Александр ФЕСЮН
МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ НАНОИНДУСТРИИ
В статье рассмотрены различия в научной, технологической и инновационной политике государства. Автор проводит оценку эффективности централизованной политики развития наноиндустрии, а также ранжирование приоритетных областей развития наноиндустрии в соответствии с компетенциями основных игроков.
The article describes the differences in science, technology and innovation policy of the country. The author evaluates the efficiency of centralized policy in the nanotechnology sphere development and also ranks the priority areas of nanotechnology within the competence of key players.
Ключевые слова:
наноиндустрия, наноэкономика, государственная политика, коммерциализация технологий, инновационная деятельность; nanoindustry, nanoeconomy, public policy, commercialization of technologies, innovation activity.
ФЕСЮН Александр Витальевич — к.э.н., начальник управления науки, инноваций и подготовки научных кадров ВолГУ afesyun@volsu.ru
а ля рассмотрения вопроса совершенствования национальной политики в сфере наноиндустрии необходимо в первую оче -редь обозначить разграничение между научной, технологиче -инновационной политикой государства, поскольку это позво -ляет определить приоритетные для развития сферы инфраструктуры главные проблемы и направления развития, выявить основных акто ров и определить ключевые методы и инструменты. Исследователи Б. Лундваль и С. Борасс1 главные задачи научной политики видят в выделении достаточного количества ресурсов, необходимых для раз -вития науки, в их эффективном распределении. Ключевыми элемен -тами инновационной системы в данном случае выступают универси теты, исследовательские институты, технологические центры и лабо -ратории. Наиболее часто используемые методы — выделение средств из государственного бюджета на развитие научно образовательных учреждений, формирование государственных и государственно частных исследовательских фондов, предоставление налоговых льгот малому инновационному бизнесу.
Технологическая политика фокусируется на развитии стратегиче -ских отраслей экономики и наукоемких технологий. Ключевыми элементами инновационной системы являются университеты, научно - исследовательские институты и лаборатории, но акцент смещен на создание опытно - конструкторских разработок, а также на взаимодействие вузов и бизнеса. Одним из наиболее эффектив -ных методов является внедрение системы государственных закупок в стратегические отрасли. Кроме того, практикуется предоставление налоговых льгот предприятиям и прямое финансирование НИОКР в научно - образовательных и исследовательских учреждениях.
Реализация инновационной политики предполагает обращение к концепту инновационной системы. Ключевые направления и сферы политики должны рассматриваться в аспекте их влияния на про цессы генерации и распространения инноваций. Первой задачей инновационной политики является рассмотрение и реконструкция существующих связей между частями инновационной системы, что предполагает больший акцент на деятельность учреждений и орга низаций. К специфическим методам инновационной политики
1 Lundvall B.A., Borriis S. Science, Technology and Innovation Policy // The Oxford Handbook of Innovation. — Oxford University Press, 2005.
относится формирование нормативно правовой базы в области интеллектуальной собственности, развитие венчурных меха низмов. Отличительным свойством инно вационной политики является ярко выра женная институциональная направлен ность. В зависимости от исходного состо -яния инновационной сферы она может фокусироваться на продвижении инно ваций в рамках существующего институ ционального контекста, либо на его смене с целью внедрения инноваций. В первом случае может быть применен спектр мер научной и технологической политики, вто рой предполагает масштабные социально экономические реформы сферы образова ния, рынков труда и капитала и т.п.
Нанотехнологии как направление стра тегической значимости и основа инно вационной модернизации экономики страны являются одним из приоритетных объектов государственной инновацион -ной политики как в России, так и за рубе жом. При выборе методов и инструментов поддержки и развития наноиндустрии необходимо принимать во внимание опыт государств, которые намного раньше России вступили на путь внедрения нано технологий.
Российской модели имплементации нанотехнологической политики свой ственна высокая степень централизации, в отличие от, например, США или Китая. Нанотехнологические инициативы этих стран гармонично включены в систему мероприятий национальной инноваци онной политики, вписываясь в виды дея тельности уже существующих институтов и программы инновационного развития раз личных уровней. Кроме того, российская модель развития наноиндустрии характе ризуется экстенсивной направленностью (большое число выбранных направлений развития нанотехнологий, стремление руководства страны задействовать в про цессе развития наноиндустрии все реги оны страны). Анализ государственных стратегий поддержки нанотехнологий показывает, что обозначенные тенденции (высокая степень централизации и экстен сивный характер развития) являются фак торами, снижающими конкурентоспособ ность российской наноиндустрии.
