УДК 378.147
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К САМОКОНТРОЛЮ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Т. М. Чурекова, Н. В. Съедина
METHODS OF FORMING STUDENTS' READINESS FOR SELF-CONTROL DURING EDUCATION
T. M. Churekova, N. V. Sedina
В статье раскрыты некоторые аспекты проблемы формирования готовности студентов к самоконтролю. Определены понятия: «самоконтроль» и «готовность к самоконтролю». Выделены три группы методов, использование которых в педагогической практике способствует формированию готовности к самоконтролю: методы стимулирования положительной мотивации, методы организации взаимоконтроля, методы организации самостоятельной работы.
The article deals with some aspects of the formation of students' readiness for self-control. The concepts: «self-control» and «readiness for self-control» are defined. Three groups of the methods in pedagogical practice are defined, which fosters a readiness for self-control: methods of encouraging positive motivation, methods of organizing mutual control, methods of organizing independent work.
Ключевые слова: самоконтроль, готовность к самоконтролю, методы формирования готовности к самоконтролю, мотивация, взаимоконтроль, самостоятельная работа.
Keywords: self-control, readiness for self-control, methods of formation of readiness for self- control, motivation, mutual control, independent work.
В современных условиях социума, когда остро стоит вопрос о конкурентоспособности специалиста на рынке труда, когда наблюдается ускоренное развитие и внедрение новых технологий, массовый переход всевозможных производств на использование компьютерной техники, начинающий специалист, попадающий в жесткие условия профессиональной деятельности, вынужден прилагать значительные усилия (интеллектуальные, психологические, физические) для адаптации и поиска своего места в профессиональной сфере. В данном случае будущий специалист сталкивается с противоречием, с одной стороны, социальный заказ общества, предполагающий высокий уровень профессионализма, социальную мобильность, готовность к самообразованию, самосовершенствованию, самоконтролю и, с другой стороны, отсутствие четкого механизма формирования данных характеристик в стенах высшего учебного заведения.
В официальных документах последних лет, в том числе, Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования, мы находим подтверждение актуальности наличия адаптационных способностей человека к социальным условиям после окончания им вуза.
В том же ключе в данном документе определены требования к образованности человека: будущий специалист должен быть «способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, умению приобретать новые знания, психологически готовым к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности», «способен продолжить обучение» [2].
В Федеральном законе «О высшем и послевузовском образовании» подчеркивается, что работники высших учебных заведений обязаны «развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу,
творческие способности» [6].
Таким образом, исходя из нормативных документов, перед высшей школой стоит важная задача
- создание такой системы обучения, которая способствовала бы развитию личностных характеристик студентов, отвечающих потребностям современного российского общества, в частности, самоконтроля.
В своем исследовании мы понимаем «самоконтроль» как деятельность человека, вызванную целями самосовершенствования, включающую личностный (мотивационный и эмоционально-волевой), информационно-деятельностный, рефлексивно-
оценочный компоненты и направленную на анализ и повышение эффективности действий в процессе обучения. В свою очередь, «готовность к самоконтролю» - это установка, направленная на выполнение данной деятельности и способность её осуществлять.
В основе процесса обучения лежит система методов, своеобразный механизм, позволяющий реализовать поставленные цели и определяющий конечные результаты. Более подробно остановимся на каждом из методов формирования готовности студентов к самоконтролю, которые сгруппированы нами в три составляющие.
Методы стимулирования положительной мотивации в формировании готовности студентов к самоконтролю.
Проблемный метод применяется в педагогическом процессе тогда, когда студенту необходимо что-то доказать, сообщить о новых и нужных нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. Данный метод незаменим в формировании и закреплении определённого морального качества, установки или формы поведения, для выработки правильного отношения к определенным действиям, в частности, - готовности к самоконтролю.
