педагогические науки
Ваганова Ольга Игоревна, Булаева Марина Николаевна, Шагалова Ольга Глебовна МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ...
УДК 378.147
DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0071
МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
© 2019
Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Булаева Марина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев, 9, e-mail: [email protected]) Шагалова Ольга Глебовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Гуманитарных и общенаучных дисциплин» Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. маршала инженерных войск А.И. Прошлякова Министерства обороны РФ (625051, Россия, Тюмень, ул. Л.Толстого, 1, e-mail: [email protected])
Аннотация. Вступление в силу новых Федеральных государственных образовательных стандартов обусловили появление компетентностной образовательной парадигмы, в условиях которой формирование у студентов практических навыков является неотъемлемым элементом. Статья подчеркивает, что произошедшие изменения, ориентируют современную подготовку студентов не только на освоение, но и на практическую реализацию приобретенных компетенций, отражающих конкретные достижения, по которым возможно определить степень подготовленности выпускников по завершении части или всей образовательной программы. Современные требования, предъявляемые к обучению студентов, обуславливают необходимость постоянного совершенствования всех сторон образовательного процесса. Возникает необходимость в поиске и применении новых методов и технологий, которые органично включатся в данные условия. В этой статье авторы раскрывают теоретические основы применения в образовательном процессе высшей школы практико-ориентированных методов и технологий. Статья также называет одни из самых актуальных методов и технологий, реализуемых высшими учебными заведениями, раскрывает их сущность, предлагает аспекты, на которые следует ориентироваться в процессе их подбора. Обзор литературы по данному вопросу позволил обобщить имеющийся опыт и высказать мнение о важности реализации практико-ориентированного обучения.
Ключевые слова: практико-ориентированные методы обучения, практико-ориентированные технологии обучения, высшая школа, студент, выпускник, самостоятельность, компетентностная образовательная парадигма, компетенции.
METHODS AND TECHNOLOGIES OF EDUCATION IN THE CONDITIONS OF PRACTICAL ORIENTED TEACHING
© 2019
Vaganova Olga Igorevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Bulaeva Marina Nikolaevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street, 9, e-mail: [email protected]) Shagalova Olga Glebovna, candidate of Historical Sciences, associate professor of the department of «Humanitarian and General Scientific Disciplines» Tyumen Higher Military Engineering Command School named. Marshal Engineering Troops A.I. Proshlyakova, Ministry of Defense of the Russian Federation (625051, Russia, Tyumen, L. Tolstoy street, 1, e-mail: [email protected])
Abstract. The entry into force of the new Federal state educational standards led to the emergence of a competence-based educational paradigm, in which conditions the development of practical skills in students is an integral element. The article emphasizes that the changes that have taken place orient the modern preparation of students not only to master, but also to put into practice the acquired competencies, reflecting specific achievements, by which it is possible to determine the degree of preparedness of graduates after completing part or all of the educational program. The current requirements for student learning necessitate the continuous improvement of all aspects of the educational process. There is a need to find and apply new methods and technologies that are organically included in these conditions. In this article, the authors reveal the theoretical foundations of the use of practice-oriented methods and technologies in the educational process of a higher school. The article also calls some of the most relevant methods and technologies implemented by higher education institutions, reveals their essence, offers aspects that should be guided in the process of their selection. A review of the literature on this issue allowed us to summarize the available experience and express an opinion on the importance of the implementation of practice-oriented learning.
Keywords: practice-oriented learning methods, practice-oriented learning technologies, high school, student, graduate, autonomy, competence-based educational paradigm, competence.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Высшее образование всегда строилось в соответствии с потребностями государства и общества.
В ответ на появление изменившихся требований, высшие школы, чья деятельность опирается на новые Федеральные государственные образовательные стандарты, начали осуществление подготовки студентов в рамках компетентностной образовательной парадигмы. Факт ее появления обосновывается тем, что российские выпускники, при хорошей теоретической подготовке,
демонстрировавшие высокий уровень фактических знаний, за рубежом не могли в должной степени проявить себя в решении задач проблемного и практико-ориен-тированного характера, зачастую имели трудности в реализации собственных знаний и умений в реальных условиях.
Это одна из главных причин введения в высшее образование России компетентностного подхода, ориентирующего студента на применение своих теоретических знаний в профессиональных условиях.
