Научная статья на тему 'Комплексный подход к прогнозированию освоения углеводородных ресурсов нефтегазодобывающего района (на примере полуострова Ямал)'

Комплексный подход к прогнозированию освоения углеводородных ресурсов нефтегазодобывающего района (на примере полуострова Ямал) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к прогнозированию освоения углеводородных ресурсов нефтегазодобывающего района (на примере полуострова Ямал)»

УДК 553.98(571.121)

Н.И. Пляскина

ИЭиОПП СО РАН, Новосибирск

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ ОСВОЕНИЯ УГЛЕВОДОРОДНЫХ РЕСУРСОВ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕГО РАЙОНА (НА ПРИМЕРЕ ПОЛУОСТРОВА ЯМАЛ)

Расширение масштабов общественного производства, усиление и усложнение хозяйственных связей, необходимость повышения энергетической и сырьевой безопасности России требуют вовлечения в хозяйственный оборот углеводородных ресурсов новых добывающих районов, расположенных в необжитой части страны со специфическими природно-климатическими факторами (полуостров Ямал, акватория Обской и Тазовской губ, шельф Баренцева моря и др.). В этих условиях необходимо совершенствование методологии прогнозирования освоения ресурсов в направлении комплексности охвата рассматриваемых взаимосвязей и рационального природопользования. Наиболее адекватным инструментом является использование системного подхода и экономико-математических моделей.

Актуальность данного исследования определяется:

- Значительной ролью минерально-сырьевой базы в обеспечении стабильности работы топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и энергетической безопасности страны, возрастающей значимостью освоения перспективных нефтегазодобывающих районов (НГДР);

- Комплексным характером проблемы прогнозирования освоения углеводородных ресурсов НГДР, необходимостью рационального использования недр, что во многом предопределяет стабильность работы ТЭК и является стратегической задачей государства;

- Социально-экономической значимостью нефтегазового комплекса, повышением роли государственного регулирования процесса использования недр, несмотря на переход значительной доли добывающих предприятий в частную собственность;

- Необходимостью развития методологии и совершенствования методического подхода к прогнозированию комплексного освоения углеводородных ресурсов перспективных НГДР с учетом всей системы возникающих взаимосвязей;

- Направленностью работы на формирование рациональной стратегии природопользования и прогнозирование социально-экономического развития добывающего района как единой комплексной системы.

В данной работе предлагается методология прогнозирования освоения перспективных добывающих районов как комплексной программы долгосрочного развития. В качестве объекта исследования рассматривается полуостров Ямал, который находится на начальной стадии хозяйственного освоения и является одной из наиболее перспективных нефтегазоносных провинций, имеющих максимальную подготовленность запасов к разработке. На его территории открыто 26 месторождений (11 газоносных и 15

нефтегазоконденсатных), потенциальные ресурсы газа с учетом прилегающего шельфа оцениваются в объеме 50,5 трлн. м , жидких углеводородов - более 5 млрд. т, что позволяет обеспечить более 35% добычи природного газа и около 5% добычи нефти России. В перспективе этот район будет иметь значительное влияние на функционирование народного хозяйства страны и безопасность ее развития.

Учитывая относительную обособленность осваиваемых НГДР, начальный этап их развития, отсутствие производственной и социальной инфраструктуры, процесс формирования программы освоения ресурсов представлен в виде пяти последовательно осуществляемых стадий расчетов.

Первая стадия - определяются объемы добычи углеводородных ресурсов по нефтегазодобывающим районам, а также объемы их транспортировки за пределы района на основе решения оптимизационной межрегиональной межотраслевой модели ТЭК (ОМММ-ТЭК).

Вторая стадия - формируются варианты разработки месторождений с использованием имитационной модели месторождения, учитывающей гидродинамические условия функционирования пласта и экономические зависимости.

Третья стадия - определяются месторождения, подлежащие освоению, и варианты их разработки, при которых потребность в углеводородных ресурсах по рассматриваемому сценарию обеспечивается с минимальными интегральными затратами. Используется оптимизационная производственная модель в вариантной постановке, выходными параметрами являются сроки ввода месторождений в разработку, годовые объемы добычи углеводородов и потребления ресурсов.

Четвертая стадия - комплексное описание программы освоения добывающего района на базе сетевой модели, позволяющей адекватно отразить возможные варианты процесса вовлечения в хозяйственный оборот углеводородных ресурсов с учетом возникающих взаимосвязей, своевременности проведения геологоразведочных работ (ГРР), технологических, временных и ресурсных ограничений.

