УДК 612.821:612.766.1
МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ КАК НОВЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ
Н.А. ФУДИН, Ю.Е. ВАГИН, С.Я. КЛАССИНА*
Теория функциональных систем организма описана применительно к спортивной деятельности. Показана роль потребности и мотивации к достижению спортивных результатов, спортивных навыков, внешней информации, эмоций и тренерской установки в формировании физиологических возможностей спортивной деятельности. Описано значение акцептора результатов спортивной деятельности. Концепция системного квантования поведения применена теоретически и практически в тренировочном процессе. Проанализировано значение «физиологической цены» достижения спортивных результатов.
Ключевые слова: функциональная система, системное квантование поведения, мотивация, память, эмоции, установка, физиологические возможности спортивной деятельности, спортивные результаты.
Воспитание спортсменов высокого класса представляет собой сложный многофакторный процесс, включающей тренировочную подготовку и совершенствование навыков спортивного мастерства в избранном виде спорта. Исследования спортивной и тренировочной деятельности на современном этапе спортивного движения оснащаются новейшими достижениями медикобиологической науки и других смежных научных дисциплин [7].
Мотивация спортсмена всегда ориентирована на достижение высокого спортивного результата. При этом результативная деятельность спортсменов формируется как во время тренировочного процесса, так и в процессе соревновательной деятельности.
Спортивный результат обеспечивается специфическими адаптивными изменениями различных функциональных систем организма в процессе тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов. Поэтому спортивную деятельность как многофакторный процесс целесообразно изучать с позиций теории функциональных систем организма.
Системная организация спортивной деятельности. Поведение человека и животных является совокупностью двигательных актов, действий и поступков, изменяющих взаимоотношение организма с окружающей его средой. Теория функциональных систем применительно к спортивной деятельности рассматривает поведение как совокупность действий организма определяемых будущим спортивным результатом [13].
Теория функциональных систем базируется на нескольких ведущих постулатах: 1) результат деятельности как ведущий, системообразующий фактор; 2) саморегуляция как общий принцип организации функциональных систем; 3) изоморфизм функциональных систем различного уровня; 4) взаимосодействие органов и тканей для достижения конечного результата; 5) иерархия функциональных систем; 6) мультипараметрическое регулирование взаимодействий между функциональными системами [16].
Системообразующим фактором целенаправленного поведения спортсмена является планируемый спортивный результат (рис. 1). Несколько психофизиологических процессов формируют новые физиологические возможности спортсмена, определяющие своеобразие его спортивной деятельности в различных видах спорта.
Рис. 1. Центральная архитектоника доминирующей функциональной системы спортивной деятельности.
Мотивационная потребность в спортивной деятельности
ФГБУ НИИ нормальной физиологии им. П. К. Анохина РАМН, ул. Моховая, 11, стр.4, г. Москва, 125009, e-mail: [email protected]
является базисной побудительной причиной целенаправленного поведения спортсмена. Механизмы этой потребности, как и любой другой социальной потребности, включают биохимические реакции в нейронах головного мозга, осуществляющие процессы мышления сначало на неосознанном уровне.
Мотивационная потребность переводится в нейронах подкорковых центров головного мозга в мотивационное возбуждение при достижении внутренней потребности критического уровня, и мотивация спортивной деятельности осознается. Показано, что мотивационное возбуждение при биологических потребностях распространяется из гипоталамуса к коре больших полушарий мозга, захватывая лимбическую систему и ретикулярную формацию [14]. Можно предполагать, что нейрофизиологические механизмы спортивной мотивации не отличаются от механизмов других мотиваций. Мотивация сопровождается эмоциональной окраской, влияющей на спортивную деятельность.
Мотивация спортивной деятельности взаимодействует в головном мозге с другими социальными и биологическими мотивациями по доминантному принципу [14]. Мотивация спортивной деятельности удовлетворяется, когда ее сила превалирует над величинами других мотиваций. При этом функциональная система спортивной деятельности становится доминирующей, определяющей поведение спортсменов направленное на достижение спортивных результатов.
