технологии и учебно-методические материалы (примерные основные и дополнительные образовательные программы и др.) для предлагаемых вариантов организации обучения специалистов по профессиональной служебной и физической подготовке (с учетом профиля подготовки).
Предлагаемые варианты организации обучения специалистов по профессиональной служебной и физической подготовке для подразделений органов внутренних дел, представляющие собой различные сочетания специальностей и направлений подготовки высшего и среднего профессионального образования, основных и дополнительных специальностей, профилей подготовки, целесообразно использовать с учетом потребностей территориальных органов, возможностей региона для организации учебного процесса и экономической целесообразности.
Качественное обучение специалистов по профессиональной служебной и физической подготовке возможно при использовании сетевой формы организации учебного процесса.
Реализация комплекса перечисленных мероприятий обеспечит достижение должного уровня профессиональной служебной и физической подготовленности подразделений органов внутренних дел, что позволит снизить количество случаев гибели и ранений сотрудников при выполнении ими оперативно-боевых задач.
1. Агеевец А. В. К вопросу о специалистах по физической подготовке для органов внутренних дел // Совершенствование боевой подготовки в учебных заведениях МВД России в свете реализации концепции многоуровневой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров МВД РФ : тез. межвуз. науч.-практ. конф. - Орел, 1996. - С. 66-68.
2. Архангородський З. С., Вострокнутов Л. Д., брьоменко
B. В. Про створення на базi ХарювськоУ державно! академп фiзичноí' культури Ыституту подготовки фахiв-^в у галузiфiзичноí' культури та спорту для силових структур Укра'ни // Харювська державна академiя фiзичноí' культури. — URL: spontpedagogy.ong.ua/html/ journal/2008-12. — С. 3.
3. Астафьев Н. В. Повышение государственного аккреди-тационного статуса высших учебных заведений МВД России с учетом потребностей органов внутренних дел в кадрах // Право и образование. — 2006. — № 6. —
C. 130-140.
4. Астафьев Н. В. Обеспечение должного уровня профессиональной подготовленности выпускников вузов МВД России посредством организации высшего профессионального образования по двум специальностям одновременно — «профильной» и «непрофильной» // Право и образование. — 2009. — № 4. — С. 41-45.
5. Астафьев Н. В., Глубокий В. А. Многоуровневая система профессионального образования сотрудников, обеспечивающих служебно-боевую подготовку органов внутренних дел. — Омск : Омская академия МВД России, 2010. — 208 с.
6. Астафьев Н. В. Высшее профессиональное образование и послевузовское образование сотрудников, обеспечивающих служебно-боевую подготовку органов внутренних дел // Право и образование. — 2010. — № 4. — С. 57-76.
7. Астафьев Н. В., Числов А. И. Процессы интеграции в высшем профессиональном образовании МВД России: теория и практика // Право и образование. — 2011 — № 6 — С. 37-51.
УДК/UDC 378.147 Н. В. Съедина, Т. М. Чурекова
N. Sjedina, T. Churekova
МЕТОДЫ АКТУАЛИЗАЦИИ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К САМОКОНТРОЛЮ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
METHODS OF ACTUALIZATION OF STUDENTS READINESS FOR SELF-CONTROL IN THE SYSTEM OF TEACHING SOCIO-POLITICAL AND LEGAL DISCIPLINES
В статье раскрыты основные теоретические и прикладные аспекты актуализации готовности студентов к самоконтролю. Конкретизировано понятие «готовность к самоконтролю». Выделены методы обучения, способствующие актуализации готовности студентов
к самоконтролю в рамках изучения социально-политических и правовых дисциплин.
The article reveals the basic and theoretical and applied aspects or the problem of actualization of student's readiness for self-control. The concept of «readiness for self-
control» is concretized. Allocated educational methods that promote actualization of readiness of students to self-control within the sociopolitical and legal disciplines are defined.
Ключевые слова: самоконтроль, готовность к самоконтролю, актуализация, методы обучения, социально-политические и правовые дисциплины, групповой метод обучения, ролевая игра, рецензирование, взаимопроверка тестовых заданий.
Keywords: self-control, readiness for self-control, actualization, educational methods, socio-political and legal disciplines, group training method, role-playing game, reviewing, mutual verification of test items.
