ISSN 2311-8709 (Online) Финансовый капитал
ISSN 2071-4688 (Print)
МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КОМПАНИЙ
Аяз Аладдин оглы АЛИЕВ a'% Ксения Валерьевна ЕКИМОВАЬ, Владимир Александрович СЛЕПОВ c
2 ассистент кафедры финансового менеджмента, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,
Москва, Российская Федерация
ь доктор экономических наук, профессор кафедры финансового менеджмента, главный научный сотрудник, директор образовательно-научного центра «Экономика и финансы»,
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация ekimovaK2003@yandex. ги
с доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансов и цен, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация [email protected]
• Ответственный автор
История статьи:
Принята 16.12.2016 Принята в доработанном виде 22.02.2017 Одобрена 09.03.2017 Доступна онлайн 27.04.2017
УДК 336.025 JEL: G18, G38
Ключевые слова:
финансовая политика, инновационное развитие, государственная политика
Аннотация
Предмет. Совокупность теоретических и практических вопросов государственного регулирования финансовой политики инновационного развития компаний, а также система инструментов экономического, административного и правового регулирования и механизм их функционирования.
Цели. Выявление факторов, влияющих на инновационное развитие компаний, и разработка методов и инструментов адаптации государственной финансовой политики для формирования комфортной среды инновационной сферы. Методология. Методологической основой работы явились общенаучные принципы и методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, сбор и обобщение теоретических основ исследования, и их сопоставление с практикой применения. В рамках комплексного подхода использовались также методы группировки и сравнения, расчетно-аналитические методы. В ходе исследования применялся сравнительный анализ макроэкономических показателей.
Результаты. Определены проблемы финансовой политики на национальном и международном уровнях. Представлены инструменты прямого и косвенного государственного регулирования инвестиционной деятельности компаний в инновационной сфере. Сформирована система методов прямого и косвенного государственного финансового регулирования инновационного развития компаний. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы при разработке финансовой и инвестиционной политики на государственном уровне, в практике промышленных компаний, а также применяться в учебном процессе при преподавании учетно-аналитических дисциплин. Выводы. Описанные методы и инструменты регулирования государственной финансовой политики инновационного развития могут обеспечить поступательное наращение инвестиционной активности с преобладанием в инвестициях инновационной составляющей, необходимой для активизации соответствующих процессов в экономике Российской Федерации.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Финансовый потенциал инновационного развития компаний в большой степени определяется эффективностью государственной финансовой политики в данной сфере. Она реализуется через функции и задачи государства в области инноваций.
В современных экономических реалиях стратегическим является инновационный сценарий, ориентированный на поиск основных направлений повышения конкурентоспособности продукции в условиях глобализации [1]. В рамках стратегического
направления государственная финансовая политика инновационного развития российской экономики определяется Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., в соответствии с которой государственная финансовая политика инновационного развития - это часть экономической политики, определяющей государственное отношение к инновационной деятельности, ее цель, направления развития и механизмы.
Основными целями государственной финансовой политики инновационного развития являются: создание экономических условий для активного финансирования инновационной деятельности частными структурами; формирование финансовых условий, повышающих эффективность производства и конкурентоспособность национальных производителей; расширение государственной финансовой поддержки инновационной сферы; повышение
эффективности использования государственных финансовых ресурсов, направляемых на инновационное развитие компаний [2].
В соответствии со стратегией до 2020 г. государственная финансовая политика инновационного развития определяется характеристикой основных государственных функций в инновационной сфере. В частности, выделяют следующие функции:
— формирующая, которая заключается в инновационной модели развития экономики, основанной на применении технологий при максимально эффективном использовании совокупности финансового, человеческого и ресурсного факторов;
— распределяющая, которая характеризуется применением государством инструментов бюджетной и фискальной политики, что стимулирует хозяйствующие субъекты на развитие инновационного процесса;
— организационная, которая подразумевает действие государственных структур, направленное на развитие инновационной инфраструктуры путем перераспределения финансовых потоков.
Перечисленные функции государственной финансовой политики инновационного развития компаний позволяют определить ее основные задачи, среди которых:
— разработка государственной инновационной политики и обеспечение прогрессивных структурных преобразований в экономике;
— формирование и развитие инновационной инфраструктуры;
— разработка мер по продвижению на международные рынки новых технологий, созданных российскими компаниями и производителями;
— обеспечение взаимодействия финансово-кредитных и производственных структур в целях инновационного развития компаний.
