психологические аспекты воспитательной, правовой и профилактической работы
УДК 349
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ МОРАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
Б. Ю. Дерешко
В статье рассматриваются отдельные вопросы правового регулирования информационно-пропагандистской работы как вида морально-психологического обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ. Подчеркивается значимость такой работы в мирное время, при ведении боевых действий и участии Вооруженных Сил в миротворческих операциях. Особого внимания заслуживают предложения автора по совершенствованию действующего законодательства в указанной сфере общественных отношений.
Ключевые слова: морально-психологическое обеспечение, информационно-пропагандистская работа, Вооруженные Силы Российской Федерации, информация, пропаганда.
Информационно-пропагандистской работе с личным составом в Вооруженных Силах Российской Федерации уделяется особое внимание, как ведущему виду морально-психологического обеспечения деятельности в сфере обороны и безопасности, позволяющему достичь и поддерживать необходимый уровень боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.
В ходе реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации произошли существенные изменения в системе работы с личным составом. Так, в 2010 г. с введением в действие Временного наставления по морально-психологическому обеспечению военных действий Вооруженных Сил Российской Федерации произошло преобразование органов воспитательной работы в органы по работе с личным составом. В подразделениях, воинских частях, соединениях и объединениях вместо должностей заместителей командиров (командующих) по воспитательной работе введены должности заместителей по работе с личным составом. Соответственно переименованы органы управления работой с личным составом военных округов, видов Вооруженных Сил, объединений, соединений и воинских частей. Главное управление
воспитательной работы стало Главным управлением по работе с личным составом.
Реформе подверглось и содержание деятельности органов военного управления. Вместо воспитательной работы в мирное время ими осуществляется работа с личным составом, а в военное — морально-психологическое обеспечение военных действий. Содержание работы с личным составом и морально-психологического обеспечения соответствует условиям мирного и военного времени. В этой связи в системе работы с личным составом место информационно-воспитательной работы в воинских частях и подразделениях заняла информационнопропагандистская работа.
В ряде источников приводится определение информационно-пропагандистской работы как системы целенаправленных согласованных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время государственным и военным руководством страны, всеми органами военного управления и должностными лицами Вооруженных Сил, военными средствами массовой информации по своевременному доведению до личного состава войск сведений о военнополитической, морально-психологической и информационной обстановке, принимаемых органами государственной власти решениях, полученных задачах, действиях своих войск и войск противника в интересах формирования устойчивого и управляемого морально-психологического состояния '. Следует отметить, что в приведенном определении отсутствует связь информационно-пропагандистской работы с воинским воспитанием личного состава Вооруженных Сил.
Изменение наименования влечет за собой определенные изменения в содержании этой деятельности. При этом нельзя говорить, что информационнопропагандистский элемент стал преобладать над воспитательным компонентом работы с личным составом. Эти изменения ни в коей мере не снимают задачу воспитания военнослужащих, а только лишь приводят систему работы с военнослужащими в соответствие с существующими реалиями.
Кроме того, информационно-пропагандистская работа включила в себя существовавший ранее самостоятельно вид морально-психологического обеспечения — защиту личного состава от информационно-
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)
49
Дерешко Б. Ю. Правовое регулирование информационно-пропагандистской работы...
психологического воздействия противника, что также не следует из приведенного определения. Однако такой подход существенно расширяет спектр задач информационно-пропагандистской работы и позволяет оптимизировать формы и методы работы с личным составом, в современных условиях ведения информационных войн обеспечить надежный барьер на пути негативной информации.
В первую очередь это связано с тем, что информация в любой сфере общественной деятельности, и особенно в военной сфере, может быть не только совокупностью сведений, но и оружием. Причем в последнем случае опасность заключается в том, что информация может использоваться скрытно, а результаты ее воздействия могут оказаться разрушительными.
Термин «информация» происходит от латинского слова mformatio — разъяснение, изложение. Единого для всех наук понятия «информация» не существует. В общем виде такое понятие дает философия, понимая под информацией «некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний» 2. В любом случае эти сведения, данные или знания имеют существенное значение для лиц, распространяющих или получающих их.