Данный подход принято считать практико-ориен-
Vaganova Olga Igorevna, Bulaeva Marina Nikolaevna, Shagalova Olga Glebovna METHODS AND TECHNOLOGIES OF EDUCATION IN THE CONDITIONS .
pedagogical sciences
тированным, поскольку здесь методы и технологии направлены на включение студента в активную деятельность, связанную с его будущей работой [1]. Кроме того, возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях.
Так как традиционное обучение на сегодняшний день потеряло свою актуальность, возникает необходимость в поиске и применении новых методов и технологий, которые органично включатся в условия практико-ориентированного обучения.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вопрос выявления необходимых и действенных методов и технологий в условиях новой образовательной парадигмы рассматривается учеными в постоянно изменяющихся условиях. Динамика этих изменений достаточно велика, поэтому требуются постоянная доработка изучаемой темы.
Вопросу развития практико-ориентированного обучения посвятили свои работы такие исследователи как И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Ю. К. Бабанский, А.А. Цхай, И.А. Зимняя, С.А. Лебедев.
Под технологией понимается совокупность наиболее рациональных способов научной организации труда, обеспечивающих достижение поставленной цели обучения за минимальное время и с наименьшей затратой сил и средств.
От подбора технологий и методов обучения зависит построение учебного процесса, деятельность преподавателей и студентов и как следствие результат обучения. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин выделяют следующие методы обучения:
- проблемного изложения;
- частично-поисковый;
- исследовательский.
В рамках метода проблемного изложения преподаватель ставит перед студентами проблему, помогая найти пути решения, скрывая возникающие противоречия. Студенты знакомятся с логикой решения проблемы, осваивают способы и приемы научного мышления [2].
Частично-поисковый метод. Здесь перед студентом ставится общая проблема, расчленяемая педагогом на небольшие части, что позволяет студентам осуществить отдельные шаги поиска ее решения. Проблемная задача решается поэтапно. Обучающиеся, находя ответ на каждый отдельный вопрос, приближаются к ответу на всю задачу [3].
Благодаря исследовательскому методу студенты имеют возможность самостоятельного решения познавательной задачи, подбирая и обосновывая рациональность выбора соответствующего приема [4].
Лернер предлагает несколько аспектов выбора методов обучения:
- Целевой аспект. Выбор должен осуществляться в соответствии с учебным материалом, воплощающим цели обучения;
- Содержательный аспект. Выбор должен опираться на виды содержания образования на уровне общедидактического (теоретического) представления;
- Гностический аспект. Под каждый вид содержания отбирается (сообразно способу его усвоения) соответствующий ему дидактический метод обучения;
- Логический аспект. Логика построения содержания учебного материала определяет чередование методов обучения;
- Управленческий аспект. Приемы обучения и их сочетание с учетом потребностей обучающихся должны соответствовать методам обучения.
Формирование целей статьи (постановка задания). Изучение теоретических основ применения методов и технологий образования в условиях практико-ориенти-рованного обучения. В этой связи необходимо решить следующие задачи:
- определить методы и технологии, применяемые в условиях практико-ориентированного обучения;
- выявить аспекты выбора методов и технологий, применяемых в условиях практико-ориентированного обучения;
- установить сущность методов и технологий, применяемых в условиях практико-ориентированного обучения.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Изменения, упомянутые нами ранее, ориентируют современную подготовку студентов не только на освоение, но и на практическую реализацию приобретенных компетенций [5].
Они должны отражать конкретные достижения, по которым возможно определить степень подготовленности выпускников по завершении части или всей образовательной программы [6]. Современные требования, предъявляемые к обучению студентов, обуславливают необходимость постоянного совершенствования всех сторон образовательного процесса. От выбора адекватных методов и технологий зависит результативность подготовки [7].
На сегодняшний день существует большое количество практико-ориентированных технологий. На наш взгляд, стоит выделить: проектные технологии, технологии проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии, кейс-технологии [8].
Проектные технологии подразумевают самостоятельную деятельность обучающихся (индивидуальную, парную, групповую), которая производится на протяжении установленного отрезка времени [9].
Цель проектов - это создание условий, в которых студенты самостоятельно и с большой инициативой приобретают недостающие знания, анализируя различные источники информации; учатся использовать приобретенные знания для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения; развивают способности к выявлению проблем, наблюдению, анализу, построению гипотез, обобщению [10]. Работа над проектом проходит в несколько этапов: выбор темы, выделение подтем, формирование творческих групп, подготовка материалов, разработка самого проекта, оформление результатов, презентация, рефлексия [11].
