Научная статья на тему 'Методы гештальт-терапии в развитии профессионально важных качеств личности будущего специалиста'

Методы гештальт-терапии в развитии профессионально важных качеств личности будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1405
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / SELF-ACTUALIZATION / GESTALT THERAPY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шаймуратова А. Ф.

Представлены профессионально важные качества различных специалистов. Целенаправленное развитие качеств с помощью методов гештальт-терапии позволяет обеспечить профессиональную самоактуализацию личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GESTALT THERAPY IN DEVELOPING SPECIALIST'S PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES

The article describes professionally important qualities of different specialist. Developing the qualities by the use of gestalt therapy methods ensures professional self-actualization.

Текст научной работы на тему «Методы гештальт-терапии в развитии профессионально важных качеств личности будущего специалиста»

УДК 159.9

МЕТОДЫ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

©2010 А.Ф.Шаймуратова

Стерлитамакская государственная педагогическая академия

Статья поступила в редакцию 30.10.09.

Представлены профессионально важные качества различных специалистов. Целенаправленное развитие качеств с помощью методов гештальт-терапии позволяет обеспечить профессиональную самоактуализацию личности.

Ключевые слова: профессионально важные качества, самоактуализация, гештальт-терапия.

Профессиональная подготовка специалиста на сегодняшний день все больше связывается не только с овладением им системой знаний и умений по учебным предметам, но и с целенаправленным развитием профессионально-значимых качеств его личности, позволяющих будущему специалисту добиться успехов в своей профессиональной деятельности. При этом в числе имеющихся особенностей личности студентов могут быть и такие, которые значительно снижают эффективность овладения будущей профессией и требуют целенаправленной коррекционно-развивающей работы. На всех этапах своего профессионального становления человек действует под влиянием двух групп факторов: субъективных и объективных. Субъективные факторы -это имеющиеся у конкретного человека задатки и способности, индивидуально-психологические

свойства и особенности, его мотивация и уровень притязаний, самооценка, психологическая защита от ошибок и неудач. Объективные факторы - это требования, нормы и ограничения, выдвигаемые со стороны профессии к его труду и наличию у него определенных свойств и особенностей: профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств1. Успехи в деятельности обуславливаются соответствием этих двух групп факторов. В качестве субъективных факторов, обуславливающих успех в деятельности, выступают, как известно, «профессионально важные качества» (ПВК), которые трактуются в научной литературе неоднозначно. Так, В.Д.Шадриков понимает профессионально важные качества как индивидуальные качества субъекта профессиональной деятельности, влияющие на продуктивность (производительность, качество, результативность и др.), эффективность этой деятельности и успешность ее освоения2. Со-

гласно Е.П.Ильину, профессионально важные качества - это функциональные качества и личностные особенности человека, которые способствуют успешному выполнению данной профессиональной деятельности. Функциональное качество - наличный уровень проявления какой-либо функциональной возможности человека, базирующейся на той или иной способности независимо от того, чем этот уровень обусловлен: природными ли особенностями, их развитием или знаниями и умениями их использова-

3

ния, т.е. опытом .

ПВК принято подразделять на следующие группы: психомоторные, сенсорные и перцептивные, аттенционные, мнемические, имажинативные, мыслительные и эмоционально-волевые4. Важно отметить также, что к ПВК относят едва ли не все особенности личности (мотивация, направленность, смысловая сфера, характер и др.), психофизиологические особенности (темперамент, особенности высшей нервной деятельности и сенсорных систем), особенности психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения) человека. Развитие ПВК изучалось у представителей многих профессий: сборщиц полупроводниковых приборов и токарей (Р.В.Шрейдер), операторов-наблюдателей (С.С.Бубнова), операторов-сортировщиков и шлифовщиков (В.Д.Шад-риков, В.Н.Дружинин), диспетчеров пожарной службы (Б.И.Беспалов), врачей (М.В.Кли-щевская, Г.Н.Солнцева), учеников-электросвар-щиков (В.Л.Шкаликов), курсантов-летчиков (В.А.Бодров, Ю.Э.Писаренко); на этапе обучения - у студентов колледжа - социальных педагогов (Т.И.Волкова), студентов-рекламистов (Ю.А.Бурмакова), студентов-психологов

(В.А.Бодров, Е.А.Климов, В.Л.Марищук, В.Д.Шадриков). Разные сферы профессиональной деятельности требуют различных сочетаний про-

Шаймуратова Альбина Фанавиевна, аспирант кафедры психологии. E-mail: sacura126@rambler. ru

1Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. - СПб: 2004.

