35 (218) - 2011
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
УДК 332.02
РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА НАНОИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ В РОССИИ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ
О. В. ИНШАКОВ, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, ректор Волгоградского государственного университета Е-mail: rector@volsu. т А. В. ФЕСЮН, кандидат экономических наук, начальник управления науки, инноваций и подготовки научных кадров Волгоградского государственного университета Е-mail: AFesyun@volsu. т
В статье рассмотрены региональные особенности формирования российской нанотехнологической сети. Выявлены полюсы роста и отстающие регионы. Показаны основные проблемы, противоречия, механизмы и тенденции становления наноиндустрии в региональном аспекте. Отмечено, что для обеспечения успешного роста наноиндустриализации в России необходима разработка систем мониторинга этого процесса с адекватными центрами ответственности,релевантными индикаторами и эффективными режимами.
Ключевые слова: нанотехнология, наноиндустрия, наноэкономика, государственная политика, государственная стратегия, целевые программы и инвестиции, коммерциализация технологий, инновационная деятельность.
Процесс наноиндустриализации в России с момента принятия в 2007 г. президентской инициативы «Стратегия развития наноиндустрии» уже набрал значительные темпы роста [8]. Этому способствовало принятие стратегических документов по реализации выдвинутой инициативы, среди
которых особенно значимы: Программа развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года, федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008—2010 годы» и постановление Правительства РФ «О национальной нанотехнологической сети» [6, 10, 13]. На 5 сентября 2011 г. в стране институционально самоопределились 724 различные организации релевантных наноиндус-трии [11]: это и производственные предприятия, непосредственно выпускающие продукцию с нанопризнаками, и инфраструктурные, которые призваны обеспечить необходимые условия и ресурсы для такого производства. Эта сеть организаций наноиндустрии растет с очень высокой скоростью. Так, с 01.11.2010 до 01.09.2011 она выросла на 139 единиц, а только за 10 дней (с 20.08.2011 по 01.09.2011) она увеличилась на 25 единиц.
За прошедшее время ясно проявилась неравномерность формирования наноиндустрии в экономическом пространстве России. Далеко не во всех регионах имеются какие-либо специальные
документы (программы, стратегии, планы), регламентирующие деятельность по развитию нанотех-нологий и наноиндустрии на мезоэкономическом уровне. Очевидно, что региональная неравномерность развития наноиндустрии в России может быть в значительной степени объяснена разнообразием исходных природных и технических условий, различной специализацией и насыщенностью трансформационными факторами производства: работников, материалов, технических средств.
Однако активность региона в наноиндуст-риализации не полностью зависит от наличных материальных условий и ресурсов или только от трансформационных факторов производства. В значительной степени продвижение по пути на-ноиндустриализации зависит от нематериальных трансакционных факторов и их носителей — необходимого институционального обеспечения (соглашений, стандартов, норм, правил и пр.); разнообразия видов и масштаба набора нанореле-вантных организаций, наличия и устойчивости их связанных целевых групп; объема, особенностей распространения, накопления и использования полезной информации [2]. Затраты на трансформационные факторы (их издержки) могут оказаться малоэффективными без соответствующего обеспечения затратами (издержками) на трансакционные факторы. При этом затраты на оба вида факторов должны быть положительными, а отсутствие хотя бы одного из факторов приводит к тщетности усилий всех акторов и иных факторов наноиндус-триализации [3].
Под активностью региона может подразумеваться общий уровень развития в сфере нанотехнологий. Ее определение предполагает измерение потенциала региона для наноиндустриальных инноваций по 8 параметрам, используемым в мегаэкономичес-ком анализе данного процесса международными рейтинговыми агентствами. В каждом субъекте Федерации можно учитывать в абсолютном значении: инициативы органов власти региона в области нанотехнологий, количество и уровень нанотех-нологических центров, уровень государственного финансирования, объемы венчурных капиталов, финансирование частных корпораций, объем научных публикаций, количество выданных патентов, количество и уровень (масштаб) компаний, занимающихся данным видом инноваций. Несомненно, такой подход целесообразно конкретизировать для проведения анализа мезоэкономических процессов в рамках национальной экономики, что требует совершенствования статистической отчетности и
создания эффективного мониторинга модернизации экономики регионов России.
