ЭКОНОМИКА
МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
В.В. ДАМИНОВ, асп. каф. финансов МГУЛ
Основной задачей государственной промышленной политики является создание условий устойчивого роста производства на основе осуществления комплекса мер по усилению конкурентных позиций отечественных производителей промышленной продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Лесная промышленность России является одним наиболее динамично развивающихся экспортноориентированных комплексов отраслей. Её деятельность базируется на использовании возобновляемого природного ресурса - леса. По обеспеченности лесами Россия занимает первое место в мире, обладая примерно четвертью мировых лесных запасов.
Лесная промышленность России обеспечивает продукцией практически все отрасли народного хозяйства: строительство, машиностроение, сельское хозяйство, торговлю (тара, упаковка), народное потребление (мебель, изделия деревообработки, бумажно-беловые товары).
Сравнительный анализ динамики производства и потребления основных видов лесобумажной продукции, а также анализ тенденций развития отдельных лесопромышленных производств показывает, что среди подотраслей ЛПК наиболее конкурентоспособными и перспективными являются отрасли, производящие продукцию глубокой переработки.
Динамика объемов производства и потребления лесобумажной продукции глубокой переработки, такой как производство фанеры, древесных плит, бумаги и картона на внутреннем и внешнем рынках характеризуется более высокими темпами роста по сравнению с другими необработанными видами лесобумажной продукции.
Цели и приоритеты промышленной политики представляют собой ориентир для выбора предприятиями направлений производственной, инновационной и коммер-
ческой деятельности. В условиях крайне ограниченных возможностей бюджета по государственной поддержке процесса повышения конкурентоспособности отечественной лесобумажной продукции необходимо сконцентрировать внимание на тех видах деревоперерабатывающих производств, модернизация или техническое перевооружение которых способны дать наибольший мультипликативный эффект для национальной экономики в целом.
Одним из действенных механизмов достижения максимального мультипликативного эффекта, а также экономического роста путем насыщения конкурентоспособной отечественной продукцией глубокой переработки из древесины наиболее емких секторов внутреннего и внешнего рынков на основе использования потенциала высокотехнологичных производств являются программы технологического развития таких производств.
В данной сфере приведены основные положения методики исследования, которое необходимо осуществить для формирования программ технологического развития того или иного производства лесопромышленной продукции.
1. Методика отбора лесопромышленных производств в качестве объектов технологических программ развития
1.1. Оценка практической реализуемости программ развития производств углубленной переработки древесины
Практическая целесообразность и реализуемость программы развития производства того или иного вида продукции определяются наличием условий, имеющихся и предвидимых ресурсов, отсутствием законодательных и иных ограничений, препятствующих осуществлению программы, и характеризуются следующими факторами:
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2011
91
ЭКОНОМИКА
а) наличием заинтересованных в реализации программы хозяйственных структур, как отечественных, так и зарубежных;
б) наличием готовых или возможностью осуществления новых научных проектно-конструкторских, технологических разработок, необходимых для развития производства, их патентной чистотой, возможностью закупки необходимых лицензий;
в) наличием или возможностью создания, расширения производственной базы, технологического оборудования, других элементов материально-технической базы производства, включая сырье, материалы, энергию, комплектующие изделия;
г) масштабами и источниками требуемых для осуществления программы финансовых ресурсов с разделением во времени, по видам источников и с учетом ограниченных возможностей привлечения средств государственного и местных бюджетов;
д) наличием и возможностью создания инфраструктурных элементов (транспорт, связь, другие виды коммуникаций, социальные объекты, жилищно-коммунальные объекты, энерго- и водоснабжение и др.);
е) отсутствием ограничений, вытекающих из экологических условий производства и потребления данного вида продукции.
1.2. Обоснование выбора объектов программ развития производств углубленной переработки древесины
Для обоснования выбора объекта программы развития производств углубленной переработки древесины необходимо произвести анализ современного состояния и потенциала развития производства программной продукции, уровня его конкурентоспособности на товарных рынках.
