Научная статья на тему 'Методы формирования творческой активности младших подростков средствами изобразительного искусства'

Методы формирования творческой активности младших подростков средствами изобразительного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
840
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / СРЕДСТВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / МЛАДШИЕ ПОДРОСТКИ / СИМУЛЬТАННОЕ ВОСПРИЯТИЕ / СИМУЛЬТАННЫЙ ЭФФЕКТ / ACTIVATION METHODS / CREATIVE ACTIVITY / FINE ART FACILITIES / JUNIOR TEENAGERS / SIMULTANEOUS PERCEPTION / SIMULTANEOUS EFFECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руденко Ираида Владимировна

В статье кратко обозначено содержание форм, методов и средств активизации творческого потенциала, составляющих методику формирования творческой активности младших подростков средствами изобразительного искусства. Сущностью методики является симультанное восприятие и симультанный эффект (творческий результат). В методике используются современные формы и средства изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Руденко Ираида Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of forming of creative activity of junior teenagers by means of the fine art

Content of forms, methods and facilities of activation of creative potential, constituting method of forming of creative activity of junior teenagers by facilities of fine art, is briefly marked in the article. Simultaneous perception and simultaneous effect (creative result) are the essence of the method. Modern forms and facilities of fine art are used in the method.

Текст научной работы на тему «Методы формирования творческой активности младших подростков средствами изобразительного искусства»

ал (фотографии, видеосюжеты и т.д.) согласно тематической направленности.

Подобные задания развивают навыки работы с сетью, ориентируют учащихся на творческую инициативу, самостоятельность, формируют умения критически анализировать, обобщать и систематизировать информацию.

Библиографический список

1. Стариков С.А. О готовности учителя для работы в информационном обществе // Вестник костромского государственного университета

им. Н.А. Некрасова: серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». - 2012. - Т. 18. - № 2. - С. 19-22.

2. Тимофеева Н.М. Попытка формализации педагогической науки путем систематизации ее тер-миносистемы // Информатика и образование. -2008. - № 4. - С. 105-107.

3. Сервис Dipity. - Режим доступа: http:// www.dipity.com.

4. Федор Михайлович Достоевский - изучаем в школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dostoevskiy 155.blogspot. ru/p/blog-page.html.

УДК 373.5

Руденко Ираида Владимировна

Институт проблем воспитания Национальной академии педагогических наук Украины, г. Киев

rudenko.iraida@gmail. com

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В статье кратко обозначено содержание форм, методов и средств активизации творческого потенциала, составляющих методику формирования творческой активности младших подростков средствами изобразительного искусства. Сущностью методики является симультанное восприятие и симультанный эффект (творческий результат). В методике используются современные формы и средства изобразительного искусства.

Ключевые слова: методы активизации, творческая активность, средства изобразительного искусства, младшие подростки, симультанное восприятие, симультанный эффект.

В современной педагогике наблюдается активизация исследований в сфере творческой активности личности школьника, так как творческие достижения имеют не только личностный характер, но и социальный.

Воспитательные возможности искусства, в том числе изобразительного, в развитии творческого потенциала учеников раскрыты в работах С. Гончаренка, В. Елина, Ю. Ермолаева, В. Кардашова, Г. Коробова, Л. Масол, О. Щолоковой и др. Исследователями очерчен круг проблем общего и эстетического развития личности ребенка, его устремления на самосовершенствование, ценностное отношение к окружающему миру и художественным достижениям, которые лучше всего проявляются в художественно-практической деятельности.

Именно поэтому возникает необходимость формирования творческой активности младших подростков средствами изобразительного искусства.

Особенности творческой активности младших подростков обусловлены биологическим развитием организма, естественной, социальной и культурной средой. Они проявляются в количественном аспекте накопленным опытом определенного вида деятельности, стремлением к исследованиям и экспериментальной работе, сформированности отдельных знаний, умений и навыков; в качественном - развитием эмоциональной, мотивационной, оценочной сферы собственной жизни. По мнению С. Гончаренко, творческий потенциал ребенка тесно связан с самостоятельностью и активностью

именно в процессе создания художественного образа, который «четко выражен в подростковом возрасте и в значительной степени на нем основываются процессы овладения индивидом социальным опытом» [1, с. 159].

