УДК 338.2
Коваленко Н.В.,
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента Южно-Российского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
Чекунов А.С.,
кандидат экономических наук, главный специалист-эксперт по развитию кооперации Ростовского областного союза потребительских обществ
ПОДДЕРЖКА НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ЭКСПОРТА
Современные условия развития мировой экономики способствовали усилению конкуренции на рынках товаров. Это в свою очередь предопределило необходимость повышения технологического уровня их производства и поиска оптимальных решений по доступу соответствующей продукции на внешние рынки. Конкуренция истощает запас финансовых ресурсов и производственных возможностей предприятия, что поднимает вопрос о его государственной поддержке. Экспорт промышленных товаров на сегодняшний день является одним из ключевых показателей развития национальной экономики. Большинство развитых экономик мира - это ведущие экспортеры промышленных товаров. При этом на всестороннюю поддержку национального экспорта они выделяют значительные финансовые ресурсы. Соответственно, России для вхождения в число государств с развитой экономикой необходимо существенно увеличить объемы финансовой поддержки промышленного экспорта с одновременным повышением эффективности применяемых в настоящее время соответствующих мер. В статье рассматриваются меры поддержки национального промышленного экспорта, их структура и направления. Анализируется современное состояние и финансирование экспорта российских промышленных товаров. Рассматривается положение РФ среди ведущих стран-экспортеров промышленных товаров. Методология исследования заключалась в анализе данных, обобщении и классификации сведений по исследуемой проблеме, что позволило систематизировать меры и инструменты поддержки экспорта товаров промышленности. Полученные в ходе исследования результаты позволяют дать объективную оценку текущему состоянию государственной поддержки экспорта промышленных товаров и выработать меры по ее совершенствованию. Предложенный соответствующий механизм поддержки экспорта представляет собой алгоритм, позволяющий принимать оптимальное решение в любых экономических условиях.
Ключевые слова: экспорт, промышленность, меры поддержки
Kovalenko N.,
Doctor of Economics, Professor, Professor of Chair of Management of the South-Russian Institute of Management of the Russian Presidential Academy of the National Economy and Public Administration (RANEPA)
Chekunov A.,
PhD in Economics, Main Specialist-Expert on Development of Cooperation of the Rostov Regional Union
of Consumer Societies
SUPPORT FOR NATIONAL INDUSTRIAL EXPORTS
Modern conditions for the development of the world economy have contributed to increased competition in commodity markets. This, in turn, predetermined the need to increase the technological level of their production and search for optimal solutions for the access of relevant products to foreign markets. Competition depletes the stock of financial resources and production capabilities of the enterprise, which raises the question of its state support. Export of industrial goods today is one of the key indicators of the development of the national economy. Most of the developed economies in the world are leading exporters of manufactured goods. At the same time, they allocate significant financial resources to the comprehensive support of national exports. Accordingly, in order for Russia to become one of the countries with a developed economy, it is necessary to substantially increase the amount of financial support for industrial exports, while at the same time increasing the effectiveness of the measures currently used. The article discusses measures to support national industrial exports, their structure and directions. The current state and financing of the export of Russian industrial goods are analyzed. The research
methodology consisted in analyzing the data, compiling and classifying information on the problem under study, which allowed systematizing measures and tools to support the export of industrial goods. The results obtained in the course of the study allow us to give an objective assessment of the current state of state support for the export of industrial goods and to work out measures for its improvement. The proposed appropriate export support mechanism is an algorithm that allows you to make the best decision in any economic environment. Keywords: export, industry, support measures
В условиях членства России во Всемирной торговой организации (далее - ВТО) значительно повышается роль государственной поддержки экспорта, как одного из основных факторов развития национального промышленного комплекса в современной экономике.
По оценкам специалистов доля промышленных товаров в мировом экспорте составляет более 60%. По данным ВТО в 2014 году данная величина была на уровне в 66,2% [1]. Высокая доля промышленных товаров в общем объеме экспорта характерна для ведущих стран мира. Так, в 2015 году этот показатель для США был 74,8%, ЕС - 80,6%, Китая - 94,3%, Японии - 87,2%. В России доля промышленных товаров в общем объеме экспорта значительно ниже вышеперечисленных стран и составляет за соответствующий период всего 22,3% (рис. 1).
