МГСУ
АРХИТЕКТУРНАЯ ТИПОЛОГИЯ ВЫСОКОУРБАНИЗИРОВАННЫХ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ УЗЛОВ ГОРОДСКОЙ СТРУКТУРЫ КРУПНЕЙШЕГО ГОРОДА
С. А. Колесников
Эволюционное развитие городов диктует необходимость расширения нового взгляда на реконструкцию сложившихся и функционирующих территорий и узлов градостроительной структуры. Современные процессы развития городов и их функционально-нагруженных узлов сталкивают архитекторов с новыми, еще не в полной мере изученными задачами.
В постсоветских городах, растянутых по территории, сложились неэффективные планировка и функционально-планировочная структура. В настоящий период смены социально-экономической концепции общества и перехода к рыночным отношениям в качестве основного экономического критерия эффективности градостроительных решений выступает стоимость земли, то есть вступает в силу фактор земельной ренты. Таким образом, необходимо пересматривать многие принципы градостроительного проектирования с точки зрения более рационального экономичного использования ценных земельных ресурсов. Градостроители обращаются к проблеме поисков новых эффективных компоновочных решений с учетом «третьего измерения», то есть «вертикальной составляющей» пространственного развития. Самара, как один из наиболее успешных в экономическом отношении крупнейших городов России, также нуждается в разработке подобных градостроительных стратегий, поскольку очевидно, что единственным способом градостроительного проектирования в городах на долгие годы станут реконструкция и «доформирование» - уплотнение сложившейся городской застройки.
Еще одной немаловажной проблемой является отсутствие социально-пространственного, функционального, градоэкономического регулирования при проектировании и застройке территорий, складывающихся стихийно высокоурбанизированных (переуплотненных) узлов.
Исследования эффективности городской планировки до последнего времени проводились по следующим направлениям: подземная урбанистика, взаимодействие структурно-функциональных зон города, анализ градостроительной системы и городской среды, касающийся узлов городской структуры, теоретические и практические вопросы анализа общественных пространств. Однако следует отметить, что работы в этих областях имели в основном направление на специализированные исследования более частных вопросов, в то время как комплексная оценка высокоурбанизированного узла, его обобщенное описание в научной литературе не получили еще достаточного освещения.
Высокоурбанизированный многофункциональный узел городской структуры (далее ВМУГС) - центр социальной активности, включающий в себя здания, сооружения, транспортные устройства и открытые пространства, в котором пересекаются, начинаются и заканчиваются потоки движения людей с целью получить в этом пространстве концентрированный максимум товаров и услуг, информации при минимальных затратах времени.
3/2008_МГСУТНИК
Комплексный анализ отечественного и международного опыта, а также конкретный анализ ситуаций потенциальных ВМУГС города Самары выявил ряд оснований для составления архитектурной типологии ВМУГС крупнейших постсоветских городов.
В основу архитектурной типологии ВМУГС предлагается положить следующие признаки: социально-экономические, композиционно-градостроительные, функциональные и конструктивно-планировочные.
1.Социально-экономические признаки ВМУГС
Эффективность использования территории.
Использование территории, при котором соблюдаются все принципы высокоурбанизированного применения территории (коэффициент использования территории) (задействования подземного пространства, максимально возможная этажность, наличие высокоразвитой транспортно-коммуникационной системы (социальный каркас), развитая система благоустройства и рекреационных зон), называется эффективным.
При анализе использования территории ВМУГС предлагается вести подсчет рейтинга посредством ввода ряда характеризующих коэффициентов.
Наращивание доходных функций.
Процесс, при котором строительство и эволюционное развитие узла происходят с изучением анализа потребительского спроса, качественных характеристик потребителей, современных тенденций предоставления услуг, с возможностью структурно-функциональной и конструктивной трансформации, называется, процессом наращивания доходных функций.
При анализе возможности наращивания доходных функций ВМУГС предлагается ввести ряд типологических характеристик этого процесса.
