НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 2(7) 2017
УДК 372.881.111.1
Полякова Наталья Николаевна, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Щигры Курской области», учитель иностранных языков
e-mail: natalia. poliackowa 2010@ yandex.ru
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация: в статье рассмотрены основные приемы поддержания высокой познавательной активности у обучающихся на уроках иностранного языка, дана характеристика игровым, познавательным и интерактивным методам обучения.
Ключевые слова: познавательная активность, уроки иностранного языка.
Polyakova Natalia Nikolaevna, MBOU «Average comprehensive school № 4, Shchigry Kursk region», teacher of foreign languages
e-mail: natalia. Poliackowa 2010 @ yandex.ru
METHODS AND RECEIVES FOR ACTIVATING THE COGNITIVE ACTIVITY OF TRAINING ON LESSONS OF FOREIGN LANGUAGES
Annotation: the article deals with the basic methods of maintaining high cognitive activity among students in foreign language lessons, the characteristics of gaming, cognitive and interactive teaching methods are given.
Keywords: cognitive activity, foreign language lessons.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 2(7) 2017 На современную школу возложены сложнейшие задачи по социализации личности обучающихся, то есть подготовке к самостоятельной жизни, формировании умения ставить проблемы и успешно их решать.
На уроках иностранного языка важно не только обучение навыкам чтения, письма и разговорной речи, но и развитие личности обучающегося, его творческих способностей для участия в межкультурной коммуникации. На данном этапе обучения не обойтись без мотивации - внутренних побуждений к обучению иностранному языку, стремления к дальнейшему саморазвитию.
Из отечественного педагогического опыта очевидно, что на начальной стадии обучения школьники, как правило, показывают высокий уровень познавательной активности. Новизна предмета, личность педагога, увлекательность и упрощенность получаемых знаний не оставляют школьников равнодушными. В дальнейшем задачей педагога является стремление поддерживать у обучающихся устойчивый интерес к предмету, постоянно совершенствую образовательные технологии [1].
Познавательная активность на школьных уроках выступает как взаимосвязанный процесс, устойчивый симбиоз, с одной стороны, обучающегося как формы его самореализации, с другой - педагога как результат его деятельности в организации образовательного пространства.
Активизация познавательной деятельности обучающихся должна быть одной из основных задач на уроках иностранного языка. Постоянное стимулирование интереса к предмету в процессе обучения является одним из самых действенных, повышающих познавательную активность. Познавательный интерес стимулирует умственную деятельность, заставляя школьников творчески подходить к решению поставленных задач. Другими словами, грамотный педагог на уроках иностранного языка развивает не только мышление, но и другие сферы личности (эмоциональную и др.)
Поэтому в обучении иностранному языку обязательно должны присутствовать современные образовательные технологии - игра, интерактивное обучение, проблемное обучение, проектная деятельность и т.п.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 2(7) 2017 Из отечественного педагогического опыта следует, что школьники не только быстро устают от однообразной умственной работы, но и им становится скучно, пропадает познавательный интерес. Чтобы этого не случилось, необходимо введение в изучаемый материал занимательных ситуаций, игровых технологий. Создание на уроке игровых ситуаций облегчает процесс усвоения новых знаний, умений и навыков. Школьники незаметно для себя и без особых усилий овладевают учебным материалом, охотно моделируют игровые ситуации общения на иностранном языке.
Упражнения игрового характера обогащают словарный запас, активизируют познавательную активность, развивают эмоциональную сферу, снимают утомляемость. С их помощью можно осуществлять дифференцированный подход к обучающимся, вовлекать каждого в учебный процесс, учитывая егоуровень подготовки. К тому же, игровые ситуации могут быть самыми разными по содержанию, цели и способам проведения: с их помощью можно осваивать конкретный вид деятельности (совершенствовать грамматические, разговорные, лексические навыки) или решать целый комплекс задач (развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и пр.)
Особую практическую значимость на уроках иностранного языка имеет проблемное обучение, представляющее собой создание проблемных ситуаций, для решения которых обучающиеся должны приобрести новые знания или использовать свои интеллектуальные возможности.Желательно обращение к самому обучаемому, его жизненному опыту и эмоциональным установкам («мои увлечения», «моя семья», «мои друзья» и пр.) [2]
Особую эффективность имеют интегрированные уроки, когда школьники имеют возможность обсудить проблемы, связанные с историей и географией, музыкой и литературой, биологией и экологией и пр. Такие уроки являются отличной подготовкой для школьников для личного, профессионального или культурного общения, приобщают к всемирному культурному наследию, развивают воображение и фантазию, поддерживают
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 2(7) 2017 высокий уровень познавательной активности и стимулируют мотивацию в изучении иностранных языков.
Таким образом, в основе планирования любого занятия по иностранному языку должны быть использованы наиболее эффективные средства включения школьников в образовательный процесс. При наличии познавательного интереса обучающая деятельность становится продуктивнее,процесс получения знаний - увлекательнее.
Список литературы
1. Новикова Е.С. Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы на уроках английского языка// Педагогика и психология образования. 2015. № 3. С. 9-13.
2. Наговицына В.Ю. Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка. [Электронный ресурс] URL: http:// pedsovet.su/publ/164-1-0-4422 (дата обращения: 14.03.2017).