РФ по-прежнему остается источником минерального сырья и полезных ископаемых для зарубежных стран (67,4% экспорта). Невысокая доля промышленных товаров в экспорте свидетельствует об отсутствии значимых изменений в отраслевой структуре экономики, которая продолжает сохранять сырьевую направленность и зависеть от колебаний цен на сырьевые товары. Таким образом, для вхождения РФ в элиту мировой экономики необходимо наращивать объемы экспорта промышленных товаров, что в современных условиях жесткой международной конкуренции невозможно без госу-
дарственной поддержки экспорта. В настоящее время государством предпринимаются определенные меры, направленные на повышение отечественного промышленного экспорта. Так, президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам был утвержден паспорт приоритетного проекта «Международная кооперация и экспорт в промышленности» (протокол от 30.11.2016 №11) [3]. Данный проект предусматривает реализацию финансовых и нефинансовых мер поддержки национальной промышленности 4 пилотных отраслей (автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, железнодорожное машиностроение, авиастроение). Государственная поддержка осуществляется за счет средств федерального бюджета и предусматривает следующее финансирование по годам (табл. 1).
В рамках реализации проекта планируется достижение следующих показателей по приоритетным отраслям: автомобилестроение (рост экспорта к концу 2018 г. до 1,54 млрд. долл. США, к концу 2025 г. до 4,41 млрд. долл. США); сельскохозяйственное машиностроение (рост экспорта к концу 2018 г. до 0,16 млрд. долл. США, к концу 2025 г. до 0,24 млрд. долл. США); железнодорожное машиностроение (рост экспорта к концу 2018 г. до 0,47 млрд. долл. США, к концу 2025 г. до 1,19 млрд. долл. США); авиастроение (рост экспорта к концу 2018 г. до 1,22 млрд. долл. США, к концу 2025 г. до 3,46 млрд. долл. США).
США Китай ЕС Япония Россия
Рис. 1. Доля промышленных товаров в общем объеме экспорта отдельных стран в 2015 году, % [2]
Как цитировать статью: Коваленко Н.В., Чекунов А.С. Поддержка национального промышленного экспорта // Вестник Академии права и управления. 2018. № 4(53). с. 131-136
Таблица 1.
Объемы государственного финансирования поддержки промышленного экспорта в 2017-2019 гг.,
млрд. руб. [4]
2017 2018 2019 2017-2019
Приоритетные отрасли 12,96 27,53 29,27 69,76
Прочие отрасли 3,23 6,60 7,43 17,26
ИТОГО 16,19 34,13 36,7 87,02
Вместе с тем, достижение вышеназванных показателей в среднесрочной и долгосрочной перспективе объективно вызывает сомнения. Россия по объемам экспортного кредитования значительно уступает не только ведущим развитым странам, но и некоторым развивающимся странам (рис. 2). Например, в 2014 году,
объем среднесрочного и долгосрочного экспортного кредитования, предоставленного Россией, составлял 1 млрд. долл. США, в то время как Бразилия за указанный период предоставила экспортных кредитов на сумму 1,3 млрд. долл. США, Индия - 4,5 млрд. долл. США. В 2015 году объем экспортного кредитования России уменьшился до 0,6 млрд. долл. США, Индии остался практически на прежнем уровне (4,4 млрд. долл. США), Бразилии вырос более, чем в 3 раза (4,2 млрд. долл. США). При этом объемы экспортного кредитования ведущих экономических держав (США, Япония, Германия, Китай) превышают российский в несколько раз.
Россия среди указанных на рис. 2 государств находится на последнем месте по объемам экспортного кредитования, что свидетельствует о том, что
они уделяют повышенное внимание продвижению собственных товаров за рубежом и готовы вкладывать значительные средства в данное направление. Даже учитывая, что не все объемы экспортного кредитования были направлены на поддержку продвижения товаров национальной промышленности, средства, предусмотренные вышеназванным проектом на поддержку экспорта отечественной промышленности, не смогут обеспечить равной конкуренции по соответствующей продукции.