Эвристическая беседа - одна из модификаций проблемного метода обучения, при которой педагог не просто сообщает обучаемым готовые знания, а умело поставленными вопросами, не содержащими
прямого ответа, заставляет их на основе имеющегося запаса представлений, наблюдений, личного жизненного опыта приходить к новым понятиям, выводам и правилам [4]. Данный метод имеет ряд характерных особенностей, которые положительным образом влияют на формирование готовности к самоконтролю, в частности: новая информация и знания не предлагаются студентам в готовом виде, их нужно добыть самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или решая проблемные задания; решение проблемного задания в ходе беседы ведет к анализу, сравнению, обобщению уже имеющейся информации, в результате чего формируются осознанные, прочные, необходимые установки и знания; работа над поставленной проблемой идет под контролем преподавателя, именно он констатирует правильность тех или иных выводов, направляет беседу в нужное русло.
Следующий использованный нами в педагогическом эксперименте метод - учебная дискуссия, направлен на вовлечение студентов в активное обсуждение разных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к осмыслению аргументации чужой и своей позиции, на стимулирование познавательного интереса. Использование учебной дискуссии позволяет максимально полно учитывать и использовать опыт студентов, способствуя лучшему усвоению изучаемого материала, поскольку в групповой дискуссии не преподаватель говорит обучающимся о том, что является правильным, а сами студенты вырабатывают доказательства, максимально используя свои знания и личный опыт. Несомненными достоинствами данного метода являются:
— возможность переноса знаний из теории в практику, за счет активного, заинтересованного, глубокого, личностного усвоения информации;
— обеспечение видения того, насколько хорошо студенты понимают обсуждаемые вопросы, что порой не требует применения других методов оценки.
Особое место, в ходе проведения формирующего этапа эксперимента, принадлежало игровому методу, с помощью которого была организована ролевая игра, в ходе которой студенты непосредственно на практике учились самоконтролю и самостоятельно реализовывали его в учебной деятельности. Ролевая игра - эффективная отработка вариантов поведения, позволяющая приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в жизни, поскольку игроки самостоятельно анализируют сложившуюся по ходу игры ситуацию, за счет чего достигается самоорганизация участников [5]. Ролевая игра как метод стимулирования положительной мотивации в формировании готовности студентов к самоконтролю имеет ряд преимуществ. Это - достижение более высокого уровня общения, чем при реализации традиционного обучения; чувство удовлетворения от совместных действий, желание ставить и решать новые задачи; установка связи между своим поведением и его последствиями на основе анализа своих переживаний, а также переживаний партнеров по общению.
Методы организации взаимоконтроля в формировании готовности студентов к самоконтролю
Групповая работа над заданием - метод, предполагающий совместный поиск решения определенных дидактических задач, в ходе которого у студентов развиваются рефлексивные моменты деятельности, действия контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки), формируются организаторские навыки, способности к сотрудничеству, оказанию взаимопомощи и поддержки. Когда все члены группы заинтересованы в положительном результате, объединены единой целью, тогда каждый стремится к самоконтролю не только своих действий, но и к контролю действий своих партнеров по группе. Общая цель (решение задания), стоящая перед группой, обязывает каждого студента серьезнее готовиться к занятиям, чтобы не подвести группу и быстрее справиться с предложенной работой. Кроме того, коллективная деятельность позволяет быстро выявить допущенные ошибки (если таковые будут) и найти наиболее целесообразные способы их исправления. Опыт проведения семинарских занятий с использованием данного метода позволил нам выделить ряд его особенностей:
— создание определенной микросферы, которая гораздо сильнее воздействует на личность, чем среда академической группы - студенты имеют возможность держаться более свободно;
— формирование коллективной ответственности, поскольку успех достигается вследствие групповой деятельности;
— развитие умений и навыков коммуникативных, работы в команде, формирование умений отстаивать свою точку зрения, поиск компромисса.
