASSESSING THE COMPETITIVENESS OF THE CONSTRUCTION PRODUCTS

The paper considers methodical approaches to assessing the quality of construction products as a major factor of competitiveness of construction enterprises, the analysis of assessment methods, justified the choice of assessment methods.

Ключевые слова: качество строительной продукции, методы оценки, конкурентоспособность, методические подходы, строительное предприятие, анализ, эффективная система управления.

Keywords: quality of construction materials, methods of evaluation, competitiveness, methodological approaches, a construction company analysis has an effective system of governance.

Наметившийся за последние годы рост экономики в нашей стране уже в ближайшее время может поставить перед российскими предприятиями и их менеджментом необходимость решения сложных задач в новых условиях хозяйствования. К числу наиболее важных таких задач следует отнести формирование эффективной системы управления обеспечением и повышением конкурентоспособности строительных предприятий как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Эффективное решение данной задачи для строительного предприятия, прежде всего, связано с формированием эффективного управления его конкурентоспособностью. Для этого руководству строительного предприятия необходимо знать потребности рынка в выпускаемой им продукции, тенденции изменения спроса на данную продукцию, цены на строительную продукцию, исследовать емкость рынка, определить долю предприятия в общем объеме производства продукции данного вида, провести анализ рыночной ситуации, исследовать динамику объема продаж, выполнить анализ каналов сбыта, изучить мнение покупателей и потребительских предпочтений. Обязательная необходимость проведения отмеченных мероприятий подтверждает сложность рассматриваемой проблемы и требует от менеджмента строительных предприятий высочайшего уровня квалификации.

В любой развитой стране мира с рыночными отношениями между

предприятиями, в том числе и строительными, выпускающими однородную продукцию, возникает жесткая конкурентная борьба, подталкивающая их к производству качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции по сравнению с аналогами, выпускающими конкурентами.

Одним из основных факторов, определяющих конкурентоспособность строительного предприятия, является конкурентоспособность выпускаемой им товарной строительной продукции, на которую, в свою очередь, главным образом влияют такие факторы, как ее качество и стоимость на рынке. Другими словами, строительная продукция может стать конкурентоспособной и занять достойное место в ряду аналогов только в том случае, если она будет отвечать требуемому потребителем уровню качества в соответствии с его финансовыми возможностями. Потребительские свойства являются главной характеристикой строительной продукции. Это, прежде всего, способность построенных зданий и сооружений выполнять свои функции. Именно по этой причине важнейшее значение придаётся формированию эффективной системы оценки конкурентоспособности строительной продукции как основного фактора конкурентоспособности строительного предприятия.

Решение проблемы конкурентоспособности строительной продукции напрямую зависит от выбранного метода ее оценки. Отметим, что оценка способности продукции конкурировать на рынке обычно производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения, т.к. конкурентоспособность продукции или иного объекта является относительным понятием, то есть о ней можно говорить только при сравнении с другим объектом. За базу сравнения принимается либо отдельная потребность заказчика строительной продукции, либо образец. Обычно образец представляет собой аналогичную строительную продукцию, имеющую на момент сравнения максимальный объем заказов и наилучшую перспективу спроса в будущем [1,3].

Если за базу оценки принимается потребность, расчет единичного показателя конкурентоспособности производится по следующей известной

формуле [2]: р.

q¿ = • 100%

Pi0 (i = 1, 2, 3,...,n), (1)

где q¡ - единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру;

Pi и - величина i-ro параметра для анализируемой строительной продукции;

Pio - величина i-ro параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью;

n - количество параметров.

Далее проводится анализ результатов оценки по следующему принципу:

❖ при оценке по нормативным параметрам единичный показатель может принимать только два значения - 1 или 0. Если анализируемая

продукция соответствует обязательным нормам и стандартам, показатель равен 1, если параметр продукции в нормы и стандарты не укладывается, то показатель равен 0;

❖ при оценке по техническим и экономическим параметрам единичный показатель может быть больше или равен единице, если базовые значения параметров установлены нормативно-технической документацией, специальными условиями, заказами, договорами;

❖ если анализируемая строительная продукция имеет параметр, значение которого превышает потребности заказчика, обусловленные характером использования (эксплуатации) этой продукции, социальными условиями, традициями, физиологическими особенностями, то указанное повышение не будет оцениваться потребителем как преимущество. При этом единичный показатель по данному параметру не может иметь значения больше 100% и при расчетах должна использоваться минимальная из двух величин - 100% или фактически значение этого показателя.

Если за базу оценки принимается образец, расчет единичного показателя конкурентоспособности проводится по следующим формулам [2]:

qi = -5- • 100%

рю 0

р.

q ( = . 100%

Pi (3),

где qi, qt - единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру;

Pi - величина i-ro параметра для анализируемой продукции;

Pi 0 - величина i-ro параметра для изделия, принятого за образец.

Для проведения анализа полученных результатов оценки из приведенных формул выбирают ту, в которой росту единичного показателя соответствует повышение конкурентоспособности (например, для оценки производительности - формулу для расчета qt , а для удельного расхода топлива - формулу q)

Описанный (дифференциальный) метод позволяет лишь констатировать факт необходимости повышения или снижения оценок параметров продукции для обеспечения конкурентоспособности, но не отражает влияние каждого параметра при выборе строительной продукции потребителем.

Следует также отметить, что применение вышеприведенной относительной оценки не позволяет регулировать процесс доработки предлагаемой продукции, т.е. доводки ее характеристик до требований образца. Для проведения доводки новой продукции до требований образца удобней воспользоваться не относительной оценкой, а абсолютной оценкой равной: А?, = Р,0 - Р.