Иными словами, государственная финансовая политика в области инновационного развития ставит задачу более расширенного и сложнокомбинированного развития, поддержки в целом благоприятного инвестиционного климата не только на макроуровне, но и на уровне стратегически важных отраслей экономики и предприятий, их формирующих. Государственная финансовая политика инновационного развития России включает два основных направления: снятие ограничений в рамках инвестиционных режимов и поощрение иностранных инвестиций; регулирование и управление инвестиционными потоками [3] для достижения целей государственной политики на международном уровне и на уровне ключевых отраслей экономики и структур, входящих в нее.
Таким образом, ключевая задача государственной финансовой политики инновационного развития состоит в нахождении оптимального баланса между регулированием собственных финансовых ресурсов и открытостью к иностранным инвестициям.
В целом для этой политики характерно повышение роли инвестиций в качестве основной движущей силы инновационного р а з в и ти я ком п ан и й ; о б е с п е че н и е устойчивости инновационного развития
экономики на основе национальных финансовых источников государства и бизнеса; поощрение экспорта инвестиций национальными бизнес-структурами [4].
Эти направления государственной финансовой политики могут дать новый импульс для решения многолетних проблем, связанных с недостатками финансовых ресурсов, которые препятствовали эффективному финансированию проектов на различных уровнях и вызывали риск и неопределенность для инвесторов. В дальнейшем описанные аспекты могут трансформироваться в конкретные инвестиционные стратегии и проблемы с ними связанные.
На национальном уровне ключевым аспектом политики является синтез инвестиционной политики и политики промышленного развития, которая работает в контексте национальных экономик и обеспечивает согласованное развитие с другими отраслями. Данная инвестиционная политика включает целевые ориентиры, такие как направление инвестиций в ключевые области экономического развития - на рост, поддержание и улучшение финансового потенциала и международной конкурентоспособности инновационного развития на макро- и микроуровнях. Политика финансового обеспечения инновационного развития компаний должна базироваться на качественных аспектах инвестиций, среди которых перспективные инновационно-технологические проекты с добавленной стоимостью, характеризующиеся высокой отдачей [5].
На уровне частных компаний путем образования соответствующих институтов для реализации инвестиционной политики и динамичного управления принятой
финансовой стратегией [6] было бы актуально усовершенствовать с учетом имеющихся проблем направления развития финансовых и инвестиционных условий для структур, активно развивающих инновационную сферу. Основными направлениями могут быть:
• интеграция финансовой политики и инновационного развития компаний,
она включает в себя направление инвестиций в ключевые области для наращивания производственного потенциала, способствующего международной конкуренции, и обеспечение согласованности инвестиционной политики;
• включение основных целей устойчивого развития в программу инвестиционного развития компаний, что подразумевает максимизацию положительного и сведения к минимуму отрицательного воздействия инвестиций и поощрение национального инвестора;
• обеспечение продолжительной и эффективной инвестиционной политики, это предполагает создание сильных институтов для реализации инвестиционной политики в целях инновационного развития компаний и мониторинг устойчивого развития эффективности инвестиций.
На международном уровне изменение среды финансового обеспечения политики инновационного развития компаний порождает ряд глобальных проблем, среди них:
• международные финансовые соглашения (далее - МФС) могут чрезмерно сдерживать национальные экономические приоритеты развития;
• МФС сосредоточены исключительно на защите инвесторов и не формируют достаточную правовую базу для привлечения инвестиций в целях развития отдельных приоритетных отраслей экономики.
Для регулирования баланса между правами и обязанностями инвесторов не принято стандартов, регулирующих принципы финансового обеспечения политики инновационного развития компаний [7]. При этом есть страны, в которых данные соглашения приняты и они отвечают требованиям, которые предъявляются к национальным структурам.
Основными принципами государственной финансовой политики обеспечения
инновационного развития компаний в целях устойчивого развития на различных уровнях функционирования являются:
1) поощрение инвестиций для всеобъемлющего роста и устойчивого развития экономики и компаний;
2) политика стратегического развития государства должна встраиваться в общую стратегию развития отдельных отраслей или формирующих их предприятий.
Иными словами, политика в области стимулирования финансового обеспечения и формирования финансового потенциала инновационного развития компаний должна быть согласованной и направленной на сведение к минимуму финансовых рисков образующихся, как на макро-, так и на микроуровне.
