Анцибор А.В.
ИННОВАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Переход России на инновационный путь развития важен не только для научно-технической сферы, но и для повышения конкурентоспособности отечественной экономики. На данном этапе экономического развития отечественные предприятия постепенно вытесняют импортного производителя и конкурируют между собой. Опыт экономически развитых стран показывает, что для достижения высоких результатов деятельности предприятиям необходимо строить свою работу, основываясь на инновационный подход, а главной целью стратегического планирования ставить разработку новых товаров и услуг.
Практически на всех предприятиях, адаптировавшихся к рынку, созданы отделы по работе с потребителями, вводятся и совершенствуются модели управленческого учета, необходимые для выявления реального финансово-экономического состояния предприятия. Но для создания долгосрочной конкурентоспособности производимой продукции, поддержания высоких темпов развития и уровня доходности предприятиям необходимо пытаться вести разработки в области инноваций продуктов и технологий.
Необходимо, однако, учитывать, что далеко не всем предприятиям целесообразно осваивать новые технологии, несмотря на постоянно растущее значение инноваций. Некоторые виды и формы хозяйственной деятельности просто неспособны самостоятельно разрабатывать новые виды продукции, а предприятиям, находящимся в упадке или на стадии банкротства, не имеет смысла модернизировать и совершенствовать производство. В связи с этим можно выделить ряд условий, при которых предприятиям полезно вести инновационную деятельность:
- возникновение новых потребностей у покупателей;
- возможность устаревания отдельных видов продукции;
- ужесточение конкуренции;
- появление новых вкусов и предпочтений у потребителей;
- сокращение жизненного цикла товаров.
В нашей стране инновационная сфера пока развита незначительно. Частично это связано с отсутствием федерального закона, регулирующего инновационную деятель-
ность, а соответственно и общепринятой терминологии и классификации в области инноваций. В последнее время достаточно часто стали употреблять такие понятия, как «инновация», «инновационная деятельность», «инновационный путь развития», «инновационный анализ», но до сих пор в российском законодательстве так и не раскрыты данные понятия, так как задерживается введение в действие Федерального закона «Об инновационной деятельности».
В специализированной литературе даны различные определения термину «инновация». Однако данное понятие следует разграничивать с понятием «новшество».
«Новшество» происходит от англ. invention и определяется, как новая идея, которая в процессе разработки может быть реализована в новый продукт, новую технологию, новый процесс, метод и так далее. Понятие «инновация», от англ. innovation, следует понимать как новый или усовершенствованный продукт или технологию, созданную в результате использования новшества и реализуемую на рынке или внедренную в сферу производства, управления или иную деятельность. «Инновация» — это конечный результат совместной деятельности создателей, производителей и потребителей, получивший воплощение в виде принципиально нового продукта, реализованного на рынке или в виде принципиально новых, усовершенствованных технологических процессов, способов организации производства, труда и управления, используемых в практической деятельности и обеспечивающих более высокий экономический, социальный эффект.
Следовательно, новшество является источником инновации, которая приобретает такое качество с момента распространения в виде нового продукта. Процесс данного преобразования называется «инновационным процессом» [4].
Понятия «инновация» и «инновационный процесс» близки, но не однозначны, так как «инновационный процесс» — это процесс, охватывающий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление, направленный на разработку и внедрение современных технологий, новых организационных форм и методов хозяйствования и управления.
Инновационная деятельность — это деятельность, направленная на воплощение идей и результатов научных исследований в новых или усовершенствованных видах продукции, технологических процессах, методах управления, способах организации производства и труда.
Последовательность инновационной деятельности включает:
- формирование целей инноваций;
- постановку задач инновационной деятельности, способствующих достижению поставленной цели;
- исследование существующих разработок в области предполагаемой инновационной деятельности;
- формирование информационной базы инновационного анализа;
- определение субъектов инновационной деятельности;
- планирование инновационной деятельности, разработку смет, бюджетов;
- подготовку деятельности хозяйствующего субъекта к инновациям, а именно: подбор квалифицированных кадров, приобретение необходимых ресурсов, замена производственных технологий;
- начальный этап инноваций, то есть внедрение изменений в деятельность хозяйствующего субъекта;
- закрепление результатов инноваций;
- оценку результатов проведенной инновации.
Неотъемлемой частью любого инновационного процесса является экономический анализ. Экономический анализ может использоваться не только как инструмент оценки достигнутого уровня инновационной активности и устойчивости предприятия, но и для оценки изменения этого уровня под воздействием различных факторов. С помощью экономического анализа можно заранее выявить негативные моменты в деятельности хозяйствующего субъекта, замедляющие реализацию инноваций, следовательно, экономический анализ — это важнейшее средство выявления внутрихозяйственных резервов повышения уровня инновационной активно -сти, эффективности инновационной деятельности и устойчивости функционирования предприятия.