• Универсальность конструктивной системы
Свойство конструктивной системы, при котором создается возможность безболезненно для функциональных процессов и с минимальными временными и технологическими затратами модифицировать (добавлять или убирать) структурно-функциональные блоки в любом месте сооружения. Данное свойство создает возможности для физического наращивания доходных функций за счет увеличения площади всего пространства.
• Универсальность пространства.
Свойство пространства, при котором создается возможность изменения площади и конфигурации функциональных блоков, называется универсальным. Универсальность достигается за счет применения конструктивных систем позволяющих свести к минимуму площадь несущих конструкций (каркасные системы). Данное свойство создает возможности для физической перекомпоновки функциональных блоков, не изменяя площади всего пространства.
• Увеличение функциональной насыщенности.
• Наличие резервных территорий.
Наращивание доходных функций неотъемлемо связано с наращиванием площади функционального пространства узла, поэтому наличие резервных территорий естественным образом приводит и продиктовано наращиванием доходных функций. Данное свойство создает возможности для физического наращивания доходных функций за счет увеличения площади всего пространства.
Способ привлечения инвестиций.
Индивидуальные характеристики участников финансирования называются типами привлечения инвестиций.
• Частные инвесторы.
• Государственные инвестиции.
• Смешанные инвестиционные компании.
• Количество инвесторов
2.Композиционно-градостроительные признаки
Общегородская доминанта
Исследуемый узел является общегородской доминантой пространственной структуры города, центральным функциональным и коммуникационным узлом, организующим и связывающим основные общественные потоки, пространственной связью - основным шарниром между планировочными районами города, композиционным акцентом основных городских перспектив и панорам. Узел обладает ярко выраженной вертикальной развитостью выраженной одной или блоком вертикальных башен - доминант и подземными уровнями, пространственно-композиционная структура узла представлена в основном в виде локального пучка, оснащен многоуровневым транспортно-переса-дочным узлом, позволяющим разделить транспортные и пешеходные транзиты, имеет выгодное территориально-функциональное положение, работающее на перспективы и панорамы города, что позволяет присвоить исследуемому узлу статус общегородской доминанты.
Локальный акцент
Зона социальной активности, обладающая высокой функциональной загруженностью и транспортно-пересадочным узлом. Локальный акцент является узловым элементом коммуникационного и функционального каркасов города, удовлетворяющим потребности жителей района, в котором он расположен. Узел располагается на территории всего города, являясь центром квартала или района. Локальный акцент обладает активной композиционной и пространственной выразительностью в системе окружающей его застройки.
Скрытый элемент подземной урбанистики
Центр социальной активности, обладающий ярко выраженным использованием подземного пространства, высокой функциональной загруженностью и развитым транспортно-пересадочным узлом. Узел является ключевым звеном транспортно-ком-муникационного каркаса. В композиционно-пространственном аспекте скрытый элемент подземной урбанистики играет активную роль в формировании открытых пространств за счет спуска функциональных процессов в подземные уровни.
3.Функциональные признаки
Основные структурообразующие функции:
В результате эволюционного развития какой либо функции (вокзалы, офисно-дело-вые центры, зрелищные и досуговые центры, торговые центры, транспортно-пересадоч-ные узлы) происходит функциональное и территориальное развитие комплекса с наращиванием функций и транспортно-коммуникационной инфраструктуры, что приводит к возникновению более крупных градостроительных систем - высокоурбанизированных многофункциональных узлов городской структуры.
Преимущественные сочетания общегородских функций (транспортно-администра-тивный, культурно-транспортный, торгово-транспортный, культурно-торговый, административно-торговый, культурно-административный, транспортно-торгово-админист-ративный, транспортно-культурно-административный, транспортно-культурно-торго-вый, транспортно-торгово-культурно-административный).
3/2008_МГСУТНИК
Тип пропуска транспортных и пешеходных потоков (в одном уровне, многоуровневый).