Разработка и внедрение инновационных продуктов на начальном этапе, по нашему мнению, должны контролироваться государственными органами. Данный контроль необходимо осуществлять на основе баланса прав и обязанностей между государственными структурами [8], ответственными за названное направление, и частными компаниями, а также на основе мониторинга устойчивого развития эффективности инвестиций.
При этом развитие инновационного направления под силу только крупным объединениям компаний, например
нефтегазового комплекса или средним предприятиям, функционирующим в рамках программы государственной поддержки, организациям, развивающим стратегически важные направления экономики страны. Такими объединениями являются крупные государственные компании, государственные концерны, крупные хозяйственные структуры корпоративного типа [9]. Именно эти структуры с учетом наличия достаточного объема финансовых ресурсов и капитализации способны в большей степени дать начало эффективной активизации программы инновационного развития.
В таких условиях необходима модель финансирования экономического роста, основанная на инновациях, создающая условия развития реального сектора экономики, базирующаяся на последних достижениях НТР и НИОКР, а также нацеленная на помощь инновационному бизнесу [10].
Анализ статистических данных об источниках финансирования инновационного развития позволяет сделать вывод о том, что основными источником инновационного развития экономики и компаний являются средства федерального бюджета и прямые иностранные инвестиции.
Значительную часть расходов на финансирование инновационного развития несет государство: доля расходов федерального бюджета во внутренних затратах на исследования и разработки составила 80% в 2010-2012 гг., и 88% - в 2013 г. В 2015-2016 гг. данный показатель был равен 82% с учетом сокращения бюджетных ассигнований на инновационное развитие экономики (по данным аналитического центра при Правительстве Российской Федерации).
Ключевым источником материального обеспечения финансового потенциала инновационного развития компаний являются инвестиции в основной капитал. Этот показатель ориентирован на расширение и обновление на инновационной основе, поскольку, как известно, между инвестициями в основной капитал и инновационным развитием компаний существует тесная корреляционная связь, глубина которой изменяется от характера инвестиций, эффективности и времени их использования [11].
В России инвестиции в основной капитал после ликвидации СССР, естественно, были на минимальных уровнях, в дальнейшем они существенно выросли (табл. 1).
Несмотря на рост объемов финансовых ресурсов, к 2015 г. увеличение инвестиций в инновационное развитие находится на низком
уровне. В настоящее время, по оценкам экспертов, в обновлении нуждается 50-80% основного капитала предприятий1, которые работают над крупными инновационными проектами.
Другим источником финансового обеспечения инновационного развития компаний являются прямые иностранные инвестиции. Со второй половины 2000-х гг. рейтинг РФ по привлекательности прямых иностранных инвестиций вырос. Россия после 2007 г. вошла в первую десятку стран, прежде всего в соответствии с величиной валового внутреннего продукта (табл. 2).
В настоящее время Россия среди восточноевропейских стран потеряла позиции по привлекательности иностранных инвестиций в связи с введением против нее секторальных санкций в 2014 г.
Применение в отношении России санкций происходило в несколько этапов. Первые адресные санкции предусматривали замораживание активов для ряда российских компаний. Организациям стран, объявивших санкции, было запрещено иметь отношения делового характера с российскими компаниями и финансировать их деятельность. Был введен запрет на передачу российским нефтегазовым компаниям современных технологий для глубоководного бурения, разработки сланцевых
месторождений и геологоразведки. Введение санкций затронуло также привлечение инвестиций, которое осуществлялось различными путями. В основном путем снижения темпов экономического развития и ухудшения общей экономической ситуации. Данные факты затрудняли привлечение инвестиций, что само по себе является фактором, сдерживающим приток
иностранных средств.
Россия в 2014-2016 гг. из-за санкций потеряла порядка 0,4% валового внутреннего продукта, а до середины 2016 г., - 1,8% [12]. Расчеты компании Deloitte выявили, что существуют
1 Харин А.А., Коленский И.Л. Управление инновациями: в 3 кн. Кн. 1. Основы организации инновационных процессов: учеб. пособ. / под ред. В.Ю. Шленова. М.: Высшая школа, 2003. 252 с.
два внешних фактора, негативно повлиявших на поток инвестиций за 2014-2016 гг., 60% приходится на снижение мировых цен на нефть и 40% - на санкции [13].
