МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НАУЧНОИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СНИХОВСКАЯ И.В.
В статье предложена методика прогнозирования научно-инновационного развития образовательного учреждения среднего профессионального образования. Методология основана на оценке ряда основных показателей отражающих потребности внутренней и внешней среды образовательного учреждения.
Методология прогнозирования развития профессионального образования с учетом закономерностей и тенденций научно-технического инновационного развития должна исходить из следующих основных положений.
1. Перспективная потребность в объеме, структуре и качестве профессиональных работников всех категорий определяется закономерностями научно-технического и инновационного прогресса в его взаимосвязи с развитием сферы образования.
2. Тенденции и приоритеты научно-технологического развития и вытекающие из этого требования к перспективной профессиональной подготовке работников.
3. Перспективы развития профессионального образования в краткосрочной и среднесрочной перспективе с учетом требований научно-технического и инновационного развития.
4. Нормативно-правовые и организационно-экономические условия и механизмы прогнозирования развития профессионального образования отвечающего приоритетным направлениям развития технологий и инновации.
При прогнозировании развития системы профессионального образования необходимо предусмотреть возможности своевременного обеспечения профессионально подготовленными кадрами всех ступеней (от исследователей и конструкторов до квалифицированных рабочих).
При разработке прогнозов развития системы профессионального образования на краткосрочную и среднесрочную перспективу нужно исходить из следующих методологических положений.
1. Необходимо обеспечить кадровую составляющую для перехода к инновационному пути развития, ибо без такой составляющей невозможно обеспечить инновационный прорыв [1] и повышение конкурентоспособности образовательных услуг. Прогноз и стратегия профобразования должны предусматривать как перспективы объема и структуры подготовки кадров в режиме непрерывного образования, так и изменения в его структуре по различным ступеням избранных долгосрочных инновационных приоритетов.
2. Необходимо предусмотреть непрерывность профессионального образования. Его зачатки следует закладывать в семье и общеобразовательной школе, привлекая детей к посильному полезному труду. Систематическое начальное, среднее и высшее профобразование должно дополняться возможностью периодической переподготовки и повышения квалификации, самообразования с использованием Интернета, что важно для адаптации работников к изменившимся условиям воспроизводства при освоении новых моделей и поколений техники и технологий. Организацию непрерывного образования необходимо предусматривать в прогнозе и программах информатизации.
The article offers the technique of scientific-innovative development fore-casting of educational institution of comprehensive professional training. The methodology is based on estimation of some the basic indicators reflecting requirements of internal and educational institution environment.
3. Назрели изменения в соотношении различных ступеней образования, чтобы ликвидировать сложившиеся в последние годы дисбалансы. Следует рассмотреть возможности и перспективы подготовки рабочих высокой квалификации, которая в значительной мере свернута, и приходится ввозить рабочих (меньшей квалификации) из-за рубежа. Выпуск специалистов с НПО за годы реформ сократился почти вдвое.
4. Переход к инновационному пути развития потребует изменения структуры профессионального образования по группам специальностей. Уже сейчас на рынке труда нарастает дефицит исследователей в области технических наук, инженеров, конструкторов, проектировщиков, без которых невозможна реализация инновационных проектов. На сегодняшний день актуализировалась необходимость возрождения инженерного образования, в том числе путем развития инженерно-исследовательских университетов. В прогнозе следует рассмотреть меры, направленные на повышение имиджа ученого, конструктора, инженера, изобретателя в обществе.
5. Важнейшим направлением подъема профессионального образования может стать интеграция колледжей, университетов, научно-конструкторских предприятий по ключевым направлениям инновационного прорыва. Это даст несколько преимуществ:
- омоложение научных и конструкторских кадров за счет талантливой молодежи, защищающей дипломные работы и диссертации;
- повышение технологического уровня и инновационной направленности средней специальной и высшей школы, поскольку дипломные проекты и диссертации будут носить реальный характер, опираться на базу НИИ и опытных предприятий;
- ускорение освоения базисных и улучшающих инноваций, так вся цепочка - от научной идеи до опытного внедрения - будет осуществляться в едином цикле, под руководством опытных ученых и преподавателей.
Неуклонно возрастающая интеллектуализация факторов производства выдвигает на передний план проблему формирования системы критериев по выбору приоритетных направлений инновационного развития профессионального образования, данная система должна учитывать:
I. Социально-экономические и демографические условия функционирования образования, включающие:
- уровень потребности работодателей в выпускниках учреждений СПО и НПО;
- уровень трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования по полученной профессии, специальности;
- степень удовлетворения работодателей качеством профессиональной подготовки работни-ков-выпускников учреждений НПО и СПО;
- уровень закрепленности на рабочем месте по полученной профессии, специальности;
- степень удовлетворения выпускника профессионального учреждения своей карьерой;
- среднесрочный прогноз спроса регионального рынка труда на работников определенной номенклатуры;
- уровень демографического развития региона, в том числе показателей, влияющих на условия развития системы СПО;
II. Образовательные условия, включающие:
- качество профессионального образования;
- вариативность образовательного процесса;
- эффективность организации учебного процесса;
- состав педагогических кадров;
- уровень материально-технического и учебного обеспечения;
- рост совокупного объема ресурсов, доступного образовательным учреждениям;
III. Финансовые условия, включают:
- объем и структура бюджета учреждения профессионального образования;
- эффективность использования бюджетных средств;
- рентабельность образовательных услуг;
- городской заказ как инструмент подготовки кадров по востребованным и перспективным профессиям и специальностям на основе повышенного коэффициента финансирования процесса профессиональной подготовки поитоговое бюджетное финансирование;
IV. Инновационные условия, включают:
- соответствие конкурентоспособности образовательных услуг перспективным тенденциям научно-технического, экономического развития и общественным потребностям региона;
- осуществление в образовательном учреждении научной, инновационной и экспериментальной деятельности;
- участие в научной инновационной и экспериментальной работе преподавателей и обучающихся образовательного учреждения;
- наличие инновационной инфраструктуры.