Данные, полученные в результате анализа инновационной деятельности конкретного предприятия, необходимы различным группам пользователей. В частности, можно выделить внешних и внутренних пользовате-
лей результатов анализа инновационной деятельности предприятия.
К внешним пользователям можно отнести:
- инвесторов, предоставляющих средства для реализации инновационного проекта, их в первую очередь будет интересовать степень выгодности вложений в данный проект и возможный риск потери инвестиций;
- покупателей и заказчиков результатов инновационной деятельности, которые должны быть уверены в надежности существующих деловых связей с предприятием и перспективах дальнейшего развития;
- органы государственной власти, обязанные выполнять возложенные на них функции статистического наблюдения и измерения;
- общественность и прессу, интересующихся степенью вклада того или иного предприятия в развитие инновационной деятельности отдельного региона или страны в целом.
Внутренние пользователи результатов инновационного анализа:
- менеджеры и руководители предприятия. Для разработки управленческих решений по повышению эффективности дальнейшей инновационной деятельности и устойчивому развитию предприятия в будущем им необходим анализ информации об эффективности инновационной деятельности, ее результатах и изменениях, о состоянии инновационного потенциала предприятия;
- акционеры и собственники. Результативность внедрения инноваций, стабильность предприятия прямо пропорциональны наличию и размерам дивидендов;
- работники предприятия. Информация о положительных результатах инновационной деятельности свидетельствует о прибыльности предприятия, эффективности деятельности и, соответственно, о наличии рабочих мест и соответствующего уровня оплаты труда.
Представленная группировка пользователей информации аналитического исследования позволяет разделить анализ инновационной деятельности на внутренний и внешний. Внутренний проводится соответствующими подразделениями предприятия, его данные необходимы для планирования, контроля за рациональным использованием ресурсов и в целом для управления инновационной деятельностью предприятия. Внешний анализ проводится для выявления возможно-
стей выгодных инвестиций и максимизации прибыли.
Для осуществления экономического анализа инновационной деятельности ряд авторов выделяет следующую последовательность его проведения:
1. Определение цели и задачи инновационного анализа.
2. Анализ инновационного потенциала предприятия. Проводится оценка вида деятельности, ресурсного потенциала, финансового состояния и готовности предприятия к инновациям, а также анализируется структура источников финансирования капитала хозяйствующего субъекта.
3. Выявление внутрихозяйственных резервов роста инновационного потенциала предприятия и определение возможных направлений их дальнейшего использования.
4. Разработка направлений осуществления инновационной деятельности, готовность ресурсного потенциала предприятия к такого рода преобразованиям.
5. Оценка структуры источников финансирования конкретного направления инновационного развития.
6. Оценка и анализ эффективности использования ресурсов предприятия в случае реализации инновационного проекта.
7. Оценка и анализ показателей эффективности осуществления инвестиций (чистая текущая стоимость, период окупаемости, дисконтированный период окупаемости, внутренняя норма рентабельности и др.).
8. Формирование результатов инновационной деятельности, составление форм прогнозной отчетности.
9. Разработка плана реализации инновации, его сроков, субъектов.
По результатам анализа обосновывается целесообразность разработки и реализации управленческих решений, направленных на повышение эффективности инновационной деятельности и устойчивости функционирования предприятия [2].
Целью инновационного исследования является выявление и прогнозирование целесообразности и эффективности осуществления инноваций в финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Для достижения поставленной цели в процессе проведения аналитического исследования администрация хозяйствующего субъекта решает следующие задачи:
- разработка стратегии развития инновационной деятельности предприятия;
- эффективной и рациональной организации данной деятельности;
- анализа основных показателей эффективности использования ресурсов предприятия в результате инновационной деятельности;
- комплексного анализа и оценки финансового состояния организации и перспектив дальнейшего развития в результате инновационной деятельности.
В процессе проведения аналитического исследования инноваций необходимо, помимо анализа внутри предприятия, оценивать внешнюю среду и, в частности, спрос на инновации. Анализ спроса на нововведения имеет огромное значение, поскольку от его результатов зависит точность разработки производственной программы предприятия, стратегия и объем реализации его продукции и, следовательно, финансовые результаты его деятельности.
Анализ спроса на новую продукцию — одно из важнейших направлений деятельности инновационных компаний. Коммерческим компаниям нет смысла вкладывать средства в НИОКР, если конечный результат разработок себя не окупит.
Анализ спроса на инновации проводится в следующих направлениях:
- анализ потребности в выпускаемой или реализуемой инновации (продукте или услуге);
- анализ спроса на нововведение и связанные с ним услуги, а также влияние на них различных факторов;
- анализ влияния спроса на результаты деятельности предприятия;
- определение максимального объема сбыта и обоснование плана сбыта с учетом проведенного анализа и производственных возможностей фирмы.
Анализ спроса на нововведения по времени проведения может быть предварительным, текущим и последующим относительно периода, когда продукция считается новой.