В Научно-образовательном центре «Экономика наноиндустрии» Волгоградского государственного университета в конце 2009 г. было проведено компаративное исследование опыта развития нанотехнологий в регионах России. Разработанная и использованная в рамках предпринятого исследования методика, не претендующая на полноту возможных критериев [5, с. 2, 3, 209], предполагает анализ комплекса индикаторов, позволяющих получить представление о степени вовлеченности каждого из субъектов РФ в процесс освоения и практического внедрения нанотехнологий, судить о специфических чертах данного процесса в отдельных регионах. В результате ее реализации, тем не менее, удалось дифференцировать группы регионов исходя из созданных в них условий наноиндус-триализации и уровня развития наноиндустрии. К таким индикаторам были отнесены:
• количество ежегодно подаваемых в ГК «Росна-нотех» заявок на софинансирование проектов;
• количество проектов, прошедших все этапы экспертизы и одобренных к финансированию;
• участие в ФЦП по направлениям, предусматривающим поддержку нанотехнологий;
• концентрация действующих элементов инфраструктуры1 наноиндустрии; инфраструктурные проекты, которые планируется реализовать в будущем;
• вовлеченность научно-образовательных учреждений в процесс развития нанотехнологий, степень интеграции науки и предпринимательства;
• уровень организационно-институционального и нормативно-правового обеспечения деятельности по поддержке и развитию нанотехнологий;
• наличие координационных соглашений между субъектом РФ и ГК «Роснанотех»; наличие собственных региональных и ведомственных программ по развитию нанотехнологий;
• количество публикаций и патентов на результаты научно-исследовательской деятельности в области нанотехнологий;
1 Под инфраструктурой наноиндустрии в соответствии с паспортом ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008—2010 годы» понимается «совокупность организаций различных организационно-правовых форм, выполняющих фундаментальные и прикладные исследования, осуществляющих процессы коммерциализации технологий, а также ведущих подготовку кадров в области нанотехнологий, деятельность которых в этой области координируется федеральными органами исполнительной власти на межотраслевом уровне».
• объемы финансирования исследовательских, образовательных и инфраструктурных проектов в сфере нанотехнологий, выделяемые ежегодно из федеральных и региональных бюджетов;
• объемы произведенной с использованием на-нотехнологий продукции, доля рынка, наличие перспектив выхода на межрегиональные и международные рынки;
• уровень сотрудничества в сфере нанотехноло-гий с зарубежными организациями; участие в международных и межрегиональных научно-образовательных и выставочных мероприятиях; масштаб организуемых научно-образовательных мероприятий.
Информацию для анализа состояния развития наноиндустрии в регионах была получена из различных, но взаимосвязанных групп источников:
1) нормативно-правовые и программные документы федерального и регионального уровней, отражающие основные мероприятия, направленные на развитие нанотехнологий и распределение выделяемых на создание инфраструктуры наноин-дустрии ресурсов между регионами;
2) информационно-аналитические материалы и официальные документы, предоставляемые федеральными и региональными организациями, задачей которых является развитие наноиндустрии (ГК «Роснанотех», Министерство образования и науки и др.), материалы специализированных научно-образовательных мероприятий;
3) новостные сообщения на специализированных сайтах, посвященных нанотехнологиям, а также на сайтах новостных агентств;
4) информация о достижениях в развитии на-нотехнологий, предоставляемая региональными властями (пресс-релизы, интервью, доклады о развитии наноиндустрии, аналитическое обзоры);
5) информация, предоставляемая организациями базовой структуры и инфраструктуры наноиндустрии — участниками ННС (научно-образовательными учреждениями, предприятиями, занимающимися развитием нанотехнологий, НИИ, технопарками и бизнес-инкубаторами, ЦКП и НОЦ).