Комплексная и глубокая модернизация системы профессиональной подготовки является одним из главных стратегических направлений образовательной политики Российской Федерации, что нашло свое отражение в нормативно-правовых актах последнего времени. Согласно п. 1 ст. 69 закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ цель высшего образования регламентируется как обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации [1]. В связи с заявленной целью процесс профессиональной подготовки в вузе предполагает целенаправленное развитие у будущих выпускников системы социально-профессиональных качеств, мировоззренческих принципов, духовных ценностей и нравственных ориентиров (общекультурных компетенций), что составляет базисный фундамент всестороннего развития. Одной из значимых дефиниций, способствующих гармоничному формированию личности, является готовность студентов к самоконтролю в учебной и будущей профессиональной деятельности, под которой понимается целостное и динамическое состояние, характеризующееся осознанной направленностью на выполнение комплекса взаимосвязанных и последовательно выполняемых действий (планирование, регулирование, оценивание, корректирование) в рамках решения обучающимся учебной задачи.
Готовность студентов к самоконтролю подразумевает актуализацию, то есть процесс педагогического взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса, направленный на продвижение обучающихся от этапа формирования до этапов развития и активизации обозначенной готовности в зависимости от уровня ее сформированности.
Более подробно остановимся на методах актуализации готовности студентов к самоконтролю в рамках изучения социально-политических и правовых дисциплин (социология, политология, правоведение и др.). Дисциплины гуманитарного, экономического и социального циклов в структуре ООП бакалавриата и специалитета обладают значительным потенциалом и наибольшими возможностями, способствующими «получению» выпускника, стремящегося к систематическому повышению своей квалификации, подготовленного к инновационным изменениям, к аналитической деятельности, принятию ответственных решений и т. д., поскольку они (дисциплины) транслируют оптимальный набор ценностей, которым принадлежит особая роль в современном социуме.
Дисциплины гуманитарного и социально-экономического циклов позволяют формировать такие компетенции специалиста: письменную и устную коммуникацию на родном языке, способность к критике и самокритике, способность работать в команде, навыки межличностных отношений, способность общаться со специалистами из других областей, принятие различий и мультикультурно-сти, способность работать в международной среде, приверженность этическим ценностям, способность к организации и планированию, принятию решений, способность адаптироваться к новым ситуациям, лидерство, разработка и управление проектами, инициативность и предпринимательский дух, стремление к успеху [3].
В процессе разработки учебных программ социально-гуманитарного цикла предполагается, что их авторы не только хорошо знают основы науки, но и осведомлены в вопросах дидактики, а главное — имеют представление об особенностях познавательных, психологических и социальных процессов, происходящих в среде современного студенчества, в частности об их возрастной,гендерной,региональной и будущей профессиональной специфике [4].
Учитывая данные обстоятельства, мы предлагаем использовать в системе препо-
давания социально-политических и правовых дисциплин в вузе следующие методы.
Групповой метод обучения — один из наиболее рациональных способов организации учебной деятельности на любом занятии в вузе; представляющий собой такие приемы обучения, при которых выполнение учебных задач подчинено общей цели и обязательно требует кооперации, распределения обязанностей, делового общения студентов по поводу предлагаемой проблемной ситуации, что, в свою очередь, включает самоконтроль и взаимоконтроль. Работа в группах дает студентам возможность взять процесс обучения в свои руки, определять самостоятельно темп работы, приобретать необходимую для будущего специалиста способность работать в команде (коллективе), укрепляя чувство сплоченности (единства) [6]. В условиях коллективной работы происходит преобразование, перестройка позиций личности, изменяются ценностные установки, смысловые ориентиры, цели обучения и «самовзаимодействие» каждого из участников учебного процесса, наиболее полно и отчетливо раскрывается система отношений студента к миру, самому себе [9].
Постигая умение самостоятельно добывать знания, студенты развивают в ходе работы над заданием свои организаторские способности, приобщаются к сотрудничеству, оказанию взаимопомощи и поддержки. Когда все члены группы заинтересованы в положительном результате, объединены единой целью, тогда каждый стремится не только к контролю действий своих партнеров по группе, но и к самоконтролю. Общая цель (решение задания), стоящая перед группой, обязывает каждого студента серьезнее готовиться к занятиям, чтобы не подвести группу и быстрее справиться с предложенной работой. Кроме
того, коллективная деятельность позволяет быстро выявить допущенные ошибки (если таковые будут) и найти наиболее рациональные способы их исправления.