Существенное значение для организации адекватной спортивной деятельности имеют отработанные в ходе тренировок спортивные навыки выполнения отточенных спортивных движений с помощью определенной группы мышц локомоторного аппарата. Мотивация помогает извлечь накопленный спортивный опыт из памяти, и каждое удачное удовлетворение спортивной мотивации сохраняется в памяти. Оптимум мотивации зависит от подготовленности спортсмена к соревнованию в процессе тренировок. При недостаточной подготовке спортсмена требуется более сильная мотивация для достижения спортивного результата. При достаточной подготовке спортсмена его мотивация должна быть оптимальной [19].
Постоянно поступающая в мозг спортсмена внешняя информация об окружающих событиях в процессе тренировочной и соревновательной деятельности модулирует поведение спортсмена в соответствии с возникающей ситуацией. Внимание, как отдельный психофизиологический процесс, направляет сознание спортсмена на активный анализ внешней обстановки, способствующей или препятствующей достижению спортивного результата [4,10].
Субъективная оценка спортсменом его внутреннего состояния выражается эмоциями. Эмоционально оценивается как мотивация, так и уровень спортивного мастерства и внешняя информация. Эмоциональное напряжение может способствовать или препятствовать достижению спортивного результата [15]. Влияние эмоционального фона на результат спортивной деятельности подчиняется закону оптимума мотивационно-эмоционального напряжения. Отсутствие эмоций характерно для недостаточно тренированного, а значит и незаинтересованного спортсмена в достижении спортивного результата. Гиперэмоциональное напряжение связано с неуверенностью спортсмена в его подготовке к соревнованиям. Неоправданное волнение спортсмена может быть причиной спортивных травм и неудач выступления на спортивных соревнованиях. При эмоциональном напряжении, адекватном его физической подготовке достигается наиболее высокий спортивный результат [11,22].
Взаимодействие мотивации, накопленного опыта, внешней информации и эмоционального настроя создает у спортсменов определенную установку на достижение планируемого спортивного результата [6]. При этом сознание спортсменов концентрируется на внутренних и внешних процессах способствующих спортивной деятельности. Другие внешние раздражения и внутренние психофизиологические процессы становятся посторонними и временно исключаются из мыслительно-эмоциональных процессов мозга. Сознание спортсменов настолько концентрируется на спортивной деятельности, что другие внешние события им временно не замечаются.
Установка сознания спортсменов на достижение спортивного результата корректируется словесной командой тренера. Указания опытного тренера дают возможность спортсмену правильно выполнить определенную последовательность необходимых действий в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Советы и указания тренера являются доминирую-
щим компонентом формирования установки сознания спортсмена на достижение высокого спортивного результата. Сформированная инструкцией установка тренера предрасполагает спортсмена к успешной спортивной деятельности.
Описанные психофизиологические процессы формируют стимулирующие физиологические возможности поведения спортсменов. При этом физиологические возможности целенаправленного поведения являются интегральным параметром, который может быть количественно измерен с помощью специальных субъективных вопросников [17].
Согласно представлениям о внутримозговой организации целенаправленного поведения спортсмена взаимодействие внутренней и внешней информации происходит в мозге на стадии афферентного синтеза [13,16]. Афферентный синтез психофизиологических процессов заканчивается принятием решения о способах достижения спортивного результата.
Одновременно формируется акцептор будущего спортивного результата. В акцептор результата действия закладывается информация о предполагаемых параметрах будущего спортивного результата. Акцептор результата действия является аппаратом предвидения будущего спортивного результата. В нем хранится информация в виде механизмов кратковременной памяти о предстоящих спортивных действиях спортсмена и физиологических параметрах, обеспечивающих спортивный результат.
Информация о параметрах спортивного результата возвращается в центральную нервную систему, где происходит его логическая и эмоциональная оценка. В случае совпадения параметров планируемого результата с параметрами достигнутого результата формируются положительные эмоции, которые запоминаются и стимулируют последующее успешное выступление спортсмена на соревнованиях. При несовпадении этих параметров возникают отрицательные эмоции, которые заставляют переосмыслить тренировочный процесс с целью получения запланированного спортивного результата в предстоящих соревнованиях [13,16].
