Более ста лет назад, в 1907 г. в своей талантливой работе «Искусство боя» ординарный профессор Императорской Военной Академии Генерального штаба Н.Н. Головин писал: «Великими практиками военного искусства давно установлен закон главенствующего значения духовного элемента в бою. Это, можно сказать, избитая истина... » [1, с. 17]. Боевой опыт показывает, что игнорирование этого закона приводило к краху многие тщательно разработанные планы ведения войны.
Высокий моральный дух воинов России, их мужество, доблесть и честь всегда определяли наши победы. Благодаря этому духу миротворческий батальон в Цхинвали, вооружённый стрелковым оружием выстоял против многократно превосходящих грузинских войск, вооружённых тяжелой техникой. И именно против этого духа сегодня ведётся непрерывная информационнопсихологическая война. Мораль и психика наших военнослужащих подвергаются самому серьезному испытанию за всё время существования армии и флота современной России. Это обязывает командиров, штабы, органы воспитательной работы постоянно и всесторонне изучать, оценивать морально-психологическое состояние войск (сил) [см.: 2, с. 224]. и принимать меры по его укреплению. Тем более это необходимо при подготовке и ведении боевых действий (операций).
Оценка морально-психологического состояния войск (сил) противоборствующих сторон, прогнозирование его изменений и учёт при подготовке и в ходе боевых действий представляет собой сочетание теоретической и практической познавательной деятельности должностных лиц и органов управления войск и сил флота, направленной на выработку и реализацию конкретных решений. Для её успешного осуществления, необходимо опираться на научную методологию и принципы, владеть научными методами исследований.
Основными методологическими принципами оценки состояния войск (сил) сторон являются: объективность и реалистичность подходов; всесторонность и комплексность анализа; единство морально-психологического и военного анализа; строгая научная обоснованность оценок и выводов; конкретно-исторический подход и др.
Принцип объективности и реалистичности подходов предостерегает нас от действий по заданной схеме, т.к. это может привести к поражению. Важно не допустить переоценки морально-психологического состояния своих войск и недооценки состояния противника, его готовности к войне и стремления к победе. Никакого противника не надо бояться, но и нельзя культивировать настроения
шапкозакидательства. Подобное, к сожалению, случалось в нашей истории, в т. ч. не очень далёкой.
Принцип всесторонности и комплексности анализа предполагает учёт всех факторов обстановки, влияющих на морально-психологическое состояние войск (сил) сторон. Если не знать характеристик личного состава, трудно предположить, как он будет вести себя в бою. Часто одна деталь может иметь решающее значение для принятия командиром решения на ведение боевых действий и на их исход.
Принцип единства морально-психологического и военного анализа требует учитывать характер войны, цели, способы боевых действий и как они повлияют на психику и моральное состояние воинов и т.д. Этот принцип нацеливает нас видеть за материальными проявлениями военного дела его духовную, моральнопсихологическую составляющую.
Принцип научности и теоретической обоснованности выводов требует при оценке морально-психологического состояния войск (сил) пользоваться не произвольными критериями, а системой теоретически обоснованных и практически проверенных методов, методик, критериев и показателей и т.д.
Морально-психологическое состояние изменчиво, его нельзя оценивать стереотипами, устаревшими понятиями, поэтому для его оценки необходимо применять принцип конкретно-исторического подхода.
Методологической основой познавательной деятельности человека, важнейшим инструментом оценки любых явлений, в т.ч. в духовной и моральнопсихологической сфере являются многие науки. Для оценки моральнопсихологического состояния войск (сил) сторон применяются методология и методы военной и других наук, общенаучные и специальные методы, как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне. Это могут быть: методы диалектики; системный подход как переходное звено между методами диалектики и другими, специальными методами; теоретические методы (анализ, синтез, сравнение, и т.д.); методы факторного, математического, количественно-качественного анализа; эмпирические методы добывания данных (наблюдение, изучение документов, опрос экспертов, анкетирование, беседы-интервью и др.); прогностические методы, особенно метод экстраполяции выявленных тенденций; методы психологических описаний и анализа, обобщения независимых характеристик, проблемного поиска и др.
Методы являются инструментом исследования предмета и решения научных проблем [см.: 3, с. 50]. Их следует использовать диалектически, рассматривая морально-психологическое состояние войск (сил) сторон в развитии, во взаимодействии духовных, моральных, психологических, социальных, материальных и природных факторов, его определяющих, идти от явления к сущности, выявлять и анализировать противоречия, находить пути их решения и т.д.
Из собственно военных методов оценки морально-психологического состояния войск (сил) сторон, особенно своих войск, наиболее важными являются военные эксперименты. Они осуществляются в ходе выполнения задач боевой службы, во время боевых походов и несения боевого дежурства, при проведении занятий по боевой подготовке, на командно-штабных, тактических, войсковых, флотских и исследовательских учениях и т.д.
