УДК 61:378.147.3(07.07)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ В ПРЕПОДАВАНИИ КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Н.В. Агранович, Г.Г. Бабашева, О.В. Агранович, В.А. Зеленский
ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» г. Ставрополь, Россия
Аннотация. С 2016—2017 учебного года в медицинских ВУЗах Российской Федерации вступает в силу новый федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения. Он включает в себя отмену интернатуры, а это значит, что специалисты, получившие диплом, сразу приступают к практической работе в первичном звене здравоохранения. Данная реорганизация заботит не только самих студентов медиков, но и преподавательский состав медицинских вузов, особенно клинические кафедры и в первую очередь кафедры поликлинической терапии. Сотрудниками кафедры поликлинической терапии Ставропольского государственного медицинского университета был создан экспериментальный электив «Электронная медицинская карта», с целью обучения особенностям ведения медицинской документации в электронном варианте и повышению адаптации выпускников к современной практической деятельности врача. Полученные в ходе исследования результаты, позволили сделать выводы, что изучение темы «Электронная медицинской карта» повысит раннюю адаптацию к практической деятельности выпускников медицинских ВУЗов. И как следствие повысит качество оказываемой ими медицинской помощи, социальную и экономическую эффективность их работы.
Ключевые слова: электронные обучающие технологии, медицинский ВУЗ, практическая деятельность.
Подготовка высококвалифицированных специалистов и повышение их конкурентоспособности в условиях непрерывного роста потока информации и развития новых информационно-коммуникационных технологий выдвигает на первый план необходимость преобразований в образовательном процессе.
Современное образование, главными характеристиками которого являются открытость, интег-рированность и индивидуализация, должно опираться на широкую информатизацию. Другими словами, информатизация — это важнейшее направление модернизации системы образования.
В рамках модернизации российского образования становится приоритетным компетентност-ный подход, нацеленный на достижение новых образовательных результатов, способствующих
комплексному развитию профессиональных компетенций будущих специалистов.
Обеспечить активную познавательную деятельность студентов и внедрение интерактивных форм занятий призваны информационно-коммуникационные технологии, наиболее эффективной из которых на сегодняшний день является смешанное обучение. Смешанное обучение включает в себя онлайн обучение и традиционное обучение в аудитории с преподавателем. Иными словами, инновационные технические достижения электронного обучения сочетаются с проверенным годами опытом традиционного взаимодействия студентов и преподавателя [4; 5].
Внедрение федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения, который ха-
----—-
растеризуется переориентацией современного медицинского образования в вузе на личностный и компетентностный подход как приоритетный, предусматривает модернизацию системы образования за счет внедрения элементов обучения, основанных на формировании базовых компетенций, позволяющих выпускникам самостоятельно приобретать знания, максимально приближенные к практическому здравоохранению. Красной линией в процессе модернизации современного образовательного процесса в медицинском вузе является внедрение в учебный процесс системы активных методов обучения, основанных на Hi-Tech технологиях.
Государственная политика в области электронной медицины направлена на выработку эффективных механизмов создания и функционирования систем электронной медицины, развития связанных с этим направлений и правовое обеспечение системы оказания услуг электронной медицины в Российской Федерации.
Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий реализуют государственную политику в области электронной медицины.
«Каждый человек должен иметь возможность получить качественное лечение, а это невозможно без эффективной системы здравоохранения. Среди главных наших приоритетов — качество и доступность медицинской помощи. Уже сейчас для удобства пациентов и докторов все документы переводятся в электронный вид. Возможность записаться к врачам не только в регистратуре, но и через специальные терминалы в поликлиниках и по интернету, существенно экономит время и силы пациентов» (Из выступления председателя Партии ЕР, премьер-министра РФ Дмитрия Медведева на форуме «Единой России» «Здоровье людей — основа успешного развития России», Ялта, 24 мая 2016 г.).
Средства информационно-коммуникационных технологий в системе электронной медицины должны обеспечивать своевременный и надежный обмен информацией, необходимой для оказания услуг электронной медицины.
На современном этапе работа государства должна быть нацелена на оптимизацию деятельности медицинских учреждений, которая повысила бы качество медицинской помощи. С 2016—2017 учебного года в медицинских вузах Российской Федерации вступает в силу новый федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения.
В третьем стандарте большой акцент сделан на практическую подготовку специалистов. Обновленный образовательный стандарт включает в себя отмену интернатуры, а это значит, что специалисты, получившие диплом, сразу приступают к практической работе в первичном звене здравоохранения. Данная реорганизация заботит не только самих студентов медиков, но преподавательский состав медицинских вузов, особенно клинические кафедры и в первую очередь кафедры поликлинической терапии [3]. В связи с этим в медицинских вузах, активно разрабатываются и проводятся учебные как теоретические, так и практические мероприятия по облегчению адаптации студентов к новым правилам организации системы здравоохранения.
