УДК 658.001.76.012.4. (075.8)
Г.В. КАЛИНИНА, А.М. КАЛИНИН, Н.П. БЕЛОВА
МЕТОДОЛОГИЯ СИСТЕМНОГО ОПИСАНИЯ ИННОВАЦИЙ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ*
Ключевые слова: инновации, инновационный потенциал.
Рассмотрены теоретические и методологические основы инновационного потенциала современной организации, а также проблемы и противоречия, требующие особого осмысления ее генерирующей силы в лице руководства, принимающего инвестиционные и инновационные решения.
G.V. KALININA, A.M. KALININ, N.P. BELOVA THE SYSTEM METHODOLOGY DESCRIPTION INNOVATION IN MARKET ECONOMY Key words: innovation, innovative potential.
In this publication discusses the theoretical and methodological foundations of the innovative capacity of modern organization, and reveals the problems and contradictions, requiring special understanding its generating forces through leadership, accepting investment and innovative solutions.
В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.
Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т.п.
Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах. Для координации работ по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) была образована Группа национальных экспертов по показателям науки и техники, которая разработала «Руководство Фраскати»1 («Предлагаемая стандартная практика для обследований исследований и экспериментальных разработок»).
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспектах. В этом смысле термины «инновация» и «инновационный процесс» близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.
Диффузия инновации - процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во
* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 09-02-00643а).
1 Документ получил такое название в связи с тем, что первая версия рекомендации была принята в г. Фраскати (Италия) в 1963 г. Последняя редакция «Руководства Фраскати» принята в 1993 г. В ней содержатся основные понятия, относящиеся к научным исследованиям и разработкам; их состав и границы; методика измерения численности персонала, занятого исследованиями и разработками, и др.
времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т.п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами, диффузия - это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. В результате диффузии возрастает количество как производителей, так и потребителей и изменяются их качественные характеристики. Непрерывность нововведенческих процессов определяет скорость и границы диффузии нововведений в рыночной экономике.
Один из важных факторов распространения любой инновации состоит в ее взаимодействии с соответствующим социально-экономическим окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии. Согласно теории нововведений Й. Шумптера, диффузия нововведений - это процесс кумулятивного увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих нововведения вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.
Й. Шумпетер считал ожидание сверхприбылей главной движущей силой принятия нововведений. Однако на ранних стадиях диффузии нововведений никто из хозяйствующих субъектов не имеет достаточной информации об относительных преимуществах конкурирующих нововведений, и хозяйствующие субъекты вынуждены внедрять одно из альтернативных нововведений под угрозой вытеснения с рынка.
Следовательно, диффузия нововведения зависит как от стратегии имитаторов, так и от количества пионерских реципиентов. Предприниматели открывают новые технологические возможности, но их реализация зависит от выбора имитатора. Вероятность доминирования на рынке будет большей для технологии, применяемой большим числом пионерских организаций. Разумеется, результат конкуренции технологий определяется выбором всех агентов на рынке, но влияние более ранних реципиентов будет сильнее, чем последующих.
Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего, следует научиться отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения - цвета, формы и т.п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в продукты материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.
Главная внутренняя цель деятельности любого предприятия или организации, функционирующих в условиях рыночной экономики, состоит в максимизация прибыли. Вместе с тем главную цель инновационной деятельности предприятий или организаций можно обозначить как получение определенного числа инноваций в виде новой продукции, технологии, сырья, методов организации, управления и реализации и т.д., обладающих определенными (отвечающими требованиям предприятия) характеристиками. Очевидно, что главная цель предприятия и его главная цель в инновационной деятельности не являются тождественными. Вместе с тем инновационная деятельность играет решающую роль в максимизации прибыли предприятия [5, с.13-17].
Причиной подобного противоречия является то, что предприятие как открытая система обеспечивает достижение своей внутренней цели - получение прибыли за счет придания результатам своей деятельности в виде продуктов (товаров) характеристик, отвечающих требованиям внешней среды предприятия как со
стороны потребителей, так и государства. В данном случае инновации как результат инновационной деятельности, с одной стороны, должны быть ориентированы на лучшее, более полное удовлетворение запросов потребителей, а с другой - на получение определенного экономического эффекта в виде прибыли для предприятий, инициирующих их разработку и внедрение.