Оценка и учёт морально-психологического состояния войск (сил) сторон опираются на реальные данные. В тоже время, активно используются методы научного прогнозирования: логические (анализ, синтез, аналогия и т.д.); интуитивные, эвристические, («мозговой штурм» «мышление за противника» «мысленный эксперимент» и т.д.); поисковые (розыгрыш сценариев, вероятностный анализ и т.д.); военно-политические и специальные игры; математическое моделирование и т.д. [см.: 3, с. 57]. Прогностические оценки должны постоянно перепроверяться и уточняться.
Между методами военного эксперимента и прогнозирования находится метод использования опыта боевого дежурства, боевой подготовки, боевых походов, войсковых и тактических учений. Этот метод позволяет спрогнозировать, а затем оценить реальное морально-психологическое состояние войск, сопоставить его с прогнозируемым и своевременно уточнить оценки и выводы.
Морально-психологическое состояние войск (сил) - это целостная система и в то же время подсистема морально-психологического состояния общества, что предполагает использование для его оценки общественных наук: философии, социологии, экономики, общей и военной истории, политологии, психологии и т.д. Эти науки создают методологическую и мировоззренческую основу для понимания и учёта морально-психологического состояния войск (сил) сторон.
Так, философия, экономика, политология, история и др., помогают военной науке определять характер современных войн, конфликтов, боевых действий, анализировать соотношение материальных и морально-психологических факторов военного дела, их взаимосвязи и взаимодействие. Социология, психология,
педагогика и др. науки изучают закономерности и влияние на военное дело политических систем и характер общественных отношений в различных государствах, взаимоотношения между различными категориями и группами военнослужащих, вооружёнными силами, государством и обществом, и т.д. Они вооружают нас методами исследования поведения военнослужащих в различных условиях, их взаимоотношений с окружающей социальной средой, дают рекомендации по оценке морально-психологического состояния войск в ходе учебно-боевой и боевой деятельности [см.: 3, с. 59]. С помощью всего спектра общественных наук, военная наука имеет возможность своевременно увидеть и оценить тенденции (перспективы) развития способов ведения боевых действий.
Использование научных принципов и методов обеспечивает объективность оценки морально-психологического состояния войск (сил) и выводов из неё. Несмотря на самостоятельность этой работы, она ведётся в тесной связи с оценкой военно-политической, оперативной и боевой обстановки. Необходимо постоянно изучать состояние наиболее крупных группировок вооружённых сил государств в различных регионах мира. В более тщательном изучении нуждаются войска (силы), находящиеся в близи границ России. Пример агрессии Грузии против российских миротворцев и народа Южной Осетии это убедительно продемонстрировал.
История дает примеры блестящего учёта особенностей моральнопсихологического состояния войск противника. Так, при контрнаступлении под Сталинградом главные удары наносились на направлениях обороны румынских армий. Г.К.Жуков по этому поводу писал: «Генеральный штаб ...изучил сильные и слабые стороны немецких, венгерских, итальянских и румынских войск. Войска сателлитов по сравнению с немецкими были хуже вооружены, менее опытны, недостаточно боеспособны даже в обороне. И самое главное, их солдаты, да и многие офицеры не хотели умирать за чуждые им интересы на полях России... » [4, с. 383].
Боевой опыт доказывает, что существует объективная возможность победы над численно превосходящим противником, и залог тому высокое моральнопсихологическое состояние воинов. Показателен опыт боёв в Маньчжурии, где советские войска успешно действовали против превосходящих сил японцев. Здесь морально-психологическое состояние войск сторон сыграло решающую роль.
Существенно влияет оценка морально-психологического состояния войск и на выбор района сосредоточения основных усилий в обороне. Очень тщательно должно взвешиваться состояние войск при определении боевых задач. Нереальная боевая задача может остаться невыполненной, повлечёт большие потери, истощит физические силы военнослужащих, подорвёт их психику и моральное состояние [см.: 5, с. 40].
В целом, при оценке морально-психологического состояния войск (сил) необходимо определить: как оно повлияет на выбор противником направления главного удара в наступлении или района сосредоточения его главных усилий в обороне; как расставить в боевом порядке свои войска, какие определить им боевые задачи; мероприятия по поддержанию морально-психологической устойчивости своих войск (сил), их защите от информационно-психологического воздействия противника и снижению его морально-психологического состояния и др. Именно оценка морально-психологического состояния войск (сил) сторон определяет организацию и содержание морально-психологического обеспечения (МПО) боевых действий (операций) [см.: 2, с. 223].
Работа по оценке морально-психологического состояния войск (сил) сторон включает в себя практический этап (сбор, добывание, обработку, систематизацию данных и т.д.), теоретический этап (анализ данных, подготовку выводов и т.д.) и итоговую оценку морально-психологического состояния своих войск (сил) и войск (сил) противника, прогноз его возможных изменений.