В сентябре 2015 кафедрой поликлинической терапии Ставропольского государственного медицинского университета (СтГМУ) был проведен добровольный анонимный опрос 37 студентов 6 курса, лечебного факультета, которые будут обучаться на данной кафедре в весенний семестр 2015—2016 учебного года. Выпускникам было предложено самостоятельно сформулировать свои основные опасения, связанные с ранней практической деятельностью в поликлинике в качестве участкового терапевта.
По данным анализа 74% опрошенных (27 человек) выразили неуверенность в выполнении временных норм приема пациента в качестве участкового терапевта, а как следствие снижение качества помощи или нарушение правил ведения медицинской документации. После выявления и анализа данной проблемы, было проведено анкетирование ещё одной группы студентов 6 курса лечебного факультета (37) человек. В данной группе неуверенность в выполнении временных норм также высказали большое количество — 68% учащихся.
Поэтому, безусловно, введение в практическую деятельность врача, особенно в первичном звене здравоохранения, электронных ресурсов имеет не мало важное значение в повышении качества оказания медицинской помощи населению. Внедрение электронных медицинских карт (ЭМК) тестируют на сегодняшний день повсеместно. Их введение должно значительно сократить затрату времени на заполнение медицинской документации в ходе приема и значительно упростить повторный прием.
Электронная медицинская карта это удобная автоматизированная амбулаторная карта пациента или (для стационаров) электронная история болез-
Агранович Н.В. и др. Использование компьютерных обучающих программ в преподавании..
----—
ни, позволяющая быстро находить существующую и добавлять новую информацию обо всех случаях оказания пациенту медицинской помощи, а также в автоматизированном режиме формировать медицинские документы. За счет использования разнообразных пополняемых справочников и шаблонов ввод данных о случаях оказания пациенту медицинской помощи в электронную медицинскую карту занимает гораздо меньше времени, чем при ручном заполнении амбулаторных карт и историй болезни. Кроме того, с ее внедрением устраняется проблема транспортировки документов из одних медицинских организаций в другие, повышается степень защиты персональных данных пациентов — это обеспечивать качественный обмен информацией, необходимой для оказания услуг электронной медицины.
Благодаря формированию единой региональной электронной медицинской карты пациента врач из любой медицинской организации, работающей в единой системе, оперативно получает доступ к информации о проведенных исследованиях, случаях амбулаторно-поликлинического, стационарного и санаторно-курортного лечения пациента, вызовах скорой помощи. В ЭМК врач видит поставленные ранее пациенту диагнозы, выписанные рецепты, результаты лечения, независимо от того, в какой медицинской организации пациент обслуживался ранее.
До сегодняшнего дня студенты медики с 3 курса обучаются правилам ведения медицинской документации в бумажном виде. Отсутствие обучения особенностям ведения медицинской документации в электронном варианте в свою очередь осложнит их адаптацию к практической деятельности в условиях поликлиники. В связи с этим, создание современных обучающих программ по освоению электронных технологий в медицинской практике, частности медицинской документации, на сегодняшний день определяется весьма актуальным и необходимым [1; 2].
Цель: создание экспериментального электива «Электронная медицинская карта» на базе кафедры поликлинической терапии СтГМУ.
Задачи: на примере современных инновационных электронных технологий обучить студентов 6 курса лечебного факультета навыкам:
— быстрого и удобного внесения информации о пациенте;
— формирования на основе ЭМК различной документации — выписки, справки, эпикризы;
— корректировать или самостоятельно создавать удобные и грамотные протоколы обследования;
— в электронном виде передавать пациенту его ЭМК на различных носителях в формате, доступном для просмотра на любом компьютере.
И, как следствие, повысить раннюю адаптацию студентов к практической деятельности в условиях поликлиники.
На кафедре поликлинической терапии, на добровольной основе 37 студентов 6 курса СтГМУ, принимавшие участие в анкетировании, в весенний семестр 2015—2016 года прошли обучение в рамках электива «Электронная медицинская карта», проводившегося на клинических базах кафедры ГБУЗ СК «Городская клиническая поликлиника № 1», г Ставрополь; ГБУЗ СК «Городская клиническая консультативно-диагностическая поликлиника» г Ставрополь.