Во-первых, это расширение номенклатуры реализуемой продукции (услуг). Применительно к уже функционирующему предприятию расширение номенклатуры выпускаемой продукции возможно только по двум направлениям: за счет выпуска новой (ранее не производимой или не реализуемой на данном предприятии) продукции или за счет совершенствования (модернизации или модификации) уже выпускаемой продукции либо оказываемой услуги. Очевидно, что как первое, так и второе направления, обеспечивающие расширение номенклатуры выпускаемой продукции (услуг), а в конечном счете ведущие к увеличению прибыли, напрямую связаны с инновационной деятельностью, так как совокупность работ, связанных с разработкой, освоением и улучшением уже производимой продукции по своей сути является инновационной деятельностью. Во-вторых, максимизация цены, по которой реализуется продукция или оказывается услуга. Очевидно, что возможность увеличения цены реализации продукта или услуги напрямую зависят от спроса и предложения продукции предприятия (организации) на рынке. Важнейшее значение здесь имеет следующее: действует ли предприятие (организация) в условиях конкурентной борьбы или занимает монопольное положение. Результатом монопольного положения является практически ничем не ограниченная возможность увеличения цены реализации продукта или услуги и, как следствие, прибыли. В-третьих, минимизация затрат на изготовление и реализацию единицы продукции (услуги). Снижение затрат на изготовление и реализацию единицы продукции или услуги возможно только двумя путями: либо за счет мобилизации резервов уже используемой технологии, либо за счет освоения новой технологической цепи или новых элементов в старой технологической цепи. При этом имеется в виду как освоение новой техники, технологии, так и новых методов организации и управления производством и сбытом продукции. В-четвертых, максимизация объемов реализации продукции или услуги. Увеличение объемов реализации продукции или услуги в наименьшей степени, чем ранее рассмотренные направления максимизации прибыли предприятия, зависит от усилия предприятия (организации) хотя и имеются определенные рычаги воздействия на потребительский спрос. В данном случае можно выделить два основополагающих направления: увеличение объемов реализации старой (уже выпускаемой на данном предприятии) продукции (услуги) и новой продукции (услуги). В свою очередь, увеличение объемов реализации старой продукции возможно за счет проведения комплекса маркетинговых мероприятий, направленных на стимулирование сбыта (реклама, лотереи, конкурсы, распродажа и т.д.), выход на новые рынки со старой (для данного предприятия) продукцией, а также за счет повышения потребительской привлекательности продукции. Таким образом, увеличение объёмов реализации продукции или услуги также во многом достигается за счёт соответствующих инновационных преобразований.
Обобщая вышесказанное, будет уместным привести высказывание председателя совета директоров компании General Electric - Джека Уэлчи, которого журнал Fortune назвал лучшим менеджером XX столетия. По его мнению, бизнес -это простая вещь: вы должны производить дешевле, быстрее и лучше всех, а для этого надо повышать производительность и оперативность управления бизнесом, а также внедрять как можно больше инноваций. Данное высказывание еще раз подтверждает решающую роль инновационной деятельности и получаемых в ре-
зультате ее проведения инноваций в развитии экономических систем. Однако следует заметить, что повышение производительности и управляемости бизнесом также будут являться результатом инновационных преобразований.
Кроме того, рассмотренный подход позволяет не только вести анализ прибыльности предприятия (организации), но и определить незадействован-ные направления инновационной деятельности предприятия. При этом анализ влияния инновационной деятельности на прибыльность предприятия или организации должен идти по двум направлениям.
Во-первых, это анализ динамики доли прибыли каждого продукта (услуги) в общем ее объеме, т.е. необходимо отслеживать прирост прибыли по каждому продукту (услуге) номенклатуры выпускаемых изделий предприятия. Другими словами, руководство предприятия в «идеале» должно принимать меры по обеспечению последовательной смены продукции и технологий таким образом, чтобы обеспечить устойчивую норму прибыли, что, в свою очередь, достигается за счет активизации инновационной деятельности.
Во-вторых, это поэлементный анализ прироста прибыли, который будет складываться из прироста прибыли за счет расширения номенклатуры выпускаемых изделий, увеличения цен реализации, снижения затрат на производство и реализацию, а также за счёт увеличения объёмов реализации.
