И еще одно немаловажное условие - не следует начинать обсуждение с закрытого вопроса. Самым важным является первый вопрос. Первым критерием подходящего вопроса является его способность вовлечь всех без исключения студентов в обсуждение. Если начать со слишком сложного вопроса, с такого вопроса, который покажется слишком мудреным, никто не ответит Но есть и еще один неверный способ - это задать вопрос, который имеет однозначный ответ, например «Какова химическая формула глюкозы?». Большинство студентов предпочтут воздержаться от ответа, даже если они уверены в том, что знают правильный ответ Они не хотят рисковать, они деловито опустят головы, будут избегать зрительного контакта, и будут старательно записывать что-либо в своих тетрадях. Более того, если какой-нибудь смелый студент даст на него ответ, то послужит ли это началом обсуждения?
Самыми лучшими вопросами для эффективного начала дискуссии являются открытые вопросы, то есть те, которые допускают большое количество подходящих ответов, или же если преподаватель задаст нейтральный вопрос, на который студентам будет легко ответить. Предположим, что кейс содержит материал об урожае ГМО растений и его сюжет происходит за обеденным столом, вся семья напряженно спорит В данном случае подходящим заданием для студентов было бы определить какова позиция по данному вопросу у каждого члена семьи. И наоборот, не стоило бы задавать такой вопрос «Как ученые внедряют гены из одного организма в другой?»
Модерация обсуждения со стороны преподавателя является важным этапом в работе над кейс-стади. К. Херрейд считает, что важно вовлечь всех студентов в обсуждение темы, для этого преподавателю необходимо работать не только с теми студентами, которые тянут руку и готовы отвечать. Тех студентов, у которых есть намерение ответить, можно поддержать вопросами, которые по-
Библиографический список / References
зволяют посмотреть на проблему с другой стороны, например «Что Вы думаете об этом предположении? Что бы мог возразить тот, кто против этого плана?».
Также для полноценной дискуссии необходимо, чтобы участники умели слышать друг друга. Для этого преподавателю необходимо связывать идеи одного студента с идеями того, кто высказывал свое мнение ранее. Для этого можно попросить одного студента высказаться о том, как его идея связана с ранее высказанными идеями других студентов, а для этого он должен научиться слушать своих одногруппников. Преподавателю, со своей стороны, следует применять прием перефразирования того, что сказали студенты, например «Я правильно понял, что Вы хотели сказать...». Итак, К. Херрейд говорит о том, что не следует превращать обсуждение темы в некоторое подобие теста, где обратной связью со стороны преподавателя выступают лишь ответы «правильно» или «неправильно».
Таким образом, рассмотренные нами рекомендации организации занятий по методу кейс-стади являются эффективными и универсальными и могут быть использованы любым преподавателем для планирования лекционных или семинарских занятий. Важнейшим преимуществом кейс-стади над лекциями является то, что студенты видят альтернативные подходы решения проблемы, которые предлагают одногруппники или преподаватель. Также организация занятий с использованием метода кейс-стади оказывает положительное влияние на ключевые профессиональные компетенции студентов, так как они видят и осваивают модель поведения экспертов и то, как работает наука в реальности, так как студентам, подобно ученым, приходится работать с недостающими данными, проводить опыты для подтверждения гипотезы, собирать больше информации, дорабатывать гипотезу, делать больше предположений, собирать больше данных и т.д.
1. National Center for case study teaching in science. Available at: http:// www.science.cases.lib.buffalo.edu/
2. Case Method in Practice. Harvard Business School. Available at:http://www.hbs.edu/teaching/case-6method6in6practice/
3. eLearning at Missouri [Electronic resource]. Educational Technologies at Missouri. Available at: http://elearning.missouri.edu/teaching-6with6the6case6study6method/
4. Herreid C.F. Start with a Story: The Case Study Method of Teaching College Science. Arlington, VA: NSTA. 2007.
5. Herreid C.F. Science Stories you can count on: 51 Case studies with quantitative reasoning in Biology. Arlington, VA: NSTA. 2014.