Побудительным аспектом творческой активности учеников среднего школьного возраста становится эмоциональный характер ценностных представлений и познавательный интерес именно в занятиях изобразительным искусством. Их влияние распространяется и на более широкие возможности самореализации личности. В частности, В. Кар-дашов рассматривает рисование ребенка как «синтетическую деятельность» [4, с. 103], в процессе которой формируется его психика, усваиваются разнообразные элементы человеческой культуры.

В своей работе, О. Щолокова концентрирует внимание на том, что особенно нужно уделять «сюжетной стороне картины, которая «прорастает» в другие исторические эпохи, чтобы убедить учащихся в вечности художественных образов, созданных художниками культур прошлых времен. Так как у младших подростков вырабатывается умение интерпретировать живопись, скульптуру, музыку, поэзию, архитектуру» [7, с. 113-115].

Педагоги В. Елин и Г. Коробов [2] отмечали общеобразовательное значение изобразительного искусства в становлении самостоятельности учеников 6-х классов в художественно-творческой деятельности. Изобразительное искусство благодаря своей универсальности плодотворно развивает их

© Руденко И.В., 2013

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

13

эмоционально-чувственную сферу, углубляет знание, интенсифицирует визуальный и сенсорный опыт. Сознательное использование учащимися средств изобразительного искусства способствует осмыслению его ценности.

На взгляд Ю. Ермолаева, сильным фактором сбалансированности и позитивного развития эмоций является «рисование как синтез элементов сенсорной информации, которая воспринимается ребенком крепко и порою на всю жизнь» [3, с. 212]. В частности, Л. Масол считает, что «естественные способности к зрительно-пространственным, аку-стически-образным, вербальным и других умственных операций реализуются ребенком комплексно на сознательном восприятии окружающей среды одновременно всей сенсорной памятью: зрением, слухом, обонянием, прикосновением, вкусом, которые пересекаются образно и вербально, эмоционально и практически» [6, с. 20]. Следовательно, синестезия влияет на дифференцированный подход к информации ощущений.

В соответствии с особенностями творческой активности у младших подростков должны быть сформированы познавательный интерес, эмоционально-ценностные представления, творческое мышление, адекватная самооценка, творческий опыт как эмансипация и компенсация приложенных усилий в достижении успеха в том или ином деле. Важным фактором для формирования творческой активности младших подростков средствами изобразительного искусства станет развитие эмоционально-ценностного отношения к изобразительному искусству и действительности, чувственного опыта как стабилизатора эмоциональных состояний, творческого потенциала в процессе художественно-творческой деятельности.

Поэтому, концептуальной основой методов формирования творческой активности младших подростков средствами изобразительного искусства стал ценностный принцип симультанности восприятия образа действительности с возникновением симультанного эффекта (творческий результат). Симультанность восприятия является сущностью изобразительного искусства и творчества в нем. Методика строится на актуализации природы симультанного восприятия мира и заключается в методах, формах и средствах активизации симультанного мышления. Стимулирование творческого воображения и творческой фантазии, которые выполняют функцию превращения (творческая активность), предусматривает домысливание возможных образов в заданном контексте (сюжет, композиция, художественные техники и материалы, цвет, линия и др.). В процессе привлечения ребенка к сотворению образа развивается эмоциональная память (художественная эмпатия), которая побуждает к переживанию средств выразительности графики, живописи, скульптуры, которые в сотворении приоб-

ретают черты присущие процессуальным искусствам (музыка, театр, хореография и т. д.).

Воспитательной методике было избрано название «Чеширский кот». Ее сущностью является симультанный эффект постепенного появления-исчезновения, метафорического превращения образа. Ведь, эффект Чеширского кота, описанный Льюисом Кэрролом в диалоге Алисы с Чеширским котом оставляет неуловимый образ, который человек может хранить в собственном опыте, лишь активизируя творческую память: «Алиса сказала, -а могли ли бы вы в дальнейшем появляться и исчезать не так быстро: от этого кругом идет голова. - Ладно, - сказал Кот, и стал исчезать кусками: сначала пропал кончик его хвоста, а в конце - улыбка, которая еще некоторое время висела в воздухе. - Ну и дела! - подумала Алиса. - Котов без улыбки я, конечно, встречала, но улыбку без кота! Это наибольшее чудо в моей жизни!» [5, с. 58]. Средства, которые имеют свойство исчезать или быстро видоизменяться на глазах у реципиента, создают образ графический, цветной, тональный, световой, теневой, объемный (изображение тенями, водой, огнем, светом, песком, глиной, мелкими камнями, продуктами, материалами флористики и др.). Ученики должны восстановить процесс создания образа после его постепенного исчезновения, которое допускает домысливание (реализуется симультанный эффект) элементов целостного образа. Воссоздание образа на основе симультанного восприятия предшествует познанию взаимосвязей в естественной, культурной и социальной среде человека.