Групповой метод обучения студентов целесообразно использовать в ходе практических занятий, при этом заранее определив состав группы в количестве четырех-пяти человек. Каждому из студентов заблаговременно дается задание — найти, изучить и обработать необходимую информацию, непосредственно на самом практическом занятии группа получает вопросы и задачи, решить которые можно будет только используя знания по предмету всех членов команды. Таким образом, у каждого студента есть возможность внести свой вклад в работу группы, иначе последняя не сможет полноценно справиться с предложенными заданиями. Подведение итогов работы, организованной при помощи группового метода обучения, рационально провести в форме обсуждения следующих аспектов:
1. Последовательно ли Вы и Ваша группа решали предложенные задания?
2. Удалось ли Вам достичь намеченных целей? Если нет, то почему это произошло?
3. Как Вы сами оцениваете свой вклад и вклад своих коллег по команде в решение поставленных перед группой задач?
В качестве примера группового метода обучения ниже представлены вопросы и задания по теме «Право собственности» (табл. 1), в первой части таблицы обозначена информация, которую необходимо найти группе студентов, состоящей из пяти человек (соответственно, один студент должен подготовить один вопрос), вторая часть таблицы посвящена непосредственно самим заданиям, над которыми группа студентов будет работать в ходе практического занятия.
Таблица 1
Вопросы и задания по теме «Право собственности» (групповой метод обучения)
№ Информация, которую необходимо подготовить студентам группы № 1
1 Право собственности: понятие, содержание, виды
2 Основания возникновения права собственности
3 Основания прекращения права собственности
4 Понятие и виды общей собственности
5 Способы защиты права собственности
Окончание таблицы 1
Вопросы и задания для группы № 1
Раскройте сущность следующих составляющих права собственности: владение, пользование, распоряжение. Заполните таблицу «Виды собственности»
Виды собственности Ссылка на ст. ГК РФ Пример
Заполните таблицу «Способы приобретения права собственности»
Способы приобретения права собственности Ссылка на ст. ГК РФ Пример
Первоначальные способы приобретения права собственности
Производные способы приобретения права собственности
Заполните таблицу «Способы прекращения права собственности»
Способы прекращения права собственности Ссылка на ст. ГК РФ Пример
Рассмотрите два вида общей собственности (общая долевая и общая совместная), выделите общее и особенное
Составьте структурно-логическую схему «Способы защиты права собственности»
1
2
3
4
5
Ролевая игра — эффективная отработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться участники семинара (например, аттестация, защита или презентация какой-либо наработки и др.) Ролевая игра позволяет приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в жизни, поскольку игроки самостоятельно анализируют сложившуюся по ходу игры ситуацию, за счет чего достигается самоорганизация участников [8]. В игре познавательное действие, включенное в контекст социально и личностно значимой ситуации, обретает иную мотивацию и смысловую структуру. Вместо традиционной установки на запоминание и ответ возникает цель реального достижения, а сам процесс учения приобретает черты непроизвольности, состязательности, сотрудничества, методологической рефлексии [5]. Ролевая игра дает студентам возможность не только почувствовать, но и осознать необходимость самоконтроля своей учебной деятельности на практике. Проигрывание определенной сценарием роли, отождествление (идентификация) с ней помогают студентам обрести определенный опыт поведения, а также установить связь между своими действиями и их последствиями на основе анализа своих переживаний.
Непосредственно перед началом ролевой игры все студенты должны быть ознакомлены с исходной информацией: предлагаемой игро-
вой ситуацией, ее участниками, их статусом, системой взаимодействия друг с другом и др.
Ролевая игра «Экзамен»
Цель ролевой игры — актуализация готовности студентов к самоконтролю, путем использования последнего в практической деятельности.
1. Образовательный аспект — расширение представлений студентов о самоконтроле и необходимости его использования в учебной деятельности.
2. Развивающий аспект — развитие памяти, речи, внимания, логического мышления, способности к поиску ответов на поставленные вопросы.
3. Воспитательный аспект — формирование критичности, сдержанности, уважения к мнению других участников игры, воспитание осознания принадлежности к коллективу.
Порядок проведения ролевой игры.
I. Всем участникам предлагается представить следующую штатную учебную ситуацию — экзамен. Позиция преподавателей — оценка знаний студентов в зависимости от своего стиля педагогического общения и критериев оценивания полученных результатов; позиция студентов — успешная сдача экзамена.