Системное квантование спортивной деятельности. В развитие теории функциональных систем организма разработана концепция системного квантования процессов жизнедеятельности. В соответствии с этой концепцией функциональные процессы организма складываются из отдельных дискретных системок-вантов, направленных на удовлетворение ведущих потребностей организма. Каждый системоквант является этапом жизнедеятельности индивидуума от возникновения потребности в сохранении постоянства внутренней среды организма до ее удовлетворения. Последовательное, иерархическое и конкурентное удовлетворение потребностей организма переводит дискретный процесс системного квантования функциональных процессов организма в континуум процессов жизнедеятельности [16,21].
Системокванты поведения обладают дискретными и волновыми свойствами. Каждый системоквант поведения имеет своеобразную организация, отличающую его от предыдущих и последующих системоквантов. В тоже время системокванты не изолированы от предыдущих и последующих событий. Каждый предыдущий системоквант оказывает некоторое влияние на организацию последующего системокванта. Кроме того, волновые процессы происходят внутри каждого системокванта при достижении этапных результатов [5].
Континуум спортивной деятельности складывается из сис-темоквантов поведения спортсменов, последовательно сменяющих друг друга. Каждый системоквант направлен на удовлетворение ведущей в данный момент спортивной потребности организма. Системокванты спортивной деятельности представляют собой дискретные отрезки физической активности спортсменов от начала их действий по удовлетворению его социальной потребности до достижения потребного спортивного результата [3,18]. Закономерности организации системоквантов поведения включают описанные П.К. Анохиным внутримозговые процессы организации целенаправленного поведения [16,21].
Простые формы спортивной деятельности могут состоять из одного двигательного акта, ведущего к достижению результата поведения. Однако чаще для достижения конечного результата поведения спортсмены осуществляю последовательность комлек-са двигательных актов с достижением промежуточных результатов поведения.
Информация о промежуточных результатах спортивной деятельности поступает в мозг для ее оценки. При достижении этапного результата поведения потребность в спортивном результате
частично удовлетворяется. Это сопровождается уменьшением мотивации спортивной деятельности. При отсутствии достижения этапного результата поведения потребность спортсменов не удовлетворяется, и мотивация спортивной деятельности не уменьшается. Внешние факторы могут вносить изменения в организацию процессов системоквантов спортивной деятельности, помогая или мешая достижению потребного спортивного результата.
Результат спортивной деятельности складывается из промежуточных и конечного результатов. Системоквант спортивной деятельности завершается полным удовлетворением внутренней потребности спортсменов к достижению высокого спортивного результата. Одновременно происходит позитивная логическая и эмоциональная оценка достигнутого потребного результата. После окончания системокванта спортивной деятельности немедленно начинается очередной системоквант поведения спортсменов, направленный на восстановление функций организма, и подготовку к последующей спортивной деятельности.
Показано, что количественный анализ системоквантов спортивной деятельности открывает новые перспективы в исследовании тренировочного и соревновательного процесса спортсменов [1].
Концепция системного квантования процессов жизнедеятельности стала основой для исследования тренировочного процесса спортсменов на велоэргометре. Каждый системоквант тренировочного процесса спортсменов включал 9 этапов: 1 - исходное состояние спортсменов до физической нагрузки, 2 - вход спортсменов в разминку, 3 - разминка спортсменов, 4 - вход спортсменов в нагрузку, 5 - дозированная субмаксимальная физическая нагрузка спортсменов, 6 - выход спортсменов из нагрузки, 7 - восстановлении физиологических функций спортсменов, 8 - окончание восстановления физиологических функций спортсменов, 9 - последействие нагрузки спортсменов и их отдых (рис. 2).
Рис. 2. Системоквант тренировочного процесса спортсменов.