Важно чтобы педагог обговаривал желаемые результаты со студентами как в самом начале работы, так и в процессе выполнения проектной деятельности [12].
Суть технологии проблемного обучения заключается в том, чтобы поставить перед студентом вопрос так, чтобы при ответе на него не было возможности опереться на существующие шаблоны [13].
Педагог, выстраивая учебный процесс, постепенно усложняет задачи и вопросы, тем самым выстраивая в мышлении обучающегося особую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему понадобится дополнительная информация, которую необходимо добыть самостоятельно [14].
Таким образом обучающийся получает новые знания не в готовом виде, а в результате собственной активной познавательной деятельности [15].
Информационно-коммуникационные технологии позволяют разнообразить образовательный процесс, улучшить самостоятельную подготовку студента, повысить уровень доступности образования. В первую очередь это происходит за счет широкого распространения специальных курсов, расположенных на электронных платформах [16].
Благодаря организации постоянного доступа к ним повышается уровень мобильности студентов, поскольку обучающиеся полностью обеспечиваются учебно-методическими и дидактическими материалами для изучения какой-либо дисциплины [17].
Для преподавателя очевидным преимуществом ис-
педагогические науки
Ваганова Ольга Игоревна, Булаева Марина Николаевна, Шагалова Ольга Глебовна МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ...
пользования данных технологий является возможность постоянного обновления содержания образования, реализация любого вида занятия, в том числе осуществление контроля и самоконтроля результатов учебной деятельности студентов [18].
Кейс-технологии направлены на формирование квалифицированных выпускников посредством решения ими реальной или смоделированной проблемной ситуации в контексте профессиональной деятельности, представленной в виде кейса [19].
Технология заключается в предоставлении студентам ситуации, содержащей проблему, противоречие или вопрос, способной спровоцировать дискуссию, активное обсуждение. Проблемная ситуация представляет собой соотношение условий и обстоятельств, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения [20].
При этом оптимальное решение может быть одно, тогда как альтернативных решений несколько. Ситуация заставляет обучающихся искать новое в известном [21]. Кейс-технологии позволяют с успехом реализовать проблемное обучение, оценить сформированность компетенций.
Технологии, отобранные в соответствии с практико-ориентированным обучением позволяют:
- сформировать у студентов системное мышление [22];
- выработать навыки работы в команде в процессе решения различных проблем;
- развить самостоятельность, умение выделять и анализировать проблемы [23];
- развивать творческие способности [24].
Каждая из представленных технологий помогает сформировать один из главных компонентов современного профессионала - самостоятельность, которая в свою очередь раскрывает творческий потенциал будущих выпускников, что способствует их быстрой адаптации к реальным профессиональным условиям [25]. Практико-ориентированные технологии предоставляют свободу в выборе образовательного маршрута, являются гибкими в перестройке структур и содержания профессионального образования в быстро изменяющейся конъюнктуре рынка труда.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Нами были изучены теоретические основы применения методов и технологий образования в условиях практико-ориентированного обучения.
Определена сущность практико-ориентирован-ных методов и технологий, выявлены их особенности. Представленные аспекты выбора методов для реализации условий практико-ориентированного обучения позволят современному преподавателю систематизировать свою деятельность и улучшить результативные показатели обучающихся.
Методы и технологии, реализуемые в условиях прак-тико-ориентированного обучения обеспечивают выполнение требований Федеральных государственных образовательных стандартов, максимально приближая условия обучения к условиям реальной работы будущих выпускников. В процессе обучения студенты становятся творчески активными и самостоятельными.
Компетентностный подход, реализуемый на территории России на протяжении нескольких лет, неразрывно связан с проблемным обучением, отвечает современным потребностям государства и общества, позволяет за счет практико-ориентированных технологий и методов сформировать выпускников, готовых к осуществлению самостоятельной профессиональной деятельности на высоком уровне, поскольку в процессе обучения студенты получают большой объем практики.