Недаром часто цитируют выражение Н. Ротшильда, ставшее поистине крылатым: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Еще в XIX в. династия Ротшильдов оценила важность получения своевременной информации, в соответствии с которой братья корректировали свою финансовую политику. Ротшильды всегда на 10-12 часов раньше королевских послов информировали английское правительство о событиях. Это происходило потому, что их курьеры пользовались специальными морскими судами, которые не имели права перевозить других лиц и отправлялись в путешествие через Ла-Манш независимо от погоды 3.
Как отмечается в руководящих документах Министерства обороны Российской Федерации, значение информации в жизни общества стремительно растет, меняются методы работы с информацией, расширяются сферы применения информационных технологий. Сегодня информация приобретает все более важное значение во всех сферах деятельности современного общества. Телевидение, Интернет, радио, печать, как самые распространенные источники информации, давно уже стали важнейшими средствами борьбы за умы и души людей. Государства, коллективы и отдельные люди при достижении своих целей добиваются больших успехов в том случае, если им удалось эффективно и полно использовать информационный фактор в своих интересах 4.
Информационно-пропагандистская работа является одним из наиболее существенных направлений морально-психологического обеспечения, так как именно она во многом создает и определяет боевой дух людей, ведущих вооруженное противоборство. В разные периоды истории информационно-
пропагандистская работа называлась по-разному, но суть ее сохранялась всегда. Без нее не мог обойтись ни один военачальник, который заботился о надлежащем уровне морально-психологического состояния своих солдат и офицеров. Важным условием боеготовности и боеспособности многие правители и полководцы считали усвоение каждым воином целей и задач, стоящих перед государством и его войском. Например, планомерная и настойчивая партийно-политическая работа советского руководства и командования Красной Армии в годы Великой Отечественной войны, включавшая тогда информационно-пропагандистский компонент, не позволила хорошо отлаженной и весьма профессиональной пропагандистской машине нацистской Германии деморализовать наших солдат. Весь советский народ, солдаты и офицеры свято верили в правоту ценностей, которые защищали, и в неизбежность победы над врагом 5.
Роль и значение информационно-пропагандистской работы в системе морально-психологического обеспечения определяются следующими факторами.
Во-первых, именно информационно-пропагандистская работа во многом формирует состояние боевого духа военнослужащих.
Во-вторых, с помощью информационно-пропагандистской работы создается необходимое моральнопсихологическое состояние военнослужащих, позволяющее успешно решать поставленные перед ними задачи.
В-третьих, в настоящее время информационнопропагандистская работа становится мощным фактором обеспечения боевой готовности войск, повышения морально-психологической устойчивости личного состава, испытанным средством формирования у военнослужащих государственно-патриотической позиции, чувства долга, профессионализма и неукоснительного следования лучшим традициям Российской армии и флота. Органами военного управления, военными средствами массовой информации, офицерами и командирами целенаправленно используется комплекс средств и методов информационного воздействия на личный состав в целях успешного решения задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации.
В процессе информационно-пропагандистской работы у военнослужащих формируются научное мировоззрение, убеждения, представления, моральные нормы и принципы поведения, высокие духовнонравственные и психологические качества, гордость за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации, готовность выполнить воинский долг, стремление в совершенстве овладеть военными знаниями и навыками.
Главная задача информационно-пропагандистской работы состоит в выработке у личного состава системы моральных качеств, норм, принципов и убеждений, в развитии нравственных мотивов сознательного и добросовестного выполнения воинского долга в мирное время и в бою. В последнем случае
50
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)
Дерешко Б. Ю. Правовое регулирование информационно-пропагандистской работы...
одна из главных ролей принадлежит информационнопропагандистской работе.
Как справедливо отмечает А. А. Чертополох, «В военное время возрастает роль морально-психологических аспектов, связанных с мобилизацией личного состава на разгром врага. Основное внимание сосредоточивается на разъяснении военнополитической обстановки, причин, целей, характера развязанной войны, разоблачении ее истинных виновников, обосновании необходимости вооруженной защиты Отечества, формировании у воинов убежденности в справедливости дела, за которое они сражаются с врагом» 6.