(н), (с), (к) - начало, середина и конец восстановления физиологических функций спортсменов
Каждый этап системокванта тренировочного процесса спортсменов заканчивался определенным поведенческим этапным результатом и субъективно оценивался спортсменами. Окончательным результатом тренировочного процесса для каждого спортсмена было успешное выполнение всех последовательных этапов системокванта спортивной деятельности. Системоквантовый подход к исследованию тренировочного процесса спортсменов давал возможность сопоставлять изменяющиеся в динамике физиологические параметры с этапными результатами тренировки каждого спортсмена.
Динамика физиологических показателей в процессе тренировки спортсменов. В ходе тренировочного процесса спортсменов исследовали различные функциональные показатели их жизнедеятельности. В качестве примера приведена кардиоин-тервалограмма, зарегистрированная по длительности Я-Я интервалов на ЭКГ, одного из спортсменов в ходе его индивидуальной тренировки. Тренировку спортсмена проводили на велоэргометре, и она включала разминку, нагрузку и восстановление. Переход от одного вида спортивной деятельности к другому виду происходил по инструкции тренера. До и после тренировки у спортсмена регистрировали кардиоинтервалограмму в покое.
Во время исходного преднагрузочного состояния спортсмена длительность кардиоинтервалов оставалась на постоянном уровне с определенным разбросом вокруг средней величины (рис. 3).
Рис. 3. Кардиоинтервалограмма спортсмена в ходе тренировки.
1—9 - этапы системокванта тренировочной деятельности спортсмена:
1 - функциональный покой, 2 - вход в разминку, 3 - разминка,
4 - вход в нагрузку, 5 - нагрузка, 6 - выход из нагрузки, 7 - середина восстановления, 8 - окончание восстановления, 9 - последействие нагрузки. сек - длительность Я-Я интервалов по ЭКГ, мин - длительность этапов
При разминке спортсмен вращал педали велоэргометра с произвольной частотой, вызывающей у спортсмена субъективные ощущения аналогичные ощущениям при велосипедной прогулке. Разминка состояла из двух этапов. Результатом первого этапа был переход спортсмена из состояния покоя в состояние двигательной активности без субъективного напряжения. При этом длительность кардиоинтервалов прогрессивно уменьшалась. Разброс длительности кардиоинтервалов становился меньше. Результатом второго этапа было поддержание выбранной спортсменом скорости вращения педалей велоэргометра без субъективного ощущения мышечного утомления. Это сопровождалось стабилизацией длительности кардиоинтервалов с меньшим разбросом, чем в покое.
При физической нагрузке спортсмен увеличивал скорость вращения педалей велоэргометра. Величину нагрузки спортсмена контролировал экспериментатор по величине минимальной длительности кардиоинтервалов, предварительно вычисленной индивидуально для каждого спортсмена. Нагрузка состояла из двух этапов: вход в нагрузку и удержание нагрузки на заданном уровне. Результатом первого нагрузочного этапа было изменение тренировочной активности спортсмена от разминки к требуемой тренером нагрузки. Длительность кардиоинтервалов еще больше уменьшалась, разброс становился минимальным. Результатом второго этапа было поддержание интенсивной скорости вращения педалей велоэргометра, при которой длительность кардиоинтервалов не становилась ниже критической величины. Это сопровождалось стабилизацией длительности кардиоинтервалов с незначительным разбросом.
Восстановление физиологических параметров спортсмена после нагрузки состояло из трех этапов: начало восстановления при выходе спортсмена из нагрузки, середина восстановления его физиологических функций и окончание восстановления. На первом этапе спортсмен уменьшал скорость вращения педалей в течение 1 минуты до полной остановки велоэргометра. Результатом этого этапа был переход спортсмена от напряжения к покою. Длительность кардиоинтервалов начинала увеличиваться. Постепенно увеличивался разброс длительности кардиоинтервалов. На втором и третьем этапе спортсмен восстанавливал физиологические функции после выполнения интенсивной физической работы. Длительность кардиоинтервалов постепенно возвращалась к фоновому уровню, а разброс значительно увеличивался.
