МЕТОДЫ И ФОРМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ, ИХ РАЗВИТИЕ В СИСТЕМЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Н.М. Бобошко,
доктор экономических наук, доцент Рецензент: доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и аудита Поволжского государственного технологического института Миронова О.А. Научная специальность: 08.00.10 — финансы, денежное обращение и кредит
E-mail: [email protected]
Аннотация. Администрирование имущественных налогов, равно как и других налогов и сборов, организовано с учетом изменений порядка проведения и оформления результатов налоговых проверок. При этом налоговый контроль должен основываться на трех составляющих: глубоком и постоянном мониторинге экономических и налоговых показателей налогоплательщика, высоком качестве предпроверочного анализа и собственно контрольной работе.
Ключевые слова: налоговый контроль, камеральный анализ, предпроверочный анализ, камеральная проверка, имущество налогообложения, выездная проверка
METHODS AND FORMS OF TAX CONTROL, THEIR DEVELOPMENT IN THE SYSTEM OF PROPERTY TAX ADMINISTRATION
N.M. Boboshko,
doctor of economic sciences, docent
Annotation. Administration of property tax as well as other taxes and levies, organised, considering the changes in the process and form of tax audits. Tax control still has to be based on three components: deep and constant monitoring of economic and tax figures of the tax payer, high quality of pre-audit analysis and finally the control work.
Keywords: tax control, off-site analysis, pre-audit analysis, off-site audit, property, taxation, field audit
Основная цель налогового контроля, которая поставлена перед налоговыми органами, заключена в противодействии уходу от налогов, обеспечении устойчивого поступления бюджетных доходов.
Эффективность налогового контроля в настоящее время характеризуется:
— уровнем мобилизации в бюджетную систему налоговых доходов и других обязательных платежей;
— полнотой учета налогоплательщиков и объектов налогообложения;
— снижением числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия субъектов
налогового контроля.
Главной задачей должностных лиц налоговых органов является осуществление налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками и иными обязанными лицами налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
Камеральная проверка имущественного налогообложения имеет двойное назначение: как средство контроля за правильностью и достоверностью
составления налоговых деклараций по имущественным налогам и как основное средство отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок. Выездная проверка является наиболее трудоемкой формой налогового контроля и назначается только в тех случаях, когда возможности камеральных проверок исчерпаны, а в отношении налогоплательщика должны быть проведены контрольные мероприятия, требующие присутствия налогового инспектора непосредственно на проверяемом объекте. Федеральными и региональными налоговыми органами устанавливается Регламент проведения выездных налоговых проверок, которым устанавливаются порядок и периодичность их проведения.
Основными этапами камеральной проверки являются:
1) проверка правильности исчисления налоговой базы и суммы налогов, исчисленных и уплаченных в бюджет;
2) проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в налоговой декларации, путем сопоставления показателей строк и граф, предусмотренных ее формой;
3) проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;
4) проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству.
На этапе проверки правильности исчисления налоговой базы проводится камеральный анализ, включающий:
— проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы;
— проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями налоговой отчетности предыдущего отчетного (налогового) периода;
— взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателей деклараций по различным видам налогов;
— оценку данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников;
— анализ соответствия уровня и динамики показателей налоговой отчетности, отражающих объемы производства и реализации товаров (продукции, работ, услуг), с уровнем и динамикой показателей объемов потребления налогоплательщиком энерге-
тических (электро- и теплоэнергии), водных, сырьевых и иных материальных ресурсов.
Налоговые органы работают на основе алгоритмов отбора налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок, с помощью которых на основе имеющейся информации (в том числе полученной из внешних источников) концентрируют внимание на так называемых зонах риска совершения налоговых правонарушений. Цель — создать единую, открытую и понятную для налогоплательщиков систему планирования выездных налоговых проверок, основанную на таких принципах:
— создание режима наибольшего благоприятствования для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность с минимальным налоговым риском;
— своевременное реагирование на признаки возможного совершения налоговых правонарушений;
— неотвратимость наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах;
— обоснованность выбора объектов проверки.
Режим наибольшего благоприятствования для
налогоплательщиков, осуществляющих деятельность с минимальным налоговым риском, — это зона налоговой стабильности, то есть крайне низкой вероятности проведения выездной налоговой проверки для находящегося в данной зоне налогоплательщика.
Чтобы обеспечить своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений, налоговые органы анализируют динамику данных налоговой и бухгалтерской отчетности, представляемой налогоплательщиками, и сопоставляют ее с нормативными значениями и тенденциями по отраслевому и другим признакам.
Принцип неотвратимости наказания подразумевает включение налогоплательщика, попавшего в зону риска, в план выездных налоговых проверок. Конечно, проверка не является наказанием, но ее результатом может быть принуждение налогоплательщика к исполнению обязанности по уплате налоговых платежей в бюджет и принятие мер по привлечению его к налоговой, а иногда и к уголовной ответственности.
Обоснованности выбора объектов проверки достигается путем включения в план выездных налоговых проверок именно тех налогоплательщиков, в отношении которых имеется информация о применении ими способов ведения бизнеса с высоким налоговым риском или показатели деятельности которых свидетельствуют о возможном искажении данных бухгалтерской и налоговой отчетности, а
значит, и налоговой базы.