В соответствии с Военной доктриной Российской Федерации 7 (п. 22) Вооруженные Силы Российской Федерации применяются для отражения агрессии против Российской Федерации и (или) ее союзников, поддержания (восстановления) мира по решению Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности, а также для обеспечения защиты своих граждан, находящихся за пределами Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Основными задачами информационно-пропагандистской работы с военнослужащими в случае привлечения Вооруженных Сил Российской Федерации к участию в миротворческих операциях являются: информирование и разъяснение личному составу государственной политики в области обороны и безопасности Российской Федерации; обеспечение психологической устойчивости личного состава; защита личного состава от информационнопсихологического воздействия враждующих сторон (участников конфликта). При этом важно учитывать сложность обстановки, в которой проводится информационно-пропагандистская работа. Военнослужащие оторваны от Родины и привычных условий жизни; возможны случаи втягивания миротворческого контингента в конфликт между враждующими сторонами, а также прямые нападения на миротворцев, о чем свидетельствует опыт вооруженной агрессии Грузии в Южной Осетии в августе 2008 г.
В связи с этим в таких ситуациях необходимо разъяснять личному составу социально-политические, экономические, национальные и иные причины возникновения конфликта и задачи миротворческого контингента по его локализации и урегулированию.
Проведение информационно-пропагандистской работы в условиях боевых действий еще сложнее. У военнослужащих должно формироваться патриотическое сознание, преданность своему Отечеству, убежденность в справедливом характере войны, уверенность в победе над врагом. Поэтому так важно обеспечение непрерывного политического и боевого информирования о сложившейся военнополитической и боевой обстановке, осуществление
мероприятий по защите войск от информационнопсихологического воздействия противника в целях изменения соотношения морально-психологических сил в свою пользу 8.
В качестве примера можно привести события в Чеченской Республике в 1994-1996 гг. По свидетельству очевидцев, на первом этапе ведения боевых действий у значительного количества военнослужащих проявилось неверие в то, что война действительно началась; у многих не сложились безоговорочная требовательность к себе, стойкость, упорство и боевая активность, которых требовала обстановка. Недооценка противника привела к значительным потерям живой силы и боевой техники. Многим военнослужащим потребовалась усиленная психологическая помощь. К сожалению, известны случаи малодушия и трусости, в том числе со стороны офицеров и младших командиров.
В военное время задачи информационнопропагандистской работы приобретают более конкретный характер, в них усиливается политическая составляющая, возрастает роль мобилизации на самоотверженное профессиональное выполнение боевых задач. Возрастает значение и моральнопсихологических аспектов, связанных с мобилизацией личного состава на разгром врага. Основное внимание сосредоточивается на разъяснении военнополитической обстановки, причин, целей, характера развязанной войны, разоблачении ее истинных виновников, обосновании необходимости вооруженной защиты Отечества, формировании у воинов убежденности в справедливости дела, за которое они сражаются.
Таким образом, система информационнопропагандистской работы со всеми категориями военнослужащих представляет собой важнейшее средство формирования здорового морального духа войск, неотъемлемый компонент строительства, подготовки и применения Вооруженных Сил Российской Федерации. При этом внимание уделяется информативности (количество новой полезной информации, ценность сведений, фактов), понятности (соответствие смыслового содержания уровню знаний, развития, интересам и языковым возможностям аудитории), доступности (однозначность, конкретность и четкость употребляемых слов, лаконичность фраз).
Правильно отмечает А. Хачатрян: «Информационные процессы лежат в основе важнейших функций психики воинов — восприятия окружающей действительности, мышления, памяти, работы аппаратов эмоций и чувств. С психической переработкой информации связан механизм оценки и предвидения (прогноза), которым обладает каждый человек. Причем это происходит на уровне сознания (анализ, синтез), подсознания (стереотипы, навыки) и сверхсознания (интуиция, предчувствие). Другими словами, содержание и направленность информационных процессов, соответствующих системе доминирую-
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)
51
Дерешко Б. Ю. Правовое регулирование информационно-пропагандистской работы...
щих потребностей личности, выступают своего рода регуляторами поведения» 9.
Несмотря на то значение, которое придается в Вооруженных Силах Российской Федерации информационно-пропагандистской работе, приходится признать, что теоретические вопросы этого направления деятельности разрабатываются в основном в психологической, педагогической и иных науках и фактически остаются без должного внимания в юриспруденции.
