ЭКОНОМИКА
до 4,5-5 % [2]. Наиболее высокие темпы роста потребления прогнозируются в сегментах высококачественной офсетной бумаги для рекламных изданий, бумаги для копировально-множительной техники, представительских бумаг, книг и конвертов, а также бумаги для упаковки пищевых продуктов. Прогноз роста по ним в Европе на ближайшие 5 лет -2,9-5,4 % в год. По данным «Бумпрома», на рынке России и СНГ можно ожидать более быстрого роста. На сегодняшний день российский рынок офсетной бумаги показывает стабильный рост - около 5 % в год. Рост емкости происходит в основном за счет сегмента высококачественной бумаги, часть которой поступает в страну по импортным поставкам. В свою очередь, снижается экспорт низкокачественной бумаги. Растет спрос на бумагу более высокого качества и в ближнем зарубежье. Позитивная ситуация на рынке ЦБК благоприятно отразится на организации вторичного рынка облигаций, тем самым подтверждая основную идею облигации как финансового инструмента - рыночный долг, который легко может быть переуступлен одним кредитором другому. В настоящий момент конъюнктура финансового рынка такова: довольно сложно привлечь большой объем «дешевых» средств с помощью облигаций. Но работа с облигационными займами - это длительный процесс. А формирование имиджа хорошего заемщика
публичной кредитной истории может стать ценным нематериальным активом, за счет которого предприятие в дальнейшем сможет значительно удешевить стоимость заемных средств. При этом самый высокий имидж (и самая низкая процентная ставка) будет у тех предприятий, которые вышли на рынок облигационных заимствований первыми. То есть само решение осуществить выпуск облигаций может рассматриваться как своеобразная инвестиция. В дальнейшем предприятия смогут выйти на принципиально новые возможности привлечения ресурсов для развития (например, IPO), о которых российские корпорации в их нынешнем состоянии могут только мечтать.
Библиографический список
1. Рынок долгов // Рынок ценных бумаг. - 2007. -№ 3 (330) - С. 12-16.
2. РАО «Бумпром» Российской Ассоциации организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности www.bumprom.ru.
3. «Эксперт» №47(447) от 13 декабря 2004. - Инвестиции для российского ЛПК.
4. Лялин, С.В. Корпоративные облигации: мировой опыт и российские перспективы / С.В. Лялин. - Изд-во: Дэкс-пресс, 2002.
5. Уилсон, Р.С. Корпоративные облигации: Структура и анализ / Р.С. Уилсон, Ф.Дж. Фабоцци; пер. с англ. А. Шматовой. - Изд-во: Альпина Бизнес Букс, 2005.
6. Миркин, Я.М. Руководство по организации эмиссии и обращения корпоративных облигаций / Я.М. Миркин. - Изд-во: Бизнес Букс, 2004.
МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВ ПО ГЛУБОКОЙ ПЕРЕРАБОТКЕ ДРЕВЕСИНЫ
Н.Б. ПИНЯГИНА, доц. каф. экономики и организации л/х и л/п МГУЛ, канд. экон. наук
Вначале XXI века сложились определенные условия для оживления реального сектора экономики, связанные с развитием импортозамещения на внутреннем рынке, ростом экспорта наукоемкой продукции и улучшением финансового положения промышленных предприятий. Основной задачей государственной политики стало создание условий для устойчивого роста производства на основе усиления конкурентных позиций российских производителей промышленной продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Лесной сектор является одним из наиболее перспективных секторов экономики России, так как в его состав входят экспортноориентированные отрасли, глубоко перерабатывающие древесину.
Сравнительный анализ динамики производства и потребления основных видов лесобумажной продукции, а также тенденций развития отдельных лесопромышленных производств показывает, что наиболее конкурентоспособными и перспективными являются отрасли, производящие продукцию с высокой добавленной стоимостью.
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 3/2007
149
ЭКОНОМИКА
Динамика объемов производства и потребления лесобумажной продукции глубокой переработки, такой как производство фанеры, древесных плит, бумаги и картона на внутреннем и внешнем рынках характеризуется более высокими темпами роста по сравнению с другими, необработанными видами лесобумажной продукции.