В результате указанных ограничений и снижения цен на нефть в 2014 г. объем прямых иностранных инвестиций в небанковский сектор России приобрел отрицательные значения. При этом в период острой фазы мирового финансового кризиса, поток прямых иностранных инвестиций [14] оставался в положительной зоне. Иностранные банки ограничили финансовые операции и инвестиции в России и в российскую экономику из-за высоких рисков.
Проведенный экспертами анализ в 20142016 гг. выявил дефицит притока иностранного капитала в размере 174 млрд долл. США, что эквивалентно 8,4% валового внутреннего продукта РФ.
Указанные факты снизили позиции России в мировом рейтинге по объему иностранных инвестиций в инновационное развитие компаний. В связи с этим структура распределения финансовых ресурсов, выделяемых на инновационное развитие компаний, по отраслям значительно изменилась [15].
Прямые иностранные инвестиции в российскую экономику сократились в 2015 г. на 78%, а инвестиции из высокоразвитых стран снизились на 80,3%. Финансовые потоки из США уменьшились на 71%, из Франции - на 26%, из Италии - на 54%, из Китая - на 55%. При этом прямые инвестиции из Германии в 2015 г. увеличились с 350 млн до 1,42 млрд долл. США. Доля России в глобальном притоке прямых иностранных инвестиций упала до минимального уровня с начала 2000 г. - 0,6% против 2,7% в среднем за 2004-2014 гг. (рис. 1) Приток прямых иностранных инвестиций в 2015 г. фактически остановился, составив 4,8 млрд долл. США против 69 млрд долл. США в 2013 г. В I квартале 2016 г. прямые иностранные инвестиции продолжили сокращаться до менее чем 1 млрд долл. США (втрое меньше, чем в I квартале 2015 г.).
Безусловно, изменения в источниках финансирования инновационного развития влияют на государственную финансовую политику и на финансовый потенциал инновационного развития компаний.
В связи с этим государственная финансовая политика направлена на диверсификацию потоков прямых иностранных инвестиций в экономику страны [16]. Политика диверсификации сместила на четвертое место (по объему иностранных инвестиций) нефтегазовую, металлургическую и металлообрабатывающую отрасли (табл. 3).
Этому во многом способствовала жесткая позиция государства в отношении иностранных инвестиций в нефтегазовый сектор, о чем свидетельствует Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Соглашение, заключенное между Роснефтью и ВР в 2012 г., возможно, указывает на то, что политика государства в данной ситуации становится более гибкой.
Впервые после 2010 г. развивающиеся страны получили более 50% мировых финансовых потоков, а также сократилась доля иностранных инвестиций в развитые страны. Это увеличивает долю стратегических национальных инвестиций [17],
ориентированных на поощрение и активизацию инновационного развития, что привело к созданию в 2006 г. инновационного центра «Сколково», основная деятельность которого - разработка и коммерциализация новых технологий.
Из средств федерального бюджета на реализацию проекта по созданию центра «Сколково» в 2014 г. было выделено 21,7 млрд руб., в 2015 г. - 21 млрд руб., в 2016 г. - 12,3 млрд руб. Основная группа расходов Фонда «Сколково» - 3,4 млрд руб. - «пилотные проекты и создание инновационной среды».
В России основными законодательными и правовыми актами по вопросам инвестиционного регулирования в настоящее
время являются Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Несмотря на то что в законах предусматривается прямое и косвенное регулирование, в большей степени используются инструменты прямого государственного регулирования.
В экономической практике обычно выделяют две группы методов государственного регулирования инвестиционной деятельности: методы прямого и косвенного воздействия. Эти методы приведены в табл. 4 и 5.
Необходимость регулирования инновационной деятельности промышленных структур -функция государства, призванная
интегрировать ее интересы с интересами частных структур для организации рациональных пропорций в экономике между потреблением, накоплением и
инвестированием. Эта функция базируется на прогнозировании, планировании, бюджетном финансировании, налогообложении и др. методах государственного воздействия на рынки инвестиций в целях инновационного развития.
Государственные структуры, влияя на механизм инновационного развития компаний через инструменты налоговой, фискальной и монетарной политики, определяют правила игры на формирующемся рынке инноваций. Несмотря на высокие темпы увеличения финансовых потоков в экономику, для рынка инноваций характерен недостаток финансовых ресурсов. Исходя из этого, одним из стратегических направлений государственной финансовой политики инвестиционного развития является поиск дополнительных источников финансовых ресурсов.