Во время отдыха спортсменов после восстановления их физиологических функций длительность кардиоинтервалов оставалась меньше контрольного уровня до начала тренировочного процесса. Разброс длительности кардиоинтервалов был меньше, чем в фоне.
Информационно значимые физиологические показатели спортсменов. Исходное психофизиологическое состояние спортсменов оценивали с помощью вопросников [9]. Самочувствие, активность и настроение оценивали по анкете САН. Мотивацию к достижению высокого спортивного результата определяли по специальному вопроснику. Степень эмоционального напряжения определяли по анкете С. Д. Спилбергера.
Обследование спортсменов во время тренировок включало динамическую регистрацию ряда физиологических параметров. Измеряли артериальное давление и частоту дыхания. Регистрировали электромиограмму мышц голеней и бедер. Измеряли уровень потребления кислорода и объем выделенного углекислого газа. Определяли дыхательный коэффициент и уровень энергоза-
трат [20]. Регистрировали электрокадиограмму (ЭКГ) с последующим анализом амплитуды и длительности зубцов и сегментов ЭКГ. По ЭКГ определяли показатели вариабельности сердечного ритма и параметры спектрального анализа сердечного ритма.
Расчетным путем определяли должный основной обмен, индекс массы тела, индекс Робинсона [23], вегетативный индекс Кердо. ударный объем крови, минутный объем кровотока, общее периферическое сопротивление, индекс кардиореспираторной синхронизации Хильдебрандта.
Одним из наиболее информативных показателей оценки степени тренированности спортсмена был уровень удельной частоты сердечных сокращений (ЧСС'). ЧСС' = ЧСС / ю, где ЧСС -частота сердечных сокращений, ю - угловая скорость вращения педалей велоэргометра. ю = 2пп, где п - число оборотов педалей в минуту. ЧСС' измеряют в количестве сердечных ударов за один оборот педалей велоэргометра.
Была исследована динамика удельной частоты сердечных сокращений на различных этапах системокванта тренировки спортсмена при увеличении физической нагрузки. Физическую нагрузку дозировали по максимальной величине частоты сердечных сокращений. При первой тренировке спортсмен обязан был удерживать частоту сердечных сокращений на уровне 90 ударов в минуту при вращении педалей велоэргометра. При второй тренировке - на уровне 95 уд/мин и при третьей - 100 уд/мин.
Во время разминки удельная частота сердечных сокращений не изменялась в ходе трех тренировок (рис. 4). На этапе нагрузки удельная частота сердечных сокращений уменьшалась в два раза по сравнению с разминкой. При этом она оставалась постоянной независимо от изменения нагрузки. Это было связано с одновременным увеличением частоты сердечных сокращений и угловой скоростью вращения педалей велоэргометра.
3 -1 ЧСС'
1 2 3 П
Рис. 4. Динамика удельной частоты сердечных сокращений на трех этапах системокванта тренировочной деятельности спортсменов при увеличении нагрузки
Светлые столбики - на этапе разминки, серые столбики - на этапе входа в нагрузку, темные столбики - на этапе нагрузки, п -номер 1-3 тренировки спортсмена с увеличивающейся нагрузкой, ЧСС' - удельная частота сердечных сокращений, отражающая количество сердечных ударов за один оборот педалей велоэргометра, ** - уровень значимости отличия ЧСС' на этапах второй и первой тренировок, а также на этапах третьей и первой тренировок р<0,005.
На этапе входа в нагрузку после разминки удельная частота сердечных сокращений достоверно уменьшалась при увеличении физической нагрузки. Это было связано с увеличением угловой скорости вращения педалей велоэргометра и запаздыванием увеличения частоты сердечных сокращений относительно метаболических потребностей организма.
Чем лучше был подготовлен спортсмен, тем на меньшую величину изменялась удельная частота сердечных сокращений при увеличении нагрузки. Удельная частота сердечных сокращений служила надежным индикатором физических резервов спортсмена.