2Шадриков В.Д., Дружинин В.Н. Формирование подсистемы профессионально важных качеств в процессе профессионали-

зации // Проблемы индустриальной психологии. - Ярославль: 1979. - С. 3 - 18.

ъИльин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. - СПб.: 2008.

4Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. - Л.: 1979.

о

фессионально важных качеств, хотя имеется ансамбль общих универсальных качеств, обеспечивающих успешность в рамках любой профессии. К таким качествам относят внимательность, профессиональную аккуратность, добросовестность, наблюдательность, разные виды памяти, практическое мышление, ответственность, настойчивость, целеустремленность, интерес к профессии, дисциплинированность и др.

Профессионально важные качества, необходимые для быстрого и точного освоения и выполнения трудовой деятельности, определяемые специальными способностями и способами действий, именуются специальными. Они характерны только для определенной профессии или ряда смежных профессий. Для успешного решения какой-либо профессиональной задачи человек должен обладать не простым набором отдельных ПВК, а их системой, которая у разных профессионалов может не совпадать по составу, структуре, степени выраженности и пр. Степень развития системы ПВК определяет соответствие профессионала требованиям профессии. Профессионально-важные качества независимо от их вида обязательно связаны с результативными показателями и отражают специфику профессиональной деятельности5. Так, Е.А.Климовым предложены необходимые ПВК с позиции типов профессий. Например, для профессий типа «человек - художественный образ» желательны: образное мышление; образная память; пространственные представления; координация движений; мышечно-кинесте-тическая чувствительность; энергетическая заряженность; аккуратность. Высокий профессионализм в этих областях предполагает также наличие у человека высокой общей культуры, эмоциональной восприимчивости, сенситивности в восприятии звуков, цвета, ритмики, пластики6. Разные авторы предлагают свой набор профессионально важных качеств представителей различных профессий. Так, в ряде исследований актеров и студентов, обучающихся актерскому мастерству, выявлены следующие для них личностные характеристики. По данным В.В.Близновой и М.Н.Шевцова, студенты отделения театральной режиссуры имеют более высокий нейротизм и, следовательно, большую эмоциональную нестабильность, чем студенты университета. А.Н.Доценко и Б.В.Тихонов выявили личностные особенности успешных и неуспешных студентов-актеров. Успешные характеризовались большей интеллектуальностью, импульсивностью, смелостью, направленностью на себя, высокой тревожностью и стрессоне-устойчивостью, интровертированностью. Неуспешные были более уравновешенными, менее тревожными, стрессоустойчивыми, общительными7. В результате исследования актеров драматического те-

5Маркова А.К. Психология профессионализма. - М: 1996.

6Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М: 2004.

1 Ильин Е.П. Дифференциальная психология ....

атра Т.В.Пахомова дала их психологический портрет. Представителям актерской профессии свойственны чувствительность, тревожность, общительность, экспрессивность в общении и выражении эмоций, стремление к успеху у зрителей и признанию критиков и коллег, реализации своих потенциальных возможностей. Им присущи эмоциональность, развитое воображение, заразительность, оригинальность мышления. Л.О.Исмайлова выявила у актеров по сравнению с людьми технических профессий повышенную личностную тревожность и эмоциональную неустойчивость (нейротизм). Эмпа-тийность тоже больше выражена у актеров, но существенные различия выявлены только между группами мужчин. Между актерами-мужчинами и актерами-женщинами различий по эмпатии нет, а тревожность выше у женщин. По данным В.С.Ошмариной, актеры по сравнению с представителями других профессий проявляют большую подверженность чувствам, более впечатлительны, обладают широкой палитрой чувств, у них более выражено стремление постоянно отслеживать свои эмоции и чувства и, несмотря на это, их поведение более экспрессивно. Таким образом, во всех этих исследованиях показана большая эмоциональность, тревожность, впечатлительность, экспрессивность, эмоциональная неустойчивость актеров.