Описанные методы и инструменты регулирования государственной финансовой политики инновационного развития могут обеспечить поступательное наращение инвестиционной активности с преобладанием в инвестициях инновационной составляющей, необходимой для активизации инновационных процессов.
Таблица 1
Источники финансирования и инвестиций в основной капитал РФ в 2001-2015 гг. Table 1
Sources of funding and investment in fixed capital of the Russian Federation (2001-2015)
Показатель 2011 2012 2013 2014 2015
Инвестиции в основной капитал, млрд руб. 8 445 9 595 10 065 10 379 10 485
Инвестиции в основной капитал, % 100 100 100 100 100
В том числе:
собственные ресурсы 41,9 44,5 45,2 45,7 50,2
мобилизованные ресурсы 58,1 55,5 54,8 54,3 48,8
Источник: составлено авторами по данным Росстата за 2009-2016 гг. URL: http://www.gks.ru
Source: Authoring, based on Rosstat data for 2009-2016. Available at: http://www.gks.ru. (In Russ.) Таблица 2
Россия в мировом рейтинге по объему иностранных инвестиций в инновационное развитие и ВВП в 2010-2016 гг.
Table 2
Russia in the world ranking in terms of foreign investment in innovative development and GDP (2010-2016)
Показатель 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Место по ВВП 11-е 9-е 11-е 10-е 6-е 6-е 17-е
Место по иностранным инвестициям 10-е 9-е 10-е 11-е 17-е 21-е 42-е
Источник: разработано авторами на основе статистических данных UNCTAD. URL: http://unctad.org/en/pages/PublicationWebflyer.aspx/publicationid= 1664.
Source: Authoring, based on UNCTAD statistics. Available at: http://unctad.org/en/pages/PublicationWebflyer.aspx/publicationid= 1664.
Таблица 3
Иностранные инвестиции в РФ по видам экономической деятельности за период 2011-2015 гг.
Table 3
Foreign investment in the Russian Federation by types of economic activity for 2011-2015
Показатель Объем, млн долл. США % от общего объема
Общий объем 112 265 100
Оптовая и розничная торговля 25 935 23
Финансовая деятельность 20 675 18
Добыча полезных ископаемых 9 541 8
Обрабатывающая промышленность 9 081 8
Источник: составлено авторами на основе данных Росстата. Иностранные инвестиции в Российскую Федерацию. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/
Source: Authoring, based on Rosstat data Foreign Investments in the Russian Federation. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/. (In Russ.)
Таблица 4
Методы прямого государственного регулирования инвестиционного развития
Table 4
Methods of direct State regulation of investment development
Методы Действия в рамках метода
Правовые Разработка и утверждение нормативно-правовых актов. Совершенствование системы государственного контроля. Разработка мер по защите национальных компаний
Административные Защита национальных компаний от поставок и использования устаревших технологий. Проведение экспертиз инвестиционных проектов. Вовлечение в инновационный процесс государственных объектов
Экономические структурные Государственное финансирование инвестиционных проектов. Участие в уставном капитале перспективных компаний. Прямое финансирование инвестиций
Экономические фискальные (бюджетно-налоговые) Льготное финансирование инвестиционных проектов. Дифференциация налоговых ставок. Дотации, субсидии, бюджетные ссуды
Экономические монетарные (денежно-кредитные) Льготные займы. Антиинфляционные меры и регулирование общей денежной массы
Источник: составлено авторами Source: Authoring
Таблица 5
Методы косвенного регулирования инвестиционной деятельности Table 5
Methods of indirect regulation of investment activity
Методы Действия в рамках метода
Правовые Меры по защите интересов инвесторов. Антимонопольная политика
Административные Проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции. Лицензирование стратегических видов деятельности
Экономические структурные Инвестиционные скидки. Льготные пользования государственной собственностью
Экономические фискальные (бюджетно-налоговые) Совершенствование системы налогообложения. Совершенствование механизма начисления амортизации
Экономические монетарные (денежно-кредитные) Ценовой контроль государства. Предельные ставки процентов по кредитам
Источник: составлено авторами Source: Authoring
Рисунок 1
Доля России в прямых иностранных инвестициях (2006-2015 гг.) Figure 1
Russia's share in foreign direct investment (2006-2015)
Источник: составлено авторами Source: Authoring
Список литературы
1. Алиев А.А. Интеграция инвестиционной политики и стратегического развития Азербайджана // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2014. № 4. С. 90-100.