Рецензирование - следующий метод взаимоконтроля в рамках проведенного нами педагогического эксперимента, причем как письменных работ, так и устных ответов студентами друг друга. Под рецензией, применительно к педагогике, понимается письменный анализ научного, учебного или художественного произведения, включающий комментирование основных положений, выражение своего отношения к произведению; аргументированную оценку и выводы о значимости и достоинствах рецензируемого произведения, а также указания на его недостатки [1]. Главная цель любого рецензирования, которое применяется в различных областях знания, в том числе и в педагогике - удостовериться и в необходимых случаях добиться от автора следования стандартам, принятым в конкретной области или науке в целом. К достоинствам данного метода, можно отнести:
— приучение студентов к более качественному выполнению своей работы, поскольку она тут же будет проверена одногруппником;
— развитие внимательности, так как проверка студентами работ друг друга требует высокой сосредоточенности;
— воспитание добросовестного отношения к делу, ведь необходимо дать четкую, аргументированную, объективную оценку действиям своего товарища.
Еще одним из методов организации взаимоконтроля, использованным нами в формирующем этапе
эксперимента, стала - взаимопроверка тестовых заданий. Главная цель любого тестирования - выполнение тестов за определенный (небольшой) промежуток времени, что требует внимательности, самоконтроля при чтении вопроса и предложенных вариантов ответов во избежание ошибок. Самоконтроль также важен и при проверке работы, поскольку от самого студента зависит оценка товарища, что подразумевает дополнительную ответственность. Несомненны преимущества взаимопроверки тестовых заданий в формировании готовности студентов к самоконтролю:
— активизация познавательной деятельности студентов, поскольку взаимопроверка требует глубокой проработки материала и знания всех возможных вариантов ответов;
— развитие умений действовать в ситуации выбора;
— по ходу проверки тестовых заданий студенты также как и при выполнении тестов, осознают свои сильные и слабые стороны, включаются в самоанализ своей учебной деятельности;
— активизация внимательности и ответственности, поскольку необходимо не только справиться со своим заданием, но и качественно проверить выполненное задание своего товарища.
Методы организации самостоятельной работы в формировании готовности студентов к самоконтролю.
Одним из методов, применяемым нами в педагогической практике по формированию готовности студентов к самоконтролю, является - решение задач на знание фактического материала. Выполнение данной работы ориентировано на непосредственное знание учебного материала (понятий, законов, признаков и характеристик того или иного явления), а также на его повторение и закрепление. По сути дела такая работа позволяет выявить степень подготовки студента к предмету, оценить уровень его теоретических знаний, а также способствует самостоятельному мышлению, анализу сложных научных положений, обобщению фактов. Для того, чтобы ответить на конкретно поставленный вопрос: озвучить понятие, раскрыть суть закона, обозначить признак классификации, необходимо разбираться в учебном материале. Постановка перед студентами задач на знание фактического материала позволяет определить непонимание студентами той или иной стороны проблемы, которая преподавателю порой кажется ясной. Кроме того, такие задачи нацеливают студента на выполнение заданий более высокого уровня, требующих включения уже логического мышления. Решение студентами задач на знание фактического материала стимулирует внимание и интерес, повышает активность памяти и мышления, дает возможность объективно определить уровень своих знаний и практических умений.
Достаточно интересным методом организации самостоятельной работы стало решение логических задач, рассчитанное на мобилизацию всех теоретических и практических знаний студента по решаемому вопросу, а также на включение логики. Как правило, логические задачи построены таким обра-
зом, что для их решения необходимо владеть материалом не только нескольких тем курса, но и общетеоретическими знаниями. Логическая задача - задача, при решении которой главное и определяющее
- это поиск связей между фактами и установление для достижения поставленной цели цепочки суждений [3]. Решение логических задач способствует:
— формированию умений сравнивать, проводить аналогии, обобщать, делать выводы и обосновывать их;
— высказыванию собственных суждений и правильному использованию понятий и терминов, которые специфичны для изучаемого курса;
— развитию у студентов качеств, способствующих формированию готовности к самоконтролю, таких как наблюдательность и внимательность.