II. Формирование групп и распределение ролей.
Первая группа: преподаватели — 3 человека (классификация М. Талена):
— преподаватель «Сократ» — носитель передовых идей, требует от студентов нестандартных ответов и решений, интересных доказательств своей точки зрения, стремится к обсуждению с каждым студентом смысла решаемой задачи, любит споры и дискуссии;
— преподаватель «Менеджер» — взвешивает все «за» и «против» в ответе студента, с пониманием относится к стандартным и нестандартным ответам и способам решения задач, поощряет инициативу и самостоятельность;
— преподаватель «Генерал» — консерватор, скептик, противник новых идей и нестандартных решений, как правило, требует дословного знания лекционного материала, избегает двусмысленности, подчеркнуто требователен.
Вторая группа: студенты — 12 человек; третья группа: арбитраж — независимые экс-
перты, которые будут судить о ходе игры и полученных результатах со стороны, не участвуя в самом процессе (4-5 человек).
III. Каждый из студентов должен «сдать» экзамен как минимум двум преподавателям, чтобы почувствовать разницу в стиле преподавательской деятельности. В зависимости от разной ситуации студенты должны привести убедительные доводы своей правоты, отстоять свою точку зрения, не растеряться в момент дополнительных вопросов, то есть проконтролировать себя (свою деятельность).
В качестве примера приведена ролевая игра «Экзамен» по теме «Социальная структура общества» в рамках изучения социологии. Каждый из трех «студентов-преподавателей» получает свою группу вопросов с рекомендациями о том, как следует их задавать, учитывая разные стили педагогического общения (табл. 2).
Таблица 2
Рекомендации студентам, исполняющим роли преподавателей в ходе импровизированного экзамена по теме «Социальная структура общества»
(ролевая игра)
Тема: Социальная структура общества 1. Социальная структура общества: социальная дифференциация и социальная стратификация 2. Социальная структура современного западного общества 3. Социальная структура современного российского общества 4. Социальная мобильность 5. Миграция
Рекомендации для студента, играющего роль преподавателя «Сократ» Вопросы, которые задает преподаватель «Сократ», направлены на анализ полученного теоретического материала. Такие вопросы нацеливают студента на нестандартный ответ и мобилизацию всех знаний по изучаемой теме: 1. В чем отличие понятий «социальная дифференциация» и «социальная стратификация» и что их объединяет? 2. Сравните признаки социальной дифференциации современного западного и российского общества, что общего и особенного в них? 3. В стратификации современного западного общества врачей можно отнести как к высшему-среднему, так и низшему-среднему классу, почему так происходит?
Рекомендации для студента, играющего роль преподавателя «Менеджер» Вопросы, задаваемые преподавателем «Менеджер», направлены на пересказ фактического материала с обязательным использованием своих примеров: 1. По каким критериям человека можно отнести к среднему классу в современном западном обществе? 2. Что представляет собой базовый слой современного российского общества, какие категории населения входят в него? 3. Что такое восходящая вертикальная мобильность? Приведите примеры
Рекомендации для студента, играющего роль преподавателя «Генерал» Вопросы, которые задает преподаватель «Генерал», направлены на практически дословный пересказ полученных на лекции знаний: 1. Что такое страта? 2. Назовите самый многочисленный класс в современном западном и в современном российском обществе? 3. Что такое горизонтальная мобильность?
Подведение итогов, раскрывающее причины получения тех или иных результатов, так же важно, как и сама игра, иначе приобретенные
навыки будут быстро утрачены. Ролевая игра стимулирует обсуждение действий студента как участника группового взаимодействия,
создает предпосылки для отслеживания внешними наблюдателями и самим обучающимся результативности решения им задач (в ходе и в финале игры) [7]. Осуществить послеигро-вую рефлексию или отрефлексировать итоги взаимодействия — значит осуществить участниками игрового занятия публичное размышление по поводу совместной работы, сделать анализ ее продуктивности или неэффективности. С этой целью участники игры и представители арбитража должны высказать свое мнение, суждение, которые не могут быть оценены как верные или неверные. Послеигровая рефлексия предполагает обсуждение не в контексте «критики высказываний», а в режиме «замечаний по поводу услышанного», именно корректность обсуждения результатов помогает избежать эмоционального накала аудитории и отторжения игрового вида деятельности. Ниже представлены вопросы, на которые необходимо ответить участникам ролевой игры:
1. Какие переживания и эмоции Вы испытали в ходе игры?