Принципы методики «Чеширский кот» стали основой целостной формы воспитания «Проект желания» как проекция деятельности в пространственно-временном измерении, благодаря средствам хеппенинга, перформанса, инсталляции и поддерживается инновационными методами.

Стимулирование познавательного интереса учащихся 5-6 классов к творческой деятельности планируется методом актуализации инициативы. Ученики могут попробовать себя в роли ассистента учителя, руководителя в групповой работе и др. В частности, за достижения в художественно-практических заданиях им присваивается звание Мистер и Мисс Вдохновение, Мистер и Мисс Цветные Карандаши, Мистер и Мисс Философия Живописи и т.п., соответственно задачам занятий. Осуществляется делегирование в состав жюри или конкурсную комиссию по выбору творческих работ детей на выставки. Победа на конкурсах и соревнованиях присваевается в номинациях (например: «истинно украинское», «фэнтези», «реалити», «стильное», «эпатажное» и т.д.), что расширяет возможности поощрения достаточного большого количества детей. Метод эвристических вопросов определяет творческий аспект домашних заданий

и предвидит поиск, наблюдения и размышления «Чем отличается цвет утреннего неба от неба вечернего? Почему гроздья рябины такие яркие на фоне снега? Найдите, картину М. Врубеля, которой принадлежит фрагмент, рассмотренный на уроке? Подготовьте анонс по творчеству этого художника и др.»

Чувственный опыт формируется в процессе применения метода экспрессивных переживаний образа путем его эстетизации. Эстетическая

выразительность образа учителя, его ассистентов, учеников, наглядности, дидактических материалов, помещения класса, классного и общешкольного мероприятий достигается красочным оформлением. Кроме того, изготовляются или подбираются соответствующие теме занятия аксессуары: эмблемы, бутоньерки, очки, веночки и др., указка в виде цветика-семицветика, зонтика, кисточки, карандаша, разноцветной ленты, платочка и т.д. Эстетизация практикуется содружеством учителя и учеников.

Формированию творческой памяти способствует метод трансформера воображения и фантазии в художественный образ. Особенно действенным становится педагогический рисунок последовательного изображения предмета или явления водой с помощью кисточки на классной доске. Ученики наблюдают, как предыдущие этапы изображений постепенно высыхают (исчезают), что благоприятствует напряжению творческого воображения и творческой фантазии в процессе переноса тех или иных фрагментов образа для восстановления его целостности. Им доступно лишь частичное повторение воспринятого и в большей мере проявление собственного творчества. Подобные упражнения могут выполнять и ученики, краской по мокрой бумаге, что дает им возможность наблюдать за проникновением одного цвета в другой, за изменением формы линий, мазков и позволяет исправлять или дополнять художественный образ. Метод виртуальных и мимолетных изображений предполагает рисование светом, тенями, движениями рук в пространстве и т.д. Метод симультанного эффекта опирается на способы частичного перекрытия предметов или изображений; периодического закрытия наглядности или натуры; мимолетного взгляда с натуры на рисунок; сравнения натуры с изображением. В процессе использования метода мультипликации происходит постоянное преображение образа (например: инсталляция, оригами, коллаж и др.). Указанные методы способствуют осознанию младших подростков значимости творческого продукта, который он делает, развитию творческой памяти.

