УДК 372.874
И. Б. Ческидова
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Художественное образование и эстетическое воспитание подрастающего поколения - одна из главных задач, стоящих перед современной школой. Освоение цвета как средства выразительности в изобразительном искусстве играет большую роль в развитии ребенка. Эмоциональные реакции на цвет, их повторяемость и положительная направленность становятся основой развития чувства цвета. Разнообразие используемых на уроках изобразительного искусства методов (мысленного путешествия, выбора словесных аналогов, составления цветовых комбинаций, анализа и интерпретации произведений искусства) и приемов («вхождение в картину», «оживление картины», «оживление предметов») способствует осознанию, переживанию цвета и умению выражать свое отношение к цвету графически, словесно, пластически. Ребенок, обладающий чувством цвета, эмоционально реагирует на цвет, выделяет и создает благоприятные цветовые сочетания и сознательно использует их в эстетической деятельности.
Ключевые слова: цвет, чувство цвета, метод, прием, эмоциональная отзывчивость на цвет, изобразительная деятельность.
Одним из важных направлений воспитания подрастающего поколения является эстетическое воспитание и эстетическое развитие, что невозможно без включения в учебно-воспитательный процесс дисциплин художественно-эстетического цикла. Освоение младшими школьниками содержания изобразительного искусства, средств его выразительности, в том числе и цвета, способствует формированию эстетического сознания школьников, развитию эмоционально-чувственной сферы, предоставляет возможности для самосовершенствования и самореализации.
Наиболее успешно чувство цвета у младших школьников будет развиваться на занятиях по изобразительному искусству. Характерная для младших школьников чувствительность к цвету, эмоциональная отзывчивость на цвет, способность наделять цвет чертами живого существа наряду с осознанием роли цвета в окружающей среде, умением выражать свое отношение к цвету и использовать его в разных видах деятельности, в том числе и изобразительной, могут способствовать развитию у ребенка чувства цвета.
Традиционно под чувством цвета понимается умение различать цвета, их красивые и непривлекательные сочетания, подбирать и составлять оттенки цвета. Ю. М. Кирцер высказывает мнение, что «под чувством цвета в отличие от простого ощущения понимается сложное, обогащающее восприятие цвета, когда возникают представления, образы, ассоциации, связанные с цветом» [1, с. 165]. В развитии чувства цвета большое значение имеет «способность эмоционально оценивать эстетическое в действительности и в искусстве» [2, с. 183]. По мнению А. С. Молчановой, первая ступень - «органический эмоциональный тон ощущений, правильная органическая эмоциональная реакция на раздражитель», на которой человек может оценить, приятное или неприятное сочетание
представляют собой данные цвета. В дальнейшем необходимо обогащать чувственный опыт ребенка, прививать «чувственные мерки прекрасного и безобразного», закреплять их в эстетической деятельности, направленной на гармонизацию отношений человека и среды [2, с. 183-185].
При ознакомлении с эмоциональными характеристиками цвета младшие школьники пытаются представить себе характер цвета и его настроение и звучание. Преимущественные характеристики красного цвета - яркий, агрессивный, торжественный. Оранжевый цвет веселый, сочный и теплый, желтый - солнечный, радостный, яркий. Зеленый цвет в представлении детей успокаивающий, радостный и живой, голубой - небесный, нежный, легкий. Почувствовать цвет как живое существо, попытаться передать в рисунках невесомость голубого, тяжесть синего и таинственность фиолетового цвета помогают пластические упражнения, просмотр произведений живописи (картины Н. К. Рериха «Гималаи», В. В. Кандинского «Голубое небо»). Синий цвет учащиеся характеризуют как холодный, глубокий, бесконечный, а фиолетовый чаще грустный, темный, непонятный.
Знакомясь с цветами радуги, ребенок учится составлять оттенки и гармоничные цветовые сочетания, передавать свое отношение к явлениям окружающего мира и свое настроение при помощи цвета, учится понимать и анализировать взаимосвязи цвета и звука, цвета и движения.
