Научная статья на тему 'Методы и формы воздействия на правосознание слушателей, обучающихся в вузах МВД России'

Методы и формы воздействия на правосознание слушателей, обучающихся в вузах МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
245
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОПОСЛУШНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЛОКАЛЬНОЕ НОРМОТВОРЧЕСТВО / ПРАВОВАЯ НОРМА / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРАВОВЫЕ ЗНАНИЯ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / РАВНОПРАВИЕ ГРАЖДАН / СЛУШАТЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаврилин С. А.

Статья посвящена вопросам формирования правосознания и изучения особенностей профессиональной социализации выпускников учебных заведений системы МВД России. Автором раскрываются основные условия, способствующие становлению качественно нового правового мышления. На основе анализа особенностей формирования правосознания и факторов профессиональной социализации слушателей вузов МВД даются практические рекомендации, позволяющие выработать теоретико-методологические основы управления этим процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы и формы воздействия на правосознание слушателей, обучающихся в вузах МВД России»

УДК 378:347.96:17

ГАВРИЛИН С.А. Методы и формы воздействия

на правосознание слушателей, обучающихся в вузах МВД России

Статья посвящена вопросам формирования правосознания и изучения особенностей профессиональной социализации выпускников учебных заведений системы МВД России. Автором раскрываются основные условия, способствующие становлению качественно нового правового мышления. На основе анализа особенностей формирования правосознания и факторов профессиональной социализации слушателей вузов МВД даются практические рекомендации, позволяющие выработать теоретико-методологические основы управления этим процессом.

Ключевые слова и фразы: законопослушное поведение, локальное нормотворчество, правовая норма, правовое воспитание, правовое мышление, правовые знания, правосознание, равноправие граждан, слушатель образовательного учреждения, сотрудники органов внутренних дел, юридическая практика.

Органы внутренних дел как один из важнейших институтов Российского государства в настоящее время находятся в эпицентре общественного внимания. Известно, что продуктивная борьба с преступностью обеспечивает решение острейших социальных проблем, а это автоматически предполагает достижение качественно нового уровня деятельности самих правоохранительных органов. Кроме того, глубокие социально-экономические, политические и духовные процессы, происходящие в современном российском обществе, объективно требуют всестороннего исследования комплекса проблем формирования правосознания и детального изучения особенностей профессиональной социализации выпускников системы учебных заведений МВД России.

Совершенно очевидно, что если сегодня адекватное современной ситуации правосознание жизненно необходимо каждому члену общества, то тем более оно необходимо сотрудникам органов внутренних дел, то есть тем, кто несет основную тяжесть борьбы с преступностью и в силу объективных причин испытывает с ее стороны наиболее глубокое влияние на все

профессиональное сознание в целом, включая сферу нравственно-правовых ориентиров. Поэтому, на наш взгляд, процесс формирования правосознания слушателей вузов МВД России ничуть не менее достоин внимания, чем проблемы финансирования или материально-технического обеспечения. Важность и актуальность решения поставленной нами проблемы на данном этапе развития системы органов внутренних дел определяются, на наш взгляд, следующими обстоятельствами.

Во-первых, необходимостью научного анализа всего комплекса проблем формирования правосознания слушателей и выпускников вузов МВД России, разработки методики исследования социальной природы, структуры и специфики формирования правосознания как важнейшего фактора профессиональной социализации будущих сотрудников правоохранительных органов.

Во-вторых, важностью изучения «базового», т.е. реального, состояния правосознания курсантов и слушателей вузов МВД России, складывающегося в сложный период социально-экономических, политических, идеологических преобразований общества и возросших требований, предъявляемых

к сотрудникам органов внутренних дел в целях эффективной борьбы с преступностью.

В-третьих, острой потребностью в совершенствовании методики образовательного процесса в вузах МВД России по формированию правосознания слушателей и необходимостью разработки новых форм воздействия на правосознание обучающихся в качестве составляющей их профессиональной социализации.