2. Как Вы сами оцениваете выполнение своей роли?
3. Вы удовлетворены или нет результатами игры и почему?
4. Как Вы думаете, пригодится ли Вам полученный опыт?
5. Хотели бы Вы что-нибудь изменить, если бы вновь оказались в подобной ситуации?
Рецензирование — письменный анализ научного, учебного или художественного произведения, включающий комментирование основных положений, выражение своего отношения к произведению; аргументированную оценку и выводы о значимости и достоинствах рецензируемого произведения, а также указания на его недостатки [2]. Главная цель любого рецензирования, которое применяется в различных областях знания, в том числе и в педагогической практике, — удостовериться и в необходимых случаях добиться от автора следования стандартам, принятым в конкретной области или науке в целом. Рецензирование как метод актуализации готовности студентов к самоконтролю имеет ряд своих преимуществ, таких как развитие внимательности, поскольку проверка студентами работ друг друга требует высокой сосредоточенности; воспитание добросовестного отношения к делу, ведь необходимо дать четкую, аргументированную, объективную оценку действиям своего одногруппника.
Рецензирование студентами письменных работ друг друга целесообразно и удобно при
проведении небольших (на 15-20 минут), проверочных, самостоятельных, кратко оформляемых работ. Студенты обмениваются выполненными работами, проверяют их и в конце пишут отзыв. Необходимо отметить, что предварительно каждого из студентов необходимо ознакомить с планом письменной рецензии.
План письменной рецензии
1. Ф. И. О. рецензента, группа, курс
2. Теоретическая часть работы
• Верно ли сформулированы понятия, раскрыта ли их суть?
• Верно ли раскрыта суть основных положений предложенных теорий?
• Верно ли обозначены все признаки того или иного изучаемого объекта или явления?
• Верно ли раскрыта суть предложенных типологий?
3. Практическая часть работы
• Приведены ли примеры, и соответствуют ли они изложенному теоретическому материалу?
• На Ваш взгляд, раскрыта ли суть вопросов на размышление, привел ли автор убедительные доказательства своей позиции?
4. Общее впечатление
• Последовательно ли изложен материал, не нарушена ли логика?
• Представленный материал отличается полнотой и глубиной?
• Аккуратно ли выполнена работа?
5. Ваши дополнительные замечания.
Студенты не просто оценивают работу друг друга согласно представленному выше плану рецензии, но и имеют право вносить определенные поправки, дополнения, правильные, по их мнению, примеры («Верным примером данного закона является...», «Следует назвать такие факты, как.», «Необходимо дополнить, что.» и т. д.). Окончательная оценка ставится студенту не только за выполнение собственно задания, но и за правильную, четкую и добросовестную рецензию на ответ своего товарища.
Использование рецензирования устных ответов друг друга целесообразно при озвучивании небольших сообщений на 10-15 минут, так как в течение практического занятия необходимо обсудить и оценить выступления нескольких докладчиков. Данная процедура нацелена на активную мыслительную деятельность, мобилизацию внимания и влечет дополнительную ответственность, поскольку предполагает переложение части функций преподавателя
на студентов. Отметим, что данный вид работы первоначально сложен для многих студентов, поэтому последних необходимо ознакомить с планом устной рецензии.
План устной рецензии
1. Ф. И. О. докладчика, название работы
2. Теоретическая часть
• Соответствует ли фактический материал заявленной теме?
• Полностью ли докладчик раскрыл тему?
• Не нарушена ли, на Ваш взгляд, последовательность и логика изложения материала?
• Считаете ли Вы представленный докладчиком материал понятным, интересным и простым в понимании?
• Изложен ли материал стилистически грамотно и верно?
3. Практическая часть
• Соответствуют ли приведенные докладчиком примеры сути излагаемого материала?
• Какое количество источников было использовано при подготовке к сообщению?
4. Общее впечатление
• Придерживался ли докладчик заранее оговоренного плана?
• Как Вы оцениваете ораторские умения докладчика (эмоциональность, выразительность речи и др.)?
• Оцените качество проделанной работы, обозначьте основные ее достоинства и недостатки.
