МЕТОДОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ» У СТУДЕНТОВ ФГБОУ ВО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.И. ЕВДОКИМОВА» МИНЗДРАВА РОССИИ
Цветкова Е.А., Титкова Ю.С.
ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России
В статье представлены материалы о преподавании курса «Управление качеством медицинской помощи». Рассмотрены педагогические подходы к преподаванию. Показано значение интерактивных методов обучения и образовательных технологий. Рассматриваются возможности и практическое значение использования данных методов в системе высшего профессионального образования.
Ключевые слова:
управление качеством медицинской помощи, качество и безопасность медицинской деятельности, эффективное преподавание
TEACHING METHODOLOGY OF THE CHOSEN COURSE "MANAGEMENT OF QUALITY OF THE MEDICAL CARE" FOR STUDENTS OF A.I. EVDOKIMOV MOSCOW STATE UNIVERSITY OF MEDICINE AND DENTISTRY
Tsvetkova E.A., Titkova Y.S.
A.I. Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation
The article presents teaching materials of course "Management of quality of the medical care". Pedagogical approaches of the teaching are considered. The importance of the interactive teaching methods and educational technologies is shown. The possibilities and practical importance of using these methods in the system of higher professional education are considered.
Keywords:
quality management of medical care, quality and safety of medical activities, effective teaching
№ 1,2018
Актуальность и социально-экономическая значимость проблемы управления качеством медицинской помощи имеет огромное значение для здравоохранения. Создание эффективной системы управления качеством является важнейшей задачей каждой медицинской организации, целью которой будет повышение качества и доступности медицинской помощи на основе эффективного использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов. Качество и эффективность должны стать основными критериями оценки деятельности любой медицинской организации и системы здравоохранения в целом. Качество должно обеспечиваться на всех уровнях системы здравоохранения взаимосвязанными действиями по оптимизации ресурсов, внедрению современных управленческих, информационных, лечебно-диагностических технологий, контролю полученных результатов и постоянному совершенствованию процессов. Одна из целей государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 294) - создание системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а также организации эффективной системы управления качеством. Планируется до 2020 г. внедрить систему управления качеством в медицинские организации. Управление качеством медицинской помощи должно включать в себя систему управления, нормативно-правовые документы и основной пункт в этом комплексе мероприятий -мотивацию каждого сотрудника медицинской организации.
Вопросы управления качеством медицинской помощи преподаются в рамках изучения дисциплины «Общественное
здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения». Отведенное количество часов на преподавание дисциплины не позволяет в полной мере осветить данный раздел.
Подготовить врача, владеющего теоретическими основами менеджмента качества в здравоохранении и способного применять принципы и методы управления качеством и безопасности медицинской деятельности, стало задачей для Федерального научно-практического центра подготовки и непрерывного профессионального развития управленческих кадров здравоохранения Минздрава России. На базе центра разработана рабочая программа дисциплины «Управление качеством и безопасностью медицинской деятельности» с общим объемом 48 ч. Цикл обучения входит в перечень дисциплин по выбору в учебном плане подготовки по специальностям «лечебное дело» 31.05.01 и «стоматология» 31.05.03.
Цель электива в контексте управленческих компетенций специалиста в области организации здравоохранения - подготовка квалифицированного врача-специалиста по организации здравоохранения и общественному здоровью, обладающего системой общекультурных и профессиональных компетенций, способного к самостоятельной профессиональной деятельности при оказании всех видов медицинской помощи в условиях непрерывного профессионального образования.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
В учебный период 2015-2017 гг. на базе кафедры «Общественное здоровье и здравоохранение» ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический
университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России были проведены занятия у студентов IV курса дневного стоматологического факультета и V курса дневного лечебного факультета по дисциплине «Управление качеством медицинской помощи». Обучение прошли 575 студентов на теоретической и клинической базах университета, что позволяет изучать базовые основы менеджмента качества медицинской помощи и видеть его преломление в практическую деятельность врача-специалиста.
Перед преподавателем поставлены следующие задачи.
1. Подготовить к самостоятельной профессиональной деятельности специалиста, способного успешно решать профессиональные задачи по обеспечению доступности и качества медицинской помощи в соответствии с потребностями населения и передовыми достижениям медицинской науки.
2. Сформировать компетенции врача-специалиста по организации здравоохранения и общественному здоровью в области оценки качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей.
В результате освоения электива формируются следующие профессиональные компетенции обучающегося.
ПК-17. Способность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях.
ПК-18. Готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа электива включает следующие модули.