Наконец, формирование качественного правосознания, на наш взгляд, должно привести к оздоровлению морально-психологического климата в подразделениях ОВД, создав при этом привлекательный образ сотрудника, обладающего высокой правовой культурой и достаточным иммунитетом против криминального давления, что чрезвычайно актуально в современных условиях.

Также изучение особенностей формирования правосознания и специфических факторов профессиональной социализации слушателей вузов МВД представляет значительный научный и практический интерес, реализация которого позволит выработать теоретико-методологический алгоритм управления этим процессом.

Юридическое содержание индивидуального сознания слушателей образовательных учреждений МВД формируют достаточно интенсивная учебная практика и разнообразное по форме правовое воспитание. Считаем, что процесс реализации правовых норм происходит в результате взаимодействия их (норм) требований с персонифицированным сознанием слушателя. В процессе формирования правосознания приобретает особое значение не только тот факт, как можно исполнять и применять действующее законодательства, но и так называемое локальное нормотворчество, практическая деятельность слушателя по охране правопорядка.

Формирование правосознания под воздействием право-воспитательных усилий вызывает двойственный эффект: с одной стороны, безусловен качественный рост и накопление (индивидами и группами) правовых знаний, а с другой - превращение этой накопленной правовой информации в глубокие личные убеждения"1.

С этой точки зрения очевидно, что правовое воспитание представляет собой ин-

тенсивное воздействие на сознание и психологию воспитуемых (индивидов и групп) с целью формирования у них глубоких и устойчивых представлений, знаний и убеждений, а также привития им высокой правовой культуры, навыков юридического общения, отвечающих уровню и требованиям современного общества.

Цели правового воспитания реализуются, как правило, путем решения ряда дидактических задач. Это формирование прочных знаний системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение их содержания, значения и, как следствие, воспитание глубокого уважения к праву, законам, умение самостоятельно применять правовые знания на практике, а также формирование устойчивой привычки законопослушного поведения и образование прочного и гибкого духовного, правового иммунитета (невосприимчивости) к совершению любых нарушений правовых норм.

Значимым моментом формирования правового сознания является становление цивилизованного, т.е. основанного на разуме (а не только интуиции), правового мышления. Именно в процессе глубокой мыслительной деятельности личности правовые знания усваиваются и становятся убеждениями в той мере, в какой поддерживаются сложившимся в обществе типом правового мышления о существующей действительности. Его особенностями ученые справедливо считают ярко выраженную рациональность и намеренный недостаток эмоциональности, здесь преобладают точность и логичность в понимании законности и справедливости2. Правовое мышление слушателей, будущих юристов высшей квалификации, должно проявляться в первую очередь в толковании природы права, его применении в продуманной пропаганде населения.

По нашему мнению, основными условиями, способствующими становлению качественно нового правового мышления, являются:

- равноправие граждан (юридически логичные исключения имеют свои правовые пределы, закрепленные конституционно);

- способность государства удовлетворить разумные потребности населения,

гарантировать нормальные условия для жизни человека;

- полнота и единство конституционного статуса гражданина и справедливое регулирование условий его жизни в обществе с учетом национального и социального многообразия социума;

- опережающая роль правового мышления законодателей, юристов, практиков, способного своевременно и адекватно отражать в законодательстве и юридической практике назревшие проблемы правового бытия.

Рассмотрим некоторые наиболее важные научно-методологические принципы правового воспитания слушателей, обучающихся в образовательных учреждениях МВД России, направленные на формирование качественного профессионального правосознания.

Принцип целенаправленности правового воспитания придает всей воспитательной работе четкую направленность, обеспечивает внутреннюю связь между всеми принципами, методами и способами правового сознания слушателей вузов МВД России.

Принцип учета состояния законности в обществе. При реализации данного принципа подробно изучаются распространенность и характер правонарушений среди сотрудников милиции и состояние дисциплинарной практики; проводится скрупулезный анализ причин и условий, способствующих их совершению; ведется тщательный персональный учет лиц, их совершивших; изучается актуальное состояние общественного и группового правосознания личного состава; выявляются его дефекты, определяются задачи по нейтрализации и устранению негативных факторов, на него влияющих.