Среди немногочисленных научных работ, затрагивающих отдельные вопросы информационнопропагандистской работы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войск и воинских формирований, можно выделить работы В. П. Алексеева, В. В. Глобы, А. И. Землина, В. Н. Серова, Г. Ф. Чекмарёва 10.
Однако в указанных работах речь идет, как правило, о правовом воспитании военнослужащих. Вопросы информационно-пропагандистской работы в целом незаслуженно остаются за пределами научных интересов правоведов.
В целях междисциплинарного взаимодействия, обмена информацией между науками необходимо в полной мере использовать потенциал, который выработан в военной педагогике, военной психологии и других областях научных знаний; вычленить те достижения и иные составляющие, которые следует обосновать с правовой точки зрения и закрепить их в правовых нормах. Тем более что одновременно стоит признать тот факт, что не лучшее положение дел наблюдается и в сфере правового регулирования информационно-пропагандистской работы с военнослужащими.
Информационно-пропагандистская работа осуществляется в настоящее время в соответствии с руководящими документами Министерства обороны Российской Федерации 1 11, а также в соответствии с Общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации 12. Однако после 2010 г. изменения в связи с введением информационно-пропагандистской работы еще не внесены, а на законодательном уровне регламентация такой деятельности, как и моральнопсихологического обеспечения в целом, отсутствует. Не урегулировано и понятие права военнослужащего на информацию, а также процедура осуществления такого права.
Например, в Федеральном законе от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» говорится о таких правах военнослужащих, как право на жилищное обеспечение (ст. 15), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 16) и т. п. 13 О праве военнослужащих на получение информации в законе говорится лишь косвенно, Так, в ст. 7 указано, что военнослужащие, реализуя свое право на свободу совести, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира.
Отдельные нормы, касающиеся реализации права военнослужащих на получение информации, содержатся в некоторых иных нормативных правовых актах, являющихся по своему статусу подзаконными. Например, п. 7 постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 апреля 2011 г. № 8/556 посвящен реализации прав военнослужащих на получение информации о зарегистрированных кандидатах 14.
По нашему мнению, такая ситуация недопустима. Необходимо на законодательном уровне (например, путем внесения соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих») урегулировать вопросы, связанные с правом военнослужащих на получение информации, в том числе в зависимости от того, в мирное или военное время реализуется это право. Кроме того, в законе необходимо четко определить нормы, регламентирующие информационно-пропагандистскую работу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В заключение отметим, что научные разработки ученых-правоведов в сфере информационно-пропагандистской работы с военнослужащими и совершенствование действующего законодательства в указанной сфере будут способствовать не только поддержанию высокого уровня морально-психологического состояния воинских коллективов, но и будут способствовать успешному решению задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации.
1 Насонов К. Организация информационно-воспитательной работы в части (на корабле) // Ориентир. 2013. № 6. С. 60-64.
2 Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. М., 1986. С. 172.
3 Мерникова Н. Ротшильды: 250 лет процветания // Управление персоналом. 2000. № 10. С. 65.
4 См., напр.: Информационно-воспитательная работа — важный компонент успешного несения службы : метод. пособие в помощь руководителям групп ОГП. М., 2010. C. 12.
5 Там же. C. 15.
6 Чертополох А. А. Информационное обеспечение воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации. М., 1999. C. 55.
7 Военная доктрина Российской Федерации : утв. Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 г. № Пр-2976 // Рос. газета. 2014. 30 дек.
8 Арзамаскин Ю. Н., Бублик Л. А. Морально-психологическое обеспечение в Вооруженных Силах России. М., 2002. С. 103-118.
9 Хачатрян А. Организация информационно-воспитательной работы в части (на корабле) // Ориентир. 2009. № 1. URL: http://goup32441.narod.ru/files/ogp/001_oporn_konspekt/2009/ 2009-02-2.html (дата обращения: 07.04.2015).
10 Алексеев В. П. Актуальные вопросы правового воспитания военнослужащих Пограничной службы Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. 237 с. ; Глоба В. В. Правовое воспитание военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации : дис. . канд. юрид. наук. М., 1997. 185 с. ; Землин А. И. Формирование правовой культуры военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации (вопросы теории и практики) : дис. . канд. юрид. наук. М., 2002. 201 с. ; Серов В. Н. Воспитательная функция права и ее реали-
52
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)
Калмыкова Е. А., Шайкова М. В. Актуальные проблемы профилактики преступности несовершеннолетних...