Задачи методики «Чеширский кот» осуществляются за тремя направлениями. Активизации чувственно-абстрактных потенций личности способствует познавательно-чувственное воспитание на

основе базовых знаний изобразительного искусства. Воспитание чувственно-синтезирующих побуждений и креативно-катарсичных проявлений личности реализуется в практически-гармонизирую-щем направлении путем использования приобретенных знаний и умений по изобразительному искусству средствами классических и нераспространенных художественных техник, традиционных и нехудожественных материалов и инструментов, предметов повседневности, вещей вторсырья. Творческое общение развивается в ходе эвристично-ком-муникативного направления и предполагает групповые и коллективные формы работы с частичноимпровизационными процессами как приобретение опыта совместной творческой деятельности.

Форми работы предусматривают проведение выставок, бьеннале, творческих акций и творческих мастерских, мастер-классов. На занятиях и мероприятиях используются элементы хепенинга, перформанса (ролевые, дидактические, импровизационные игры, театрализация), конкурсы, соревнования, аукционы, круглый стол народных мастеров, конференция инопланетных художников, сессия искусствоведов и др. На уроках используются виртуальные формы их проведения: художественное ателье, редакция издательства, выставочный зал, путешествие и т.д. Ученики могут быть экскурсоводами, народными мастерами, художниками под непосредственным руководством педагогов. Занятия или мероприятия могут проводиться, при условии соблюдения школьного режима, в актовом или спортивном зале, рекреации, коридоре, школьной или районной библиотеке, на школьном дворе, в парке, ботаническом саду. Кроме того, они могут совершаться в реальных условиях художественной выставки, музее, экскурсии, мастерских художников, арт-центрах. Место проведения занятий и мероприятий, виртуальные форми уроков разнообразят воспитательную работу и способствуют приобретению творческого опыта у младших подростков.

Средствами методики являются разноплановые творчески-развивающие упражнения, разноуровневые художественно-творческие, художественнопрактические, частично-поисковые задания, которые типизированы по признакам: эмоциональноценностные, когнитивные, практически-деятельно-стные. Задания структурированы за тремя уровнями. Например. Заданием шаблонного уровня предусматривается использование одного из поданных образцов образа «Арлекин». Заданием дифференцированного уровня предполагается аргументация подростком выбора одного из образцов; выражение соответствующей цветовой гаммой эмоционального состояния образа «Арлекин» в композиции; назвать сказки, песни, картины, в которых встречается этот образ. В задании продуктивного уровня предлагается создать образ «Арлекин» на основе сказки, песни, картины, скульптурного изоб-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 2

15

ражения; ответить на вопрос: «Как литературнопоэтический текст, произведение изобразительного искусства и музыкальный «портрет» отображают характер и эмоциональное состояние образа?» Таким образом, определяется уровень приложенных усилий младших подростков в достижении успеха, самостоятельности, креативности.

Аксиологический принцип методики «Чеширский кот» базируется на симультанном восприятии изобразительного искусства и выражается в единстве методов, формы и средств активизации творческой активности, которые обеспечивают эмоционально-ценностные, предметно-знаниевые и прак-тическо-деятельностные особенности младших подростков.

Инновационные методы способствуют формированию у младших подростков эмоционально-ценностного отношения к изобразительному искусству и действительности, непосредственный познавательный интерес к творческой и художественнотворческой деятельностям.

Библиографический список

1. Гончаренко С.У. Український педагогічний енциклопедичний словник. - Рівне: Волинські обереги, 2011. - 552 с.

2. Єлін В.Ю., Коробов Г. С. Уроки малювання в 6 класі. - Київ: Радянська школа, 1970. - 207 с.

3. ЕрмолаевЮ.А. Возрастная физиология. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 444 с.

4. Кардашов В.М. Теорія і методика викладання образотворчого мистецтва. - Київ: Видавничий Дім «Слово», 2007. - 296 с.

5. Керрол Льюїс. Аліса в країні чудес. - Київ: Вид-во Івана Малковича «А-Ба-Ба-Га-Ла-Ма-Га», 2001. - 121 с.

6. Масол Л.М. Методика навчання у початковій школі / Л.М. Масол, О.В. Гайдамака, Е.В. Бєлкіна, О.В. Калініченко, І.В. Руденко. - Харьків: Веста: Вид-во «Ранок», 2006. - 256 с.

7. Щолокова О.П. Проблеми художньо-естетичного розвитку школярів // Педагогічні новації столичної освіти: теорія і практика: [науко-методич-ний щорічник]. - Київ, 2001. - С. 111-116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.