Научная статья на тему 'Методы и перспективы развития интеграционных процессов в науке, технике и высшем образовании'

Методы и перспективы развития интеграционных процессов в науке, технике и высшем образовании Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
96
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы и перспективы развития интеграционных процессов в науке, технике и высшем образовании»

УДК 004(075.8)

Кувырков П.П.

Пензенская государственная технологическая академия

МЕТОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В НАУКЕ, ТЕХНИКЕ И ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Изложены основные направления совершенствования информационно-вычислительной техники, теоретических основ информатики её приложений в науке, технике и образовании.

Ключевые слова: информация, генерализация, генералитика, генерализованная система коорди-

нат.

Очевидным и невероятным при развитии науки, а, следовательно, и высшего образования, перевода их на более высокий уровень своего развития и совершенства является решение вопросов обеспечения более высокой их интеграции.

Глобальность и государственная значимость данной стратегии подтверждается тем, что на правительственном уровне Российской Федерации обращено внимание на необходимость проведения работ в этом направлении.

Для решения указанных вопросов распоряжением Правительства РФ №500-р (04.04.2000г.) принято предложение о разработке федеральной целевой программы «Интеграция науки и высшего образования Росси на 2001-2005 годы». Государственным заказчиком - координатором Программы определено Минобразование России, государственными заказчиками программы - Миннауки России и Российская академия наук [1].

Актуальность данной стратегии определена наличием высоко развитой специализации, породившей огромное количество информации, принципов, методов и направлений как в науке, технике, так и образовании, что является своеобразным тормозом в повышении эффективности обучения, а следовательно, и учебного процесса. Математик перестал понимать математика, врач - одно лечит, другое калечит, специалист в одной области знания боится заглянуть к своему соседу или в другую область знания.

В качестве примера подтверждающего справедливость сказанного, является то, что наличие сотен таблиц химических элементов, существовавших до Д.И. Менделеева, не способствовало развитию химии и эффективности её изучения и использования. Только благодаря интеграции данных таблиц, обобщения их, или генерализации, обеспечило ему возможность создать единую «Периодическую таблицу химических элементов» и дать значительный толчок развитию химии и совершенствованию учебного процесса, а, следовательно, и образования по химии.

Подобных примеров можно привести множество, и все они свидетельствуют о действии закона перехода количество в качество, от специализации к универсализации, интеграции, а, следовательно, и к генерализации как высшей стадии развития интеграционных процессов и основному средству дальнейшего развития науки, техники и образования.

В настоящее время совершенно очевидно, что таким средством решения актуальных проблем науки, техники и образования является новое научное направление или фундаментальная наука, претендующая на самостоятельное своё существование, под названием «Генералитика» от латинского generalization - обобщение или целостное представление массива данных.

По открытию «Генералтики» и полученным мною результатам в области генералитики впервые было доложено на Международной научно - технической конференции по «Актуальным проблемам фундаментальных наук», проведённой на конкурсной основе в г.Москва в МВТУ им.Баумана в 1991 году [2].

Объективность и актуальность данного средства интеграции в науке, технике и образования очевидны. Стремление к единству в силу единства окружающего мира, пространства и времени, определяет стратегию, генеральный путь познания, а, следовательно, и созидания - от простого к сложному, от частного к общему, от индивидуального к системному.

Другая особенность «Генералитики» проявляется в том, что она является связующим звеном в цепи наук, объединяет и представляет в новом качестве многочисленные, разрозненно существующие специфические части как внутри наук, так и между ними, в единое целое, устраняя их «лоскут-ность», т.е. выступает в роли интегратора или катализатора, обеспечивая большую их монолитность.

Наличие уже сегодня основ теории генерализации и возможности широкого её применения в различных областях науки, техники и высшего образования, определяет целесообразность открытия по данному направлению новых специальностей, ученых советов и институтов по «Генералитике», выпускающих специалистов широкого профиля, т.е. генералитиков.

Подтверждением этого является образование в Институте проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН (ИПУ РАН) сектора когнитивного (познавательно - целевого) анализа и моделирования сложных систем ориентированного не на профессионалов - специалистов (specialists) в своей области, а на людей с широким кругозором (generalists) [3].

По полученным мною результатам научно - исследовательской работы в области «Генералитики» имеются основания для создания новых информационных технологий и систем их автоматизации, реализующих интеграционные процессы.

В качестве примера применения «Генералитики» в области математики является открытие генерализованных систем координат; в области информатики генерализованных систем счисления, заменяющие бесконечно большое множество позиционных систем счисления, принципов кодирования, тысяч разновидностей кодов и соответственно устройств из реализации кодеров и декодеров; принципов сжатия и защиты информации от помех и несанкционированного доступа, обеспечивающих без введения дополнительных избыточных контрольных символов, открытия принципов построения и средств реализации самозащищенного информирования; в области информационно - вычислительной техники -генерализованные принципы вычислений, многомерное компактное представление информации в виде массивов данных о состоянии управляемых и контролируемых объектов и систем по многим параметрам и многое другое.

По мере продолжения работ в области «Генералитики» и автоматизации её интеграционных процессов информационных процессов, информационных технологий, открываются новые возможности создания генерализованных систем управления, а также и другие возможности, направленные на дальнейшее совершенствования науки, техники и высшего образования.

Учитывая важность и государственную значимость решаемых вопросов по актуальным проблемам фундаментальных наук, техники и высшего образования, считаю необходимым на государственном уровне организацию и обеспечение финансирования работ в области «Генералитики».

ЛИТЕРАТУРА

1. Газета «Экономические новости России и Сотрудничества» №9, май, 2000 г.

2. Кувырков П.П. Генералитика. Сборник докладов Международной научно - технической конференции «Актуальные проблемы фундаментальных наук». Москва, издательство МГТУ, 1991 г.

3. И. Горюнов. Рецепт от безысходности. Еженедельная газета научного сообщества «Поиск». №

9 (615). 2 марта 2001 г.

4. Kuvyrkov P.P. Methods and prospects for the development of integration processes in science, technology and higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.