Статья поступила в редакцию 12.11.18
УДК 351.74/76
Brazhenskaya N.Ye., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Psychology and Pedagogy Department, Far Eastern Law Institute of the Ministry of internal
Affairs of the Russian Federation (Khabarovsk, Russia), E-mail: netbr@yandex.ru
Isachenko E.A., student, Far Eastern Law Institute of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation (Khabarovsk, Russia),
E-mail: isachenko.katya@mail.ru
METHODS OF FORMING THE IMAGE OF THE POLICE IN THE CHINESE PEOPLE'S REPUBLIC. The article deals with the experience of the Peoples Republic of China in building a positive image of the police as the representative of the state organization and of the police officers as subjects of the law. On the basis of Chinese regulatory legal acts, the position of the state in the matters of forming the image of this state service is determined. In connection with the developing relations of the Russian Federation and the People's Republic of China, the border location of the two states, as well as the large amount of practical experience in the interaction with the staff of the Ministry of Public Security of the PRC, it is advisable to turn to the foreign experience of creating a positive police image. Positive foreign experience can be taken into account both by the governing body of the internal affairs bodies in the preparation of legal acts and by the employees in their daily work. The article presents the results of a study of the opinions of Chinese citizens regarding their attitude to the promisingly developing direction of state policy - the image of the police.
Key words: image, police, People's Republic of China, forming positive image, internal affairs bodies.
Н.Е. Браженская, канд. пед. наук, доц., Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск, Е-mail: netbr@yandex.ru
Е.А. Исаченко, курсант, Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск, Е-mail: isachenko.katya@mail.ru
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ПОЛИЦИИ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
В статье рассматривается опыт Китайской Народной республики в построении положительного имиджа полиции как представителя государственной организации и полицейских, как субъектов воплощения закона. На основе китайских нормативно-правовых актов определяется позиция государства в вопросах формирования имиджа данной государственной службы. В связи с развивающимися отношениями Российской Федерации и Китайской Народной Республики, приграничным расположением двух государств, а также наличием большого объема практического опыта взаимодействия с сотрудниками Министерства Общественной Безопасности КНР, целесообразно обратиться к иностранному опыту формирования положительного имиджа полиции. Положительный зарубежный опыт может быть учтен как руководящим аппаратом ОВД при подготовке нормативно-правовых актов, так и сотрудниками в их ежедневной работе. В статье приведены результаты исследования мнений граждан Китая в вопросах их отношения к перспективно развивающемуся направлению политики государства - имиджу полиции.
Ключевые слова: имидж, полиция, Китайская Народная республика, формирования положительного имиджа, органы внутренних дел.
Постоянное усложнение системы и характера международных отношений, возрастающая информатизация общества делают все более актуальной проблему имиджа страны и государства в целом, а государственных служащих - в частности. Ведь от того как должен выглядеть представитель государственной власти зависит авторитет государства.
Сегодня имидж превращается в один из ключевых элементов международных отношений.
Имидж как термин в широком понимании появился в нашей стране в конце 80-х годов, в период активного проникновения в СССР западных идеологии и ценностей. В это же время начинается активное изучение данного, явления отечественными психологами и социологами. Под имиджем сотрудника органов внутренних дел понимается эмоционально окрашенный публичный образ, формируемый с целью создания положительного отношения со стороны общества к сотруднику ОВД. При этом внутренняя самооценка специалистом собственных
профессиональных и личностных качеств тесно взаимосвязана с внешней оценкой [1, с. 17]. Изучение зарубежного опыта в вопросах создания положительного имиджа государственной структуры позволяет обогатить небольшой по исторической протяженности опыт Российской Федерации и выработать собственные методы на основе полученной информации.
Также актуальность термина «имидж» применимо к сотруднику полиции, обусловлена ее функциональным назначением. Современный этап социально-исторического развития общества ориентирован на индивидуальный подход к каждой личности. Проецируя это на правоохранительную деятельность, можно говорить о том, что деятельность сотрудников полиции в значительной степени зависит от ее оценки членами общества, т.е. гражданами, с которыми мы в рамках служебной деятельности взаимодействуем каждый день. Первоочередная роль в этом аспекте отводится именно имиджу.
Опыт Китайской Народной республики по формированию положительного имиджа сотрудника полиции заслуживает внимания за счет своей системности и комплексного подхода.