1. История и философия управления качеством
Преподаватель обращает внимание на современный подход к пониманию качества, которое рассматривается как многоаспектное, интегральное понятие. Основные аспекты качества: философский, социальный, технический, экономический, правовой. Знание исторических основ и школ управления качеством позволяет студентам понять материалы данной программы. Педагог готовит студентов к пониманию процессного подхода в любой деятельности, в том числе и в управлении качеством медицинской помощи. Подчеркивает взаимосвязь качества, потребностей и удовлетворенности потребителей. Качество с позиции потребителя и качество с позиции производителя.
2. Нормативно-правовые основы управления качеством в медицинских организациях
В этом разделе рассматриваются темы: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017), Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 01.05.2017) «О защите прав потребителей». Приказ Минздрава России от 10.05.2017 № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» (зарегистрировано в Минюсте России 17.05.2017 № 46740). Предложения (практические рекоменда-
ции) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (стационаре) ФГБОУ «Центр мониторинга и клинико-экономической экспертизы». Государственный и ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности. Эволюция стандартизации лечебно-диагностического процесса. Протоколы, порядки и стандарты оказания медицинской помощи, клинические рекомендации. Экспертиза контроля качества медицинских услуг. Самооценка деятельности организаций на соответствие критериям Премии правительства РФ в области качества как инструмент оценки менеджмента качества медицинской организации.
Преподаватель обращает внимание студентов на то, что критерии оценки качества медицинской помощи сформированы на основе порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации, клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разработанных и утвержденных медицинскими профессиональными некоммерческими организациями.
Педагог отмечает, что в нормативно-правовые основы управления качеством в медицинских организациях постоянно вносятся поправки и готовятся новые документы. Поэтому в данном разделе включены задания по поиску документов в информационно-правовой базе.
3. Принципы Всеобщего управления на основе качества (TQM) в требованиях международных стандартов семейства ИСО
Система менеджмента качества: основы теории и практики. 8 принципов Всеобщего (комплексного) управления качеством. Схема процесса эффективного управления Н. Винера. Цикл Шухарта-Деминга. Создание систем качества на основе ИСО-9000. Рекомендации международных стандартов семейства ИСО-9000 по обеспечению качества. Новые стандарты ИСО 9001:2015. Структура, ключевые принципы, подходы к использованию в здравоохранении. Зарубежный опыт внедрения систем управления качеством в здравоохранении. Стандарты JCI (международной объединенной комиссии по аккредитации больниц).
В ходе данного модуля рассматриваются структура семейства стандартов ИСО-9000, новая версия стандартов ИСО-9001:2015. Требования к системам менеджмента качества. Общие положения. Термины и определения. Модель системы менеджмента качества на основе процессного подхода. Универсальность стандартов серии ИСО-9000. Основные этапы и шаги по созданию системы менеджмента качества на предприятии.
4. Управление качеством и безопасностью медицинской деятельности
Современные подходы к организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в организациях: планирование, обеспечение и управление качеством медицинской помощи, оценка достигнутых результатов, обучение персонала. Вовлечение персонала организации в управление доступностью и качеством медицинской помощи. Процессный подход и личная ответственность сотрудников в обеспечении качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации.
Командообразование: кружки качества, целевые группы по совершенствованию ключевых процессов, фокус-группы и т.п. Совершенствование в рамках подразделения. Система менеджмента качества как основа эффективности внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации.
Этот раздел является основным в понимании процессного подхода, где преподаватель объясняет, что процесс - это упорядоченная, целенаправленная последовательность повторяющихся действий, имеющих вход и выход, в результате которых создается продукт или услуга.
5. Статистические методы и инструменты управления качеством
Семь инструментов качества. Статистические методы оценки и контроля качества. Области применения и порядок построения. Гистограммы. Контрольные карты. Диаграмма Ишикавы как базовый инструмент поиска идей. Анализ Парето.
В данном модуле дается понятие о статистических методах и инструментах управления качеством и подробно разбирается причинно-следственная диаграмма (рыбий скелет) Ишикавы.
ОБСУЖДЕНИЕ
Следует отметить, что элективный курс «Управление качеством медицинской помощи» является сложным для восприятия и понимания у студентов IV и V курса, поскольку отсутствует опыт управленческой деятельности. Для эффективного достижения поставленной цели курса интерактивные формы и методы обучения играют первостепенную роль. Интерактивные методы (от англ. interaction - взаимодей-
ствие, воздействие друг на друга) - методы обучения,основанные на взаимодействии обучающихся между собой. Интерактивные методы обучения предполагают обучение в сотрудничестве преподавателя, где педагог чаще выступает в роли организатора процесса обучения или лидера группы, и обучающихся. Интерактивное обучение студентов основано на их собственном опыте и прямом взаимодействии с областью осваиваемого теоретического материала. Эффективность образовательного процесса обеспечивается за счет активного включения обучающихся в процесс получения и непосредственного использования знаний. У слушателей формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх высказать неправильное предположение и устанавливаются доверительные отношения с преподавателем, а также повышается мотивация и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем. Преподавателями используются интерактивные методы в виде: дискуссии, мозгового штурма, игры, тренинга, кейс-технологии, к которым относятся метод ситуационного анализа, ситуационные задачи и упражнения.