На основе механизма социального партнерства, как системы договорных отношений учреждений профессионального образования с работодателями, службами занятости, позволяющих отслеживать и адекватно реагировать на динамику развития экономики, объемы и структуру востребуемых производством профессий, а также диктуемые предприятиями требования к качеству кадров можно построить модель инновационного развития образовательного учреждения.
В свете принятия Федерального закона №83-Ф3 от 8.05.2010 г., когда образовательные учреждения становятся более независимыми от государственного финансирования, уместно предположить, что данная модель получит развитие в случае заинтересованности социальных партнеров в выпускниках того или иного образовательного учреждения и возможности влиять на уровень подготовки выпускников по интересующим их профессиям. Вследствие чего получает дополнительное развитие система подушевого финансирования образовательных учреждений не только со стороны государства, но и со стороны социальных партнеров (работодателей) в рамках инновационного образования.
В качестве ведущего подхода к прогнозированию инновационного развития, целесообразно учитывать необходимость ориентации на конечный результат. Этот подход адекватен динамичным целям СПО, в том числе связанным с изменениями на рынке труда.
Анализ научно-инновационной среды Анализ внешней среды
• ФИРО • Региональная служба занятости
• Департамент образования г. • Социальные партнеры
Москвы • Школы
• НИИРПО • Родители и студенты (абитуриенты)
• УМЦ • Гос. заказ
Анализ внутренней среды \ / у Финансовый анализ
• Наличие программы • Государственное
инновационного развития финансирование
• Наличие инновационных • Социальные
разработок партнеры
• Банк инноваций /1 У V э\ • Родители и студенты
• Наличие системы • Дополнительное
переподготовки и ^Прогнозирование государственное
повышения квалификации / инновационного \ финансирование
• Организация /Л развития /Д (гранты)
непрерывного , 2 I > • Внебюджетная
образования деятельность
(интегрированные
программы)
• Наличие самообразования
в т.ч. дистанционное
образование 1
• Освоение новых моделей 1
и поколений техники и 1
технологий 1
• Наличие программ 1 1
информатизации 1
Прогноз развития
• Потребность в объеме, структуре и качестве профессиональных работников
• Разработка перспективных стратегических планов, программ и проектов
• Педагогический консилиум
• Обеспечение профессионально подготовленными кадрами всех ступеней
Рис. 1. Прогнозирование научно инновационного развития
Методология прогнозирования научно инновационного развития (рис.1) заключается в следующем:
I. Детальный анализ научно-инновационной среды
Приоритеты Государственной политики в области образования, Государственные образовательные стандарты нового поколения, Перспективные разработки научно-исследовательских институтов и передовых образовательных учреждений, Новые разработки научно-методического обеспечения образовательного процесса в учреждениях НПО и СПО.
II. Анализ внутренней среды
Анализ внутренней среды включает предварительный анализ возможностей образовательного учреждения к осуществлению инновационной образовательной политики и создание соответствующей системы управления инновационной деятельностью.
III. Анализ внешней среды с учетом потребностей социальных партнеров, родителей и студентов (абитуриентов)
Анализ потребностей рынка труда, социальных партнеров, родителей и студентов (абитуриентов). Анализ заинтересованности работодателей - социальных партнеров влиять на образовательный процесс.
IV. Финансовый анализ
Расчет нормативного бюджетного финансирования с учетом дополнительных поощрений (гранты). Анализ готовности родителей и студентов участвовать в программе платного дополнительного образования. Анализ дохода от внебюджетной деятельности.
Анализ готовности социальных партнеров к участию в софинансировании инновационных проектов.
V. Разработка прогноза развития
На основе анализа внутренней среды формируется
- Потребность в объеме, структуре и качестве профессиональных работников (штат сотрудников)
- Схемы стимулирования к инновационной деятельности
- Создание педагогического консилиума
- Разработка перспективных стратегических планов, программ и проектов
В педагогической модели управления инновационной деятельностью учреждения среднего профессионального образования учитывается тот факт, что подготовка специалистов в средней профессиональной школе является многоуровневой, многофункциональной, социально-педагогической системой, охватывающей множество задач и операций, взаимодействующей с различными субъектами.
Библиографический список:
1. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия - 2050: стратегия инновационного прорыва. - М.: Экономика, 2004
2. Теоретические основы прогнозирования научно-инновационного развития профессионального образования. / Коллективная монография / под научной ред. А.В. Тодосийчука. - М.:
- ИУО РАО. -2006.
Ключевые слова: методология прогнозирования, инновационная деятельность, научноинновационное развитие.
Keywords: forecasting methodology, innovative activity, institutions of comprehensive professional training, scientific-innovative development