В результате анализа информации регионы России были сгруппированы в зависимости от уровня достигнутых в развитии наноиндустрии результатов следующим образом [14]:
• регионы, являющиеся безусловными лидерами, с большим отрывом опережающие остальные регионы по обозначенным индикаторам
вследствие исторически сложившейся критической концентрации всех видов ресурсов (2 субъекта);
• регионы-лидеры, характеризующиеся наиболее высокими среди остальных субъектов показателями индикаторов развития наноин-дустрии (6 субъектов);
• опорные регионы, являющиеся площадками интенсивного роста наноиндустрии (10 субъектов);
• догоняющие регионы (13 субъектов);
• отстающие регионы (29 субъектов);
• регионы, не занимающиеся развитием нано-технологий (23 субъекта).
Таким образом, еще в 2009 г. более половины регионов (53) относились к последним 2 группам: отстающим и не занимающимся развитием нано-технологий, характеризующимся крайне низкой активностью в области развития наноиндустрии.
Для дальнейшей укрупненной оценки развития наноиндустрии по макрорегионам каждой группе регионов были присвоены веса от 1 до 6 баллов, что позволило рассчитать среднюю оценку каждого федерального округа по интересующему показателю — уровню развития наноиндустрии.
Были выявлены значительные различия региональной активности в развитии наноиндустрии, уровень которой в федеральных округах, по экспертной оценке, в соответствии с предложенной группировкой (по 11 перечисленным критериям в шкале от 1 до 6 баллов) [15] составил: ДФО — 1,33; ПФО — 3,29; СЗФО — 2,27; СФО — 2,42; СКФО — 1,57, УФО — 2,5; ЦФО — 2,83; ЮФО — 2,17 [1]. Далеко не все регионы России имеют стратегии, программы и планы развития наноиндустрии, ее инфраструктуры и рынков.
Президентской инициативой «Стратегия развития наноиндустрии» и Программой развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года (Программа 2015) установлено, что развитие наноиндустрии осуществляется на основе национальной нанотехнологической сети (ННС). Усилия в этой области концентрируются на обеспечении условий для ее эффективной деятельности. Постановлением Правительства РФ от 23.04.2010 № 282 утверждено «Положение о национальной нанотех-нологической сети». В составе ННС насчитывается 50 организаций [9]. Приказом Минобрнауки России от 07.02.2011 № 173 утверждены требования к участникам ННС и критерии соответствия требованиям к ее участникам; порядок вхождения в состав ННС и выхода из ее состава; порядок взаи-
модействия организаций в составе ННС [7]. Таким образом, документ определил институциональные барьеры для организаций, желающих войти в ННС. В состав национальной нанотехнологической сети Российской Федерации входят 50 организаций, в том числе 40 вузов. Представителями головных организаций ННС получено почти 25 % патентов, а при их участии производится почти 50 % российской продукции наноиндустрии, сотрудниками вузов — участников ННС было подготовлено и опубликовано более 30 учебников и учебных пособий в сфере нанотехнологий [15].
Таким образом, в официально утвержденном составе ННС присутствуют только научные и образовательные организации. В соответствии с Положением об ННС в ее состав должны входить и организации, обеспечивающие выпуск продукции [6].
В связи с этим представляется интересным использовать для анализа информацию об организациях, самозарегистрированных на портале Rusnanonet. га. Они структурированы по следующим категориям: государственные, головные, научно-образовательные учреждения, научно-исследовательские центры, центры коллективного пользования, научно-образовательные центры, научно-производственные предприятия, разработка и поставка оборудования, проектные компании РОСНАНО, инвестиционные фонды и венчурные компании, региональные объединения, ассоциации, центры, особые экономические зоны, СМИ, аналитика. Очевидно, что такая классификация далека от научной обоснованности, но она позволяет разделить организации на две основные группы: структурные (куда войдут научно-производственные организации) и инфраструктурные (все остальные).