В условиях крайне ограниченных возможностей бюджета по государственной поддержке процесса повышения конкурентоспособности отечественной лесобумажной продукции целесообразно сконцентрировать внимание на тех видах лесоперерабатывающих производств, модернизация и техническое перевооружение которых способны дать наибольший мультипликативный эффект для национальной экономики в целом. Действенным механизмом достижения такого эффекта путем насыщения конкурентоспособной отечественной лесобумажной продукцией внутреннего и внешнего рынков на основе использования потенциала наукоемких, высокотехнологичных производств является разработка программ их технологического развития.
Оценка практической реализуемости программ технологического развития
Практическая целесообразность и реализуемость программы технологического развития лесопромышленного производства определяется наличием условий, имеющихся ресурсов, отсутствием законодательных и иных ограничений, препятствующих осуществлению программы, и характеризуется следующими факторами:
а) наличием заинтересованных в разработке и реализации программы технологического развития хозяйствующих субъектов, как отечественных, так и зарубежных;
б) наличием готовых или потенциально возможных новых научных, проектноконструкторских, технологических разработок, необходимых для развития производства, их патентной чистотой, возможностью закупки необходимых лицензий;
в) наличием или возможностью создания, расширения производственной базы технологического оборудования, других элементов материально-технической базы про-
изводства, включая сырье, материалы, энергию, комплектующие изделия;
г) масштабами и источниками требующихся для осуществления программы финансовых ресурсов с разделением во времени и по видам источников с учетом ограниченных возможностей привлечения средств федерального и местных бюджетов;
д) наличием и возможностью создания недостающих инфраструктурных элементов (транспорт, связь, другие виды коммуникаций, социальные и жилищно-коммунальные объекты, энерго- и водоснабжение);
е) отсутствием ограничений, вытекающих из экологических требований производства и потребления данного вида продукции.
Обоснование выбора объекта программы технологического развития
Для обоснования выбора объекта программы технологического развития необходимо произвести анализ современного состояния и потенциала развития различных производств по глубокой переработке древесины, уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Показатель конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынке характеризуется наличием платежеспособного спроса на продукцию хозяйствующих субъектов и населения в течение периода, измеряемого годами (минимальной продолжительностью жизненного цикла данного вида продукции). Конкурентоспособность продукции есть комплексный показатель, зависящий от таких величин, как:
а) величина спроса на данную продукцию на рынке в данное время, а также прогнозируемая величина спроса, кривые спроса, характеризующие его эластичность по отношению к ценам, возможность наращивания дополнительного спроса;
б) наличие свободных ниш на рынках данного товара;
в) соотношение между параметрами качества продукции, которую намечено производить, и аналогичной продукции, которая уже представлена на товарных рынках;
г) соотношение между прогнозируемой ценой на продукцию, намечаемую к про-
150
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007
ЭКОНОМИКА
изводству (исчисленной с учетом издержек производства и обращения и ожидаемой прибыли), и существующими, а также прогнозируемыми рыночными ценами;
д) возможность замещения, вытеснения других видов продукции с аналогичными потребительскими свойствами, которые программная продукция способна заменить.
При выборе отрасли или вида производства по глубокой переработке древесины следует провести анализ уровня конкурентоспособности этого вида производства, который должен содержать следующие позиции:
1. Описание и общая характеристика потребительских свойств продукции, товаров, услуг, развитие производства которых предусматривается программой.
2. Данные об исходном состоянии производства программной продукции в стране: объемы производства за последние 5 лет, соотношение экспорта и импорта (в сопоставимых ценах), наличие научно-технических исследований и инновационных разработок.
3. Наличие рынков сбыта (внутреннего, внешнего); объемы потребления и потенциальная емкость внутреннего рынка; доля импорта в общем объеме оборота продукции; динамика спроса и цен, возможный потенциальный спрос и т.д.
4. При наличии аналогов указывается наименование и марка лучшего отечественного или зарубежного аналога продукции, замещаемого в результате выполнения программы, качественные характеристики аналога, пользующегося повышенным рыночным спросом.
5. Планируемые качественные характеристики программной продукции, в том числе принципиальная возможность повышения ее качественных характеристик и свойств на основе применения более прогрессивных технологий, использования новых видов сырья, материалов и т.д.
6. Сложившийся уровень издержек производства, анализ потенциальных возможностей их снижения, исходный уровень прибыльности; соотношение между прогнозируемой ценой на продукцию, намеченную к производству (исчисленной с учетом издержек производства и обращения и ожидаемой
прибыли), действующими, а также прогнозируемыми ценами.
7. Сырьевые, ресурсные, энергетические, экологические, другие ограничения, связанные с производством и потреблением данного вида продукции, которые могут препятствовать продвижению программной продукции на рынках сбыта.