Показатель конкурентоспособности определенного вида лесобумажной продукции на внутреннем и внешнем рынках характеризуется наличием платежеспособного спроса на этот вид продукции со стороны государства, предприятий разных форм собственности, населения в течение достаточно продолжительного периода, измеряемого несколькими годами (минимальной продолжительностью жизненного цикла продукции).
Конкурентоспособность продукции есть комплексный показатель, зависящий от таких величин, как:
а) спрос на подобную продукцию на рынке в данное время и его прогнозируемая величина, кривые спроса, характеризующие его эластичность по отношению к ценам, возможность возбуждения дополнительного спроса;
б) наличие свободных ниш на рынках данного товара;
в) соотношение между параметрами качества продукции, намечаемой к производству и представленной на рынках;
г) соотношение между прогнозируемой ценой на данный вид продукции, намечаемый к производству (исчисленной с учетом издержек производства и обращения и ожидаемой прибыли), и действующими, а также прогнозируемыми рыночными ценами;
д) возможность замещения, вытеснения видом намечаемой к производству продукции аналогичных видов, которые он способен заменить.
Анализ уровня конкурентоспособности производства продукции углубленной переработки древесины, которая отбирается в качестве объекта программы развития, должен содержать следующие позиции.
1. Наименование и общая характеристика видов продукции, товаров, услуг, создание и производство которых предусматривается программой.
2. Данные об исходном состоянии производства программной продукции в стране: объемы производства за последние 5-6 лет, соотношение экспорта и импорта (в сопоставимых ценах), наличие заделов для создания образцов продукции (при отсутствии производства).
3. Наличие рынков сбыта (внутреннего, внешнего); объемы потребления на внутреннем рынке; потенциальная, емкость внутреннего рынка; доля импорта в общем объеме продукции, ежегодно необходимой для внутреннего рынка; динамика спроса и цен; величина спроса на подобную продукцию на рынке в данное время и прогнозируемая; возможность возбуждения дополнительного спроса; наличие свободных ниш на рынках
92
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2011
ЭКОНОМИКА
данной продукции; возможность замещения, вытеснения данным видом намечаемой к производству продукции аналогичных видов, которые он способен заменить; прогнозируемые спрос и потребность данного вида продукции в государственном и предпринимательском секторах, у населения, на мировом рынке.
4. При наличии аналогов указываются наименование и марка лучшего отечественного или зарубежного аналога продукции, замещаемого в результате выполнения программы, качественные характеристики аналога, пользующегося рыночным спросом.
5. Планируемые качественные характеристики программной продукции, в том числе принципиальная возможность их повышения на основе придания новых качеств, свойств, применения более прогрессивных технологий, использования новых видов сырья, материалов.
6. Сложившийся уровень издержек производства (в %) продукции, анализ потенциальных возможностей их снижения, исходный уровень прибыльности; соотношение между прогнозируемой ценой на данный вид продукции, намечаемый к производству (исчисленной с учетом издержек производства, обращения и ожидаемой прибыли), и действующими, а также прогнозируемыми ценами.
7. Сырьевые, ресурсные, энергетические, экологические, другие ограничения, которые могут препятствовать продвижению программной продукции на рынках сбыта.
8. Потенциальные возможности развития производства программной продукции с учетом сырьевой базы, производственного потенциала (технологического оборудования, научно-технического обеспечения, квалификации персонала, наличия рабочей силы), ресурса времени, ограничений по объему финансовых ресурсов (суммарные объемы производства продукции в целом и по ее разновидностям, измеренные в натуральных и стоимостных показателях).
1.3. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программ развития
Для формирования программы развития необходимо установить основные цели,
задачи, целевые параметры и критерии реализации, определить срок выполнения и разбить его на этапы. В программе должны быть сформулированы и определены:
1. Генеральная цель программы, сформулированная в терминах абсолютного и относительного увеличения объема производства и продаж продукции углубленной переработки древесины в натуральном и стоимостном выражении по годам намеченного программного периода с дифференциацией по возможным разновидностям программного продукта (подпрограмм).
2. Целевой уровень абсолютной и относительной прибыли программы в динамике по годам программного периода и целевой срок окупаемости вложений в программу (с учетом всех определяющих видов издержек, расходов и колебаний рыночных цен на продукцию программы).