Принцип приоритета коллективизма в формировании индивидуального правосознания предполагает опору на коллектив и сложившиеся в нем межличностные отношения. Воздействие через коллектив оказывает эффективное влияние на индивидуальное правосознание слушателя вуза МВД. Основное содержание данного принципа заключается в определении задач и перспектив развития подразделения в целом и каждого отдельного слушателя в правовом аспекте.

Принцип гуманизма и учета национальных традиций в формировании правосознания предполагает соблюдение общечеловеческих ценностей. Они в общей форме раскрыты в Библии, Коране, других священных писаниях и философских системах. Исходный постулат гуманизма, зафиксированный во всех мировых религиях, звучит примерно одинаково: не желай другому то, что не желаешь себе, но поступай так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.

С позиции права это краеугольный философский постулат правового мышления. Он заключается в осознании гражданином самого себя не только в качестве субъекта прав и обязанностей, но и восприятии любого другого как равноправного себе гражданина. Это означает, что субъективное осознание гражданского равноправия не может лежать вне принципа всеобщего уважения национального достоинства и верований человека. Важно формировать у людей элементарную тактичность в обращении к представителям других национальностей, привычку корректного правового разрешения любых национальных или этнических разногласий.

Отмеченные нами принципы правового воспитания, направленные на формирование качественного правового сознания слушателей вузов МВД, помогли нам определить содержание, средства, методы педагогико-организационной и правовой работы, которую необходимо проводить в образовательных учреждениях системы МВД России.

Важным средством формирования правового сознания слушателей является самовоспитание. Оно может выражаться как в повышении личностью требований к себе в контексте правового самообразования, так и в творческом, вариативном применении законов и использовании своих прав. Умение самоограничиться, соизмерять свои потребности с экономическими и правовыми возможностями является психологической профилактикой духовного перерождения.

Поэтому важнейшая задача правового воспитания курсанта образовательного заведения МВД России - выработать в индивидуальном правосознании четкие

представления о соответствии правомерности средств и правомерности целей. Таким образом, самовоспитание в процессе правового воспитания представляет собой целенаправленную активную деятельность слушателя по формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств, связанных с учебой, правоисполне-нием, правоприменением, правоохранной и правовой культурой. "Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть это собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение..."3.

Данное высказывание свидетельствует о том, что правовое самовоспитание - это сложная интеллектуальная деятельность, для которой характерны особенные пути, формы, методы, приемы и средства. Активная работа по правовому самовоспитанию предполагает определенный уровень воспитанности слушателя, его готовность и способность к правовомусамосознанию, самоанализу и самооценке своих поступков; предполагает выработку устойчивой установки на постоянное самосовершенствование в сфере права.

Следующий показатель высокого уровня правосознания - социально-правовая активность, обеспечивающая не только правомерное поведение, но и инициативное участие в охране правопорядка, в стремлении к познанию правовой действительности, своих законных возможностей.

Следует отметить, что эффективность правового воспитания в определенной мере зависит от эффективности юридических норм, так как они, являясь основой практики, несут еще и воспитательную нагрузку. Специалисты отмечают, что "важнейшим условием эффективности правовых норм, наряду с совершенствованием законодательства и правоприменительной деятельности, служит уровень правосознания"4. В свою очередь, эффективность правовой нормы зависит также от эффективности правового воспитания.

Таким образом, реализуемые нами в организационно-правовой работе научно-методические принципы и методы правового обучения и правового воспитания являются основополагающими и дают положительный эффект в педагогической, организационно-правовой деятельности образовательных учреждений МВД, нацеленной на формирование правосознания будущих сотрудников органов внутренних дел.

1 Баранов П.П. Правосознание и правовое воспитание. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. 489 с.

2 Взаимодействие правового сознания с моралью и нравственностью в обществе переходного периода / Отв. ред. М.Т. Баймаханов и др. Алматы, 1995. 206 с.

3 Дистерверг. Собр. соч.: в 4-х т. М.: Мысль, 1986. Т. 3. 118 с.

4 Взаимодействие правового сознания с моралью и нравственностью в обществе переходного периода / Отв. ред. М.Т. Баймаханов и др. Алматы, 1995. 223 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.