Поддержка национального промышленного экспорта имеет важное значение для развития отрасли. Закрепление отечественной промышленной продукции на зарубежных рынках обеспечивает дополнительный объем выпуска товаров (сбытовой аспект), а высокий уровень конкуренции на внешних рынках заставляет производителей совершенствовать способы производства (инновационный аспект). Стимулируя сбыт и технико-технологическую модернизацию предприятий промышленности, экспорт создает условия для эффективного развития отрасли.
Анализ мирового опыта показывает, что практически все страны-члены ВТО осуществляют регулиро-
Рис. 2. Объемы среднесрочного и долгосрочного экспортного кредитования отдельных стран
в 2014-2015 гг., млрд. долл. США [5]
вание и стимулирование внешнеэкономической деятельности. В связи с этим стимулирование отечественного экспорта является важной задачей национальной экономической политики. С этой целью необходимо применение комплексных мер по созданию условий реализации комплексного потенциала страны.
В экономической науке формам и методам поддержки промышленного экспорта уделяется повышенное внимание. Ученые-экономисты исследуют проблему поддержки экспорта национальной промышленности с различных позиций. Так, И.Н. Малюгина [6], исследуя зарубежный опыт поддержки экспорта, приходит к выводу о существовании помимо классических инструментов поддержки экспорта, специальных мер, а именно: 1) торгово-по-литические меры (деятельность по лоббированию и защите интересов промышленных экспортеров на международных рынках, осуществляемая на межгосударственном уровне в рамках правительственных комиссий, международных организаций и т.д.); 2) косвенные меры стимулирования экспортного производства (налоговые льготы, субсидии, гарантирование частных вложений, льготные кредиты, гранты производителям, инфраструктурная поддержка экспорта, стимулирование ПИИ, субсидирование НИР и др.); 3) прямая поддержка (экспортное кредитование, рефинансирование, налоговые и таможенные льготы предприятиям-экспортерам, участие в уставном капитале зарубежных фирм, учрежденных национальными экспортерами, информационно-консультационная поддержка и др.). Т.В. Погодаева [7], рассматривая поддержку отечественного экспорта в контексте вступления в ВТО, определяет ее как совокупность финансовых (экспортное кредитование, страхование экспортных кредитов, государственное гарантирование, возмещение процентных ставок по кредитам, финансовая поддержка МСП, факторинг, лизинг) и нефинансовых мер (совершенствование нормативно-правового регулирования поддержки экспорта, информационная и инфраструктурная поддержка экспортеров, торгово-политические меры). В.М. Матюшок и В.С. Жуков [8] исследуют государственную поддержку промышленного экспорта в рамках 2 моделей: «западной», предусматривающей оказание соответствующей поддержки через специальные организации - экспортно-кредитные агентства и «китайской», опирающейся на уполномоченные банки, предоставляющие различные виды кредитов для поддержки экспорта. Е.В. Жиряева [9] показывает возможность обхода ВТО-ограничений применения форм государственной поддержки экспорта при использовании следующих приемов: 1) программы поддержки не должны прямо указывать на их экспортный характер; 2) выделение субсидий осуществляется до экспорта вне связи с его объема-
ми; 3) поддержка деятельности, не являющейся экспортом товаров - экспорт услуг, зарубежное инвестирование, участие в глобальных системах поставок; 4) использование механизма экспортных премий, по форме не соответствующих понятию субсидии; 5) программы декларируют о неухудшении положения предприятий, не получающих поддержку (об отсутствии выгод для получателей поддержки). Н.И. Белов [10], обращаясь к немецкому опыту поддержки национальной промышленности, прямые и косвенные меры финансового характера подразделяет на основные (страхование, кредитование и государственные гарантии, освобождение экспортеров от уплаты НДС, прямое и скрытое субсидирование отдельных отраслей промышленности, финансирование экс-портоориентированных НИОКР) и дополнительные (федеральные и региональные программы развития регионов). В.А. Спесивцев, С.