Характер пропуска пешеходных потоков:
Транзитный. Система пропуска пешеходных потоков через ВМУГС, при которой структурно-функциональная система исследуемого узла организуется, как сопутствующая и соподчиненная направлениям основных пешеходных транзитов, называется транзитной.
Целевой. Система пропуска пешеходных потоков через ВМУГС, при которой структурно-функциональная система исследуемого узла организуется, как структурообразующая для основных пешеходных транзитов, называется целевой.
Характер пропуска транспортных потоков:
Транзитный. Система пропуска транспортных потоков через ВМУГС, при которой структурно-функциональная система исследуемого узла организуется, как соподчиненная основным транспортно-коммуникационным транзитам, называется транзитной.
Транспортно-коммуникационный пересадочный узел. Система транспортных потоков, при которой основные коммуникационные транзиты образуют транспортно-переса-дочный узел, который является структурообразующим или на равных правах интегрируется в структурно-функциональную конструкцию ВМУГС, называется транспортно-коммуникационным пересадочным узлом.
Характер транспортных связей (линейный узел, крестообразный перекресток, окруженный магистралями «остров», т-образный перекресток).
4.Конструктивно-планировочные признаки определяются для ВМУГС в зависимости от характера коммуникаций:
«Остров»
Исследуемый узел является «островом» пространственной структуры города -функционально-композиционный островной сгусток, расположенный в пределах пересечения транспортных магистралей. Узел оснащен многоуровневым транспортно-пере-садочным узлом, позволяющим разделить транспортные и пешеходные транзиты, характер композиции основан на контрасте с окружающей застройкой с преобладающим вертикальным развитием и расстановкой композиционных доминант в узловых точках.
«Тоннель»
Исследуемый узел является «тоннелем» пространственной структуры города -функционально-композиционный линейный сгусток, расположенный на основных транзитных коммуникационных участках городского пространства, обладающий функцией коммуникационного узла. Узел оснащен многоуровневым транспортно-пересадоч-ным узлом, позволяющим разделить транспортные и пешеходные транзиты. Характер композиции сдержан, поскольку «тоннель» является связующим звеном между пространственно-коммуникационными узлами планировочной структуры города.
«Пучок»
Исследуемый узел является «пучком» пространственной структуры города - функционально-композиционный сгусток, связующее звено между функционально-планировочными районами, обладающий функцией коммуникационного узла. Узел оснащен многоуровневым транспортно-пересадочным узлом, позволяющим разделить транспортные и пешеходные транзиты. Характер композиции основан на контрасте с окружающей застройкой с преобладающим вертикальным развитием, пространственно-композиционная структура узла - в виде кисти, объединяющей несколько направлений.
«Коридор»
Исследуемый узел является интегрированным «путем» или «коридором» пространственной структуры города - функционально-композиционный линейный сгусток в теле структурно-функционального района, обладающий функцией коммуникационного узла. Узел оснащен многоуровневым транспортно-пересадочным узлом, позволяющим разделить транспортные и пешеходные транзиты, и является интегрированной функционально-композиционной структурой в пространство планировочного района, поэтому композиционная структура представляет собой пространственный путь сквозь тело планировочного района. Пространственно-композиционная структура узла представлена в виде линейной структуры. Такой набор функционально-пространственных характеристик позволяет присвоить рассматриваемому узлу статус - интегрированный «путь» или «коридор».
Построенные на основе нескольких типологий градостроительные матрицы дают основания для выбора типа и класса ВМУГС с целью его дальнейшей ясной стратегии реконструкции.
Результаты типологического исследования в виде типологий и классификаций, представленных в табличной форме, необходимы для начальной стадии проектирования и реконструкции ВМУГС, когда принимаются стратегические направления реорганизации пространства.
Литература
1. Колесников, С.А. Архитектурная типология высокоурбанизированных многофункциональных узлов городской структуры крупнейшего города [Текст] : автореф... дис. канд. архитектуры: 18.00.02 / С.А. Колесников; Нижегородский архитектурный институт. - Н.-Н., 2006. - 28 с.