В работе, направленной на развитие чувства цвета на уроках изобразительного искусства в начальной школе, могут быть использованы различные формы проведения занятий, методы и приемы. Рассмотрим некоторые методы, выделенные Б. М. Неменским [3], применение которых может способствовать более эффективному развитию чувства цвета у младших школьников.
Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2016. 8 (173)
Метод мысленного путешествия (путешествие сквозь какой-либо слой радуги, в гости к цвету) создает ситуацию заинтересованности, дает возможность ближе познакомиться с каждым цветом радуги, почувствовать его характер и настроение, узнать о взаимосвязях цвета, вкуса и запаха. Отчетом о таком путешествии является рисунок («Полет сквозь радугу», «Все оранжевое»). Применение данного метода способствует развитию умения учащихся давать вербальную, графическую и пластическую характеристику цвета, развивает интерес к изучению цвета и его роли в окружающем мире.
Метод выбора словесных аналогов способствует развитию речи детей, обогащению словаря, умению соотносить характер цвета и звучание слова. Словесные обозначения цвета - сивый, бурый, каурый, муравчатый, практически исчезнувшие из современного русского языка, учащиеся узнают из русских сказок («Сивка-бурка, вещий каурка», «трава-мурава» и т. д.), поэтических произведений Н. А. Некрасова, И. А. Бунина, А. С. Пушкина. У А. С. Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке» изменения цвета моря («помутилось», «почернело») соответствуют изменению настроения персонажей, в процессе работы над иллюстрацией дети получают возможность создавать более сложные оттенки синего цвета, обогащают свою цветовую палитру. При чтении стихотворения «Листопад» И. А. Бунина учащиеся знакомятся с такими обозначениями цвета, как багряный, лазурный, лиловый, дают им характеристику, пытаются предположить, каким может быть цвет, название которого им незнакомо.
При чтении стихотворения Н. А. Некрасова «Зеленый шум» выделяются характеристики звучания деревьев, называются оттенки зеленого цвета («липа бледнолистая», «новой зеленью»). Весенние деревья шумят «тихохонько», «шумят повеселелые», лепечут, «шумят по-новому». Анализируя словесные обозначения зеленого цвета, данные поэтом, дети отмечают, что лепечут совсем молодые листья, «эти листья только что родились», шумят зеленые листья, когда дует ветер, называют оттенки зеленого цвета. В цветовой гамме этого произведения преобладают светлые, нежные оттенки: белый цвет березы и цветущих вишневых садов, бледные молодые листья липы, цветочная пыльца. Такой анализ словесных обозначений цвета способствует более глубокому проникновению в замысел поэта, точной передаче цвета при работе над рисунком.
Приведем некоторые наиболее интересные характеристики цвета, данные детьми. Красный цвет в представлениях детей обычно сильный, огненный, сердечный, любовный, воинствующий, цвет
сердца, «цвет, при котором нельзя уснуть». Оранжевый цвет учащиеся определяли как любознательный, цвет хорошей погоды, режущий глаза, шершавый, цветочный, сладкий. Положительную оценку получил желтый цвет - светящийся, смешливый, цвет солнечной радости, подсолнечный, душистый. Спокойный зеленый цвет был охарактеризован детьми как божественный, сонный, усыпительный, «цвет, который утешает», ароматный. Голубой цвет в представлениях детей - умный, звонкий, застывший, чудесный, прохладный. Синий цвет означает сомнение и непредсказуемость, он тяжелый, мудрый, разочарованный, утешительный, злой, плохой. Также противоречивые оценки получил фиолетовый цвет. Это цвет вдохновения, когда хочется «рисовать и создавать», художественный и поэтический, королевский, необъятный, загадочный, горький, ужасный.