В результате анализа выявлено, что в 28 регионах и 5 макрорегионах количество структурных организаций превышает количество инфраструктурных. В остальных 32 регионах и 3 макрорегионах (из числа упомянутых на портале) ситуация обратная. Таким образом, можно предположить, что пока наноиндустрия России все еще находится на начальной стадии развития, ведь в большинстве субъектов РФ пока не производится конечный продукт, а лишь формируются условия для дальнейшего развития.
Развитие российской наноиндустрии характеризуется значительной неравномерностью в пространстве и времени. В регионах сформировались центр гиперактивности и концентрации (Москва), полюсы высокой активности (6) и полной пассивности (23), зоны продвижения (ЦФО, СЗФО, ПФО) и отставания (ДФО, СКФО, ЮФО) процесса наноиндустриализации. Целевые программы, планы или проекты реализуют 699 организаций, релевантных наноиндустрии. В ЦФО сосредоточено 53,36 % организаций, а в ДВФО и СКФО — по 1,6 % (рис. 1).
Наблюдаемое неравномерное распределение приводит к оттоку человеческого, физического, материального и финансового капитала из одного региона или его чрезмерной концентрации в другом. В европейской части России на 01.11.2010 на 23,2 % площади с 73,1 % экономически активного населения было сосредоточено 472 (80,7 %) релевантных единиц наноиндустрии, а на 01.09.2011 — 566 (81 %). В азиатской части РФ — соответственно, 134 (19,3 %) и 133 (19 %) единиц наноиндустрии на 76,8 % площади с 26,9 % экономически активного населения страны. Из приведенных данных видно, что соотношение активности процессов наноиндустриализации в двух континентальных частях территории страны не меняется. Это отражает недостаточность трансакционных видов капитала (институционального, организационного, информационного) в регионах Северного Кавказа, Восточной Сибири и Дальнего Востока. Эти регионы пока остаются инфраструктурными, выполняя функции обеспечения наноиндустриаль-ного производства различными трансформацион-
Источник: составлено по данным Российской национальной нанотехнологической сети. URL: http://www. rusnanonet. ru/regions.
Рис. 1. Расположение единиц национальной нанотехнологической сети Российской Федерации (структура и инфраструктура), 2011 г.
ными факторами. Сложившееся положение ведет к нерациональному использованию природных и человеческих ресурсов, снижению мотивации к прогрессивному росту у населения, застою и запустению, накоплению и консервации отсталости в отдельных приграничных субъектах Федерации и в федеральных округах в целом.
Подготовка кадров в системе высшего профессионального образования по нанотехнологи-ям началась в 2005 г. К 2010 г. было разработано 5 стандартов ВПО для наноиндустрии, по которым ведется подготовка кадров в 35 вузах России. Устойчивая система стандартов высшего, среднего и рабочего профессионального образования в спектре нужных для наноиндустрии специализаций в настоящее время отсутствует.
Коэффициент вариации распределения «на-норелевантных» организаций по регионам России в представленной совокупности равен 281 %, что говорит об очень значительной неоднородности. Представляется необходимым уделить первостепенное внимание решению следующих задач при формировании региональной экономической политики в области развития наноиндустрии: аллокация, концентрация и мобилизация необходимых ресурсов; формирование центров ответственности и производства; определение границ зон развития наноиндустрии; создание «поясов» и сетей «нанорелевантных» предприятий; формирование наноиндустриальных комплексов и кластеров; выработка единого методологического подхода к сбору статистической информации о развитии наноиндустрии.
Сравнительный анализ темпов роста количества предприятий показывает, что самый значительный прирост по количеству организаций приходится на ЦФО (61). За ним следуют ПФО (16), СФО (13), СЗФО (11), УФО (6), ЮФО (5), СКФО (1), ДФО (1). По относительным темпам роста лидирует ПФО — здесь за восемь месяцев 2011 г. стало больше на 24 % «нанорелевантных» организаций (рис. 2).
Еще один способ оценить развитие наноин-дустрии в регионах России по косвенным признакам — ранжировать их по количеству упоминаний проектов, организаций или иных акторов в сфере наноиндустрии из них в СМИ. В качестве базы данных был взят портал nanonewsnet. га [12], специализирующийся на сборе информации о нанотехнологиях в России. Все регионы по количеству упоминаний на портале ранжированы на 10 групп.