В. Будкова [11] применительно к МСП промышленности по важности форм государственной поддержки экспорта, выделяют следующие: 1) предоставление субсидий (60,8%); 2) организация участия в выставках (44,7%); 3) обучение (39,1%); 4) консультирование (34,2%). С.А. Зацаринин [12], рассматривая государственную поддержку экспорта промышленности в контексте его эффективного развития, предлагает меры институционального и инфраструктурного характера (создание финансово-промышленных групп, совершенствование транспортных тарифов, налогово-кредитные льготы промышленным экспортерам, страхование рисков, государственное гарантирование кредитов, повышение качества информационных и консультационных услуг, предоставляемых экспортерам, маркетинговое и техническое содействие). В.С. Круглов [13] распределяет меры государственной поддержки экспорта по 3 направлениям: инновационное (кредитование, участие предприятий в особых экономических зонах и технопарках, отнесение промышленных экспортеров к субъектам инновационной деятельности), кооперационное (субконтрактация, таможенные процедуры, совместные инновационно-экспортно ориентированные предприятия, развитие отношений между крупными высокотехнологичными предприятиями и МСП, инновационно-экспортно ориентированные кластеры) и инфраструктурное (экономические таможенные процедуры переработки, применение процедур «временного ввоза» и «вывоза» в целях развития экспортного лизинга, снижение или обнуление ставок импортных пошлин на уникальное технологическое оборудование для модернизации производства, возмещение промышленным экспортерам части затрат на сертификацию продукции на соответствие международным стандартам). Государственная поддержка экспорта (участие государства во внешнеторговой деятельности и ее регулирова-
Рис. 3. Система мер и инструментов поддержки национального промышленного экспорта
ние), по мнению А.А. Гаврилова [14], является одним из элементов национальной модели стимулирования экспорта, включающей помимо него в себя финансовые основы стимулирования (развитие инфраструктуры поддержки экспорта), частно-государственное партнерство (вовлечение частных компаний в стимулирование внешнеторговой деятельности), стратегические отрасли воздействия (диверсифицированный подход к выбору нуждающихся отраслей).
Исследование зарубежного опыта государственного содействия экспорту и использование результатов исследований отечественных ученых - экономистов относительно формирования действенных мер поддержки экспорта национальной промышленности позволило систематизировать меры государственной поддержки экспорта (рис.3).
Данная система включает в себя основные модели, меры и направления государственной поддержки экспорта промышленных предприятий. Она обладает свойством адаптивности, поскольку может применяться для достижения различных целей в независимости от существующих в тот или иной момент внешней и внутренней экономической конъюнктуры. Применение тех или иных элементов данной системы в зависимости от существующих обстоятельств, обеспечит наиболее эффективное распределение средств и возможностей государства по поддержке экспорта, т.к. допускает выбор и комбинирование соответствующих форм и методов для выполнения предусмотренных задач в области развития внешнеэкономической деятельности и повышения конкурентоспособности товаров национальной промышленности.
Список литературы
1. WTO. Exports of manufactures of selected economies, 1990-2014 (https://www.wto.org/).
2. [Электронный ресурс] http://stat.wto.org/CountryProfile/WSDBCountryPFView.aspx?Language=E&Country=E28 %2cCN%2cRU%2cUS%2cJP.
3. [Электронный ресурс] http://government.ru/media/files/uEzRhDPU4E7RQ50zKltxFD2Xzc1AJgRp.pdf.
4. [Электронный ресурс] http://government.ru/media/files/uEzRhDPU4E7RQ50zKltxFD2Xzc1AJgRp.pdf.
5. [Электронный ресурс] http://government.ru/media/files/uEzRhDPU4E7RQ50zKltxFD2Xzc1AJgRp.pdf. EXIM Compet itiveness Report 2014. F. 10.; (http://www.exim.gov/sites/default/files/reports/EXIM%202014CompetReport_0611.pdf); EXIM Competitiveness Report 2015. F 24. (http://www.exim.gov/sites/default/files/reports/2015EXIMCompetitiveReportFINAL-v3.3.pdf).