Важно подчеркнуть, что лекционная форма обучения также входит в элективный курс, но носит лаконичный характер.
На итоговом занятии студентом представляется проект по перечню проблемных вопросов, поставленных преподавателем, либо по индивидуальному выбору с разработкой самостоятельного материала из списка рекомендованной литературы. Защита проекта проводится при групповом занятии и является составной частью образовательного процесса. Во время защиты проекта оценивается на-
глядность, содержание, ответы на вопросы. Лучшие работы сдаются на кафедру и формируют сборник вариантов творческих технических проектов студентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Следует отметить, что авторы отразили свое видение преподавания данной дисциплины и возможные варианты активностей для контроля полученных знаний по основам управления качеством и отработки практических навыков.
Данный модуль дисциплины может быть включен помимо специалитета в программу подготовки на этапе постдипломного образования ординаторов по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье».
Процесс освоения элективного курса «Управление качеством медицинской помощи» направлен:
1) на подготовку врача-специалиста, готового к абстрактному мышлению, анализу и синтезу по обеспечению доступно-
сти и качества медицинской помощи в соответствии с потребностями населения и передовыми достижениям медицинской науки;
2) формирование компетенции врача-специалиста по организации здравоохранения и общественному здоровью в области оценки качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей;
3) способность и готовность к применению научной организационно-управленческой и нормативно-правовой документации, использованию современных информационных технологий;
4) мотивацию специалиста, готового работать и участвовать в рамках выстроенной системы менеджмента качества в медицинской организации;
5) способность и готовность к работе в команде, способность к действиям в рамках согласованных действий и задач, брать на себя личную ответственность и лидерство в планировании и осуществлении профессиональной деятельности.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Цветкова Елена Александровна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России E-mail: cea0koziz.ru
Титкова Юлия Сергеевна - кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России
ЛИТЕРАТУРА
1. Лисицын Ю.П., Улумбекова Г.Э. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. 3-е изд., пере-раб. и доп. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. 512 с.
2. Управление и экономика здравоохранения : учебное пособие для вузов / под ред. А.И. Вялкова М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. 657 с.
3. Веснин В.Р. Основы менеджмента : учебник. М. : Проспект, 2014. 306 с.
4. Бошкович Р., Иванов И.В. Самооценка медицинской организации при внедрении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности // Вестн. Росздравнадзора. 2016. № 6.
5. Столяров С.А. Менеджмент в здравоохранении : учебное пособие. Барнаул, 2013. 409 с.
6. Князюк Н.Ф., Кицул И.С. Методология построения интегрированной системы менеджмента медицинских организаций : монография. М. : Менеджер здравоохранения, 2013. 311 с.
7. Научные основы обеспечения качества медицинской помощи. Публикация подготовлена по материалам Проекта обеспечения качества агентства США по международному развитию // Вопр. экспертизы и качества мед. помощи. 2016. № 12.
REFERENCES
1. Lisitsyn Yu.P., Ulumbekova G.E. Public health and health: A Textbook. 3rd ed., add. Mosvow: GEOTAR-Media, 2011: 512 p. (in Russian)
2. Management and economics of public health. Textbook for high schools. In: A.I. Vialkova (ed.). Moscow: GEOTAR-Media, 2013: 657 p. (in Russian)
3. Vesnin V.R. Fundamentals of management. Tutorial. Moscow: Prospekt, 2014: 306 p. (in Russian)
4. Boshkovich R., Ivanov I.V. Self-assessment of the medical organization when implementing internal quality control and safety of medical activities. Vestnik Roszravnadzora [Bulletin of Roszravnadzor]. 2016; (6). (in Russian)
5. Stolyarov S.A. Management in health care. Study Guide. Barnaul, 2013: 409 p. (in Russian)
6. Knyazyuk N.F., Kitsul I.S. Methodology for building an integrated management system for medical organizations. Monograph. Moscow: Menedzher zdravookhraneniya, 2013: 311 p. (in Russian)
7. Scientific basis of quality assurance of medical care. The publication was prepared on the basis of the US Agency for International Development's Quality Assurance Project. Voprosy ekspertizy i kachestva meditsinskoy pomoshch'y [Issues of Expertise and Quality of Medical Care]. 2016; (12). (in Russian)
№ 1,2018 143