7. Долгоруков, В.С. Градостроительный план Фурий / В.С. Долгоруков // История и культура античного мира. - М. : Наука, 1977. - С. 48-53.
8. Страбон. География в 17 книгах / Страбон / Пер. Г.А. Стратановского. - М. : Наука, 1964. - 941 с.
E.N. POLYAKOV, E.V. MAYOROVA, M.A. SHABOLINA
THE CREATIVE HERITAGE OF GIPPODAM MILETSKY
The main stages in creative biography of a prominent architect-reformer Hippodam - the native of Millet are considered in the paper. The analysis of his main town-planning concepts and their practical realization in planning schemes of Pirey, Furii, Rodos is carried out.
УДК 730
С.А. КОЛЕСНИКОВ, канд. архит.,
СГАСУ, Самара
МЕТОДЫ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ КРУПНЕЙШЕГО ГОРОДА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫСОКОУРБАНИЗИРОВАННЫХ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ УЗЛОВ
В статью включены материалы диссертационного исследования автора, посвященного выявлению архитектурной типологии высокоурбанизированных многофункциональных узлов городской структуры крупнейшего города. Предлагается методология комплексного анализа центров социальной активности, включающая методы структурнофункционального, эколого-ландшафтного, социологического исследования, метод композиционно-градостроительного анализа пространственного потенциала будущего узла, метод анализа экономической эффективности.
Данная статья содержит часть результатов диссертационного исследования автора, посвященного формированию архитектурной типологии высокоурбанизированных многофункциональных узлов городской структуры крупнейшего города (далее ВМУГС) - центров социальной активности, включающих в себя здания, сооружения, транспортные устройства и открытые пространства, в которых пересекаются, начинаются и заканчиваются потоки движения людей с целью получить в этом пространстве концентрированный максимум товаров и услуг, информации при минимальных затратах времени [2].
Для выявления структуры, границ и архитектурно-градостроительной композиции ВМУГС крупнейшего российского города необходимо иметь четкую методологию комплексного анализа предпосылок формирования узла. Предлагаемая автором методология является, с одной стороны, результатом его собственных научно-методических изысканий, с другой - она объе-
© С.А. Колесников, 2008
диняет ряд ранее известных методов анализа, а именно: структурнофункциональный метод [1], метод эколого-ландшафтного анализа, метод социологического исследования [4, 5], метод композиционно-градостроительного анализа пространственного потенциала будущего узла [3], метод анализа экономической эффективности [4, 5].
Структурно-функциональный метод включает в себя визуальное, картографическое и графоаналитическое исследование сложившейся структуры функционально-коммуникационного использования территории потенциального узла городской структуры.
1. Исследование характера и интенсивности проходящих через узел пассажирских и грузовых (транспортных и пешеходных) потоков общественного и частного транспорта.
На этом уровне метод структурно-функционального анализа дает возможность выявить рейтинг исследуемого узла по фактической и потенциальной мощности пропуска потоков, по типу пропуска потоков, по типу преобладающих потоков.
2. Исследование характера функциональной насыщенности территории узла.
На этом этапе метод структурно-функционального анализа дает возможность выявить рейтинг исследуемого узла по фактической и потенциальной функциональной мощности, по характеру функциональной насыщенности.
3. Исследование локализации узла в системе структурно-функциональных каркасов - транспортных (внешнего и внутреннего) и пешеходного; экологического; функционального; мест приложения труда; культурного; административно-делового и т. д.
На этом этапе метод структурно-функционального анализа дает возможность выявить характер и рейтинг локализации исследуемого узла в системе структурно-функциональных каркасов города, построить рейтинг структурно-функциональной значимости исследуемых узлов на трех уровнях: район, город, агломерация.
Метод эколого-ландшафтного анализа включает в себя визуальное, картографическое, графоаналитическое исследование сложившейся ландшафтноэкологической структуры территории потенциального узла городской структуры и заключается в многофакторном анализе ландшафтной ситуации узла.