2. Карпенко О.А. Роль государства в финансировании инновационной деятельности // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2014. Т. 2. № 5. С. 9-13.
3. Карпенко О.А. Источники финансирования инновационной деятельности предприятия // Креативная экономика. 2014. № 7. С. 40-47.
4. Синельщикова Н.В., Громова Е.И., Кери И.Т. Роль инноваций в обеспечении финансовой безопасности компаний // Вестник Российского экономического университета. 2015. № 3. С. 31-36.
5. Екимова К.В., Алиев А.А. О методике оценки финансового потенциала инновационного развития (на примере лидирующих компаний нефтегазовой отрасли) // Общество и экономика. 2016. № 1. С. 30-36.
6. Ордов К.В. Взаимодействие инноваций и капитализации компаний // Славянский форум. 2014. № 1. С. 319-323.
7. Кузьминых Н.А. Подходы к оценке результатов инновационного развития // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2011. № 3. С. 45-51.
8. Третьякова Е.В., Шаркова А.В. Финансовая инфраструктура поддержки инновационного предпринимательства // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2011. № 3. С. 113-126.
9. Кокурин Д. Государственное финансирование инновационной деятельности // Финансовый бизнес. 2000. № 11-12. С. 37-40.
10. Бармута К.А. Влияние инвестиций в инновационную сферу на прибыль машиностроительных предприятий Ростовской области // Вестник Донского государственного технического университета. 2007. Т. 7. № 1. С. 101-109.
11. Шевченко А.А. Оценка финансового потенциала при определении способности предприятия к модернизации // Вестник молодежной науки - 2013. Калининград: Калининградский государственный технический университет, 2013. URL: http://www.klgtu.ru/students/vestnik/2013/.
12. Федосов П.Е. О деформированной структуре современной российской экономики // Сибирский торгово-экономический журнал. 2016. № 1. С. 7-9.
13. Баурина С.Б., Дарбишева П.Г. Роль государства в становлении инновационной экономики // Инновации: перспективы, проблемы, достижения: материалы III международной научно-практической конференции / под ред. М.И. Ботова. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2015. С. 5-7.
14. Цихоцский Ф.Н., Телкова М.Г., Крицова М.К. Государственное регулирование естественных монополий // Транспортное дело России. 2014. № 1. С. 172-175.
15.Ишина И.В., Долина О.Н. Финансовая политика в области инновационной деятельности: зарубежный аспект // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 6. С. 309-311.
16. Шаш Н., Бородин А. Стратегическое планирование в бюджетном процессе в турбулентной экономике // Общество и экономика. 2014. № 12. С. 11-23.
17. Слепов В.А., Чекмарев В.Е. Теневые финансовые потоки и подходы к измерению и интенсивности // Финансовая экономика. 2015. № 2. С. 13-20.
Информация о конфликте интересов
Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
Financial Capital INNOVATIVE DEVELOPMENT
a Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation [email protected]
b Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation ekimovaK2003@yandex. ru
c Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation [email protected]
• Corresponding author
ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)
METHODS OF STATE FINANCIAL POLICY OF COMPANIES' REGULATION
Ayaz A. ALIEV", Ksenia V. EKIMOVAb, Vladimir A. SLEPOVc
Article history: Abstract
Received 16 December 2016 Subject The article considers theoretical and practical issues of State financial policy of Received in revised form companies' innovative development regulation, a system of tools of economic, 22 February 2017 administrative and legal regulation, and a mechanism of their functioning.
Accepted 9 March 2017 Objectives The study aims to identify factors impacting the innovative development of
Available online companies, develop methods and tools to adapt the State financial policy and create a
27 April 2017 favorable environment for innovation.
Methods The methodological basis of the study includes general scientific principles and JEL classification: G18, G38 research techniques, i.e. analysis and synthesis, induction and deduction. Within the
integrated approach, I also used grouping, comparison, calculation, and analytical methods.
Results The paper identifies problems of financial policy at the national and international level. It presents tools of direct and indirect State regulation of investment activity in the innovation sphere and a system of methods of direct and indirect financial regulation of innovative development by the State. The findings may be useful for financial and investment policy development at the State level, for industrial companies, and for educational process when teaching accounting and analytical disciplines. Keywords: financial policy, Conclusions The described techniques and tools can increase investment activity with innovative development, dominating innovation component, which is required to boost innovation processes in State policy Russian economy.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
References
1. Aliev A.A. [Integration of investment policy and strategic development of Azerbaijan]. Vestnik Rossiiskogo ekonomicheskogo universiteta im. G.V. Plekhanova = Vestnik of Plekhanov Russian University of Economics, 2014, no. 4, pp. 90-100. (In Russ.)