Метод уподобления (ребенку предлагается представить себя в роли наиболее привлекательного для него цвета как живого существа или объекта какого-либо цвета) помогает более полно почувствовать цвет, способствует пониманию роли цвета в окружающем мире, его характера. Представить себя в роли цвета можно при выполнении пластического упражнения, показать характер цвета в игровой ситуации, в рисунке («Я - солнечный зайчик», «Я - оранжевое солнце»). При выполнении этого задания дети улыбаются, жестами показывают быстрое движение солнечного зайчика, придумывают ему имена (Звончик), называют желтый цвет «пушистым» и «прыгучим». Оранжевый цвет - один из самых мягких и положительных, оранжевое солнце всех согревает, оно «теплое и шершавое».
Метод составления цветовых комбинаций используется при изучении основ цветоведения, в процессе работы над учебными заданиями на передачу теплохолодности, контрастных и сближенных цветовых сочетаний, приближающихся и удаляющихся цветовых пятен, выделения композиционного центра при помощи цветовых пятен разной формы и размера. Комбинируя в заданном формате элементы разного цвета, дети самостоятельно делают выводы о том, что темные цвета являются «отступающими» а светлые фигуры зрительно приближаются. С комбинациями цветовых пятен учащиеся работают при выполнении заданий «Утро», «Хмурый день», «Ночной город». Работая над образом ночного города, учащиеся ритмично располагают элементы, подбирая наиболее контрастные сочетания для зданий и окон и сближенные - для фона.
Пониманию замысла художника и использования цвета как средства передачи этого замысла способствует применение на уроках изобразитель-
ного искусства метода анализа и интерпретации. Рассматривая и анализируя картины И. И. Левитана, В. Э. Борисова-Мусатова, А. И. Куинджи, младшие школьники учатся чувствовать настроение, которое хотел передать художник, состояние природы, соотносить цвет и настроение. Большой интерес у детей вызывают задания, направленные на интерпретацию картины. Изменяя время года или время суток в знакомом пейзаже, подбирая цветовую гамму к определенной ситуации, ребенок закрепляет в практической деятельности собственный опыт общения с природой, подбирает оттенки цвета, выражает свое отношение к изображаемому.
При применении приема «вхождение в картину» [4] учащимся предлагается рассмотреть пейзаж А. К. Саврасова «Грачи прилетели», мысленно переступить раму картины, оказаться в изображенном пространстве и попытаться почувствовать, какие запахи можно ощутить в хмурый весенний день, коснуться влажных стволов берез, послушать крики грачей и журчание ручейков. Сравнивая картины А. И. Куинджи и И. И. Левитана с одинаковым названием («Березовая роща»), дети «входят» в них, анализируют свои впечатления от произведений. Большинство учащихся отдает предпочтение пейзажу И. И. Левитана, объясняя привлекательность изображенной березовой рощи более живыми и мягкими оттенками зеленого цвета, ощущением мягкой травы с цветами и ягодами и делают вывод о том, что «этот лес более добрый, в нем хочется погулять».
Прием «оживление картины» способствует закреплению представлений о характере цвета, связи цвета и движения. Данный прием используется преимущественно при ознакомлении с произведениями абстрактного искусства. Младшие школьники получают представление о совершенно ином подходе к выражению мыслей и чувств художника, первоначальные навыки «прочтения» абстрактной картины, закрепляют представления о цвете как живом существе. Дети знакомятся с картинами Ф. Марка «Сражающиеся формы» («Борьба форм»), В. В. Кандинского («Импровизация 26», «Голубое небо», «Черное отношение» и др.). «Оживление» картин выполняется несколькими группами детей, которые в течение нескольких минут готовят свое выступление по какой-либо композиции. Затем репродукция вывешивается на доску, после выступления группы проходит коллективное обсуждение, в процессе которого зрители высказывают свое мнение о том, удачно или неудачно их товарищи оживили картину. Также репродукции могут быть вывешены на доску, а зрители угадывают, какую именно картину «оживили» выступающие. При «оживлении» картины может
выйти несколько человек в разноцветных одеждах, встать в соответствии с расположением цветовых пятен на картине и начать движение в соответствии со своими представлениями о характере каждого цвета.
