УДК 330.15
Н.И. Пляскина
ИЭОПП СО РАН, Новосибирск
МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОСВОЕНИЯ НЕДР ПЕРСПЕКТИВНЫХ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩИХ РАЙОНОВ
Актуальность предлагаемого исследования обусловлена возрастающей значимостью освоения недр перспективных нефтегазодобывающих районов (НГДР) и их ролью в обеспечении энергетической безопасности России. Анализ развития ТЭК России, состояния подготовки запасов, законодательного регулирования природопользования показывает недостаточную эффективность управления государственным фондом недр и снижение роли государственного регулирования в области воспроизводства минерально-сырьевой базы [1]:
- Основной объем финансирования геологоразведочных работ (ГРР) осуществляется частными компаниями, которые ведут работы преимущественно на лицензионных участках, доля их в финансировании возросла до 55% в 2003 г., при сокращении федерального бюджета до 9,4% соответственно;
- Действующая налоговая система не стимулирует компании к воспроизводству запасов, поскольку основана на единой для всех ставке налога на добычу полезных ископаемых по внутреннему рынку без учета условий разработки месторождений и обусловливает их зависимость от конъюнктуры мирового рынка на углеводородное сырье;
- Фактически отсутствует четкая политика государства по отношению к недропользователям в области рационального использования недр.
Устойчивое обеспечение экономики страны топливно-энергетическими ресурсами при возрастающем спросе и высокой инерционности минеральносырьевого комплекса вызывает необходимость рационального вовлечения в хозяйственный оборот углеводородных ресурсов перспективных НГДР и является стратегической задачей государства, несмотря на переход значительного количества добывающих предприятий ТЭК в частную собственность. Это предопределяет необходимость совершенствования методологии прогнозирования и подходов к их освоению как единой системы природопользования, инфраструктурной обеспеченности с учетом экономических, экологических и правовых аспектов.
Учитывая относительную обособленность вводимых в разработку НГДР, начальный этап их развития, отсутствие производственной и социальной инфраструктуры, в работе предлагается методология прогнозирования освоения недр перспективных добывающих районов как комплексной программы долгосрочного развития, отражающей последовательность этапов освоения недр. Создана организационная схема разработки вариантов программы НГДР
и инструментарий для прогнозирования комплексного освоения углеводородных ресурсов перспективных НГДР в виде системы моделей формирования программы (рис. 1).
Модельный комплекс адаптирован к новым условиям хозяйствования, которые представлены блоком входных параметров в систему моделей. Выделены пять последовательных стадий прогноза, для каждой приведены экономико-математические модели [2]. Ядром системы моделей являются имитационная модель разработки отдельного месторождения и сетевая модель программы вовлечения в хозяйственный оборот углеводородных ресурсов НГДР.
Имитационная модель является генератором вариантов добычи и определения экономических показателей по этапам развития с учетом гидродинамических условий пласта, особенностей недропользования, ограниченности и неопределенности запасов и дебитов скважин.
Сетевая модель программы осуществляет согласование во времени по ресурсам и мощностям процесс функционирования месторождений с проведением геологоразведочных работ, строительством трубопроводов, созданием объектов инфраструктуры и других обеспечивающих отраслей.
Допустимое расписание всех работ и событий, описанных в сетевой модели, можно интерпретировать как скоординированную во времени совокупность инвестиционных проектов добывающих и сервисных компаний, а сам календарный план может использоваться в двух режимах:
- Как условный прогноз реализации инвестиционной программы при благоприятных режимах инвестирования,
- Как организационный механизм реализации программы освоения для координации деятельности различных компаний со стороны администрации программы.
Система расчетов дополнена блоком оценки эффективности программы и выбора наилучшего варианта с использованием методов анализа инвестиционных проектов.
ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ
Гипотеза развития народного хозяйства (темпы роста
ВВП)
налоговая
система
конъюнктура
рынка
потребность
в
углеводородно
технико-
экономические
показатели
геологические параметры (запасы, дебиты, геологопромысловые характерис-' -, _ тики) -
экологические
нормативы
ИНСТРУМЕНТАРИИ
ФОРМИРОВАНИЕ СЦЕНАРИЕВ
ОМММ-ТЭК
Определяются:
• Объемы добычи углеводородных ресурсов по НГДР;
• Объемы и направления транспортировки
Имитационная Имитационная
модель модель
разработки 1-го разработки ^го
месторождения ... месторождения
Определяются:
• ГРР, объемы эксплуатационного бурения, динамика добычи;
• Капитальные и эксплуатационные затраты;
Сроки ввода месторождений в разработку
Выбор эффективного варианта программы
Определяются:
• Динамика выпускаемой продукции и потребляемых ресурсов;
• Оценка эффективности инвестиций;
• Расписание выполнения мероприятий программы
"И
РЕЗУЛЬТАТЫ
Прогнозирование
освоения
углеводородных
ресурсов
добывающего
района:
• динамика добычи
углеводородных
ресурсов;
• ГРР, объемы бурения;
>
• потребности в основных ресурсах в территориальном и отраслевом разрезе;
• сроки ввода мощностей;
• показатели эффективности инвестиций;
• выбор эффективного варианта
природопользован
ия
и формирование стратегии вовлечения в хозяйственный оборот
углеводородных
Рис. 1. Система моделей формирования программы комплексного освоения углеводородных ресурсов добывающего района
На основе полученных решений формируется стратегия освоения ресурсов НГДР и вырабатываются рекомендации к изменению системы государственного регулирования природопользования.
Предлагаемый подход позволяет оценить альтернативные сценарии освоения добывающего района с учетом потребностей народного хозяйства в углеводородных ресурсах, опережающего выполнения научноисследовательских и проектно-изыскательских работ, своевременного проведения ГРР и подготовки сырьевой базы, развития обеспечивающих отраслей, выбрать эффективную стратегию природопользования и определить сроки ввода объектов в эксплуатацию, динамику потребляемых ресурсов и добываемого сырья; оценить нагрузку на окружающую природную среду, социальную сферу, строительную базу, транспортную и энергетическую системы района; осуществлять оперативное управление ходом выполнения программы.
Данный модельный комплекс использован для разработки прогноза и программы освоения углеводородных ресурсов севера Западной Сибири. Были разработаны и применены:
- Имитационная модель формирования вариантов разработки отдельного месторождения, алгоритм и компьютерная программа расчетов.
- Сетевая модель программы освоения углеводородных ресурсов полуострова Ямал представлена в виде сетевого графа, имеющего блочномодульную структуру.
Площадь нефтегазоносных земель Ямальского НГДР составляет 65%, открыто 26 месторождений углеводородов, потенциальные запасы которых позволяют обеспечить более 35% добычи природного газа и около 5% добычи нефти России.
Сформировано 3 сценария добычи углеводородных ресурсов, по каждому рассмотрено множество вариантов, отличающихся развитием обеспечивающих отраслей и экономическими условиями: ценами на углеводородные ресурсы, условиями финансирования, кредитования, налогообложения, темпами инфляции.
Выработана стратегия рационального природопользования Ямальского НГДР, в которой режимы извлечения углеводородных ресурсов и прогнозируемые объемы добычи нефти и газа согласованы с необходимым инфраструктурным обустройством территории, масштабами и темпами проведения геологоразведочных работ, комплексом природоохранных мероприятий.