Результаты. Все студенты, прошедшие обучение по элективу успешно сдали промежуточный и итоговый контроль по дисциплине. По окончанию учебного года, было проведено повторное анонимное анкетирование этих студентов, целью которого было выявить трудности, сохранение неуверенности в выполнении временных норм приема пациента участковым врачом, в частности оформления медицинской документации. Лишь 11% студентов (4 человека) сохранили страх и неуверенность своих действий по быстрому и качественному оформлению электронной документации в рамках амбулаторного приема.
Результаты были сравнены с контрольной группой студентов 6 курса лечебного факультета (37 человек), которые не проходили обучения в рамках электива «Электронная медицинская карта». 56% (21 человек) из числа проанкетированных студентов отметили неуверенность и страх перед самостоятельной работой в амбулаторном звене здравоохранения (поликлинике), в частности в области быстрого и качественного оформления электронной документации. Что подтверждает достоверную разницу в формировании адаптации к предстоящей практической деятельности между прошедшими и не прошедшими обучение студентами.
Выводы: включение в программу обучения в рамках федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения изучение темы «Электронная медицинской карта» повысит раннюю адаптацию к практической деятельности выпускников медицинских ВУЗов. Это, безусловно, повысит качество медицинской помощи, социальную и экономическую эффективность их работы. В связи с этим, создание современных обучающих программ по освоению электронных технологий в медицинской практике, частности медицинской документации, на сегодняшний день определяется весьма актуальным и необходимым.
Внедрение раздела «Электронная медицинская карта» в учебный план кафедр поликлинической терапии 6 курса лечебного факультета медицинских вузов должно стать обязательным элементов современного обучения студентов медиков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агранович Н.В. Формы и методы обучения студентов на кафедре поликлинической терапии: мет. рек. Ставрополь: Изд-во СтГМА, 2011.
2. Агранович Н.В., Ходжаян А.Б. Возможности и эффективность дистанционного обучения в медицине // Фундаментальные исследования. 2012. № 3. С. 545—547.
3. Гуляева С.Ф., Гуляев П.В. Национальный проект «Здоровье» и оптимизация качества и стратегии подготовки врачей интернов на кафедре поликлинической терапии // Тер. архив. 2009. № 1. С. 7—12.
4. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс]. URL: http://www.vshu.ru/ lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600.
5. Краснова Т. И. Повышение качества обучения в вузе в условиях интеграции смешанной модели обучения // Молодой ученый. 2015. № 5. С. 484—486.
THE USE OF COMPUTER TRAINING PROGRAMS IN TEACHING CLINICAL DISCIPLINES IN MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS IN PREPARATION FOR PROFESSIONAL CAREERS IN MODERN CONDITIONS
N. V. Agranovich, G. G. Babasheva, O.V. Agranovich, V.A. Zelensky
Stavropol State Medical University Stavropol, Russia
Annotation. From 2016—2017 academic year in medical universities of the Russian Federation shall come into force a new federal state educational standard of the third generation. It includes the abolition of the internship, and this means that professionals who have received a degree, immediately begin practical work in primary health care. This reorganization of care not only of medical students but also teachers of medical universities, especially the clinical department and especially the Department of outpatient therapy. Employees of the department of outpatient therapy Stavropol State Medical University was established elective experimental "electronic medical records" for the purpose of learning the peculiarities of medical records in electronic form and improve the adaptation of graduates to modern medical practices. The findings of the study results led to the conclusion that the study of "electronic medical records" will enhance early adaptation to the practice of graduates of medical schools. As a consequence, improve the quality of care provided to them, the social and economic efficiency of their work.
Key words: electronic medical records, medical university, practical activities.
REFERENCES
.1 Agranovich N.V. Formi i metodi obucheniya stu-dentov na kafedre poliklinicheskoi terapii: met. rek. Stavropol: Izd-vo StGMA, 2011.
2. Agranovich N.V., Hodjayan A.B. Vozmojnosti i ef-fektivnost distancionnogo obucheniya v medicine. Funda-mentalnie issledova, 2012, no. 3, pp. 545—547.
3. Gulyaeva S.F., Gulyaev P.V. Nacionalnii proekt «Zdorove» i optimizaciya kachestva i strategii podgotovki
vrachei internov na kafedre poliklinicheskoi terapii. Ter. Arhiv, 2009, no. 1, pp. 7—12.
4. Dolgorukov A. Metod case_study kak sovremen-naya tehnologiya professionalno_orientirovannogo obucheniya [Elektronnii resurs]. URL: http_//www. vshu.ru/ lections.phptab_id=3&a=info&id=2600.
5. Krasnova T.I. Povishenie kachestva obucheniya v vuze v usloviyah integracii smeshannoi modeli obuche-niya. Molodoi uchenii, 2015, no. 5, pp. 484—486.