Прием «оживление предметов» применяется при чтении фрагментов сказок Г. Х. Андерсена («Сундук-самолет», «Штопальная игла»). Соотнося форму и цвет предметов, демонстрируемых учителем, с характером, социальным положением, профессией людей, большинство детей сравнивает изящную белую вазочку с девушкой, невестой, коричневую бутылку квадратной формы со взрослым серьезным человеком.
Включаясь в игру с «ожившими» предметами в различных вымышленных ситуациях, дети моделируют ситуации взаимоотношений между предметами, предполагают, как может измениться цвет предмета в зависимости от настроения, времени суток и т. п. Применение данного приема закрепляет у учащихся представления о связи цвета и характера, цвета и настроения, умения использовать возможности цвета для создания выразительного образа.
Неотъемлемой частью работы, направленной на развитие чувства цвета, является выполнение пластических этюдов, пластических упражнений, которые предшествуют выполнению практического задания, заменяя традиционные физминутки. Выражение эмоций при помощи мимики и пластики, создание образов в процессе импровизации помогают глубже понять цвет и звук, цвет и движение [5, 6]. Непосредственно связанные с изучаемым материалом, пластические упражнения способствуют его закреплению и более глубокому проникновению в образ цвета. Пластическое упражнение «Танец цветов» направлено на формирование умения соотносить цвет и характер движения. Дети выбирают какой-либо цветок и представляют себе его движения под музыку («Вальс цветов» П. И. Чайковского). Словесные высказывания детей звучат следующим образом: ромашка белая, она светлая и легкая, поэтому она легко двигается; у георгина тяжелая голова темно-красного цвета, поэтому он танцует медленно. При выполнении следующего задания учащиеся при прослушивании музыкальных фрагментов марша, вальса, колыбельной должны соотнести их с характером красного цвета, показать, как двигается красный цвет - бодро и весело, медленно и плавно, кружится или ритмично шагает. Большой интерес у детей вызывает упражнение «Зеленый росток». Показывая, как зеленый росток пробивается из-под земли, вырастает, колышется под ветром, дети учатся понимать зеленый цвет как цвет жизни, мира, покоя, ощущают себя частичкой окружающей природы.
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2016. 8 (173)
При выполнении задания «Зеленый росток» дети пытаются изобразить усилия, которые прилагает росток, пробиваясь из-под земли, сгибаются «петелькой», плавно «вырастают» и покачиваются, поднимая руки вверх и «расцветая» улыбкой. Еще одно пластическое упражнение - «Полет бабочки», при выполнении которого нужно показать, как бабочка летит, складывает крылья, садится на цветок, взлетает. Дети поясняют, что большие тропические бабочки летят более «тяжело», медленно, их цвета насыщенные и «бархатистые», а легкий мотылек порхает с цветка на цветок, он «светлого и радостного цвета».
Наблюдение за учащимися и анализ детских работ в течение учебного года показали положительную динамику. Большинство детей перешли на более высокий уровень, показав умение выделять и называть цвет в окружающей среде (на среднем и высоком уровне 93,8 % учащихся), эмоционально реагировать на цвет (на среднем и высоком уровне 94,1 % детей), передавать цвет в художественно-творческой деятельности (94,5 %). Например, у третьеклассника Никиты Ч. качественно изменились характеристики цвета (оранжевый -
шершавый, фиолетовый - успокаивает человека, синий - сладкий). На одном из рисунков он изобразил «молекулу» запаха, удачно использовал яркие, насыщенные цвета при выполнении рисунка на тему «Быстрая музыка», показал умение создавать абстрактные композиции. В конце учебного года Никита высказал пожелание: «Я хотел бы нарисовать поляну всю в цветах и бабочках. И все будет красиво!». На последнем рисунке «Разноцветный человек» Никита изобразил себя в виде инопланетянина и прокомментировал это следующим образом: «Я попал в их мир и стал таким же веселым и непонятным для людей».