1. Анализ условий макро- и микрорельефа.
На этом этапе ландшафтно-экологический метод дает возможность оценить фактическую и потенциальную горизонтальную и вертикальную ориентацию узла в системе городских коммуникаций, выявить зоны возможных заглублений, выявить зоны потенциально выгодных в ландшафтном плане территорий.
2. Анализ геологических условий проектирования.
На этом этапе ландшафтно-экологический метод дает возможность оценить посредством анализа геологических условий территории потенциального исследуемого узла с целью выявления потенциальной возможности роста сооружений комплекса по вертикали.
3. Анализ эколого-градостроительных проблем (загрязнение окружающей среды транспортом, близлежащими предприятиями и т. п.).
На этом этапе ландшафтно-экологический метод дает возможность выявить локализацию исследуемого потенциального узла в системе экологоградостроительного каркаса города, найти фактические и потенциальные проблемные и благополучные зоны узла, построить рейтинг проблемных и благополучных территорий исследуемых узлов.
Метод социологического исследования включает в себя социологическое, графоаналитическое исследование сложившейся структуры территории потенциального узла городской структуры как зоны социальной активности.
1. Социологический анализ состава потребителей.
На этом этапе метод социологического исследования дает возможность качественно оценить состав потребителей территории потенциального узла, составить рейтинги преобладающих категорий социально-демографических характеристик потребителей, выявить зависимости посещения узла жителями функционально-планировочных районов.
2. Анализ целей посещения.
На этом этапе выявляются приоритетные цели посещения исследуемых узлов, строятся рейтинги целей посещения, составляется перечень основных функций, используемых потребителями.
3. Анализ предпочтений потребления.
На данном этапе метод социологического исследования дает возможность выявить перечень функциональных предпочтений потребителей исследуемого узла.
4. Анализ времени использования узла.
На данном этапе исследования возможно составление рейтингов интенсивности использования исследуемого узла, составление рекомендаций по соотношению функций, допускающих активное использование узла в течение всего дня.
5. Анализ возможностей многофункционального пространства.
На данном этапе социологическое исследование посвящено выявлению качественных характеристик многофункциональности пространства исследуемого потенциального узла, составление рейтингов проницаемости, функциональной насыщенности, композиционной и ландшафтной привлекательности.
Метод композиционно-градостроительного анализа пространственного потенциала включает в себя визуальное, картографическое, графоаналитическое исследование сложившейся композиционно-градостроительной системы территории потенциального узла городской структуры. Заключается в изучении потенциальных возможностей городского пространства на трех, как минимум, уровнях:
1. Силуэт и структура города.
На этом уровне композиционно-градостроительный анализ посвящен выявлению потенциальной доминантности и выразительности композиции многофункционального узла в трехмерном пространстве города с учетом городского макрорельефа (на этом уровне ВМУГС символизируется как «городская башня», «доминанта, акцент»).
2. Композиционная роль ВМУГС в системе общегородских магистралей.
На этом уровне рассматриваются доминантность и выразительность объемно-пространственного решения узла с точек зрения движения и подходов со стороны основных направлений движения (на этом уровне ВМУГС символизируется как узнаваемый «ориентир»).
3. Архитектурно-градостроительная композиция узла в пространстве окружающего района.
На этом уровне рассматривается самый мелкомасштабный композиционный уровень, позволяющий воспринять не только силуэт и крупные членения объемно-пространственного решения, но и прочитать акценты в мелких членениях, прочувствовать текстуру и фактуру поверхностей, мелкие детали (на этом композиционном уровне ВМУГС символизируется как «качественная городская среда»).
Метод анализа экономической эффективности включает в себя визуальное, картографическое, графоаналитическое, социологическое исследование сложившейся структурно-функциональной системы территории потенциального узла городской структуры относительно характеристик экономической эффективности.
1. Исследование эффективности использования территории, введение коэффициента использования территории (КИТ).