Целенаправленное формирование наноиндустрии должно осуществляться с учетом уровня развития инновационной инфраструктуры территорий, основываясь
на принципах создания высокотехноло гичных кластеров. Необходимо постепенно отказаться от идеи имплементации клю -чевых нанотехнологических инициатив и программных мероприятий «сверху», по -скольку такой путь внедрения инноваций отличается меньшей эффективностью при больших затратах. Тем не менее данные рекомендации не предполагают снижение участия государства в регулировании про цесса становления наноиндустрии ввиду ее высокой наукоемкости и стоимости, а также масштабов возможных социальных, экономических, экологических и иных по следствий, связанных с внедрением нано технологий в повседневную жизнь.
Государственная экономическая поли -тика в сфере наноиндустрии понима ется как составная часть социальноэкономической политики страны, кото рая определяет отношение государства к деятельности, связанной с нанотех нологиями, включая цели, принципы и приоритеты развития наноиндустрии, направления и способы функционирова ния элементов национальной нанотехно логической сети, методы и инструменты реализации инициатив в области развития нанотехнологий. Государственная поли тика в сфере наноиндустрии представляет собой совокупность мероприятий органов государственной власти национального и регионального уровней для обеспечения стимулирующего воздействия на эконо мические субъекты с целью разработки, производства и внедрения на рынки сбыта новых видов товаров и технологий с нано признаками.
Государственная политика в сфере наноиндустрии включает стратегиче скую и тактическую стороны. Стратегия формируется на основе долгосрочных концепций развития федерального (пре зидентская инициатива «Стратегия раз -вития наноиндустрии», Программа раз -вития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 г., федеральная целевая программа «Развитие инфра структуры наноиндустрии Российской Федерации на 2008—2010 годы») и регио -нального уровней. Выбор стратегии раз вития наноиндустрии предполагает опре деление основных целей, задач, направ лений государственного регулирования наноиндустрии. Тактическая часть госу дарственной политики включает форми рование правовых и организационных
условий для развития наноиндустрии, выбор методов и инструментов под-держки нанотехнологий, формирующих каналы и механизмы государственного экономического воздействия.
В мировой практике одним из наиболее удачных примеров является национальная нанотехнологическая инициатива (ННИ) США, в которой мероприятия по разви -тию наноиндустии распределены между федеральными агентствами. С 1998 г. число агентств, участвующих в программе, увеличилось с 8 до 26. При этом органы управления ННИ не выделяют средства на финансирование исследований, но в их функции входит участие в процессе пла -нирования федерального бюджета через агентства, задействованные в программе.
ЕС также стремится развивать интегра -тивные тенденции в процессе инмплемен тации нанотехнологической политики. Инновационная «концепция смешения политик» (the policy mix concept)1, предпо -лагающая комплексный подход и актив ное межведомственное взаимодействие для реализации мероприятий националь ной политики в области исследований и разработок с использованием широкого круга инструментов, становится все более актуальной для развития нанотехнологий с учетом их междисциплинарности и все охватности. Для государств — участников ЕС разрабатываются рекомендации по формированию национальных программ развития нанотехнологий, в которых под черкивается необходимость комплексного подхода, формирования широкого круга участников, распределения полномочий между органами исполнительной власти на основе анализа существующих вза имосвязей, сфер интересов, механизмов взаимодействия2.
Российская нанотехнологическая политика пока остается достаточно обо собленным комплексом мероприятий, а межведомственные связи и механизмы взаимодействия по вопросам развития
1 Policy Mixes for R&D in Europe. A study commissioned by the European Commission // http://www. eurosfaire.prd.fr/7pc/doc/1249471847_policy_mixes_ rd_ue_2009.pdf (дата обращения 04.02.2013).
2GuidanceforDevelopingaNationalNanotechnology Policy and Program // http://www.unitar.org/cwm/sites/ unitar.org.cwm/files/UNITAR%20nano%20guid -ance_Pilot%20Edition%202011.pdf (дата обращения 04.02.2013).