При этом необходимо также учитывать стоимость доводки параметров планируемой к выпуску продукции до уровня параметров базы сравнения и

оценки. Если принять допущение, что цена доводки каждого процента параметров образца до эталонного значения является равномерной, то общая стоимость доводки по каждому виду параметров будет равной:

с, = ^cv

г U г

Р,0 (5),

где С0, -стоимость доводки одного процента потребности исследуемого образца.

При этом необходимо стремиться организовать процесс доводки таким образом, чтобы затраты на доводку параметров не превышали разницы между стоимостью базы и стоимостью исследуемой строительной продукции.

Комплексный метод оценки конкурентоспособности продукции основывается на применении комплексных (групповых, обобщенных и интегральных) показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемой продукции и образца.

Расчет группового показателя по нормативным параметрам обычно производится по следующей формуле [2]:

n

1 нп = П q ш

,1 (6),

где IHn - групповой показатель конкурентоспособности по нормативным параметрам;

qHi - единичный показатель конкурентоспособности по ,-му нормативному параметру;

n - число нормативных параметров, подлежащих оценке.

После получения оценок конкурентоспособности проводится следующий анализ результатов: если хотя бы один из единичных показателей равен 0 (то есть продукция по какому-либо параметру не соответствует обязательной норме), то групповой показатель также равен 0, что говорит о неконкурентоспособности данного товара на рассматриваемом рынке.

Расчет группового показателя по техническим параметрам (кроме нормативных параметров) производится по формуле [2]: n

1 тп = Z qi ■ ai

1=1 (7),

где Imn - групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;

q, - единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру;

a, - весомость i-ro параметра в общем наборе из n технических параметров, характеризующих потребность;

n - число параметров, участвующих в оценке.

Для анализа результатов используются следующие правила:

❖ полученный групповой показатель Imn характеризует степень соответствия данного товара существующей потребности по всему набо-

ру технических параметров, чем он выше, тем, в целом, полнее удовлетворяются запросы потребителей;

❖ основой для определения весомости каждого технического параметра в общем наборе являются экспертные оценки, основанные на результатах рыночных исследований, спросов потребителей, семинаров, выставок образцов;

❖ в случае трудностей, возникающих при проведении рыночных исследований, а также в целях упрощения расчетов и проведения ориентировочных оценок, из технических параметров может быть выбрана наиболее весомая группа или применен комплексный параметр - полезный эффект, который в дальнейшем участвует в сравнении. Для повышения точности оценки необходимо учесть влияние на его величину эргономических, эстетических и экологических параметров.

На наш взгляд, наиболее адекватную групповую оценку конкурентоспособности новой продукции можно получить, используя следующие три показателя:

а) Imax = max( ajqj, 0^2,- aqu);

n

Z aq

б) Icp = ('-1 )/n; (8)

в) Imin = min (ajqj, a2q2,- aqn),

где - значимость i-го показателя в оценке;

qt - значение i-го единичного показателя конкурентоспособности (может быть как по нормативному, так и по техническому параметру).

К тому же приведенная оценка позволяет определять наиболее уязвимые места оцениваемой строительной продукции. Аналогичная оценка может быть дана и в относительных значениях показателей при использовании разницы между базовыми и фактическими их величинами.

Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится на основе определения полных затрат потребителя на приобретение и потребление (эксплуатацию) продукции. Полные затраты потребителя определяются по формуле [4,5]:

3 = Зе + (tС,)/T С =±С}

'-1 j-1 (9),

где 3 - полные затраты потребителя на приобретение и потребление (эксплуатацию) продукции;

Зе - единовременные затраты на приобретение продукции;

С' - средние суммарные затраты на эксплуатацию продукции, относящиеся к i-му году ее службы;

Т - срок службы;

i - год по порядку;

Cj - эксплуатационные затраты по j-ой статье;

n - количество статей эксплуатационных затрат.

В том случае, когда продукция реализуется после некоторого срока эксплуатации, полные затраты должны быть уменьшены на величину выручки за нее (соответственно показатель для данной статьи вводится в формулу со знаком минус).

Чтобы оценить конкурентоспособность строительной продукции, необходимо решить широкий круг вопросов и, прежде всего, получить объективную информацию о тех рынках, где уже реализуется или предполагается ее реализация, о его конкурентах. Анализу рынков должно уделяться основное внимание. Особенно это относится к оценке тех потребностей, которым предполагаемая продукция не удовлетворяет, к выявлению отрицательных и положительных свойств этой продукции, которые отмечают потребители. В заключение решается вопрос о соответствии в данный момент времени производимой продукции по техническому уровню и качеству, требованиям конечных потребителей и оценки ее конкурентоспособности в результате комплексного исследования рынка.

_Литература_

1. Глухов А. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения// Маркетинг, 1999, №2.

2. Демиденко Д.С. Управление затратами при формировании качества промышленной продукции. - СПб.: Издательство СПб. УЭФ, 1995.

3. Дихтель Е., Хершген X. Практический маркетинг. - М., 1995.

4. Магомедов А.Г., Мусаева В.П., Мелехин В.Б. Ситуационная модель оперативного управления экономикой строительного производства с нечеткой логикой // Вестник Дагестанского научного центра РАН, №10, 2001.

5. Магомедов М.Ю., Лачуева К.Ш. Управление конкурентоспособностью строительной продукции. -Махачкала: НИЛ РЭП ДГТУ, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.