Источник: составлено по данным Российской национальной нанотехнологической сети. URL: http://www. rusnanonet. ru.
Рис. 2. Динамика изменения количества самоидентифицированных и зарегистрированных организаций ННС России по федеральным округам: 1 — ДФО; 2 — СКФО; 3 — ЮФО; 4 — УФО; 5 — ПФО; 6 — СЗФО; 7 — СФО; 8 — ЦФО
Первый ранг присвоен Москве со значением показателя — 2 531, остальные ранги были рассчитаны делением числового ряда от 0 до 436 (второго после Москвы значения) на 9 равных промежутков с шагом 48, (4). Второй ранг присвоен Санкт-Петербургу, третий отсутствует, четвертый — Новосибирской и Свердловской областям, пятый — Томской области, шестой отсутствует, седьмой — Пермскому краю, восьмой — Белгородской и Иркутской областям, девятый — Воронежской, Нижегородской, Омской, Ростовской, Саратовской, Ульяновской, Челябинской областям, Красноярскому, Приморскому, Ставропольскому краям, Республикам Башкортостан и Удмуртской. Десятому рангу соответствуют все остальные регионы, в том числе с нулевым значением.
Стоит отметить, что такое ранжирование также подтверждает выводы, полученные при исследовании структуры и динамики организаций наноиндустрии по активности и наличию трансак-ционного капитала. Такие регионы, в которых есть базовые производственные и инфраструктурные организации наноиндустрии, но нет упоминаний о них, отсутствуют.
Развитие наноиндустрии требует построения системы экономических взаимоотношений всех частей глобальной экономической системы по поводу создания нового типа массового стандартизированного производства в глобальном
35 (218) - 2011
УДРОСНАНО/ Советник губернатора
РОСНАНО
Куратор программы от края -заместитель Председателя Правительства
Министерство промышленности
Министерства - кураторы программ:
■ «Новый свет»
■ «Энергоэффективный квартал»
■ «Энергоэффективная социальная сфера»
Офис РОСНАНО в крае (Основная задача -инвестиционная)
Бизнес Пермского края
Университеты Пермского края
Источник: Чубайс А. Б. Инновационный вызов России: региональный аспект и культурный слой. URL: www. rusnano. com/Document. aspx/Download/28031.
Рис. 3. РОСНАНО в Пермском крае: схема структуры взаимодействия в регионе
масштабе, который характеризуется не только технологией, но и экономическими и социальными отношениями принципиально иного уровня. Существующие программные документы требуют доработки исходя из принципа горизонтальной и вертикальной дифференциации и интеграции общественно-экономических отношений нано-индустрии, как по сферам, отраслям и видам деятельности, так и по сферам и видам их правового и политического регулирования в хозяйственном пространстве России.
Источник: Чубайс А. Б. Инновационный вызов России: региональный аспект и культурный слой. URL: www. rusnano. com/Document. aspx/Download/28031.
Рис. 4. Пермский край: финансовый институт — региональный венчурный фонд
Тактика наноиндустриали-зации в регионах показывает скудость применяемых методов и инструментов ее регулирования. Требуется дальнейшая дифференциация многообразия форм и средств, их источников и каналов, инструментов и методов регулирования наноиндустрии для создания их эффективных комбинаций, адекватных разным уровням, масштабам и формам ее организации. Первые образцы таких механизмов уже действуют на уровне РОСНАНО и регионов (рис. 3, 4). Примеры механизмов отбора и финансирования проектов и организационной структуры в Пермском крае показывают, что они нуждаются в содержательном дополнении в аспекте методов, инструментов, источников, каналов движения средств и решений, их мониторинга [4].