2. Karpenko O.A. [A role of the State in financing the innovation]. Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya v sovremennom mire = Fundamental and Applied Research in Modern World, 2014, vol. 2, no. 5, pp. 9-13. (In Russ.)
3. Karpenko O.A. [Sources of enterprise's innovative activity financing]. Kreativnaya ekonomika = Journal of Creative Economy, 2014, no. 7, pp. 40-47. (In Russ.)
4. Sinel'shchikova N.V., Gromova E.I., Keri I.T. [The role of innovation in financial security of companies]. Vestnik Rossiiskogo ekonomicheskogo universiteta = Vestnik of Plekhanov Russian University of Economics, 2015, no. 3, pp. 31-36. (In Russ.)
5. Ekimova K.V., Aliev A.A. [On methods to evaluate the financial capacity of innovative development (evidence from leading oil and gas companies)]. Obshchestvo i ekonomika = Society and Economics, 2016, no. 1, pp. 30-36. (In Russ.)
6. Ordov K.V. [Interaction of innovation and capitalization of companies]. Slavyanskii forum = Slavic Forum, 2014, no. 1, pp. 319-323. (In Russ.)
7. Kuz'minykh N.A. [Approaches to evaluating the results of innovative development]. Vestnik Samarskogo universiteta. Ekonomika i upravlenie = Vestnik of Samara State University. Economy and Management, 2011, no. 3, pp. 45-51. (In Russ.)
8. Tret'yakova E.V., Sharkova A.V. [Financial infrastructure to support innovative entrepreneurship]. Nauchno-issledovatel'skii finansovyi institut. Finansovyi zhurnal = Financial Journal, 2011, no. 3, pp. 113-126. (In Russ.)
9. Kokurin D. [Public financing of innovation activities]. Finansovyi biznes = Financial Business, 2000, no. 11-12, pp. 37-40. (In Russ.)
10.Barmuta K.A. [The impact of investment in innovation on the profit of machine-building enterprises of the Rostov oblast]. Vestnik Donskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta = Vestnik of DSTU, 2007, vol. 7, no. 1, pp.101-109. (In Russ.)
11. Shevchenko A.A. [Evaluation of financial potential in determining the company's capacity for modernization]. Vestnik molodezhnoi nauki - 2013. Kaliningradskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet = Journal of Youth Science - 2013. Kaliningrad State Technical University, 2013, pp. 202-204. (In Russ.)
12.Fedosov P.E. [On warped structure of modern Russian economy]. Sibirskii torgovo-ekonomicheskii zhurnal = Siberian Commerce and Economic Journal, 2016, no. 1, pp. 7-9. (In Russ.)
13.Baurina S.B., Darbisheva P.G. [The role of the State in innovative economy development]. Innovatsii: perspektivy, problemy, dostizheniya: materialy III mezhdunarodnoi nauchnoprakticheskoi konferentsii [Proc. 3rd Int. Sci. Conf. Innovation: Prospects, Challenges, Achievements]. Moscow, Plekhanov Russian University of Economics Publ., 2015, pp. 5-7.
14. Tsikhotsskii F.N., Telkova M.G., Kritsova M.K. [State regulation of natural monopolies]. Transportnoe delo Rossii = Transport Business of Russia, 2014, no. 1, pp. 172-175. (In Russ.)
15. Ishina I.V., Dolina O.N. [Financial innovation policy: International dimension]. Audit i finansovyi analiz = Audit and Financial Analysis, 2014, no. 6, pp. 309-311. (In Russ.)
16. Shash N., Borodin A. [Strategic planning in the budget process under turbulent economy]. Obshchestvo i ekonomika = Society and Economy, 2014, no. 12, pp. 11-23. (In Russ.)
17. Slepov V.A., Chekmarev V.E. [Shadow financial flows and approaches to measuring the intensity]. Finansovaya ekonomika = Financial Economics, 2015, no. 2, pp. 13-20. (In Russ.)
Conflict-of-interest notification
We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or
potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the
publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation,
writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.