Предварительный анализ спроса на инновации — один из наиболее важных, так как именно на его базе разрабатывается производственная программа и строится стратегия продвижения на рынке новой продукции. Предварительный анализ проводится на базе данных, получаемых с помощью специальных обследований, проводимых в сфере потребления инноваций, когда продукция находится в стадии подготовки, запуска в производство или на этапе выведения ее на рынок.
В ходе осуществления разработки плана инновационной деятельности менеджерам предприятий необходимо учитывать ряд трудностей и возможных проблем. К основным из них можно отнести:
- высокую степень риска и неопределенности развития в будущем. Фактор риска является достаточно существенным при осуществлении деятельности, связанной с планированием и в особенности инновационной деятельности. Поэтому организация должна разрабатывать методы оценки наступления рискового события, использовать их, постоянно совершенствовать и внедрять необходимые меры профилактики и предупреждения по минимизации негативных последствий;
- необходимость в высококвалифицированных трудовых ресурсах, так как инновационная деятельность предполагает использование высокопрофессиональных, мобильных, креативных кадров. Данный факт вызывает необходимость в подборе нового персонала или повышении квалификации уже имеющегося;
- рыночный риск, то есть проблему рынков сбыта продукции. Инновационная деятельность предполагает производство совершенно новых видов продукции, следовательно, и освоение новых рынков сбыта. Для снижения данного риска необходимо тщательно проверять новинки на соответствие их потребностям потребителя [3].
Полностью избежать риска в инновационной деятельности невозможно, поскольку очень трудно предвидеть, какое нововведение будет иметь успех на рынке, а какое не будет пользоваться спросом. Однако риски можно снизить. И в первую очередь предприятиям следует тщательно анализировать инновационные проекты. Кроме этого, в экономической литературе выделяют несколько основных методов снижения рисков:
1. Метод распределения рисков. То есть возможность распределения рисков между участниками проекта, чтобы сделать ответственным за риск участника, который в состоянии лучше всех рассчитать и контролировать риски и наиболее устойчивого в финансовом отношении, способного преодолеть последствия от действия рисков. Например, при заключении строительного контракта все риски, связанные со строительством, берет на себя строительная фирма.
2. Метод диверсификации. Данный метод позволяет снизить портфельные риски за счет разнонаправленности инвестиций.
Портфели, состоящие из рисковых финансовых активов, могут быть сформированы таким образом, что если в результате наступления непредвиденных событий один из проектов будет убыточным, то другие проекты могут оказаться успешными и будут приносить прибыль. Это спасет предпринимательскую фирму от банкротства.
3. Метод страхования. Страхование как система экономических отношений включает образование специального фонда средств (страхового фонда) и его использование для преодоления путем выплаты страхового возмещения разного рода потерь, ущерба, вызванных неблагоприятными событиями (страховыми случаями).
4. Организация защиты коммерческой тайны. Большое значение для снижения инновационного риска играет организация защиты коммерческой тайны на предприятии, так как в некоторых случаях техническая и коммерческая информация о разрабатываемом на фирме инновационном проекте может «подтолкнуть» конкурентов к параллельным разработкам. Для обеспечения защиты коммерческой тайны на предприятиях должен вводиться определенный порядок работы с информацией и доступа к ней, включающий в себя комплекс правовых, административных, организационных, инженерно-технических, финансовых, социальных и иных мер, основывающихся на правовых нормах Российской Федерации, и организационно-распорядительных документов, действующих в организации.
Выбор конкретных путей минимизации риска зависит от опыта руководителя и возможностей инновационного предприятия. Однако для достижения более эффективного результата, как правило, используется не один, а совокупность методов минимизации рисков на всех стадиях осуществления предпринимательского проекта.
В заключении можно отметить, что в настоящее время в условиях жесткой конкуренции, развития технологий одним из основных условий успешного финансово-экономического развития предприятия все больше становится его инновационная активность. Именно предприятия, разрабатывающие стратегию своего развития на основе инновационного подхода, то есть определяющие главной целью освоение новых технологий, выпуск новых товаров и услуг, имеют возможность завоевать лидерство на рынке, сократить издержки, повысить уровень до-
ходности и сохранить высокие темпы развития. Для достижения указанных целей необходимо осуществлять планомерный анализ эффективности проведения инновационной деятельности, инновационного потенциала предприятия. Экономический анализ инновационной деятельности является инструментом для разработки управленческих решений, нацеленных на повышение эффективности функционирования предприятия.
Библиографический список
1. Батурина Н.А. Теоретические основы инновационного анализа хозяйствующего субъекта / Справочник экономиста № 9, 2008 г.
2. Коробейников О.П., Трифилова А.А., Коршунов И.А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия.
3. Морозов Ю.П. Методологические основы организации управления технологическими инновациями в условиях рыночных отношений // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. — Н. Новгород, 1997 г.
4. Проект Федерального закона РФ «Об инновационной деятельности».
5. Тычинский А.В. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт / Таганрог, ТРТУ, 2006 г.