Выявление фактического положения дел на предприятии в свете обеспечения его прибыльности будет служить основой для последующих инновационных преобразований. Подобный анализ позволит не только обозначить возможные направления инновационной деятельности, но и обосновать, какое из них наиболее экономически эффективно. В данном случае под направлениями инновационной деятельности понимаются инновационные проекты, направленные как на разработку, так и на освоение новых продуктов и технологий. При этом целесообразно проводить сравнительный анализ прибыльности каждого из направлений инновационной деятельности.
Проведение подобной работы для отечественных предприятий особенно актуально, так как большинство из них находится в кризисных условиях и имеет ограниченные финансовые ресурсы, которые могут быть направлены на проведение инновационной деятельности и многие из которых стоят перед необходимостью выбора наиболее оптимальных путей развития через инновационные преобразования. В данном случае сравнение прибыльности альтернативных направлений инновационной деятельности является важнейшим инструментом обоснования решений в инновационной сфере деятельности.
Способность хозяйствующего субъекта наиболее эффективно реализовывать ту или иную функциональную задачу при максимальном использовании имеющихся экономических ресурсов реализуется через ее соответствующий потенциал [3]. Согласно этому принципу, под инновационным потенциалом принято считать экономические возможности предприятия по эффективному вовлечению новых технологий в хозяйственный оборот. К таким возможностям можно отнести следующую совокупность ресурсов, необходимых для эффективного осуществления инновационной деятельности [1]:
- интеллектуальные (технологическая документация, изобретения, патенты, лицензии, полезные модели, промышленные образцы);
- материальные (опытно-приборная база; пилотные установки; исследовательское, экспериментальное и лабораторное оборудование);
- финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, бюджетные, грантовые);
- кадровые (лидер-новатор, заинтересованный в инновациях; персонал, имеющий специальное образование и опыт проведения НИР и ОКР; специалисты в сфере маркетинга, планирования и прогнозирования скрытых потребностей покупателей);
- инфраструктурные (собственные подразделения НИР и ОКР, конструкторский отдел, отдел главного технолога, отдел маркетинга новой продукции, лаборатория контроля качества продукции, патентно-лицензионный отдел);
- дополнительные источники повышения результатов инновационной деятельности (партнерские и личные связи сотрудников с НИИ и вузами, в том числе с зарубежными; ресурс площадей, информационный отдел, опыт управления проектами, стратегическое управление предприятием).
Наличие и масштабы развития этих сфер инновационной деятельности определяют как текущую меру готовности, так и будущую степень эффективности освоения предприятием новых технологий. От величины инновационного потенциала зависит выбор той или иной стратегии инновационного развития. Так, если у предприятия имеются все необходимые ресурсы, то оно может пойти по пути стратегии лидера, разрабатывая и внедряя принципиально новые, или базисные, инновации. Если инновационные возможности ограниченны, то целесообразно их наращивать и избирать стратегию последователя, т.е. реализовывать улучшающие технологии. Такой подход к трактовке инновационного потенциала можно считать классическим.
Принимая во внимание особенности и обозначившиеся тенденции современных условий хозяйствования, когда экономический рост все в большей степени зависит от способности генерировать высокую инновационную активность, понятие «инновационного потенциала предприятия», по мнению ряда специалистов, следует несколько расширить.
Сегодня при выборе той или иной стратегии разработки и внедрении новых технологий недостаточно ограничиваться оценкой и учетом факторов только инновационной сферы. Причиной тому является резкое сокращение срока жизни инноваций, которое вызывает повышение интенсивности появления на рынке все новых и новых товаров и услуг. Поэтому сегодня при разработке стратегий инновационного развития и определении инновационного потенциала предприятия следует оценивать не только возможности инновационной сферы, но и анализировать достаточность ресурсов для текущего производства инноваций. Речь, прежде всего, идет о проблеме одновременного финансово-экономического обеспечения производства недавно созданных инноваций, или существующих продуктов, и развития новых.
Другими словами, под инновационным потенциалом предприятия в современных условиях следует понимать его максимальные возможности генерировать высокую инновационную активность, которые проявляются в эффективном обеспечении новых и будущих технологий. Отсюда оценку инновационного потенциала предлагается проводить на предмет достаточности у предприятия финансово-экономических ресурсов для эффективного обеспечения не только стратегической инновационной, но и текущей производственной деятельности [4].