Заполнение таблиц - метод самостоятельной работы, рассчитанный на систематизацию и упорядочивание знаний, подталкивающих студента к анализу изучаемого материала. Как показывает наша педагогическая практика, многие студенты порой не умеют выделять наиболее существенные моменты в учебном материале, поэтому нами и были использованы задания в виде заполнения таблиц, помогающие учиться вычленять сущностный и необходимый материал. В формировании готовности студентов к самоконтролю преимущества данного вида работы сложно переоценить, поскольку переработка и синтезирование полученной информации, а также соблюдение определенного порядка работы, четкости, краткости, точности изложения - очень важные и неотъемлемые операции самоконтроля. Кроме того, заполнение таблиц также способствует: совершенствованию навыков анализа текста, систематизации информации; развитию умений выделять главное в тексте; повторению и закреплению изучаемого материала.
В формировании готовности студентов к самоконтролю, посредством организации самостоятельной работы, нами был использован еще один метод
- составление структурно-логических схем, которые в дальнейшем выступали в качестве опорных конспектов при ответе на вопрос. В свою очередь, структурно-логическая схема - графически организованный материал, применяемый в целях классификации и систематизации знаний. Графическая структура излагаемого материала позволяет с помощью символов и схем наглядно представить логическую связь между отдельными образами и понятиями, выявить в них главное, и тем самым способствует формированию системных знаний. Кроме того, необходимо отметить, что составление структурно-логических схем - это очень продуктивный метод самостоятельной работы студентов по систематизации информации с ее наглядным графическим изображением. В отличие от других способов графического изображения информации (таблиц, рисунков), структурно-логическая схема делает упор на связь элементов между собой, а графика выступает в роли средства выражения (наглядности). Составление структурно-логических схем, как один из методов формирования готовности к самоконтролю, имеет ряд характерных особенностей:
— помогает расширению научных знаний, их воспроизведению и запоминанию;
— ориентирует на выделение главного в учебном материале, облегчает понимание;
— нацеливает на выявление причинно -следственных связей, логики событий и явлений;
— повышает познавательную активность студентов;
— воспитывает аккуратность и четкость мысли;
— способствует развитию приемов системного анализа, выделению общих и фиксированию дополнительных элементов учебного материала;
— позволяет не только пройти весь путь решения задачи - от самого задания непосредственно до его воплощения в материальном виде (в тетради или в электронном варианте), но и многократно воспроизвести процесс, отрабатывая необходимые умения.
В рамках проведенного нами педагогического эксперимента в процессе обучения студентов по дисциплинам политология, социология, правоведение были реализованы все вышепредставленные методы. Полученные результаты формирующего эксперимента позволили нам говорить о положительной динамике в формировании готовности студентов к самоконтролю: количество студентов с высоким и средним уровнем сформированности данной деятельности увеличилось с 18 %до 31 %ис 28 % до 41 % соответственно, а количество студентов, относящихся к группе с низким уровнем, уменьшилось с 54 % до 28 %.
Таким образом, мы можем утверждать, что вы-шеобозначенные методы обучения в единстве и взаимосвязи способствуют осознанию студентами значимости самоконтроля как необходимой составляющей профессиональной подготовки и формированию готовности к его реализации.
Литература
1. Бердичевский, А. Л. Русский язык: сферы общения [Текст] / А. Л. Бердичевский, Н. Н. Соловьева. - М.: Русский язык. 2002. - 150 с.
2. Государственные образовательные стандарты [электронный ресурс]. - Режим свободного доступа: // http://www.edu.ru/db/portal/spe/index.htm (дата обращения 13.09.2010).
3. Климченко, Д. В. Задачи по математике для любознательных [Текст] / Д. В. Климченко - М.: Просвещение, 1992. - 103 с.
4. Морева, Н. А. Современная технология учебного занятия Текст] / Н. А. Морева. - М.: Просвещение, 2007. - 158 с.
5. Панина, Т. С. Современные методы активизации обучения [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т. С. Панина, Л. С. Вавилова - М.: Академия, 2006. - 176 с.
6. Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании от 22.08.1996 № 125-ФЗ. Электронный ресурс - режим свободного доступа: http://www.consultant.ru/online/base/ (дата обращения 16.10.2010).