Работа в данном направлении показала, что использование вышеизложенных методов и приемов способствовало развитию чувства цвета у младших школьников. Ребенок, обладающий чувством цвета, осознает воздействие окружающей цветовой среды, гармонизирует свои отношения с ней в процессе деятельности, имеющей положительную эмоциональную окрашенность, создает и оценивает цветовые сочетания, выражает свое отношение к цвету, активно использует цвет в изобразительной деятельности.
Список литературы
1. Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись. М., Высшая школа, 2005. 272 с.
2. Молчанова А. С. На вкус, на цвет... М., Искусство, 1966. 200 с.
3. Неменский Б. М. Мудрость красоты. М., Просвещение, 1987. 255 с.
4. Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи. М., Просвещение, 1992. 126 с.
5. Ерохина Р. К. Особенности применения компетентностного подхода в инновационном курсе развивающей эстетики в начальном звене
общеобразовательной школы и школы свободного развития // Вестн. Том. гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 1 (103). С. 17-20.
6. Куроленко Е. М. Концептуальные основы художественно-педагогической деятельности развития // Вестн. Том. гос. пед. ун-та (TSPU
Bulletin). 2011. Вып. 2 (104). С. 20-24.
Ческидова И. Б., кандидат педагогических наук.
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) РГППУ
Ул. Красногвардейская, 57, Нижний Тагил, Россия, 622031.
E-mail: i_ches@mail.ru
Материал поступил в редакцию 15.03.2016.
I. B. Cheskidova
METHODS AND TECHNIQUES FOR DEVELOPING THE SENSE OF COLOR AMONG PRIMARY SCHOOL CHILDREN
Art education and esthetic education of the younger generation is one of the main tasks of modern school. The development of color as a means of expression in the visual arts plays a great role in the development of the child.
Emotional responses to color, their recurrence, a positive direction become the basis for the development of the sense of color. The variety оf method, used in the classroom fine art (mental journey, the choice of verbal analogues, composition of color combinations, analysis and interpretation of art works), techniques («entering the picture», «renewal the picture», «recovery items»), plastic exercise to increase consciousness, experience and the ability to express their attitude to the colour graphically, verbally, plastically.
The child, possessing a sense of color, emotionally responses to color, separates and creates favorable color combinations and consciously uses them in esthetic activity.
Key words: color, sense of color, method, technique, emotional responsiveness to color, art activity.
References
1. KirtserYu.M. Risunokizhivopis' [Drawing and painting]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 2005. 272 p. (in Russian).
2. Molchanova A. S. Na vkus, na tsvet... [The taste, the color of ...]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1966. 200 p. (in Russian).
3. Nemenskiy B. M. Mudrost'krasoty[The Wisdom of beauty]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1987. 255 p. (in Russian).
4. Chumicheva R. M. Doshkol'nikam o zhivopisi[Preschoolers about painting]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1992. 126 p. (in Russian).
5. Erokhina R. K. Osobennosti primeneniya kompetentnostnogo podkhoda v innovatsionnom kurse razvivayushchey estetiki v nachal'nom zvene obshcheobrazovatel'noy shkoly i shkoly svobodnogo razvitiya [The pequliarities of working of competent approach in the innovation subject esthetic music expressiveness for beginners in comprehensive schools and in school of free development]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta- TSPUBulletin, 2011, no. 1 (103), pp. 17-20 (in Russian).
6. Kurolenko E. M. Kontseptual'nye osnovy khudozhestvenno-pedagogicheskoy deyatel'nosti razvitiya [Essential bases of art-pedagogical activity]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, no. 2 (104), pp. 20-24 (in Russian).
Cheskidova I. B.
State Socio-Pedagogical Institute (branch) of RSUPP.
Ul. Krasnogvardeiskaya, 57, Nizhniy Tagil, Russia, 622031.
E-mail: i_ches@mail.ru