Проведенные расчеты позволяют сделать следующие выводы:
- По масштабности, сложности и объемам инвестиций программа освоения углеводородных ресурсов перспективного НГДР является высоко капиталоемкой;
- Для поддержания стабильной добычи углеводородных ресурсов необходимо увеличить объемы поисково-разведочного бурения в 4,0-5,5 раза,
величину капитальных вложений (КВ) в геологоразведку до 4% от общего объема;
- Основная доля КВ приходится на инфраструктурные отрасли (около 50%). Наиболее капиталоемким является трубопроводный транспорт (42,5%), отмечается его высокая эластичность к изменению целевых показателей программы. Важна своевременность инвестиций в инфраструктурные отрасли, иначе освоение месторождений будет откладываться и возникнет проблема замещения ресурсов Ямала в ТЭБ страны;
- При сложившихся экономических и институциональных условиях реализация программы неэффективна, окупаемость ее достигается лишь при постепенном увеличении внутренней цены газа для потребителя к концу рассматриваемого периода в 3 раза;
- Выявлена высокая чувствительность программы освоения Ямала к системе экономического регулирования. При снижении налога на прибыль до 15% и максимальном темпе инфляции чистый дисконтированный доход (ЧДД) возрастает на 30%. Переход к финансированию за счет частичного кредитования при 15% процентной ставке снижает ЧДД в пределах 25%, уменьшение темпов инфляции при сохранении внешних условий приводит к росту ЧДД на 7-20%.
Сложность освоения углеводородных ресурсов новых НГДР, их высокая национальная значимость обусловливают необходимость разработки
программ для их освоения и повышения роли государства в области законодательного закрепления экономико-правового регулирования процесса недропользования в направлении стимулирования воспроизводства запасов, природоохранной политики и привлечения инвестиций. В области правового регулирования процесса недропользования рекомендуется:
- Включать в лицензионные соглашения на разработку месторождений
и проведение геологоразведочных работ экологические нормативы,
учитывающие специфику природной среды, а также технологические нормативы рационального (неистощительного) режима извлечения
углеводородов;
- Ввести обязательные нормы отчисления КВ на ГРР и усилить контроль государства за их проведением.
В области налогового регулирования целесообразно предоставить недропользователям, участвующим в программе, инвестиционную льготу до выхода на окупаемость с последующим переходом к полному налогообложению, что позволит повысить инвестиционную привлекательность таких программ.
Государство должно стать инициатором разработки программ рационального использования недр, выступить гарантом стабильности условий их реализации и возврата инвестиций, эффективным координатором выполнения мероприятий программы.
Основные результаты проведенного исследования состоят в следующем:
1. Предложена новая модификация инструмента прогнозирования комплексного освоения ресурсов перспективного НГДР на основе использования системы моделей освоения углеводородных ресурсов и блока экономического регулирования природопользования;
2. Ядром системы являются имитационная модель разработки отдельного месторождения и сетевая модель программы вовлечения в хозяйственный оборот углеводородных ресурсов НГДР;
3. Выявлены закономерности освоения углеводородных ресурсов НГДР как объекта недропользования и факторы неопределенности, влияющие на выбор стратегии его развития.
4. Разработан прогноз освоения ресурсов Ямальского НГДР Рассмотрены альтернативные сценарии развития, оценена их эффективность и выработана стратегия, направленная на достижение сбалансированности и рационального природопользования.
В условиях необходимости повышения минерально-сырьевой безопасности и роли государственного регулирования процесса освоения недр, предлагаемая методология может быть положена в основу разработки научно -обоснованной долгосрочной программы освоения ресурсов перспективных нефтегазодобывающих районов и использована органами управления программой как организационно-экономический механизм рационального природопользования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Пляскина Н.И. Государственное регулирование недропользования как фактор повышения минерально-сырьевой безопасности ТЭК // Маркшейдерия и недропользование. - 2005. - № 3 (16), с. 33-42.
2. Пляскина Н.И. Прогнозирование комплексного освоения ресурсов перспективных нефтегазодобывающих районов (на примере севера Западной Сибири). -Материалы Всероссийской конференции «Энергетика России в XXI веке: развитие, функционирование, управление», Иркутск, ИСЭМ, 2005 г., СД.
© Н.И. Пляскина, 2006