Деятельность полиции КНР регулируется Законом КНР «О народной полиции» [2], который был принят на 12 заседании Постоянного комитета 8-го всекитайского съезда народных представителей 28 февраля 1995 года, обнародован указом 40 Председателя КНР 28 февраля 1995 года, и вступил в силу с момента обнародования.
Перед народной полицией Китая стоят следующие задачи:
1. Защита безопасности государства;
2. Поддержание общественного порядка;
3. Защита личной безопасности и свободы граждан и их собственности;
4. Защита общенародной собственности;
5. Предотвращение, пресечение и наказание незаконной и преступной деятельности.
Отметим, что полицейские в КНР могут работать не только в органах общественной безопасности, в частности - Министерстве общественной безопасности КНР, но и в органах государственной безопасности, тюрьмах и органах, занимающихся вопросами трудового перевоспитания, а также полицейскими, работающими в народных судах и народной прокуратуре. Расширение круга структур, для прохождения службы автоматически приводит к увеличению числа полицейских в стране, таким образом, увеличивая престиж этой профессии.
В соответствии с вышеназванным законом сотрудники полиции КНР в своей деятельности должны опираться не только на законодательство, но и на поддержку народа, кроме того, принимать контроль с его стороны. Это положение на законодательном уровне закрепляет обязанность полиции учитывать мнение масс, устанавливает возможность и необходимость обратной связи, взаимодействия государства и общества при регулировании интересов.
Важно отметить, что в Законе КНР «О народной полиции» [2] установлены требования к нравственным качествам сотрудника полиции. Таковыми являются:
1. Беззаветная преданность своему долгу;
2. Честность;
3. Высокая дисциплинированность;
4. Подчинение приказам;
5. Неукоснительное приведение законов в жизнь.
Такой подход отражает большую ответственность государства за кандидатов, поступивших на службу, за их моральный облик и имидж организации в целом. Нравственные качества, указанные в ст. 4 [2] рассматриваемого закона, это не только требования, которые предъявляются к гражданам, желающим стать сотрудниками полиции, но и определенный способ воздействия на сознание людей путем установления категорий, которым в идеальной концепции должен соответствовать сотрудник полиции. Это является примером опосредованного метода формирования имиджа сотрудника полиции КНР.
Функциональные обязанности народной полиции КНР находят свое отражение в ее структуре, состоящей из следующих десяти служб:
1. Служба обеспечения общественной безопасности.
2. Служба бытовой регистрации.
3. Служба уголовного розыска.
4. Департамент обеспечения безопасности дорожного движения.
5. Миграционная служба.
6. Пограничная служба.
7. Служба пожарной безопасности.
8. Охранная служба.
9. Служба интернет-безопасности.
10. Профессиональные полицейские службы включают в себя также подразделения железнодорожной полиции, полиции по борьбе с контрабандой, морской транспортной полиции, гражданской полиции и лесной полиции [3].
Широкая компетенция полиции придает ей статус незаменимости и необходимости, а, значит, подразумевает формирование определённой степени уважения к её сотрудникам.
Необходимо акцентировать внимание на ст. 26 Закона КНР «О народной полиции», которая закрепляет следующие положения:
«Полицейский инвентарь, знаки различия и униформа должны изготавливаться под объединенным наблюдением отдела общественной безопасности при Госсовете и контролироваться этим же отделом совместно с другими соответ-
ствующими организациями. Ни одно частное лицо, либо организация не имеет права незаконно производить вышеуказанное или торговать этим.
Полицейский инвентарь, знаки различия, униформа и удостоверения могут использоваться исключительно народной полицией, ни одно частное лицо или организация не могут владеть ими или использовать их.
Если какое-либо частное лицо нарушает положения двух предыдущих параграфов, то незаконно изготовленные, проданные или купленные, находящиеся во владении или использованные полицейский инвентарь, знаки различия, униформа или удостоверения должны быть конфискованы, и лицо должно быть задержано на срок, не превышающий 15 суток, или получить дисциплинарное взыскание от органа общественной безопасности, или на него может одновременно быть наложен штраф в сумме, не превышающей 5-кратного размера незаконно полученных доходов; если в деле имеется состав преступления, то в соответствии с законом против такого лица возбуждается уголовное расследование» [2].