нанотехнологий находятся в неразви-том состоянии. В соответствии с совре менными зарубежными тенденциями реализации нанотехнологических про грамм в процессе имплементации рос сийской нанотехнологической политики необходимо постепенно расширять круг учреждений участников, интегрируя про граммные мероприятия федерального уровня в деятельность существующих институтов. Такой подход обеспечит не только комплексность в решении задач нанотехнологической политики, но и снижение издержек создания специали зированных организаций, повышение эффективности деятельности за счет раз деления обязанностей и полномочий на основе накопленного опыта и специфики функционирования учреждений. Пример возможных областей компетенций орга нов исполнительной власти в отношении нанотехнологий представлен в табл. 1.
При формировании межведомственных рабочих групп или комиссий из предста вителей органов исполнительной власти необходимо в первую очередь учитывать области компетенций. Данные об уже существующих механизмах межведом ственного сотрудничества, полученные посредством предварительного анализа связей, контактов и способов взаимо действия между учреждениями в разрезе инновационной политики, обеспечения безопасности государства и населения, международного сотрудничества, охраны окружающей среды, могут быть использо ваны в качестве основы для координации деятельности по реализации националь ной нанотехнологической политики.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что государственная инновационная политика в сфере нано индустрии, являясь частью социально экономической политики страны, опреде ляет цели, направления и задачи развития нанотехнологий и представляет комплекс методов и инструментов, направленных на комплексную поддержку нанотехноло -гий и их последующее внедрение в отрасли экономики.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 12-12-34009а/В.
Таблица 1
Потенциальные области компетенций органов исполнительной власти РФ в ходе реализации политики наноиндустриализации
Наименование учреждения Области компетенций
Министерство сельского хозяйства РФ Использование сельскохозяйственных химикатов на основе нано -технологий Применение нанотехнологий для получения продуктов с улучшенными свойствами и снижения производственных издержек
Федеральная таможенная служба Контроль за транснациональным перемещением нанорелевантных товаров, материалов и веществ
Министерство внутренних дел РФ; Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий Предупреждение и ликвидация последствий ЧС, связанных с при менением наноматериалов Обеспечение правопорядка в вопросах использования нанотехно -логий
Министерство образования и науки РФ Популяризация нанотехнологий Подготовка образовательных стандартов и программ в сфере нано -технологий, программ подготовки и переподготовки кадров
Министерство природных ресурсов и экологии РФ Контроль за влиянием нанотехнологий на окружающую среду Разработка и внедрение стандартов и норм выбросов наноматериалов
Министерство финансов РФ Распределение средств на развитие нанотехнологических программ, проектов, инициатив, мероприятий
Министерство иностранных дел РФ Координация международного взаимодействия по вопросам, свя -занным с нанотехнологиями Обеспечение участия в надгосударственных соглашениях по разви -тию нанотехнологий
Министерство здравоохранения РФ Контроль соответствия нанотехнологий и наноматериалов стандар там безопасности Изучение влияния нанотехнологий на человека в краткосрочной и долгосрочной перспективах
Министерство промышленности и торговли РФ Контроль за производством наноматериалов и нанорелевантных товаров Разработка стандартов нанотехнологического производства Регулирование импорта и экспорта нанотоваров и наноматериалов
Министерство юстиции РФ Разработка и имплементация законодательных и нормативно правовых актов, связанных с развитием нанотехнологий Обеспечение публичного доступа к информации, связанной с раз -витием нанотехнологий
Министерство труда и социальной защиты РФ Обеспечение здоровья и безопасности населения при работе с нано технологиями Разработка стандартов использования наотехнологий на рабочем месте
Министерство регионального развития РФ Разработка механизмов имплементации государственной нанотех нологической политики на региональном уровне Предоставление организационной, технической и финансовой поддержки регионам в вопросах производства и потребления нанотех нологий
Министерство транспорта РФ Разработка стандартов транспортировки и хранения наноматериалов
Министерство обороны РФ; Федеральная служба по оборонному заказу Применение нанотехнологий в военной промышленности Инвестиции в разработку оборонных нанотехнологий, государственный заказ
Министерство энергетики РФ Нанотехнологии как новые источники энергии Инвестиции в разработку нанотехнологий для производства, хране - ния и транспортировки энергии, государственный заказ
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Анализ безопасности нанотехнологий в продуктах и товарах широ -кого потребления
Служба внешней разведки РФ Применение нанотехнологий и наноматериалов в разведывательной деятельности
Федеральное космическое агентство Применение нанотехнологий для аэрокосмических исследований и программ Инвестиции в разработку нанотехнологий для нужд аэрокосмиче -ской промышленности, госзаказ