Что же конкретно представляет из себя оценка морально-психологического состояния войск сторон?
Первым оценивается противник. На основании опыта Великой Отечественной войны, последующих локальных войн и конфликтов, можно предложить следующую общую схему оценки морально-психологического состояния войск противоборствующей стороны: их государственная принадлежность, система комплектования, национальный и социальный состав, возрастные характеристики, опыт боевых действий, религиозные убеждения личного состава; степень его информационно-психологической обработки; уровень правопорядка; наличие противоречий и конфликтов между различными категориями военнослужащих; профессиональные и морально-боевые качества командного состава; общая морально-психологическая готовность к боевым действиям и т.д.
На основании этой оценки делаются выводы: как военнослужащие противника будут вести себя в бою, их слабые и сильные стороны; какие части против-
ника наиболее стойкие и какие наиболее неустойчивые моральнопсихологическом отношении; как это может быть учтено в решении на ведение боевых действий; как можно ослабить морально-психологическое состояние противника и т.д.
Затем целесообразно перейти к оценке социально-политических, экономических и физико-географических характеристик района боевых действий и его населения. При этом нас должны интересовать: характер политической власти и поддержка её населением; наличие и сила оппозиции, её влияние на военнослужащих противника; социальные характеристики и национальный состав населения, уровень его религиозности, отношение к войне и нашим войскам; экономический потенциал, развитость инфраструктуры района боевых действий, наличие экологически опасных объектов, разрушение которых создаст препятствия для войск; физико-географические особенности и т.д. По итогам оценки района боевых действий наиболее важными являются выводы, по общественнополитической ситуации в стране и работе с населением района боевых действий. Необходимо определить мероприятия по установлению и поддержанию взаимоотношений с местным населением.
После оценки противника и района боевых действий оценивается морально-психологическое состояние своих войск. Здесь много общего с оценкой войск (сил) противника, и это вполне закономерно. Любой человек имеет дух, душу, тело, психику, чувства, мировоззрение, морально-психические качества и т.д. При оценке своих войск (сил) анализируется: их национальный и социальный состав; уровень религиозности; соотношение между военнослужащими по контракту, призыву, резервистами, характер взаимоотношений между ними; общее состояние воинской дисциплины; служебный и боевой опыт личного состава, особенно офицерского и многое другое. В ходе оценки необходимо: уяснить сильные и слабые стороны морально-психологического состояния различных категорий военнослужащих, как это может сказаться на боеспособности частей и соединений; определить наиболее сильные и наиболее слабые в моральнопсихологическом отношении подразделения, части и как их лучше использовать, какие мероприятия МПО провести по укреплению состояния своих войск, снижению эффективности и нейтрализации последствий информационнопсихологического воздействия на них противника и т.д.
Следует подчеркнуть, что по всем пунктам оценки моральнопсихологического состояния войск (сил) сторон, района боевых действий дела-
ются выводы: как это может повлиять на ход боевых действий (операции) и как это учесть в решении и при организации морально-психологического обеспечения боевых действий.
Для своевременной и точной оценки морально-психологического состояния войск (сил) сторон требуется много данных. Вести их сбор и анализ обязаны все органы военного управления и должностные лица, согласно боевому предназначению, но особо важная роль здесь принадлежит воспитательным структурам. Работа по сбору, обобщению и анализу данных для оценки состояния войск носит системный, комплексный характер, ведётся и в мирное, и, тем более, в военное время. Иметь эти данные следует не только в тестовом (электронном) варианте, но и на карте.
В заключение следует подчеркнуть, что характер, способы ведения войн и боевых действий неуклонно меняется. Основным содержанием войны всё больше становится противоборство в информационно-психологической сфере. Недалеко, видимо, то время, когда победа будет достигаться за счёт духовного, морально-нравственного и информационно-психологического превосходства одной из противоборствующих сторон. Нам необходимо заблаговременно готовить к защите Отечества не только экономику, инфраструктуру страны и т.д., но и сознание, мораль и психику граждан России, военнослужащих её силовых структур.
Основой суворовского учения «Наука побеждать» является признание господства духа над материей [6, с. 32]. «Ни руки, ни ноги, ни бренное человеческое тело одерживает победу, а бессмертная душа, которая правит и руками, и ногами, и оружием, - и если душа воина велика и могуча, не предается страху и не падает на войне, то и победа несомненна, а потому и нужно воспитывать и закаливать сердце воина так, чтобы оно не боялось никакой опасности и всегда было неустрашимо и бестрепетно», утверждал не побежденный никем и никогда гениальный полководец [7, с. 28]. Будем всегда помнить эти слова нашего великого соотечественника.