Эта норма устанавливает прежде всего должное отношение к внешнему облику сотрудника полиции, запрещая кому-либо кроме уполномоченных лиц использовать соответствующие униформу, инвентарь и иные средства отличия. Законодательное регулирование этого вопроса снижает вероятность использования поддельных средств, идентифицирующих сотрудника полиции, тем самым повышая уровень доверия граждан.
Проанализировав Закон КНР «О народной полиции», можно сделать вывод, что органы государственной власти уделяют большое внимание формированию имиджа полиции на законодательном уровне. Урегулированы вопросы, касающиеся моральных качеств сотрудника полиции, а также форменного обмундирования и знаков отличия. Эти аспекты имеют значимую роль в формировании имиджа сотрудника полиции.
Проведенный анализ законодательства КНР позволяет заключить, что имидж полиции КНР формируется не только посредством оценки результатов ее деятельности и учета мнения граждан о ее работе, но с помощью косвенных методов, как, например, преднамеренное формирование у населения определенного отношения к какой-либо структуре.
На формирование имиджа влияют следующие факторы: государственная политика КНР; общественное мнение; восприятие сотрудниками полиции самих себя. Рассмотрим каждый фактор подробнее.
Влияние государственной политики выражается в высоких требованиях, предъявляемых к уровню боевой готовности и боеспособности формированию положительного имиджа народной полиции в решении задач защиты безопасности КНР и обеспечения спокойствия китайского народа. Руководство Китая возводит народную полицию в ранг опоры стабильности государства. Поздравляя с наступающим 2016 годом служащих НОАК, сотрудников вооруженной милиции и народной полиции, председатель КНР СИ Цзиньпин в своем первом твите в Weibo выразил надежду в их эффективной работе по реализации «китайской мечты» [4].
Важным фактором поддержания в государстве стабильности является фактор охраны общественного порядка и общественной безопасности, конституционные основы которых закреплены в ст. 28 Основного закона КНР Согласно норме этой статьи, «государство охраняет общественный порядок, подавляет предательскую и иную преступную деятельность, подрывающую, безопасность государства, карает за нарушение общественной безопасности, дезорганизацию социалистической экономики и иные преступные действия, наказывает и перевоспитывает преступные элементы» [5].
Второй фактор - это общественное мнение. Здесь следует отметить двойственный характер этого фактора. Он заключается в том, что имидж одновременно зависит от уже существующего общественного мнения, но, вместе с тем, он является тем, что порождает, создает новое общественное мнение.
Говоря о восприятии сотрудниками полиции самих себя, необходимо отметить, что именно оно определяет первоначальное общественное мнение, которое формируется в массах. Можно провести аналогию с новым учеником в классе, так как мнение, которое сложится о нем, будет во многом зависеть от того, как он оценивает сам себя и как умеет себя подать.
Для исследования имиджа полиции КНР было проведено анкетирование 50 граждан КНР разных профессий в возрасте от 23 до 35 лет и 100 сотрудников полиции КНР. Им была предложена анкета, состоящая из шести вопросов и отражающая их отношение к полиции.
Наиболее высоко был оценен имидж полицейских КНР и России. На наш взгляд, это обусловлено сложившимися дружественными отношениями двух государств. Высокая оценка деятельности полиции своей страны гражданами КНР - это не только результат исключительно деятельности полиции, но и показатель того, что народ заинтересован в деятельности полиции и следит за ней.
В рейтинге престижных профессий «сотрудник полиции» занял третье место. На сегодняшний день, в КНР как и в других странах, наибольшим престижем обладает «депутат». На наш взгляд, это обусловлено именно сформированным имиджем. Так, в области политологии институт имиджа занимает одно из первых мест, чего пока еще нельзя сказать о правоохранительной сфере.
«Полицейский» занимает одно их первых мест еще и потому, что служба в МОБ КНР гарантирует стабильность и ряд основных социальных гарантий. Именно так ответили 45% граждан на вопрос: «Почему вы пришли на службу в МОБ КНР?».