В работе А.К.Марковой «Психология профессионализма» описаны профессионально важные качества представителей актерской и режиссерской профессии, которые отличаются от вышеописанных. Так, названы для актеров следующие преобладающие черты личности: экстравертированность, коммуникабельность, взрывной темперамент, наличие выраженной индивидуальности, высокая эмоциональная возбудимость и подвижность, способность к эмпатии, сочувствию и сопереживанию, сила чувств, заразительности, доверчивость к предлагаемым обстоятельствам. Для режиссерской профессии, по мнению того же автора, характерны: внутреннее сосредоточение, преобладание мыслительного типа высшей нервной деятельности, наличие выраженной индивидуальности, способность к анализу и синтезу (индукция и дедукция), приближение к эвристическому типу, пространственное видение и чувство композиции, образное осмысление мира, глубина мировоззрения. Общим для актеров и режиссеров, отмечает тот же автор, является творческое воображение, свобода от шаблонов мышления, новаторство, инициативность («избегание традиций»), интуитивно-поисковый характер творческой деятельности. Представленный обзор указывает на значительное число ПВК актера, а также их противоречивость у разных авторов, что затрудняет их практическую реализацию в процессе профессиональной подготовки и развития личности актера. В этой связи особый интерес, на наш взгляд, представляет собой идея профессиональной самоактуализации личности.

Самоактуализация, как известно, является одним из важнейших понятий в гуманистической психологии и понимается как процесс, сущность которого состоит в наиболее полном развитии, раскрытии и реализации способностей и возможностей человека, актуализации его потенциала. Потребность в самоактуализации выступает высшей человеческой потребностью, главным мотивационным фактором.

А.Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как

8

желание человека стать тем, кем он может стать . Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. По А.Маслоу, понятие самоактуализирующейся личности является также синонимом психически здорового человека, которому присущи следующие психологические особенности: высшая степень восприятия реальности; развитая способность принимать себя, других и мир; повышенная спонтанность, непосредственность, простота и естественность; развитая способность сосредоточиваться на проблеме; склонность к уединению; автономность, самодостаточность; противостояние приобщения к какой-то одной культуре; свежесть восприятия и богатство эмоциональных реакций; вершинные, пиковые переживания; отождествление себя со всем родом человеческим; глубокие межличностные отношения; демократическая структура характера; философское чувство юмора; креативность; определенные изменения в системе ценностей.

Особое значение придается самоактуализации в профессиональной деятельности. Согласно Н.В.Самоукиной, профессиональная самоактуализация - это поиск «себя в профессии», собственной профессиональной роли, образа «Я», профессионального имиджа, индивидуального стиля профессиональной деятельности, определение для себя профессиональных перспектив, достижение их, установления новых профессиональных целей, стремление к гармоничному раскрытию и утверждению своего

9

природного творческого потенциала .

А.В.Шилакина10 понимает профессиональную самоактуализацию как длительный процесс развития отношений человека к своей (будущей или реальной) профессии и к самому себе как к потенциальному или реальному субъекту профессиональной деятельности или профессионалу.

Нами был выделен набор профессионально-важных качеств будущих актеров: 1) Креативность -способность к творчеству, созданию нового, оригинального в процессе своей деятельности. 2) Эстетический вкус - умение воспринимать и создавать красоту, красиво преподнести себя. 3) Сценическое обаяние - умение достигать расположения окру-

8Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб: 2006.

9Самоукина Н.В. Психология профессиональной ....

10Шилакина А.В. Развитие профессиональной самоактуализации у студентов-психологов в вузе: Дисс. канд. псх. наук.- М.:

1980.

жающих, притягательность личности, харизматич-ность. 4) Способность к перевоплощению - умение входить в образ, перевоплощаться. 5) Наблюдательность - умение быть внимательным, хорошо подмечать любые мелочи (в т.ч., настроение людей). 6) Управление своими эмоциями, эмоциональным состоянием - умение проявлять необходимые эмоции, а также контролировать и корректировать свои эмоциональные состояния. 7) Способность «слушать», «слышать», «видеть», «запоминать». 8) Чувство партнера - умение работать с партнером, понимать его, способность к согласованным действиям. 9)Свободное владение телом - отсутствие мышечных зажимов, естественность, непринужденность телодвижений. 10) Уверенность в себе, в своих действиях, поступках в направлении достижения поставленной цели. 11) Смелость, решительность, способность перебороть страх. 12)Органичность - непринужденность, естественность поведения, соотнесенность с реальностью. 13) Энергетичность - темпераментность. 14) Вовлеченность в профессию -внутренняя увлеченность ею, стремление к самосовершенствованию в ней.

Проведенное нами исследование показало наличие значимых положительных корреляций как качеств личности между собой, так и их связь с уровнем самоактуализации личности. Развитие данных качеств у будущих артистов и преодоление качеств, затрудняющих успешное овладение профессиональной деятельностью, осуществлялось впоследствии в ходе специально-организованных коррекционно-развивающих занятий, построенных с использованием методов гештальт-терапии и клиент-центрированного подхода.