8. Потенциальные возможности развития производства программной продукции с учетом сырьевой базы, производственного потенциала (технологического оборудования, научно-технического обеспечения, квалификации персонала, наличия рабочей силы), ограничений по объему финансовых ресурсов (суммарные объемы производства продукции в целом и по ее разновидностям, измеренные в натуральных и стоимостных показателях).
Определение целей, задач, сроков и этапов реализации программ технологического развития
Для формирования программы технологического развития необходимо установить цели, задачи, целевые параметры и критерии ее реализации, определить срок выполнения программы и разбить на этапы период ее выполнения. В программе развития должны быть определены и сформулированы:
1. Генеральная цель программы, сформулированная в терминах абсолютного и относительного увеличения объема производства и продаж конкурентоспособной продукции глубокой переработки древесины в натуральном и стоимостном выражении по годам намеченного программного периода с дифференциацией по возможным разновидностям программного продукта (подпрограмм).
2. Целевой уровень абсолютной и относительной прибыли от реализации программы в динамике по годам программного периода и целевой срок окупаемости вложений в программу расходов и колебаний рыночных цен на программную продукцию.
3. Степень удовлетворения платежеспособного спроса на внутреннем и внешнем рынках с учетом возможности импортозамещения и экспорта продукции за счет выпуска продукции в объемах, предусмотренных программой.
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 3/2007
151
ЭКОНОМИКА
4. Мультипликативный эффект программы, измеряемый абсолютным и относительным уровнем роста производства других видов продукции, товаров, услуг, необходимым для реализации данной программы (по годам программного периода и в целом) в абсолютных и стоимостных показателях (в сопоставимых ценах).
5. Расширение экспортных возможностей в результате реализации программы, измеряемое абсолютной и относительной величиной роста экспорта и выручки от экспорта по годам программного периода и в целом, доля экспорта программной продукции в общем объеме ее производства.
6. Увеличение количества рабочих мест и занятости в результате реализации программы (по годам программного периода и в целом), целевые социальные показатели программы (рост доходов, заработной платы, социальное обеспечение).
7. Предполагаемый научно-технический эффект от реализации программы и ее составляющих (достижение новых научных и технических результатов, внедрение инноваций, повышение технологического уровня производства, переход к новым технологическим укладам и поколениям техники).
В программе должны выделяться временные этапы, характеризуемые достижением промежуточных целей или решением отдельных целевых задач (выполнением подпрограмм), фиксироваться сроки достижения результатов на отдельных этапах. Целесообразно разделить программный период на этапы по годам при условии, что каждый этап характеризуется общим содержанием выполненных работ и уровнем достижения программных целей. В случае необходимости определяются подпрограммы в составе единой программы.
Характеристика системы мероприятий программ технологического развития
Программы технологического развития производств по глубокой переработке древесины, как и любые другие комплексные экономические программы, представляют собой совокупность мероприятий научнотехнического, производственно-технологи-
ческого, социально-экономического и организационного характера, увязанные между собой по ресурсам, срокам, исполнителям, времени осуществления. Они должны быть ориентированны на достижение установленной цели и решение имеющихся в отрасли проблем. Система программных мероприятий должна включать следующие подпрограммы и мероприятия:
1. Проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и технологических разработок, экспериментальное подтверждение их результатов, выпуск конструкторской и технологической документации, необходимой для организации и освоения производства данного вида продукции, освоение производства опытных образцов продукции и первых серий (инновационная подпрограмма).
2. Меры по созданию условий для производства и приобретения материальных средств производства, включая строительномонтажные работы, замену и доукомплектование существующего технологического оборудования, приобретение сырья, комплектующих изделий, материалов, энергии, полуфабрикатов, доставку материалов, обеспечение складирования и хранения (производственная подпрограмма).
3. Мероприятия по найму рабочей силы, подготовке, переподготовке и обучению работников новым специальностям.
4. Мероприятия по осуществлению производства запланированного количества продукции требуемого качества в сроки, намеченные программой. Меры по организации доставки продукции на рынки сбыта или по транспортировке продукции потребителям (оптимальные логистические схемы).
5. Мероприятия в области маркетинга, способствующие эффективной реализации программной продукции с последующим обслуживанием.
6. Перечень и наименование мероприятий по развитию транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры, обусловленные выполнением программы.