Вопрос о том, какое подразделение в полиции на Ваш взгляд является наиболее престижным был задан как сотрудникам, так и гражданам, не находящимся на службе. Большинство граждан в двух соответствующих группах опрашиваемых выбрало подразделение предварительного расследования. На наш взгляд, и здесь немалую роль сыграл имидж. Так, в большинстве телевизионных передач показывают именно следователей, что на подсознательном уровне закрепляется в сознании людей. Еще один аргумент - это словоупотребление. Так, Уголовный кодекс КНР на родном языке именуется ФФАЙ&ЙИЙЖ хтдй, где ФФАЙ&ЙИ zh6nghuarënmíng6nghëgu6 - КНР, а Й® - уголовный кодекс, и предварительное расследование, которое переводится: х^^ЬГюп^а
(дословно: уголовный розыск, однако, содержанием понятия охватывается именно деятельность органов предварительного расследования). В часто употребляемом словосочетании «уголовный кодекс» и словосочетании «предварительное расследование» используется одно и то же слово. Это также, на наш взгляд, является одним из способов формирования определенного отношения к тому или иному явлению. Вероятно, что ряд опрошенных граждан даже не знают о специализации каждого подразделения, и их выбор был сделан в пользу того, название которого они слышали чаще всего.
Фактические результаты деятельности полиции также оценены на высоком уровне: 70% опрошенных считают себя защищёнными от преступных посягательств. Такой результат обеспечен высоким профессионализмом сотрудников полиции.
На сегодняшний день, граждане КНР действительно заинтересованы в деятельности МОБ и неравнодушно относятся к ее результатам. Это подтверждает и тот факт, что в процессе опроса не оказалось лиц, отказавшихся принять в нем участие, а также затруднившихся ответить на тот или иной вопрос.
Несмотря на то, что основной причиной, по которой граждане поступают н службу в полицию является ее стабильность и высокие социальные гарантии, тем не менее, у них сохраняется очень серьезное отношение к службе и желание карьерного роста, что обеспечивает высокий самоимидж сотрудника МОБ КНР.
Подводя итоги, отметим, что категория «имидж» сложна и многогранна, так как направлена на все стороны жизнедеятельности человека.
Библиографический список
В Китайской Народной республике вопрос о престиже самой профессии - сотрудник полиции, решен на высоком уровне. Возможность прохождения службы сотрудником полиции не только в МОБ КНР, но еще и в иных правоохранительных органах, таких как тюрьмы, народные суды, органы прокуратуры, увеличивает численность полицейских, тем самым влияя на их авторитет в целом, показывает незаменимость, необходимость и универсальность сотрудников это профессии. Это наглядно показывает действие одного из законов диалектики: переход из количества в качество, и наоборот.
Во-вторых, на законодательном уровне определены морально-нравственные качества, предъявляемые к сотруднику полиции. Несомненно, это прямо указывает на то, каким государство хочет видеть сотрудника. Но нормативно-правовое регулирование данного вопроса в значительной степени также влияет на восприятие сотрудника обществом. Так, граждане, которые обращающиеся к Закону КНР «О народной полиции» от 28 февраля 1995 г, уже на подсознательном уровне воспринимают сотрудника полиции с теми качествами, которые идеально предписал ему законодатель. Таким образом, определение качеств сотрудника полиции на уровне закона является еще одним из очень важных путей формирования имиджа сотрудника полиции, а соответственно и оценки сотрудника и его деятельности гражданами.
В-третьих, материально-техническое обеспечение правоохранительной деятельности, в частности - униформа сотрудника полиции - это то, на что в первую очередь обращает свое внимание общество. Законодательное урегулирование этого вопроса запрещает использование соответствующих атрибутов частными лицами. Это придает большую значимость и повышает авторитет сотрудника полиции на эмоциональном уровне. Прежде всего - восприятие сотрудника отдельно взятым гражданином, и отсутствие у последнего сомнений в том, что перед ним действительно лицо, уполномоченное на ношение форменного обмундирования, а соответственно - действительно сотрудник полиции. А также, самовосприятие сотрудника - осознание не только собственной важности и возможности реализации прав, которые недоступным другим членам общества, но и степени ответственности за принятие решений, которая налагается в связи с тем, что тебе дается право ношения форменного обмундирования.