зация на современном этапе развития Вооруженных Сил Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 195 с. ; Чекмарёв Г. Ф. Правовая культура военнослужащих как фактор обеспечения законности в Вооруженных Силах Российской Федерации (теоретико-правовые аспекты) : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. 211 с.
11 Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации : приказ министра обороны Российской Федерации от 11 марта 2004 г. № 70. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» ; О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации : приказ министра обороны Российской Федерации от 28 февраля 2005 г. № 79. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс» ; Об организации общественно-государственной подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации : приказ министра обороны Российской Федерации от 5 мая
УДК 343.9
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (НА ПРИМЕРЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)
Е. А. Калмыкова, М. В. Шайкова
В статье рассматриваются региональные проблемы профилактики преступности несовершеннолетних, раскрыты качественные и количественные характеристики преступности несовершеннолетних в Курской области. Определены субъекты и объекты профилактики, а также выделены перспективные направления предупреждения преступности несовершеннолетних.
Ключевые слова: преступность несовершеннолетних, профилактика, предупреждение преступности несовершеннолетних, субъекты и объекты профилактики.
Анализируя преступность несовершеннолетних в Курской области, как и в целом по России, можно отметить, что она не содержит признаков детского озорства, спонтанности, возрастной незрелости. Для несовершеннолетних преступников характерны устойчивые негативные взгляды и установки, что дает им возможность выжить в сложных социальных условиях. Для них характерно активное обращение к алкоголю, наркотикам, раннее вступление в половые связи, а впоследствии — вовлечение в криминальную среду, в том числе в сферу организованной преступности. Не вызывает сомнения тот факт, что основное место в категориях детерминант преступности несовершеннолетних занимают пробелы нравственно-правового воспитания детей, их правовой социализации, которую призвана дать им общеобразовательная система.
Различные аспекты преступности несовершеннолетних исследовали: Н. В. Артеменко, В. Б. Боровиков, Е. В. Демидова, С. К. Жиляева, Н. Р Косевич — предупреждение преступности несовершеннолетних; И. И. Зайцева, Г. М. Решетов — индивидуальную профилактику правонарушений; С. Т. Сулейманова — правосознание
2005 г. № 170. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12 Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495 : в ред. от 25 марта 2015 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 47, ч. 1, ст. 5749.
13 О статусе военнослужащих : федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 22, ст. 2331.
14 О Методических рекомендациях по реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов при проведении выборов Президента Российской Федерации : постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 апреля 2011 г. № 8/556 // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2011. № 5. С. 21.
несовершеннолетних правонарушителей; Ю. В. Новикова, Е. А. Редькина — уголовно-правовые и криминологические аспекты рецидивной преступности молодежи; Н. Н. Савина — семью несовершеннолетнего правонарушителя как объект профилактики преступлений.
Все большую значимость приобретает региональный аспект в решении данной проблемы, потому что система профилактики правонарушений несовершеннолетних в стране не может быть одинаковой для всех субъектов Российской Федерации. Анализируя проблемы профилактики преступности несовершеннолетних на примере Курской области, следует остановиться на краткой характеристике этого явления.
Преступность несовершеннолетних определяется как вид преступности, специфику которого составляет выраженная обусловленность социальными влияниями, действующим уголовным законодательством и личностными особенностями несовершеннолетних, совершивших преступления.
Подростковая преступность в Курской области характеризуется видимыми изменениями, обусловленными трансформацией социально-экономической и политической структуры общества, идеологии общества и государства.
Изменения мотивации формирования умысла на противоправное поведение у большинства несовершеннолетних связаны с влиянием криминальной идеологии и потребительской психологии.
В Курской области отмечается увеличение числа несовершеннолетних (учащихся школ), совершивших преступления; выросло также количество преступлений в сфере экономики (краж и грабежей). При этом наблюдается рост корыстной, потребительской мотивации в умысле несовершеннолетних. Выявлена негативная тенденция роста «наркотической» преступности несовершеннолетних.
За последние пять лет существенно изменились качественные характеристики преступности несовер-
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)
53