Спортивный результат и функциональная цена его достижения. При исследовании тренировочного процесса спортсменов учитывали их различную степень подготовки к спортивной деятельности. Тренировка спортсмена проводили в режиме постепенного увеличения физической нагрузки. Максимальная нагрузка не превышала физиологических возможностей спортсмена, чтобы не вызвать срыва регуляторных процессов функциональных систем организма, что может привести к нарушению
здоровья человека. Такой подход к тренировочному процессу соответствует представлениям о необратимом истощении функциональных резервов при экстремальных или изнурительных физических нагрузках [2].
Максимальный уровень физической нагрузки определяли индивидуально для каждого спортсмена по максимально допустимой частоте сердечных сокращений во время тренировки (ЧССтрен) [8].
ЧССтрен = ЧССпокоя + 0,6 • (ЧССмакс - ЧССпокоя) где для мужчин ЧССмакс= 220-возраст, для женщин ЧССмакс = 210 - возраст.
Было проведено обследование спортсменов при тренировке их на беговой дорожке. Тренировочный процесс имитировал прохождение спортсменом беговой трассы при увеличивающейся физической нагрузке. В соответствие с традиционной методикой физическая нагрузка увеличивалась 9 раз ступенчато через каждые 3 минуты [24]. Интенсивность физической нагрузки увеличивалась от 2,3 метаболических единиц на первой ступени нагрузки до 19,3 метаболических единиц на 9-ой ступени. Метаболические единицы измерения интенсивности нагрузки отражают уровень потребления спортсменом кислорода.
Было установлено, что при увеличении нагрузки общее периферическое сосудистое сопротивление кровотоку понижалось, а частота сердечных сокращений и ударный объем крови увеличивались. При этом вегетативный индекс Кердо повышался, что отражало увеличение тонуса симпатоадреналовой системы. Одновременно увеличивался индекс Робинсона, который отражал физическую работоспособность спортсмена и прямо зависел от систолического давления и частоты сердечных сокращений [23].
На 9 максимальной ступени физической нагрузки величина частоты сердечных сокращений подчинялась закону оптимума мотивации. Средний уровень мотивации спортсмена к достижению спортивного результата сопровождался наибольшей частотой сердечных сокращений, что соответствовало кислородному запросу организма спортсмена, и уменьшало его кислородный долг перед функционирующей скелетной мускулатурой и миокардом (рис. 5).
Рис. 5. Зависимость удельной частоты сердечных сокращений (ЧСС ) от мотивации (М) спортивной деятельности. ЧСС' - частота сердечных сокращений в % от максимально допустимой частоты сердечных сокращений, М - уровень мотивации спортсменов в % от максимально возможной мотивации к достижению высокого спортивного результата Достижение промежуточных и конечного спортивного результата сопровождались изменениями работы гомеостатических функциональных системах организма. Совокупность изменений гомеостатических параметров организма можно характеризовать как «физиологическую цену», которой платят спортсмены при достижении спортивных результатов. Показано, что «физиологическая цена» увеличивается при увеличении физической нагрузки. Молодые спортсмены платят меньшую «физиологическую цену» по сравнению с более опытными спортсменами [12].
Заключение. Применение общей теории функциональных систем организма к тренировочному процессу спортсменов позволило проанализировать психофизиологические механизмы организации целенаправленного поведения спортсменов. Выяснена роль внутренней потребности, мотивации, спортивных навыков, внешней информации, эмоций и тренерской установки в формировании движущей силы спортивной деятельности. Показано значение акцептора спортивного результата в головном мозге спортсменов и роль обратной афферентации от параметров спортивного результата. Концепция системного квантования поведения стала теоретической основой для дискретного анализа тренировочной и соревнова-
тельной деятельности спортсменов. Сопоставление функциональных перестроек в гомеостатических функциональных системах организма с промежуточными и конечным спортивным результатом позволило определить «физиологическую цену» достижения этих результатов. Системное исследование тренировочного процесса спортсменов стало научно-обоснованным методом подготовки спортсменов. Системный подход позволил оптимизировать тренировочный процесс, адекватно оценить и спрогнозировать функциональное состояние спортсменов при достижении промежуточных и конечного спортивного результата, своевременно предотвратить срывы адаптации спортсменов к возрастанию нагрузки, активизировать функциональные резервы спортсменов с помощью реабилитационных процедур.