Базой для работы по планированию выездных налоговых проверок является накопление, систематизация и анализ документов и информации о плательщиках имущественных налогов. Собираемая информация может быть и фундаментальной (планы и прогнозы экономического развития, обзоры состояния отраслей, информация о политике и перспективах развития отдельных организаций-налогоплательщиков, публикуемая в СМИ), и технической (построение динамических рядов и трендов на основании показателей отчетности налогоплательщиков, их сопоставление с показателями отдельных аналогичных налогоплательщиков и средними показателями по отраслям). При планировании выездных проверок ценным источником информации являются сведения, полученные от правоохранительных и контролирующих органов, а также обращения граждан.
Собранные данные позволяют ответить на главный вопрос: есть ли в деятельности налогоплательщика признаки, свидетельствующие о возможности совершения им налоговых правонарушений? Налогоплательщики, соответствующие этому признаку, включаются в отдельный список, упорядоченный по степени вероятности совершения налоговых правонарушений и их масштабам.
В дальнейшем на основании указанного списка в рамках углубленного предпроверочного анализа необходимо получить необходимые документы и сведения о налогоплательщике, которые могли бы подтвердить или опровергнуть предположения о совершенном налоговом правонарушении. Таким образом, проверка, по сути, начинается задолго до момента принятия решения о ее проведении и вручения данного решения налогоплательщику. Список налогоплательщиков — кандидатов на проведение выездной проверки дорабатывается с учетом поступающей информации, и часть налогоплательщиков, по которым предположения налоговых органов о попадании их в зону риска не нашли подтверждения, исключается, а оставшиеся включаются в план выездных налоговых проверок.
Поскольку для получения представления о деятельности налогоплательщика обрабатывается массив информации, который увеличивается едва ли не ежедневно, важной задачей становится систематизация и представление этой информации в удобном для пользователя виде. То есть в таком, чтобы на ее основе можно было бы делать выводы и принимать управленческие решения. На наш взгляд, необходи-
мо систематизировать такую информацию в специальной "Справке к предпроверочному анализу".
Справка может содержать показатели, для удобства объединенные в разделы:
— общие сведения об организации и учетные данные (учредители, виды деятельности, уставный капитал, режим налогообложения);
— ключевые показатели деятельности организации (в числе которых и показатели, предусмотренные критериями Концепции);
— показатели налоговой и бухгалтерской отчетности организации, сведения о банковских счетах и движении денежных средств в разрезе контрагентов налогоплательщика, внешнеторговых операциях, данные об имуществе организации, ее учредителях и участниках.
Существенными показателями будут сведения о: величинах и соотношении выручки, себестоимости и прибыли (убытка) до налогообложения, налоговой нагрузке, удельном весе налоговых вычетов в сумме исчисленных налогов, а также показателях, характеризующих фонд оплаты труда и среднюю заработную плату.
Кроме глобальных зон риска, охватывающих всех налогоплательщиков, налоговые органы региона оценивают также зоны риска, специфичные для отдельной отрасли (отдельного вида деятельности) в пределах отдельной группы налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в одной сфере, а также имеющих сопоставимые масштабы экономической деятельности, что позволяет с большей вероятностью выявить и оценить налоговый риск конкретного налогоплательщика.
В качестве отправной точки для проведения сравнительного анализа по отрасли используются усредненные (среднеотраслевые) значения показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность и налоговые обязательства налогоплательщиков. При этом рекомендуется исключать из расчетов тех налогоплательщиков, показатели деятельности которых имеют экстремальные (наибольшие и наименьшие) значения, а также налогоплательщиков, значение показателей по которым рассчитать невозможно. Для показателей, расчет которых, так или иначе, основан на значениях суммы прибыли, отдельно рассчитывается значение показателя по прибыльным налогоплательщикам.
Кроме того, справка предусматривает составление графической схемы оценки ведения бизнеса.
Методология предпроверочного анализа предусматривает аналитические инструменты и надеж-
ную информацию.
Формирование информационных ресурсов о налогоплательщиках должно отвечать следующим критериям:
— непрерывности — обеспечение постоянного сбора, фиксации и обработки всей поступающей в налоговый орган информации о налогоплательщиках;
— систематизации — создание информационных баз данных по каждому налогоплательщику (досье налогоплательщика);
— актуализации — своевременное обеспечение обновления информации о налогоплательщиках с учетом вновь поступающих данных из внутренних и внешних источников;
— полноты — наличие объема информации о налогоплательщиках, достаточного для принятия правильного и обоснованного решения о целесообразности их отбора для проведения выездных налоговых проверок;
— достоверности — предварительный анализ поступающей в налоговый орган информации на предмет ее соответствия реальному положению дел.
В целях осуществления такого анализа производится сопоставление данной информации со сведениями, полученными из иных источников; направление запросов в контролирующие и правоохранительные органы; истребование в рамках проведения камеральной налоговой проверки у налогоплательщика дополнительных сведений; получение объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов; организация рациональной системы обработки и хранения информации — включение имеющейся и поступающей информации о деятельности налогоплательщиков в единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговых органов.
Литература:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая // Собрание законодательства РФ.
2. Налоговая политика. Теория и практика: учебник для магистрантов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», / [И.А. Май-буров и др.]; под ред. И.А. Майбурова. — М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2010. — 519 с.
3. Налоговые системы. Методология развития: монография для магистрантов, обучающихся по программам «Налоги и налогообложение», «Финансы и кредит», / [И.А. Майбуров и др.]; под ред. И.А.
Майбурова, Ю.Б.Иванова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 463 с.
4. Стратегические ориентиры экономического развития России: Науч. доклад. — СПб.: Алетейя, 2010. — 664 с.
5. Налоговое администрирование: учебник/ О.А. Миронова, Ф.Ф. Ханафеев.-М.: Омега-Л, 2008. — 288 с.