6. Малюгина И.Н. Меры поддержки экспорта в странах ЕС и Российской Федерации // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2008. №18-1. Т.2. С. 154-158.
7. Погодаева Т.В. Государственная поддержка экспорта в России: направления развития в условиях ВТО-регулирования // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2014. №11. С. 40-50.
8. Матюшок В.М., Жуков В.С. Инструменты государственной поддержки экспорта генерирующего оборудования // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. №39. С. 2-13.
D3S
9. Жиряева Е.В. Финансовая поддержка экспорта предприятий на субнациональном уровне: опыт провинций Канады для российских регионов // Управленческое консультирование. 2014. №9(69). С. 95-103.
10. Белов Н.И. Поддержка экспорта в Германии // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. №5. С.97-109.
11. Спесивцев В.А., Будкова С.В. Развитие инфраструктуры поддержки экспорто-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства // Социально-экономические явления и процессы. 2014. №8. Т.9. С. 96-101.
12. Зацаринин С.А. Развитие экспорта отечественной промышленной продукции // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. №2. С. 61-63.
13. Круглов В.С. Оценка состояния и перспектив развития отечественного промышленного экспорта // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2013. №1. Т. 13. С. 76-80.
14. Гаврилов А.А. Страхование экспорта как неотъемлемая часть системы поддержки системы внешней торговли // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. №10. С.49-56.
Reference list
1. WTO. Exports of manufactures of selected economies, 1990-2014 (https://www.wto.org/).
2. [Electronic resource] http://stat.wto.org/CountryProfile/WSDBCountryPFView.aspx?Language=E&Country=E28%2 cCN%2cRU%2cUS%2clP.
3. [Electronic resource] http://government.ru/media/files/uEzRhDPU4E7RQ50zKltxFD2Xzc1AJgRp.pdf.
4. [Electronic resource] http://government.ru/media/files/uEzRhDPU4E7RQ50zKltxFD2Xzc1AJgRp.pdf.
5. [Electronic resource] http://government.ru/media/files/uEzRhDPU4E7RQ50zKltxFD2Xzc1AJgRp.pdf. EXIM Competiti veness Report 2014. Р. 10.; (http://www.exim.gov/sites/default/files/reports/EXIM%202014CompetReport_0611.pdf); EXIM Competitiveness Report 2015. Р. 24. (http://www.exim.gov/sites/default/files/reports/2015EXIMCompetitiveRepor tFINAL-v3.3.pdf).
6. Malyugina I. Export support measures in the EU and the Russian Federation // Proceedings of the Orenburg State Agrarian University. 2008. №18-1. Vol.2. P. 154-158.
7. Pogodaeva T. State support for exports to Russia: Destinations of development in the WTO-regulation // Bulletin of the Tyumen state University. Socio-economic and Legal studies. 2014. №11. P. 40-50.
8. Matyushok V., Zhukov V. Instruments of state support for the export of generating equipment // National interests: Priorities and security. 2014. №39. P. 2-13.
9. Zhiryaeva E. Financial support for the export of enterprises at the sub-national level: Experience of Canadian provinces for Russian regions // Management consulting. 2014. №9 (69). P. 95-103.
10. BelovN. Export support in Germany // Russian foreign economic journal. 2015. №5. P. 97-109.
11. Spesivtsev V., Budkova S. Development of infrastructure to support export-oriented small and medium-sized businesses // Socio-economic phenomena and processes. 2014. №8. Vol. 9. P. 96-101.
12. Zatsarinin S. Development of exports of domestic industrial products // Bulletin of the Saratov State SocioEconomic University. 2012. №2. P. 61-63.
13. Kruglov V. Assessment of the situation and prospects of development of domestic industrial exports // News of Saratov University. New series. The Economic Series. Management. Law. 2013. №1. Vol.13. P. 76-80.
14. GavrilovA. Export insurance as an integral part of the system of foreign trade support // Financial Analytics: Issues and solutions. 2011. №10. P. 49-56.