Пятая стадия - выбор эффективного варианта программы на основе методов анализа инвестиционных проектов с использованием денежных потоков, возникающих в процессе реализации инвестиционной программы. Сравнение различных вариантов программы проводится по показателям чистого дисконтированного дохода (ЧДД), внутренней нормы доходности (ВНД) и срока возврата инвестиций (Т).

Предлагаемый подход позволяет оценить различные варианты реализации альтернативных сценариев освоения добывающего района с учетом потребностей народного хозяйства в углеводородных ресурсах, своевременного проведения ГРР и подготовки сырьевой базы, опережающего выполнения научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ, развития обеспечивающих отраслей, выбрать эффективную стратегию природопользования и определить сроки ввода объектов в эксплуатацию, динамику потребляемых ресурсов и добываемого сырья; оценить нагрузку на

окружающую природную среду, социальную сферу, строительную базу, транспортную и энергетическую системы района; осуществлять оперативное управление ходом выполнения программы.

Нами разработана и применена имитационная модель разработки газового месторождения, позволяющая в динамике генерировать варианты с учетом ограниченности запасов, вероятностного характера запасов и дебитов скважин, геологических условий пласта, рассчитать экономические показатели по годам прогнозного периода, а также интегральные затраты в целом по варианту. Предложена и реализована детальная сетевая модель освоения углеводородных ресурсов полуострова Ямал, имеющая сложную блочно-модульную структуру. Общий сетевой граф содержит 91 фактическую и 39 фиктивных работ (включая и внутри модульные), охватывает 20-летний период. Входные данные и результаты расчетов представлены в разрезе 11 отраслей. Исходная информация содержит данные о потреблении и производстве на работах сетевого графа 45 ресурсов и продуктов. Анализ результатов расчетов может быть осуществлен при необходимости с учетом каждого их них (во времени, в разрезе промышленных узлов (ПУ) и отраслей). Рассматриваемая зона пространственно включает в себя Харасавэйский и Новопортовский ПУ

Сформировано 3 производственных сценария развития Ямала, характеризующихся объемами добычи углеводородных ресурсов. По каждому сценарию рассматривается множество вариантов, отличающихся развитием обеспечивающих отраслей и экономическими условиями. Наращивание объемов добычи обусловливает необходимость подготовки новых запасов для их компенсации и, следовательно, увеличения объемов геологоразведочных работ.

Анализ результатов расчетов показал, что имеет место наличие жестких связей по вводу в действие объектов, это в значительной степени предопределено необходимостью создания объектов инфраструктуры. Основное количество работ, отражающих их создание, выполняется последовательно и находится на критическом пути. Работы, не попавшие на критический путь, имеют маленький резерв времени и при незначительных вариациях в исходных данных (сокращение объемов выделенных ресурсов, изменение топологии сети и др.) переходят на критический путь. При отсутствии сдерживающих ресурсных ограничений длина критического пути сетевой модели с максимальным составом работ составляет 22 года. При начале работ в 2004 г. наиболее ранний срок завершения программы может быть в 2026 г. Учет времени на выполнение научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ (НИиПИР) удлиняет критический путь на 3,5 года, причем работы непосредственно по освоению углеводородных ресурсов НГДР могут начаться не раньше чем через 4 года.

Реализация программы по всем вариантам рассматриваемых производственных сценариев при сложившихся внутренних ценах на углеводородные ресурсы с учетом полного комплекса мероприятий не является эффективной. Значения чистого дисконтированного дохода

отрицательные, срок окупаемости превышает двадцатилетний период. Эффективность программы повышается при постепенном росте внутренней цены природного газа до 65 дол. США за 1000 м к концу периода. Такой рост цен позволяет получить чистый дисконтированный доход в размере - 5,79; 9,18 и 12,31 млрд. дол. соответственно по I, II и III производственным сценариям (при коэффициенте дисконтирования 10%). Внутренняя норма доходности составляет 11,67; 10,35 и 16,98%, окупаемость программы достигается за 13,5 лет по третьему сценарию, 15,6 года - по первому и 14,8 года по второму. Варьирование налога на прибыль показывает целесообразность предоставления предприятиям льготного налогообложения до момента выхода программы на окупаемость.