На этом уровне анализ экономической эффективности посвящен выявлению рейтинга территорий узлов по степени развитости использования территории по следующим принципиальным направлениям: использование подземного пространства, транспортной инфраструктуры, наличие рекреационных зон, многоуровневость зданий и сооружений.
2. Исследование эффективности наращивания доходных функций, введение коэффициента наращивания доходных функций (КНДФ).
На этом уровне анализ экономической эффективности посвящен выявлению рейтинга территорий узлов по степени развитости эффективности наращивания доходных функций по следующим принципиальным направлениям: наличие универсальных конструктивных систем, универсальных пространств, возможность увеличения функциональной насыщенности, наличие резервных территорий.
3. Анализ характера инвестиций.
На этом уровне анализ экономической эффективности дает возможность выявить рейтинг исследуемого узла по характеру инвестиций (на этом уровне характеристика инвестиций в исследуемый узел трактуется как «государственные», «частные», «смешанные предприятия»).
Результаты комплексного анализа необходимо графически и текстуально представлять на предпроектной стадии, опираться на них при разработке проектной стратегии [2].
Библиографический список
1. Гутнов, А.Э. Структурно-функциональная организация и развитие градостроительных
систем : автореф. дис. ... докт. арх. - М., 1980.
2. Колесников, С.А. Архитектурная типология высокоурбанизированных многофункциональных узлов городской структуры крупнейшего города : автореф. дис. ... канд. арх. : 18.00.02. - Нижегородский архитектурный институт. - Н.-Н., 2006. - 28 с.
3. Линч, К. Образ города / К. Линч. - М. : Стройиздат, 1982. - С. 116-123.
4. Митягин, С.Д. Использование дистанционных исследований в градостроительном проектировании / С.Д. Митягин. - Л., 1987.
5. Черепанов, Б.В. Современные методы комплексной оценки вариантов транспортных систем городов в градостроительной практике / Б.В. Черепанов // Градостроительство в век информатизации : сборник научных статей Отделения градостроительства. - М. : Едиториал УРСС, 2002. - C. 105-111.
S.A. KOLESNIKOV
COMPLEX ANALISIS METHODS OF SOCIAL ACTIVITY CENTRES OF THE LARGEST CITY AT FORMING OF HIGHLY-URBANIZED MULTIFUNCTIONAL CENTRES
Thesis research materials are included in this article. They are devoted to revealing of architectural typology of highly-urbanized multifunctional centres of the city structure in the largest city. Methodology of complex analysis of centers of social activity is suggested here, including methods of structure-functional, ecology-landscape and social research, compositional urbanbuilding analysis of extensive potential of the future centre and method of analysis of economical efficiency.
УДК 930.85
О. В. БОГДАНОВА, докторант,
ТГАСУ, Томск
К СЕМАНТИКЕ СЛОВА «АРХИТЕКТОР»
В статье рассматривается дефиниция слова «архитектор» в ее дореволюционном и современном толковании. На материалах толковых словарей, а также журнальной периодики как одного из основных источников изучения темы исследуется актуальный для конца XIX - начала XX века вопрос: «Кто мог называться архитектором?»
Термин «архитектор» в Европе был введен в употребление уже более 500 лет назад. В России, как объясняется в словаре И.Е. Ефрона и Ф.А. Брокгауза, «до Петра I слово “архитектор” не употреблялось, и строителей обозначали словами “зодчий, палатный мастер, муроль, каменный и плотничный староста”» [1, с. 271]. В древнерусских письменных источниках довольно мало сведений о строителях, зодчих, более чаще и подробнее приводятся данные о заказчиках [2, с. 132]. Тем не менее отрывочные сведения находятся в летописях XI-XШ вв., где строителей называли «мастер», «каменный мастер», «градоруб» [3, с. 2]. Подобные наименования строителей в XIV в. приводятся и в словаре И.И. Срезневского: «каменный здатель», «дровяной здатель»,
© О.В. Богданова, 2008