С учетом определяемых условий можно выделить четыре основных типа инновационного потенциала предприятия, позволяющих ответить на вопрос: под силу ли предприятию внедрение новой технологии в хозяйственный оборот при одновременном обеспечении финансовых потребностей текущей производственно-хозяйственной деятельности.
Сгруппируем и представим в таблице возможные типы инновационного потенциала хозяйствующего субъекта.
Как видим, оценка инновационного потенциала позволяет, прежде всего, проанализировать финансовую устойчивость предприятия к инновационному развитию. Определение на этой основе типа инновационного потенциала позволяет проконтролировать правильность выбранного направления инновационного развития с позиций современного и дальнейшего финансового состояния предприятия. Предложенный метод может стать содержательной основой формирования стратегии инновационного развития и эффективной коммерциализации новых технологий.
Типы инновационного потенциала предприятий
Источники покрытия затрат и показатель инновационного потенциала Краткая характеристика типа инновационного потенциала предприятий Рекомендуемая стратегия инновационного развития
Высокие инновационные возможности
Собственные средства Высокая обеспеченность собственными ресурсами. Реализацию стратегий инновационного развития предприятие может осуществлять без внешних заимствований. Лидер -освоение новых технологий
Средние инновационные возможности
Собственные средства плюс долгосрочные кредиты Нормальная финансовая обеспеченность производства необходимыми ресурсами. Для эффективного вовлечения новых технологий в хозяйственный оборот необходимо использование некоторого объема заемных средств. Последователь или лидер - освоение новых или улучшающих технологий
Низкие инновационные возможности
Собственные средства плюс долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы Удовлетворительная финансовая поддержка текущих производственных запасов и затрат. Для реализации стратегий инновационного развития требуется привлечение значительных финансовых средств из внешних источников. Последователь -освоение улучшающих технологий
Нулевые инновационные возможности
— Дефицит или отсутствие источников формирования затрат. —
У предприятий появляется эффективный инструмент оценки инновационных возможностей, а также выбора вероятно реализуемых стратегий технологического развития [2]. На этапе разработки стратегических планов предприятие может исключить из числа рассматриваемых альтернатив невыполнимые (с точки зрения финансового обеспечения) проекты и избежать в дальнейшем проблемы упущенной выгоды, обусловленной замораживанием инновационных проектов.
Вышеизложенное обобщает базовые аспекты инновационного развития современной организации, а также раскрывает проблемы и противоречия, требующие особого осмысления ее генерирующей силы в лице руководства, принимающего инвестиционные и инновационные решения.
Литература
1. Коробейников О.П. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятий / О.П. Коробейников, А.А. Трифилова, И. А. Коршунов // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 3.
2. Коробейников О.П. Формирование стратегии инновационного развития промышленных предприятий / О.П. Коробейников, А.А. Трифилова // Наука и промышленность России. 2002. № 10.
3. Популярная экономическая энциклопедия / под общ. ред. А.Д. Некипелова. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.
4. Трифилова А.А. Анализ инновационного потенциала предприятия / А.А. Трифилова // Наука и промышленность России. 2002. № 9.
5. Чёрный Л.Е. Роль инновационной деятельности в увеличении прибыли предприятия / Л.Е. Чёрный // Економіка. Фінанси. Право. 2003. № 8. С. 13-17.
КАЛИНИНА ГАЛИНА ВИКТОРОВНА - кандидат экономических наук, доктор философских наук, заведующая кафедрой коммерции и менеджмента, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары ([email protected])
KALININA gAlINA VIKTOROVNA - candidate of Economic Sciences, doctor of Philosophical Sciences, head of Commerce and Management Department, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.
КАЛИНИН АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ - аспирант, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары ([email protected]).
KALININ ANDREY MIKHAYLOVICH - post-graduate student, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.
БЕЛОВА НАДЕЖДА ПЕТРОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, управления и кооперации, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары ([email protected])
BELOVA NADEZHDA PETROVNA - candidate of Economic Sciences, assistant professor of Economics, Control and Cooperation Department, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.