Практика доказывает, что перспективна разработка моделей региональных экономических механизмов для обеспечения тактического регулирования и устойчивого развития наноиндустрии на основе проектно-процессного подхода. Однако на практике доминирует статический подход, который приводит к созданию неэффективных структур, перегруженных непрофильными функциями и излишними процедурами. Такие механизмы, напротив, должны строиться по принципу непрерывного циклического саморегулирования и коррекции применяемого набора методических и инструментальных элементов. Цель таких механизмов — привлечение капитала, адекватного потребностям развития основной структуры и инфраструктуры наноиндустрии в регионе, установление межрегиональных связей, формирование эффективных связанных групп и кластеров предприятий, расширение источников и масштабов инвестиций.
Для обеспечения быстрого реагирования на изменения параметров на стратегической траектории наноиндустриализации России необходима разработка систем мониторинга этого процесса с адекватными центрами ответственности, релевантными индикаторами и эффективными режимами.
Успешное осуществление стратегии наноиндустриализации требует достаточно
полного, достоверного и доступного информационного обеспечения мониторинга развития наноиндустрии в регионах. Необходимо развивать официальную статистику основного звена наноиндустрии — нанорелевантных предприятий и фирм — по размеру и обороту капитала; численности социально застрахованных работников; сферам, отраслям и видам деятельности; регионам и городам; объему, номенклатуре или структуре выпуска; доходам и рентабельности; трендам и темпам развития. Это позволит создавать информационно-аналитические системы на мезоэконо-мическом уровне, выявлять тенденции и динамику становления наноиндустрии в разных аспектах, формировать эффективные механизмы регулирования этого процесса в региональных масштабах.
Список литературы
1. Иншаков О. В. Наноиндустриализация в глобальном контексте. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010.
2. Иншаков О. В. Потенциал эволюционного подхода в экономической науке современной России // Экономическая наука современной России. 2004. № 4.
3. Иншаков О. В. Эволюционная экономика и экономическая генетика // Эволюционная теория, инновации и экономические изменения: VI Меж-дунар. симпоз. по эволюц. экономике (г. Пущино, 23—24 сентября 2005 г.). М.: Институт экономики РАН, 2005.
4. Иншаков О. В. Стратегия и тактика государственной политики развития наноиндустрии в России // Материалы к докладу на общем собрании Отделения обществ. наук, 13 декабря 2010 г. М.; Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010.
5. Механизмы реализации стратегии формирования наноиндустрии в регионах России / под. ред. О. В. Иншакова. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009.
6. О национальной нанотехнологической сети: постановление Правительства РФ от 23.04.2010 № 282.
7. О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2010 г. № 282 «О национальной нанотехнологической сети»: приказ Минобрнауки России от 07.02.2011 № 173 [Электронный ресурс] / Федеральный интернет-портал «Нанотехнологии и наноматериалы». URL: http://www. portalnano. ru/read/documents/prikaz/ minobrnauki/173_11/173_11_pril3.
8. Президентская инициатива «Стратегия развития наноиндустрии»: поручение Президента Российской Федерации от 24.04.2007 № Пр-688.
9. Перечень организаций — участников национальной нанотехнологической сети [Электронный ресурс] / Федеральный интернет-портал «Нанотехнологии и наноматериалы». URL: http://www. portalnano. ru/read/iInfrastructure/russia/nns.
10. Программа развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года: поручение Правительства Российской Федерации от 04.05.2008 № ВЗ-П7-2702.
11. Российская национальная нанотехнологи-ческая сеть. URL: http://rusnanonet. ru/regions.
12. Сайт о нанотехнологиях в России Nanonewsnet. URL: http://www. nanonewsnet. ru.
13. Федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008—2010 годы: утверждена постановлением Правительства РФ от 02.08.2007 № 498.
14. Фесюн А. В. Региональные аспекты стратегии и тактики формирования наноиндустрии / О. В. Иншаков, А. В. Фесюн // ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет». Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009.
15. Хлунов А. В., Наумов А. В., Федорков В. Ф. и др. О состоянии и перспективах развития национальной нанотехнологической сети [Электронный ресурс] / ГРИД ННС. URL: http://ngrid. ru/ngrid/_ media/о_перспективах_развития_ннс. pdf.