Наилучшими показателями экономической эффективности характеризуется Ш-й (средний) производственный сценарий освоения углеводородных ресурсов Ямала: достигается максимальное значение ЧДД по вариантам (12,04-16,66 млрд. дол.), наименьший срок окупаемости (13,5 -16,5 года), внутренняя норма доходности находится в пределах требований Международного банка реконструкции и развития (16,77-16,98%).

Этот вариант целесообразно принять в качестве основы при формировании стратегии освоения углеводородных ресурсов Ямальского НГДР. Реализация программы позволит обеспечить выход к концу рассматриваемого периода по добыче газа (включая попутный) на уровень 225,3 млрд. м3, по нефти (включая конденсат) - на 30,3 млн. т и потребует инвестиций в размере 107 млрд. дол. США. Вовлечение в хозяйственный оборот ресурсов Ямала позволит не только компенсировать падение добычи нефти и газа в России, но и увеличить объемы их добычи (к 2020 г. по нефти - до 520 млн. т, по природному газу - до 730 млрд. м ). Для поддержания стабильной добычи необходимо достичь прироста извлекаемых запасов природного газа в

з

объеме 1098,8 млрд. м , нефти - 600 млн. т. Это потребует увеличения объемов поисково-разведочного бурения более чем в 4-5,5 раза и роста инвестиций в геологоразведку до 4% от общего объема.

Наиболее эффективным вариантом прокладки газопровода с Ямала является «морской» 1 - через Байдарацкую губу, поскольку он меньше по протяженности, при его выполнении минимизируется ущерб окружающей среде, снижается общий объем капитальных вложений по программе в целом в сравнении с альтернативными вариантами: «морской» 2 (через Обскую губу) и сухопутным на 2,1 и 5,3% соответственно, ЧДД возрастает на 1,5 и 5,2%. Результаты сравнительной оценки вариантов транспортировки нефти с Ямала показали, что наибольшее преимущество имеет железнодорожный вариант, предусматривающий использование строящейся для обустройства района железной дороги Паюта - Новый Порт, он позволяет свести к минимуму нарушение экологического равновесия на полуострове и сократить инвестиции на выполнение всей программы на 6,0 и 7,1% по сравнению с альтернативными вариантами.

В соответствии с выбранным эффективным вариантом программы ввод месторождений в эксплуатацию целесообразно производить в следующей

последовательности: Бованенковское (2008 г.), Харасавейское (2013 г.), Крузенштернское месторождение (2014 г.), Новопортовское месторождения (2014 г.). При необходимости выполнения дополнительных НИиПИР начало освоения газовых месторождений сдвигается: Бованенковское (2012 г.), Харасавэйское (2019 г.), Крузенштерновское (2020 г.).

Программа освоения углеводородных ресурсов Ямала является капиталоемкой и имеет длительные сроки возврата средств. При переходе к финансированию за счет частичного кредитования чистый дисконтированный доход остается положительной величиной и составляет 12,04 млрд. дол., дисконтированный срок окупаемости увеличивается на 3 года - с 13,5 до 16,5 года, ВНД снижается незначительно - с 16,98 до 16,77% при условии постепенного роста внутренних цен на природный газ до максимального

-5

уровня 65 дол. за 1000 м .

Проведенные расчеты показали, что по масштабности, сложности и объемам инвестиций программа освоения углеводородных ресурсов Ямала сопоставима с той, которая решалась в период освоения ЗСНГК в 1970-1980 гг. При сложившихся в настоящее время экономических и институциональных условиях реализация программы не эффективна. Окупаемость программы достигается при постепенном увеличении цены природного газа для потребителя к концу рассматриваемого периода в 4 раза

Л

- до 65 дол. за 1000 м (при условии сложившихся средних цен на нефть и конденсат).

Высокая национальная значимость освоения ресурсов Ямала, определяющая энергетическую безопасность страны, обусловливает необходимость повышения роли государственного регулирования в его развитии. Государство должно стать генеральным заказчиком разработки программы, выступить в качестве гаранта стабильности условий ее реализации и возврата инвестиций, эффективным координатором рационального использования недр, экономических и социальных мероприятий. На первом этапе реализации программы целесообразно участие государства в качестве одного из инвесторов освоения района.

В условиях необходимости повышения минерально-сырьевой безопасности и роли государственного регулирования процесса освоения недр, предлагаемый методический подход может быть положен в основу разработки научнообоснованной долгосрочной программы освоения углеводородных ресурсов перспективных нефтегазодобывающих районов и использован органами управления программой как организационно-экономический механизм природопользования.

© Н.И. Пляскина, 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.