7. Отсутствие ограничений, вытекающих из экологических условий производства и потребления программной продукции. Ме-
152
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007
ЭКОНОМИКА
роприятия по предотвращению загрязнения окружающей среды или снижения ее до минимума, охране природы, связанные с реализацией программы.
8. Мероприятия по стандартизации и метрологии, необходимые для разработки образцов, производства, эксплуатации и утилизации продукции, организации технологических процессов и других работ, предусмотренных программой. В том числе, внесение изменений в существующие и выпуск новых стандартов, а также выполнение работ, связанных с гармонизацией отечественной базы стандартизации с международными стандартами.
Механизмы реализации программ технологического развития
В целях обеспечения реализации программы технологического развития производства глубокой переработки древесины предлагаются следующие механизмы реализации подпрограмм и программных мероприятий, которые должны предусматривать:
1. Создание интегрированных корпоративных структур, объединяющих промышленные предприятия, финансовые и научные организации (финансово-промышленные группы, федеральные научно-производственные центры, корпорации, холдинговые компании), основанные на базе экономически стабильных, технически оснащенных предприятий.
2. Механизмы мониторинга и контроля за разработкой и ходом реализации программы, способы ответственности за качество выполнения мероприятий.
3. Мероприятия, показывающие целесообразность и эффективность поддержки реализации программы путем как пополнения, так и оздоровления финансовых ресурсов, привлекаемых к осуществлению программы за счет всего спектра источников финансирования (кредитование, реинвестирование, доходы от займов и ценных бумаг и др.).
4. Мероприятия, способствующие осуществлению и росту экспорта программной продукции.
5. Мероприятия, способствующие введению налоговых льгот на программную
продукцию (возможно, на период освоения продукции).
Оценка эффективности реализации программ технологического развития
Экономическая эффективность технологического развития производств по глубокой переработке древесины оценивается с учетом разных масштабов производства и вариантов реализации программы следующими показателями:
а) ожидаемый уровень прибыли и рентабельности по периодам осуществления программы с учетом всех определяющих видов издержек, расходов и колебаний рыночных цен на продукцию программы;
б) ожидаемый срок окупаемости программы, рассчитанный с учетом дисконтирования затрат и доходов;
в) мультипликативный эффект от реализации программных мероприятий;
г) импортозамещение, характеризуемое расчетным объемом снижения импортной зависимости закупок данной или аналогичной продукции за рубежом, затрат валютных ресурсов;
д) бюджетная эффективность программы развития, которая оценивается увеличением налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;
е) социально-экономическая эффективность программы развития, характеризуемая мультипликативными показателями увеличения количества рабочих мест, роста квалификации работников и повышения их заработной платы.
Организация управления программами технологического развития
Разработку и реализацию программ технологического развития производства целесообразно осуществлять в три этапа:
1. Обоснование решения о разработке программы технологического развития конкурентоспособного производства.
2. Разработка и утверждение проекта программы технологического развития.
3. Поэтапная реализация подпрограмм, программных мероприятий и программы технологического развития в целом.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007
153
ЭКОНОМИКА
Содержание каждого из этапов и сопровождающих его процессов управления в привязке к органам управления данной программы развития состоит в следующем.
На первом этапе осуществляется обоснование выбора объекта программы развития, выбора программной продукции, выявляются заказчики и исполнители программы, а также круг ее участников. В целях поддержки программы развития участниками программы формируется и подписывается соглашение о взаимодействии в процессе ее разработки и реализации, где определены все обязанности и условия совместной деятельности. Инициаторами разработки программы подготавливаются соответствующие предложения о целесообразности увеличения производства конкурентоспособной программной продукции глубокой переработки древесины, которые обосновываются необходимыми технико-экономическими расчетами. Предложения в виде концепции программы развития рассматриваются соответствующими федеральными министерствами и ведомствами.
На втором этапе формируется коллектив разработчиков развернутого проекта программы. В основу проекта должны быть положены утвержденные предложения о разработке программы (концепция). Проект может разрабатываться в целом и по отдельным подпрограммам и программным мероприятиям, для чего привлекаются научно-исследовательские и проектные организации. Разработкой всего проекта руководит центральный орган управления программой - совет, а разработкой проектов подпрограмм и программных мероприятий - соответствующие рабочие группы. Завершенный проект программы технологического развития представляется в конкурсную комиссию и вносится в перечень для проведения конкурсного отбора эффективных инвестиционных программ. После проведения конкурса в ходе второго этапа проводятся мероприятия по обеспечению взаимодействия участников программы, созданию условий для реализации проекта в сроки, предусматриваемые проектом программы.