Литература
1. Вагин, Ю.Е. Колебательная модель системоквантов поведения / Ю.Е. Вагин, К.В. Судаков // Известия РАН. Теория и системы управления.- 2008.- № 6.- С. 166-176.
2. Волков, В.Н. Теоретические основы и прикладные аспекты управления состоянием тренированности в спорте / В.Н. Волков.- Челябинск: Факел, 2001.- 252 с.
3. Дудник, Е.Н. Сравнительный анализ психофизиологических показателей системоквантов результативной деятельности физически тренированных и нетренированных лиц / Е.Н.Дудник [и др.]. // Физиология человека.- 2007.- Т 33.- №4.- С. 101-108.
4. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П.Ильин.- СПб.: Питер, 2008.- 352 с.
5. Кванты жизнедеятельности / К.В. Судаков [и др.].- М.: Моск. мед. академия, 1993.- С. 5- 35.
6. Лукацкий, М.А. Психология / М.А. Лукацкий, М.Е. Ост-ренкова.- М.:ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 584 с.
7. Фудин, Н. А. Медико-биологические технологии в спорте / Н.А. Фудин, А.А. Хадарцев, В. А. Орлов.- М.: Известия, 2011.460 с.
8. Михайлов, ВМ. Нагрузочное тестирование под контролем ЭКГ / В.М. Михайлов.- Иваново, 2008.- 252 с.
9. Психологические тесты / под ред. А.А. Карелиной.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- Т. 1.- 312 с.
10. Психология физической культуры и спорта / под ред. А.В. Родионова.- М.: Academia, 2010.- 368 с.
11. Симонов, П.В. Эмоциональный мозг / П.В. Симонов.-М.: Наука, 1981.- 215 с.
12. Системная саморегуляция функций организма / Тр. научн. совета по экспер. и прикл. физиологии РАМН.- М. 2011.-Т. 16.- С. 48-64.
13. Судаков, К.В. Избранные труды. Развитие теории функциональных систем / К.В. Судаков.- М.: ГУ НИИ нормальной физиологии им. П.К. Анохина РАМН, 2007.- Т. 1.- 343 с.
14. Судаков, К.В. Избранные труды. Системные механизмы доминирующей мотивации / К.В. Судаков.- М.: ГУ НИИ нормальной физиологии им. П.К. Анохина РАМН, 2008.- Т. 2.- 484 с.
15. Судаков, К.В. Избранные труды. Эмоции и эмоциональный стресс / К.В. Судаков.- М.: ГУ НИИ нормальной физиологии им. П.К. Анохина РАМН, 2012.- Т. 3.- 534 с.
16. Судаков, К.В. Функциональные системы / К.В. Судаков.- М.: РАМН, 2011.- 320 с.
17. Теория функциональных систем: концептуальные и экспериментальные аспекты .- М.: Тр. научн. совета по экспер. и прикл. физиологии РАМН, 2009.- Т. 15. - С. 156- 166.
18. Теория функциональных систем: концептуальные и экспериментальные аспекты.- М.: Тр. научн. совета по экспер. и прикл. физиологии РАМН, 2009.- Т. 15. - С. 235-252.
19. Фресс, П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже.- М.: Прогресс, 1975.- 284 с.
20. Фудин, НА. Газовый гомеостазис (произвольное формирование нового стереотипа дыхания) / Н.А. Фудин.- Тула:
Тульский полиграфист, 2004.- 216 с.
21. Эволюция терминологии и схем функциональных систем в научной школе П.К. Анохина / К.В. Судаков [и др.].- М.: Европейские полиграфические системы, 2010.- 238 с.
22. Юматов, Е.А. Системный подход как концептуальная основа исследования эмоциональных стрессов / Е. А. Юматов // Вестн. АМН СССР.- 1982.- № 2.- С. 63- 69.
23. Robinson, B. Relation of heart rate and systolic blood pressure to the onset of pain in angina pectoris / B. Robinson // Circula-