1. Каданцева Н.П., Гейжан Н.Ф. Формирование имиджа сотрудников органов внутренних дел в образовательном процессе вуза: методическое пособие. Санкт-Петербург: СПбУ МВД России, 2012.
2. Закон КНР «О народной полиции» от 28 февраля 1995 г. Available at: http://www.law.uglc.ru/police.htm
3. Конституция КНР 1982 г. (с изм. 2004 г.). Available at: http://www.chinalawinfo.ru/constitutional_law/constitution
4. Си Цзяиньпин. Китайская Мечта - народная мечта, её реализация полностью опирается на народ и направлена на повышение уровня благополучия народа. Available at: http://www.dipcomment.com/expert.php7watchFl69
5. Внуков В.И., Кайргалиев Д.В. Организация и управление деятельностью полиции Китая. Available at: http://wwweurasialawru/index.php?option=comj contentplus&view =article&id=7955:2016-01-18-10-39-31&catid=512:2016-01-18-09-54-18&Itemid=215
References
1. Kadanceva N.P., Gejzhan N.F. Formirovanie imidzha sotrudnikov organov vnutrennih del v obrazovatel'nomprocesse vuza: metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: SPbU MVD Rossii, 2012.
2. Zakon KNR O narodnojpolicii" ot28 fevralya 1995 g. Available at: http://www.law.uglc.ru/police.htm
3. Konstituciya KNR 1982 g. (s izm. 2004 g.). Available at: http://www.chinalawinfo.ru/constitutional_law/constitution
4. Si Czyain'pin. Kitajskaya Mechta - narodnaya mechta, ee realizaciya polnost'yu opiraetsya na narod i napravlena na povyshenie urovnya blagopoluchiya naroda. Available at: http://www.dipcomment.com/expert.php7watchFl69
5. Vnukov V.I., Kajrgaliev D.V. Organizaciya i upravlenie deyatel'nost'yu policii Kitaya. Available at: http://www.eurasialaw.ru/index.php7option=com_j contentplus&view=article& id=7955:2016-01-18-10-39-31&catid=512:2016-01-18-09-54-18&Itemid=215
Статья поступила в редакцию 22.11.18
УДК 37.06
Ishchenko T.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Reshetnev Siberian State University of Science and Technology (Krasnoyarsk, Russia),
E-mail: tatlana-dial@mall.ru_
Akimovs M.O, senior teacher, Reshetnev Siberian State University of Science and Technology (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: beauiful__.girl@mail.ru
Bardakov A.V., Director, Bishop Educatonal Center, Krasnoyarsk Diocese of the Russian Orthodox Church, (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: kerpc@mail.ru
Vcherashnaya O.E., Director, Boarding School № 1 n.a. V.P. Sinyakova, (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: tatiana-dial@mail.ru
SOCIAL DESIGNING AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF A PERSONALITY OF TEACHERS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A UNIVERSITY. Involvement of students in project activities, on the one hand, is a means of developing thinking and creative abilities, and on the other, gaining experience in developing and solving problems related to society. Social projects in the context of the economic crisis, social changes in society and the renewal of the Federal State Education Standards of Higher Education help students to find their bearings in the social environment and make responsible choices in various social situations. Social design can be considered as a mechanism and means of developing the personality of students. In the context of volunteering, the development and implementation of projects becomes a powerful moral and charitable foundation.
Key words: design, social design, educational process, personality, development, volunteers.
Т.Н. Ищенко, канд. пед. наук, доц. Сибирский государственный университет науки и технологий им. М.Ф. Решетнева, г. Красноярск,
E-mail: tatiana-dial@mail.ru
М.О. Акимова, ст. преп. Сибирский государственный университет науки и технологий им. М.Ф. Решетнева, г. Красноярск,
E-mail: beauiful__girl@mail.ru
А.В. Бардакое. директор, Архиерейский образовательный центр Красноярской епархии РПЦ, г. Красноярск, E-mail: kerpc@mail.ru
О.Э. Вчерашняя, директор школы-интерната № 1 им. В.П. Синякова, г. Красноярск, E-mail: tatiana-dial@mail.ru