В ходе третьего этапа осуществляется последовательная реализация программы в соответствии с принятым планом-графиком работ.
Центральный орган управления программой - совет осуществляет оперативное управление программой, координацию подпрограмм и программных мероприятий, мониторинг и контроль за ходом реализации программы и принимает меры по устранению разногласий.
При совете целесообразно создать постоянно действующий орган - центр управления программой развития, который обязан выполнять решения совета, осуществлять оперативный контроль за ходом проведения работ по созданию отдельных видов программной продукции, обеспечивать координацию, взаимодействие и обмен информацией между участниками программы, организовывать проведение необходимых маркетинговых и других видов исследований.
Участники программы оказывают всяческое содействие центру в получении информации о ходе выполнения программных мероприятий, технических, юридических и финансовых проблемах, возникающих в рамках реализации программы как у отдельных участников, так и внутри кооперации исполнителей. Кроме того, участники программы имеют возможность через своих полномочных представителей формировать финансовую и техническую политику реализации программы, вносить в совет предложения о рациональных путях и способах осуществления программных мероприятий, знакомиться с аналитическими материалами, подготовленными центром.
Организационно-технологическая схема реализации программы развития
На первой стадии осуществляется разработка опытных образцов отечественного оборудования для производства по глубокой переработке древесины. Организационнотехнологическая схема для этой стадии представлена на рис. 1.
В зависимости от стадии реализации программы меняется состав участников, их функции, в том числе и функции управления и контроля.
При этом выполняются следующие работы:
1) разработка технического задания на проведение ОКР и их финансирование;
154
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007
ЭКОНОМИКА
Рис. 1. Организационно-техническая схема реализации программы (I стадия)
Рис. 2. Организационно-технологическая схема реализации программы (II стадия)
2) подготовка информации о составе и состоянии основных фондов предприятий, основных производителях оборудования и запасных частей к нему, проектах модернизации и технического перевооружения на предприятиях, перспективных направлениях в области разработок оборудования для производств по глубокой переработке древесины российскими машиностроительны-
ми предприятиями и оценка емкости рынка новых образцов;
3) отчет (и технические акты) о результатах выполнения технического задания на ОКР по разработке промышленных образцов оборудования с заданными техническими характеристиками для предприятий, проведение их испытаний, доработка с учетом замечаний, корректировка конструкторской
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 3/2007
155
ЭКОНОМИКА
документации, организация серийного производства образцов оборудования;
4) проведение испытаний опытных образцов оборудования;
5) подготовка акта о результатах приемочных испытаний и перечня выявленных замечаний;
6) подготовка отчета о реализации первой стадии проекта (разработка опытных образцов оборудования, отвечающих требованиям потребителей).
На второй стадии осуществляются мероприятия по организации серийного производства оборудования (рис. 2)
На этой стадии выполняются работы:
1) подготовка и распространение рекламных материалов о новых образцах оборудования, его технических характеристиках, результатах испытаний, ориентировочных заводских ценах;
2) сбор информации о перспективном спросе на новые образцы оборудования;
3) подготовка информации о проектах модернизации и технического перевооружения предприятий по производству продукции глубокой переработки древесины, предполагаемых объемах закупок новых образцов отечественного оборудования, а также оказание содействия в получении государственных гарантий;
4) финансирование серийного выпуска оборудования для производства продукции
глубокой переработки древесины (возможно, под гарантию предприятий-участников проекта или государственные гарантии);
5) финансирование ряда проектов модернизации и технического перевооружения предприятий с использованием нового отечественного оборудования;
6) подготовка графика изготовления и поставки оборудования для производства (в дальнейшем возможен переход на схему закупки центром оборудования с целью передачи его в финансовый лизинг предприятиям по производству продукции глубокой переработки древесины);
7) поставка оборудования для предприятий по производству продукции глубокой переработки древесины.
Схема взаимодействия участников программы при проведении операций финансового лизинга
При достижении целевых параметров первой стадии реализации программы - создании конкурентоспособных, соответствующих заданным техническим характеристикам образцов оборудования, комплектующих и запасных частей к ним для предприятий по производству фанеры и переходе на вторую стадию серийного производства целесообразно предусмотреть применение схем финансового лизинга.
Рис. 3. Схема проведения операций по финансовому лизингу оборудования
156
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007