3. Степень удовлетворения платежеспособного спроса на внутреннем и внешнем рынках с учетом возможности импортозамещения и экспорта за счет выпуска продукции в объемах, предусмотренных при реализации программы.
4. Мультипликативный эффект программы, измеряемый абсолютным и относительным уровнем роста производства других видов продукции, товаров, услуг, обусловленным реализацией данной программы (по годам программного периода и в целом) в абсолютных и стоимостных показателях (в сопоставимых ценах).
5. Расширение экспортных возможностей в результате осуществления программы, измеряемое абсолютной и относительной величиной роста экспорта и выручки от экспорта по годам программного периода и в целом, доля экспорта программной продукции в общем объеме ее производства.
6. Увеличение количества рабочих мест и занятости в результате реализации программы (по годам программного периода и в целом), целевые социальные показатели программы (рост доходов, заработной платы и т.д.), устанавливаемых в зависимости от вида программной продукции и способа реализации программы.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2011
93
ЭКОНОМИКА
7. Предполагаемый научно-технический эффект от реализации программы и ее составляющих (достижение новых научных и технических результатов, внедрение инноваций, повышение технологического уровня производства, переход к новым технологическим укладам и поколениям техники).
В программе выделяются временные этапы, характеризуемые достижением промежуточных целей или решением отдельных целевых задач (выполнением подпрограмм), фиксируются сроки достижения результатов на отдельных этапах. Возможно разделение по годам при условии, что каждый этап характеризуется общим содержанием выполненных работ и уровнем достижения программных целей. В случае необходимости определяются подпрограммы в составе единой программы.
1.4. Характеристика системы мероприятий программ развития
Программы технологического развития конкурентоспособных производств углубленной переработки древесины представляют собой совокупность мероприятий научно-технического, производственно-технологического, социально-экономического и организационного характера, увязанных по ресурсам, срокам, исполнителям, времени осуществления и ориентированных на достижение определенной цели или решение проблемы. Система программных мероприятий должна включать:
1. Проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и технологических разработок, экспериментальное подтверждение их результатов, выпуск конструкторской и технологической документации, необходимой для организации и освоения производства данного вида продукции, освоение производства опытных образцов продукции и первых серий (инновационная подпрограмма).
2. Меры по созданию условий для производства и приобретения материальных факторов производства, включая строительно-монтажные работы, замену и доукомплектование существующего технологичес-
кого оборудования приобретение сырья, комплектующих изделий, материалов, энергии, полуфабрикатов, доставку материалов, обеспечение складирования и хранения (производственная подпрограмма). Мероприятия по найму рабочей силы, подготовке, переподготовке и обучению работников новым специальностям. Мероприятия по осуществления производства запланированного количества продукции требуемого качества в сроки, намеченные программой. Меры по организации доставки продукции на рынки сбыта или по транспортировке продукции потребителям.
3. Мероприятия в области маркетинга, способствующие эффективному осуществлению программы, эффективной реализации программной продукции и последующему обслуживанию.
4. Перечень и наименование мероприятий по развитию инфраструктуры и социальной сферы, обусловленные выполнением программы.
5. Отсутствие ограничений, вытекающих из экологических условий производства и потребления программной продукции, мероприятия по предотвращению загрязнения окружающей среды или снижения ее до минимума, охране природы, связанные с реализацией программы.
6. Программные мероприятия по стандартизации и метрологии, необходимые для разработки, производства, эксплуатации и утилизации продукции, строительства объектов, организации технологических процессов и других работ, предусмотренных программой, в том числе внесение изменений в существующие и выпуск новых стандартов, а также выполнение работ, связанных с гармонизацией отечественной базы стандартизации с международными стандартами.
Библиографический список
1. Моисеев, Н.А. Еще раз о лесном планировании в условиях рыночной экономики России / Н.А. Моисеев // Лесной экономический вестник. - 2010.
2. Пинягина Н.Б. Методические основы стратегического планирования в лесном секторе РФ: авто-реф. дисс. ... д-ра экон. наук / Н.Б. Пинягина. - М., 2009.
94
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2011