Гештальт-терапия - одно из основных направлений гуманистической психологии, оригинальный метод групповой и индивидуальной психотерапии и личностного роста. Согласно теории гештальт-терапии, для понимания поведения человека нужно рассмотреть всю конфигурацию взаимоотношений в его жизни, включающую в себя прошлый опыт человека, его убеждения и ценности, ожидания, желания и потребности, имеющиеся на данный момент. По мнению Перлза, главной целью гештальт-терапии является повышение потенциала человека -его силы и возможностей - посредством интеграции и развития. На развитие гештальт-терапии Ф.Перлза оказали, как известно, влияние философия экзистенциализма, гештальтпсихология, теория Вильгельма Райха о физиологических проявлениях психологических проблем, теория поля Курта Левина, биоэнергетика и метод Александера, а также театр психодрамы Дж.Морено11. Хотя гештальт-терапия формировалась вначале как метод индивидуальной психотерапии, групповая ее форма стала наиболее распространенной. Ценность групповой работы Ф.Перлз видел в том, что члены группы, наблюдая за поведением работающего пациента, начинают лучше понимать себя и собственные проблемы. Многие исследователи отмечают, что гештальт-

терапия способствует самоактуализации личности, расширению сознания самих себя, усилению эмпа-тии, чувства понимания себя другими, автономности, увеличению глубины переживаний и способности к контакту, уменьшению отчужденности между членами группы12.

Ориентируясь в большей степени на то, что происходит «здесь и сейчас», гештальт-терапия позволяет человеку лучше сознавать свои потребности, делать выбор и принимать ответственность за их удовлетворение или неудовлетворение. Это рождает чувство уверенности в себе, фасилитируя эго-функцию человека, формируя и стабилизируя его «Я-концепцию». Основным принципом этого направления является принцип реальности, актуальности как во внутриличностном, так и в межличностном аспектах человеческого существования. Суть методов этого направления не сводима только к психотерапевтическим целям. Принципы гештальт-терапии находят свое применение в различных системах обучения и воспитания, ее часто называют практической философией или «способом жизни». Это направление позволяет выявить различные формы и стратегии регулирования индивидом своего поведения на социальном, психологическом и биологическом уровнях. Любые нарушения поведения, а также «искажения» или «задержки» в психологическом развитии личности рассматриваются как нарушение нормального процесса взаимодействия организма с окружающей средой на всех уровнях: аффективном, когнитивном и поведенческом13.

В условиях образовательного процесса терапевтической группой выступает сама студенческая группа, а клиентами - представители данной груп-

пы. Гештальт-терапия актуальна для психологического сопровождения подготовки специалистов на всех этапах обучения. Одним из факторов, препятствующих успешной профессиональной и личностной самореализации студентов, является накопившееся напряжение, связанное с прошлым негативным опытом, с не проявленными чувствами и эмоциями, которое заставляет реагировать в различных ситуациях однотипно, не творчески, с направленностью на избегание, а не на самореализацию.

Использование гештальт-терапии, естественно, имеет свою специфику в работе со студентами различных специальностей и должно соответственно осуществляться в контексте ситуаций и требований к будущей профессиональной деятельности. На наш взгляд, применение гештальт-терапии в работе со студентами - будущими актерами является очень эффективным, так как способствует формированию специфического психофизического самочувствия, называемого как в психофизиологии, так и некоторыми театральными деятелями «готовностью к творчеству». Это самочувствие определено обретением навыков саморегуляции как самоуправления психофизиологическими процессами, освобождения от психомышечной «брони», навыков управления вниманием; в некоторой степени обретением навыков овладения новыми состояниями сознания.

пСоловьева С.Л. Психотерапия: справочник практического психолога.- М.: 2007.

пМалкша-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога.- М.: 2004.

пГройсман А. Л. Личность. Творчество. Регуляция состояний.- М.: 1998.

GESTALT THERAPY IN DEVELOPING SPECIALIST'S PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES

©2010 A.F.Shaimuratova

Sterlitamac State Pedagogical Academy

The article describes professionally important qualities of different specialist. Developing the qualities by the use of gestalt therapy methods ensures professional self-actualization.

Key words: professionally important qualities, self-actualization, gestalt therapy.

Albina Phanavievna Shaimuratova, post-graduate of Chair of Psychology. E-mail: sacura126@rambler. ru

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.