Вследствие чего российские выпускники повышают свою конкурентоспособность и становятся востребованными как в стране, так и за рубежом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:_
1. Smirnova, Z., Vaganova, O., Shevchenko, S., Khizhnaya, A., Ogorodova, M., Gladkova, M.: Estimation of educational results of the bachelor's programme students. IEJME. Math. Educ. 11(10), 3469-3475 (2016)
2. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения //ВестникМининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9
3. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Профессиональное воспитание учащихся профессиональной школы // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6, №3.С.3. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-3
4. Bulaeva, M.N., Vaganova, O.I., Koldina, M.I., Lapshova, A.V., Khizhnyi, A.V. Preparation of bachelors of professional training using MOODLE (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 406-411.
5. Ilyashenko L.K., Prokhorova M.P., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Aleshugina E.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1080-1087.
6. Петровский А.М., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Правовые аспекты создания инклюзивной образовательной среды вуза // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 45-48.
7. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Gruzdeva M.L., Chanchina A.V. Structure and content of the electronic school-methodical complex on the discipline "Mechanics of soils, foundations and foundations" //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1088-1096.
8. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Sedykh E.P., Shagalova O.G. Implementation of heurist training technology in the formation of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1029-1035.
9. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе//Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.2 DOI: 10.26795/23071281-2018-6-3-2
10. Smirnova, Z.V., Mukhina, M.V., Kutepova, L.I., Kutepov, M.M., Vaganova, O.I. Organization of the research activities of service majors trainees (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 187-193 DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_24
11. Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepov M.M., Kutepova L.I., Chernysheva T.L. The organization of the test control of students' knowledge in a virtual learning environment MOODLE // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Т. 20. № 3.
12. Мешкова Л.М., Иляшенко Л.К., Гайнуллина Т.М. Анализ опытно-экспериментальных данных формирования основы профессиональной подготовки студентов технического вуза при изучении естественнонаучных дисциплин //Наука и бизнес: пути развития. 2014. № 8 (38). С. 24-30.
13. Ilyashenko L.K., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., Prokhorova M.P., Abramova N.S. The role of network interaction in the professional training of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1097-1105.
14. Петровский А.М., СмирноваЖ.В., КутеповМ.М. Формирование профессиональных компетенций студентов в условиях проектной деятельности // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 69-72.
15. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Малеева М.С. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 50-53.
16. Лошкарева Д.А., Ваганова О.И., Макеева А.В. Методика проведения занятий с использованием интерактивных технологий обучения //Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 53-56.
17. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Prokhorova M.P., Gladkova M.N. Forming the competence of future engineers in the conditions of context training // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1001-1007.
18. Макеева А.В. Проектирование содержание курса «Математика» для студентов-психологов в вузе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук/А.В. Макеева. Нижний Новгород, 2005. -18 с.
19. Иляшенко, Л.К. Формирование профессиональной компетентности у будущих инженеров в ходе решения инженерных задач математическими методами/Л.К. Иляшенко, Л.М. Мешкова//Глобальный научный потенциал. -2013. -№ 10(31). -С. 21-24.
20. Самерханова, Э. К. Проектирование единого информационно-образовательного пространства в вузе: подходы и принципы: монография/Э. К. Самерханова, А. В. Макеева. -Нижний Новгород: НГПУ, 2011. -107 с.
21. Мальцева С.М., Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Интегративно-модульный подход к разработке содержания профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 172-175.
22. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Соколов В.А. Современные подходы к формированию профессиональной компетенции выпускника на основе тренинговой технологии обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 205-208.
23. Иляшенко, Л.К. Базовые компоненты математической компетентности будущих инженеров по нефтегазовому делу/Л.К. Иляшенко//Наука и бизнес: пути развития. -М.: ТМБпринт. -2014. -№ 10(40). -С. 13-17.
24. Петровский А.М., СмирноваЖ.В., КутеповМ.М. Формирование профессиональных компетенций студентов в условиях проектной де-
Vaganova Olga Igorevna, Bulaeva Marina Nikolaevna, Shagalova Olga Glebovna
METHODS AND TECHNOLOGIES OF EDUCATION IN THE CONDITIONS .
pedagogical sciences
ятельности // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 69-72.
25. Иляшенко, Л.К. Познавательный интерес как побудительная сила активации учебной деятельности студентов/Л.К. Иляшенко, Л.М. Мешкова//Наука и бизнес: пути развития. -2013. № 10(28). -С. 18-21
Статья поступила в редакцию 09.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019