• Что нового Вы почерпнули и узнали из представленного сообщения, обогатило ли это Ваши знания?
Взаимопроверка тестовых заданий, как метод обучения обладает следующими характеристиками: активизацией познавательной деятельности студентов, поскольку взаимопроверка требует глубокой проработки материала и знания всех возможных вариантов ответов; развитием умений действовать в ситуации выбора; осознанием своих сильных и слабых сторон за счет включения в самоанализ своей учебной деятельности; формированием внимательности и ответственности, поскольку необходимо не только справиться со своим заданием, но и качественно проверить выполненное задание своего товарища.
Студентам целесообразно раздать тесты (разные варианты) и оговорить время на выполнение данного задания, примерно 10 минут. После окончания отведенного времени, студенты должны обменяться заполненными
тестовыми материалами и проверить работы друг друга, причем проверка работ осуществляется без помощи «ключа». Студенты самостоятельно оценивают правильность ответов, исходя из своих знаний по предмету. Оценивание данного задания целесообразно рассчитывать через две составляющие: первая — за выполненный тест, вторая — за проверку теста. В качестве примера приведем несколько тестовых вопросов по теме «Конституционно-правовой статус личности» в рамках изучения курса правоведения (табл. 3). В столбце «Ответы» таблицы свой вариант ответа ставит студент, непосредственно выполняющий тест, в столбце «Оценка» студент, проверяющий тест, оценивает его правильность при помощи знаков «+» или «-».
Таблица 3
Тесты по теме «Конституционно-правовой статус личности» (взаимопроверка тестовых заданий)
Вопросы и варианты ответов — вариант № 1 Ответы Оценка
1. Согласно ст. 21 Конституции РФ, достоинство личности охраняется: а) судом; б) Президентом РФ; в) государством; г) профсоюзами
2. Право на неприкосновенность частной жизни включает: а) личную и семейную тайну; б) защиту чести и доброго имени; в) авторское право; г) личную неприкосновенность
Вопросы и варианты ответов — вариант № 2 Ответы Оценка
1. Достоинство личности в РФ: а) может умаляться по приговору суда; б) может умаляться по заключению судебно-медицинской экспертизы; в) не должно умаляться; г) может не гарантироваться в отношении недееспособных лиц
2. Неприкосновенность жилища может быть нарушена: а) на основании федерального закона; б) на основании судебного решения; в) по постановлению прокурора; г) по постановлению следователя
Таким образом, использование в педагогической практике методов актуализации готовности студентов к самоконтролю, таких как групповой метод работы, ролевая игра, рецензирование студентами письменных и устных ответов друг друга, взаимопроверка тестовых заданий, — позволяет студентам сопоставить свой способ и результат работы со способом и результатом работы своих од-ногруппников, выявить допущенные ошибки и найти наиболее рациональные способы их решения.
1. Об образовании в Российской Федерации: фед закон от 29.12.2012 № 237-Ф3 (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 53 (ч.1). — ст. 7598.
2. Бердичевский А. Л., Соловьева Н. Н. Русский язык: сферы общения. — М. : Русский язык, 2002. — 150 с.
3. Бодрова Е. В. Определяющий фактор повышения эффективности гуманитарной подготовки в высшей школе — его профессиональная ориентация [Электронный ресурс] // URL: www.mosgu.ru/nauchnaya/ publications/2007/professor.ru/Bodrova_EV/2.
4. Добрынина В. И., Кухтевич Т. Н. О совершенствовании учебных программ социально-гуманитарного цикла в контексте современности // Высшее образование в России. — 2010. — № 8/9. — С. 37-40.
5. Жданова Г. А., Касаткина Н. Э. Гуманитаризация процесса подготовки будущего специалиста в техническом вузе. — Кемерово : КемТИПП, 2009. — 188 с.
6. Конышева А. В. Групповой метод обучения // Высшее образование в России. — 2010. — № 7. — С. 139-146.
7. Куприянов Б. В. Ролевая игра как инструмент интерактивного высшего профессионального образования // Профессиональное образование в России за рубежом. — 2012. — № 1(5). — С. 72-75.
8. Панина Т. С., Вавилова Л. С. Современные методы активизации обучения. — М. : Академия, 2008. — 176 с.
9. Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза / под ред. Н. Э. Касаткиной. — Кемерово : КРИРПО, 2011. — 184 с.